Руководство таможенным делом в РФ

Статья 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее — таможенная граница).

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

3. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

4. Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Статья 2. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница

1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.

2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, являются таможенной границей.

5. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, — таможенным законодательством Российской Федерации.

При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — акты таможенного законодательства).

3. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени

1. Акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

3. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

4. Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов, за исключением случаев, если:

соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты Российской Федерации, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки;

настоящим Кодексом установлен специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.

Статья 5. Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела

1. В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела.

2. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

3. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки;

нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;

настоящим Кодексом установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

4. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

Статья 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела

1. Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

2. Положения правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

3. Нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

  • издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов
  • отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные настоящим Кодексом
  • изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом
  • изменяет содержание понятий, определенных в настоящем Кодексе, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в настоящем Кодексе

4. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке.

5. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

6. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в таможенном деле

В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

Статья 8. Действие международных договоров Российской Федерации в области таможенного дела

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 9. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Кодексом

1. Определение дня начала и дня окончания установленных настоящим Кодексом сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Если настоящим Кодексом не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом положений пункта 3 статьи 129 настоящего Кодекса.

Статья 10. Отношение к информации, полученной таможенными органами

1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях.

2. Таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таможенные органы передают предоставленную им информацию федеральным органам исполнительной власти, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них федеральными законами, в порядке, согласованном между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица, иные лица, получившие в силу закона доступ к информации, полученной от таможенных органов, не вправе разглашать, распространять, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам указанную информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, составляющая государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, имеет специальные режимы хранения и доступа.

4. Утрата документов, содержащих государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение такой информации, использование ее в личных целях либо передача третьим лицам влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. В настоящем Кодексе основные понятия используются в следующих значениях:

  • товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся
  • российские товары — товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации
  • иностранные товары — товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта
  • товары, находящиеся под таможенным контролем — иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы
  • транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами
  • статус товаров и транспортных средств для таможенных целей — наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных настоящим Кодексом
  • перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом
  • ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами
  • вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы. К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест
  • незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом
  • таможенные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств
  • лица — юридические и физические лица, если иное не вытекает из настоящего Кодекса
  • российские лица — юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей
  • иностранные лица — лица, не указанные в подпункте 13 настоящего пункта
  • декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары
  • перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств
  • таможенный брокер (представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом
  • заинтересованные лица — лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из настоящего Кодекса не вытекает иное
  • таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации
  • таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных средств
  • таможенная процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей
  • таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами
  • выпуск товаров — действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом
  • свободное обращение — оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации
  • налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом
  • внутренние налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации
  • таможенная декларация — документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с настоящим Кодексом
  • транспортные (перевозочные) документы — коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках
  • коммерческие документы — счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное
  • таможенные документы — документы, составляемые исключительно для таможенных целей

2. Все иные понятия употребляются в настоящем Кодексе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

наверх

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.

Непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации (далее — Федеральная таможенная служба) Федеральная таможенная служба реализует свои полномочия непосредственно и через подчиненные таможенные органы Российской Федерации (далее — таможенные органы)

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет

Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется ГТК России,

являющимся центральным органом федеральной исполнительной власти.

Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных

платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.д.) создаются специальные

таможенные органы.

Таможенные органы являются правоохранительными (ст. 8 ТК) и военизированными

органами (указ Президента РФ «Об отнесении таможенных органов к государственным

военизированным организациям»). Таможенные органы составляют единую систему,

в которую входят:

— ГТК России;

— региональные таможенные управления;

— таможни;

— таможенные посты.

По состоянию на 1 марта 1995 года в систему таможенных органов Российской

Федерации наряду с ГТК входят 15 региональных таможенных управлений (12 территориальных

и 3 специализированных), 144 таможни (67 пограничных и 77 внутренних), 503

таможенных поста (192 пограничных, 299 внутренних и 12 акцизных). За последние

годы значительно возросла численность таможенных служащих. Если в 1991 году

в таможенных органах работали всего 7 тыс. человек, то сейчас армия таможенников

выросла до 53 тыс.

Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами,

предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательство

допускает выполнение отдельных действий, относящихся к компетенции таможенных

органов, иными государственными органами, предприятиями и организациями. При

этом таможенные органы вправе контролировать такую деятельность (например,

деятельность владельца частного склада временного хранения, таможенного перевозчика

и т.д.).

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие

таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач.

В настоящее время таможенные органы обеспечивают реализацию 20 основных

функций, зафиксированных в ТК (ст. 10). Среди них:

— участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие

в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров,

перемещаемых через российскую границу;

— защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции

экономической безопасности, являющейся экономической основой суверенитета

Российской Федерации;

— содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности,

общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека,

защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов

российских потребителей ввозимых товаров;

— применение средств таможенного регулирования торгово-экономических

отношений; взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств

через таможенную российскую границу;

— осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного

оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

— осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

— борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства,

относящегося к товарам, перемещаемым через российскую таможенную границу;

пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного,

исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран,

объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений;

содействие в борьбе с международным терроризмом;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации в части,

касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров,

затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными

и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями,

занимающимися вопросами таможенного дела;

— другие функции, предусмотренные законодательством.

Не входят в таможенную систему, но являются подведомственными ГТК:

— таможенные лаборатории, которые создаются ГТК для проведения экспертиз

и исследований товаров в таможенных целях;

— научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального

и дополнительного образования (например, Таможенная академия);

— вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные

и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению

задач таможенных органов.

К последним относятся многочисленные таможенные склады и склады временного

хранения, учрежденные таможенными органами. На 1 марта 1995 года были открыты

1021 склад временного хранения и 406 таможенных складов.

Имущество таможенных органов, а также вышеперечисленных организаций и

учреждений, подведомственных ГТК, является федеральной государственной собственностью.

Рассмотрим подробнее отдельные органы, входящие в таможенную систему

РФ

Статья 2. Таможенная политика Российской Федерации

В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Российской Федерации, иные цели, определяемые Веpховным Советом Российской Федеpации, Пpезидентом Российской Федеpации и Пpавительством Российской Федеpации в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Структура и руководство

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее правительством. С 28 июля 2020 г. этот пост занимает Владимир Булавин. Глава ведомства имеет пять заместителей, при этом замруководителя, курирующий оперативно-разыскную работу, обладает правом принятия самостоятельных решений.

В настоящее время в структуре центрального аппарата ФТС действует 20 управлений по основным видам деятельности (из них восемь — главных). Также в систему ФТС входят восемь региональных и четыре специализированных региональных таможенных управления, 87 таможен и 551 таможенный пост. В 20 иностранных государствах действуют представительства ФТС.

В структуру ведомства входят таможенные вузы (Российская таможенная академия и три ее филиала), производственные предприятия, лечебно-профилактические учреждения.

Фактическая численность должностных лиц Федеральной таможенной службы в 2020 г. составляла 55 тыс. 7 человек. По данным Росстата, в конце 2020 г. в центральном аппарате ведомства работало 817 государственных гражданских служащих, их средняя заработная плата составляла 81 тыс. руб.

В 2020 г. на содержание в федеральном бюджете РФ на содержание ФТС было выделено 68 млрд 290 млн руб.

Статья 3. Таможенная территория и таможенная граница Российской Федерации

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады.

Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федеpации.

В системе правоохранительных органов, осуществляющих защиту эко­номического суверенитета и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения тамо­женной политики в жизнь»1.

Таможенное дело (таможенная деятельность) появилось и существует потому, что через границы государств перемещаются разнообразные виды товаров и транспортных средств. С возрастанием массы движимого имуще­ства, которое обращается между разными странами, увеличиваются объем и значение таможенного дела. Таможенная деятельность — сложное ком­плексное понятие, она теснейшим образом связана с внешней и внутренней политикой Российского государства. В процессе ее осуществления реали­зуются две группы целей: экономические и правоохранительные.

Экономические цели таможенной деятельности связаны с осу­ществлением фискальной и регулятивной функций таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государст­венного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, нало­гов, сборов и т. д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т. д.

Правоохранительные цели направлены на обеспечение безо­пасности страны (защиту безопасности государства, общественного поряд-

Статья 1 Таможенного кодекса Российской Федерации, 1993 г. (Ведомости РФ 1993. №31. Ст. 1224).

Раздел III Государственные органы обеспечения охраны порядка

ка, нравственности населения, жизни и здоровья людей); охрану животных и растений, окружающей природной среды; защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, пресечение незаконного оборота наркоти­ческих средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др

Таможенное дело является исключительной монополией государства. Это вытекает из ряда положений Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 8 Конституции закреплены принципы единства экономического про­странства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Статья 71 относит к исключитель­ному ведению Российской Федерации таможенное регулирование; ч. 1 ст. 74 Конституции запрещает установление на территории РФ таможенных гра­ниц. В соответствии с этими конституционными положениями Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) устанавливает, что таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 1). Из этого следует, что все таможенные органы являются федеральными органами, их сотрудники — федеральными служащими, их имущество -федеральной собственностью, нормы таможенного права- федеральными нормами.

Таким образом, монополия государства в области таможенного дела обеспечивается единой таможенной политикой, единством таможенной тер­ритории, таможенной границы, таможенного права, единой системой тамо­женных органов.

Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах та­моженной территории и таможенной границы России. Таможенная терри­тория Российской Федерации включает ее сухопутную территорию, терри­ториальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской исключительной экономической зоне России. На территории Рос­сии могут находиться так называемые свободные экономические зоны и свободные склады, которые рассматриваются как находящиеся вне тамо­женной территории Российской Федерации.

Таможенную границу России составляют пределы ее таможенной тер­ритории, а также параметры свободных зон и свободных складов (ст. 3 ТК РФ).

В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конститу­цией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряже­ниями Правительства РФ.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским таможенным законодательством, то применяются правила международного договора.

Глава 15 Таможенные органы

§ 2. Исторический очерк развития таможенного законодательства1

Пошлины с продаваемых предметов, как подтверждают историки и пра­воведы, взимались на Руси с давних времен. Одни ученые связывают этот процесс с введением христианства, другие отмечают, что пошлины взима­лись и ранее. Определенная регламентация отдельных вопросов таможен­ного дела представлена в Русской правде.

Образование централизованного государства (центр- Москва) сопро­вождалось разработкой единой торговой и таможенной политики. Основ­ными источниками таможенного права стали уставные грамоты великих князей.

Вопросы таможенного обложения нашли отражение в Судебнике 1550 г. Соборное уложение 1649 г. уже подробно регламентирует процеду­ру обжалования незаконных действий сборщиков пошлин, определяет санкции за несоблюдение таможенных правил. Принятие в 1653 г. Торгово­го устава знаменовало переход от разнообразных таможенных сборов к единой рублевой пошлине. Кроме того, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних, а льготы и привилегии для иностранных торговцев отменены.

В Новоторговом уставе (1667 г.) был закреплен принцип национального предпочтения в торговле; получили регламентацию устройство таможен и таможенный обряд. Система таможенных органов учреждалась в виде не­скольких звеньев (уровней). Центральные органы представляли: приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба. Все они находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях — таможен­ные заставы.

Таможенное законодательство петровского периода было нацелено на поощрение российского производителя. Это выразилось в запрещении ввоза товаров, которые успешно производили и поставляли на рынок оте­чественные производители. В то же время был усложнен вывоз из страны сырья, необходимого для мануфактур России. С именем Петра I связаны разработка первого в России таможенного тарифа (1724г.), высоко оцени­ваемого в российской литературе. Замысел Петра I состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени развития российского про­изводства2. Вот почему размер пошлин устанавливается в диапазоне от 3 до 75 % стоимости товара. Преемники Петра I значительно снизили размеры тарифов.

Данный параграф подготовлен (с разрешения автора) на основе главы седьмой книги КозыринА

Я Таможенное право России. Общая часть. М Спарк, 1995
Козырин А Н
Указ соч С 115

266______________Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

Таможенная реформа 1753 г. ликвидировала внутренние таможенные границы. Вслед за созданием пограничной стражи (1754г.) учреждаются казачья и таможенная охрана, в которой несли службу таможенные надзи­ратели (один на 50 верст границы) и таможенные объездчики (один на 10 верст).

Принятые в екатерининский период тарифы (1766 и 1782 гг.) характери­зовались либерализацией по отношению к внешней торговле, знаменова­лись снижением пошлин на ввозимые в Россию товары. Дальнейшее разви­тие эти тенденции получили и в таможенном тарифе 1819 г. Однако жизнь показала, что русская промышленность оказалась не готова к конкуренции с европейскими товарами. Ей требовалась поддержка. Поэтому в таможен­ном тарифе 1822 г. нашли отражение протекционистские тенденции. Но на этом пути возникли и негативные моменты, в числе которых нельзя не отметить активизацию контрабандной торговли. Лишь частично этому препятствовало усовершенствование таможенной охраны, преобразованной в 1835 г. в пограничную службу.

Интенсивная поддержка во второй половине XIX в. многими странами идеи свободной торговли не могла не затронуть России. В 50-60-х гг. име­ло место стремление к дифференциации таможенных режимов. Это нахо­дит проявление в выведении ряда территорий из общих правил путем уста­новления в них беспошлинной торговли (например, Камчатка, Приамурье, Сахалин). Эта же тенденция проявляется в снижении таможенных сборов на ряд товаров (например, на некоторые виды сырья, чай, кофе).

В названный период система таможенных учреждений определялась Таможенным уставом по европейской и азиатской торговле 1857 г. В соот­ветствии с ним таможни учреждались по внешней сухопутной и морской границе России, хотя при этом сохранялись и внутренние таможни (Мос­ковская, Челябинская и др.). Таможни одного района объединялись в окру­га. Таможням подчинялись заставы. Наиболее крупные таможни имели филиалы. Устав подчеркивал самостоятельность таможенных округов, в деятельность которых не вправе были вмешиваться местные органы.

Реализация концепции свободной торговли привела в 70-е гг. к значи­тельному превышению импорта над экспортом, что породило тревогу в промышленных кругах. Не случайно с 1876г. в таможенной политике вновь усиливаются протекционистские тенденции. В основу тарифа 1891 г. был заложен принцип равномерного покровительствования всем отраслям промышленности. Его кредо: все, что производится или может произво­диться в России, вправе рассчитывать на таможенную защиту.

С развитием таможенных правил и ростом таможенных пошлин интен­сифицируется ввоз в страну контрабандных товаров. Таможенный устав 1892 г. признал контрабандными товары, доставляемые мимо таможни или хотя бы и представленные ей, но не отраженные в грузовых документах

Глава 15. Таможенные органы

или в подаваемых объявлениях. Предусмотренные уставом санкции были дифференцированы в зависимости от объектов промысла1.

В 1893 г. пограничная стража была выделена из Департамента тамо­женных сборов в Отдельный пограничный корпус. Соответствующие пре­образования последовали на местах.

Таможенный устав 1910 г. наделил органы таможенного надзора правом производить по собственной инициативе обыск и выемку контрабандных товаров.

После октябрьских событий 1917 г. правительство отказалось от посте­пенно сложившейся таможенной политики дореволюционной России, ус­тановив декретом от 29 декабря 1917 г. государственный контроль за внешней торговлей посредством лицензирования, возложенного на Нарко­мат торговли и промышленности (НКТиП). Ряд товаров вообще был за­прещен к вывозу. Одновременно новая власть отказалась от таможенного обложения как основного способа экспортно-импортных операций. Декре­том от 22 апреля 1918 г. СНК России объявил о национализации внешней торговли. Чуть позже таможенные органы были признаны органами цен­тральной власти и управлялись Наркоматом финансов (НКФ)2. Разработка порядка и организации таможенного дела на границе относились к совме­стной концепции Пограничной охраны и Департамента таможенных сбо­ров. В июне 1918 г. Департамент таможенных сборов при НКФ был пере­именован в Главное управление таможенного контроля, перешедшее в подчинение НКТиП, преобразованного в 1920 г. в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Все эти мероприятии — реализация ленинских идей о государственной монополии на внешнюю торговлю. В период воен­ного коммунизма вопросы таможенного дела не ознаменованы принятием сколько-нибудь существенных нормативных актов. Переход к НЭПу, одна­ко, стимулировал обращение государства к таможенным вопросам. Не слу­чайно уже 14 февраля 1922 г. был утвержден тариф по вывозной торговле, снизивший ставки пошлин на одни товары, освободив от таковых другие (например, чугун, рельсы), повысив ее на третьи. В 1924 г. тарифы были несколько либерализованы.

В декабре 1924 г. Президиумом ЦИК СССР был утвержден Таможен­ный устав СССР3 — единый кодифицированный акт, отвечающий духу цен­трализованного управления таможенным делом. Согласно ему управление таможенным делом на всей территории страны принадлежало НКВТ, осу­ществляющему эту функцию через свое структурное подразделение -Главное таможенное управление (ГТУ). Это управление осуществляло разработку правил общего характера, инструкций и разъяснений к ним.

Подробнее см.: Козыри» А Н.

Указ соч. С. 120-121. 2 СУ РСФСР. 1918. № 33. Ст. 432, № 39. Ст. 506. 3СЗСССР. 1925. №5. Ст. 53.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

Глава 15 Таможенные органы

Кроме того, в его ведении находилось руководство борьбой с контрабандой на территории страны.

ГТУ подчинялись районные таможенные инспекторские управления (к 1925-1926 гг. их было в СССР одиннадцать), которые осуществляли непосредственное руководство деятельностью таможенных учреждений, надзор и контроль за исполнением ими нормативных актов.

С учетом того, что в задачи таможенных учреждений входила борьба с контрабандой, в Таможенном уставе 1924 г. были даны понятия и признаки простой и квалифицированной контрабанды, установлены меры наказания за их совершение. Можно, однако, заметить, что указанные понятия мало чем отличались от дореволюционных.

Следующий этап в развитии всесоюзного советского таможенного пра­ва — принятие 19 декабря 1928 г. Таможенного кодекса СССР1.

Кодекс сформулировал главную задачу таможен как осуществление фактического контроля за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли (ст. 2). Наиболее существенное изменение в системе таможенных учреждений- ликвидация районных таможенных инспекторских управлений. Принятый в январе 1930 г. Свод таможенных тарифов СССР — основной нормативный акт в области таможенного обложе­ния, значительная часть норм которого действовала больше 30 лет. Он, как и другие позже принятые нормативные акты в этой области, создавался в духе господствовавших тогда командно-административных методов руководства различными сферами общественных отношений. Принятый в мае 1964 г. Таможенный кодекс СССР2 по своей идеологии мало чем отличался от сво­его предшественника образца 1928 г. Пожалуй, можно отметить новеллу, согласно которой, если «…международным соглашением, в котором участ­вует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Тамо­женном кодексе, то применяются правила международного соглашения» (ст. 20).

С началом экономической реформы 80-х гг. стала очевидной необходи­мость существенной реформы таможенного дела и законодательства. С отменой монополии на внешнюю торговлю рассматриваемая сфера об­щественных отношений уже не могла быть урегулирована устаревшими законами. Эту роль предстояло выполнить Таможенному кодексу СССР и Закону СССР «О таможенном тарифе» (1991 г.). Указанный Таможенный кодекс юридически закрепил фактически сложившуюся к этому времени систему таможенных органов: центральный таможенный орган (Таможен­ный комитет) — региональные таможенные управления — таможни.

Кодификация таможенного законодательства СССР 1991 г.- существен­ный этап в его развитии. И хотя в связи с распадом СССР судьба ТК СССР

оказалась недолговечной, не вызывает сомнения его важное значение для ко­дификации таможенного законодательства Российской Федерации и других стран СНГ.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле

Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Кодекса, Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», иных актов законодательства Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органм Российской Федеpации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Субъекты права

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

  • таможенные органы;
  • должностные лица таможенных органов;
  • юридические лица;
  • физические лица;

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объёмом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Деятельность

По итогам 2020 г. сумма доходов федерального бюджета, полученных в результате деятельности таможенной службы, составила 5 трлн 8 млрд руб. (в 2014 г. — 7 трлн 101 млрд руб.) или 36,68% от доходной части бюджета.

В 2020 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 7 тыс. 678 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По их результатам доначислено таможенных платежей на сумму 8,9 млрд руб. Взыскано задолженности за предыдущие годы на сумму 11,4 млрд руб.

По итогам оперативно-разыскной деятельности ФТС в 2020 г. возбуждено 1 тыс. 746 уголовных и 85 тыс. 523 дел об административных правонарушениях.

⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 55

Общее руководство таможенным делом осуществляет Прави­тельство РФ. Применительно к таможенному делу термин «общее ру­ководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельнос­ти, имеющих значение для экономического суверенитета и экономичес­кой безопасности России.

Круг субъектов общего руководства таможенным делом, согласно ТК РФ, включает, прежде всего, Правительство РФ. Но если толковать этот термин расширительно, то в него с определенной долей условности можно включить и деятельность в сфере таможенного дела Федерального Собрания РФ.

Президент РФ в силу своего конституционного положения также вы­полняет значительный объем функций и полномочий в сфере таможенно­го дела.

Правительство РФ активно действует в сфере нормативного правого регулирования многих вопросов экономической сферы таможенного дела, в частности таможенно-тарифных правил и др.

Под организационной структурой таможенного органа следует пони­мать совокупность составляющих его структурных подразделений, поря­док их подчиненности, а также формы распределения между ними функ­ций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руковод­ство таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполни­тельной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — ФТС России.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководству­ется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства эконо­мического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Цент­рального банка РФ, а также соответствующим Положением.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС России за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органа­ми исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, обще­ственными объединениями и иными организациями.

Непосредственное руководство со стороны ФТС России заключается, в частности, в том, что все составные части таможенного дела постоян­но находятся в центре внимания руководства ФТС России, коллегии ФТС России, Центрального аппарата управлений и отделов, а также непосред­ственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функцио­нально и организационно взаимосвязанных и действующих под его руко­водством.

Одним из направлений руководства, помимо систематических органи­зационных мероприятий, является нормативная правовая деятельность, которая весьма обширна и охватывает, по существу, все элементы и участ­ки таможенного дела. Часть своих задач и функций Центральный аппарат ФТС России решает самостоятельно, а часть — через региональные та­моженные управления, таможни, таможенные посты и другие подведом­ственные организации и учреждения.

Региональные таможенные управления (РТУ) являются промежуточ­ным звеном между этим органом и таможнями.

РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом па территории подведомст­венных регионов.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможен­ного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью под­ведомственных таможенных постов.

Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным обра­зом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управ­ления с большой степенью жесткости организационной структуры спосо­бен функционировать лишь в строго заданных параметрах.

Таким образом, в зависимости от того, насколько ход управляемых процессов поддается предсказанию, создаются органы управления с узкоспециализированной (жесткой) либо универсальной организационной структурой. Вариация гибкости организационной структуры позволяет максимально эффективно осуществлять те функции, для реализации ко­торых предназначен орган управления.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необходи­мость четкого организационного построения системы, создания органи­зационной структуры таможенного органа, т. е. согласованности состав­ляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

Структура любого таможенного органа формируется в результате со­знательной деятельности. На ее становлении непосредственно сказывает­ся влияние тех целей, которые должностные лица рассчитывают достичь, создавая структуру конкретного органа. Каждая структурная единица (подразделение) таможенного органа обеспечивает выполнение запрог­раммированных функций. Именно необходимость выполнения опреде­ленных функций обусловливает создание того или иного органа или его структурного подразделения.

Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа пу­тем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предназначается, формируется его организационная структура.

В ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы, в соответствии с осуществляемыми ими функциями существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля,
экономической работы и правоохранительной деятельности и др.);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, информационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально-технического снабжения и обеспечения и др.);

в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-анали­тические и др.)

Следует отметить, что общая классификация структурных подразделе­ний позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди структурных подразделений таможенного органа. Однако, как уже отмечалось, объективно существующий процесс разделения тру­да вызывает необходимость последующего более детального и глубокого расчленения основных, специфических и общих функций, закрепления их за соответствующими подразделениями.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие обстоя­тельства. Между функциями и организационной структурой существует

тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, исходя из которых по об­щему правилу, конкретная функция закрепляется за структурным под­разделением таможенного органа. Для успешного осуществления этой функции данное подразделение наделяется соответствующими правами и несет ответственность за ее реализацию. Однако, если некоторые функ­ции тесно связаны между собой и близки по своему содержанию, то вовсе не обязательно для реализации каждой из них создавать самостоятельное подразделение.

Решение вопросов об организации структуры таможенного органа долж­но опираться на соблюдение таких важнейших требований к структуре ор­гана управления, как простота и экономичность. Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура затрудняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структур­ные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции со­трудниками, работающими в других подразделениях.

Добавить комментарий