Системообразующий фактор

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCE

УДК 34.347.1

О ПОНЯТИИ «ОТРАСЛЬ ПРАВА»

И СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКАХ ОТРАСЛИ ПРАВА

Л.В. Зарапина

Аннотация. Статья посвящена анализу дискуссии о понятии отрасли права, различных мнениях ученых-цивилистов о признаках, в соответствии с которыми происходит деление права на отрасли, о формировании новых отраслей российского права, о комплексных институтах права, о необходимости выработки единых критериев понятия «отрасли права» и смежных с ним понятий, в связи с чем анализируются названия паспортов научных специальностей по юриспруденции.

Ключевые слова: отрасль права, институт права, комплексный институт права, признаки отрасли права, предмет отрасли права, метод отрасли права, научная специальность, паспорт научной специальности.

ABOUT THE CONCEPT OF «BRANCH OF LAW» AND SYSTEMIC SIGNS OF LAW

L.V. Zarapina

Дискуссия о признаках отрасли права, о критериях деления на отрасли, подотрасли и институты права в последнее время находит отражение в научных статьях различных авторов на страницах научных журналов. Одни авторы, чья точка зрения достаточно консервативна, считают, что нет необходимости признавать новые отрасли

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

права самостоятельными юридическим отраслями — конструкциями. Они считают, что новые отрасли права — ни что иное, как комплексные институты права, правовые образования, что так можно раздуть количество отраслей права до сверхизбыточных размеров и даже пытаются сосчитать их. Как считает А.А. Головина, возникновение большого количества отраслей права является «неблагоприятной тенденцией для целостного, системного развития правовой науки и юридической практики, способствует «размыванию» системы права (через механизмы влияния правовой науки и практики на правотворчество), приводит к утрате четких границ между понятиями отрасли права, подотрасли права и института права» .

Другие авторы считают, что нет ничего предосудительного в появлении новых отраслей права, что правовая наука должна развиваться, поэтому считают возникновение новых отраслей права логичным и вытекающим из современных реалий и изменений социальной, политической и экономической обстановки в обществе и государстве.

Сформулированные еще в прошлом веке теоретические положения об отрасли права должны были бы положить конец бесконечным спорам, однако перемены, произошедшие в России, изменившие типологию государства и права, стали толчком к изменению и трансформации существующих представлений об отрасли права.

В науке и практике произошло фактическое отождествление отрасли права с отраслью законодательства, тем самым вызвав массовое «рождение» новых «отраслей права». Сегодня в российской правовой литературе все чаще звучат споры об их самостоятельности и полноценности. Введение в правовой оборот термина «комплексная отрасль права», характеризующего новые «отрасли права», с одной стороны, объясняет необходимость и возможность их существования, но с другой стороны, проблему не решает. Изменением терминологии и понятийного аппарата проблему не решить.

Возник и набирает обороты комплекс дискуссионных вопросов и теорий, составляющих суть учения об отрасли права как элементе системы права.

Появление новой отрасли права возможно лишь там, где можно создать общие положения, отражающие общие принципы и методы регулирования для всех норм. Если это невозможно, то нельзя говорить о наличии самостоятельной отрасли права.

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Отрасль права представляется как «составная, организационно обособленная и неотъемлемая часть (ветвь) общего правового массива, действующего в государстве, типовой элемент системы права, выражающий его сущность на соответствующем этапе развития, обладающий общеправовыми, индивидуальными признаками и предназначенный для методически обособленного урегулирования определенной сферы (блока) общественных отношений» . Однако считаем данное определение перегруженным терминами и не отражающим сущность понятия отрасли права.

Системообразующим фактором классификации отраслей права в российском праве традиционно является деление права на публичное и частное. Публичное право и частное право — это не отрасли права, это правовые сферы, в которых располагаются основные отрасли права. Традиционно главными критериями разграничения отраслей в структуре права являются предмет и метод правового регулирования: императивный метод власти-подчинения для публичных отраслей, диспозитивный метод равенства участников отношений (при котором отношения горизонтальны) — для частноправовых отраслей.

Некоторые авторы, разрабатывая и предлагая новые отрасли права, предлагают в обоснование своих позиций и свои новые методы правового регулирования (метод гарантий для избирательного права, метод социальной алиментации для права социального обеспечения, метод экологизации для экологического права и т.д.). Причем эти новые отрасли права предлагаются, как правило, как предложения, выносимые на защиту в кандидатских и докторских диссертациях, с предварительной их публикацией в научных журналах. И уважаемые члены диссертационных советов утверждают эти положения.

Более того, в последнее время изменились названия паспортов научных специальностей: так, специальность 12.00.07 ранее называлась криминология, а теперь это корпоративное и энергетическое право, в названии специальности 12.00.06 появилось земельное право, а в специальности 12.00.02 — конституционный судебный процесс. Уже является признанным существование информационного права (ныне специальность 12.00.13). В настоящее время помимо основных теоретических (12.00.01): Теория государства и права; история учений о государстве и праве, в паспорта научных специ-

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

альностей по юриспруденции внесено 30 названий различных отраслей права, что более тех 10, которые были признаны в советское время: государственное, административное, бюджетно-финансовое, гражданское, трудовое, земельное, колхозное, семейное, уголовное и судебное право.

Названия некоторых паспортов научных специальностей помимо названий отрасли права имеют указание на направление сферы деятельности — прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность, судебно-экспертная деятельность — что позволяет расширительно толковать данные названия научных специальностей. В рамках данных научных специальностей предлагаются и обосновываются иные самостоятельные отрасли права, такие как деликтно-наказательное право, оперативно-розыскное право, полицейское право, прокурорское право, ювенальное право и другие.

Таким образом, жизнь меняет устоявшиеся взгляды, и признавая наличие новых научных специальностей, признается и большее количество отраслей права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно сомневаемся в логичности и обоснованности таких позиций, так как предлагаемые методы являются индивидуальными для новых и отдельных отраслей права, выделение которых в самостоятельные пытаются обосновать их авторы.

Необходимо обосновать и выделить такие признаки и критерии системообразования, которые были бы едиными для различных отраслей права, отражали бы единые признаки и по поводу которых не было бы сомнений и дискуссий. Ныне существующие критерии выделения отрасли правы с точки зрения предмета и метода правового регулирования в отечественной правовой науке неоднократно подвергались сомнению различными авторами.

Более того, некоторые авторы предлагают заменить понятие «отрасли права» на понятие «ветвь права», поскольку обесценено (девальвировано) понятие «отрасли права», причем настолько, что им затруднительно или вообще невозможно пользоваться ни в научных, ни в практических, ни в учебных целях .

Представляется, что у каждого ученого может быть собственное видение возникающих проблем, и можно их отвергать, критиковать, подвергать сомнению, от чего толку не будет. Смысл дискуссий и споров состоит в том, чтобы, высказав свою точку зре-

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ния, участники дискуссии смогли сформулировать единую концепцию, учитывающую мнения большинства ученых. На сегодняшний день сформулировать единую точку зрения пока не получается. Предложение о введении в науку новых отраслей права идет как правило не от ученых, занимающихся наукой теории государства и права, а от ученых специальных иных отраслей права, которые пытаются ввести и доказать право на существование новых отраслей права.

Формирование единых научных понятий о системе права, отрасли права, институтах права, системе законодательства является одной из насущных задач современной науки и, прежде всего, науки теории государства и права.

Имеющиеся противоречия в науке теории государства и права негативно влияют на ее способность служить теоретической основой для отраслевых юридических наук.

Формирование и появление новых отраслей права было, есть, будет и должно быть. Это объективный процесс развития системы права .

Потому считаем, что пока не будет сформировано единых критериев и системообразующих признаков понятия «отрасли права» и связанных с ним смежных понятий, правоведы будут спорить, высказывать совершенно противоположные точки зрения и вести дискуссии. Каждый при этом останется при своем мнении.

Библиографический список

2. ЗарапинаЛ.В. Формирование транспортного права в России: историко-правовое исследование. М., 2015.

3. Курдюк Г.П. Отрасль права как элемент системы права (Теоретико-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.

4. Мозолин В.П. Система российского права: доклад на всероссийской конференции 14 ноября 2001 г. // Государство и право. 2003. № 1.

Л.В. Зарапина

кандидат юридических наук, доцент заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: Zarapina.L@mfua.ru

Стр 1 из 3

Земфиры Галимзяновны

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………

ПОНЯТИЯ «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД” И «СИСТЕМА”…………………………………….

СИСТЕМООБРАЗУЩИЕ ФАКТОРЫ…………………………………………………………………

Внешние системообразующие факторы………………………………………………………….

Внутренние ситемообразующие факторы……………………………………………………….

Искусственные СИТЕМООБРАЗУЮЩИЕ факторы…………………………………………

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ…………………………………………………………………..

Возникновение……………………………………………………………………………………………….

Становление системы…………………………………………………………………………………….

Система как целое………………………………………………………………………………………….

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………

МИР В СВЕТЕ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ…………………………………………

Системность неорганической природы…………………………………………………………

Системность живой природы………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………….

Введение

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. С другой стороны, рост знания порождает трудности его освоения, обнаруживает неэффективность ряда методов используемых в науке и практике. Кроме того, проникновение в глубины Вселенной и субатомный мир, качественно отличный от мира соизмеримого с уже устоявшимися понятиями и представлениями, вызвало в сознании отдельных ученых сомнение во всеобщей фундаментальности законов существования и развития материи. Наконец, сам процесс познания, все более приобретающий форму преобразующей деятельности, обостряет вопрос о роли человека как субъекта в развитии природы, о сущности взаимодействия человека и природы, и в связи с этим, о выработке нового понимания законов развития природы и их действия.


Дело в том, что преобразующая деятельность человека изменяет условия развития естественных систем, и тем самым способствует возникновению новых законов, тенденций движения.

В ряду исследований в области методологии особое место занимает системный подход и в целом «системное движение”. Само системное движение дифференцировалось, разделялось на различные направления: общая теория систем, системный подход, системный анализ, философское осмысление системности мира.

Существует ряд аспектов внутри методологии системного исследования: онтологический (системен ли в своей сущности мир, в котором мы живем?); онтологически-гносеологический (системно ли наше знание и адекватна ли его системность системности мира?); гносеологический (системен ли процесс познания и есть ли пределы системному познанию мира?); практический (системна ли преобразующая деятельность человека?) .

Понятия «системный подход” и «система”

Что же понимается под «системным” познанием материи и ее свойств? Известно, что человек осваивает мир различными способами, Прежде всего он осваивает его чувственно, т.е. непосредственно воспринимая его через органы чувств . Характер такого познания, заключающийся в памяти и определяемый эмоциональным состоянием субъекта, является нам как целостным так и дробным — представляющим картину целиком или дробно, выделяя какие либо моменты. На основе эмоциональных состояний в человеке складывается представление об окружающем мире. Но чувственное восприятие есть свойство так же всех животных, а не только человека. Спецификой человека является более высокая ступень познания — рациональное познание, позволяющее обнаруживать и закреплять в памяти законы движения материи.

Рациональное познание системно. Оно состоит из последовательных мыслительных операций и формирует мыслительную систему, более или менее адекватную системе объективной реальности. Системна и практическая деятельность человека, причем уровень системности практики повышается с ростом знания и накопления опыта. Системность различных видов отражения и преобразования действительности человеком есть в конечном счете проявление всеобщей системности материи и ее свойств .

Системное познание и преобразование мира предполагает:

1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.

2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.

3. Выявление внешних связей системы, выделения из них главных .

4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.

5. Анализ диалектики структуры и функции системы.

6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Познание мира, а «научное познание” в частности, не может осуществляться хаотически, беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется определенным закономерностям . Эти закономерности познания определяются закономерностями развития и функционирования объективного мира.

С современной точки зрения системы классифицируются на целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее , чем связи элементов со средой, и суммативные, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой; органические и механические ; динамические и статические; «открытые” и «закрытые”; «самоорганизующиеся” и «неорганизованные” и т.д. Отсюда может возникнуть вопрос о неорганизованных системах, например — куча камней, правильнее сказать — совокупностях — являются ли они системами? Да, и этому можно привести доказательства исходя из следующих посылок:1) неорганизованные совокупности состоят из элементов; 2) эти элементы определенным образом между собой связаны; 3) эта связь объединяет элементы в совокупность определенной формы (куча, толпа и т.п.); 4) поскольку в такой совокупности существует связь между элементами, значит неизбежно проявление определенных закономерностей и, следовательно, наличие временного или пространственного порядка. Таким образом все совокупности являются системами, более того материя вообще проявляется в форме «систем”. Т.е. система есть форма существования материи .

Каково же тогда различие между понятиями «система” и «объект”, «вещь”, ведь казалось бы ничего различного. Однако система, являясь объектом, вещью и знанием, в тоже время выступает как нечто сложное ,взаимосвязанное, находящееся в самодвижении. Поэтому и категория «система”, будучи философской категорией, в отличие от понятий «объект”и «вещь”, отражает не что-то отдельное и неделимое, а противоречивое единство многого и единого .

Система, являясь конкретным видом реальности, находится в постоянном движении, в ней происходят многообразные изменения. Однако всегда имеется такое изменение, которое характеризует систему как ограниченное материальное единство, и выражается в определенной форме движения. По формам движения системы подразделяются на механические, физические, химические, биологические и социальные. Так как высшая форма движения включает в себя низшие, то системы помимо их специфических свойств имеют общие свойства, не зависящие от их природы. Эта общность свойств и позволяет определять понятием «система” самые разнородные совокупности .

Система ,как понятие, обладает двумя противоположными свойствами: отграниченностью и целостностью. «Отграниченность” — внешнее свойство системы, «целостность” — ее внутреннее свойство, приобретаемое в процессе развития. Система может быть отграниченной но не целостной (например: недостроенный дом) но чем более система выделена, отграничена от среды, тем более она внутренне целостна, индивидуальна, оригинальна .

Согласно вышесказанному можно дать определение «системы” как отграниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное существование конкретных отдельных взаимосвязанных совокупностей тел , и не содержащего специфических ограничений присущих частным системам. Данное определение характеризует систему как самодвижущуюся совокупность, так и взаимосвязь, взаимодействие, а оно и есть — движение.

Системообразущие факторы

Одной из важных проблем в определении системы является выяснение сущности тех сил, которые объединяют множество в одну систему. Действительно, как образуются, существуют, функционируют, развиваются системы, как они сохраняют свою целостность, структуру, форму, ту особенность, которая позволяет отличить одну систему от другой? Здесь просматриваются два направления поисков ответа:

Первое — естественнонаучное — заключается в том, что исследуются особенности, специфика, характер системообразующих факторов в каждой анализируемой системе (химики, например, выделяют различные типы связи в веществе: ковалентная, водородная, ионная и др.).

Другое направление характеризуется попытками выявить за спецификой, уникальностью, единичностью конкретных системообразующих факторов закономерность присущую всем системам без исключения, но проявляющаяся по разному в разноуровневых системах .

Существует несколько идей поиска главных факторов образования системы с философской точки зрения: П.К.Анохин выдвинул идею, что решающим и единственным фактором является результат функционирования системы, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют дальнейшее получение полноценного результата .

Встречается мнение, что системообразующим фактором является цель: элементы системы объединятся и функционируют ради определенной цели. Это приемлемо для живой природы и социальной жизни, но неприменимо к неживой природе, где целью является неизбежность существования. В то же время развитие, например, кристалла — направленно, ибо он принимает определенную форму, но это происходит не потому, что атомы заранее сориентированы для принятия формы кристалла, а в силу того, что существуют взаимодействия между атомами, выстраивающие их в нужном порядке .

Однако имеется и другое представление о системообразующих фактороах, включающее в себя следующие:

Внешние системообразующие факторы

Это факторы среды, которые способствуют возникновению и развитию систем. Они подразделяются на механические, физические, химические и пр. Указанные факторы действуют н а всех уровнях материи. Примером может быть — скопление людей существующее под влиянием климатических, политических, социальных или других условий; скопление и упорядочение атомов под влиянием какого либо поля (магнитного, теплового, гравитационного и пр.). Иначе говоря, системообразующие факторы, это такие силы, которые способствуют образованию системы, являются чуждыми для ее элементов, не обуславливаются и не вызываются внутренней необходимостью к объединению. Они не могут играть главную роль, они случайны, но являясь таковыми эти факторы могут быть внутренними и необходимыми в масштабе той системы, в которую рассматриваемая входит как элемент .

Одним из важных внешних системообразующих факторов является время, точнее не протяженная его часть, а часть называемая «будущее”. Будущее может выступать как цель объединения. Понятие «ради будущего” применимо к процессам создания любых систем . В основе сохранения систем лежит понятие «будущего”. Кроме того будущее влияет на развитие систем еще и тем, что его зачатки существовали в прошлом. Особенно эти категории («прошлое” и «будущее”) применимы к анализу социальных систем.

В общем выделение пространства и времени как внешних системообразующих факторов условно, т.к. все в мире находится в пространстве и во времени, однако каждая конкретная система имеет свои пространственно-временные характеристики, которые мы можем определить как внутренние, присущие только ей и отличные от пространства и времени другой системы.

Общепризнано, что каждая отрасль права — это целостное системное образование. Степень организации, логика построения нормативного материала отрасли права определяются системой отраслевых базовых понятий (категорий), юридических конструкций, отраслевых презумпций, фикций. Как справедливо отмечал С.С. Алексеев, «интеллектуальное единство отрасли» связано с тем, что отраслевые понятия, отраслевые конструкции образуют «единый, четко налаженный механизм, стройную во всех своих подразделениях согласованную систему, координированную в одних и субординированную в других образующих её составных частях»*(834). В этот правовой механизм в качестве связующих звеньев включаются также правовые презумпции и фикции.

«Социальное обеспечение» и «организационно-правовые формы социального обеспечения» как отраслевые базовые юридические конструкции (критический анализ). В каждой отрасли права существуют устоявшиеся конструкции, модели, выраженные в нормах права. Теория юридических конструкций была обоснована школой конструктивной юриспруденции, представителем которой являлся немецкий юрист Р. Иеринг*(835). В дореволюционной юридической науке Н.М. Коркунов по поводу роли юридических конструкций писал˸ «Если бы изучение права ограничивалось одним толкованием, то не только юристам каждого отдельного государства, но даже каждому новому поколению юристов одной и той же страны приходилось бы начинать дело изучать сызнова, т.к. законы меняются быстрее людских поколений. Между тем, несмотря на разнообразие и изменчивость права, в нем есть и постоянные, по крайней мере, более устойчивые элементы, не меняющиеся с каждой переменой законодательных определений»*(836). К таковым и относятся юридические конструкции*(837). Юридическая конструкция представляет собой некую идеальную модель, которая должна отражать структурное строение правоотношений, юридических фактов или их элементов, правонарушений*(838). В современной литературе А.Ф. Черданцев выделяет три аспекта понимания юридических конструкций˸ в качестве, во-первых, метода познания права, во-вторых, средства построения нормативного материала, в-третьих, средства толкования и установления значимых фактов в процессе реализации норм права*(839). Будучи выраженной в нормах права, юридические конструкции становятся нормативными. По этому поводу С.С. Алексеев отмечал, что «юридические конструкции представляют из себяспецифическое построение нормативного материала, соответствующее определенному типу или виду сложившихся правоотношений, юридических фактов, их связи между собой»*(840). Наука права социального обеспечения использует юридические конструкции как метод догматического исследования права. Она изучает, анализирует юридические конструкции, закрепленные в трудовом законодательстве, выявляет их несовершенные стороны и одновременно обосновывает новые, отвечающие современным реалиям. В тех случаях, когда применяемая в законодательстве юридическая конструкция не имеет необходимого теоретического обоснования, неизбежны её противоречивые толкования на практике.

Системообразующие факторы права социального обеспечения — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Системообразующие факторы права социального обеспечения» 2015, 2017-2018.

«Теория систем и системный анализ»

Ю. П. Сурмин

Оглавление
Глава 2: Понятие «система», «Категориальный аппарат системного подхода» Список использованной и рекомендуемой литературы

2.2. Системообразующие факторы

Понятие системообразующего фактора

Одна из важных проблем в определении системы — выяснение сущности сил, объединяющих множество в одну систему. Действительно, как образуются, существуют, функционируют, развиваются системы? Как они сохраняют свою целостность, структуру, форму, ту особенность, которая позволяет отличить одну систему от другой? Почему неупорядоченность, хаос превращаются в организованное образование? Для объяснения этого применяется специальный термин — «системообразующий фактор». Под ним понимается фактор, который формирует систему.

Идея системообразующего фактора волнует философов со времени возникновения философии до наших дней. Она зародилась уже в глубокой древности. Платон (428 или 427-348 до н. э.) представлял мир сотворенным творцом (демиургом), который придал ему душу. Последняя обеспечивает его порядок. При этом бестелесными сущностями всего сущего выступают идеи. У выдающегося энциклопедиста античного мира Аристотеля (384-322 до н. э.) фактором упорядочивания считается форма, которая представляется активным началом по отношению к материи. У Г. Гегеля (1770-1831) системообразующим свойством обладает противоречие, у К. Маркса (1818-1883) — необходимость, противоречие и т.п. В наше время наука находит все больше подтверждений того, что принцип системности — основополагающее свойство материи и сознания.

Системообразующий фактор, с одной стороны, представляется объективным явлением, ибо характеризует способность материи обретать и проявлять системность. Но, с другой стороны, он выступает средством для вычленения исследователем системы из среды, т. е. он — инструмент проверки того, есть ли то, что определяется им, системой. Таким образом, системообразующий фактор — это одно из проявлений активности материи в аспекте реализации ее способности формировать системы. Вместе с тем поиск системообразующих факторов отражает способность человеческого мозга видеть мир в системном измерении.

Проблема поиска системообразующих факторов является одной из главных проблем науки, поскольку, найдя фактор, мы находим систему. А это приводит к кардинальному росту познавательного эффекта. Достаточно вспомнить, например, о скачке в науке благодаря открытию Д.И. Менделеевым (1834-1907) периодического закона и построения периодической системы элементов. Системообразующим фактором периодической системы элементов выступает зависимость между атомным весом и свойствами элементов. Открытие позволило объединить все элементы в строгую периодическую систему, создало возможности не только описывать свойства имеющихся элементов, но предсказывать появление новых.

В науке просматриваются два направления поисков системообразующих факторов:

  1. естественнонаучное, заключается в том, что исследуются особенности, специфика, характер системообразующих факторов в каждой анализируемой системе. Химики, например, выделяют различные типы связи в веществе: ковалентная, водородная, ионная и др. Потом по этим видам факторов исследуют реальные явления. Каждая наука накопила значительный багаж знания тех факторов, которые образуют системы;
  2. характеризуется попытками выявить за спецификой, уникальностью, единичностью конкретных системообразующих факторов закономерность, присущую всем системам без исключения, но проявляющаяся по-разному в разноуровневых системах.

Существует несколько идей поиска главных факторов образования системы с философской точки зрения. Так, российский физиолог, основоположник теории функциональных систем Петр Кузьмич Анохин (1898-1974) выдвинул идею: решающий и единственный фактор — результат функционирования системы, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют дальнейшее получение полноценного результата. Согласно функциональной теории систем системообразующим фактором поведенческих актов признается доминирующая мотивация, формирующаяся на основе ведущей потребности организма. Речь идет о такой биологической мотивации, как голод, которая выступает в виде ведущей метаболической потребности.

Встречается мнение, что системообразующим фактором является цель, благодаря которой элементы системы объединяются и функционируют ради ее достижения. Это приемлемо для живой природы и социальной жизни. Здесь целевая системная организация нередко ведущая. В неживой природе, где цель — движение к состоянию равновесия, это менее четко выражено. Развитие, например кристалла, направленно, ибо он принимает определенную форму, но это происходит не потому, что атомы заранее сориентированы для принятия формы кристалла, а в силу того, что существуют взаимодействия между атомами, выстраивающие их в нужном порядке.

Системообразующим фактором является время, точнее не протяженная его часть, а та, которую мы называем будущее. Будущее может выступать целью объединения. Понятие «ради будущего» применимо к процессам создания любых систем. Будущее лежит и в основе их сохранения. Кроме того, будущее влияет на развитие систем еще и тем, что его зачатки существовали в прошлом. Особенно хорошо применимы эти категории к анализу социальных систем. Достаточно вспомнить, что в последние годы прошлого века и тысячелетия существенно активизировалось развитие многих стран и народов с целью войти в новый век и тысячелетие со значительными экономическими, политическими и социальными успехами. Появление новых целей укрепляет и развивает систему. Неопределенность же с будущим резко ухудшает развитие системы, которая утрачивает динамику, снижает интег-рированность, а также эффективность функционирования. Утрата будущего, по всей видимости, есть первейшее условие для аннигиляции системы.

Системообразующим фактором может быть и прошлое. Это хорошо видно на примере поставторитарных стран, в которых в условиях социально-экономического кризиса резко обострилась ностальгия по социалистическому прошлому. Она в немалой степени способствует формированию коммунистического движения, развитию различных форм социального протеста.

Настоящее время также системообразует объекты, соединяя и консолидируя для успешной и быстрой реализации их индивидуальных целей. Благодаря этому индивидуальное выживание объектов становится более успешным, ибо срабатывает синергетический эффект — эффект умножения результата от их функционирования, который оказывается больше суммы отдельных эффектов от элементов.

В общем, выделение пространства и времени как внешних системообразующих факторов условно (все в мире находится в пространстве и во времени), однако каждая конкретная система имеет свои пространственно-временные характеристики, которые мы можем определить как внутренние, присущие только ей и отличные от пространства и времени другой системы. Здесь наблюдается удивительное многообразие, например, временной детерминации, когда прошлое, настоящее и будущее формируют различные свои соотношения в системообразующих факторах систем. При этом одни системы предопределяются преимущественно прошлым, другие — настоящим, третьи — будущим, четвертые — всеми видами времени.

В качестве оснований классификации системообразующих факторов выделяем активность, способ проявления, положение по отношению к системе, аспекты системы, соответствие реальности и характер действия (табл. 3).

Основание классификации Фактор
Разновидность Характеристика
Активность Активный Активное формирующее проявление
Пассивный Пассивность, слабость воздействия
Способ проявления Открытый Проявляет себя открыто
Латентный Не проявляется внешне, отличается скрытостью
Положение по отношению к системе Внешний Находится во внешней по отношению к системе среде
Внутренний Находится внутри системы
Аспекты системы Целевой Выступает в виде целевых проявлений
Временной Представляется в качестве формирующего системы времени
Структурный Структурообразующее явление
Организационный Выступает в виде проявлений организованности
Функциональный Представляется в виде функций
Соответствие реальности Искусственный Носит искусственный, пробный характер
Естественный Свойственен природе реальных объектов
Характер действия Стабилизирующий или благоприятствования Воздействует стабилизирующе, чем обеспечивает формирование системы
Дестабилизирующий или угрозы Благодаря угрозе дестабилизации, гибели элементов обеспечивает их интеграцию в систему

Таблица 3 — Классификация системообразующих факторов

Если представить данную классификацию в виде дерева, уровнями которого представляются основания классификации, а ветви — конкретные разновидности, то получим детальные описания имеющихся системообразующих факторов.

Системообразующие факторы выполняют вполне определенные функции по отношению к системам:

  • выступают источником возникновения систем, ибо возникновение системообразующего фактора означает прекращение существования неупорядоченности, появление обостренной нужды в системе;
  • играют важную роль в поддержании равновесия системы. Система, вышедшая из равновесия, побуждает, «включает» системообразующий фактор, который обеспечивает достижения ею состояния гомеостата;
  • обеспечивают процесс наследования в системах, память о ее коде. Обратим внимание и на то, что системообразующие факторы далеко не всегда проявляют себя открыто. Это скрытые факторы, что требует специальных и длительных исследований.

Внешние и внутренние системообразующие факторы

Системообразующие факторы часто рассматривают как факторы среды, способствующие возникновению и развитию систем. Они подразделяются на механические, физические, химические и пр. Указанные факторы действуют на всех уровнях материи. Примером может быть: скопление людей, существующее под влиянием климатических, политических, социальных или других условий; скопление и упорядочение атомов под влиянием какого-либо поля (магнитного, теплового, гравитационного и др.). Иначе говоря, системообразующие факторы — силы, которые способствуют образованию системы, являются чуждыми для ее элементов, не обусловливаются и не вызываются внутренней необходимостью к объединению. Они не могут играть главную роль, они случайны, но могут быть внутренними и необходимыми в масштабе той системы, в которую рассматриваемая входит как элемент. Эти факторы нередко бывают крайне противоположными той системе, которую они образуют. В политике и обыденной жизни людей известен фактор внешнего врага, который приводит к консолидации наций, формированию государственных коалиций и т.п.

Внутренние системообразующие факторы порождаются объединяющимися в систему отдельными элементами, группами элементов или всем множеством. Их перечень достаточно велик:

  • общность природного качества элементов позволяет существовать многим естественным системам потому, что элементы какого-либо природного качества имеют только им присущие, особые связи (атомы одного элемента, мономеры в полимере, клетки одного органа, организмы в популяции и пр.);
  • взаимодополнение — обеспечивает связь как однородных, так и разнородных элементов в системе;
  • факторы индукции — отражают присущее всем системам живой и неживой природы «достраивать» систему до завершенности (например, обломок кристалла при доращивании восстанавливает первоначальную форму кристалла);
  • постоянные стабилизирующие факторы системообразования включают постоянные жесткие связи, обеспечивающие единство системы (примерами могут быть каркас здания, скелет организма), кроме того, они не только системообразующие, но и системо-сохраняющие;
  • связи обмена — представляют собой сущность любого взаимодействия элементов, но характер обмена и его субстрат зависят от уровня развития взаимодействующих элементов или подсистем в системе. В неорганической природе в качестве субстрата обмена выступают различные виды вещества, поля, энергия, информация. Живая природа несет большее разнообразие: вещество, информация, энергия, различные силы, звуковые колебания и пр. В человеческом обществе — основная форма связи такого типа — экономическая;
  • функциональные связи возникают в процессе специфического взаимодействия элементов систем. Можно назвать функциональными связи, возникающие между различными химическими элементами, взаимодействия между животными во время охоты, между людьми при совместных действиях. Эти связи нередко носят временный характер и образуемые ими системы могут распадаться, если еще нет более сильных, постоянных системообразующих факторов.

Данные факторы носят как внутренний, так и внешний характер. Внешние — элементы образуемой системы индифферентны по отношению друг к другу (куча камней, мешок зерна); внутренние — образуемая ими система выступает как единство подобных элементов.

Обратим внимание, некоторая совокупность объектов всегда является системой. Назначение человека заключается в том, чтобы понять, в каком отношении данную совокупность можно считать системой. Три улицы большого города — это не законченная территориальная, хозяйственная, политическая, экологическая система. Но они могут составлять этническую систему, поскольку исторически сложилось так, что на этих улицах проживают преимущественно представители одного этноса. Поэтому проблема заключается только в правильном определении системообразующего фактора.

Оглавление
Глава 2: Понятие «система», «Категориальный аппарат системного подхода» Список использованной и рекомендуемой литературы

Системообразующие и системоразрушающие факторы

Принципы системного подхода.

При изучении и анализе существующих систем или создании новых необходимо опираться на следующие основные принципы.

Принципы системного подхода- это положения общего характера, являющиеся обобщением опыта работы человека со сложными системами. Известно около двух десятков таких принципов, ряд из которых целесообразно рассмотреть:

· принцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной цели;

· принцип единства: совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности элементов;

· принцип связности: рассмотрение любой части совместно с ее связями с окружением;

· принцип модульного построения: полезно выделение модулей в системе и рассмотрение ее как совокупности модулей;

· принцип иерархии: полезно введение иерархии элементов и (или) их ранжирование;

· принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой;

· принцип развития: учет изменяемости системы, ее способности к развитию, расширению, замене частей, накапливанию информации;

· принцип децентрализации: сочетание в принимаемых решениях и управлении централизации и децентрализации;

· принцип неопределенности: учет неопределенностей и случайностей в системе.

Системы существуют объективно, человек лишь выделяет по определенным признакам объекты, имеющие целостную природу, из окружающей его действительности. Но поддержание и функционирование систем, а также их разрушение происходит под воздействием определенных источников и причин. Те из них, которые направлены на обеспечение целостности объекта, его развитие, поддержание его дееспособности, называются системообразующими факторами. Источники и причины, действие которых вносит элементы деструктивности в связи и отношения системы, становятся помехой ее нормального функционирования и ведут к ее распаду, составляют системоразрушающие факторы. Если первые из них нацелены на установление равновесного состояния системы, то вторые направлены на ее дестабилизацию, потерю устойчивости.

Вопрос о том, какие причины и источники лежат в основе образования целостных объектов, их функционирования и развития, далеко не нов. Люди пытаются ответить на него уже многие тысячелетия. Но и сегодня однозначного ответа на этот вопрос нет. Можно лишь констатировать, что для некоторых конкретных системных объектов эти факторы более-менее познаны. Существование звездных систем астрофизики объясняют наличием сил тяготения. Химики в качестве причин возникновения вещественных систем выделяют взаимодействие атомов и молекул в процессе химических реакций. Но и на пути t выявления системообразующих факторов для конкретных процессов и явлений сохраняется огромное количество условностей и неясностей, обусловленных бесконечностью самого познавательного процесса, который постоянно; расширяется и углубляется. Скажем, физики-ядерщики определяют, что нуклоны в атомном ядре образуют систему на основе сильного взаимодействия, но его природа до сих пор не обнаружена.

Багаж накопленных человеком знаний позволяет не только выделить некоторые из системообразующих факторов, но и провести их классификацию.

Одним из наиболее значимых среди этих факторов является результатообразующий. Его не следует путать с целью. Последняя всегда ставится человеком и поэтому субъективна в своей основе. Результат же — это конечное состояние, к которому стремится любая система. Нельзя сказать, что атомы водорода и кислорода сознательно стремятся к образованию молекулы воды. Но ее возникновение есть результат их взаимодействия.

Как системообразующий фактор, результат придает движению связей и отношений системы целостную направленность. Он выступает в качестве объединяющего начала. Все части системы как единого целого работают на достижение ее конечного состояния. Результат подчиняет своим законам движение всех компонентов объекта. Стремление к его достижению побуждает систему напрягать все свои усилия, мобилизовывать свой внутренний потенциал. В ходе продвижения к конечному состоянию система вынуждена оказывать противодействия деструктивным силам и преодолевать их.

В качестве системообразующего фактора могут быть выделены связи обмена веществом, энергией, информацией между различными системами и внутри каждой из них. Этот фактор составляет сущность любого взаимодействия. В ходе этого взаимодействия одна система поглощает из другой все, что ей нужно для ее собственной жизнедеятельности. Точно так же этот обмен может происходить и между различными компонентами системы. Передавая друг другу энергию, необходимые вещества, информацию, все части целого получают нужный им заряд, компенсируют понесенные потери. В процессе него осуществляется саморегуляция системы, наполнение необходимыми для ее жизнеобеспечения продуктами.

Обмен как системообразующий фактор в значительной мере проявляет себя через функцию жизнеобеспечения систем.

Целесообразно отметить и фактор индукции, под которым понимается присущее всем системам свойство «достраивать» систему до ее завершения. Связи индукции как бы «возбуждают», инициируют к самодвижению в направлении завершенности. Они требуют, взывают к созданию каких-то дополнительных элементов для приведения системы в конечное состояние. При строительстве дома возведенный уже фундамент индуцирует необходимость кладки стен. Выстроенные стены побуждают покрыть дом крышей. Окончание внешних работ подталкивает к осуществлению внутренней отделки здания и так до полного завершения строительства дома. Данный фактор призван обеспечить полное внутреннее строение системы, наличие у нее всех необходимых составных частей.

При всей сложности и неоднозначности подходов к выделению системообразующих факторов, они могут быть классифицированы по различным основаниям. По отношению к самой системе они могут быть внутренними и внешними. К внутренним системообразующим факторам относятся те из них, которые порождаются объединяющимися в систему отдельными частями и элементами или всем многообразием взаимодействующих компонентов системы. К числу наиболее важных среди внутренних факторов может быть отнесен фактор выживаемости системы. Животные для того, чтобы противостоять хищникам, часто объединяются в стаи, стада, табуны и т.п. В экономике объединение предприятий нередко становится источником выживания в условиях мощной конкуренции. К внутренним системообразующим факторам относятся:

— фактор взаимозаменяемости; — фактор компенсации; — фактор саморегулирования; — фактор самовосстановления и некоторые другие.

Внешние системообразующие факторы — это факторы среды, которые способствуют возникновению и развитию систем. Они подразделяются на механические, физические, социальные, биологические и т.д. Характерным для них является то, что они отчуждены от самой системы и компонентов, ее составляющих, являются для них инородным телом. Эти факторы могут быть необходимыми и случайными. Например, электробритву, чтобы она заработала, нужно подключить к электросети.

По своему происхождению системообразующие факторы делятся на природные и искусственные. К природным системообразующим факторам относятся все те причины и источники создания системы, которые образованы естественным путем. К примеру, условием создания добывающего предприятия является наличие полезных ископаемых, которые собираются извлекать из недр земли. Природные факторы не являются творением человеческих рук, они существуют независимо от его желания и воли, но могут выступать в качестве важнейших факторов образования и функционирования как естественных, так и социальных систем.

Искусственные системообразующие факторы — это факторы, создаваемые человеком. Они бывают внутренними и внешними. Но каковыми бы они не были, чем больше люди познают окружающий мир, учатся использовать и управлять природными, техническими и общественными процессами, тем с большей пользой для себя они могут пользоваться создаваемыми ими самими факторами, влияющими на системные объекты. Их отличительной особенностью является то, что они имеют не только механическую, физическую, химическую и т.д., но и социальную природу. Автомобиль создан людьми, прежде всего исходя из потребности в передвижении. Зато в его устройстве использованы принципы и законы механики, физики, теории электрических цепей, радиоэлектроники и др.

В зависимости от степени влияния все системообразующие факторы подразделяются на главные и второстепенные. Главными являются факторы, оказывающие определяющее воздействие на процесс возникновения и функционирования целостного сложноорганизованного образования, Соответственно второстепенными называют факторы, участвующие в создании системы, но не играющие существенной роли. Взять, к примеру, современный самолет. Главным, существенным для него является то, что он может летать, перевозить людей и грузы. Второстепенным можно считать его окраску, ибо невзирая от нее он в состоянии выполнять возложенные на него функции. Правомерно говорить о необходимых и случайных, сильных и слабых, активных и пассивных системообразующих факторах. Все они существуют в реальной действительности. Однако обратим внимания на факторы особого уровня абстракции, каковыми являются факторы притяжения и отталкивания. На первый взгляд, создается впечатление, что системообразующим является только фактор притяжения. Другой же фактор — отталкивания — ассоциируется с отторжением каких-либо частей целого, разрушением системы. В действительности же любое целостное образование способно возникнуть и нормально развиваться только в том случае, если в нем одновременно присутствует и притяжение, и отталкивание. Целостность атома обусловлена единством и равенством сил притяжения и отталкивания положительно и отрицательно заряженных частиц. Если бы системы строились только на основе притяжения, то они вылились бы в конгломеративные образования, которые оказалось бы сложно отделить друг от друга. Это одновременно означало бы и лишение их всякой противоречивости как источника развития. Если бы в окружающей действительности существовали только одни силы отталкивания, то тогда было бы вообще бессмысленно говорить о системах, так как в такой ситуации связи и взаимодействия между объектами либо отсутствовали, либо оказались столь размытыми, что никогда не смогли бы образовать какую-либо целостность. Поэтому единство притяжения и отталкивания являются одним из важнейших системообразующих факторов.

Добавить комментарий