Рожденным в законном римском браке считался ребенок

Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

План

РИМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

I.С древнейших времен римская семья (familia) была не стадной, а моногамной, т. е. характерным являлось устойчивое сожительство мужчины и женщины моногамия – устойчивые брачные отношения. Как прочное объединение familia возникает с разложением родового строя (см. табл. 5.1).

Семья, считали римляне, — это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья (агнатская) строилась по принципу подчинения власти главе семейства (рater familias). В состав семьи входили помимо главы семейства его жена, дети, родственники, рабы. Глава семьи назывался домовладыкой. Дом — это, прежде всего дом мужа, домовладыки, власть, которого распространилась на всех подвластных.

Известный вам автор «Институций» Гай считал римский семейный строй нетипичным, исключительным достижением, явлением римского народа.Другой известный вам автор З. М. Черниловский детализирует суть этого достижения. Первое – это исключительно высокая степень власти домовладыки над женой, детьми, домочадцами (Patria potestas). Отец мог даже продать на небольшой промежуток времени подвластного в рабство, но не более трех раз. После третьего раза сын или дочь получали свободу. Второе – на первый план в начальный период выдвигалась не кровная (когнатическая) связь главы семейства, а юридическая. Или по римской терминологии – агнатическая. Ни жена, ни даже усыновленные дети (к примеру) не были кровными родственниками, но их правовое положение было таким же, что и кровных, входящих в семейство. Третья особенность римской семьи заключалась в том, что под термином familia понимались не только агнаты, но и рабы, скот, неодушевленные вещи. Ни одна правовая культура не знала такого неприкрытого, откровенного примера мужней власти, власти главы семьи.

Юридическое положение подвластных менялось только при следующих двух обстоятельствах: 1) смерти главы семейства; 2) когда глава семьи находил нужным эмансипировать, т. е. освободить из-под своей власти сына, дочь (emansipatio), отпустить на волю раба (manumissio). Таким образом, в агнатской семье единственным, полноправным гражданином, носителем прав (manus) в семье был pater familias.

В зависимости от семейного положения римские граждане подразделялись на лиц своего права (persona sui iuris) и лиц чужого права (persona aliene iuris). К первой группе относился, глава семьи, ко второй – подвластные, которые вообще не имели своего имущества.

Итак, семья, основанная на безграничной власти домовладыки, в которой все родственные связи отсчитывались по линии отца, называлась агнатской. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и только в пользу домовладыки. Его сыновья, независимо от возраста, при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной правоспособностью (см. табл. 5.2).

При императоре Веспасиане (69 – 79 гг. н.э.) сенат принял постановление, которое запрещало давать деньги подвластным сыновьям. Даже подарок отца подвластному сыну не признавался действительным с правовой точки зрения, а квалифицировался как пекулий. Со временем, постепенно государство начинает вмешиваться во внутрисемейные отношения. Во времена императора Августа, не отменяя сам принцип отцовской власти, расширяются права, самостоятельность «взрослых сыновей». Для этого стали, прежде всего, применять такое понятие как «военный пекулий», который охватывал все имущество, полученное военнослужащим за время похода, пребывания в армии. Имущество теперь уже принадлежало только сыну. В период домината появляется аналогичный пекулий для подвластных сыновей, но уже за гражданскую службу. Сын освобождается от власти отца, становится эмансипированным, если избирался на должность консула, префекта, магистра и т. д.

Девушка, вышедшая замуж и перешедшая в семью другого агната, утрачивала всякие родственные связи с родителями (см. табл. 5.3). Сыновья главы семьи являлись агнатами отца I степени, внук – агнат отца II степени, правнук – агнат отца III степени и т. д. Итак, семья, основанная на безграничной власти домовладыки в которой родственные связи отчитывались по линии отца называлось агнатской.

После смерти домовладыки его сыновья сами становились носителями власти в семье (даже если он или все они не были женаты), становились домовладыками. Домовладыка являлся носителем семейной власти (manus) не только наличной, но и потенциальной.

По мере разложения патриархальной семьи, в результате завоевательных войн у римлян появляется огромное количество рабов, быстро развиваются производительные рабовладельческие силы Римской империи, частная собственность, повышается культура, благосостояние, появляются специальные суды для решения всех спорных вопросов. Наконец, агнатскую семейную систему меняет когнатская, т. е. семья по кровному родству. Вышеназванные изменения в обществе позволили родителям закрепить свое имущество, оставить наследство кровным детям, независимо от того, где они находятся – непосредственно в его семье или в семье другого агната. Таким образом, появляются семьи, связанные кровными узами.Некоторый промежуток времени агнатское и когнатское родство существовало параллельно, но со временем когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.

Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство и сейчас, ныне лежат в основе семейно-правовых отношений. При этом:

1. Братья и сестры, которые имели общего отца и общую мать, назывались полнокровными братьями и сестрами.

2. Если они имели общую мать и разных отцов, то назывались единоутробными.

3. Если у них один отец, но разные матери, то они – единокровные.Те и другие называются к тому же неполнородными.

4. Если же у них вообще разные отцы и разные матери, их называют сводными.

В римском праве так детально шла речь о степени родства потому, что этот фактор имел важнейшее значение для установления прав на наследство. Более близкое родство отстраняло от наследства последующую степень.

ІІ. Семья начинается с брака (matrimonium). Брак – социально-значимый союз мужчины и женщины.Римские юристы весьма идеалистически определяли брак. Так, известный римский юрист Модестин писал: «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права». Однако это идеалистическое определение брака не соответствовало действительности. Женщина всегда находилась в зависимости от отца, мужа, брата, опекуна. Речь идет не о физической или нравственной зависимости, а о правовом неравенстве. Римляне этого и не скрывали. Женщины не могли занимать какую-либо гражданскую или публичную должность за исключением жриц культа богини Весты. Известный юрист Папиниан прямо отмечал: «По многим статьям нашего права положение женщин значительно хуже, чем положение мужчин». На эту особенность обращает внимание и Павел: «Жена не может подать иск на мужа за оскорбление, обиду, в то время как муж может».

Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак (iustum matrimonium).

Римский законный брак, в свою очередь, также делился на два вида: брак с мужней властью (cum manu) и брак без мужней власти (sine manu) (см. табл. 5.4). Брак с мужней властью заключался посредством трех способов. Первый – религиозный, в присутствии 10 свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера – «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака – покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ – usus – по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи (trinoctium) уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался (usurpatio) и превращался в cum manu.

Браки римских граждан с перегринами, вольноотпущенниками, колонами запрещались. Перегрины вступали в брак между собой в соответствии с нормами права народов. Латины, колоны, вольноотпущенники заключали браки в соответствии со своим правовым статусом.

Фактические брачные отношения людей, которые не могли вступить в законный римский брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат – устойчивое сожительство с намерением создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий:

1. Дети от этого брака не могли стать наследниками отца.

2. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование.

3. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины.

Наихудший вид брака – это брак замужней женщины с неженатым мужчиной, при котором основное наказание, ответственность за связь с мужчиной несла женщина.

Был еще один вид брачных отношений это брак межу рабами – контурберниум.

При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения ее запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода (nomen). Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая (Maior), следующая сестра – secunda – вторая или minor (младшая), третья – tersia и т. д.

При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества.

Император Август вынужден принять ряд мер с целью упрочения брачных связей (lex julia). Была сделана попытка стимулировать брак и деторождение. Так, мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет, не состоявшие в браке, не могли стать наследниками по завещанию. Кроме того, мужчина не считался бездетным при одном ребенке, женщина при трех, а вольноотпущенница только при четырех детях (Lex Julia et Papia Poppae). Однако эти меры не принесли желаемого.

Своеобразными этапами при вступлении в римский брак были: обручение, обмен подарками, свадьба и введение жены в дом мужа (см. табл. 5.5). Для вступления в римский законный брак требовалось:

1. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат.

2. Достижение брачного возраста (14 лет для мужчины, 12 – для женщины).

3. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между свекром и бывшей невесткой; между отчимом и падчерицей; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.

4. Обязательное условие – отсутствие родства по прямой линии до 6 степени родства. Кроме того, было и абсолютное препятствие для вступления в брак (см. табл. 5.6). Брак между родственниками являлся уголовным преступлением (инцест).

Идеал жены в Риме выражался словами: pia – благочистивая, верная; pudica – стыдливая, скромная; lanifica – сидящая у прялки, прядущая шерсть; domiseda – домоседка.

Интересно, что в христианскую эпоху крестный отец и крестная мать в Римской империи также считались родственниками, а их дети и внуки не могли между собой свободно вступить в брак. Не потому ли в эпоху тестя всей Европы, киевского князя Ярослава Мудрого его сыновья и дочки пользовались таким успехом? Наверное так, потому что все европейские династии к XI веку уже были связаны друг с другом. Вместе с тем нужно отметить, что далеко не всегда эти требования выполнялись. И, прежде всего, верхами римского общества. Об их нравах можно судить по таким фактам. Так, Ромул вступил в брак с уже замужней женщиной. То же самое позднее повторил Август. Император Нерон, по свидетельству Светония, взял себе в жены мальчика Спора и … вышел замуж за вольноотпущенника Дорифола.Попытки римских законодателей бороться с этими негативными тенденциями путем введения в 149 г. до н. э. крупного штрафа в 10 тыс. сестерций, а в классическую эпоху и к смертной казни за мужеловство потерпели полный крах. Император Калигула содержал целый гарем мальчиков и в конце концов учредил в своем дворце мужской бордель. Коронованным особам в гомосексуальной прыти не уступали другие слои римского общества, что в конце-концов послужило одной из причин гибели Римской империи.

Брак прекращался в следующих случаях: 1) смерть одного из супругов; 2) утрата гражданства, свободы супругом; 3) по разводу. При браке cum manu развода мог требовать только муж.

Причинами развода могли быть:

— нарушение супружеской верности, прелюбодеяние (adulterium);

— отсутствие информации о судьбе супруга, находившегося в пленену в течение 5 лет;

— покушение на жизнь супруга;

— неспособность к деторождению;

— поступление на военную службу;

— государственная измена одного из супругов;

— уход в монастырь, возведение мужа в жреческий стан.

Развод без уважительных причин сопровождался наложением на виновную сторону крупного штрафа. Чтобы развод считался действительным, на нем должны присутствовать 7 свидетелей. В христианскую эпоху вопросами развода стала заниматься церковь, которая в целом не поощряла разводы и была их ярой противницей. После развода можно было через 10 месяцев вступать в новый брак. При этом существовали определенные ограничения в интересах детей от первого брака. Например, если родители вступили в новый брак, то имущество принадлежало им по праву пользования, а после их смерти переходило к детям от первого брака. Тем самым защищались интересы детей, укреплялось значение, повышалась роль римской семьи (familia) как хозяйственно-семейного объединения (см. Підопригора О. А., Харитонов Є. О. Назв. раб. – С. 279).

При браке без мужней власти категорически запрещалось дарение между супругами (в первую очередь, от мужа), чтобы не допустить материальной зависимости супругов, сохранить чистоту и искренность брачного соглашения, а не искать материальной выгоды. Вместе с тем, были различного рода исключения из этого правила, супруги могли вступать во всевозможные сделки друг с другом. Супруга могла поручить мужу управлять своим хозяйством. Если между супругами возникали имущественные споры, то они решались с помощью исков, но таких исков, которые не приводили одного из них к бесчестию (см. табл. 5.7).

Интересно решался в римском праве вопрос о приданом (dos). Dos предоставлялся супругам для облегчения им материального положения, устойчивости брачных союзов. В республиканский период приданое сразу же после свадьбы переходило в собственность мужа, и после прекращения брака уже не возвращалось ни при каких обстоятельствах. Со временем dos для некоторых мужчин стал беззастенчивой формой обогащения за счет женщин . Появляется необходимость составлять специальные брачные соглашения.

В императорский период сложился принцип добрачного дарения. Во время брака это имущество оставалось в собственности и управлении мужа. Если же наступал развод и в нем виновен муж, это дарение переходило к жене и наоборот.

Интересно в римском праве решался вопрос об узаконении (legitimatio) и усыновлении (arrogatio). Законными считались дети, родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Законными признавались и рожденные ранее 182 дней, если муж признавал свое отцовство, приняв родившегося ребенка на руки. Правоотношения между родителями и детьми можно увидеть из таблицы 5.9.

Мать ребенка была известна всегда (mater semper certa), даже если он был зачат вне брака. Отцом ребенка по римскому праву считался тот, на кого указывает брак, т. е. кто состоял в браке с матерью ребенка. Это юридическая презумпция, т. е. положение, которое не требует доказательств. Именно об этом уже известный Вам юрист Павел писал: «Отец – это тот человек, на которого указывает брак».

Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате.

Со временем сложились три способа узаконения:

1) представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;

2) последующим браком родителей;

3) изданием императорского рескрипта.

Над чужими детьми patria potestas (отцовская власть) устанавливалась усыновлением (arrogation) . Существовали две его формы: (adrogatio и adoptio) – усыновление лиц своего права и усыновление лиц чужого права. Ввиду этого существовали и формальные различные акты усыновления.

При усыновлении соблюдались два обязательных условия:

1) усыновлять имеет право только мужчина. Женщина в исключительных случаях, если она не имела детей или потеряла их;

2) усыновитель должен был не менее, чем на 18 лет, старше усыновляемого.

Своеобразно решался вопрос об алиментировании. Дети и родители несли обязанности алиментирования, а за отсутствием родителей – деды и бабушки. При Юстиниане любое сожительство с порядочной женщиной признавалось браком, поэтому право на алиментирование предоставлялось даже детям наложниц. Условием алиментирования являлась также нужда.

В целом можно сделать вывод, что римское семейное право было достаточно хорошо разработано, полностью отвечало требованиям времени. Современное европейское, украинское семейное право во многом обязано рассмотренному выше римскому, базируется на нем. (см. Лещенко В., Разінкова А. Римське та сучасне українське право (порівняльний аналіз). Правничий часопис Донецького університету № 1(15) 2006 – с. 26-31).

Таблица 5.1

Таблица 5.2

Полагаю, основную часть нижеперечисленного составляли всё ж относительно современные студенты, изучавшие латынь. В общем, вот она, радость филолога:
AD CORVI – ад кОрви – убирайся к воронам (совр. Пошел к черту!)
AD TURTUR – ад тУртур – иди на хуй
BIBERIUS – бибЕриус – пьянь, бухарик, алкаш
BUCCELARIUS – буккелЯриус – нахлебник, кусошник, дармоед
CACAT – кАкат — дерьмо
CANA – кАна – собака, сука
CANIS – кАнис – пес, кобель
CITOCACIUS – цитокАциус – засранец.
CULUM – кУлюм – жопа (calvus culum – лысая жопа)
CULUM PANDITE – кУлюм пандИтэ – готовь жопу (ебать буду)
CUNNUS – кУннус – пизда
FELLATOR – феллЯтор – хуесос
FELLATRIX – фэллЯтрикс – хуесоска (оральный секс считался самым низшим и позорным видом секса)
IRRUMATOR – иррумАтор – тот, у кого сосут.
LAXAE SAEDE – лЯксэ сЭдэ – шире жопу!
LUPA – лЮпа – волчица, блядь
MATEM TUAM – мАтэм тУам – твою мать
MATREM VESTRAM – мАтэм вЭстрам – мать вашу
MENTULA – ментУла – хуй (с яйцами).
MENTULAM CACO – мЭнтулям кАко – дословно: хуем кончал, из хуя выделял; скорее что то вроде:… на хую вертел, ебал я….
MOEHUS CALVUS – мЁхус кАльвус – лысый развратник
PAGANI – пагАни – штатские, презрительное название мирных жителей
PAGANUS – пагАнус – штатский
PIPINNA – пипИнна – член маленького мальчика, пиписка, хуишка
SALTATRIX TONSA – сальтАтрикс тОнса – «бородатая танцовщица», мужчина–проститутка.
SIMLICITIUM – симликИциум – простой, неопытный, незнающий, то есть валенок
STELLO – стЭлло – хитрец, мошенник, пройдоха (военный сленг)
SUBIGERE – субИгэрэ – подчинять, покорять; отыметь, поиметь
TURTUR – тУртур — хуй
TURTURILLA – туртурИлля – пидарас (тот, кто подставляет зад) – военный сленг
VERPA – вЭрпа – стоящий хуй пидараса
И сложенные из них крылатые выражения:
Stultus stultorum rex – «Тупейший из тупых»
Cacator – «Засранец»
Tuam matrem feci» – «Е…л твою мамашу»
A tergo» – «В жопе»
Perite» – «Отъ…ись»
Futue te ipsum! – «Трахни себя сам»
Podex perfectus es» – «Ты полная задница!»
Bibe semen meum» – «Отсоси»
Mentulam Caco» – «Сраный хуй»
Potes meos suaviari clunes – «Поцелуй меня в зад»
Caput tuum in ano est – «У тебя голова в жопе» либо «У тебя вместо головы жопа»
Canis matrem tuam subagiget – «Псы имели твою мамашу» либо «Твою мать трахнул пёс» (в смысле дефлорировал).
Nothus homo, а также Spurius – «Сукин сын» (первоначально о ребёнке от неизвестного отца).
Scio erit in lecto fortissimus – «В постели я силен»
Commodum habitus es – «Тебя только что поимели»
Semper in excremento, sole profundum qui variat – «Всё время в дерьме, только глубина меняется»
Si me rogas, potes abire et tu ipse cacare – «Если ты меня спросишь, то лучше насри на себя» (хз что имеется в виду)
Recedite, plebes! Gero rem imperialem – «Прочь, плебеи! Я на государственном задании (на службе)» (мигалок тогда не было)
Mala pituita nasi – «Отвратительные сопли»
Immanissimum ac foedissimum monstrum! – «Толстое вонючее чудовище!»
Viri sunt Viri – «Мужчины – дрянь»
Vae! – «Чёрт!, Б*я!»
Tace atque abi – «Заткнись и проваливай»
Quo usque tandem abutere patentia nostra? – «Ну и долго ты собираешься испытывать наше терпение?»
Qualem muleirculam! – «Ну и тёлка!»
Puto vos esse molestissimos – «Кажется, ты меня уже достал»
Noli nothis permittere te terere – «Не позволяй ублюдкам принижать тебя»
Morologus es! – «Ты идиот (слабоумный)»
Mihi irruma et te pedicabo – «Иди сюда, и я надеру тебе зад»
(нагло упёрто у Сударя в знатномъ фраке, каюсь)

Вот что нашла:
В соответствии с римским правом римский гражданин не мог иметь одновременно двух жен или заключать действительный брак с иностранкой.
Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинянках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.
Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, т.е. как бы когнаты со стороны отца, каковы, например, брат, рожденный от того же отца, сын брата или внук от него, точно так же дядя и сын дяди и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собою в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве. Таким образом между братом матери и сыном сестры существует не агнатское родство, а когнатство. Равным образом сын твоей матери по отцу и тетки со стороны матери не есть мой агнат, но когнат и, разумеется, наоборот, я соединен с ним тою же связью, ибо те, которые рождаются, наследуют состояние отца, а не матери.
Непризнание брака влекло за собой два последствия:
Дети от него считались не имеющими отца и не состоящими в его власти;
В случае прекращения неразрешённого брака никакие претензии по поводу приданого не принимались.
Если при вступлении во второй брак не была расторгнута первая помолвка, то претор мог наложить на этого гражданина — лат. infamia, то есть гражданин терял свою честь.

Брак (matrimonium), или супружество (conjugium), в рим­ском праве предполагал постоянное сожительство мужчины и женщины, которое должно было иметь ряд признаков, от­личавших его от прочих форм совместного проживания. По­жалуй, лучшее определение сущности брака дал Модестин: «Nuptiae sunt conjunctio maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani juris communicatio» (Modestinus). «Союз мужа и жены соответствует законам природы» (Conjunctio mariti et feminae est de jure naturae)1. «Conubium est uxoris jure ducendae facultas» (Paulus). Основным назначением брака для обоих супругов было рождение детей как будущих пол­ноправных наследников; именно в таком плане рассматривалась и будущая жена: uxor liberorum quaerendorum causa. По­стоянная борьба с природой и неприятелем, стоившая боль­ших жертв людям, приучила римский народ дорожить мно­гочисленным потомством и возвела в социальную и полити­ческую добродетель плодородие родителей. Еще юристы императорского периода указывали на рождение детей как на существенное назначение брака. Стремление иметь потом­ство получило религиозную окраску; каждому были нужны сыновья для принесения за него жертв после его смерти и для поддержания священного огня в домашнем жертвеннике. Недостаток в естественном потомстве восполнялся усынов­лением; усыновленный занимал положение сына и был наслед­ником усыновившего.

Для признания de jure et de facto matrimonium justum не­обходимо было наличие нескольких условий.

  1. Наличие у обоих лиц conubium: «Conubium habent cives Romani cum civibus Romanis; cum peregrinis ita, si concessum sit» (Ulpianus). Lex Canuleja (445 г. до н. э.) упразд­нил запрет на брак между патрициями и плебеями.
  2. Половая зрелость: мужчина должен быть pubes, жен­щина — viripotens. «Minorem annis duodecim nuptam tune legitimam uxorem fore, cum apud virum explesset duodecim annos» (Pomponius). «Puberem Sabinus et Cassius eum esse putant, qui habitu corporis pubertatem ostendit, id est eum, qui generare potest» (Gajus).
  3. Согласие (consensus) партнера по браку или обладате­ля власти (это условие выступало чаще для девочек). «Fulius familias miles matrimonium sine patris voluntate non contrahit» (Papinianus). «Matrimonia debent esse libera» («Браки должны быть.свободными»). «Consensus, поп concubitus, facit matrimo­nium» («Согласие, а не сожительство, образует брак»). «Соп-sentire matrimonio non possunt infra annos nubiles» («Лица, не достигшие брачного возраста, не могут дать согласие на брак»). Дочь, вступившая в связь с рабом без воли обладателя вла­сти, становилась по положению рабыней: «Filia familias si ju-bente patre, invito domino, servi alieni contubernium secuta sit, ancilla efficitur, quia parentes deteriorem filiorum condicionem facere possunt». Celsus: «Если сын семейства, когда отец при­нуждает, приводит жену, которую он не привел бы, если бы был в своей воле, то брак все-таки заключается, который не заключается между нежелающими: представляется, что он не хотел (maluisse hoc videtur)». Воля супругов проявлялась уже во время некоторых традиционных обрядов при заклю­чении брака, но главное — в дальнейшем поведении обоих су­пругов, которое не позволяло усомниться в том, что они рас­сматривали свои отношения как постоянную моногамную семью и как matrimonium justum.
  4. Постоянное осознание обоими супругами, что их союз является браком (affectio maritalis). Павел отмечал, что это осознание важнее половой связи супругов. Ульпиан прямо определял: «Nuptias non concubitus, sed consensus facit» («Брак образуется не сожительством, а взаимным согласием»).
  5. Половая связь (conjunctio; Tibulus: «usus furtivus» — «ин­тимная связь», «половой акт») и постоянное совместное про­живание (consortium omnis vitae). К браку исходя из этих тре­бований не были способны рабы, несовершеннолетние, сума­сшедшие (furiosi), castrati. «Furor contrahi matrimonium non sinit» (Paulus). Совместное проживание (сожительство) рабов и свободных называлось contubernium (con + taberna — «со-палаточники»). «Inter servos et liberos matrimonia contrahi non possunt, contubernium potest» (Paulus). Император Веспасиан «предложил сенату указ, чтобы женщина, состоящая в связи с чужим рабом, сама считалась рабыней» (Suet. Div. Vesp. 11). «Cum servis nullum est conubium» (Ulpianus). Такой союз бра­ком не считался, и дети от него считались partus ancillae или liberi naturales. Этот способ пополнения численности рабов стал необычайно выгоден в связи с сокращением притока плен­ных, особенно после окончания Римом завоевательных войн.

Браку предшествовало обручение (sponsalia), сопровож­давшееся взаимным обещанием вступить в брак (pactum de contrahendo matrimonio); обрученный (жених) назывался sponsus. Во времена поздней Республики сторона-нарушитель данного обещания обязывалась возместить ущерб, отвечая по actio ex sponsu. Юлий Цезарь «расторг помолвку с Кассуцией, девушкой из всаднического, но очень богатого семейства, с которой его обручили еще с подростком, и женился на Кор­нелии, дочери того Цинны, который 4 раза был консулом. Вскоре она родила ему дочь Юлию. Диктатор Сулла никаки­ми средствами не мог добиться, чтобы он развелся с нею» (Suet. Div. Jul. 1.1). Павел отмечает, что не было возрастных огра­ничений в обещании вступить в брак: «Sponsalia tarn inter puberes, quam inter impuberes contrahi possunt». В эпоху клас­сического права обручение ни к чему не обязывало, а позже, под влиянием христианского учения о браке, оно стало более обязывающим, и со временем его последствия стали похожи на послебрачные. Октавиан Август «был еще в юности помолв­лен с дочерью Публия Сервилия Исаврика. Однако после пер­вого примирения с Антонием, когда их воины потребовали, чтобы оба полководца вступили в родственную связь, он взял в жены Клавдию, падчерицу Антония, дочь Фульвии от Пуб­лия Клодия, хотя она едва достигла брачного возраста; но, по­ссорившись со своей тещей Фульвией, он, не тронув жены, отпустил ее девственницей» (Suet. Div. Aug. 62.). Примеча­тельно, что такой сумасброд, как Гай Калигула «обольстил Эннию Невию, жену Макрона, стоявшего во главе преториан­ских когорт; ей он обещал, что женится на ней, когда достигнет власти, и дал в этом клятву и расписку» (Suet. Gajus Cal. 12.2). Обязательность обручения усиливалась за счет arrha sponsa-licia. В постклассическом праве по восточным обычаям этот задаток представлял собой денежную сумму со стороны же­ниха невесте. При расторжении обручения одной из сторон без серьезных оснований жених терял задаток, а невеста обя­зывалась вернуть его в двойном размере. Судебное предписа­ние в пользу женщины, передавшей недвижимость своему жениху, который затем отказался на ней жениться, называ­лось causa matrimonii praelocuti.

Во время брака между одним из супругов и близкой кров­ной родней второго супруга существовало такое свойство (af-finitas), как родственная связь. Расторжением брака оно пре­кращалось, но было препятствием для брака: в классическом праве — только по прямой линии (свекр и сноха), в постклас­сическом — даже по боковой (с сестрой супруги).

Заключению брака могли помешать действовавшие огра­ничения (impedimenta как термин введен был лишь в канони­ческом праве), исходившие из древних обычаев или решений магистратов, сената и принцепсрв. Традиционно запрещались браки между кровными родственниками (исключались по пря­мой линии между нисходящими и восходящими); такие связи назывались incestus («нечистыми», «безнравственными»). Ga­jus: «Inter fratrem et sororem prohibitae sunt nuptiae». «Nuptiae consistere non possunt inter eas personas, quae numero paren-tium liberorumve sunt». Гай полагал, что нет жены и детей у тех, кто вступил в брак неподобающим образом и не с теми лицами: «Si quis nefarias atque incestas nuptias contraxerit, neque uxorem habere videtur neque liberos». Наказуемость за связи между отдаленными родственниками колебалась: в ар­хаическом праве запрещались браки как nuptiae incestae меж­ду родственниками до 6-й степени, в классическом — до 3-й (между дядей и племянницей; исключение post hoc сделало senatusconsultum Claudianum, разрешившее брак Клавдия с его племянницей Агриппиной (о его браках пишет Свето-ний — Div. Claud. 26). При Домициане был принят lex Cocceja de nuptiis («96 г. н. э.), запретивший браки между дядей и пле­мянницей, а окончательно — лишь в 342 г.); при доминате — временно до 4-й степени, в том числе и для consobrini. При Тиберии поступил донос «на богатейшего испанца Секста Мария, обвиненного в кровосмесительной связи с дочерью и сброшенного с Тарпейской скалы» (Тас. Ann. VI. 19).

В древности incestus наказывался смертью (deicere e saxo Tarpejo), позже — более умеренно (deportatio, relegatio — «Имущественными санкциями). В классическом праве под влия­нием восточных традиций стала учитываться ignorantia juris.

(Плутарх, глядя со стороны, в 108-м «римском вопросе» пытает­ся понять, «почему римляне не женятся на близких родственни­цах».)- Препятствием к браку было1! и социальное неравенство: сенатор и вольноотпущенница или актриса (это условие отме­нил Юстин I; его преемник, знаменитый Юстиниан, восполь­зовался этим для женитьбы на развратнейшей из тогдашних женщин — Феодоре, выступавшей в юности в цирках и прида­вавшейся извращенным увеселениям блудницы; «Flagitii prin-cipium est nudare inter cives corpora» («Обнажать свое тело на виду у граждан есть начало развращения»))1. Должностное по­ложение и функции (publice (praeses et incola provinciae) atque privatim (tutor et pupilla)) также делали брак невозможным, что и содержала oratio Marci et Commodi, которая запрещала брак между вольноотпущенником и дочерью сенатора, а также меж­ду опекуном и подопечной. Сюда же относились преступления в сфере данных отношений — adulterium, raptus. Брак солдат | (matrimonium militis) долгое время не признавался вполне за­конным. За детьми от такого «брака» стали признавать насле­дование отцу помимо завещания только с правления Адриана. Известно, что один из 30 тиранов-временщиков Викторин («268 г.) «занимался тем, что разрушал браки воинов и коман­диров … его самого заколол поведший против него интригу ин­тендант, жену которого он обесчестил». В римском постклас­сическом праве утвердился принцип: «Matrimonium subsequ-ens tollit peccatum praecedens» («Последующий брак погашает предшествующее преступление»). В юстиниановом праве пре­пятствиями (respectus parentelae) были наличие второго бра­ка (binae nuptiae: «Duas uxores eodem tempore habere non licet (non potest)» («Иметь две жены в одно и тоже время нельзя (невозможно»)) и религиозные различия (disparitas cultus: ,»| haereticus atque Judaeus(-a) christianus(-a)). Павел полагал, что у отсутствующего супруга больше права на второй брак, чем Щ у его первой жены: «Vir absens uxorem ducere potest; femina absens nubere non potest».

Считается, что в римском обществе были две разновид­ности брака: cum manu et sine manu. Соглашение, по которому жена переходила под власть (in manum) и в семью мужа, на­зывалось conventio in manum. В результате супруга станови­лась uxor in manu (materf amilias) и по отношению к мужу filiae families loco: » in familiam viri transibat filiaeque locum obtinebat» (Gajus). Данный переход имел три формы: confar-reatio, usus, coemptio. Древнейшей формой брака, доступной только патрициям, была confarreatio (far— «полба» как особый сорт пшеницы). Она проходила в виде религиозного свадебно­го обряда, при котором в жертву Юпитеру приносили хлеб из полбы (panis farreus). В этом обряде, который символизиро­вал и основывал полный религиозный и гражданский союз но­вобрачных (communicatio divini et humani juris), участвовали 10 свидетелей, flamen Dialis, возможно, и pontifex maximus. Этот обряд позже сохранился только в жреческих семействах, и рожденный в таком браке, вступавший в него в свое время мог занимать одну из высших жреческих должностей. Импе­ратор Тиберий, как о том пишет Тацит (Ann. IV. 16), при под­боре кандидата на место умершего фламина Юпитера (некое­го Сервия Малугинского) произнес в сенате речь, «в которой предложил издать новый закон о порядке замещения этой должности. Ведь древний обычай предписывает выдвинуть кандидатами трех патрициев, чьи родители сочетались бра­ком по обряду конфарреации, и на одном из них остановить выбор; теперь, однако, в отличие от старины, нет прежнего обилия соискателей, потому что обряд конфарреации вышел из обихода или удержался среди очень немногих (он привел несколько причин этого, и главнейшая из них — нерадивость мужчин и женщин; сюда присоединяются и сопряженные с са­мой церемонией трудности, которых желают избегнуть) и еще потому, что принявший на себя сан фламина Юпитера, равно как и та, кто, выйдя за него замуж, подчинена его власти, вы­ходит из-под власти отца». По рассмотрении сакральных уста­новлений сенат определил не менять порядка назначения на должность фламина, но издал закон (lex de flaminica Diali anno 24 AD), согласно которому супруга фламина подвластна мужу лишь в том, что имеет касательство к священнодействиям, а в остальном пользуется одинаковыми с прочими женщина­ми правами»1. Большую свободу давал женщине брак per usum. Usus («обычай», «опыт») как форма перехода под власть мужа означал зачет года совместной жизни с женщиной как с супругой; при этом, однако, не было communicatio sacrorum. Usus мог быть прерван с помощью usurpatio juris trinoctii, ког­да женщина три ночи не ночевала в доме своего мужчины. С большой скрупулезностью вычислил Квинт Муций Сцево-ла продолжительность трех ночей (trinoctium), которые жена должна ежегодно проводить в родительском доме, если не же­лает поступить под власть мужа. По его расчету она не могла бы воспользоваться для этой цели тремя последними ночами в году, ибо последние часы третьей ночи пришлись бы уже в следующем году. Брачную жизнь такая женщина вела с со­гласия своего отца, и этот союз мог столь же легко быть пре­кращен, как и создан. Хотя и в этом браке права мужа были почти столь же велики, однако женщина имела возможность прервать власть брачного партнера над собой.

Такая форма организации брачной жизни могла пооче­редно избавлять римлянку от власти когнатских и агнатских родственников, что со временем привело к смягчению законов относительно опеки над женщинами. При Клавдии все свобод­ные римлянки были освобождены от надзора агнатов со сто­роны мужа, и остались только опекуны по назначению прето­ра, мужа или отца женщины.

Мир античной семьи был окончательно подорван, и жен­щина пошла быстрыми шагами к освобождению. Бе стремле­ние к независимости сказалось прежде всего в принятии об­ществом как раз брака по обычаю (usus), который позволял женщине оставлять распоряжение имуществом в своих руках, а также избегать притеснения со стороны мужа, а то и подчинять его своей воле. Этот способ (usus) отпал при вве­дении coemptio. Она была самой поздней, а затем и регулярной формой установления власти мужа над женой, доступной всем гражданам. По мере своего умственного совершенство­вания женщины перестали довольствоваться одной лишь се­мейной деятельностью, и coemptio atque confarreatio посте­пенно выходили из употребления. Для избавления от прежних стеснений римское общество постепенно приняло (две) дру­гие формы брака. Первая из них была только видоизменени­ем coemptio: женщина при этом и после замужества остава­лась под властью отца, который мог в любое время взять ее вместе с имуществом, избавив от непомерной власти мужа и его родни. De forma coemptio была разновидностью man-cipatio, часто сопровождала свадебные обряды, но не вела к communicatio sacrorum. С соблюдением всей манципацион-ной формы муж приобретал супружескую власть над женой, что и называлось coemptio. Было в обычае, что при этом су­пруги взаимно спрашивали друг друга о желании стать pater и mater families. Жена покупалась мужем; во времена юриста Гая и, конечно, намного раньше это имело символическое зна­чение, но в древнейшее время должно было соответствовать действительности. По всей вероятности, продавцом являлся тогда отец невесты или ее опекун, при Гае же, от которого мы знаем о coemptic, покупка жены имела только символическое значение. Купленная женихом у своего отца, женщина по­падала под власть своего мужа. В конце республиканского пе­риода эта форма применяется для той или иной эманципации женщин (coemptio fiduciaria при участии доверенного лица). При этом женщина избавлялась от нежелательной опеки: до­веренное лицо освобождало ее из-под своей власти и само ста­новилось ее формальным опекуном, что позволяло ей сделать завещательное распоряжение (coemptio testamenti faciendi gratia), ликвидировать существующий домашний культ (coemptio interimendorum sacrorum causa), а также избавить­ся от обременительных семейных жертв путем брака со ста­риком (senex coemptionalis).

Вскоре после Цицерона вошло в обычай то, что претор принуждал опекуна дать свое согласие на выход опекаемой замуж, если тот неосновательно противился этому. Вслед за тем происходила coemptio tutelae Witandae causa. Женщина, которая тяготилась своим опекуном-агнатом и желала пере­менить его, поступала с его согласия (часто вынужденного претором) под власть кого-нибудь другого, принимавшего на себя роль фиктивного мужа (coemptionator); потом этот фик­тивный музк передавал ее другому лицу по ее собственному | выбору. Этот последний отпускал ее на свободу в форме vindicta и тогда, в качестве вольноотпущенницы, она имела J его своим опекуном, как патрона. В конце классического пе­риода coemptio отпадает.

Сама брачная церемония включала в себя несколько об- | рядов: после ауспиций (птицегаданий) и жертвоприношения читался брачный договор; 10 свидетелей подписывали его | и ставили свои печати; затем начинался пир, длившийся иног­да до поздней ночи. После пира многочисленная и торжествен­ная процессия сопровождала невесту в дом жениха, в чем и проявлялась патрилокальность римской семьи, а поэтому | женщина могла выйти за отсутствующего, к примеру, по пись­му, перейдя в его дом, но не наоборот (D. XXIII. 2.5)1. Непри­личным считалось получить приглашение на свадьбу и не 😐 прийти2. Наложница свободного, или вторая жена, жившая вместе с мужем и его женой, называлась греческим словом paelex, или, более возвышенно, arnica, concubina. Concubinatus Я (coitus) был внебрачным сожительством (не)женатого мужчи- | ны с незамужней женщиной; у такой связи не было affectio maritalis и honor matrimonii. Данный союз возникал не для со­здания семьи, а для удовлетворения полового влечения (libidinis causa)1 и стал широко распространенным после стро­гих законов Августа о браке2. «Ео tempore, quo quis uxorem habet, concubinam habere non potest» (Paulus). Конкубинат проник и в высшие слои римского общества; он не имел право­вых последствий, поскольку женщина (concubina) не разде­ляла общественного положения сожителя, который мог со­стоять в законном браке, а конкубинат замужней женщины считался супружеской изменой (adulterium). В эпоху прин­ципата конкубинатом стали считать все случаи, когда невоз­можно было нормальное супружество, главным образом из-за социального неравенства. Марциан открыто заявляет, что всякий человек имеет право держать наложницу, поскольку конкубинат не может быть наказан законом; так как он офи­циально признан им (D. XXV. 5.3.1). Павел замечает, что вся разница между женой и наложницей заключается в привя­занности (Sent. П. 20). Если проституция своим примером раз­вращала женщину, то существование конкубината, его уси­ление и признание его самим законом постоянно напоминали женщине о ее бесправии и вызывали протест против status quo3. Христианские императоры оформили конкубинат как правовой институт в качестве брака второго сорта (conjugium inaequale), который был неполноценным в социальном отно­шении. Такой союз был все же моногамным, но заключался по достижении определенного возраста с родственным лицом или одновременно с законным браком. Улучшилось и правовое по­ложение детей, рожденных в конкубинате.

При Юстиниане постоянное сожительство с порядочной женщиной считалось браком, если стороны не подтверждали обратного (testatio). В эпоху империи браки cum manu окон­чательно вышли из употребления, и в юстиниановском праве они уже не встречаются. На Востоке, в Византии, конкубинат был отменен только в правление Л^ва Мудрого (886-912), а на Западе прекратился в XII в. Право Юстиниана направлено было на нерасторжимость брака, особенно под влиянием jus canonicum, в котором с X в. он стал считаться святыней (sacra-mentum magnum).

Добавить комментарий