Военная безопасность

Главная цель обеспечения военной безопасности

Вопрос 14. Обеспечение военной безопасности

2. Ядерное оружие – фактор сдерживания агрессии

1.Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.

Главные цели обеспечения военной безопасности – предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранение и укрепление всеобщего мира.

Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в распоряжении средств и ресурсов.

2.В современных условиях Россия исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесения заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях.

При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности мира.

Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

Россия не применит ядерного оружия против государств — участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, ее Вооруженные Силы или другие войска, ее союзников или на государство, с которым оно имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.

3. Основные принципы обеспечения военной безопасности:

ü сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

ü эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;

ü достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

ü соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

ü нанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

ФГБУО ВПО

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД

Зачетная работа

По предмету: Безопасность Жизнедеятельности

На тему: Военная безопасность РФ

ПЛАН.

    Введение 3

    Глава I. Определение понятия «безопасность». Понятие военной безопасности 4

    1.1 Содержание понятия «военная безопасность» и основные характеристики 4

    1.2 Факторы, формирующие военную безопасность 6

    1.3 Критерии состояния военной безопасности 9

    Глава II. Основные угрозы военной безопасности РФ 13

    2.1 Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки 13

    2.2 Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации 14

    2.3 Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации 16

    Глава Ш. Система военной безопасности Российской Федерации 21

    3.1 Анализ состояния системы военной безопасности 21

    3.2 Элементы системы военной безопасности и их назначение 25

    Заключение 29

    Список литературы 31

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие сегодня в мире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической, духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации особенно острой. Мир не стал более безопасным и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболее действенный фактор мировой политики. Потенциальная военная опасность и реальные военные угрозы для России имеют чрезвычайно разнообразные формы. Последние годы ознаменовались изменением взглядов политического руководства страны. Пришло понимание того, что любое проявление слабости России может послужить для ее соперников опасным провоцирующим фактором. России нужно быть готовой ко всему и не искушать другие державы своей экономической и военной немощью. Ситуация усугубляется сложным экономическим положением в стране, что затрудняет теоретическую проработку и практическое осуществление мер по соответствующей реакции на вызовы ее военной безопасности.

Локальные войны и военные конфликты, возникающие в различных районах земного шара, не обошли стороной и новые независимые государства — бывшие республики СССР. Включение в состав блока НАТО Польши, Чехии, Венгрии, стремление других государств Восточной Европы войти в Североатлантический союз, позволили альянсу выйти к нашим западным границам, сохранив крупные группировки вооруженных сил на своей и вновь включаемой в блок территории. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главные цели обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Россия рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира. Россия сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников, придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности.

Глава I. Определение понятия «безопасность». Понятие военной безопасности

1.1 Содержание понятия «военная безопасность» и основные характеристики

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Различают: — социальную безопасность: правовую, интеллектуальную, духовно-культурную; — экономическую безопасность: финансовую, хозяйственную, технологическую;

— территориальную безопасность: экологическую, сырьевую, жизненную;

— военную (оборонную) безопасность1.

Понятия «военная безопасность» и «обеспечение военной безопасности» многогранны и могут иметь глобальный, региональный и национальный (государственный) и иные аспекты.

В формате национальной безопасности военная безопасность тесно взаимосвязана с безопасностью государства, общества и личности. Кроме того, в самих системах военной безопасности и обеспечении военной безопасности выделяют научную, политическую, промышленную, техническую, технологическую, экономическую и другие составляющие. При общей исходной основе каждый аспект имеет свои характерные признаки, функциональную и иную специфику, различные параметры критериев и пороговых значений и т.д.2.

Детальный анализ содержания понятий «военная безопасность» и «обеспечение военной безопасности» требует рассмотрения всего спектра особенностей.

Понятие «военная безопасность» является производным от понятия «безопасность».

В современных научных публикациях, посвященных теории безопасности, распространены два аспекта понимания безопасности. Во-первых, как не угрожаемое состояние, при котором объекту безопасности не угрожает реальная опасность. Например, состояние устойчивого существования (развития) объекта, при котором вероятность нежелательного изменения каких-либо параметров (характеристик) его жизнедеятельности (функционирования) невелика3.

Во-вторых, как совокупность определенных действий субъекта безопасности по обеспечению собственной безопасности. Например, способность предмета, явления или процесса сохранять свои основные характеристики, параметры, сущность, при разрушающих воздействиях.

В то же время, понятие «безопасность» исходит из осознания того факта, что абсолютной безопасности — в ее лингвистическом осмыслении как состояния отсутствия угроз (опасностей), в практической жизнедеятельности быть не может, однако повысить уровень безопасности до уровня, исключающего причинение неприемлемого ущерба, необходимо и возможно.

Безопасность в системе национальной безопасности рассматривается как устойчивое состояние совокупности личности, общества и государства, сохраняющее свою целостность и способность к саморазвитию и прогрессу, в т.ч. в условиях неблагоприятных внешних и внутренних воздействий.

Вышесказанное нашло отражение в содержании понятия «военная безопасность»4.

На постсоветском пространстве в большинстве официальных документов военная безопасность трактуется как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. Одновременно в научных публикациях военная безопасность рассматривается, как способность субъекта безопасности гарантированно противостоять военному давлению в любой форме, т.е. создавать условия для развития.

То есть в обобщенном виде военная безопасность представляется в двух качествах. С одной стороны — это состояние, при котором отсутствует объективно существующая вероятность силового давления, с другой — такое количественное и качественное состояние военного потенциала, при котором исключается возможность применения вероятным противником военной силы для достижения собственных целей. Поэтому, по мнению автора наиболее приемлемой была бы формулировка, отражающая оба этих аспекта военной безопасности. Например, состояние, при котором вероятность военного конфликта сводится к минимуму вследствие отсутствия побудительных мотивов к применению военной силы и условий, требующих восстановления баланса сил, а также вследствие осуществления мер по предотвращению или парированию военной опасности5.

Военная безопасность испытывает совокупное воздействие различного рода внешних и внутренних факторов, обусловленных

— содержанием и направленностью национальных интересов и целей;

— военно-политической обстановкой на глобальном и региональном уровне и характером межгосударственных отношений;

— уровнем и характером военных угроз, а также вероятностью их воплощения в жизнь;

— принадлежностью государства к определенному региону и его вовлеченностью в военные союзы и блоки;

— наличием и состоянием военного потенциала и других ресурсов для обеспечения военной безопасности, соотношением сил и средств, а также степенью готовности потенциального противника применить средства вооруженного насилия для разрешения сложившихся противоречий и получения односторонних преимуществ;

— внутренней политической, социально-экономической, религиозной и иной ситуацией;

— влиянием со стороны других элементов системы национальной безопасности и т.п.6.

В ходе развития происходят непрерывные процессы их взаимодействия и противоборства, управляющее воздействие на которые оказывает система военной безопасности.

Различают самодостаточную систему военной безопасности, когда военная безопасность обеспечивается собственным потенциалом, и не самодостаточную, требующую дополнительные внешние ресурсы, в т.ч. в виде внешних гарантий. В контексте рассматриваемой темы выделяется деление систем военной безопасности на симметричную и ассиметричную. Первая обеспечивает военную безопасность соразмерным реагированием на военные угрозы, например созданием паритета в видах вооруженных сил, количествах войск и вооружений. Вторая — значительно меньшими в количественном выражении силами и средствами, чем это требуется для соразмерного реагирования, применяемыми иным, но достаточно эффективным образом7.

1.2 Факторы, формирующие военную безопасность

Состояние военной безопасности не является величиной постоянной, а динамично меняется в результате взаимодействия и противоборства различного рода факторов, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. Среди них выделяются относительно постоянные факторы, которые сохраняют свою стабильность во времени и пространстве, за исключением катаклизмов, затрагивающих основы существования общества и государства. К ним относятся географическое положение государства, рельеф местности, климатические условия, национальные, религиозные и иные традиции и т.д. Например, горный театр военных действий требует специальной подготовки войск, что при определенных условиях может дать преимущества обороняющейся стороне.

Во-вторых, переменные факторы, имеющие долгосрочный характер. Сюда можно отнести погранично-территориальные противоречия, затянувшиеся процессы политического и экономического переустройства государства, что характерно для Центральной Евразии8.

В-третьих, переменные факторы, возникающие в ходе исторического развития и формирующиеся под воздействием:

— глобальных и региональных политических и экономических процессов и складывающихся в связи с этим международных отношений и военно-политической обстановки;

— процессов внутреннего развития, определяющих состояние экономического и военного потенциала.

По своему содержанию, характеру и степени воздействия на военную безопасность они не являются постоянными и претерпевают существенные изменения в зависимости от складывающейся ситуации. Сюда относятся геополитическая (геостратегическая и геоэкономическая) значимость страны, характер политических и экономических отношений с другими государствами, состояние экономического и оборонного потенциала, внутренняя социально-политическая и социально-экономическая ситуация и др.

На глобальном уровне ситуация в области военной безопасности определяется процессами глобализации и формирования нового мирового порядка.

Цивилизационный разрыв в последние десятилетия быстро усугубляется из-за технологической и информационной революций в богатых государствах («Север» или «Запад») и больших темпов прироста населения в бедных государствах («Юг» или «Восток»).

Сложившаяся ситуация привела к большим различиям в потреблении сырья и материалов, обостряя социально-экономические проблемы и этнические противоречия в государствах Юга, что, в свою очередь, способствовало усилению национального эгоизма, накоплению агрессивного потенциала в слабо развитых регионах мира и, в конечном итоге, поляризации человеческого сообщества, росту цивилизационных антагонизмов. Все это в совокупности стало одним из определяющих факторов роста числа и влияния экстремистских и террористических организаций9.

На региональном уровне состояние военной безопасности определяется внутренними факторами, присущими именно этому региону. Например, характер взаимоотношений между государствами, отсутствие или наличие острых межгосударственных противоречий, которые могут спровоцировать применение военной силы, территориальные претензии, межнациональные конфликты и т.п.10.

УДК 355.02

ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ВИДЕНИЕ

Лутовинов Владимир Ильич,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор факультета национальной безопасности, доктор философских наук, профессор, г. Москва, Россия. E-mail: lutovinov_vi@mail.ru.

Хмара Юрий Николаевич

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры политологии, истории и философии, кандидат политических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: travopol@yandex.ru.

Аннотация

В статье исследуются концептуальные основы военной безопасности государства как необходимого компонента его политической стратегии. Анализируется генезис российского видения данных проблем в постсоветский период, переосмысление содержания понятий «национальная безопасность», «военная безопасность» и смены приоритетов в сфере их обеспечения. Сформулированы некоторые методологические подходы в определении стратегии военной безопасности Российской Федерации.

Ключевые понятия: государство, военная безопасность, национальная безопасность, «мягкая сила», жесткая сила, политический дискурс.

Проблемы обеспечения национальной безопасности являются неотъемлемой частью политической стратегии любой страны. Они имеют непреходящее значение для России, которая стремится к сохранению статуса великой державы. Особую значимость они приобретают в условиях резкого обострения международной обстановки, возникновения прямого противостояния России и США, Европы на фоне военного конфликта на Украине, непрекращающегося расширения НАТО на Восток, создания системы ПРО в Европе и появления многих других факторов, создающих реальные угрозы суверенитету и территориальной целостности, безопасности государства, общества и личности.

Сложившаяся геополитическая ситуация объективно требует переосмысления содержания понятий «национальная безопасность», «военная безопасность» и смены приоритетов в сфере их обеспечения Российской Федерацией.

В современных условиях национальная безопасность может рассматриваться в форме синергетического критерия, консолидирующего способность страны сохранить свою территориально-государственную целостность, суверенно решать политические, экономические, социальные и иные проблемы и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы межгосударственных отношений. Национальная безопасность — многокомпонентное и многоуровневое понятие. Его содержание и структура определяются различными авторами далеко неоднозначно. Однако среди множества точек зрения и мнений можно выделить неоспоримую общую компоненту — военную безопасность государства. В определенной мере и в наше время остается весьма актуальным крылатое высказывание времен Античности, несколько видоизмененное политическим деятелем эпохи Возрождения Н. Макиавелли: кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне .

Для защиты жизненно важных интересов общества государство использует различные средства и способы, среди которых особое место занимает военная сила. Потенциально существующая военная опасность вынуждает все государства заботиться о своей способности защититься от неё. Такой подход является основным при построении систем как международной безопасности, так и безопасности отдельных государств. Как отмечает испанский политолог Л. Санистебан, «начиная с некоторого уровня сложности, политические системы создают специальные органы для ведения войны, ориентирован-

ные как против внешних врагов, так и против внутренних групп, пытающихся свергнуть элиты» .

Следовательно, генезис понятия военной безопасности непосредственно связан с осознанием необходимости практической реализации эффективного противодействия именно военным угрозам обществу, государству и личности. Таким образом, система военной безопасности имеет естественное происхождение, обусловленное стремлением общества обезопасить себя от военной опасности. Военная безопасность как феномен возникла одновременно с образованием государства, армии. Само стремление к военной безопасности, или, образно говоря, «чувство» защищенности от военных угроз атрибутивно присущи для государств всех времен и народов. Несмотря на это, термин «военная безопасность» (как и «национальная безопасность») введен в политический и научный лексикон только в XX веке Т. Рузвельтом в 1904 году .

Потребность государства и общества обезопасить себя в военном отношении является естественной и непреходящей. Однако сущность и содержание понятия «военная безопасность» обусловлены конкретно-историческими условиями, отражающими все многообразие общественных отношений конкретного социума на определенном этапе его существования. Таким образом, угрозы вооруженного насилия порождают закономерное стремление их устранить, минимизировать, создать атмосферу защищенности интересов страны, государства, населения от внешней (в первую очередь) военной силы. Военная безопасность становится важнейшим приоритетом государства. В свою очередь, это приводит к возникновению специфической деятельности по её обеспечению, в ходе которой происходит формирование системы военной безопасности, ее совершенствование, поддержание на требуемом уровне, определяемом, с одной стороны, военно-политической ситуацией, а с другой -возможностями государства. В ходе этой же деятельности происходит и практическое отражение возникающих военных угроз.

При этом следует понимать, что военная безопасность — это лишь одна сторона, грань общей системы национальной безопасности, хотя — чрезвычайно важная и во многом даже определяющая. Она, как и другие виды безопасности, служит обеспечению условий эффективного функционирования общества, государства и личности как в мирных условиях, так и в ситуации военного конфликта. Вследствие этого она выступает важным эле-

ментом, гарантом общественного прогресса.

Несмотря на значимость и важность данной сферы, термин, её определяющий, недостаточно глубоко исследован отечественным научным сообществом. В ряде научных исследований и концептуальных государственных документах вместо понятия «военная безопасность» используются понятия «безопасность в оборонной сфере», «оборонная безопасность», «безопасность государства», «обороноспособность страны» . Что не является вполне корректным, так как недостаточно точно определяет сферу и сущностные отношения деятельности, обеспечивающей защиту именно от военного насилия.

Во многом это обусловлено тем, что в советский период в нашей стране в центре внимания общества и его политической элиты были прежде всего охрана рубежей собственной страны, обороноспособность государства, готовность отразить внешнее военное вторжение, экспансию. Кроме того, и на протяжении весьма значительного периода мировой и отечественной истории понятие «безопасность страны, населения» в политике, науке в значительной степени сводилось к обеспечению именно военной безопасности. Что и определило соответствующий тому периоду времени политический и научный лексикон.

Формирование современной сложной системы мировой международной экономической и политической интеграции, с сохранением значительной дифференциации уровня развития и статуса различных стран, продуцировало значительную степень их взаимозависимости. Тем самым потенциально создавая возможности влияния, а порой политического, военного, экономического диктата доминирующих государств по отношению к менее развитым или зависимым государствам. Данная ситуация содержит в себе значительные и многосторонние угрозы суверенитету и национальной безопасности ряда стран в самых различных сферах. Российская Федерация — один из объектов этих угроз. Её статус и положение в системе международных отношений после развала СССР, Совета экономической взаимопомощи, Варшавского договора в значительной степени изменились.

Вследствие этого проблемы национальной безопасности России получили свое новое прочтение и были в значительной мере актуализированы в постсоветский период. В это время формулируется ряд определений безопасности государства и её ви-

дов. В частности, в Военной энциклопедии 1997 г. впервые опубликованы статьи: «Безопасность военная», «Безопасность международная», «Безопасность национальная» и «Безопасность региональная». В них определяется, что военная безопасность — это состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, коалиции государств, всему мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия. Она является существенной частью и образует одну из основ безопасности национальной, безопасности региональной и безопасности международной. Военная безопасность характеризуется либо отсутствием по отношению к ее объектам угрозы военной, либо их способностью гарантированно противостоять военному давлению и вооруженной агрессии» .

По мнению ученых академии Генерального штаба Вооружённых сил России, сущность военной безопасности страны, заключается в создании условий, исключающих опасность военного нападения, в поддержании обороноспособности на уровне, обеспечивающем сдерживание вероятного противника от агрессии при опоре на достаточную военную силу, а также исключение или максимальное ограничение деструктивных проявлений военной силы внутри страны .

В изданном в 2002 г. военном энциклопедическом словаре военная безопасность страны (государства) определяется как состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия. В институциональном плане военная безопасность — способность военной организации государства внести эффективный вклад в оборону страны и обеспечить вооруженную защиту ее интересов — может рассматриваться как состояние гарантированной защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, обеспечиваемое обороноспособностью государства .

На официальном государственном уровне разграничение понятий «военная безопасность» и «оборонная безопасность» впервые осуществлено в Военной доктрине Российской Федерации 2000 г. и перенесено в её новую версию 2010 г. В отличие от предыдущих концептуальных документов, определяющих военную политику страны, в ней достаточно

четко обозначен её предмет — деятельность государства, являющаяся важнейшей составляющей защиты национальных интересов и осуществляющаяся военными методами, подготовка и осуществление вооруженной защиты. Военная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять . Данное определение в настоящее время является общепризнанным, как наиболее точно отражающее сущность этого феномена.

Отечественные политологи, как правило, определяют военную безопасность через отсутствие для России военных опасностей и угроз, минимизацию или ликвидацию военных опасностей и угроз по отношению к российскому обществу, рассматривают ее как культурно-исторический феномен, как возможность адекватного реагирования на военные угрозы, гарантированную способность страны противостоять применению или угрозе применения военной силы, ее готовность отразить вооруженные нападения извне и подавить вооруженные выступления внутри страны . Поэтому военная безопасность чаще всего понимается как определенное состояние социальной и военно-политической системы, при котором обеспечивается защищенность государства (общества, личности) от военных угроз. Понятие «военная безопасность», являясь производным от категории «безопасность», отражает специфическую сторону последней, связанную с использованием силы как агрессором (реальным или потенциальным), так и его жертвой . Субстанциональным признаком военной безопасности является — использование средств вооруженной борьбы в интересах национальной безопасности.

Представляется, однако, что военная безопасность — явление гораздо более сложное, которое требует учета значительно большого количества факторов и компонентов. Военная безопасность включает в себя: систему идей и взглядов на защиту государства и общества, определенную идеологию; деятельность, направленную на предотвращение военной опасности, ликвидацию военных угроз; состояние общественных отношений, которому свойственна защищенность национальных интересов от угроз, связанных с силовым решением меж-

дународных и внутриполитических проблем; систему государственных институтов, призванных защищать общество и его граждан от внешней военной экспансии и силового давления внутренних сепаратистов; свойство социальной системы сохранять собственную стабильность т.е. возможность устойчивого динамичного развития, целостность, самостоятельность — вопреки внешней военной экспансии; способность государства отстаивать свои жизненно важные интересы.

Кроме того, военная безопасность может выступать в роли элемента общественного сознания, целеполагания, общественной установки, ценности, национального интереса и так далее. Важно подчеркнуть, что военная безопасность является одним из необходимых условий устойчивого динамичного развития всей социальной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, как составляющая национальной безопасности, военная безопасность — это сложная категория, характеризующая состояние общественных отношений данной социальной и военно-политической системы, ее компонентов, при котором обеспечивается эффективное противодействие влиянию внешних и внутренних военных угроз (вооруженного насилия), и тем самым в военной сфере создаются условия для стабильного динамичного развития данного общества.

При этом следует учитывать, что военная безопасность имеет два аспекта: внешний и внутренний. Неслучайно в Военной доктрине нашей страны определены также и основные внутренние военные опасности. К ним отнесены попытки насильственного изменения конституционного строя, подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности, дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации .

Внутренний аспект военной безопасности, как правило, проявляется в условиях нестабильной социально-политической ситуации в стране и связан, прежде всего, с проблемами защиты существующего конституционного строя, взаимоотношений центра с субъектами Российской Федерации, между самими субъектами федерации, наличием сепаратистских тенденций, обострением противоречий между различными социальными группами, терроризмом и экстремизмом.

Внешний аспект военной безопасности связан с состоянием взаимоотношений между субъектами международного права

и характеризуется способностью государства противодействовать попыткам отдельных государств или их союзов использовать военную силу как инструмент разрешения возникающих противоречий в различных сферах. Это предполагает необходимость наличия современных вооруженных сил, формирование системы коллективной или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных военно-политических союзов.

Оба аспекта военной безопасности в современных условиях тесно переплетаются. Поэтому для гарантированного обеспечения военной безопасности России требуется создание и функционирование единой по замыслу и плану системы. Основу её должна составлять военная организация государства. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией . Следует отметить, что военная безопасность не является константной характеристикой общества или государства, предельно точной, математически просчитанной величиной, раз и на всегда определенной. Она — скорее абсолют, которого, как известно, достичь трудно, но стремиться к этому возможно и необходимо. При этом её направленность и составляющие элементы могут изменяться в определенной мере.

В связи с этим, согласившись с мнением отечественного философа С.С. Антюшина, можно выделить два основных, «крайних», концептуально различных типа военной безопасности — оборонительную и наступательную .

Оборонительный тип характеризуется стремлением государства, или его элиты, обеспечить такую собственную военную безопасность, которая, главным образом, сводится к недопущению актуализации потенциальных военных угроз, либо адекватному противодействию угрозам, перешедшим в реальную плоскость, к минимизации военной экспансии в отношении данной страны (иногда и её ближайших союзников). Военно-политические интересы таких государств,

связанные с безопасностью, чаще всего ограничены рамками собственных и приграничных территорий. Во всяком случае им не свойственны амбиции супердержав, их внешняя политика умеренно экспансивна, сдержана. Потенциал государств, которым присущи черты такого типа военной безопасности, как правило, ограничен.

Наступательный тип предполагает более активную внешнеполитическую позицию государства, которая может иметь в определенной мере и экспансивный характер. Задачи подобной системы военной безопасности выходят за рамки исключительно обороны территории страны, региона. Нередко национальные интересы государства, реализующего данную концепцию безопасности, распространяются далеко от его границ. Оно зачастую претендует на роль если не мирового, то регионального лидера. Его система военной безопасности призвана (с помощью демонстрации или непосредственного применения военной силы) обеспечить собственные притязания там, куда распространяются интересы, обусловленные далеко идущими геополитическими амбициями, где существует (или только может появиться) угроза противодействия доминированию. Подобное концептуальное видение свойственно в первую очередь империям, или так называемым сверхдержавам, то есть государствам с огромным политическим, экономическим и военным потенциалами. Ввиду этого наступательный тип военной безопасности в науке и политической практике иногда определяют как имперский.

Первый подход в определении военной безопасности Российской Федерации и формировании её системы был характерен для периода с момента её образования как государства до начала двухтысячных годов. В указанное время пошатнулось былое могущество, снизились претензии на статус сверхдержавы. И, что немаловажно, в умах политической элиты нашей страны до недавнего времени преобладали наивные идеи равноправного сотрудничества и дружбы с США, НАТО.

В настоящее время ситуация в значительной мере изменилась. Прежде всего, события в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии, Югославии, Кавказском регионе, наконец, санкции против Российской Федерации и роль в них США, НАТО, их вооруженных сил во многом вернули к реалиям отечественных политиков и ученых. Кроме того, в значительной мере восстановлен политический, экономический и военный потенциал нашей страны.

При этом, как известно, в современном отечественном политическом дисскурсе есть немало сторонников концепции так называемой «мягкой силы» («soft power») , которая возводится в статус абсолюта и идеализируется. Не отрицая её роли и значимости, следует помнить, что «мягкая сила» не способна решить все насущные политические проблемы того или иного государства, она всегда дополняется средствами «жесткой (в том числе военной) силы».

Таким образом, исследование концептуальных основ военной безопасности позволяет сформулировать некоторые методологические положения в её определении для современной России. Для обеспечения национальной безопасности и роста международного влияния возможно использовать власть информации и образов, власть смыслов. Однако гарантом суверенитета, независимости и свободы развития по избранному пути нашей страны должна быть прежде всего достаточная военная сила. Концепция военной безопасности Российской Федерации может иметь и наступательный, упреждающий характер. Но реализовываться она должна в рамках норм международного права.

3. Белявская, И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. М., 1978. 312 с.

4. Макиавелли, Н. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1982. 432 с.

5. Най Дж.С. Мягкая сила и американо-европейские отношения // Свободная мысль — XXI. 2004. N 1(10) май, С. 33-41.

6. Санистебан, Л. Основы политической науки. М.: Вильямс, 2008. 359 с.

7. Филюрский, А.Ф. Военное строительство государства как фактор обеспечения его военной безопасности. (Политологический анализ). М.: 2003.

8. Военная энциклопедия: в 8 т. Т. 1. М.: Воениз-дат, 1997. С. 397-399.

10. Военная безопасность России: материалы научной конференции. ВАГШ. Книги I—IV. М.: Воениздат, 1992. 259 с.

11. Конституция СССР (Основной закон Союза Советских Социалистических Республик) (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г. N 41. ст. 617.

12. «О Военной доктрине Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 7 ст. 724.

13. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 20. ст. 2444.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Makiavelli, N. (1982) Izbrannye proizvedenija . M.: Hudozhestvennaja literatura, 432 .

6. Sanisteban, L. (2008) Osnovy politicheskoj nauki . M.: Vil’jams, 359 .

8. Voennaja jenciklopedija : v 8 tomah. T. 1. M.: Voenizdat, 1997, 397-399 .

UDC 355.02

NATIONAL MILITARY SECURITY: CONCEPTUAL BASES AND

CONTEMPORARY RUSSIAN VISION

Lutovinov Vladimir Ilyich,

Russian Presidential Academy

of National Economy

and Public Administration,

Professor of Faculty of National Security,

Doctor of Political Sciences, Professor,

Moscow, Russia.

E-mail: lutovinov_vi@mail.ru.

Khmara Yuri Nikolaevich,

Добавить комментарий