Русское централизованное государство

Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

  • Возвышение Москвы — конец ХIII — начало ХIУ вв.;
  • Москва — центр борьбы с монголо-татарами ( вторая половина ХIУ-первая половина ХУ вв.);
  • Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III — конец ХУ — начало ХVI вв.

Этап 1. Возвышение Москвы. К концу 13 века старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь. Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г), когда его брат, тверской князь Ярослав, получил от татар ярлык на Великое Владимирское княжение.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского –Даниила(1276-1303 гг.). Старшим сыновьям Александр Невский раздал почетные уделы, а Даниилу, как младшему, в удел досталось небольшое селение Москва с округой на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской земли. Даниил отстраивал Москву, развивал земледелие и заводил ремёсла. Территория выросла в три раза и Москва стала княжеством, а Даниил – самый авторитетный князь на всем Северо –Востоке.

Этап 2. Москва — центр борьбы с монголо-татарами. Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты- Симеоне Гордом (1340-1353гг) и Иване 2 Красном (1353-1359 гг). Это неизбежно должно было привести к столкновению с татарами. Столкновение и произошло при внуке Ивана Калиты -Дмитрие Ивановиче Донском (1359-1389 гг.). Дмитрий Донской получил престол в 9 лет после смерти своего отца Ивана 2 Красного. При малолетнем князе положение Москвы пошатнулось, но его поддерживало мощное московское боярство и глава русской церкви Митрополит Алексей. Митрополит смог добиться у ханов, чтобы великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома.

Это повысило авторитет Москвы и после того, как в 17 лет Дмитрий Донской выстроил в Москве Кремль из белого камня, авторитет Московского княжества стал еще выше. Московский Кремль стал единственной каменной крепостью на всем русском Северо – Востоке. Он стал неприступным.

В середине 14 века Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из ее состава стали выделяться самостоятельные орды, которые вели между собой ожесточенную борьбу за власть. Все ханы требовали от Руси дани и послушания. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение.

Этап3. Завершение образования Русского централизованного государства. Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване 3(1462-1505 гг) и Василии 3(1505-1533 гг.).

При Иване 3:

1) Присоединение всего Северо – Востока Руси

2) В 1463 г. — Ярославское княжество

3) В 1474 г. – Ростовское княжество

4) После нескольких походов в 1478 г. – окончательная ликвидация самостоятельности Новгорода

5) Сброшено Монголо–татарское иго. В 1476 г. – Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь и заключил союз с польско – литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы. В 1480 г. – войска Ивана 3 и хана Ахмата встретились по берегам реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван 3 занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла, и обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. И хан Ахмат увел свои войска назад в степь. На этом монголо-татарское иго закончилось.

6) После свержения ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. –ликвидирована самостоятельность Тверского княжества.

При Василии 3 были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.)

Этап Хронологические рамки Характеристика этапа
I Начало XIV в. — 1389 г. Период борьбы московского княжества со своими соперниками за лидерство в объединительном процессе и начало освобождения Руси от ордынского ига Возвышение Москвы. Победа Московского княжества в борьбе за владимирский великокняжеский престол. Победа русских войск в Куликовской битве под знаменами московского князя
II 1389—1462 гг. Период дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского в результате феодальной войны Феодальная война между потомками московского князя Дмитрия Донского (1425—1453 гг.). Присоединение Нижегородского княжества, борьба с Литвой (1406 г. — потеря Смоленска) и Ордой (набег Едигея и осада Москвы)
III 1462—1533 гг. Период завершения политико-территориального формирования Русского государства при Иване III и Василии III, свержение ордынского ига При Иване III: присоединен Новгород (1471 и 1477— 1478 гг.), Тверь (1485 г.), Вятка (1489 г.); стояние на Угре и конец ордынского ига (1480 г.); ликвидация Большой Орды с помощью крымского хана Менгли-Гирея; установление протектората над Казанью (1487 г.); войны с Великим княжеством Литовским и присоединение Северских земель (конец XV — начало XVI в.). При Василии III: присоединение Пскова (1510 г.), Смоленска (1514 г.) и Рязани (1521 г.)

На этом уроке заполняется только строка, посвященная первому этапу. Подробно разбираются причины возвышения Москвы, борьба Москвы и Твери и начало открытой борьбы против Орды.
2.Процесс возвышения Москвы тесно связан с борьбой между ней и Тверью за великокняжеский престол. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247 г., когда его получил младший брат Александра Невского — Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем (1263—1272 гг.). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс.
В конце XIII — начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество. Основателем династии московских князей стал младший сын Александра Невского — Даниил Александрович (1276— 1303 гг.). При нем быстро росла территория Московского княжества (были присоединены Можайск и Коломна). Его сын Иван I Калита (1325—1340 гг.), разгромив восстание 1327 г. в Твери, получил ярлык на великое княжение, который с того времени почти постоянно оставался в руках московских князей, а также право сбора дани для Орды. При сыновьях Ивана Калиты Семене Гордом (1340—1353 гг.) и Иване Красном (1353—1359 гг.) в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги. Расширение границ Московского княжества учащиеся прослеживают по карте. Можно ознакомиться с «Духовной грамотой московского князя Ивана Калиты», приведенной в конце параграфа.
Рассматривая причины возвышения Москвы, учитель может обратить внимание учащихся на различные точки зрения, существующие в историографии по этому вопросу. Например, С. Ф. Платонов связывал усиление Москвы прежде всего с пересмотром прежнего, оставшегося от Киевской Руси, порядка престолонаследия. Затем он выделял выгодное географическое положение Москвы на пересечении транспортных путей, способствовавшее быстрому заселению Московского края и получению московскими князьями немалых торговых пошлин.
А. А. Зимин полагал, что выгодное географическое положение Москвы не может считаться причиной политического объединения русских земель. Сильная и воинственная власть, поддерживаемая церковью, московским боярством и дворянами, привела к победе Москвы.
Б. А. Рыбаков, В. А. Федоров и другие ученые роль Москвы объясняют в основном ее географически выгодным центральным положением по отношению к другим русским землям, что придавало ей значение важнейшего узла торговых путей.
Л. Н. Гумилев выделяет в возвышении Москвы этнический фактор, считая, что Тверь ориентировалась на Литву, а Москва заключила прочный союз с татарами. При этом московские князья исповедовали принцип этнической терпимости, подбирая на службу людей исключительно по их деловым качествам.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что, несмотря на различные точки зрения, большинство современных историков видят решающую роль в процессе возвышения Москвы таких факторов, как личные качества московских князей и их умелая политика, которая позволила Москве заручиться поддержкой церкви и стать центром освободительной борьбы против монголо-татарского ига.
3.Изучение Куликовской битвы может быть проведено учителем совместно с учащимися по следующему плану:
1) планы сторон;
2) ход Куликовской битвы;
3) итоги и значение Куликовской битвы.
При изучении хода Куликовской битвы целесообразно предложить учащимся задание по заполнению контурной карты или попросить их нарисовать схему сражения. Желательно организовать работу с отрывком из летописного свидетельства о ходе битвы, приведенным после параграфа.
Рассматривая итоги и значение Куликовской битвы, учитель может привести оценки ее значения, имеющиеся в отечественной историографии:
1) был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству на Руси, что ослабило Золотую Орду и ускорило ее распад;
2) укрепилось значение Москвы как национального и политического центра объединения русских земель;
3) потерпели крах татарско-литовские планы раздела Руси. Отдельно можно представить точку зрения Л. Н. Гумилева, который говорил, что Куликовская битва — важный эпизод в столкновении двух суперэтносов, в результате чего Мамай потерпел поражение. Кроме того, Мамай проводил прозападническую политику, противоречащую традициям Чингизидов, в то время как Москва, стремившаяся противопоставить литовской угрозе союз с ордынцами, ориентировалась на союз с теми силами, оставшимися приверженцами прежних традиций, которые олицетворял хан Тохтамыш. После поражения Мамая Тохтамыш захватил власть в Золотой Орде, объединив на время улус Джучи.
Подводя итог урока, учитель отмечает, что XIV век стал весьма значимым в истории Руси. Дмитрий Донской оставил сильно окрепшую Русь. Умирая, он передал владимирское великое княжение как свою вотчину, не спрашивая согласия хана, своему сыну Василию и выразил надежду, что «Бог переменит Орду», то есть освободит Русь от ига.
Домашнее задание:используя материал § 22, составить сравнительную характеристику митрополита Алексия и Сергия Радонежского.

У р о к 25. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА — РОССИИ. ИВАН III

Цели урока:характеристика причин, хода и результатов феодальной войны второй четверти XV в. и ее влияния на дальнейшую судьбу страны; анализ развития России в XV в. и определение признаков централизованного государства; анализ содержания Судебника 1497 г.; характеристика общественных отношений в российском обществе изучаемого периода.

Основные даты и события
1425—1453 гг. — феодальная война.
1462—1505 гг. — княжение Ивана III.
1478 г. — окончательное присоединение Новгорода к Москве.
1480 г. — стояние на Угре.
1485 г. — присоединение Твери к Москве.
1497 г. — принятие Судебника Ивана III.
XV — начало XVI в. — создание ансамбля Московского Кремля.

Термины и понятия урока
Автокефальная церковь — самостоятельная в административном отношении церковь в православии.
Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г.
Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего).
Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу.
Помещики — держатели поместий, дворяне.
Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

Персоналии
Василий II Темный (1415—1462 гг.) — сын Василия I, великий князь московский с 1425 г. Одержал победу в феодальной войне (1425—1453 гг.). Ослеплен в ходе войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова.
Василий Косой (?—1448 гг.) — удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю феодальную войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден в 1436 г. и ослеплен.
Дмитрий Шемяка (1420—1453 гг.) — сын Юрия Дмитриевича, князь Галича-Костромского. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород.
Юрий Дмитриевич (1374—1434 гг.) — князь звенигородский и Галича-Костромского, сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Темным. В 1433—1434 гг. дважды захватывал великокняжеский стол.
Иван III (1440—1505 гг.) — сын Василия II, великий князь московский с 1462 г. Женат первым браком на княжне тверской Марии Борисовне, вторым — на Софье Палеолог. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Были присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре в 1480 г.), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь всея Руси.

Оборудование урока:карта «Образование Русского централизованного государства», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей», видеофильм «История государства Российского X—XIV вв: Древняя Русь. XIVв.» (М.: Кварт, 1995).

План изучения нового материала:1. Феодальная война второй четверти XV в. 2. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. 3. Судебник 1497 г.

В ходе этого урока продолжается рассмотрение этапов образования централизованного государства. Перед учащимися ставится задача завершить заполнение таблицы, начатой на предыдущем уроке.
1.Рассказывая о феодальной войне, учитель выделяет подоплеку событий, которая заключается в том, что война по своей сути была борьбой сторонников централизации, которых представляли великокняжеская власть, опирающаяся на московское боярство, дворянство и церковь, с противниками этого процесса — коалицией удельных князей во главе с галицко-звенигородским князем Юрием Дмитриевичем.
Повод к войне учащиеся определяют самостоятельно, используя материал учебника. Итоги войны: победа сил централизации, укрепление великокняжеской власти, русская церковь стала автокефальной.
2.Составляя историческую характеристику Ивана III,учащиеся используют материал параграфа и документы после него. Школьники должны отметить, что время правления Ивана III было периодом образования основной территории России, формирования ее политических основ. Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. Объединив большую часть русских земель, он начал вести себя как независимый государь и перестал платить дань Орде. Ахмат, хан Большой Орды, решил восстановить господство над Русью.
В 1480 г. Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял Большую Орду в поход. Войска Ахмата подошли к реке Угре, притоку Оки. Однако форсировать ее татары не решились. Началось стояние на Угре войск противников, которое закончилось в пользу русских. Русь освободилась от монголо-татарского ига.
При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, определившие ее на столетия вперед. Было выдвинуто положение о том, что московские князья являются наследниками князей Киевской Руси, а следовательно, все земли Киевской Руси — вотчина московских государей. Великий князь начал войну с Литвой. В результате по договору с Литвой 1503 г. к России перешли земли по Десне и Соже, в верховьях Днепра и Западной Двины с Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д.
Большое значение для укрепления международного авторитета Московского государства имел брак Ивана III (после смерти его первой жены) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей) Палеолог. В государстве появились новые символы власти: герб с двуглавым орлом и титул царя (кесаря).
3. Рассмотрению Судебника 1497 г. целесообразно уделить особое внимание. Во-первых, он закрепил единое устройство и управление в государстве. Учащимся может быть предложено построение схемы управления Русским государством в XV в. на основе материала параграфа.

Еще в ХII в. во Владимиро-Суздальском княжестве проявилась тенденция к объединению земель под властью одного князя. Со временем именно на владимирских князей население Руси стало смотреть как на защитников всей Русской земли.
В конце ХIII в. Орда вступила в затяжной кризис. Тогда активность русских князей усилилась. Она проявилась в собирании русских земель. Собирание русских земель в начале XVI в. завершилось созданием нового государства. Оно получило название «Московия», «Российское государство», научное название — «Русское централизованное государство».
Образование Русского централизованного государства проходило в несколько этапов:

· Возвышение Москвы — конец ХIII — начало ХIV в.;

· Москва — центр борьбы с монголо-татарами — вторая половина ХIV — первая половина ХV в.;

· Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III — конец ХV — начало ХVI в.

Этап 1. Возвышение Москвы (конец XIII — началоXIV вв.). К концу XIII в. старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют былое значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.

Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263 г.), когда его брат, тверской князь Ярослав, получил от татар ярлык на Великое Владимирское княжение. В течение последних десятилетий XIII в. Тверь выступала в роли политического центра и организатора борьбы против Литвы и татар. В 1304 г. Великим князем Владимирским стал Михаил Ярославич, который первым принял титул Великого князя Всея Руси и стал пытаться подчинить важнейшие политические центры Новгород, Кострому, Переяславль, Нижний Новгород. Но это стремление натолкнулось на сильное сопротивление других княжеств, и прежде всего Москвы.

Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына Александра Невского -Даниила (1276-1303 гг.). Старшим сыновьям Александр Невский раздал почетные уделы, а Даниилу как младшему в удел досталось небольшое селение Москва с округой на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской земли. Перспективы занять великокняжеский престол у Даниила не было, поэтому он занялся хозяйством: отстраивал Москву, заводил ремесла, развивал земледелие. Случилось так, что за три года территория владения Даниила увеличилась в три раза: в 1300 г. он отнял у рязанского князя Коломну, в 1302 г. бездетный переяславский князь завещал ему свой удел. Москва стала княжеством. В правление Даниила Московское княжество превратилось в самое сильное, а Даниил, благодаря своей созидательной политике, самым авторитетным князем на всем Северо-Востоке. В Москве Даниил выстроил монастырь, назвал его в честь своего небесного покровителя Даниловским. По сложившейся на Руси традиции, почувствовав приближение конца, Даниил принял монашество и был упокоен в Даниловском монастыре. В настоящее время Свято-Данилов монастырь играет значительную роль в жизни православных и является резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Даниил Московский стал также основателем московской княжеской династии. После Даниила в Москве правил его сын Юрий (1303-1325 гг.). Великим князем Владимирским в это время был Михаил Ярославич Тверской. Владимирским престолом он владел «по правде» — древнему праву наследования, установленному еще Ярославом Мудрым в ХI в. Михаил Тверской был похож на былинного богатыря: сильный, храбрый, верный слову, благородный. Он пользовался полным расположением хана. Такого князя давно ждала Русская земля. Реальная власть на Руси ушла из рук потомков А. Невского.

У Юрия Даниловича — внука Александра Невского — не было прав на первый престол на Руси. Но у него было одно из самых сильных княжеств на Руси — Московское. И Юрий Данилович вступил с тверским князем в борьбу за Владимирский престол.

Началось долгое и упорное противоборство за титул Великого князя на Руси между потомками Александра Невского -Даниловичами — и потомками младшего брата Невского Ярослава — Ярославичами, между московскими князьями и тверскими. В конечном итоге победителями в этой борьбе стали московские князья. Почему это стало возможным?

К этому времени русские князья уже полвека были вассалами монгольских ханов. Ханы жестко контролировали деятельность русских князей, используя хитрость, подкупы, предательство. Со временем русские князья стали перенимать у монгольских ханов стереотипы поведения. И более «способными» учениками монголов оказались московские князья.

Юрий Московский женился на родной сестре хана. Не желая усиления одного князя, хан ярлык на Великое княжение предоставил и своему родственнику Юрию. Не желая столкновений с Москвой, Михаил Ярославич Тверской отказался от Великого княжения в пользу Юрия Даниловича. Но московское войско постоянно подвергало разорению земли Тверского княжества. Во время одного из таких столкновений тверичами была захвачена в плен жена Юрия княгиня Агафья (Кончака). В плену она умерла.

Юрий Данилович и Михаил Ярославич были вызваны в Орду. В Орде тверской князь был обвинен в неуплате дани, гибели сестры хана и убит. Ярлык на Великое княжение был передан московскому князю.

В 1325 г. в ставке хана Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Ярославича Дмитрием. Дмитрий по приказу хана был казнен, но ярлык на Великое княжение был передан следующему сыну Михаила Ярославича — Александру Михайловичу. Вместе с Александром Михайловичем в Тверь был послан татарский отряд Чолкана для сбора дани.

А в Москве после смерти Юрия стал править его брат Иван Данилович по прозвищу Калита, Иван I (1325-1340 гг.). В 1327 г. в Твери произошло восстание против татарского отряда, в ходе которого Чолкан был убит. Иван Калита пошел на тверичей с войском и подавил восстание. В благодарность в 1327 г. татары отдали ему ярлык на Великое княжение.

Больше московские князья ярлык на Великое княжение не выпустят из своих рук.

Калита добился сбора дани на Руси вместо монголов. У него появилась возможность утаивать часть дани и использовать ее для укрепления Московского княжества. Собирая дань, Калита стал регулярно объезжать русские земли и постепенно складывать союз русских князей. Хитрый, мудрый, осторожный Калита старался поддерживать самые тесные связи с Ордой: исправно платил дань, регулярно ездил в Орду со щедрыми подарками ханам, их женам, детям. Щедрыми подарками Калита в Орде расположил к себе всех. Ханши с нетерпением ждали его приезда: Калита всегда привозил им в подарок много серебра, столь необходимого в Орде. Но в Орде Калита постоянно что-то просил: ярлыки на отдельные города, целые княжения, головы своих противников. И Калита неизменно получал в Орде то, что хотел, ведь за него просили любимые ханские жены.

Благодаря расчетливой политике Ивана Калиты Московское княжество постоянно расширялось, крепло и 40 лет не знало татарских набегов.

Иван Калита стремился к тому, чтобы Москва, а не Владимир стала религиозным центром русских земель. Для главы Русской Церкви — митрополита — он выстроил удобные палаты. Митрополит Петр любил подолгу гостить в Москве: Калита радушно принимал его, делал Церкви щедрые подарки. Митрополит Петр предсказал, что если Калита выстроит в Москве собор во славу Богородицы, как во Владимире, и упокоит его в нем, то Москва станет истинной столицей. Иван Калита выстроил в МосквеУспенский собор (как во Владимире) и упокоил в нем главу Русской Церкви. Для русских это было Божьим знамением, знаком избранничества Москвы. Следующий митрополит — Феогност — окончательно переехал из Владимира в Москву. Это было большим достижением Ивана Калиты.

Москва стала религиозным центром русских земель.

Но историки считают, что основной заслугой Ивана Калиты стало следующее. Во времена Ивана Калиты из-за преследований по религиозным мотивам в Москву хлынули толпы беженцев из Орды и Литвы. Калита стал принимать на службу всех. Подбор служилых людей производился исключительно по деловым качествам при условии принятия православной веры. Русскими становились все, кто переходил в православие. Стало складываться определение — «православный — значит, русский».

При Иване Калите утвердился принцип этнической терпимости, основы которого заложил его дед — Александр Невский. Этот принцип в будущем стал одним из важнейших, на которых строилась Российская империя.

Этап 2. Москва — центр борьбы с монголо-татарами (вторая половина ХIV — первая половина ХV вв.). Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты — Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване II Красном (1353-1359 гг.) Это неизбежно должно было привести к столкновению с татарами.

Столкновение произошло в правление внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.). Дмитрий Иванович получил престол в 9-летнем возрасте после смерти своего отца Ивана II Красного. При малолетнем князе положение Москвы как первого на Руси княжества пошатнулось. Но малолетнего князя поддерживали мощные силы — московское боярство и глава Русской Церкви митрополит Алексей. Митрополит понимал, что если Москва потеряет ярлык на Великое княжение, то ее многолетние усилия по собиранию русских земель будут сведены на нет.

Митрополит смог добиться у ханов, чтобы Великое княжение отныне передавалось только князьям московского княжеского дома. Это повысило авторитет Московского княжества среди других русских земель. Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17-летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого камня (Камень был редким строительным материалом в Москве. Кремлевская стена из камня настолько поразила воображение современников, что с того времени возникло выражение — «Москва белокаменная»). Московский Кремль стал единственной каменной крепостью на всем русском Северо-Востоке. Он стал неприступным.

В середине ХIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из состава Золотой Орды стали выделяться самостоятельные орды. Они вели между собой ожесточенную борьбу за власть. Все ханы требовали от Руси дани, послушания. В отношениях между Русью и Ордой возникло напряжение.

В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском двинулся к Москве.

Организовывать отпор татарам стала Москва. В короткое время под знамена Дмитрия Ивановича стали полки и дружины из всех русских земель, кроме враждебных Москве.

И все же решиться на открытое вооруженное выступление против татар Дмитрию Ивановичу было непросто.

Дмитрий Иванович отправился за советом к настоятелю Троицкого монастыря под Москвой отцу Сергию Радонежскому. Отец Сергий был самым авторитетным лицом и в Церкви, и на Руси. Еще при жизни он был назван святым, считалось, что он обладает даром предвидения. Сергий Радонежский предрек московскому князю победу. Это вселило уверенность и в Дмитрия Ивановича, и во все русское войско.

8 сентября 1380 г. у впадения речки Непрядвы в Дон состоялась Куликовская битва. Дмитрий Иванович и воеводы проявили военный талант, русское войско — несгибаемую храбрость. Татарское войско было разгромлено.

Монголо-татарское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:

· на Куликовом поле Орда потерпела первое крупное поражение от русских;

· после Куликовской битвы был значительно уменьшен размер дани;

· Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;

· у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы; по словам историка Л.Н. Гумилева, «на поле Куликово шли жители разных земель — вернулись с битвы как русский народ».

Современники назвали Куликовскую битву Мамаевым побоищем, а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище «Донской».
Этап 3. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХV — начало ХVI вв.). Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия ДонскогоИване III (1462-1505 гг.) и Василии III (1505-1533 гг.) . Иван III присоединил к Москве весь Северо-Восток Руси: в 1463 г. — Ярославское княжество, в 1474 г. — Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода.

При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории — было сброшено монголо-татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.

В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. Хан Ахмат увел свои войска назад в степь.

Монголо-татарское иго закончилось.

После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.
Специфика становления единого Русского государства в XV — нач. XVI вв.:

· государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси;

· образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была «сырой»; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества;

· создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.

Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.

Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно-представительную монархию.
Верховным правителем в государстве был московский князь. Он был верховным собственником земли, обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти. При князе существовала Боярская дума, в которую входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Значительную роль в государстве стали играть митрополит иОсвященный собор — собрание высшего духовенства. Появились общегосударственные органы — Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами. Началось формирование центральных органов власти — приказов. Дворцовый приказ ведал собственными владениями великого князя, посольский — внешними связями, разрядный — военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.

При Иване III местное управление оставалось консервативным. По-прежнему в основе его лежала система кормлений — один из источников обогащения верхов за счет населения. «Кормленщики», т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением — кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие «вольные слуги» великого князя.

Важное значение имел институт местничества, по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.

Впервые после Ярослава Мудрого Иван III занялся упорядочиванием законодательства. В 1497 г. вышел новый сборник законов — Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году — до и после Юрьева дня (26 ноября).

На Руси началось складывание крепостного права. Крепостное право — это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле.

Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, — соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы — сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было «простое», в глазах русских он был только старший среди равных.

При Иване III происходят важные изменения в системе государственного управления: начался процесс складывания неограниченной монархии.

Причины складывания неограниченной монархии — монгольское и византийское влияние.

Монгольское влияние. К этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем.

Византийское влияние. Вторым браком Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1453 г. Византийская империя под ударами турок-османов пала. Император погиб на улицах Константинополя, защищая город. Его племянница Софья нашла убежище у папы римского, у которого позднее возникла идея выдать ее замуж за овдовевшего русского правителя. В далекую Русь византийская принцесса привезла идею абсолютной монархии.

Первым из русских князей Иван III стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул «Государь всея Руси». В 1497 г. Иван III впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии — двуглавого орла — священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.) При Иване III были приняты знаки великокняжеского достоинства: «шапка Мономаха», ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья — бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.

Идеология времен Ивана III и Василия III. В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий:

· в основном завершилось объединение русских земель;

· в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига;

· Иван III на византийский манер стал называть себя титулом «царь».

Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. «По правде» первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, «вырвали» право на общерусское первенство у тверских князей.

И вот теперь настал такой момент, когда московским князьям нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей.

Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты.

Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV — начале ХVI в.

Важнейшими стали три идеи.

1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей — владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви — митрополит — сначала в Киеве, потом во Владимире (1299-1328 гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство.

2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется «Сказание о князьях владимирских». В основе «Сказания» две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем «всеа вселенныа» Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В «Сказании» говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку — киевскому князю Владимиру Мономаху — символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул «цезарь» (на Руси царь).

3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием «Москва — третий Рим». Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыряФилофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она — столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.

Филофей писал, что за отступление от православия — истинной христианской веры — древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, «третьим Римом», стала Москва — столица самого крупного православного государства. «Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти», — писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории — быть покровительницей всех православных народов.

(вторая половина XIV – первая половина XVI вв.).

В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV – XV вв. продолжала действовать Русская Правда. Была создана новая редакция этого закона – так называемая Сокращенная Правда. Она приспособила древнерусское право к московским условиям. Продолжало действовать также обычное право. Однако развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания новых законодательных актов. Для рассматриваемого периода характерно более интенсивное (по сравнению со временем политической раздробленности) развитие права, увеличение роли великокняжеского законодательства.

Самые ранние памятники права Московского государства – грамоты различного содержания. Большой интерес представляют:

1. духовные (завещания) и договорныеграмоты великих и удельных князей Они свидетельствуют о росте великокняжеской власти, об увеличении ее полномочий, о потере удельными князьями их былого политического влияния;

2. всякое жалование частному лицу, монастырю или церкви недвижимого имущества оформлялось Жалованной грамотой великого князя. Получивший пожалование, получал право суда над лицами, живущими в пожалованном ему имении. Льгота могла заключаться в освобождении пожалованного от даней и повинностей.

3. К числу важнейших грамот относились Уставные грамоты. Они определяли порядок местного управления. Это были великокняжеские нормативные акты, регламентировавшие деятельность наместников, кормленщиков. Главное содержание е Уставных грамот наместнического управления – определение размеров корма в пользу местных правителей. Наиболее ранними Уставными грамотами были: Двинская (1397 г. или 1398 г.) и Белозерская (1488 г.). Памятником финансового права являлась Белозерская таможеннаяграмота 1487 г. Она предусматривала порядок взимания внутренних таможенных пошлин.

4. Самым крупным памятником этого периода был Судебник 1497 г. Он вошел в историю под названием Судебник Ивана III. То была эпоха установления московского единодержавия. Наряду с объединением политическим происходит и объединение юридическое, то есть составляется общий сборник юридических норм для всего Московского государства. Сборник был составлен дьяком Владимиром Гусевым и санкционирован царем и Боярской Думой.

Судебник 1497 г.

1) внес единообразие в судебную практику Русского государства.

2) Он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а именно их произволом было недовольно дворянство – новая социальная группа в среде феодалов. Таким образом, Судебник 1497 г. закрепил новые общественные порядки, т. е. выдвижение на политическую арену нового слоя — дворянства.

3) Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, введя так называемый Юрьев день.

Источниками Судебника 1497 г. являлись Русская Правда, Псковская Судная грамота, текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Больше половины статей было написано заново (всего он насчитывал 68 статей), а старые нормы часто в корне переработаны. Статьи Судебника позволяют понять многие стороны общественно-политической жизни Руси того времени: усиление власти Великого князя, увеличение роли дворянства и многое другое. Например, ст. 30 Судебника определяла пошлины, получаемые судебными приставами за исполнение ими своих обязанностей. В статье был приведен перечень всех основных городов и местностей Русского государства, что позволяет сделать вывод о действии статей Судебника на всей его территории.

Судебник содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Хотя он знаменует собой новый шаг в развитии права, но многие вопросы в нем регламентировались менее полно, чем в Русской Правде. Это относится в частности к гражданскому, особенно, к обязательственному праву. Отсюда можно предположить, что Судебник не целиком заменил предшествующее законодательство. Некоторые нормы Русской Правды, очевидно, продолжали действовать наряду с Судебником. Судебник 1497 г. – типичный кодекс феодального права. Нормы права излагались в нем без четкой системы, казуально. Привилегии господствующего класса защищались открыто, налицо было неравное положение зависимых сословий. Если нарушались межевые знаки на земле феодала, то преступнику грозила торговая казнь (т. е. битье кнутом на торгу), а если на земле крестьян, то за это предусматривался только штраф (ст. 62).

Судебник вводит понятие «добрых» и «лихих людей». В ст. 12 говорится, что если 5-6 человек «добрых людей» (т.е. детей боярских) взмолвят на кого, что он тать, то предписывалось решать в этом случае дело без разбора, не доказывая виновности оговоренного. Закон таким образом прямо санкционировал произвол, расправу, особенно с «ведомо лихими» людьми, т.е. особо опасными преступниками. Причем, право «облиховать», признать виновным принадлежало «добрым людям», представителям класса феодалов и наиболее зажиточным купцам. Они же, «добрые люди», могли и взять на поруки, что спасало от смерти. Итак, Судебник 1497 г., введя понятие «облиховать», т.е. обвинить, узаконил внесудебную расправу.

Гражданское право. Как уже говорилось, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права.

Право собственности. Развитие земельных отношений в это время характеризовалось почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Общинные земли переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на нее. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. Но все же верховным собственником земли был Великий московский князь, который мог отобрать вотчину отъехавшего вассала. Термин поместье впервые появился в Судебнике 1497 г. Он обозначал особый вид условного землевладения. Поместье давалось только на время службы, как вознаграждение за нее. Помещик мог пользоваться землей, но не распоряжаться ею (не мог продавать, дарить, передавать по наследству). Дворцовые земли были великокняжеской собственностью. Черные земли были государственной собственностью. Их великие князья раздавали за службу.

Обязательственное право. Обязательственное право не претерпело значительных изменений. Обязательствам из договоров Судебник 1497 г. уделял места меньше, чем Русская Правда. Имелись упоминания о договорах купли-продажи, займа, личного найма. Судебник предусматривал, что наймит, не дослуживший своего срока или не выполнивший обусловленное задание, лишался оплаты.

Судебник 1497 г. более четко, чем Русская Правда, выделял обязательства из причинения вреда. Статья 61 предусматривала имущественную ответственность за потраву. Как своеобразные обязательства из причинения вреда рассматривает Судебник некоторые правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправое решение, обязан был возместить сторонам происшедшие от того убытки. Закон прямо указывает, что наказанию за свой проступок судья не подлежит (ст. 19). Письменная форма заключения договоров преобладала, но и в устной форме могли заключаться договоры в присутствии свидетелей.

Наследственное право. К наследованию стали допускаться женщины. По Русской Правде женщины не наследовали (кроме боярства). В рассматриваемый период, женщины постепенно начинают допускаться к законному наследованию вотчин. Хотя по-прежнему при наличии сыновей дочери устранялись от наследования (ст. 60 Судебника 1497 г.), но теперь им в приданое выделялась часть земли. Это называлось «часть на прожиток». Законодательство дифференцированно подходило к вопросу наследования женщинами недвижимого имущества. Строго проводился принцип недопущения вдов к наследованию родовых вотчин. При отсутствии у вдовы сыновей вотчины передавались родственникам умершего (по нисходящей и боковой линиям). С выслуженными и купленными вотчинами дело обстояло иначе: допускался их переход во владение пережившей супруги.

Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения. Это связано было с обострением противоречий феодального общества.

Изменяется само понятие термина «преступление». Если в Русской Правде под «преступлением» понималась «обида», т. е. причинение вреда отдельному лицу, то в Судебнике 1497 г. под преступлением понималось «лихое дело», причинявшее вред государству и интересам господствующего класса. В понятие преступление был внесен четкий классовый смысл. Изменился круг субъектов преступления, холоп теперь также стал субъектом преступления (в отличие от Русской Правды).

Виды преступлений. В соответствии с изменением понятия преступление усложнялась и система преступлений. Судебник вводит преступления неизвестные Русской Правде:

1. государственные преступления;

К государственным преступлениям Судебник относил крамолу и подым. Под крамолой понималось деяние, совершенное преимущественно представителями господствующего класса. Именно как крамолу стали рассматривать Великие князья отъезд бояр к другому князю. Летописец, например, называет крамольниками князей и бояр, отъехавших в 1485 году из Твери к Великому московскому князю. Понятие «подым» является спорным. Можно предположить, что подымщиками называют людей подбивающих народ на восстание. Государственные преступления рассматривались как наиболее тяжкие, мерой наказания за них была смертная казнь.

2. преступления против суда;

В связи с увеличением роли суда появилась уголовная ответственность должностных лиц за нарушение установленного Судебником порядка судопроизводства, за взяточничество, за дачу ложных показаний.

3. имущественные преступления;

Закон предусматривал развитую систему имущественных преступлений. К ним относятся: разбой, татьба (кража), грабеж, порча межевых знаков. Все эти преступления, подрывавшие основу феодальных отношений – собственность, строго наказывались.

4. преступления против личности;

Судебник знал и преступления против личности: убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.

В этот период появляется деление преступлений на 1) умышленные и 2) неумышленные, т.е. бесхитростные, появляется понятие рецидив (неоднократно совершенное преступление). Изменилась и система наказаний. Если раньше князья видели в наказаниях (вира, продажа) одну из статей дохода, то теперь на первый план выступил другой интерес. В наказании на первое место выступает устрашение. За большинство преступлений Судебник вводит 1) смертнуюказнь и 2) торговую. Способы смертной казни закон не конкретизирует. На практике, как известно из других источников, они были весьма разнообразны: отсечение головы, повешение, утопление и другие.

Торговая казнь состояла в битье кнутом на торговой площади и часто влекла за собой смерть наказываемого. Судебник знал и такой вид наказания как 3) штрафы, но теперь этот вид наказания применялся редко. Помимо указанных в Судебнике практика знала и такие наказания как лишениесвободы, членовредительство (ослепление, отрезание языка).

Итак, новым в уголовномправе было следующее:

· Меняется понятие «преступление». Теперь это «лихоедело», деяние направленное противгосударства;

· Появляются новые виды преступлений: государственные и против суда;

· Цель наказания – устрашение;

· Судебник вводит смертную и торговую казнь;

· Субъектом преступления становятся холопы;

· Появляются понятия умышленное и неумышленное деяния, рецидив.

Судебный процесс. Судебник 1497 г. знает уже две формы судебного процесса. Первая – это обвинительно-состязательная форма процесса (она была и в Древнерусском государстве). Применялась по делам о мелких преступлениях и имущественных спорах. Эта форма ведения процесса была усовершенствована:

1. в суде велся протокол (судный список);

2. судебные решения оформлялись специальными документами;

3. решения местных судов можно было обжаловать в приказы, Боярскую Думу, Великому князю;

4. вводилось понятие исковой давности;

5. в качестве доказательств стали применяться документы (договорные акты и прочие).

При состязательном процессе дело начиналось по жалобеистца, которая называлась челобитной. Она обычно подавалась в устной форме. При получении челобитной судебный орган принимал меры к доставке ответчика в суд. Явка ответчика обеспечивалась поручителями. Если ответчик каким-либо образом уклонялся от суда, то он проигрывал дело без разбирательства. Неявка истца в суд означала прекращение дела.

Несколько изменилась система доказательств. В отличие от Русской Правды Судебник 1497 г. не различает послухов и видоков, именуя всех послухами. Послухами, т.е. свидетелями теперь могли быть и холопы.

Доказательством признавалось и «поле» – судебный поединок. Выигрывал дело победивший в единоборстве. Не явившийся на поединок или сбежавший с него признавался проигравшим дело. На «поле» можно было выставить и наемного бойца. В 15 веке «поле» все больше ограничивается, а в 16 веке оно постепенно сошло на нет. В качестве доказательств все больше стали применяться разного рода документы. Хотя по-прежнему применялись такие доказательства, как собственное признание, клятва, т.е. присяга.

По окончании судебного процесса сторонам выдавалась «правая грамота», т.е. приговор.

Обращение в суд было весьма дорогим удовольствием. Стороны облагались различными пошлинами. Например, существовала так называемая полевая пошлина (даже в том случае, если стороны помирились и отказались от «поля», т.е. поединка, они должны были платить эту пошлину).

Следует особо отметить, что в Судебнике 1497 г. вопросопошлинах был разработан весьмаскрупулезно!

Кроме состязательного процесса Судебник знал и другую форму процесса – розыскную (инквизиционную). Розыскной процесс применялся при расследовании наиболее серьезных уголовных дел, в том числе по политическим преступлениям (измена, шпионаж, поджоги, разбой и т.д.). Ведение розыскного процесса было обусловлено стремлением не столько найти истину, сколько быстро и жестоко расправиться с «лихими людьми». Розыскной процесс отличался от состязательного тем, что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициативе и исключительно по своему усмотрению. Появление этой инквизиционной формы процесса прямо связано с общим усилением карательной политики господствующего класса. Розыск применялся по делам «ведомо лихих людей», т.е. особо опасных преступников. Главным способом выяснения истины при розыске являлась пытка. Главнымдоказательством вины служило признаниесамогообвиняемого! Оно вымогалось при помощи самых жестоких средств. Доказательством вины была также поимка с поличным, показания свидетелей. Предпочтение отдавалось знатным свидетелям. Не могли быть свидетелями холопы против своих господ, жена против мужа.

В розыскном процессе преследовало преступника государство. Преступник арестовывался «недельщиком», «приставом» (это были должностные лица при суде) и доставлялся в суд, где судья «пытал» обвиняемого. Если обвиняемый оговаривал после пытки кого-либо, то оговоренного тоже доставляли в суд, ставили на очную ставку с обвиняемым и подвергали пытке. Очной ставке придавалось большое значение.

Вывод: Судебник 1497 г. уже знает две формы судебного процесса – состязательный и инквизиционный процессы. Последний выходит на первый план.

Объединение Руси — начавшийся в XIII веке процесс реинтеграции раздробленных русских княжеств вокруг нескольких новых политических центров, проводивших политику «собирания русских земель». Объединение осуществлялось в различных формах — через наследование, путём покупки, на основании ярлыка, полученного в Орде, и посредством завоеваний. В Северо-Восточной Руси этот процесс возглавило Великое княжество Московское, вышедшее победителем в жёсткой конкурентной борьбе с Великим княжеством Тверским и другими княжествами и ставшее основой Русского централизованного государства. В Юго-Западной Руси собирание русских земель проводило Великое княжество Литовское, достигшее к концу XV века максимального территориального расширения. Между обоими центрами консолидации вспыхнула жёсткая борьба за наследие Древней Руси, выразившаяся в длинной череде русско-литовских и, после образования Речи Посполитой, русско-польских войн. Впоследствии, начиная со второй половины XVII века, перевес в этом соперничестве прочно установился на стороне России. Присоединение земель Юго-Западной Руси к Российской империи в XVIII веке под лозунгом «Отторженная возвратихъ», а также кратковременное присоединение Галицкой Руси в ходе Первой мировой войны воспринимались в России как логическое продолжение и завершение этого процесса.

В начале XIII века Русь состояла из полутора десятков княжеств, в большинстве которых шёл интенсивный процесс образования более мелких уделов. В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими землями на северо-востоке были Владимиро-Суздальская и Смоленская. К началу XIII века номинальное главенство владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века ведущие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей, которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. С приходом в Галич представителя Мономаховичей Романа Мстиславича и объединением им Галицкой земли и Волыни в единое государство самым могущественным княжеством на юго-западе стало Галицко-Волынское. В 1239 году сын Романа — Даниил присоединил к своим землям Турово-Пинское княжество, а в 1240 году овладел Киевом. В последнем случае формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой.

Однако естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием (1237—1240). Дальнейшее объединение русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Владимирский князь Ярослав Всеволодович в 1243 году получил ярлык от хана Батыя на всю Русь и отправил своего наместника в Киев. Но после смерти Ярослава, который был отравлен в столице Монгольской империи Каракоруме в 1246 году, было выдано два ярлыка его сыновьям: Андрею — на Владимирское княжество, а Александру Невскому — на Киев и Новгород. В Южной Руси единственным сильным князем остался Даниил Романович Галицкий. В 1250—1253 годах он покорил ятвяжские земли и Чёрную Русь, а в 1254 году получил из рук папы римского титул короля Руси. Даниил своими силами выступил против Орды и нанес её войску ряд поражений, став, таким образом, первым русским правителем, который сумел выбить монголо-татар со своей земли. Тем не менее, избавиться от ордынской зависимости Галицко-Волынскому княжеству не удалось. В 1325 году род Романовичей был отстранён от власти, что положило начало войне за галицко-волынское наследство. Её результатом стал раздел княжества между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским.

Во второй половине XIII века большинство ранее существовавших земель подверглось сильному территориальному дроблению. Связи между ними, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Киев пришёл в упадок. В нём правили местные провинциальные князья, которые не претендовали на главенство над Русью. Старые игроки сошли с арены, новыми объединительными центрами стали княжества, прежде не игравшие заметной роли.

Русские земли в конце XIV века

В XIV веке бо́льшая часть русских земель оказалась объединена вокруг Вильны — столицы возникшего Великого княжества Литовского и Русского. В течение XIII—XV веков во владении великих литовских князей из рода Гедиминовичей оказались Городенское, Полоцкое, Витебское, Турово-Пинское, Киевское княжества, а также большая часть Черниговщины, Волынь, Подолье, Смоленщина и ряд других русских земель. Тем самым ушло в прошлое единоличное правление Рюриковичей и родовое единство Руси. Присоединение земель происходило как военным, так и мирным путём.

Вхождение в состав Литвы ослабило, а впоследствии положило конец верховной власти Золотой Орды на этих землях. Великий князь Ольгерд заявлял о своём желании объединить под своим владением всю Русь. Наибольшего могущества Великое княжество Литовское достигло в годы правления великого князя Витовта. После вхождения в состав Литвы Смоленского княжества во второй половине XIV века литовские владения вплотную подошли к границам Московского княжества. В ослабленной Южной Руси литовцы не встретили серьёзных конкурентов.

Иная ситуация была в Северо-Восточной Руси, где по-прежнему правили Рюриковичи, потомки Мономаха: там существовало несколько крупных княжеств, которые боролись друг с другом за контроль над Владимирским великокняжеским столом. С начала XIV века великие князья владимирские стали носить титул с приставкой «всея Руси», но их реальная власть ограничивалась только территорией Владимирской земли и Новгородом. В XIII веке владимирским столом владели князья Твери, Костромы, Переяславля и Городца, в XIV веке — Твери, Москвы и Суздаля. В борьбе за обладание Владимиром перевес постепенно оказался на стороне Московского княжества, чему способствовала активная и дальновидная политика первых московских князей. При Дмитрии Донском Владимир стал московским наследственным владением. Большое значение имело перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву, превратившуюся в духовный центр возрождавшегося Русского государства. Столь же важное значение для утверждения Москвы как общерусского центра имела победа московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).

Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) длительное время оставалась автономной единицей, маневрируя между двумя центрами, хотя со времени Ярослава Всеволодовича Новгород за редким исключением подчинялся именно владимирским князьям. В 1333 году на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь — Наримунт Гедиминович.

Дальнейшее развитие двух русских государств, Москвы и Литвы, шло разными историческими путями. Между землями, вошедшими в их состав, прогрессировало нарастание различий. В Московском княжестве под влиянием Орды складывалась централизованная система управления с авторитарной княжеской властью, знать находилась на положении княжеских слуг. Великое княжество Литовское, частично сохраняя традиции Киевской Руси (так называемый принцип старины), развивалось по центрально-европейским образцам с сохранением вассальных отношений между знатью и князем, автономией городов и некоторыми демократическими институтами.

Рост Великого княжества Московского с 1390 по 1525 год

В результате заключения в 1385 году Кревской унии Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединились под единым правлением великого князя литовского Ягайло и его потомков, правивших обоими государствами вплоть до конца XVI века. Череда русско-литовских войн конца XV — начала XVI веков привела к заметному сокращению территории Великого княжества Литовского.

Объединение Северо-Восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода (1478), Твери (1485), Вятской земли (1489), Верховских княжеств, Посемья и Северской земли (1500)) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1521), взятие Смоленска (1514)). Одновременно с этим проходила ликвидация последних уделов внутри собственно Московского княжества. Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Как и его предшественники Дмитрий Шемяка и Василий II, он использовал титул государя всея Руси, претендуя этим на все русские земли.

Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия и к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы.

Начавшаяся в 1558 году Ливонская война оказалась непосильным бременем как для Российского государства, так и для Великого княжества Литовского, вынужденного в 1569 году объединиться с Королевством Польским и образовать совместное государство, известное как Речь Посполитая. Кроме прочего, Великое княжество Литовское лишалось нынешних украинских земель, перешедших в состав Польши.

В 1654 году началась русско-польская война 1654—1667 годов, в которой Россия вновь поставила перед собой цель объединения всех русских земель вокруг Москвы и восстановление Древнерусского государства в его прежних границах. В результате войны, к России была присоединена Левобережная Украина. В 1686 году была переподчинена Московскому патриархату Киевская митрополия. Земли Правобережной Украины (без Галиции) и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году. Присоединение этих русских земель проходило под лозунгом «Отторженная возвратихъ», выгравированном на орденах.

Вывод:Благодаря великому московскому княжеству, во главе которого стоял Иван Калита, удалось осуществить обьединение русского государства, в которое вошло много национальное население и разнослойное общество.

Дата добавления: 2017-02-11; просмотров: 1160 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий