Сеньориальная монархия во Франции

Юридическое закрепление сеньориальной монархии связано с кьерсейским капитулярием 877 г. Карла Лысого, который узаконил превращение бенефиция (условного держания) в феод, т.е. наследственное родовое поместье. Тем самым была признана экономическая и политическая независимость крупных феодалов. Теперь королевская власть уже не могла отнять пожалованные феодалам земли под условием службы. Феодалы могли иметь свой суд и администрацию, чеканить монету, не спрашивая короля, вести войны. Крупные феодалы, графы и герцоги, имели своих вассалов – баронов и виконтов, которым служили более мелкие землевладельцы – рыцари. Вассалы крупных феодалов не подчинялись королю, поскольку их реальная власть не простиралась дальше его домена. Действовал принцип «Вассал моего вассала не мой вассал».

Общественный строй сеньориальной монархии. С оформлением феодализма средневековое общество распалось на два антагонистических класса – феодалов-землевладельцев и феодально- зависимых крестьян. Феодальное право даже не признавало наличия свободных людей. Общим правилом стало положение «Нет человека без господина».

Становление господствующего класса феодалов во Франции было неразрывно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системой вассальных отношений. Класс феодалов выполнял в обществе важные функции – политические, идеологические и военные, без которых оно не могло функционировать, однако он не был однороден. Светские феодалы считались людьми рыцарского звания, поскольку их основным занятием была война. Каждый феодал в возрасте от 18 до 20 лет был обязан проходить обряд посвящения в рыцари. В присутствии родственников ему вручали меч и шпоры. Во время такой церемонии вассал давал клятву верности сеньору, а сеньор дарил ему «поцелуй мира». Этот обряд назывался оммажем. Рыцари составляли основу войска короля. В мирное время регулярно устраивались состязания – турниры, на которых они демонстрировали свое умение пользоваться оружием. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры были высшими знаками отличия рыцаря; коня, снаряжение он приобретал за свой счет. Духовные феодалы, епископы, аббаты осуществляли идеологическое руководство и получали власть от папы римского.

Структура класса феодалов основывалась на отношениях земельной собственности, с которой непосредственно было связано обладание политической властью. Эти отношения выражались в форме феодальной иерархии.

Во главе ее стоял король – верховный сюзерен и номинальный глава государства. Кроме собственного домена, он пользовался некоторыми верховными правами в пределах всего государства: руководил армией, возглавлял судебный банк и т.д. На второй ступени феодальной иерархии стояли крупные феодалы – непосредственные вассалы короля – архиепископы, епископы, герцоги, графы, владевшие княжествами, герцогствами и областями. Они располагали в своих владениях судебно-административной властью, правом чеканки монеты, сбора пошлин и налогов. Короли раздавали иммунитетные грамоты. Тот, кто получал ее, приобретал административную и судебную власть над жителями данной территории, и на ней без разрешения сеньора не мог появиться даже агент короля. Иммунитетные грамоты дали их обладателям возможность применять в неограниченных масштабах внеэкономическое принуждение к крепостным. Земельные магнаты, получив широкие права, предпочитали уклоняться от выполнения своих обязанностей перед королем. В лучшем случае они считались с королем, как с равным или пэром. Король – «первый между равными». Третью ступень в феодальной иерархии занимали бароны – вассалы королевских вассалов, имевшие крупные владения и пользовавшиеся в них фактической автономией. На четвертой ступени стояли рыцари (шевалье), которые не имели вассалов, у них были только зависимые крестьяне.

Вышестоящий феодал был сеньором по отношению к нижестоящему, державшему у него феод и находившемуся в его вассальной зависимости. Основой вассальной зависимости было условное держание: бенефиций, феод, лен. Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, который заключался публично и посредством торжественного обряда. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). По феодальному обычаю инвеститура – передача сеньором феода во владение – происходила в присутствии большого числа вассалов. Сеньор вручал вассалу дерн или ветку лесного дерева, символизировавшие право на владение землей и лесом. Одновременно с актом инвеституры совершался обряд вступления в вассальную зависимость: вассал преклонял колена перед сеньором и объявлял, что он становится «его человеком» (оммаж), и, вложив свои руки в руки сеньора, клялся ему в верности. Тем самым вассал принимал на себя обязанности в отношении сеньора, как, впрочем, и сеньор брал на себя определенные обязанности, которые четко фиксировались в вассальных договорах. Сеньор наряду с предоставлением феода должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли. Обязанность вассала выражалась прежде всего в военной службе на сеньора. К XI в. установился и срок такой службы – 40 дней в году. Вассал должен был также участвовать в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора. Денежные выплаты вассала были строго определены: выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и замужестве старшей дочери. Нарушение вассально-ленного соглашения той или другой стороной влекло за собой разрыв отношений. Во Франции существовало правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Такая форма не всегда помогала разбираться в чрезвычайно сложной иерархической структуре общества. Чтобы принудить строптивого вассала выполнять его обязанности, сеньор чаще всего шел на него войной. Поэтому для периода сеньориальной монархии характерны бесконечные междоусобные войны.

Класс крестьян (феодально-зависимых) во Франции был также неоднороден, он делился на две основные группы: вилланов и сервов. Вилланы («жители села») – потомки колонов, прекаристов и свободных общинников – были лично свободными, держали господскую землю и находились под судебной властью своих сеньоров. За это они обязаны были нести различные фиксированные повинности: оброк (талью), уплачивали подушную подать (шеваж), отрабатывали барщину. Как лично свободные люди, вилланы могли уйти от своих господ, отказавшись от держаний или продав эти держания другим крестьянам, обязанным выполнять за них установленные повинности.

Сервы – потомки рабов, вольноотпущенников и литов, разорившихся свободных крестьян – составляли большинство французского крестьянства и были совершенно бесправны. Их повинности были связаны не только с земельным держанием, по и с личной зависимостью. Они платили шеваж, ежегодный оброк, брачный побор. В случае вступления в брак на стороне или с лицом свободного звания они должны были выкупать наследуемое имущество. На сервов в большей мере, чем на вилланов, распространялись баналитетные поборы – рыночные, дорожные, мостовые, паромные пошлины в пользу сеньора, сборы на помол, выпечку хлеба, за пользование прессом для давки винограда и т.д. Однако сервы обладали некоторой гражданской правоспособностью: могли создавать семью, их нельзя было убить, они обладали правом завещать свое имущество. К тому же объем их повинностей был строго фиксированным правовыми обычаями.

Наряду с феодалами и зависимыми крестьянами создаются предпосылки для формирования класса бюргеров. В X в. происходили бурный рост городского населения, обусловленный развитием ремесел и торговли, завоевание городами коммунальных свобод. Усилился приток крестьян в города: всякий, кто прожил в городе один год и один день, считался свободным. Развитие городов на юге и севере Франции заметно различалось. Города в Южной Франции находились на морских торговых путях с Востоком, участвовали в транзитной торговле по Средиземному морю. С помощью выкупа и вооруженной борьбы они рано добились самоуправления, заимствовав римское муниципальное устройство. Северные города находилось под властью сеньоров, преимущественно епископов. Горожан заставляли платить сеньору всевозможные налоги с имущества, взимали пошлину. В XI в. северофранцузские города начали борьбу за самоуправление, создали коммуны. В этой борьбе с сеньорами города не раз находили поддержку у короля, который в свою очередь нашел в их лице союзников в противостоянии с феодальной знатью.

Государственный строй сеньориальной монархии. Реформы Людовика IX. Сеньориальная монархия как форма феодального государства характеризуется распадом королевства на множество политически независимых государственных образований (герцогств, графств, баронств и т.д.) и упадком королевской власти, юрисдикция которой распространялась лишь на личные владения – королевский домен. Политическая власть вместо публичной (общественной) приобрела частноправовой характер, поскольку была разделена между королем и его вассалами – герцогами, графами, высшими прелатами, не признававшими королевского сюзеренитета и не платившими монарху денежный взнос (рельеф) за свои фьефы. С последними королями из династии Каролингов знать мало считалась. В 987 г. на съезде знати королем Франции был избран Робертин Гуго Канет. Он положил начало династии Канетингов.

Главой государства был король, которого избирала верхушка духовных и светских феодалов с соблюдением династического принципа. Лишь в XII в. утвердился порядок передачи королевской власти по наследству. Формально король был наделен рядом прерогатив (исключительных полномочий), правом на издание общегосударственных актов, он возглавлял французское войско и осуществлял правосудие. Однако традиционные правомочия короля – «защита королевства и церкви» и «поддержание мира» – в стране не могли быть реализованы, поскольку монарх не обладал для этого необходимыми ресурсами. Власть короля была ограничена собранием коронных вассалов – курией короля (или Великим советом знати). Он был единственным общегосударственным органом власти и созывался королем для рассмотрения важных вопросов внутренней и внешней политики.

Организация управления в сеньориальной монархии основывалась на дворцово-вотчинной системе, сочетавшейся с отношениями сюзеренитета и вассалитета. Государственный аппарат – королевская администрация – не был структурно оформлен и специализирован по функциям. Личные слуги короля (министериалы) одновременно являлись должностными лицами королевства. Министериалами первоначально были выходцы из знатных феодалов королевского домена, позже – и рыцари и горожане и юристы (легисты). Главой королевской администрации был сенешал: он командовал армией, ведал канцелярией, подписывал важные государственные документы. Королевскую конницу возглавлял коннетабль, помощником которого был маршал. Королевским судом руководил дворцовый граф, а казной и архивами – королевский казначей. Функции главного королевского священника выполнял архикапеллан.

Местное управление в королевском домене также видоизменилось. Вместо графов, стоявших во главе округов, их помощников – викариев была учреждена должность прево. Короли набирали окружных начальников (прево) из простых людей. Они занимались сбором налогов для короля, командовали ополчением и отправляли правосудие. Несколько округов составляли бальяжи. Во главе их стояли назначаемые королем специальные чиновники – бальи. Должность бальи занимали дворяне, но она не передавалась по наследству, как прежняя должность графа, король мог в любое время сместить бальи. Бальи осуществляли на месте судебно-административную власть короля и контроль над деятельностью прево, следили за исполнением королевских законов, организовывали военное ополчение в бальяжах.

В XII в. начинают формироваться экономические, политические и этнокультурные предпосылки для усиления королевской власти и объединения страны. Развитию городов, торговли, ремесел препятствовали политическая и экономическая раздробленность, различные провозные пошлины в пределах разных сеньорий, бесчисленные поборы в пользу феодалов, на землях которых находились города. Складывается союз городов с королем, которые оказывают монарху денежную и военную помощь в обмен за королевское покровительство. Страдало от феодальных магнатов и дворянство, также заинтересованное в усилении королевской власти. Начинает складываться единая французская народность, интегрирующая северофранцузскую народность, ядром которой являлись франки, и южнофранцузскую, где доминировали потомки романизированных галлов. Существенно расширяется территория королевского домена. Король Филипп II Август (1180–1223) увеличил его территорию в 4 раза. В результате войн с Англией, а также разгрома англо-германской коалиции в битве при Бувиие (1214 г.), он присоединил Нормандию, Анжу, Турень и Мэн. К концу XIII в. королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции, а король обладал достаточной силой для того, чтобы держать в узде своих вассалов.

Реформы Людовика IX. Дальнейшее усиление королевской власти, обуздание сепаратизма феодальной знати и укрепление королевской администрации связано с реформами Людовика IX Святого (1226–1270). При вступлении на престол он заявил: «Во Франции имеется только один король». Он провел три реформы: судебную, военную и денежную.

Судебная реформа состояла в том, что он запретил в своем домене частные войны, т.е. разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы, а на остальной территории устанавливалось «40 дней короля» – срок, в течение которого возникшие между феодалами распри должны улаживаться мирным путем с помощью королевского суда. Королевский суд, центральным органом которого являлся Парижский парламент, стал общегосударственным учреждением. Была значительно ограничена юрисдикция сеньориальных судов: им запрещалось рассматривать дела, в которых затрагивались интересы короля, т.е. из их ведения изымалась уголовная юрисдикция. Решения сеньориальных судов могли быть обжалованы у королевских разъездных судей, заинтересованных в судебных штрафах и пошлинах.

Военная реформа выражалась в создании при короле наемного войска, а в городах – милиции. Рыцарям разрешалось откупаться от службы в королевском ополчении.

Результатом денежной реформы стало хождение в пределах королевского домена только королевской золотой и серебряной монеты. На остальной территории наряду с королевской монетой сохранялись и местные денежные знаки, но при условии их эквивалента королевской. Вскоре во Франции утвердилась единая государственная денежная система, что способствовало развитию товарно-денежных отношений.

Реформы Людовика IX Святого отражали специфику централизации страны, которая выражалась в активности королевской власти, претендующей представлять «общие интересы». Деятельность королевского суда в качестве высшей судебной инстанции и правотворчество королевской власти являлись важным средством достижения этих притязаний и способствовали, в частности, унификации права и укреплению аппарата королевской власти. Королевская курия, представлявшая собой центральный орган власти, была разделена на две палаты – финансовую и судебную. Первая получила название Счетной палаты. Она следила за поступлениями в казну короля доходов с его домена, от вассалов, городов, духовенства. Судебная палата именовалась Парижским парламентом. Этот орган выполнял функцию высшего суда короля, рассматривал наиболее тяжелые преступления: убийство, незаконный захват земли, разбой, поджог, фальшивомонетничество, похищение женщин. Парламент являлся кассационной инстанцией для сеньориальных судов. Он охотно выносил решения о конфискации владений у противников короля и строптивых вассалов. Состоял он из профессиональных юристов – легистов (знатоков римского права), которые затевали сложные дела против всех, кто не желал добровольно отдавать свою землю короне. Они помогали королю советом и делом в борьбе за преодоление раздробленности. Королевский суд и администрация признавались за пределами владений монарха. Успешной была и внешняя политика Людовика IX. Короли Англии отказались от притязаний на утраченные во Франции земли, подписав в 1259 г. мирный договор в Париже.

Реформы Людовика IX (1226-1270 гг.) были направлены на повышение авторитета королевской власти и укрепление центральной администрации, ослабление политического, военного и финансового могущества крупных феодалов.

Реформы Людовика Святого включали

  • 1. административную реформу (разделение королевской курии на счетную и судебную (парламент) палаты, передача им финансовых и судебных функций);
  • 2. военную реформу (создание городской милиции, отрядов наемников);
  • 3. денежную реформу (выпуск монет с высоким содержанием драгоценного металла, получивших хождение по всей стране).

Реформа феодальной курии (административная) сопровождалась комплектованием состава палат слугами — министериалами короля и учеными-юристами (легистами). Министериалы и легисты активно выступали за укрепление королевской власти. Крупные феодалы отошли от повседневной работы в этих органах и созывались лишь на торжественные заседания.

Людовик IX поднял авторитет и значение королевского суда. В королевских судах были запрещены судебные поединки; было отменено правило, разрешавшее стороне, проигравшей дело, вызывать на поединок судью; вводилось право апелляции на решения низших судов и судов феодалов в высшую судебную инстанцию — судебную палату (парламент). Все это ограничивало судебную власть феодалов над населением своих владений. сеньориальный монархия франция абсолютизм

Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. был создан специальный судебный орган — парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов . Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать

В результате военной реформы король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые «40 дней короля». В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

В ходе денежной реформы ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов.

Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

Процесс феодализации во Франции привел к разрушению государственного единства, распылению политической власти в обществе, когда феодальная иерархия заменила собой прежние государственные институты. Государственно-правовой порядок уступил место частноправовому. Теперь уже не было ни государственной налоговой системы, ни государственной военной службы, ни государственного суда. Все стало частным, сеньориальным. Франция оказалась раздроблена более, чем другие страны, она представляла собой настоящий конгломерат феодальных владений. Предполагают, что в X в., в период наивысшего раздробления, в стране насчитывалось не менее 10 тысяч феодов. Однако над мелкими владениями господствовали крупные владения, менее сильные сеньоры были подчинены более могущественным, обычно носившим титулы герцогов и графов. Таких крупных сеньорий, по подсчетам историка Ф. Гизо, к концу X в. во Франции сложилось 55.
В дальнейшем идет процесс их внутренней консолидации, каждая из них превращается, по сути, в самостоятельное государство. Этот процесс завершился в XII в., когда крупных сеньорий осталось около 40. Каждый сеньор, правивший в них, прибавлял к своему титулу наименование данной области (герцог Бургундский, граф Прованский, граф Анжу и т.д.). Таким путем складываются провинции, сохранившие свое значение и после объединения страны королями. В результате государство во Франции приобрело черты сеньориальной монархии. Сеньориальная монархия – это форма государства, основанная на системе вассально-ленных отношений. Она предполагает разделение государственной власти между монархом и его вассалами, установление частноправового порядка управления и суда, раздробление страны на отдельные сеньории. Особое положение среди сеньоров Франции занимал сам король.

Королевская власть при сеньориальной монархии. Формально король считался верховным собственником земли во Франции. Фактически же под его контролем находилась лишь земля, входившая в состав королевского домена. Королевский домéн – территория, в отношении которой король лично осуществлял свои сеньориальные права. Домен не составлял единой территории, к нему принадлежали разрозненные владения, например, часть города или отдельно стоящая башня.
В отношении разных частей домена монарх пользовался разными правами. В отношении одних ему принадлежал весь комплекс сеньориальных прав, в отношении других только право суда, которое обычно было определяющим при отнесении той или иной территории к домену. При первых королях новой династии Капетингов (987–1328), сменившей Каролингов во Франции, домен монарха был небольшим. Он обымал пространство между реками Сеной и Луарой (между Парижем и Орлеаном). Король не был самым крупным землевладельцем. Поэтому династия, основанная выборным королем Гуго Капетом, испытывала сильную конкуренцию со стороны других могущественных сеньоров королевства. Чтобы не потерять власть, Капетинги проводили избрание и помазание на царство своих преемников еще при жизни правящего короля. Это позволило сохранить династию на престоле, а позднее утвердить и наследственный принцип передачи власти. Со времени Капетингов церемония помазания стала проводиться в Реймсе священным елеем, которым был помазан при крещении Хлодвиг I. Только такая церемония сообщала монарху необходимые сакральные права. Как и Каролинги, Капетинги долгое время не имели постоянной резиденции и разъезжали по стране, эксплуатируя свое право постоя. Только при Филиппе II Августе (1180–1223) столицей королевства становится Париж.

Время от времени, без особого порядка короли созывали собрания под названием Генеральная курия (или Королевская курия – Curia Regis). На это собрание приглашались вассалы короля и епископы одной какой-то области или со всего королевства, в курии присутствовали министериалы монарха. Курия не была в полной мере представительным собранием высших сословий: право ее созыва принадлежало исключительно королю, он и определял ее состав. В эпоху сеньориальной монархии Генеральная курия являлась высшим административным и судебным органом королевства.

Центральное управление королевским доменом осуществлялось ведомствами Дворца (Hôtel) и министериалами. По данным XIII в. Дворец состоял из шести ведомств: хлебного, винного, кухонного, плодового, конюшенного и так называемой палаты (chambre). Пять первых ведомств имели в основном придворное и хозяйственное значение, палата имела и определенное политическое. Здесь содержались драгоценности и одежда монарха, хранились королевские архивы. При палате состояли шамбелланы – камергеры. Самыми влиятельными среди министериалов Дворца были сенешал, коннетабль, бутикуларий и камерарий. Наиболее важной фигурой был сенешал. Он управлял Дворцом, командовал армией, обладал судебными полномочиями, ведал местным управлением домена. Опасаясь узурпации собственной власти сенешалами, короли перестали замещать эту должность. Первым это сделал Филипп II Август в 1191 г. В дальнейшем должность не была официально упразднена (она упоминается в документах даже в начале XIV в.), но оставалась без замещения. Коннетабль являлся начальником конницы, в подчинении у него находился маршал (или маршалы). Бутикуларий (бутейé) – кравчий, который отвечал за поставки вина к королевскому двору и ведал всеми виноградниками королевского домена. Камерарий (шамбриé) имел в своем попечении королевскую казну. Со временем наряду с этими главными министериалами стала выделяться еще одна должность – канцлера. Канцлер являлся хранителем королевской печати, в его ведении находилось королевское делопроизводство, составление актов и распоряжений монарха.
К канцлеру перешло руководство королевской юстицией после отмены назначений сенешалов. Впрочем, в отдельные периоды XIII – начала XIV вв. эта должность также оставалась без замещения, канцлера на время заменил хранитель печати, лицо меньшего ранга.

Местное управление в домене осуществлялось через особых должностных лиц, называемых превó. Должность прево появилась в XI в. и была наделена широкими полномочиями: прево осуществлял судопроизводство, собирал подати, созывал феодальное ополчение. В его подчинении находился особый округ – превотаж. Особенность данной должности в том, что она отдавалась на откуп. Сумма откупа соответствовала доходам от превотажа и устанавливалась на торгах. Откупщик-прево, стремясь затем восполнить внесенную сумму, мог эксплуатировать право взимания податей и других сборов в свою пользу. Полученные в результате доходы могли превосходить сумму откупа. Таким образом, прево был агентом королевской власти и одновременно преследовал свои частные интересы, не всегда совпадавшие с интересами короля.

Крупные сеньории Франции копировали в меньшем объеме устройство самого королевства. Сеньоры имели свои сеньориальные домены, передавая остальную часть владений вассалам.
В доменах управление осуществлялось посредством сеньориальных курий, личных слуг и прево подобно королевскому домену.

Юстиция. Средневековое правосудие требовало, чтобы все свободные лица были судимы судом равных себе, т.е. своих пэров (pair – «равный»). По этому принципу вассалов короля должны были судить другие вассалы, горожан – горожане, крестьян – крестьяне. На практике это правило соблюдалось часто только в отношении дворян. Сеньоры вмешивались в осуществление суда над горожанами и безраздельно судили своих крестьян. Для самих сеньоров был предусмотрен суд в Королевской курии. В 1216 г. впервые появился приговор Королевской курии, в котором значились шесть пэров Франции. Позже их число возросло до 12 человек (6 духовных и 6 светских, крупных епископов, герцогов и графов). В XIII в. они еще не занимали какого-то особого положения по сравнению с другими членами курии. Особый статус пэров Франции установится позднее. Высшие сеньоры королевства могли быть осуждены только с их участием. Феодальное судопроизводство допускало наличие разных уровней юрисдикции. Во Франции поэтому возникли высшая и низшая юстиция (haute justice и basse justice). Высшей юстиции принадлежало право взимания штрафа в 60 су и выше (су – счетная единица: 1 су = 12 серебряным денье). Это было главное отличие от низшей юстиции. Высшей юстиции также принадлежало право вынесения смертного приговора и одновременно конфискации имущества осужденного. Низшая юстиция тоже обладала таким правом, но только по делам о разбоях. Во Франции высшая юстиция необязательно находилась в руках крупных сеньоров. Как свидетельствовал видный юрист XIII в. Ф. де Бомануар, все вассалы графа Клермонского имели в своих землях право высшего суда. Так что четкого распределения судебных полномочий между сеньорами и вассалами не существовало. В целом суд не был отделен от администрации. Королевская курия в центре и прево на местах одновременно были и органами администрации, и органами суда. Аналогично им существовали органы управления и суда в крупных сеньориях (сеньориальные курии и прево).

Государственные реформы конца XII–XIII вв. В этот период во Франции произошли важные перемены. Население страны устало от феодальных войн и анархии. Против феодального произвола выступила основная часть жителей страны: духовенство, горожане, крестьяне. Они поддержали королевскую власть в борьбе за объединение Франции. Большую роль в укреплении монархии сыграли крестовые походы на Восток (в период 1096–1270 гг.). Они удалили из Франции массу голодного и неимущего населения, а также могущественных сеньоров, некоторые из них так и не вернулись обратно. Походы стали хорошим источником дохода для королевской казны. Наконец, они консолидировали французов в единую национальную силу. При Филиппе II Августе окрепшая королевская власть переходит в наступление на земли крупных феодалов. Королевский домен значительно расширяется на западе и юге страны. Это потребовало внести изменения в систему местного управления. Для установления контроля над деятельностью прево в 1190 г. был учрежден институт бальú. Первоначально так назывался советник Королевской курии, который направлялся монархом контролировать прево. Он наделялся и контрольными, и судебными функциями. Бальи каждый месяц должен был проводить судебное заседание для расссмотрения жалоб и взыскания штрафов в пользу короля. Он же следил за правильным сбором налогов. Обвиняя прево в нарушениях, бальи не мог своей властью отстранить его от должности без согласия короля, кроме важных случаев (например, измены или убийства). Бальи были подотчетны верховной власти и должны были регулярно приезжать в Париж для отчета перед курией (для этого проводилось три сессии курии ежегодно). Постепенно бальи превратился в постоянного местного чиновника, в подчинении которого находился особый округ – бальяж. С 30-х годов XIII в. бальяжи получают строго определенные границы и названия по местности. В состав бальяжа входило несколько превотажей, прево были подчинены власти бальи. В 1226 г. при сыне Филиппа II Людовике VIII аналогично бальи были введены должности сенешалов на юге Франции. Часть сенешалов была старого феодального типа: сенешал приносил оммаж королю за свое сенешальство как его вассал. Другие сенешалы являлись королевскими чиновниками, как и бальи. В отличие от последних они были более независимы от центра и не должны были регулярно ездить в столицу и отчитываться перед Королевской курией.

Внук Филиппа Августа Людовик IX (1226–1270), за свое благочестие канонизированный и получивший прозвище Святой, продолжил политику реформ. В его правление оформляются органы центральной власти. Из периодически созываемого собрания королевских вассалов, епископов и министериалов Королевская курия превратилась в постоянно действующее учреждение. Из нее постепенно выделились самостоятельные органы власти: Королевский совет, Парижский парламент и Счетная палата.

Королевский совет – постоянный совещательный орган при монархе, в котором обсуждались и принимались важные политические решения. Состав Совета не был точно определен. В него обычно входили высшие духовные и светские особы, должностные лица из королевского окружения.

Парижский парламент – высший королевский суд. (Слово «парламент» происходит от фр. parler – «говорить»; parlement – «говорение, беседа»). В XIII в. так стали обозначать судебные сессии Королевской курии, проводившиеся 3–4 раза в год. С 1260 г. заседания курии по судебным делам начали проходить отдельно от заседаний по финансовым вопросам. Это положило начало существованию Парижского парламента как самостоятельного судебного органа. В 1278 г. при Филиппе III был издан первый королевский ордонанс об организации парламента. Состав парламента включал в себя около 100 человек, в том числе президентов, советников, а также 12 пэров Франции, вершивших суд над знатными лицами. Кроме того, в работе суда принимали участие прокуроры, адвокаты, судебные исполнители и секретари. Первоначально прокуроры (или прокураторы) могли представлять не только интересы исключительно короля. Они могли быть представителями интересов частных лиц на суде, например, духовных или светских сеньоров либо даже целых коллективов – общин и коммун. В первой инстанции парламент мог рассматривать дела об «оскорблении величества» (lèse majesté), куда включались дела о посягательствах на прерогативы и интересы монарха и его чиновников (они рассматривались во время исполнения служебных обязанностей как «часть тела короля»); дела о так называемых «королевских случаях», к которым относились все дела, имевшие какую-либо значимость в общественной жизни (о фальшиво-монетничестве, поджогах, умыкании женщин и других преступлениях; перечень таких деяний не был точно фиксирован и постоянно расширялся). Вообще же во Франции действовала практика «удержанного правосудия» (justice retenue), основанная на том, что теоретически вся полнота власти принадлежала королю, а любая другая юрисдикция только делегирована монархом. Поэтому в принципе король мог принять к своему рассмотрению любое заинтересовавшее его дело, так что компетенция Парижского парламента не была четко определена. Парламент выступал и в качестве высшей апелляционной инстанции для всего королевства. В него могли обращаться с жалобами также с территорий, еще не присоединенных к королевскому домену. До Людовика IX средством кассации судебного решения были поединки с судьей: недовольная решением судьи сторона могла вызвать его на дуэль, поражение судьи в поединке автоматически отменяло его приговор. В 1258 г. Людовик Святой запретил судебные поединки во Франции, поэтому для обжалования судебного решения следовало обращаться в парламент короля. Король вообще стремился к ограничению судебной власти своих вассалов и желал подчинить их своей юрисдикции. В том же 1258 г.
в королевском домене была запрещена частная война между вассалами монарха, а вне пределов домена было установлено правило «40 дней короля». В течение этого срока феодалы должны были обратиться в королевский суд за разрешением возникшего спора. Если королевский суд за это время не сможет разрешить конфликт, по истечении его могла начаться война. Для соблюдения этого порядка во все регионы страны были направлены королевские судьи. В их исключительное ведение была передана «высшая юстиция» на местах.

Счетная палата(или Палата счетов) – финансовое ведомство. В его ведении находились сбор налоговых поступлений и контроль над расходованием бюджета, отчасти палате принадлежала и судебные полномочия в том, что касалось финансов королевской казны. Окончательно в самостоятельное ведомство Палата счетов оформилась позже, в 1320 г.

Чиновники, служившие в центральном аппарате власти, особенно в судебном, набирались из лиц, обучавшихся в университетах, где изучали римское право. Отсюда характерное их название легисты (от лат. leges – «законы»). Легисты часто происходили из среды простых горожан, своим возвышением они были обязаны только королю и преданно служили монарху.

Местное управление при Людовике IX не претерпело существенных изменений. В 1247 г. король учредил институт ревизоров (следователей). Они должны были объезжать территории государства и принимать жалобы на произвол местных чиновников. С 1254 г. такие ревизии были сделаны ежегодными. В качестве ревизоров действовали поначалу монахи-францисканцы, затем в помощь им стали назначаться советники Королевской курии. По результатам ревизий в 1254 и 1256 гг. были изданы законы, ограничившие власть местных должностных лиц. Отныне бальи и сенешалы не могли приобретать земли и жениться в своем округе, они не могли взимать налогов, не предусмотренных кутюмами, вымогать деньги или принимать подарки. При отставке с должности бальи должен был еще 50 дней оставаться на своем посту, чтобы пострадавшие могли взыскать с него убытки. После смерти Людовика IX ревизорская практика сохранилась, но сильно изменила свою направленность: главной целью самих ревизоров стало вымогательство денег.

При Людовике Святом была проведена также денежная реформа. Во Франции до этого не было единой денежной системы: все крупные сеньоры обладали правом чеканки своей монеты.
В 1262 г. был установлен новый принцип денежного обращения: «Монеты каждого сеньора обращаются только в его владениях. Монеты короля имеют хождение по всему королевству». Нововведение было дополнено выпуском полновесных золотых и серебряных королевских монет, которые стали охотно приниматься за пределами королевского домена. Так был сделан важный шаг к созданию единой денежной системы во Франции.

В целях ослабления власти феодалов король провел и военную реформу. Были организованы войска на основе найма и созданы отряды городской милиции на местах. Реформа придала бóльшую самостоятельность королевской власти в военной сфере, но роль феодального ополчения была по-прежнему велика.

В IX-XI веках феодал. ьные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю класса феодалов исчезает свободное крестьянское земледелие. К XI в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящая не только из сеньоров и вассалов, но и содержащая в себе подвассалов разных уровней (аррьер-вассалов).

На самом низу феодальной пирамиды находились мелкие феодалы-рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к «своим” крестьянам.

На вершине феодальной лестницы стоял король, однако, многие крупные феодалы- герцоги и графы- считали себя равными королю (пэрами) и часто фактически не признавали своих вассальных обязанностей.С середины XII века в связи с начавшимся экономическим подъемом и ростом числа городов, являвшимися естественными союзниками королевской власти, короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране.

С XII века практически прекращается процесс дробления феодальных владений. Феодальные поместья окончательно принимают характер родовых владений. Доступ в класс феодалов новых лиц становиться ограниченным. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Таким образом, к XII веку складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия — дворянства.

В IX-XI веке происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращаются в сервов, находившихся в личной наследственной зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли целый ряд повинностей, выплачивали значительное число податей и платежей.

Другая группа феодально-зависимых крестьян составляли вилланы.

Они считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу. Вилланы выплачивали сеньору оброк (талью), но тяжесть его была меньшей, чем у сервов.В XI-XII веках в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус — городское население.

Города путем вооруженной войны или откупа добивались освобождения от сеньориальной власти и предоставления им специальных грамот вольностей. Городская жизнь носила сословно-корпоративный характер (купеческие и ремесленные корпорации).В IX-XII веках в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой феодальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Более того, она уже стала определенной помехой крупным феодалам, так как она пыталась ограничивать их власть. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных”.

Фактическая власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с собственными непокорными вассалами, пресекая их попытки сбросить обязанности вассалитета и обрести независимость. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным феодалам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани).

Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может рассматриваться как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была распределена между королем и феодалами различного ранга, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Становление сеньориальной монархии (IX-XI) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны и ослабление ее внешнеполитического положения.В IX-XI веках во Франции король избирался верхушкой светских и духовных феодалов.В XII веке учреждается порядок передачи трона по наследству. Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии.

Он считался главой французского войска, издавал законы, осуществлял суд. Но при первых Капетингах издание капитуляриев (королевских законов) практически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. Например, на короля возлагались обязанность «защищать королевство и церковь”, а также обязанность «поддержания мира” в стране, но король просто-напросто не имел возможностей для исполнения сих обязанностей. А судебные функции король осуществлял только в пределах своего домена.Начало усиления королевской власти во Франции приходится на ХII век. Именно к этому времени относится борьба Капетингов в пределах королевского домена с крупными феодалами, желавшими сохранить там свою политическую независимость.

Опорой королевской власти в этой борьбе были мелкие и средние дворяне, охотно поддерживавшие централизаторские усилия короля в условиях острых классовых противоречий во Франции. «Объединение более обширных областей в феодальные королевства, — писали Маркс и Энгельс о процессах охвативших всю Западную Европу, — являлось потребностью безземельного дворянства, так и для городов. Поэтому во главе организации господствующего класса -дворянства — стоял монарх.”Развитие церковного землевладения тоже пополняло рады феодалов.

В рамках католической церкви во Франции сложилась своя сложная иерархия, причем пользование имуществом зависело от того какую должность занимало то или иное духовное лицо.Между светскими и духовными феодалами, а также между феодальными землевладельцами разных рангов и ступеней существовали противоречия, которые нередко вели к вооруженным столкновениям. Но, несмотря на складывавшиеся внутрисословные разграничения, феодалы представляли собой правящую верхушку средневекового общества во Франции, которая, как единое целое противостояло и крестьянскому, и городскому населению. Ибо: «поп всегда шел рука об руку с феодалом”

В XIII веке признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы обязателен и для отсутствующих феодалов.

Расширяется и сфера судебной юрисдикции короля. Особое внимание следует обратить на устройство органов центральной власти.

В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центральной власти не имели строгой системы дифференциации. Управление, в основном, было основано на вассальных отношениях.

До конца XII века главную роль при дворе играл сенешаль (также сенешал).

Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. Сенешалей избирали из наиболее знатных и могущественных семей Франции. В некоторых источниках должность сенешаля приравнивают к должности визиря в восточных странах. Со временем должность сенешаля приобрела такую силу и могущество, что король Филипп II Август оставил её свободной, после этого она прекратила свое существование.

Коннетабль — глава королевской конницы, учрежденной самим Карлом Мартеллом, второй (в военных делах) после сенешаля. После него следовал маршал, а с XIII века королевский адмирал (с развитием флота, и соответственно, его военного значения).

Королевский казначей — чиновник, ведавший государственными архивами и королевской казной. С XIII века с передачей государственной казны в руки ордена тамплиеров его полномочия существенно сократились.

Канцлер — чиновник, руководивший королевской канцелярией, редактировавший королевские акты, представлявший их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Его влияние на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII веке (с Людовика IХ) этот пост длительное время не замещался.

Министериалы первоначально были выходцами из светских феодалов королевского домена и священников. В XIII веке в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также легисты (юристы).

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов — курии короля, возникновение которой также относится к эпохе правления Каролингов.

При первых Капетингах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на её заседания. Вначале в неё участвовали лишь непосредственные вассалы короля, которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, судебного характера. На одобрение курий предоставлялись законодательные акты короля.Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, то есть там, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления.

С середины XI века король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа — преводства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах майоры. Прево занимался в основном сбором средств на нужды государства, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела. С конца XII века возникают более крупные административные единицы — бальяжи, объединявшие несколько преводств. Во главе дальяжа стоял назначаемый королем чиновник — балья. На пограничных территориях создавались сенешальства, куда из числа местных феодалов назначались чиновники — сенешали. Бальи и сенешали в XII веке осуществляли правосудие от имени короля.

Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226-1270):

  • 1.Военная реформа. Создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король стал меньше зависеть от феодального ополчения, более эффективно стал использовать вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.
  • 2 Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, то есть разрешение споров между феодалами путем вооруженной борьбы. Соперничающие стороны обязаны обращаться в королевский суд. Из королевской курии выделилась особая палата — Парижский парламент, который собирался 4 раза в год, ставший верховным судом во Франции, состоявший в основном из профессиональных юристов.
  • 3.Финансовая реформа. Людовика IX ввел на территории домена единую королевскую монету, имевшую право обращения на остальной части страны наряду с местными монетами. Затем она постепенно вытеснила местную валюту.

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII веке изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

Особое внимание следует обратить на правовое положение основных групп населения. Развитие феодальной собственности на землю и сложной системы вассалитета тесно связано со становлением господствующего класса — феодалов. Крупные феодалы руководствовались принципом «чем больше, тем лучше”, и поступали соответственно: в своей собственности они удерживали лишь небольшое количество земли, составляющие его родовое поместье, остальное же они раздавали вассалам.

Отношения между вассалом и сеньором строились на основе договора, однако, стороны не занимали одинакового правового положения. Договор вассалитета содержал строгую систему иерархий и зависимостей, то есть получатель земельного надела (вассал) признавал верховенство сеньора. Договор заключался публично, с большой помпезностью и с помощью тщательно разработанных обрядов.

В вассальных договорах строго закреплялись обязанности сторон, заключавших договор.

Например, сеньор обязывался обеспечивать безопасность и защиту вассалу и переданного ему участка земли, а вассал должен был нести определенную, прежде всего, воинскую повинность, срок несения повинности, как правило, был не более 40 дней в год. Также вассал обязан был участвовать в судебных разбирательствах своего сеньора. Кроме того, «предполагалось” что вассал должен выплачивать выкуп за сеньора, дарить подарки при посвящении старшего сына сеньора в рыцари, при выходе замуж старшей дочери сеньора и т.д

Первоначально вассальные договоры считались на срок жизни сторон и носили персональный характер. Затем обязанности и земля начали передаваться по наследству. Таким образом, феод начал утверждаться как основная форма земельной собственности уже к XI веку.

Договор вассалитета мог прекращать свое действие, если вассал не выполнял своих обязательств и нарушал клятву верности сеньору. Однако из-за того, что юридический механизм разрешения споров в суде сеньора был недостаточно эффективен, и крупные вассалы, обладавшие собственной военной силой, просто-напросто не подчинялись решениям суда. Это приводило к многочисленным распрям и военным конфликтам между феодалами.

О положении крестьян надо заметить отдельно. Зависимые крестьяне делились на две основные группы: сервы и вилланы. Еще в IX-XI веках происходит окончательное формирование класса феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство крестьян превращается в сервов, правовой статус которых был в определенной степени был унаследован от рабства. Сервы платили шеваж (подушная подать), ежегодный оброк, выполняли барщину.Однако личная зависимость сервов не привела к превращению их (сервов) в крепостных людей. Объем их повинностей, как правило, регулировался правовыми обычаями.

Серв мог продать свой надел или просто уйти от сеньора, так как во Франции не было общегосударственного сыска беглых крестьян. Вилланы считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору талью (оброк), размер которого также фиксировался обычаем, но был более легким, чем у сервов.

До XII века вилланы уплачивали и шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору. Как и все сельские жители, они должны были получать у сеньора (выкупать за плату) формарьяж — разрешение на женитьбу. С XII века большая часть вилланов освобождается от этой обязанности, просто внеся единовременную выкупную плату. В это же время начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству.

Все крестьянское население было обязано соблюдать феодальные монополии земельных собственников (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и т.д. Освободиться от этой обязанности крестьянин мог только отдавая часть своей продукции сеньору.

Добавить комментарий