Саксонская правда

К концу VIII-началу IX вв. можно говорить о складывании феодального строя во франкском государстве. Одним из самых распространенных способов втягивания свободного крестьянства в зависимость еще при Меровингах являлась практика передачи земли в прекарий (precaria). Прекарий – это условное земельное держание, которое крупный собственник передает во временное пользование (иногда на несколько лет, иногда пожизненно). За это нужно нести оброк и барщину. Существовало несколько видов прекариев. Precaria data – предоставление вотчинником своей земли держателю. В VIII в. земледельцы нередко передавали свои наделы монастырям, светским сеньорам, а затем получали их на правах прекария (precaria oblate) – возвращенный прекарий. Иногда крестьянин завещал свой монастырю и за это получал во владении участок монастырской земли. Обоими наделами он пользовался пожизненно, а после его смерти они (участки) отходили к монастырю. Этот вид прекария назывался precarium remuneratorium — прекарий с вознаграждением. Видимо, прекарий зачастую совмещался с коммендацией, так что держатель земли оказывался таким путем и в личной зависимости от вотчинника. Процесс концентрации власти в руках магнатов привел к тому, что короли будучи не в силах препятствовать этому процессу, были вынуждены санкционировать его путем специальных пожалований , т.н. иммунитет. Запрещалось должностным лицам вступать на территорию, принадлежащую тому или иному магнату, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских, или фискальных функций. Все эти функции передавались магнатам и их помощникам. Иммунитет способствовал усилению независимости феодалов от центральной власти. Росту политической самостоятельности феодалов способствовало и развитие вассальных отношений. Вассал обязывался служить своему сеньору, становясь его человеком. (hommo – оммаж), а сеньор должен был защищать вассала. В 847 г. внук Карла Великого Карл Лысый в Мерсийской капитулярии постановил – «чтобы каждый свободный человек выбрал себе сеньора». Так был узаконен вассалитет.

Феодальная вотчина. (сеньория). Феодальное поместье. Существовала несколько типов. Выделяет вотчину двух основных типов: имения, делившегося на домены и держания мелких землевладельцев; вилл, состоявших из мелких держаний. Причем вотчина в разных областях франкского государства была разной. Иногда она совпадала с деревней, иногда нет. Сейчас пришли к выводу, что существование свободных земледельцев и вотчины не взаимоисключающее явление, особенно в том регионе, где формировалось франкское государство. Источниками для изучения крупной феодальной вотчины каролингского периода являются полиптики, капитулярии, картулярии. Вотчина – это организация для эксплуатации зависимого крестьянства. Обычно делилась на домен (господская земля), и наделы крестьян (мансы в западной части франкского государства, гуфы – в восточной, колоники – на юге). Причем, наделы были тяглыми, свободными (ингенуильные), литские, рабские (сервильные). Крестьяне по своему положению делились на 3 группы – колонов, литов, рабов. Характер хозяйства вотчины был натуральным, хотя некоторые исследователи (А. Допш, М. Блок, др.) считают, что все-таки и это время товарно-денежные отношения существовали. Т.е. при существовании значительных натуральных поборов были и небольшие денежные. Крестьяне своему сеньору уплачивали чинш, различные баналитетные платежи, натурой оброк, отработки, десятина и т.д. Основной формой светского держания был феод, передавался по наследству от отца к старшему сыну по закону старшинства на особых условиях. Была установлена и иерархия ленных связей. По Керсийскому капитулярию 877 г. было сказано, что официально признается наследственность графской должности. Император, король, герцог, маркграф (маркиз), граф, вицеграф (виконт), барон, рыцарь.

В 813 г. умер Карл Великий, ему наследовал в 814 г. Людовик Благочестивый (814-840). Его сыновья потребовали раздела, который был и произведен в 817 г. Пипин – Аквитания, Людовик – Бавария, Лотарь – император. Этот раздел не удовлетворил никого. В 819 г. Людовик женился снова, поэтому пришлось наделять землями и его младшего сына Карла. Такая ситуация привела к серии междоусобных войн, в ходе которых Людовик попал в плен к сыновьям. После его смерти вражда между братьями еще больше обостриалсь. Людовик Немецкий, объединившись с Карлом Лысым, воевал против Лотаря. В сражении при Фонтенуа в 841 г. Лотарь потерпел поражение. В 842 г. Карл и Людовик возобновили союз в Страсбурге. Причем здесь оказалось, что войска не понимают друг друга. Клятва произносилась на двух языках – романском (старофранцузском) и германском. В 843 г. в Вердене произошел окончательный раздел империи Карла Великого: Лотарь – император – земли в Северной Италии и коридор между Западно-Франкским и Восточно-Франкским государствами (все земли от устья Рейна до устья Роны, + Фрисландия); Людовик Немецкий – Восточно-франкское государство (все земли по правую сторону Рейна кроме Фрисландии, на левом берегу Рейна — Шпейер, Вормс, Майнц); Карл Лысый – Западно-Франкское государство (земли на запад от Рейна). Самым пестрым был удел Лотаря – Бургундия, Лотарингия, германская Фризия. Вскоре Лотарингия и Фризия отошли к Германии, Прованс и Бургундия – отдельные королевства. Потомки Лотаря потеряли императорскую корону, к началу X в. императорский титул.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Процесс феодализации франкского государства.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Процесс феодализации франкского государства.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Процесс феодализации франкского государства.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

САКСОНСКАЯ ПРАВДА

LEX SAXONUM

В течение многих лет вел Карл Великий войны с саксами. Свободные общинники (саксы) сопротивлялись подавлению и закрепощению, установлению в земле саксов «порядка» по франкскому образцу. Карл суровыми мерами расправлялся с ними. В Анналах 783 года было записано:

«Франки стали победителями. И убито там было многое множество саксов, так что немногие спаслись бегством». С другой стороны, Карл вступил в соглашение с саксонской знатью. Поддерживая саксонскую знать, он стремился при ее участии облегчить подавление и ограбление масс. Опираясь на Карла Великого, саксонская знать в свою очередь добивалась обеспечения своего господства над закрепощаемыми крестьянами. По свидетельству Анналов, Карл назначал в Саксонию графов из «знатнейших саксонского рода». Но из года в год восставали саксы. Казнями, страхом смерти пытался Карл обуздать массы. В Капитулярии об областях Саксонии (782 или 785 гг.) из 14 первых статей 12 грозят смертью, одна из них грозит смертью даже тому, кто поест мяса в великий пост (ст. 4). В источниках рассказывают об опустошениях саксонских земель, о тысячах убитых, о взятии тысяч заложников (в 795 году их было взято 7070 человек), о выселении многих тысяч саксов («каждого третьего с детьми»).

«Умиротворив» таким образом саксов, Карл пытался укрепить свою власть соглашением с более широкими кругами господствующего класса Саксонии, частичным приравниванием саксов к франкам, смягчением наказаний, заменяя в основной массе случаев смертную казнь штрафом и даже дифференцируя его в зависимости от сословного положения правонарушителя.

В 797 году «во дворце, на собрании всех подчиненных ему (Карлу Великому) достопочтенных епископов, аббатов и сиятельных графов»,— как говорится в Саксонском Капитулярии того же года, — «…когда собрались также (по-видимому, знатные) от различных саксонских областей, как вестфальских и анграрских, так и остфальских, — все единодушно согласились и порешили, чтобы по тем постановлениям, по которым франки, нарушившие королевский банн, платят 60 солидов, столько же платили и саксы, если где-либо они нарушат эти банны».

В начале IX столетия, в период превращения франкского королевства в империю, Карл пытался ввести законность, бороться с вымогательствами и взяточничеством, пресечь неправосудие, «чтобы судьи судили согласно писаному закону, а не по своему произволу», придать вид «народности» своей политике. Тогда переписывались, дополнялись и изменялись Правды (прежде всего Салическая), составлялись новые Правды для завоеванных областей. Так была составлена (в 802—803 гг.) Саксонская Правда. Сохранилась она в двух списках (Корвейском и Шпангенбергском).

Саксонская Правда состоит из 66 статей. Некоторая пестрота содержания давала основание исследователям утверждать, что Правда составлена была из разных частей (от двух до пяти). В Корвейском списке часть Правды, начиная с 24-й статьи, озаглавлена: «Правда Франков» (Lex Francorum), словно народам Саксонской части противопоставлялась часть, продиктованная франками.

Все же наиболее вероятно, что Саксонская Правда составлялась в целом придворным аппаратом Карла Великого с участием представителей саксонской знати. При составлении Правды использованы были указанные Капитулярии (782—785 гг. и 797 г.) и Франкские Правды, в особенности Рипуарская, рассчитанная на общество, в котором классовое расслоение и процесс закрепощения крестьянства пошли значительно дальше, чем у саксов.

Несмотря на частичное смягчение установленных в Капитуляриях наказаний, Правду считали «свирепейшим законом» (lex crudelissima). Охрана политической власти, власти господина, охрана частной собственности, утверждение наследственной собственности, более привилегированное положение знати, по сравнению с простыми свободными и литами,— все это свидетельствует о том, что Саксонская Правда, по существу, представляла собою «статут знати». Этим объясняется и ее суровость.

Перевод Правды с латыни сделан по тексту, приведенному В. Протопоповым в «Сборнике памятников древнего западно-европейского права», под редакцией П. Виноградова и М. Владимирского-Буданова, вып. II, 1908. Текст дается с некоторыми сокращениями.

1. За удар, нанесенный знатному, 30 солидов, или, если отрицает (свою вину), пусть сам-третей присягнет.

2. (За) синяк и опухоль — 60 солидов, или пусть сам-шестой рисягнет.

3. Если идет кровь — 120 солидов, или с одиннадцатью (соприсяжниками) пусть присягнет.

4. Если кость обнажилась — 180 солидов, или с одиннадцатью пусть присягнет.

5. Если сломал кость или изувечил лицо, пронзил туловище, или бедро, или руку — 240 солидов, или с одиннадцатью пусть присягнет.

6. Если (кто) схватил другого за волосы, пусть уплатит 120 солидов, или пусть сам-одиннадцатый присягнет.

8. Кто бы ни кинулся на другого с обнаженным мечом, но был задержан другими — 12 солидов пусть уплатит, или же пусть присягнет, держа за руку своего зависимого, или над своим оружием.

13. Большой палец, отрубленный целиком, пусть возместится 360-тью солидами; если наполовину — пусть возместится 180-тью. Если мизинец целиком — 240 солидов, если одно сочленение пальца — 80; если два сочленения — 160; если весь — как (сказано) выше. Если указательный палец — 180; а за каждое из отдельных сочленений пусть платит третью часть всего штрафа. Средний палец и безымянный пусть возмещаются 120-тью солидами каждый; а за их сочленения — как сказано (выше) о прочих (пальцах). Большой палец ноги пусть возмещается половиною {стоимости) большого пальца руки, — три средних пальца (ноги) пусть возмещаются половиною возмещения за средний и безымянный палец (руки); мизинец (ноги) пусть возмещается половиною (стоимости) одного из трех (средних) пальцев ноги.

14. Кто убил знатного, пусть внесет 1440 солидов.

15. Какое бы из указанных выше деяний ни было совершено по отношению к женщине — если она была девушка, пусть возмещается в двукратном размере, а если она уже рожавшая, то пусть возмещается в однократном размере.

16. За убитого лита 120 солидов пусть платят; а штраф за раны — во всех случаях в двенадцать раз меньший, чем за (раны) знатного человека; или же, если отрицает, то пусть сам-двенадцатый присягнет. Если (кто-либо) был убит в толпе или (во время) мятежа, то пусть тот, кому вменяется его смерть, платит или пусть отрицает (свою вину) присягою двенадцати человек.

17. (За) убийство раба знатным пусть возмещается 36-тью солидами, или же пусть отрицается тремя соприсяжниками; (убийство раба) свободным или литом пусть отрицается полной присягой (То есть сам-двенадцатый).

21. Кто в церкви убил человека, или совершил какую-нибудь кражу, или взломал ее, или заведомо дал ложную клятву, — да будет наказан смертью.

22. А кто дал ложную присягу по неведению, пусть выкупит свою руку, так присягнувший.

24. Закон франков. Кто замыслил против королевства, или против жизни короля франков, или сыновей его, карается смертью.

25. Кто убил своего господина, карается смертью.

26. Кто убил сына своего господина, или обесчестил дочь, или жену, или мать (его), — да будет убит по воле господина.

27. Кто убил человека из файды (Файда — вначале кровная месть, затем — «распря») в собственном доме, карается смертью.

28. Осужденному на смерть да нигде не будет мира; если он укрылся в церкви, да будет выдан.

32. Кто проник ночью в чужой дом посредством подкопа или взлома и похитил на два солида, да будет казнен смертью; если он там был убит, то пусть не платят (за его убийство).

35. Кто совершил кражу, днем или ночью, какой бы то ни было вещи стоимостью в три солида, карается смертью.

36. (Если) кто-либо совершил кражу чего-либо стоимостью хоть на один денарий меньше трех солидов, то пусть он возместит, что украл, в девятикратном размере, а в качестве штрафа, если это знатный — 12 солидов, если свободный — 6; если лит — 4; и соучастник — равным образом.

37. Кто причинил какой-либо вред человеку, идущему в поход или с похода, ко дворцу или из дворца, пусть возместит в троекратном размере.

40. Желающий взять себе жену пусть даст ее родителям 300 солидов; если же (кто) взял себе жену без воли (ее) родителей, но с согласия девушки, то пусть уплатит ее родителям дважды 300 солидов; а если ни родители, ни девушка не дали согласия, то есть если она похищена насильно, то пусть уплатит ее родителям 300 солидов, девушке — 240 солидов, и пусть возвратит ее родителям.

41. Отец и мать по смерти своей оставляют наследственную (земельную) собственность сыну, а не дочери.

44. (Если) кто оставил по смерти не сыновей, а дочерей, то пусть вся наследственная (земельная) собственность принадлежит им; а опека над ними пусть будет передана брату или ближайшему (родственнику) из отцовского рода.

48. Из того, что муж и жена приобрели вместе, жена да получит половину, — так у вестфалов; у остфалов и анграриев она не должна ничего получать, но да довольствуется своим приданым.

50. Что бы ни совершил раб или крепостной по приказу господина, — пусть возмещает господин.

62. Да не будет никому дозволено, кроме как в пользу церкви или короля, отчуждать свое наследственное имущество, лишая своего наследника наследства, за исключением если он окажется принужден (к этому) необходимостью из-за голода, с тем, чтобы иметь поддержку от получившего; а рабов да будет дозволено отдавать и продавать.

63. Кто заявил, что его земля занята другим, пусть докажет, что она была его, с привлечением надлежащих свидетелей; если занявший (землю) будет возражать, то пусть решается полем, и если занявший (землю) согласится с ним, то пусть вернет ему то, что занял, не более.

65. Королевскому литу да будет дозволено приобрести (emere) себе жену, где бы он ни захотел, но да не будет позволено продать всякую женщину.

66. Солид бывает двоякий: один содержит две трети монеты, то есть (стоимость) годовалого двенадцатимесячного быка или овцы с ягненком; другой солид (содержит) три трети монеты, т. е. (стоимость) шестнадцатимесячного быка; меньшим солидом возмещаются человекоубийства, большим выплачиваются все прочие возмещения.

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ВВЕДЕНИЕ

Источники по истории варварских племен весьма разнообразны по своему характеру. Начинается раздел с самых ранних из них – сборников обычного права, так называемых варварских правд. Одной из самых древних варварских правд является Салическая правда – сборник записей обычного права салических франков. Поскольку текст памятника в его первоначальной записи не сохранился, время составления его вызвало споры. Однако, по мнению большинства современных ученых, она записана в правление Хлодвига – в конце V – начале VI в.

Судебник другого франкского племени – рипуарских или «прибрежных» франков, живших по берегам Рейна, – в своей основной части возник в VI в. У бургундов, осевших в долине Соны и Роны, писаные законы (Lex Burgundiorum) появились при короле Гундобаде (474-516 гг.). У вестготов, создавших свое государство в Испании, писаные законы (Leges Wisigothorum) в их первой полной редакции возникли в VI-VII вв. Правда алеманнов (Leges Alamannorum), населявших территорию нынешней Южной Германии и Северо-Восточной Швейцарии, возникла не ранее VIII в. Саксонская правда (Lex Saxonum), равно как и Тюрингская (Lex Thuringorum), была записана в конце VIII – начале IX в., во время войн Карла Великого с саксами. Варварские правды – это чрезвычайно сложный источник, так как они представляют собой многослойное напластование социальной практики различных эпох.

Поскольку общий для всех германских племен процесс феодализации в каждом данном племени отличался значительным своеобразием, варварские правды сильно отличаются друг от друга, прежде всего соотношением в них старого и нового: одни из правд (например, Салическая, Саксонская, Тюрингская) отражают социальные отношения в древней германской общине, родовые связи и т. д., но содержат крайне скудные сведения относительно зачатков феодальных отношений, в то время как другие (Бургундская, Вестготская) рисуют нам картину бурного роста этих отношений. Историк, анализирующий древние германские судебники, всегда должен иметь в виду, что при сопоставлении их следует быть очень осторожным, ибо они отражают не только особенности развития каждого данного племени, но и различные стадии развития этих племен.

Салическая правда рисует весьма архаические отношения в среде франков, стоявших на пороге классового общества. Этот источник свидетельствует о сильной имущественной дифференциации, о начавшемся распаде родовых и общинных связей, об усилении королевской власти и роли ее должностных лиц. Однако Салическая правда в значительной части своей обращена в прошлое. Она является важнейшим документом для изучения земледельческой общины, имущественных отношений дофеодального периода, прав и обязанностей франков-общинников и членов родового союза, древнего и крайне примитивного судоустройства и судебной процедуры.

Саксонская правда, записанная тремя столетиями позже Салической (конец VIII – начало IX в.), отражает тем не менее также весьма архаические отношения. Объясняется это тем, что в Саксонии, слабо подвергшейся воздействию галло-римских отношений, процесс феодализации шел очень медленно. Однако между двумя этими памятниками имеются существенные различия. Если Салическая правда дает большой материал для изучения поземельных, имущественных отношений, то Саксонская правда позволяет изучить социальную структуру варварского общества. Кроме того, саксонские племена продвинулись дальше по пути классообразования, чем франки времен Салической правды. В саксонских законах мы обнаруживаем не только резкую грань между знатью и свободными, но и возникновение отношений зависимости в среде самих свободных. Надел свободного сакса уже превратился в аллод, который, правда, с некоторыми ограничениями, можно было отчуждать. На характере памятника сказался и тот факт, что составлен он был после франкского завоевания и по велению франкского короля. Резко возросшая роль королевской власти, появление могущественной церкви, которой не знает Салическая правда, – все это результат франкского завоевания. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что саксонское законодательство необыкновенно сурово и нередко предписывает смертную казнь там, где Салическая ограничивается штрафом, – это объясняется карательными тенденциями завоевателей.

Являясь неоценимыми источниками для изучения общественного строя варварских племен, правды вместе с тем ограничены по своему содержанию, как и любой другой законодательный памятник. Многие важнейшие стороны общественной жизни ими совершенно не затронуты. Однако мы располагаем другими источниками, которые дополняют данные варварских правд и позволяют глубже проследить процессы, начавшиеся в те времена, когда составлялись сборники обычного права. Среди этих более поздних источников следует отметить законодательство королей, особенно каролингского периода, – так называемые капитулярии, в которых отражались различные стороны жизни франкского общества.

Неоценимым источником по социально-экономической истории франкского периода являются грамоты – документы, с помощью которых оформлялись разного рода сделки – дарения, купли-продажи, обмена, передачи себя под покровительство и т. д.

Наряду с этим существовали формулы – готовые грамоты, в которые нужно было только вписать даты, имена участников сделки и соответствующие данные относительно предмета ее. Дошедшие до нас сборники формул являются важным источником эпохи, так как формулы включают в себя наиболее частые и типические случаи юридической практики.

До нас дошли картулярии – собрания грамот, подчас многотомные, сохранившиеся в монастырских архивах; в большинстве своем – это дарственные грамоты. Тщательно изучая подобного рода источники, можно установить те отношения, которые возникали между дарителем и монастырем. На материале картуляриев можно проследить процесс превращения аллода в тяглое феодальное держание.

В грамотах отражен и более прямой путь к закрепощению – об этом свидетельствуют re из них, где говорится о человеке, передающем себя в рабство. Одновременно с этим, как показывают грамоты, идет процесс, который на первый взгляд может показаться противоположным по своим тенденциям общему процессу закрепощения, – это процесс отпуска рабов на волю. Однако оба эти процесса имели один и тот же конечный результат – образование единого класса феодально зависимого крестьянства.

Важное познавательное значение имеют так называемые политики – описи церковных владений. Они отражают социальные отношения внутри феодальной вотчины, рисуют положение основного производителя в феодальном обществе и различных юридических и имущественных разрядов зависимых держателей. К этому типу источников примыкают «Образцы описей земель церковных и королевских», составленные при Карле Великом, – образцы, руководствуясь которыми королевские должностные лица при своих поездках по стране должны были в фискальных целях составлять описи крупных поместий. Наконец, замечательным источником по изучению структуры каролингской вотчины является «Капитулярий о поместьях» – предписание управляющим королевских поместий, регламентирующее внутреннюю жизнь этих поместий.

Из королевской канцелярии выходили также и другие документы – грамоты, которыми королевская власть предоставляла отдельным лицам или церковным учреждениям льготы и привилегии. В числе королевских привилегий следует особо выделить иммунитетные, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственной власти в судебном, податном и административном отношении, а вотчинник получал, таким образом, политическую власть над своими держателями. Так оформлялась политическая независимость феодальных сеньеров. Процесс политической децентрализации обнаруживается и в тех документах, где речь идет о графских округах, которые позже превращаются в наследственные феодальные владения.

Нарративные источники – хроники и анналы (летописи) – дают материал для понимания политической истории Франкского государства в раннем средневековье.

Ниже приведены выдержки из двух важнейших сочинений меровингского периода. Первое из них – «История франков в десяти книгах» знаменитого Григория Турского. Оно содержит подробное и в основном довольно объективное описание правления первых Меровингов, но пронизано клерикальными тенденциями, побуждающими автора подчас к весьма необъективным оценкам.

Второе сочинение – так называемая Хроника Фредегара (название это возникло много позже, в XVI в.) – было написано в Бургундии несколькими авторами и доведено до 642 г. В той части хроники, где речь идет о событиях, современниками которых были авторы, она содержит обширный и ценный материал (существует продолжение хроники, повествование которой доходит до 768 г.).

В период Каролингов, в особенности же в правление самого Карла, королевская власть уделяет большое внимание этого рода сочинениям. При дворе и в различных частях Франкского государства, главным образом в монастырях, возникают летописи, связанные между собой общей тенденцией и выражающие интересы центральной власти. Приведенные в этом разделе Лоршские анналы (их следует отличать от так называемых Больших Лоршских анналов, или «Анналов Эйнгарда»), по мнению большинства исследователей, наряду с другими каролингскими летописями восходят к общему, ныне утраченному, источнику. Подобно другим анналам этой эпохи, Лоршская летопись не пытается как-то систематизировать события, отделить более важные от второстепенных, но повествует обо всем, что показалось достопримечательным ее автору. Несмотря на то что эти анналы, подобно другим, страдают некоторой неточностью, они тем не менее представляют большой интерес, так как содержат обильные и ценные сведения о царствовании Карла Великого с 768 по 803 г., и вместе с тем являют собой характерный образчик средневековой летописи.

Знакомство с анналами существенно дополняет представления о каролингском периоде. При изучении законодательных памятников времен Карла может создаться преувеличенное представление о силе королевской власти и прочности каролингского государства. Картина непрестанных войн и мятежей, которую рисует летописец, свидетельствует о слабости центральной власти в период, когда процесс феодализации вел к усилению центробежных сил франкского общества.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Том 1. М. Изд-во соц.-эк. лит. 1961

Добавить комментарий