Регулирование экономической деятельности

Прежде чем дать определение понятию «правовое регулирование» необходимо рассмотреть термин «право». Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения или деятельности (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Таким образом, право является регулятором общественных отношений. Его регулирующее воздействие направлено на упорядочение, стабилизацию жизни общества, обеспечение его нормального функционирования и развития.

Российская правовая система состоит из определенных отраслей права. Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования, а также собственные источники и субъекты (участники регулируемых отношений).

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Предметом регулирования материального права выступают управленческие, имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: конституционное, административное, гражданское, финансовое, уголовное, экологическое право и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру реализации прав и обязанностей участников общественных отношений. Оно регулирует отношения, возникающие в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессе (т.е. при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских, арбитражных дел в судах), а также при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

К процессуальным отраслям права относятся: гражданское процессуальное право; уголовно-процессуальное право; арбитражно-процессуальное право.

Необходимо отметить, что процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.

Таким образом, процессуальные нормы обслуживают материальные.

В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. Например, в составе гражданского права выделяется договорное, авторское, наследственное право.

Пo видам регулируемым отношений (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражно-процессуальное, международно-публичное право.

Частное право относится к другой подсистеме права, регулирующей отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), правовой статус и свободу экономической деятельности физических и юридических лиц. Состав частного права включает гражданское, семейное, трудовое, торговое, международное частное право.

Под правовым регулированием принято понимать осуществление при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения.

Целью правового регулирования является стимулирование должного поведения участников общественных отношений и блокировка деструктивных форм поведения. Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения.

Механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Из изложенного следует, что правовое регулирование формируется деятельностью государства путем выработки юридических установлений, выбора соответствующих правовых средств, обеспечения их реализации. Юридическую основу правового регулирования образуют правовые нормы, в которых моделируются общественные отношения, устанавливаются правила возможного поведения физических и юридических лиц, юридическая ответственность за их нарушения (невыполнение). Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение субъектов права, зависят от способов правового регулирования. В последних содержится суть юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого воздействия.

Среди способов правового регулирования различают:

1) обязывание, т.е. возложение на физических и юридических лиц прямой обязанности совершать определенные действия;

2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

3) дозволение — предоставление лицам права на собственные активные действия.

Таким образом, правовое регулирование экономических отношений — это процесс целенаправленного воздействия государства на экономические отношения при помощи специальных правовых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочение.

В Российской Федерации уделяется большое внимание правовому регулированию экономических отношений, развитию рыночной экономики, предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции.

Несмотря на наличие в рыночной экономике самостоятельности в выборе действий субъектами хозяйственной деятельности, они вступают в отношения с другими участниками экономической деятельности. С целью их упорядочения осуществляется правовое регулирование уполномоченными органами государства. Принимаются законы и подзаконные акты, которые оказывают воздействие на экономические процессы.

Основными направлениями осуществления правового регулирования на современном этапе развития экономики являются следующие:

а) реализация государственной экономической политики (приватизационной, инвестиционной, жилищной, энергетической политики и т.д.);

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);

в) установление порядка управления государственными предприятиями и учреждениями;

г) регулирование деятельности объектов негосударственного сектора;

д) координация функционирования государственного и негосударственного секторов экономики;

е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в экономической сфере и др.

Экономические отношения регулируются многими отраслями права. Основная же роль в регулировании экономической (предпринимательской) деятельности принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового регулирования экономической (предпринимательской) деятельности, а административное право — публично-правового.

Гражданским правом определяется правовое положение физических и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Предметомрегулирования гражданского права являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная, основополагающая отрасль права, регулирующая отношения экономической деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные отношения и т.д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники обладают свободой выбора вариантов поведения, т.е. преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный (метод дозволения).

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д. Поэтому нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов деятельности, осуществление государственного контроля и надзора в сфере экономики, полномочия органов государственного управления в сфере экономики и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь часто доминирующий принцип — принцип власти и подчинения.

Более подробно основные направления гражданско-правового и административно-правового регулирования будут рассмотрены в последующих лекциях.

| следующая лекция ==>
Понятие, уровни и формы экономики | Нормативные правовые акты как основные источники правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности

Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 5963;

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке, а также деловое соперничество, которое способствует достижению более высоких результатов.

Конкуренция является неотъемлемым условием нормально функционирующей рыночной экономики, а также эффективного и динамичного торгового рынка.

Государство поддерживает конкуренцию двумя основными видами мер:

а) стимулирующими, предполагающими принятие законодательства, которое бы развивало и поощряло конкуренцию. Речь идет в первую очередь о соответствующих законах в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров;

б) ограничительными (запретительными), предполагающими принятие антимонопольного законодательства и законодательства против недобросовестной конкуренции.

Особое внимание законодатель обращает на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Применительно к хозяйствующим субъектам к таким действиям относятся:

— злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;

— соглашения (согласования действия) хозяйствующих субъектов, ограни­чивающие конкуренцию.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 50 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке может выразиться в таких действиях (бездействии) как:

— изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого являет­ся создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

— навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, и согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);

— создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или не­сколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с дру­гим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

— создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразо­вания;

— установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

— сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеют­ся спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

— необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупате­лями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соот­ветствующего товара.

Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, огра­ничивающие конкуренцию, включают:

— установление (поддерживание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок,

— повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

— раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж либо закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков),

— ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйст­вующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупа­телей (заказчиков);

— отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

В исключительных случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом пра­вомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эф­фект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для товарного рынка.

Сущность понятия экономической деятельности

Вся история развития человечества основана на возникновении и развитии экономической деятельности человека. Зародилась эта деятельность в тот период, когда природа уже не могла обеспечить возросшие потребности человека. Для их удовлетворения человеку приходилось трудиться.

Определение 1

Экономической деятельностью называется совокупность деятельности человека по созданию материальных и духовных благ в процессе труда.

Стоимость приложенных усилий легла в первоначальную основу ценообразования. Благодаря дальнейшему развитию экономической деятельности, совершенствовались орудия труда, технология производства, увеличивалась производительность труда. Появление излишков продукции привело к возникновению классового общества и государства.

Замечание 1

Экономическая деятельность стала основой для формирования социальных отношений. Государственная политика (как внутренняя, так и международная) является лишь отражением и продолжением экономических отношений.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Правовое регулирование экономической деятельности 430 руб.
  • Реферат Правовое регулирование экономической деятельности 270 руб.
  • Контрольная работа Правовое регулирование экономической деятельности 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Необходимость регулирования экономической деятельности

Определение 2

Регулированием экономической деятельности называется согласование действий субъектов хозяйствования.

Регулирование экономики необходимо. Хотя основоположник экономической теории А. Смит и убеждал, что экономика обладает абсолютной способностью к саморегулированию, последующее развитие мирового хозяйства показало необходимость вмешательства государства. Дж. Кейнс утверждал, что роль государства в регулировании экономикой усиливается, усложняется и требует ювелирной точности.

Государство старается совместить интересы как производителей, так и потребителей, защищает экономику от монополизации, учитывает общественные интересы и национальную безопасность

Методы регулирования экономической деятельности

Определение 3

Методами регулирования экономической деятельности называются способы влияния на субъектов хозяйствования для обеспечения эффективности деятельности экономики в направлении государственной экономической политики.

Методы бывают прямые и непрямые (косвенные). В зависимости от форм воздействия их разделяют на:

  • правовые методы;
  • административные методы;
  • экономические методы;
  • пропагандистские методы.

Правовые методы регулирования

Наиболее ярким примером методов прямого влияния является правовое регулирование экономической деятельности.

Определение 4

Правом называется совокупность норм и правил поведения, которые санкционированы и обеспечены системой государственного влияния.

Государство формирует нормативно-правовую базу, с помощью которой воздействует на экономику, регламентирует рыночные отношения и деятельность субъектов хозяйствования. Целью правового регулирования является законодательное обеспечение эффективности деятельности экономики государства, координации деятельности производителей и совмещение частных и общественных интересов.

Замечание 2

Правовое регулирование предусматривает не только нормативность, но и процедурность деятельности. Это означает, что любое действие должно иметь четкую структуру и последовательность. Кроме этого предусматриваются процедуры защиты интересов, создания предприятий, объявления банкротства и пр.

Помимо этого правовое регулирование предусматривает объективность права, его независимость и непредвзятость, наличие определенных правовых структур (органов правового производства).

Подводя итог, можно сказать, что методами правового регулирования экономической деятельности являются:

  • формирование нормативно-правовой базы;
  • создание институтов права (судебных и правоохранительных органов);
  • формирование системы правовых процедур в хозяйственной деятельности.

Правовое регулирование — воздействие права на общественные отношения с помощью системы специальных юридических средств.

Правовое регулирование может осуществляться тремя способами:

1. Дозволение — предоставление субъектам возможности совершать определенные действия. Например, согласно Конституции РФ каждый имеет право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

2. Обязывание — возложение на субъектов необходимости совершить определенные действия. Например, по договору купли-продажи покупатель обязан оплатить переданный товар.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий. Например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования.

В научной литературе различают такие виды правового регулирования как:

1. нормативное и индивидуальное правовое регулирование;

2. государственное и «негосударственное» правовое регулирование;

3. централизованное и децентрализованное правовое регулирование;

4. общее, ведомственное, местное и локальное правовое регулирование.

Нормативное правовое регулирование предполагает регулирование общественных отношений нормами позитивного права. Норму права можно определить как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Нормы права могут быть выражены в различных формах (законах, указах, приказах, постановлениях и т.д.).

Правовое регулирование экономических отношений осуществляется с помощью норм различных отраслей права (административного права, гражданского права, уголовного права, налогового права и т.д.). По мнению Губина Е.П. все рыночные отношения в принципе не могут быть урегулированы с помощью правовых норм, поскольку рынок является все же саморегулируемой системой, предполагающей свободную, активную деятельность субъектов в сфере экономики.

Источники правового регулирования – внешняя форма выражения норм права. Рассмотрим источники, регулирующие экономическую деятельность.

Выделяют следующие виды источников:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

2) нормативный правовой акт;

3) обычай делового оборота;

4) некоторые ученые выделяют такой источник как локальный акт организации;

Рассмотрим более подробно каждый из названных источников.

I. Одним из видов источников права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.Согласно ст. 15 Конституции РФобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерацииявляются составной частью правовой системы РФ. Более того, согласно той же статье 15 Конституции РФ в случае противоречия между международным договором РФ и нормативными актами РФ приоритет будет отдаваться международному договору. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, возникающим при осуществлении хозяйственной деятельности непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

В числе международных документов, регулирующих экономическую деятельность, можно назвать следующие:

— Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

— Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

— Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

— Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

— ИНКОТЕРМС 2010г. и др.

II. Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации.

1. Конституция РФ обладает на территории Российской Федерации высшей юридической силой. Это означает, что ни один из нижестоящих актов не может противоречить Конституции, в противном случае положения, предусмотренные такими актами, будут признаваться недействительными. В Конституции РФ установлены нормы, которые предусматривают свободу осуществления предпринимательской деятельности, принцип равенства всех форм собственности, принцип ограничения монополистической деятельности и защиты конкуренции.

2. Федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

3. Федеральные законы:

— Гражданский кодекс РФ. 1 часть Гражданского кодекса – «общие положения» — содержит нормы права, определяющие правовое положение физических и юридических лиц, общие положения о сделках, праве собственности, обязательствах и договорах. 2 часть Гражданского кодекса – «отдельные виды обязательств» — содержит нормы, посвященные отдельным видам договоров (купля-продажа, аренда, подряда, оказание услуг и т.п.), а так же обязательствам из причинения вреда и неосновательного обогащения. 3 часть Гражданского кодекса – «наследственное право» и «международное частное право». 4 часть Гражданского кодекса – «права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

— Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. 1 часть Налогового кодекса посвящена общим положения (права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок исчисления и уплаты налога, порядок взыскания налога, порядок осуществления зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, порядок проведения налоговых проверок, а так же нормы об ответственности за нарушение налогового законодательства). 2 часть Налогового кодекса содержит нормы посвященные отдельным видам налогово (налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и т.д.).

— Кодекс РФ об административных правонарушениях.

— Уголовный кодекс РФ.

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

— Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

— Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

— Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

4. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

5. Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства финансов, Федеральной антимонопольной служба РФ (ФАС России), Федеральной таможенной службы (ФТС России) и др.);

5. Нормативные правовые акты субъектов РФ — издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленных статьями 71 — 73 Конституции РФ и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты. Например, муниципальные образования принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

III. Обычай делового оборота.Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Таким образом, обычай не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе.

Обычаи делового оборота, применяются, если они не противоречат законодательству или договору.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Не очень распространенный источник. Один из немногих примеров связан с морским законодательством. Согласно ст. 130 КТМ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Добавить комментарий