Салическое право

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии. Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков пре­имущественно Северной Галии в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах. «Салическая правда» более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного с троя, существовавшие у франков ещё до заво­евания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римскрго населения. Но на протяжении 6-9 вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к «Салической правде» поэтому в сочетании с другими источни­ками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в полом.

Первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, — «Салического закона» (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», т.е. «приморскими» франками). После завоевания Галии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан «Салический закон».

Мы знаем, что франки говорили на германском диалекте, упот­ребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан «Саличес­кий закон». Составители этого судебника мыслят конкретно, а не общими нормами.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассо­вом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда. правовой памятник франков, относящийся к V в, проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого рас­пространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка счи­тался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (об­щинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадле­жало. Важным фактором, влияющим на правовые различия фран­ков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти раз­личия наиболее ярко выражались в системе денежных возмеще­нии, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

«Салическая правда» делилась на титулы (главы), а каждый титул — на параграфы. Многие титулы были посвящены штрафам за всевозможные кражи. Изучая «Салическую правду», можно сделать вывод, что хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев (хозяйство германцев было описано римским историком Тацитом (ок. 58 — ок. 117) в очерке «Германия»). Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросенком, за молочного поросенка отдельно, за свинью из запертого хлева и пр. Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

«Салическая правда» свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли — животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, а также охота и рыболовство. Однако основную роль в хозяйстве франков играло земледелие. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом. Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожай складывался в амбары и риги. В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы.

Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.

состоянии заплатить наложенные на них штрафы и бродили по лесам, как бродяги и разбойники. Процесс исчезновения свободного крестьянства во Франкском государстве проходил далеко не одинаково в разных областях. Наиболее интенсивно он шел в западной части королевства — Нейстрии, отчасти на юго-востоке — в Бургундии, гораздо слабее — в северо-восточных округах — Австразии. Здесь дольше сохранялись родовые — общинные отношения. В Австразии крестьянин продолжал играть ведущую политическую роль вплоть до VIII века.

Содержание

Ордалия водой

Григорий Турский «О славе мучеников»
Григорий Турский (ок. 539 — ок. 594) — епископ города Тура, франкский историк, автор «Истории франков» (в 10 книгах), важнейшего источника по истории раннесредневековой Франции. Помимо нее Григорий Турский написал книгу «О славе мучеников», в которую вошли короткие рассказы о чудесах, явленных христианскими святыми и мучениками.
Перевод с латинского Елены Марей

I.81 (80). О споре католического дьякона с пресвитером-еретиком

Арианский пресвитер держал спор с дьяконом нашей веры, произнося, как это у них в обычае, ядовитые речи против Сына Божьего и Святого Духа. И поскольку тот уже долго приводил истинные доводы за нашу веру, но еретик, ослепленный туманом неверия, отвергал их в соответствии с тем, что «в лукавую душу не войдет премудрость», дьякон сказал: «Для чего мы утомляем себя длинными беседами? Да будет доказана истина делами; пусть поставят на огонь медный котел и бросят в кипящую воду чье-либо кольцо. Кто достанет его из кипятка, на стороне того и будет правда, и после этого другая сторона должна признать эту правду. Итак, внемли и ты, еретик, что наша сторона пройдет это с помощью Святого Духа, и ты признаешь, что нет в Святой Троице ничего несхожего, ничего различающегося». Еретик согласился с предписанием, и, заключив соглашение, они разошлись до утра, однако жар веры, которым так горел сначала дьякон, стал ослабевать из-за козней дьявола. Поднявшись на рассвете, он натер руку елеем и мазью, затем он подошел к святому месту и стал молиться Господу. Что ж дальше? Около третьего часа они сошлись на площади. Сбежался народ посмотреть это зрелище. Разжигают огонь, ставят на него медный котел, бросают в кипящую воду кольцо. Первым дьякон зовет еретика, чтобы тот вытащил его из жара. Однако он отказался со словами: «Коли ты это предложил, тебе и вытаскивать». И дьякон хоть и испугался, но обнажил руку. Увидев, что она намазана, пресвитер-еретик воскликнул: «Я вижу, ты хочешь победить с помощью уловок, поэтому умастился мазью; все, что ты делаешь, не будет иметь силы!» Пока они препирались, подошел дьякон из Равенны по имени Гиацинт и, разузнав, о чем спор, дабы явить истину, незамедлительно оголил правую руку и опустил ее в котел. То кольцо, которое он вытащил, было очень маленьким и легким, и вода носила его так же, как ветер иногда носит соломинку, поэтому он искал его долго и нашел только через час. Между тем пламя под котлом горело очень сильно, и раскаленное кольцо не так-то легко было взять в руку, но все же, вытащив его, дьякон ничего не почувствовал, но даже заявил, что оно находилось в холодном котле и вода лишь на поверхности была теплой. Подумав так же, сбитый с толку еретик дерзко сунул руку в котел со словами: «Да поможет мне моя вера!» Как только он сделал это, кожа с его руки сошла до самых костей; и так был положен конец спору.

Ордалия кипящей водой. Миниатюра из немецкой хроники «Der Sachsenspiegel». XIV век © Herzog August Bibliothek

Вестготская Правда
Вестготская Правда — свод законов вестготского короля Рецесвинта, обнародованный в 654 году и действовавший на территории Толедского королевства вестготов (современные Испания, Португалия и Южная Франция).
Перевод с латинского Александра Марея

VI.1.3. Каким образом судья должен расследовать дело посредством испытания кипятком

Нам стало известно о многих жалобах, и мы узнали, что проводятся пытки по делам трехсот солидов и претерпевается много зла от свободных людей. И потому, для наилучшего порядка, мы устанавливаем и приказываем, чтобы, хотя бы дело по какому-либо обвинению и было незначительным, обвиняемый все же должен быть принужден судьей к испытанию кипятком; и когда обстоятельства дела прояснятся, пусть судья не усомнится подвергнуть его пытке, и после того как тот даст свое признание, пусть он будет подвергнут наказанию, определенному предыдущим законом. Если же он выйдет невиновным из испытания кипятком, то пусть истец не несет никакого наказания. Тот же порядок должен соблюдаться и относительно подозрительных людей, пришедших свидетельствовать.

Салическая Правда
Салическая Правда — одна из варварских правд, содержащая нормы обычного права, записанные около VI века по приказу короля франков Хлодвига I.
Перевод с латинского Николая Грацианского

LIII. О выкупе руки от котелка

§ 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящею водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов, он может выкупить свою руку за 120 денариев, что составляет 3 солида.
<…>

Капитулярий VI

4. О том, кто вызовет другого на испытание горячей водой
§ 1. Если кто вызовет другого на испытание горячей водой помимо повеления короля, повинен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов.

Церковный закон об ордалии горячим железом и водой
Фрагмент из сборника описаний ордалий, созданного для нужд церкви. Текст датируется периодом между 938 и 1000 годом.
Перевод Владимира Корецкого

1. Относительно ордалии мы предписываем, согласно повелению Божьему, архиепископа и других епископов, чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалий железо или вода.
1в. И если будет производиться водой, то пусть она будет разогрета до степени кипения, причем котел должен быть железный или медный, свинцовый или глиняный.
2. И если обвинение простое , то рука, чтобы камень, должна быть опущена в кипящий котел до запястья, а если оно тройное, то до локтя.

Ордалия огнем

Пьер Бартелеми участвует в ордалии. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. 1460 год © Topfoto / Fotodom

Церковный закон об ордалии горячим железом и водой

4. И пусть затем войдут люди по одинаковому количеству от каждой стороны и станут вдоль церкви по обеим сторонам ордалии; и все эти люди должны поститься и в ночь перед ордалией воздержаться от своих жен.
4.1. И пусть священник окропит их всех освященной водой, и каждый из них да отведает освященной воды; и он пусть даст им всем поцеловать Евангелие и изображение Креста Христова.
4.2. И никто не должен продолжать раздувать огонь после того, как священник начнет освящение; но железо должно лежать на раскаленных угольях вплоть до окончания литургии. Тогда оно должно быть выложено на столбы.
5. И обвиняемый пусть выпьет освященной воды, и затем пусть будет окроплена его рука, которою он должен нести ордалию , и так да приступит .
5.1. 9 отмеренных шагов должны быть разделены на 3 части, по 3 в каждой: на первый знак у столба должен стать своей правой ногой; на второй — левой; затем поставить правую ногу на третий знак и, бросив железо, поспешить к святому алтарю.
5.2. И рука должна быть запечатана и на третий день обследована, является ли она под этой печатью виновной или чистой.
6. И кто эти предписания нарушит, по отношению к тому ордалия будет недействительной, и он должен уплатить королю 120 шиллингов в качестве штрафа за неповиновение.

Русская Правда
Русская Правда (XI век) — первый свод законов Древней Руси, составленный в правление Ярослава Мудрого (1016–1054), а затем дополненный при его сыновьях (ок. 1072).
Из Пространной редакции (по Троицкому списку 2‑й половины XV века)

17. Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве обвинении; если не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен , то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

Жозеф Бедье «Тристан и Изольда»
«Тристан и Изольда» — средневековый рыцарский роман XII века, сложившийся в Ирландии или в Шотландии, а затем распространившийся на континенте. Особенной популярностью история пользовалась во Франции.
Перевод с французского Александра Веселовского

В назначенный для суда день король Марк, Изольда и корнуэльские бароны, доехав до Белой Поляны, появились у реки в прекрасном строе, и собравшиеся вдоль другого берега рыцари Артура приветствовали их своими блестящими знаменами.
<…>
Перед шатром Артура на зеленой траве постлана была богатая шелковая ткань из Никеи, и на нее были положены мощи святых, извлеченные из ковчежцев и рак. Их охраняли Говен, Жирфлет и сенешаль Кей. Помолившись Богу, королева сняла драгоценности с рук и шеи и раздала их бедным нищим, скинула свою пурпурную мантию и тонкое покрывало и отдала их; отдала также сорочку, блио и башмаки, усыпанные драгоценными каменьями. Она оставила на теле только тунику без рукавов и с обнаженными руками и ногами предстала перед обоими королями. Вокруг бароны смотрели на нее молча и плакали. Возле мощей горел костер. Дрожа, протянула она правую руку к мощам святых и сказала:
— Короли Логрии и Корнуэльса, сеньоры Говен, Кей, Жирфлет и вы все, будьте моими поручителями: я клянусь этими святыми мощами и всеми святыми мощами на свете, что ни один человек, рожденный от женщины, не держал меня в своих объятиях, кроме Марка, моего повелителя, да еще этого бедного паломника, который только что упал на ваших глазах. Годится ли такая клятва, король Марк?
— Да, королева. Пусть же Господь явит свой правый суд!
— Аминь! — сказала Изольда.

Она приблизилась к костру, бледная, шатаясь. Все молчали. Железо было накалено. Она погрузила свои голые руки в уголья, схватила железную полосу, прошла десять шагов, неся ее, потом, отбросив ее, простерла крестообразно руки, протянув ладони, и все увидели, что тело ее было здорово, как слива на дереве. Тогда из всех грудей поднялся благодарственный клик Господу.

Суд императора Оттона. Испытание огнем. Фрагмент картины Дирка Баутса. Ок. 1471–1473 годов © Wikimedia Commons

Сага о Сверрире
«Сага о Сверрире» (нач. XIII века) — одна из древнейших сохранившихся «королевских саг» Скандинавии, то есть саг, рассказывающих о правлении норвежских конунгов.
Перевод с древнеисландского Ивана Стеблин-Каменского

59. Об Эйрике, сыне Сигурда

<…> Эйрик был в Миклагарде и служил у Манули конунга. <…> Он просил у конунга позволения доказать посредством Божьего суда, какого он рода и что он действительно сын Сигурда конунга. <…> Эйрик поблагодарил конунга красивыми словами, ибо он был человеком красноречивым, и сказал, что с радостью принимает предложение конунга доказать, кто его отец, и предает себя воле Бога и конунга.

Немного позднее Эйрик стал поститься, готовясь к суду Божьему. А когда он должен был нести раскаленное железо, Сверрир конунг сказал такую клятву, которую тот должен был произнести:
— Ты кладешь свои руки на святые мощи и священную книгу и просишь Бога, чтобы железо не обожгло твои руки, если ты сын Сигурда конунга и мой брат.

Эйрик отвечает:
— Да сотворит Бог так, что я пронесу железо, не обжегши рук, если я сын Сигурда конунга. Но я не буду нести железо, чтобы доказать, кто отец других людей.

Произнеся эту клятву, он пронес железо и оказался чист. Сверрир конунг признал его родичем и сделал его предводителем в дружине. Эйрика любили, и он не зазнавался. Он заботился о своих людях больше, чем другие.

Ордалия чудом

Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век Обвиняемого в убийстве жены заставляли коснуться ее трупа. Если труп кровоточил, это считалось доказательством вины © Из книги «Luzern im Spiegel der Diebold-Schilling-Chronik. 1513–2013», 2013 год

Английский бестиарий начала XIII века

Бестиарии — это средневековые книги, состоящие из нравоучительных рассказов о животных (как реальных, так и вымышленных). Ниже — фрагмент одного из них.
Перевод Ольги Тогоевой

Рассказывают, что в Антиохии жил человек, у которого была домашняя собака и который был убит поздно вечером в отдаленном квартале города. В убийстве с целью грабежа был виновен солдат, который состоял на службе у покойного. Воспользовавшись наступившей темнотой, убийца смог бежать с места преступления. Труп остался лежать на земле, и вокруг него собралась большая толпа любопытных. Собака также держалась рядом с трупом и жалобно выла, оплакивая смерть своего хозяина. В это время человек, совершивший убийство, затесался в толпу, как будто случайно проходя мимо… Он приблизился к трупу, делая вид, что глубоко огорчен произошедшим.

Именно в этот момент собака, на секунду забыв о своем горе и страданиях, решила встать на путь мести: она набросилась на убийцу, не желая выпускать его, и… испустила такой ужасающий вой, что у всех присутствующих разрывалось сердце от скорби и наворачивались слезы на глаза. Добрая воля собаки не могла быть поставлена под сомнение. Она являла собой впечатляющее доказательство , поскольку в огромной толпе собака выбрала одного-единственного человека и не желала его отпускать. И убийца испугался: как можно было отвести столь правдивое обвинение в преступлении? Он не мог списать ни на проявление ненависти, ни на враждебность, ни на злой умысел. Перед этим доказательством он остался без аргументов. 

Салическая правда

лат. Lex Salica


Рукопись 794 года

Создан

507—511 годы (древнейшая редакция)

Язык оригинала

вульгарная латынь с вкраплением слов на древнефранкском языке

Место хранения

Национальная библиотека Франции (наиболее ранний из сохранившихся текстов)

Заверители

Хлодвиг I

Цель создания

запись права салических франков

Текст в Викитеке

Сали́ческая пра́вда (лат. Lex Salica; первоначальная редакция известна как Pactus legis Salicae), или Сали́ческий зако́н, — свод обычного права германского племени салических франков, одна из наиболее ранних и обширных варварских правд. Древнейший текст памятника, записанный на вульгарной латыни, был создан в начале VI века при короле Хлодвиге I и состоял из 65 глав («титулов»), содержавших преимущественно перечисление штрафов за правонарушения и изложение различных процессуальных процедур; ряд правил регулирует семейные, вещные, обязательственные и наследственные отношения. В эпоху Меровингов Салическая правда была дополнена положениями ряда королевских капитуляриев; в начале IX века подверглась переработке, став основой для законодательных реформ Карла Великого. Несмотря на то, что первоначально основной целью составления Салической правды была фиксация исконных древнегерманских обычаев, наряду с архаичными нормами она содержала институты переходного характера, свидетельствующие об изменениях в жизни германцев периода Великого переселения народов.

Сохранившись во множестве списков, редакций и вариантов, записывавшихся на протяжении столетий, Салическая правда является одним из ценнейших источников по истории социально-экономических и правовых институтов раннесредневекового германского общества, в течение V—VI веков столкнувшегося с исчезающей античной цивилизацией и создавшего новый общественный строй в Западной Европе, в современной литературе относимый к эпохе германского железного века. Несмотря на крайнюю фрагментарность правового регулирования, как акт консолидирующего характера оказала значительное влияние на становление немецкого права. Хотя после распада Франкского государства Салическая правда утратила своё значение, закреплённое в ней правило об отстранении женщин от наследования недвижимости сыграло важную роль в разрешении французских династических кризисов XIV века, став юридическим обоснованием салической системы престолонаследия.

Бургундская Правда

(Lex Burgundionum) — собрание законодат. актов бургунд. королей 2-й пол. 5 — нач. 6 вв. Осн. тексты Б. п. записаны впервые прибл. в 490 при короле Гундобаде (отсюда другое назв. Б. п. — Lex Gundobada; франц. — Loi Gombette). В дальнейшем они подверглись переработке и дополнениям. Б. п. испытала сильное влияние рим. права, но основой для нее послужило обычное право бургундов. Б. п. регламентировала важнейшие стороны жизни бургунд. общества и его взаимоотношение с галло-рим. населением. Б. п. зафиксировала процесс зем. разделов, осуществленных бургундами при поселении в басе. Роны. Б. п.- незаменимый источник для изучения начального этапа развития клас. общества У бургундов, социального и политич. строя королевства, а также процесса синтеза ин-тов галло-рим. и т. н. варварского обществ (см. Бургунды).

Смотреть значение Бургундская Правда в других словарях

Правда — истина
Словарь синонимов

И То Правда Частица Разг. — 1. Употр. при подтверждении слов собеседника; правда, верно.
Толковый словарь Ефремовой

Правда-матка Ж. Разг. — 1. Совершенная, истинная правда.
Толковый словарь Ефремовой

Правда-матушка Ж. Разг. — 1. Совершенная, истинная правда.
Толковый словарь Ефремовой

Правда Англов И Тюрингов — («Lex Angliorum et Werinorum, hoc est Thuringorum») —
запись обычного
права англов и варинов (варнов) — двух германских племен из группы ингэвонов, обитавших во время составления Правды……..
Экономический словарь

Русская Правда — — один из наиболее значительных дошедших до нас сводов древнерусского
права. Включает: отдельные нормы «
Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей………
Экономический словарь

Салическая Правда — (Le Salica) — одна из варварских правд,
сборник обычного
права салических
франков. Записана на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений в начале……..
Экономический словарь

Бургундская Правда — (Lex Burgundionum) — официальный сборник законов бургундских королей конца V — начала VI в., изданный королем Гундобадом в 517 г. Регулировала отношения бургундов между собой и с……..
Юридический словарь

Правда — Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от правый – «истинный».
Этимологический словарь Крылова

Правда Англов И Тюрингов — («Lex Angliorum et Werinorum, hoc est Thuringorum») — запись обычного права англов и варинов (варнов) — двух германских племен из группы ингэвонов, обитавших во время составления Правды (в эпоху……..
Юридический словарь

Правда Воли Монаршей /нач. Xviii В./ — — литературное произведение Феофана Прокоповича, составленное в форме официального акта. Характеризовала волю монарха как единственный юридический источник закона.
Юридический словарь

Правда Ярослава — — статьи 1-18 Краткой (Древнейшей) редакции Русской правды.
Юридический словарь

Правда Ярославичей — — статьи 19-41 Краткой редакции Русской Правды. Подготовлена не позднее 1054 г.
Юридический словарь

Русская Правда — — свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X-XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы «Законы Русского»,……..
Юридический словарь

Салическая Правда — (Le Salica) — одна из варварских правд, сборник обычного права салических франков. Записана на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений в начале VI в. по……..
Юридический словарь

Салическая Правда (салический Закон) — (лат. Lex Salica) — запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале……..
Юридический словарь

Салическая Правда, Салический Закон — (Lex Salica) — запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале……..
Юридический словарь

Бурятская Правда — памятник обычного права приангарских бурят(булагатов). Записана в 1693 русским служилым человеком Б.Серебренниковым. 11 статей, содержащих перечень преступлений свободных……..
Большой энциклопедический словарь

Польская Правда — (Эльблонгская книга) — сборник обычного польского права,составленный в 13-14 вв. Найдена в 1868 в г. Эльблонг.
Большой энциклопедический словарь

Русская Правда — свод древнерусского права. Включает: отдельные нормы»Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, УставВладимира Мономаха и др. Защита жизни и имущества……..
Большой энциклопедический словарь

Русская Правда П. И. — Пестеля — наиболее демократическая программадекабристов. Разработана в 1821-23, одобрена Южным обществом,поддерживалась также революционным крылом Северного общества………
Большой энциклопедический словарь

Салическая Правда — (Салический закон) (Le Salica) — сборник обычного правасалических франков, одна из варварских правд. Записана в нач. 6 в.
Большой энциклопедический словарь

Бургундская Династия — Королевская династия, правившая в 1139-1580 гг. в Португалии.
Исторический словарь

Правда — ПРАВДИВЦЕВ ПРАВДИН ПРАВДИВЦЕВ ПРАВДИН
Фамилии образован от прозвищ, восходящих к нарицательному слову правда. Может от прозвища честного человека.
Словарь русских фамилий

Комсомольская Правда — молодежная газета, издается с 1925 в Москве, выходит 5 раз в неделю. До конца 1980-х гг. орган ЦК ВЛКСМ.
Исторический словарь

Одной из древнейших правд является Салическая правда, представляющая собой запись обычаев салических франков. Запись этих обычаев ученые относят ко времени правления Хлодвига, самому начальному периоду франкского раннефеодального государства (V в.н.э.).

Статьи касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. В последующие годы ее содержание неоднократно дополнялось королевскими капитуляриями, последний из которых относится к IX веку.

Основной текст Салической правды представляет собой разрозненную и бессистемную запись обычаев, сложившихся в основном еще до образования Франкского государства, а также тех обычаев, которые возникали в период формирования классового общества и образования государства. Поэтому ее содержание отражает тот социальный и правовой строй, который характеризует переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Она раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и возникновения частной собственности, рост имущественного неравенства. Одна из ее основных задач — защита частной собственности, шедшей на смену коллективной собственности. Самым примечательным является признание права коллективной собственности общины — марки на принадлежащие ей земли, за исключением приусадебных. Это право выражалось в том, что: а) поселение чужого человека на землях общины было невозможно без единодушного согласия всех ее членов; б) пахотный участок, не имевший наследника, переходил общине; в) после снятия урожая соседскому скоту не возбранялось пастись на чужой земле. Не распаханные пустоши, леса, выгоны принадлежат всем сообща. Но заборы окружают пахотные наделы и «засаженное место» — неприкосновенно, пока не убран урожай, после его снятия скоту позволяется пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса.

Огороженная земля еще не стала частной собственностью: если в семье нет наследника, пахотный участок возвращался общине.

Ничего в Салической правде не говорится и о купле-продаже земли. Зато законодатель стремится оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны очень тщательно.

Как и другие «варварские правды» Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий и соответствующих им наказаний. Ее язык носит казуистический характер, т.е. предусматривает конкретные случаи правонарушений и соответствующие им наказания. Например, Салическая правда не знает общего понятия телесного повреждения, а перечисляет его отдельные виды: » Если кто изувечит руку или ногу другому, лиши его глаза или носа…»; » Если кто вырвет другому глаз …»; » Если кто оторвет большой палец на руке или на ноге…» и т.д. (см. Титул XXIX).

Характерной чертой Салической правды является формализм, то есть все правовые действия и акты совершались в строго установленной форме, нарушение которой лишало эти действия и акты законной силы. Огромную роль при этом играли всевозможные символы. Например, кусок земли, дерн, соломина, стебель, ветви и т. п., символизировали земельные участки или имущество; длинные волосы на голове — свободное состояние человека; ключ символизировал дом и т.д.

Территориальная сельская община (марка), социально-экономическая единица франкского общества, сохраняла значительные пережитки первобытно-общинного строя. Это нашло отражение в Салической правде. Так, члены рода связаны между собой многочисленными кровнородственными узами: сородичи принимают участие в наследовании, в уплате штрафа за убийство (вергельда) и в получении части штрафа в случае убийства сородича, в судебной защите сородича в виде соприсяжничества.

В то же время Салическая правда рисует картину разложения первобытно общинного строя.

1. Она свидетельствует о появлении частной собственности и о

возникновении имущественного неравенства среди свободных общинников. Хотя еще сохраняется коллективная, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса, но дом с приусадебным участком, сельскохозяйственные орудия и скот уже находятся в частной собственности.

Этой собственностью, именовавшейся аллодом, можно было распоряжаться и передавать по наследству по мужской и женской линии. Вскоре после издания Салической правды и пахотная земля превратилась в отчуждаемую частную собственность (аллод).

С возникновением частной собственности возникает и имущественное неравенство. Об имущественном неравенстве свидетельствует появление статей о займе и долговых обязательствах, и особенно титул «О горсти земли». В этом титуле говорится не только о несостоятельности убийцы, но и о родственниках, которые окажутся «слишком бедными, чтобы заплатить» падающую на них долю штрафа.

2. Она свидетельствует о процессе распада кровно-родственных связей, ибо предусматривает возможность отказаться от родства путем специального символического обряда, совершаемого в судебном собрании. Отказ от родства означал отказ от соприсяжничества, от наследования и от всяких счетов с сородичами. » И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну» (Титул LX). Это положение отражало интересы разбогатевших общинников, не желавших нести тяготы совместных расходов по уплате вергельда с обедневшими родственниками.

Появление частной собственности породило институт наследования имущества после смерти собственника. Движимые вещи наследовались в первую очередь детьми. Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. В случае отсутствия детей наследовали в порядке очередности: 1) мать, 2) братья и сестры, 3) сестры матери, 4) сестры отца и 5) ближайшие родственники. Земля первоначально переходила по наследству только наследникам мужского пола (так называемый «салический закон») (Титул LIX, п.5). Это диктовалось стремлением сохранить землю в данном роде. Когда рода не стало, отпало и это ограничение. Во второй половине VI в., согласно эдикта Хильперика (561-584 гг.), право наследования земли получают и дочери наследодателя, а также братья и сестры умершего при отсутствии у умершего сыновей.

Ранее не было известно наследование по завещанию. Однако развитие частной собственности привело к появлению у собственника права передавать свое имущество после смерти определенному лицу путем дарения (так называемая «аффатомия»), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме, с соблюдением определенных процедур и использованием определенных символов (Титул XLVI). Суть «аффатомии» сводилась к тому, что даритель фиктивно передавал свое имущество или его часть какому-либо доверенному лицу с обязанностью последнего не позже чем через год после смерти дарителя

передать это имущество указанному им лицу.

В области обязательственных отношений Салическая правда знает только такие простейшие формы сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, мена и дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Предметом купли- продажи могли быть все другие вещи, кроме земли. Признавалась приобретательская давность в один год.

Особой защитой пользовались займовые операции. Неисполнение обязательства влекло по Салической правде имущественную ответственность. В случае отказа должника уплатить сумму долга или вернуть полученную вещь кредитор мог через суд получить не только положенное ему, но и дополнительный штраф за просрочку. Истребование долга происходило в строго установленной форме (Титул L и LII).

Брак и семья. Ко времени Салической правды покупки жены уже не было. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые при заключении брака жених приносил невесте в качестве утреннего дара. Они оставались в семье и входили в состав общего имущества. Жена приносила приданное. Салическая правда ничего не говорит о расторжении брака. Однако в формуле Маркульфа содержится общее правило о расторжении брака по взаимному согласию. Впоследствии под влиянием церкви разводы были запрещены. Похищение свободной девушки каралось огромным штрафом (Титул XIII). Запрещались браки между свободными и рабами: в случае заключения такого брака свободный человек становился рабом. Не признавались законными браки с кровными родственниками. Если вдова снова выходила замуж, то ее жених должен был уплатить родным покойного определенную сумму — reipus (Титул XLIV).

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Под преступлением понималось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира», а под наказанием — возмещение вреда потерпевшему или членам его рода (композиция) и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Для преступлений и наказаний по Салической правде характерны следующие черты:

1. Как правило, кровная месть и изгнание из общины в виде основного средства принуждения при первобытнообщинном строе заменяются системой штрафов (композиций). Тем не менее, еще сохраняются пережитки первобытно-общинного строя:

а) если убийца не в состоянии уплатить штраф за убийство (вергельд), то он расплачивается своей жизнью. «Если беден, должен заплатить своей жизнью» (Титул LVIII). Ограничивается круг ответчиков, последствия кровной мести несет сам убийца и его сыновья (Титул XIX). Ограничивается круг мстителей — отец, сын, брат. Где еще допускается кровная месть, имеются в виду главным образом два случая — убийство и неспособность выплатить денежный штраф.

б) ближайшие родственники принимают участие в уплате вергельда и

в его получении;

в) в случае объявления человека вне закона он подлежит изгнанию из общины с запрещением кому бы то ни было принимать его.

2. Размер штрафа устанавливается в зависимости от социального и правового положения преступника и пострадавшего, а также от пола и возраста пострадавшего. Там, где для раба предусматривалась смертная казнь, свободный человек платил штраф. Если за убийство свободного франка-общинника устанавливался вергельд в размере 200 солидов, а землевладельца — римлянина, не приближенного к королю — 100 солидов, то за убийство представителей королевской администрации (графов, сацебаронов), королевских дружинников вергельд предусматривался в тройном размере (600 солидов), за убийство римлянина, приближенного к королю (королевского «сотрапезника»), — 300 солидов. Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в качестве половины вергельда, а остальное платил его хозяин. Свободный человек за убийство раба платил штраф в пользу его хозяина.

3. Салическая правда не устанавливает общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказаний. Однако анализ ее статей позволяет выделить некоторые такие общие принципы:

а) субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди (литы), и рабы. Кража рабом (помимо возмещения убытков и возвращения похищенного), предусматривала и телесное наказание (Титул XII);

б) ответственность перед королем за нарушение королевского «мира» наступала с 12-летнего возраста;

в) наказание, как правило, не зависело от вины и назначалось лишь за конечный результат действия, причиняющего вред личности или имуществу. Но в ряде случаев при назначении наказания учитывается характер умысла и тяжесть причиненного вреда. Проявление «злого» умысла влечет более тяжкое наказание. Например, за кражу из закрытого помещения предусматривался штраф в три раза больше, чем за кражу из открытого помещения. На убийцу, пытающегося скрыть следы преступления, налагался штраф в тройном размере. Наказанию подлежало не только само причинение вреда, но и покушение на это. В особый состав выделяется подстрекательство к краже или убийству (Титул XXVIII).

Отягчающим обстоятельством, свидетельствующим о «злом» умысле, являлось убийство «скопищем».

4. Обращает на себя внимание чрезмерная тяжесть материального наказания. Самый низкий штраф за кражу составлял 3 солида, а за убийство — 200 солидов. Если иметь в виду, что стоимость быка составляла 2 солида, а коровы — 3 солида, то эти штрафы были весьма обременительными. Возникнув при родовом строе, штрафы в условиях перехода от коллективной собственности к частной становятся эффективным средством защиты частной собственности и личности имущих людей. Величина штрафа говорит и о том, что их платили родом (Титул LVIII).

Необычайная детализация при оценке нанесенных ранений — размер штрафа зависит от величины раны (Титул XVII).

Анализ Салической правды позволяет выделить следующие виды преступлений и наказаний.

1. Преступления против личности, к которым относятся убийство, изнасилование, нанесение увечий, клевета, оскорбление, похищение свободных людей, посягательства на честь, достоинство и свободу.

2. Преступления против собственности, среди которых особое внимание уделяется краже, грабежу поджогу и причинению вреда имуществу. Особой защитой пользуется имущество, находящееся в доме и на огороженном участке. Кража со взломом или с огороженного участка каралась повышенным штрафом. При установлении размера штрафа учитывалась также стоимость похищенного: в случае кражи вещи вне дома на сумму 2 денария штраф составлял 15 солидов, а на сумму 40 денариев — 35 солидов.

3. Преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство).

4. Нарушение предписаний короля. Так, например, если король выдавал кому-либо грамоту на право поселения в какой-нибудь деревне, то всякий, кто этому противился, наказывался штрафом в размере 200 солидов, т.е. в таком же размере, как за убийство.

Основным видом наказания, применявшимся к свободным людям, являлся штраф. Он делился на две части: одна шла потерпевшему или его ближайшим родственникам, а другая в размере 1/3 штрафа поступала в пользу государства в лице короля. Кроме того, во всех случаях, связанных с преступлениями против собственности, предусматривалось возвращение украденного, уплата стоимости уничтоженного и возмещение убытков.

В случае наказания в виде объявления вне закона предусматривалась также конфискация имущества. Основной текст Салической правды не знает для свободных такого вида наказания, как смертная казнь, членовредительные и телесные наказания. Уплату несостоятельным человеком за убийство «виры своей жизнью» следует рассматривать не как смертную казнь, а как пережиток кровной мести, осуществляемой под контролем государства. Смертная казнь, членовредительные наказания (кастрация), телесные наказания (удары плетью) применялись только к рабам. Однако уже при сыновьях Хлодвига наказание в виде смертной казни распространяется и на свободных. Смертная казнь в самых мучительных формах применялась и при подавлении восстаний крестьян.

Процесс по Салической правде носит обвинительный характер, основными чертами которого являются:

а) единая процессуальная форма осуществления гражданского и уголовного процесса;

б) возбуждение дела только по инициативе истца или потерпевшего;

в) равенство прав и обязанностей сторон процесса;

г) строгое соблюдение установленных процессуальных форм при

осуществлении судебного разбирательства (формализм);

д) форма процесса — состязание сторон;

е) суд лишь оценивает доказательства, сам в сборе последних не участвует.

Процесс начинался с вызова в установленной форме и при свидетелях обвинителем обвиняемого. Неявка любой из сторон каралась штрафом. От штрафа избавлялся только тот, кто представлял уважительную причину для неявки (королевская служба, болезнь, смерть кого-либо из близких и т.п.).

Разбирательство начиналось с выслушивания обвинителя, который должен был облекать обвинения в строго установленную форму, позволявшую обвиняемому ответить только «да» или «нет». В случае положительного ответа обвиняемого суд тут же выносил решение. В противном случае судьи решали вопрос о порядке представления доказательств.

Доказательством факта совершения преступления свободным человеком являлись задержание преступника на месте совершения преступления, его собственное признание и свидетельские показания. Для того чтобы снять с обвиняемого обвинение, Салическая правда предусматривала три вида доказательства: соприсяжничество, свидетельские показания и ордалии («суд божий») в форме испытания «котелком», упоминая при этом «другие законные способы» доказывания (Титул XLVI).

Наиболее распространенным видом доказательств являлось соприсяжничество, которое применялось для подтверждения присяги (клятвы) обвиняемого в том, что он не совершал того, в чем его обвиняют. Соприсяжники — это обычно родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые в отличие от свидетелей не являются очевидцами факта, а являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. По Салической правде должно быть 12 соприсяжников. Своей присягой, совершаемой в строго определенной форме, нарушение которой вело к проигрышу дела, они подтверждали, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог совершить приписываемого ему деяния и что не может быть сомнений в честности и правдивости его присяги.

Салическая правда различает два вида свидетелей: а) свидетелей факта совершенного преступления, т.е. лиц, оказавшихся на месте совершения преступления (очевидцев), и б) специально приглашавшихся свидетелей, т.е. лиц, которые приглашались для засвидетельствования тех или иных процессуальных действий, например вызова в суд, или той или иной сделки. Количество специально приглашаемых свидетелей колебалось от 3 до 12 в зависимости от характера факта, который нужно было засвидетельствовать. Например, для засвидетельствования вызова в суд приглашались 3 свидетеля, а для подтверждения решения рахинбургов перед королем — 12. Лжесвидетельство, так же как и отказ свидетелей явиться в суд, каралось штрафом в 15 солидов.

Распространенным видом доказательств являлись ордалии («суд божий»), при которых преступник устанавливался при помощи божественной силы — бога, который как бы указывал преступника («бог шельму метит»). Чаще всего для этого использовались огонь, кипящая вода и железо. Салическая правда знает только один вид ордалий — испытание «котелком», т.е. при помощи кипящей воды. Испытание заключалось в том, что руку обвиняемого опускали в котелок с кипящей водой и затем завязывали, приложив к повязке печать. По истечении трех дней ее развязывали, и, если на руке не было следов ожога, обвиняемый считался не совершившим преступления, в котором его обвиняли.

К подобному испытанию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Основным средством получения признания при обвинении рабов являлась пытка.

Если обвиняемый соглашался с приговором суда, то ему давался льготный срок для уплаты штрафа, по истечении которого в случае неуплаты штрафа истец (обвинитель) обращался за помощью к графу. Последний вместе с 7 рахинбургами должен был отправиться к дому обвиняемого и конфисковать его имущество на сумму, которую он должен был уплатить. В случае несогласия обвиняемого с решением суда рахинбургов обвиняемый вновь вызывался в сотенный суд через 40 дней, а затем в случае его неявки или отказа исполнить приговор обвинитель должен был в течение 14 дней вызвать его на суд короля. Вызов на суд короля также осуществлялся в строго установленной форме. В случае неявки на суд короля или отказа выполнить его решение король объявлял обвиняемого вне закона и тогда «сам виновный и все его имущество делаются собственностью истца» (Титул LVI, п. 1).

П р а в о Ф р а н к о в

Черты и особенности:

— Бессистемная запись обычаев салических франков.

— Отражает пережитки первобытнообщинного строя.

— Наличие символики, связь с религией.

— Раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появления частной собственности.

— Защищает частную собственность и интересы имущих.

— Формализм.

— Казуистичность.

Добавить комментарий