Римские магистратуры

От полиса к империи

Конец IV – начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.

Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и управления, закрепленных в праве и в политических традициях. Во-вторых, с этого времени Римское государство, создав мощную, новую по своим боевым и организационным возможностям армию, перешло к активной завоевательной политике – сначала в самой Италии, а затем и далеко за ее пределами.

На протяжении III в. до н. э. Рим покорил Центральную и Южную Италию (Северная была подчинена уже к 288 г.), вступив в политическое и военное соприкосновение с греко-италийскими государствами и с господствовавшей тогда на Средиземноморье Карфагенской державой. Итальянские племена и полугосударства образовали вместе с Римом условную Италийскую федерацию под господством Рима, членство в которой обеспечивало ее жителям некоторую близость в правовом положении к римлянам. Союзнические народы количественно значительно усилили римскую армию. Это дало возможность, хотя и после трудных двух Пунических войн, иногда даже ставивших Рим на грань государственной катастрофы («Ганнибал у ворот!»), сокрушить Карфагенскую державу и подчинить себе большую часть ее владений в Средиземноморье. К началу II в. до н. э. внутренний кризис Македонской державы (см. § 12) сделал ее легкой добычей Рима. Немногим более полувека спустя Рим распространил свою гегемонию и на всю Грецию. В новоприсоединенных областях стала формироваться новая система управления, построенная на доминировании исполнительно-военных властей, назначенных Римом и представлявших его интересы, – появились первые провинции. Рим стал превращаться в Римскую империю, имея в виду территориально-государственный строй. С упадком крупнейших эллинистических государств – державы Селевкидов и Египта – в I в. до н. э. и они подпали под власть Рима. К концу I в. до н. э. Римская империя охватила почти весь средиземноморский мир и Ближний Восток, начав военно-политическое движение на север и запад Европы.

Формирование империи было не только особой военной и политической задачей Римского государства. Этот процесс создавал особый фон для существования и преобразований самой государственной организации. Военное и политическое преобладание Рима сделало римский народ особым, господствующим народом. Столь острая ранее, резкая социальная рознь внутри полисной общины отступила перед преимуществами единства (хотя и раздираемого по-прежнему, но уже чисто групповыми и политическими противоречиями). На протяжении IV – I вв. до н. э. государственная организация Рима оставалась в главном неизменной. Ее основу составили институты как прямого, так и представительного народовластия.

Термин «республика», которым традиционно характеризуют государственно-политическую организацию Рима IV – I вв. до н. э., в исторической основе не имеет качественного значения (res publicae – общие дела). Смыслом организации власти в своем государстве римляне видели обеспечение гражданских прав и гарантию особых, привилегированных свобод полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе усматривали в единоличной и в исполнительной власти (украшая в легендарной своей истории прошлых царей многими пороками). Только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики.

Народные собрания

Верховенство народа как коллективного правителя государства было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В свою очередь и собрания (comitia) в республике были трех видов, с разными, не пересекающимися между собою полномочиями.

Первый вид представляли исторические куриатные собрания. Они постепенно теряли свое значение, со II в. до н. э. граждане на них уже почти не ходили, а для правомочности собраний достаточно было присутствия курионов (глав курий) или 30 ликторов. Из политических вопросов за куриатными комициями сохранилось полномочие на делегацию власти избранным другими собраниями магистратам в виде специального закона – lex de imperio. Такое полномочие – imperium – давало магистрату право совершать ауспиции, т. е. сноситься с богами от имени народа. На административную власть это не влияло. Но за куриатными собраниями сохранились права в семейно-родовой сфере: контроль за усыновлением, за осуществлением отцовской власти в роде и семье, утверждение в этой связи завещаний. Многие частные акты поэтому были подвержены регламентации куриатных решений.

Второй вид представляли центуриатные комиции. Это был главный вид народовластия в Риме – не только потому, что количественно охватывал большинство полноправного населения, но и потому, что обладал существенными для государства полномочиями.

Правом участия в центуриатных комициях обладали самостоятельные граждане Рима, прошедшие цензовую регистрацию (установленную реформой нач. V в. до н. э. – см. § 13) и приписанные к одной из политических центурий (не совпадавших с военным реестром). Вначале ценз исчислялся на основании только владения недвижимостью и свободного происхождения, затем в центурии были допущены вольноотпущенники (конец IV в. до н. э.). С III в. ценз исчислялся уже и на основании движимого имущества, в комиции были тем самым расписаны не только землевладельцы, но и ремесленники, торговцы и т.п.; усилены были и позиции вообще богатых слоев*. За каждым из пяти классов закреплялось с III в. новое число центурий: по 35 т. н. «старших» и 35 «младших»; к первому причислялись и 18 всаднических центурий. Вместе с профессиональными и т. п. всего было 373 центурии, теоретически могущими участвовать в голосованиях. Однако по-прежнему решающее слово было за центуриями первых двух классов.

Центуриатные комиции имели полномочия троякого рода. Во-первых, в них проходили выборы важнейших магистратов: консулов, преторов, цензоров, – а также назначение диктатора в экстраординарных обстоятельствах. Решением комиций магистрату сообщались полномочия военного, распорядительного и судебного характера. Во-вторых, в комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. Законодательные права комиций были несколько ограничены Сенатом, но без них вообще не могло идти речи о законе. Причем в отличие от греческого отношения к закону, римский lex адресовался не столько к магистратам, сколько ко всему правопорядку, регламентировал в целом гражданскую жизнь. В-третьих, комициям принадлежала отчасти и судебная власть: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, вообще любой гражданин, несправедливо обвиненный, по его мнению, магистратом, мог апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отмене не подлежало, но могло быть приостановлено особыми действиями народных трибунов.

Комиций собирались строго за стенами города и могли проходить с восхода до заката только в присутствии кого-либо из высших магистратов. Без этого собрание не считалось правомочным и рассматривалось как сходка. Голосование вначале было открытым, а с конца II в. до н. э. (законы 139 и 131 гг.) – тайным (кроме судебных вопросов). С этого же времени общее количество голосов граждан стало важным и для постановлений комиций в целом.

Третий вид собраний представляли трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники, в т. ч. вольноотпущенники, по территориальным округам-трибам. С 241 г. до н. э. количество триб возросло до 35; впоследствии население присоединенных союзных областей, приравненных к римским гражданам, приписывались к прежним трибам: богатые – в одну из 31 сельских, бедные – в 4 городские. Куриатным комициям принадлежала, во-первых, судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами, во-вторых, выборы плебейских магистратур: народных трибунов и эдилов, – и, в-третьих, законодательство. Последнее право было специфическим, постановление трибутных комиций называлось особо – плебисцит, но по закону Гортензия (287 г. до н. э.) оно получило всю силу римского закона. Хотя некоторое своеобразие вопросов, которые регламентировались постановлениями триб, видимо, все же имело место. Двойственность законодательства была устранена только во время диктатуры Суллы (I в. до н. э.).

Сенат

Центральным учреждением республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший, еще дореспубликанского происхождения, из политических институтов, и потому традиция и конституционные принципы Рима придавали ему особую роль – опекуна римского народа. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.

Членов Сената – сенаторов, patres (которые были почти особым сословием в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями) – назначали: вначале цари, после их свержения – консулы. С конца IV в. до н. э. установился нормальный порядок назначения – цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи – по-видимому, как занимавшие одну из магистратских должностей. С конца IV в. вообще все бывшие магистраты включались в состав Сената как особые члены – patres conscripti. За период республики количество сенаторов колебалось от 300 (в IV-III вв.) до 600 (в I в. до н. э.). Назначались сенаторы на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.

Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа. Однако в период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным, отчасти даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.

Сенат ведал (1) общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. Ему принадлежало (2) общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в т. ч. с граждан. Сенат обеспечивал (3) соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. Сенат был главным органом (4) военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям. Сенат вел (5) дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II в. до н. э. Сенату принадлежало (6) право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. Помимо текущего управления, Сенату надлежало (7) рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания. До второй половины IV в. до н. э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании – и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. По запросу магистрата Сенат (8) мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, – сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. Это право-традиция, установившаяся со II в. до н. э., также существенно расширила законодательные права Сената. Наконец, в особых случаях Сенат (9) мог продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.

Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и голосовать по обсуждаемым вопросам. Вместе с тем в составе Сената были и члены с совещательным голосом – включенные в Сенат по исполнению ими в этот срок магистратур и сложившие затем полномочия магистратов.

Заседания Сената могли проходить только под председательством одного из высших магистратов – консула, претора или диктатора, военного трибуна. Заседали «отцы отечества» по определенным дням или по специальному созыву (в поздней республике обычно до 4 раз в месяц), происходило это на форуме или в специальном, освященном через ауспиции храме. Делопроизводство оставалось устным, фиксировались только постановления и законодательные предложения; только в сер. I в. до н. э. вошло в практику составление особого журнала прений и отчетов.

Система магистратур

Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц – магистратов. Римские магистраты не были ни восточными чиновниками, ни выборными управителями по греческому образцу. Появление магистратур в Риме было взаимосвязано с отживанием власти царя-вождя периода протогосударства. Магистраты как бы воспринимали в сокращенном виде царские полномочия, а с этим на них переходила частица «величия Римского народа». Они были также представителями, единоличными только, народа, поэтому полномочия их заключались и в исполнении решений народных собраний или Сената, и в широкой собственной правительственной и правовой деятельности.

Все римские магистраты подразделялись на сенаторские и на городские чины; первые, собственно, и были общегосударственными, с правительственной властью. Все магистраты безусловно обладали особой должностной властью (potestas), которая заключалась в праве вмешиваться в действия граждан и в праве назначать себе помощников. Некоторые магистраты наделялись правом запроса богов (auspicium), иначе говоря, правом обращаться к оракулу и истолковывать его высказывания, а тем самым давать оценку тем или иным политическим актам или действиям. Высшие или назначенные в экстраординарном порядке магистраты, помимо предыдущих полномочий, наделялись (по особому акту) правом правительственной власти (imperium), которое вбирало в себя права правления полисом, военного предводительства, юрисдикции – административной, уголовной или даже в гражданских делах.

Все магистраты были выборными, причем правом избирать обладали почти исключительно народные собрания; это обеспечивало им представительный характер. Исполнение должностных полномочий было безотчетным, только после истечения срока магистратуры за допущенные должностные преступления магистрат мог быть привлечен к суду. Все магистратские должности в Риме были безвозмездными, что делало их доступными только для зажиточных людей, а в некоторых случаях – только для весьма богатых, поскольку магистрату «было достойно» устраивать за свой счет увеселения для граждан, проводить денежные и хлебные раздачи. Наиболее существенной чертой всей системы римских магистратур была их коллегиальность: все должностные лица избирались попарно (или более числом) с равными должностными правами каждого, причем любой имел право возражать против решений и действий своего коллеги.

Власть любого магистрата была значительной в ее административном проявлении. Они имели право (1) задержать неподчиняющегося гражданина, (2) предать его суду, в особенности в случае выявленных оснований, (3) наложить штраф, (4) арестовать какую-либо вещь, принадлежащую гражданину, для того, чтобы заставить его исполнить закон или постановление.

Во главе всех республиканских магистратур стояли консулы (окончательно – с 367 г. до н. э.). Двух консулов избирали центуриатные комиции на 1 год, должность свою они исполняли попеременно; в случае войны один брал на свое попечение город, а другой – армию. Основная обязанность консулов состояла в общем наблюдении за внешней и внутренней безопасностью города и его владений; в исключительных обстоятельствах, по решению Сената, обеспечение безопасности могло происходить с наивысшими полномочиями, с правом принятия любых мер – «пусть консулы озаботятся, дабы республика не претерпела ущерба». Консулы руководили деятельностью Сената, они предлагали решения народным собраниям и вообще созывали их. Консулы набирали войска, организовывали их, назначали высших и средних командиров; в походе они сами осуществляли высшее военное руководство. Консулы управляли захваченными областями в полной мере, пока не происходила правильная организация провинциального управления. Как военачальники, они были вправе подвергнуть любого наказаниям, даже смертной казни (в особенности, если дело было вне города). Консулы руководили расходованием казны. На религиозных праздниках и играх консулы были представителями государства. Наконец, они имели право издавать указы (эдикты) по вопросам управления и толкования права.

Вторым по важности должностным институтом была претура (с 366 г. до н. э.). В III в. преторов стало двое, потом четверо, наконец (в I в. до н. э.) до восьми. Претор считался младшим коллегой консулов, и полномочия его в основном охватывали те же вопросы. Со временем главная задача преторской власти – забота об охране внутренней безопасности и спокойствия города и граждан – стала доминировать над другими, и основные полномочия преторов сосредоточились на уголовной и гражданской юрисдикции (см. § 18). Претору же принадлежала высшая полицейская власть в городе, попечение об охране имущественных интересов граждан. Для осуществления главных своих полномочий претор мог издавать истолковывающие право эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам (interdicta). Как и консулы, преторы обладали высшими должностными полномочиями – imperium.

Следующей по рангу была должность цензора (с 443 г. до н. э.) Цензоры (их избирали по двое) стояли особняком в системе магистратур: они не обладали высшими полномочиями, но влияние их на государство было очень большим. Главным делом цензоров было исчисление ценза, т. е. составление списков населения по классам, что было основанием для причисления к гражданству, для допуска в сенаторы и во все магистратуры. На эти решения цензоров не могло быть возражений, они не подлежали суду и обжалованию. Цензоров избирали на 5 лет, затем их власть сокращена была до полутора лет. В связи с составлением ценза цензоры вели учет добропорядочности поведения граждан, могли налагать состояние «бесчестья» на кого-либо, лишая его и политических, и даже части гражданских прав. Участвовали цензоры и в финансовом управлении.

Младшими из обычных магистратов были квесторы (с 421 г. до н. э.); вначале избирали 4 квесторов, с III в. до н. э. – 8, потом до 20-ти. Формально они были помощниками консулов и не имели специальной компетенции. Затем у них сосредоточилось заведование государственной казной, ведение расходных и приходных книг, собственно прием и выдача денег. Квесторы стали и хранителями государственных документов. С возрастанием числа квесторов появилась их специализация: по таможенным делам, по наблюдению за провинциями, по ведению армейских финансов.

Совершенно особое положение было у народных трибунов (с 494 г. до н. э.). Это были чисто плебейские магистраты, главной задачей которых было обеспечение гражданского равенства и гражданских прав плебеев в условиях древнего доминирования в органах власти патрициев. Пять (с 457 г. до н. э. – 10) трибунов не имели собственно правительственных полномочий, но могли объявлять протесты на решения не только магистратур, но и Сената, и даже народных собраний, налагая на них veto. Правда, принимать участие в заседаниях Сената они не могли (а сидели при входе на особой скамье). Трибуны могли апеллировать к народному собранию, созывать его, предлагать законопроекты. Независимость трибунов обеспечивали избрание их особыми трибутными комициями, личная неприкосновенность (что не исключало многочисленных в истории республики убийств трибунов), а также священное право убежища в их доме (это соблюдалось строго, и убивали трибунов только на форуме или улице).

Помощниками трибунов были курульные эдилы (с 366 г. до н. э.). Их было 4 – два патрицианских и два плебейских. Эдилы осуществляли главным образом полицейскую власть в городе; также предметом их особой заботы были рыночные и торговые дела, устройство общественных игр, празднеств и зрелищ, снабжение города продовольствием. В этой связи они располагали и судебными правами, могли издавать эдикты с истолкованием правовых правил.

Все эти магистратуры действовали обыкновенно вместе и в обычных обстоятельствах. При каком-либо кризисе по решению Сената на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор с исключительными полномочиями. Диктатора избирали на 6 месяцев, срок мог быть и продлен. Ему передавалась вся полнота управления, включая военную власть и право международных сношений, уголовной юстиции и любых изменений законов. Для этого ему особым постановлением вручались верховные должностные полномочия, на которые никакой орган власти не мог иметь возражений.

Диктаторство было одной из необыкновенных, экстраординарных магистратур (первые были избраны в 501 – 498 г. до н. э.). К их числу относились правитель конницы, особый военачальник в особых обстоятельствах, десять мужей (децемвиров), которым поручалось упорядочение права или особые судебные дела, и другие.

В системе магистратур было и несколько рангов мелких должностей – общим числом 26. Они занимались местными полицейскими делами, надзором за монетным делом, починкой дорог, служили наместниками в малых городах.

В период республики был установлен (законами 180 и 81 г. до н. э.) общий порядок избрания в магистраты. Для граждан определялся, помимо имущественного, возрастной ценз (для низших в 30 лет, для претора – 40, консула – 42 года). Для избрания в более высокую магистратуру нужно было пройти предыдущие должности, соблюдая не менее чем двухлетний промежуток между избраниями.

Гражданин, желавший избрания, заявлял о себе сам; его имя объявлялось на форуме. После этого он вел предвыборную агитацию, где нередки были массовые подкупы и злоупотребления. Специальные законы установили строгую ответственность за предвыборную коррупцию. После избрания будущий магистрат проходил специальные обряды получения полномочий и присяги на верность законам.

Римская армия

Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были согласно своей росписи по центуриям присутствовать на смотрах или выступать в поход; иногда, в военное время и для высших офицеров, повинность продлевалась до 50 лет. От несения воинской службы освобождали телесные недостатки, а также исполнение магистратских и жреческих должностей. Попытка избежать воинской службы без законных причин влекла в раннее время продажу в рабство, а позднее – крупные денежные штрафы и конфискацию имущества. Дезертирство, бегство с поля боя и т. п. составляли уже особые воинские преступления и наказывались почти всегда изгнанием или смертью.

В период становления республики (с конца V в. до н. э.) римская армия состояла из общего ополчения, разделенного (по трибам) на 4 легиона по 4 200 воинов. Основной тактической единицей был манипул из двух центурий; в манипуле было несколько командиров, горнист, особый значок, потерять который считалось крайним позором. Конница была постоянной, и содержало ее государство за счет особого налога на богатых вдов. Позднее легион включал от 5 до 6 тыс. воинов. Полководец Марий (конец II в. до н. э.) ввел деление на когорты в 500-1000 чел. Большое число союзников Рима (с III в. до н. э.) сделало возможным не полный ежегодный призыв граждан, а набирали столько, сколько определяли консулы. К началу I в. до н. э. стали оформляться предпосылки перерастания ополчения в постоянную армию. Вооружение предоставляло государство, либо оно давало денежную помощь.

Войско проходило единообразное обучение, в котором много внимания уделялось действиям в едином строю, правильной организации боя. Особенностью римской армии и одной из причин ее выдающихся военных успехов была жесткая дисциплина во внебоевой обстановке, организация передвижения войск, знаменитых римских лагерей и крепостей по единому плану. Гражданская ответственность воинов дополнялась жесткой, иногда жестокой воинской дисциплиной.

Воины имели право на часть захваченных трофеев; особая доля принадлежала офицерам и полководцу. Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог быть присвоен титул повелителя – императора. По возвращении в Рим победителей ждал особо организованный праздник – триумф, воздвигались триумфальные ворота для прохождения армии.

Идеал смешанного правления

Строй Римской республики отличался несколькими важными свойствами, которые закрепили совершенно особый политический уровень взаимодействия общественных интересов гражданина с интересами всего сообщества. В этом смысле римская республика была новым важнейшим этапом в истории античного государства, возможно, даже более содержательным для последующей правовой истории, чем уклад греческих полисов, которые основывались преимущественно на прямом народовластии и несколько архаичном верховенстве демократии.

Различные институты Римской республики были по-разному взаимосвязаны с политической волей народа: законодательные собрания всех полноправных граждан, правительственный аристократический Сенат, периодически сменяемые магистраты. Сочетание народного суверенитета с представительным органом, вполне независимым от основной массы народа, и с коллегиально-единоличным управлением создавало особый уклад взаимной политической уравновешенности, которая уже в древние времена представлялась идеалом гарантий от государственных злоупотреблений. «В государстве римлян, – отмечал Полибий, – были все три власти… причем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто, даже из туземцев, не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое»*. Властные институты Рима, кроме того, располагали разными полномочиями и правами взаимного контроля, что создавало особую систему политических сдержек – столь важную для предотвращения субъективизма государственной деятельности: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было бы указать лучшего государственного устройства… Ибо если какая-либо власть возомнит о себе не в меру, станет притязательной и присвоит себе неподобающее значение… то чрезмерное усиление одной из властей и превознесение ее над прочими окажется невозможным»**.

* Полибий. Всеобщая история. VI. 11.11.

** Полибий. Всеобщая история. VI. 18. 1-7.

Такое смешение типов организации власти (из трех идеализированных, которые вслед за Аристотелем выделяла вся античная политическая культура: монархия, аристократия, демократия) служило еще одной важной гарантией – против вырождения государства, против «повреждения его основ» и тем самым лучше прочих служило делу гражданской свободы. Знаменитый Цицерон, хотя и выделял устами своего героя-аристократа особые достоинства монархии, все же отмечал: «Но и саму царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства. Такому устройству прежде всего свойственно, так сказать, великое равенство, без которого свободные люди едва ли могут долго обходиться, затем прочность, так как виды государственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою противоположность… и так как эти самые виды государственного устройства часто сменяются новыми, тогда как при этом объединенном и разумно смешанном государственном устройстве этого не случается почти никогда, разве только при большой порочности первенствующих людей»*.

* Цицерон. О государстве. I. XLV.69.

Идеал государственного равновесия (хотя и не реализованный вполне самой Римской республикой) стал едва ли не важнейшим вкладом республиканской государственности в мировую политическую культуру.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Стр 1 из 4

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Список литургий в Афинах

1. Хорегия — покрытие издержек на музыкальные и орхестические состязания, а тж. поставка хоров для драматических представлений во время общественных празднеств (Дионисий, Таргелий, Панафиней, Прометей, Гефестий). В IV в. до н. э. хорегия прекратила свое существование.

2. Гимнасиархия — устройство гимнастических игр во время праздников.

3. Эстиасис — угощение литургов всех граждан его филы на некоторых праздниках (Дионисиях и Панафинеях).

4. Аррефория — покрытие расходов на обязательное ношение девочками-гражданками священных предметов в процессии на Панафинеях в честь Афины.

5. Гиппотрофия — обязательное содержание лошадей для военных целей граждан из класса всадников.

6. Триерархия — снаряжение триеры. Литургия совершалась с промежутком в 2 года.

7. Проэйсфора — предварительный взнос подати богатыми гражданами государству за весь дем.

8. Архитеория — начальство над священными торжественными посольствами, которые государство отсылало в различные священные места.

Перечень 10-ти фил Клисфена

1. Эрехтеида

2. Эгеида

3. Пандионида

4. Леонтида

5. Акамантида

6. Энеида

7. Кекропида

8. Гиппофонтида

9. Эантида

10. Антиохида

АФИНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ГЕКАТОМБЕОН–июль-август

МЕТАГИТНИОН–август-сентябрь

БОЭДРОМИОН–сентябрь-октябрь

ПИАНОПСИОН–октябрь-ноябрь

МЕМАКТЕРИОН–ноябрь-декабрь

ПОСИДЕОН–декабрь-январь

ГАМЕЛИОН–январь-февраль

АНТЕСТЕРИОН–февраль-март

ЭЛАФЕБОЛИОН–март-апрель

МУНИХИОН–апрель-май

ТАРГЕЛИОН–май-июнь

СКИРОФОРИОН–июнь-июль

МЕРЫ ДЛИНЫ, ВЕСА, ПЛОЩАДИ, ЕМКОСТИ

Меры длины

Стадий (олимпийский) — 192,27 м.

Стадий (аттический) — 177,6 м.

Стадий (дельфийский) — 177,55 м.

Плетр — 29,6 м.

Оргия — 1,776 м.

Пигон (локоть) = 20 пальцев — 385,3 мм.

Дактиль (палец) — 18,5 мм.

Меры площади

Арура (аттическая) — (50 кв. футов) = 43,4 м2 = 0,024 га2

Арура (египетская) — 0,2 га2

Меры жидкости

Амфора — 40 л.

Метрет — 38,88 л.

Хус — 3,24 л.

Котила — 0,27 л. (6 киафов)

Киаф — 0,045 л.

Меры сыпучих тел

Медимн — 51,84 л.

Хеник — 1,08 л.

Меры веса и емкости

Талант аттический (серебряный) — 26,196 кг. = 60 мин

Мина — 341,20 г. = 100 драхм

Драхма — 4,366 г. = 6 оболов

Обол — 0,728 г. = 8 халков

Халк — 0,09 г. = 2 лепты

Статер (золотой) — 8,4 г.

Главной аттическими монетами со времен Солона были: обол, драхма, дидрахма или статер (= 2 драхмы), тетрадрахма (= 4 драхмы). Все монеты были серебряными. В Греции был известен дарик — золотая монета, которая чеканилась в Персии и весила ровно 2 аттических драхмы или 1 статер.

ДРЕВНИЙ РИМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Комиции куриатные

Комиции центуриатные

Комиции трибутные

Конции

Сенат

Магистраты ординарные

Цензоры

Консулы

Преторы

Эдилы

Народные трибуны

Квесторы

ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ МАГИСТРАТУРЫ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Диктатор

Начальник конницы

Интеррекс

Децимвиры

Триумвиры

Император

СПИСОК ПРАВЛЕНИЙ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ И ДИНАСТИЙ

Династия Юлиев-Клавдиев (27 г. до н. э. — 68 г. н. э.)

Октавиан Август (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) — основатель династии

Тиберий (14 — 37 гг. н. э.)

Калигула (37 — 41 гг. н. э.)

Клавдий (41 — 54 гг. н. э.)

Нерон (54 — 68 гг. н. э.)

Война 68 — 69 гг. н. э. за императорскую власть

Гальба (68 — 69 гг. н. э.)

Отон (69 г. н. э.)

Вителлий (69 г. н. э.)

Династия Флавиев

Веспасиан Флавий (69 — 79 гг. н. э.) — основатель династии

Тит (79 — 81 гг. н. э.)

Домициан (81 — 96 гг. н. э.)

Династия Антонинов (96 — 192 гг. н. э.)

Кокцей Нерва (96 — 98 гг. н. э.) — основатель династии

Траян (98 — 117 гг. н. э.)

Адриан (117 — 138 гг. н. э.)

Антонин Пий (138 — 161 гг. н. э.)

Марк Аврелий (161 — 180 гг. н. э.), в 161-169 гг. н. э. — в соправительстве с Вером

Коммод (180 — 192 гг. н. э.)

Война 193 — 197 гг. н. э. за императорскую власть

Пертинакс (193 г. н. э.)

Дидий Юлиан (193 г. н. э.)

Песцений Нигер (193 — 194 гг. н. э.)

Клодий Альбин (193 — 197 гг. н. э.)

Династия Северов (193 — 235 гг. н. э.)

Септимий Север (193 — 211 гг. н. э.) — основатель династии

Каракалла (211 — 217 гг. н. э.), в 211 — 212 гг. н. э. — в соправительстве с Гетой

Макрин (217 — 218 гг. н. э.) — не принадлежал к династии Северов

Элагабал (218 — 222 гг. н. э.)

Александр Север (222 — 235 гг. н. э.)

Императоры поздней Римской империи

Диоклетиан (284 — 305 гг. н. э.) — основатель династии домината

Максимиан (286 — 305 гг. н. э. и 307 — 310 гг. н. э.)

Династия Константина (306 — 363 гг. н. э.)

Констанстин I (306 — 337 гг. н. э.) — основатель династии

Констанстин II (337 — 340 гг. н. э.)

Констант (337 — 350 гг. н. э.)

Констанций II (337 — 361 гг. н. э.)

Юлиан (360 — 363 гг. н. э.)

Иовиан (363 — 364 гг. н. э.)

РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Ianuarius — январь

Februarius — февраль

Martius — март

Aprilis — апрель

Maius — май

Iunius — июнь

Iulius — июль

Augustus — август

September — сентябрь

October — октябрь

November — ноябрь

December — декабрь

Счет дней в месяцах

Январь (август, декабрь)

1. Январские календы

2. За 4 дня до январских нон

3. За 3 дня до январских нон

4. Накануне нон

5. Январские ноны

6. За 8 дней до январских ид

7. За 7 дней до январских ид

8. За 6 дней до январских ид

9. За 5 дней до январских ид

10. За 4 дней до январских ид

11. За 3 дней до январских ид

12. Накануне январских ид

13. Январские иды

14. За 19 дней до февральских календ

15. За 18 дней до февральских календ

16. За 17 дней до февральских календ

17. За 16 дней до февральских календ

18. За 15 дней до февральских календ

19. За 14 дней до февральских календ

20. За 13 дней до февральских календ

21. За 12 дней до февральских календ

22. За 11 дней до февральских календ

23. За 10 дней до февральских календ

24. За 9 дней до февральских календ

25. За 8 дней до февральских календ

26. За 7 дней до февральских календ

27. За 6 дней до февральских календ

28. За 5 дней до февральских календ

29. За 4 дня до февральских календ

30. За 3 дня до февральских календ

31. Накануне февральских календ

Март (май, июль, октябрь)

1. Мартовские календы

2. За 6 дней до мартовских нон

3. За 5 дней до мартовских нон

4. За 4 дня до мартовских нон

5. За 3 дня до мартовских нон

6. Накануне нон

7. Мартовские ноны

8. За 8 дней до мартовских ид

9. За 7 дней до мартовских ид

10. За 6 дней до мартовских ид

11. За 5 дней до мартовских ид

12. За 4 дня до мартовских ид

13. За 3 дня до мартовских ид

14. Накануне мартовских ид

15. Мартовские иды

16. За 17 дней до апрельских календ

17. За 16 дней до апрельских календ

18. За 15 дней до апрельских календ

19. За 14 дней до апрельских календ

20. За 13 дней до апрельских календ

21. За 12 дней до апрельских календ

22. За 11 дней до апрельских календ

23. За 10 дней до апрельских календ

24. За 9 дней до апрельских календ

25. За 8 дней до апрельских календ

26. За 7 дней до апрельских календ

27. За 6 дней до апрельских календ

28. За 5 дней до апрельских календ

29. За 4 дня до апрельских календ

30. За 3 дня до апрельских календ

31. Накануне апрельских календ

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Важнейшие афинские магистратуры

Агрономы — должностные лица, отвечающие за городские угодья.

Агораномы — 10 рыночных надзирателей, наблюдавших за мелкой розничной торговлей (кроме хлеба), чистотой и порядком в городе, принимавшие пошлину от иностранцев. Выбирались на 1 год.

Аподекты — 10 чиновников государственного казначейства, собирали платежи за аренду и откупа, дани, подати, пошлины, составляли списки долгов государству, выдавали суммы на ординарные расходы по управлению. Аподекты выбирались жребием по одному от каждой филы.

Апостолеты — должностные лица, помогающие стратегам в надзоре за флотом.

Архитеор — глава «священного посольства”, отправлявшегося ежегодно афинянами на священный о. Делос.

Архонты — высшие должностные лица в Афинах избираемые обычно на 1 год для заведования различными отраслями государственного управления.

Архонт-эпоним — 1-й из Коллегии 9-ти архонтов, заведовал празднествами Дионисий и Таргелий, поставкой хоров и отправлением священных посольств; осуществлял надзор за семейной жизнью граждан. Как эпоним года совершал надзор за исправностью календаря.

Архонт-басилевс — 2-й из Коллегии 9-ти архонтов, совершал надзор за государственным культом. Специально заведовал мистериями, Ленейским праздником, устройством бега с факелами и гимнастическими состязаниями. Жена архонта-басилевса выполняла особые религиозные функции во время праздника Антестерий в честь Диониса.

Архонт-полемарх — 3-й из Коллегии 9-ти архонтов, совершал жертвоприношения Артемиде-Агротере и Эниалию — как божествам войны, распоряжался погребальными играми в честь павших воинов. Отвечал за политическое положение метеков и их имущественные тяжбы.

Астиномы — 10 городских надзирателей (5 для Афин, 5 для Пирэя), следившие за чистотой, порядком и приличиями в городе, а тж. надзирали за бродячими артистами. Астиномы выбирались по одному от каждой филы.

Атлотеты (афлофеты) — 10 судей на спортивных состязаниях (Гимнические и музыкальные состязания на Панафинеях). Выбирались жребием по одному от каждой филы на 4 года.

Бооны — должностные лица, отвечающие за покупку жертвенных животных.

Булевты — члены Совета 500 (Буле) в Афинах.

Гелиасты — члены судебной коллегии (Гелиэи) в Афинах.

Гиеропеи — 10 чиновников, выбранных по жребию, наблюдающие за порядком проведения жертвоприношений и отвечающие за устройство «пентетрид”, т. е. празднеств, совершаемых 1 в 5 лет, кроме Великих Панафиней.

Гилоры — должностные лица, отвечающие за лесные угодья.

Гимнасиархи — богатые граждане, в обязанности которых входило содержание гимнасий.

Гинекономы — должностные лица, обязанные наблюдать за поведением женщин, особенно во время проведения религиозных и общественных празднеств.

Гипереты — низшие чиновники служившие при магистратах и исполнявшие различные их поручения.

Гипограмматисты — письмоводители — низшие чиновники, служили в течении 1 года у магистрата, затем переходили к другому.

Гиппарх — начальник конницы.

Демархи — выборные должностные лица в демах.

Дикастерий — коллектив лиц, судивших одно дело.

Диэтеты — третейские судьи, разбиравшие частные дела и обязательства. Избирались ежегодно по жребию.

Докимасия — разбор и проверка чьих-либо прав в Афинах на занесение в списки граждан, на занятие должности и т. д.

Евфины — 10 контролеров по 1 из каждой филы.

Епископ — назначенный Афинами представитель в союзном городе.

Казначеи — должностные лица, отвечавшие за все финансы государства, осуществляли взыскание долгов и распределение их на нужды государства.

Каталогисты — 10 должностных лиц, составляющие призывные списки всадников.

Керики — глашатаи, служили при Ареопаге, Совете, Народном Собрании, при судьях, на рынке и т. д.

Колакреты — должностные лица, ведавшие первоначально общественными жертвоприношениями. В V в. до н. э. отвечали в Афинах за государственные финансы, распоряжались суммами на священные нужды, платили жалование гелиастам.

Коллегия 9-ти архонтов — высшая исполнительная власть в Афинах. В состав Коллегии входили: архонт-эпоним, архонт-басилевс, полемарх и 6 фесмофетов. Архонты переизбирались ежегодно.

Коллегия 11-ти — ведала в Афинах тюрьмами и отвечала за приведение в исполнение смертных приговоров.

Комиссия 40 — судьи, ведущие дела на сумму не выше 10 драхм.

Литургия — государственная повинность в Афинах, выполнявшаяся состоятельными гражданами.

Логисты — 10 счетчиков, проводили проверку отчетности у должностных лиц в каждую пританею.

Лохаг — командир небольшого отряда пехоты (лоха).

Метрономы — 10 надзирателей (5 в Афинах и 5 в Пирэе) за правильностью мер и весов у продавцов.

Наварх — начальник флота.

Номофилаки — должностные лица, наблюдавшие за выполнением законов и деятельностью государственных органов.

Оргеоны — в Афинах представители каждого дема.

Паредры — помощники магистратов.

Педоном — должностное лицо, наблюдающее за поведением и воспитанием молодежи.

Педотриб — должностное лицо, наблюдающее за воспитанием молодежи и председательствующий во время их гимнастических состязаний.

Периполархи — подчиненные стратегов.

Полемарх — 3-й из 9-ти архонтов, стоящий во главе вооруженных сил.

Полеты — 10 чиновников, сдававших на откуп государственные подряды и продававшие конфискованные имения. Выбирались по одному от каждой филы.

Практоры — чиновники, которые взыскивали денежные штрафы с лиц, приговоренных к ним судом.

Пританы — дежурная часть Совета 500, состоявшая из 50-ти представителей одной филы и занимавшаяся текущими делами управления в течении 1/10 служебного года.

Проедры — члены Совета в Афинах, председательствовавшие в Буле и Народном Собрании.

Прометры — низшие чиновники, которые мерили на рынке хлеб и другие товары официальными мерами за плату от покупателя.

Синегоры — 10 помощников логистов в Афинах.

Ситофилаки — должностные лица (20 в Афинах и 15 в Пирэе), следили за хлебной торговлей, ценами на хлеб, вели списки о количестве ввозимого хлеба.

Софронисты- попечители эфебов.

Стратег — 1) предводитель пеших войск; 2) в Афинах член Коллегии 10 стратегов, осуществлявшей высшую исполнительную власть.

Стратег-автократор — стратег с неограниченными полномочиями.

Таксиарх — командир пехотного отряда, подчиненный непосредственно стратегу.

Тамии — кассиры чиновников.

Теоры — члены «священного посольства”.

Триерарх — 1) командир триеры; 2) гражданин, снаряжавший за свой счет триеру (литургия).

Фесмофеты — 6 афинских архонтов из Коллегии 9-ти архонтов, которые председательствовали при разборе важных судебных дел и наблюдали за состоянием законодательства в Афинах.

Филархи — начальники ополчения афинской филы; исполнение этой должности являлось повинностью (литургией) богатых граждан.

Филобасилевс — первоначально племенной вождь филы, впоследствии должностное лицо в Афинах, избиравшееся в каждой аттической филе для совершения жертвоприношений.

Эйсагоги — 5 судебных докладчиков, принимавший заявления тяжбы и докладывавший их суду.

Эклогист — сборщик недоимок и финансовый чиновник в Афинах.

Эксегеты — толкователи священного права и священных обрядов, особенно связанных с погребением и очищением.

Эксетасты — ревизоры.

Элленомамии — 10 чиновников, собирающих взносы с союзников.

Эллинотамы — члены финансовой Коллегии, заведовавшие казной Афинского Морского Союза.

Эндека — Коллегия 11-ти судебных чиновников (10 членов избирались по жребию от филы + 1 секретарь), осуществлявшая заботу о тюрьмах и исполнении смертных приговоров, конфискации имущества по решению суда.

Эпистат — председатель Коллегии пританов в Афинах, избиравшийся по жребию на одни сутки.

Эпимелеты — попечители, или экстраординарные магистратуры, исполнявшие специальные поручения на различные сроки.

Эпимелеты неорион — попечители верфей, избирались по жребию от каждой филы. Наблюдали за верфями, доками, морскими арсеналами.

Эпимелеты эмпорио — 10 попечителей торговой гавани, следили за морской торговлей, экспортом и импортом.

Эпонимы — должностные лица в греческих государствах, именем которых был назван год.

Эфеты — Коллегия судей в Афинах.

Список литургий в Афинах

1. Хорегия — покрытие издержек на музыкальные и орхестические состязания, а тж. поставка хоров для драматических представлений во время общественных празднеств (Дионисий, Таргелий, Панафиней, Прометей, Гефестий). В IV в. до н. э. хорегия прекратила свое существование.

2. Гимнасиархия — устройство гимнастических игр во время праздников.

3. Эстиасис — угощение литургов всех граждан его филы на некоторых праздниках (Дионисиях и Панафинеях).

4. Аррефория — покрытие расходов на обязательное ношение девочками-гражданками священных предметов в процессии на Панафинеях в честь Афины.

5. Гиппотрофия — обязательное содержание лошадей для военных целей граждан из класса всадников.

6. Триерархия — снаряжение триеры. Литургия совершалась с промежутком в 2 года.

7. Проэйсфора — предварительный взнос подати богатыми гражданами государству за весь дем.

8. Архитеория — начальство над священными торжественными посольствами, которые государство отсылало в различные священные места.

Перечень 10-ти фил Клисфена

1. Эрехтеида

2. Эгеида

3. Пандионида

4. Леонтида

5. Акамантида

6. Энеида

7. Кекропида

8. Гиппофонтида

9. Эантида

10. Антиохида

Магистрату́ра (от лат. magistratus — сановник, начальник) — общее название государственных должностей в Древнем Риме.

Возникновение магистратур относится к периоду установления Римской республики (конец VI века до н. э.). Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными, т. е. исполнялись двумя людьми (за исключением должности диктатора). Человек, замещавший магистратуру, назывался магистра́том.

Первая высшая магистратура была создана примерно в 509 до н. э., когда после отмены царской власти во главе Римской республики всталpraetor maximus — должность, впоследствии превратившаяся в консулат. Первоначально все магистратуры, кроме народных трибунов, замещались патрициями, но к началу III века до н. э. стали доступны и плебеям.

Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы; высшие магистраты, исключая цензоров, обладали верховной властью (imperium). Их внешним отличием была свита из ликторов с фасциями. По закону Виллия (180 до н. э.) был установлен порядок и последовательность прохождения магистратур.

В эпоху Империи выборные должности утратили политическое значение, но сохранились в качестве предпосылки для занятия новых, влиятельных постов.

Магистратуры

Различались магистратуры:

  • ординарные (выборные)
    • высшие
      • консулы,
      • преторы,
      • цензоры.
    • низшие
      • эдилы (плебейские и курульные),
      • квесторы,
    • народные трибуны (должность признается магистратурой не всеми исследователями).
  • экстраординарные (назначаемые)
    • высшие
      • диктатор,
      • командующий конницей,
      • интеррекс,
      • децемвиры для записи законов,
      • военный трибун с консульской властью,
      • триумвир (Второй триумвират).

Магистраты, сенат и народное собрание образовывали в римской республике три главных ветви власти. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций.. Магистрат, в традиции римского публично-правового порядка, это не чиновник, не служащий, названный для выполнения определённых функций, а частица римского народа, носитель его прав и величия. Магистраты были своего рода частицей отчужденного суверенитета римского народа.. Магистратом мог стать любой полноправный римский гражданин. Однако поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, и даже напротив, для исполнения высших должностей предполагались некоторые расходы для «блага города»(организация игр, шествий и т.п.),то само собой большинство магистратур могло заниматься только людьми обеспеченными или даже богатыми. Заинтересованное в избрании на магистратскую должность лицо должно было выставить свою кандидатуру, заранее заявив о своей претензии магистрату, полномочному созывать то или иное народное собрание. Имя кандидата, если он признавался отвечающим общеправовым и специальным цензовым требованиям, публично оглашалось заблаговременно до дня выборов, и оставшееся время могло использоваться для предвыборной агитации(ведущий такую агитацию кандидат облачался в белую тогу, появлялся в общественных местах в сопровождении «групп поддержки»,проводил»работу с избирателями»,причём со временем эксцессы таких избирательных кампаний заставили регулировать законом нарушение порядка выборов, карать связанную с выборами коррупцию и т.п.) В случае избрания предусматривалось дополнительная процедура вступления магистрата в должность, сопровождавшаяся его клятвой на верность законам и римскому народу, религиозным обрядом. Без этой процедуры, которая была как бы узаконением получения им от римского народа полномочий, избранный кандидат не считался полноправным магистратом и не смог исполнять своих обязанностей. . Все выборные должности были бесплатными и назывались – почести. Для занятия должности требовалось обладание полными гражданскими правами. Все магистраты обладали potestas, т.е. властью, сопутствующей их должности и необходимой для ее отправления. Высшим магистратам (консул, диктатор, претор) особым решением куриатных комиций давался также империй, право командования войсками и власть над жизнью и смертью граждан. Фактически на империй был наложен ряд ограничений, так что он мог вполне проявиться только на поле битвы. Внутри городских стен магистраты, обладавшие империем, могли прибегать к принуждению, однако при наложении тяжких наказаний граждане имели право апеллировать к народу. Все магистраты, кроме диктатора, срок должности которого ограничивался шестью месяцами, обязаны были внутри городских стен повиноваться вето народного трибуна, и все магистраты были обязаны подчиняться вето своего коллеги по магистратуре, а низшие должностные лица – и вето лица с более высоким империем или potestas. Все, кроме цензоров, не обладавших империем и занимавших свою должность в течение 18 месяцев, могли отправлять свои обязанности в городе в течение одного года. В дальнейшем добавились и другие ограничения: запрет на повторное избрание консулом в течение десяти лет (342 до н.э.) и запрет на повторное избрание цензором (264 до н.э.), однако повторное отправление должности трибуна, хотя это случалось редко, оставалось законным, а повторное отправление должности военного трибуна – даже обычным. Запрещалось также совмещать несколько должностей (344 до н.э.). Избранные лица были несменяемы в течение срока избрания. Также занятие должностей у римлян шло в определенном порядке. Первая должность, на которую мог быть избран гражданин, – квестор, затем – эдил или трибун (должности, равные по рангу), далее – претор, затем – консул. После консула можно было получить должность цензора. Все эти должности ограничивались законом Вилия о возрасте. По данному закону квестором можно было стать не ранее 30 лет, эдилом – не ранее 36, претором – в 40, консулом – в 43 года. Магистратуры различались по объёму полномочий на: 1) Малые, поскольку считались обладавшими меньшим объёмом власти(к ним относились курульные эдилы, квесторы и др.);2.Большие,поскольку наделялись наибольшим объёмом власти(диктатор, консулы). По социальному назначению:1 Плебейские должностные лица( трибуны, плебейские эдилы),которые могли избираться только из числа плебеев и для целей социальной и правовой охраны именно этого слоя. 2.Патрицианские должностные лица. Магистратуры характеризовались различиями по степени почётности: диктатор, децемвиры, консулы, преторы, эдилы исполняли свою государственную должность, сидя в особом курульном кресле-curules,а народные трибуны и др., не обладавшие этим знаком власти считались m.incurules.

Магистратуры могли различаться по способам образования полномочий:

1)Ординарные (должности были постоянными)

2.Экстраординарные (создавались только по чрезвычайным обстоятельствам).Магистраты подразделялись на: высшие магистраты (magistrātus majōres) – консулы, преторы, цензоры, диктатор и начальник конницы; низшие магистраты- эдилы, народные трибуны, квесторы. Должность консулов была учреждена в 510 (509) г. до н. э. К консулам перешла власть царей, за исключением некоторых обязанностей религиозного характера. Они избирались на 1 год. Консулов было двое. Их именами обозначался год. Власть консулов заключалась в следующем: созывали сенат и народ на собрание, имели право командовать войском;3) представляли государство во всех торжественных случаях.. Сенат выносил чрезвычайное постановление Во время войны один консул отправлялся в войска, другой – оставался в городе. В мирное время консулы управляли государством по очереди, через месяц сменяя друг друга. Во время войны – через день или по договоренности. Если оба консула погибали, сенатом избирался interrex (межцарь) на 5 дней. За это время избирались новые консулы. Лица, прослужившие в консульской должности весь год, после прекращения полномочий пользовались почетом и назывались – консулярами (viri consulāres).

Преторы (Praetōres).Должность претора была учреждена в 366 г. до н. э. Претор избирался народом на один год. Он являлся младшим коллегой (collēga minor) консулов. Он был главным судьей и отвечал за судопроизводство в целом государстве, в его обязанности также входило и судопроизводство между гражданами.

Цензоров стали избирать с 443 г. до н. э. по двое. Они избирались народным собранием, как правило, каждое пятилетие на срок не более 18 месяцев, затем их полномочия переходили к остальным магистратам, главным образом к консулам. Это было связано с переписью населения, которая проводилась раз в пять лет (quinto quoque anno). Деятельность цензоров: производили перепись населения с учетом возраста, класса и имущества; производили выбор сенаторов; производили проверку всадников; наблюдали за общественной нравственностью и семейной жизнью граждан ;следили за правильным поступлением налогов, давали подряды на общественные работы, управляли работами в рудниках, сдавали в аренду государственные земли, заведовали доходами и расходами в государстве. Результаты своей деятельности цензоры записывали в цензорских таблицах (tabŭlae censoriae). На эту должность, как правило, выбирали людей заслуженных, бывших консулов. Эта должность у римлян называлась – высокочтимейший магистрат (sanctissĭmus magistrātus) и считалась вершиной служебной карьеры.

Диктатор и начальник конницы. Диктатор – это временный верховный правитель Римского государства. По требованию сената при наивысшей опасности для государства, как внешней, так и внутренней, его назначал консул сроком не более чем на шесть месяцев. Диктатор имел неограниченную власть, командовал войском (в том числе и в Риме), обладал неограниченными законодательными, исполнительными и судебными полномочиями. Против него не имели силы даже provocatio ad popŭlum.. Начальник конницы назначался диктатором, он был помощник диктатора. После устранения причин, ради которых был назначен диктатор, он слагал свои полномочия даже ранее назначенного срока. Полномочия начальника конницы прекращались одновременно с полномочиями диктатора. К низшим магистратам относились префекты- это римское должностное лицо, стоявшее во главе управления отдельной частью администрации, суда, государственного хозяйства или армии, замещал римского царя во время отсутствия последнего, заботясь главным образом об отправлении правосудия.

Эдилы (Aedīles). Должность эдилов в Риме была учреждена с 493 г. до н. э. Главная обязанность эдилов: организация народных зрелищ, городское благоустройство, надзор за общественными зданиями и регулирование продовольственного снабжения. Они следили за правильностью весов, мер и разрешали споры на рынках. Регулировали цены на хлеб, контролируя хлебные транспорты из Сицилии и Египта, наблюдали за порядком в городе: правильной постройкой зданий, мощением улиц, порядком в театрах, цирках, общественных собраниях, они также организовывали тушение пожаров. Самой почетной обязанностью эдилов являлось устройство общественных игр и развлечений для народа. Государство отпускало небольшую сумму для этих мероприятий. Однако, чтобы заручиться поддержкой избирателей на следующих выборах и подняться на очередную ступеньку карьеры (cursus honōrum), эдилы не жалели своих средств и тратили огромные суммы. В конечном итоге это привело к огромной коррупции в общественной жизни Рима. Должность эдилов перестала существовать только с IV в. н. э .

Должность народных трибунов была учреждена в 494 г. до н. э. для охраны прав плебеев от посягательств патрициев. Вначале их было 2, затем – 5, а с 457 г. до н. э. – 10. Народные трибуны избирались из свободнорожденных плебеев сроком на один год. Личность трибуна была неприкосновенной – sacrosanctus (священный, неприкосновенный). Народный трибун имел право отменить любое распоряжение магистрата, даже консула, словом veto (запрещаю), если это распоряжение носило антиплебейский характер. Право veto не распространялось только на решение диктатора.

Квесторы – одни из самых древних магистратов в Риме. Квесторы избирались народным собранием сроком на один год. В царский период квесторы были судьями по уголовным делам. В эпоху республики квесторы – помощники консулов, казначеи), которые ведали казной. Квесторы также исполняли обязанности высших финансовых чиновников. Они принимали деньги в казну, производили уплату жалованья войску, подрядчикам, вели расходные и приходные книги. В народном собрании избиралась коллегия из 26 человек Эта коллегия распадалась на ряд комиссий: Первая комиссия триумвиры по надзору над тюрьмами и исполнением приговоров по уголовным делам. Эта служба отвечала за противопожарную безопасность. В судопроизводстве они решали дела о незначительных преступлениях, переданных им квесторами. Вторая комиссия разбирала тяжбы о правах граждан и споры о свободе. Третья комиссия следила за чистотой улиц и дорог. Четвертая комиссия отвечала за судопроизводство в провинциях. Пятая комиссия заведовала чеканкой монет от имени сената. Одежда была отличительным знаком должностных лиц. Тога с пурпурной каймой и туника с широкой полосой пурпурного цвета были привилегией высших магистратов. Высшие должностные лица имели также курульное кресло (sella curūlis). Консул вдобавок имел еще и почетную стражу – 12 ликторов (lictōres), несших пучки розг (fasces). Во время войны и за пределами города Рима к розгам прибавлялись топоры. Ликторы полагались еще претору и диктатору. Первый имел 6 ликторов, второй – 24. После избрания диктатором Цезаря в 44 г. до н. э., ему было предоставлено 72 ликтора. Ликторы обращали внимание присутствующих на появление магистратов, они поддерживали порядок, выполняли распоряжения магистратов, в том числе приводили в исполнение их приговоры. Присваивание не подобающих по чину знаков отличия каралось законом.

В заключении хотелось бы сказать, что магистраты, как высшие должностные лица в Риме являлись не только чиновниками ,исполнявшие какие-либо функции, но при этом являлись частицей римского народа, носители его прав и величия.

Библиографический список

Все статьи автора «Мартасов Дмитрий Владимирович»

Добавить комментарий