Служебный этикет юриста

Этикет — устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Служебный этикет юриста — устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.) Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).

Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах.

Строгое соблюдение правил служебного этикета — важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.

Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

Основные этико-эстетические принципы взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:

· чувство такта — чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела;

· чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.

Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.

Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.

Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:

· повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);

· специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);

· экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);

· невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).

Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта.

Корректность — сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п. Вежливость — внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение. Любезность — готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность — своевременность выполнения обещанного или порученного дела. Высокая самоорганизованность — планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

Формы проявления эстетической культуры юриста — показатель его эстетического вкуса, идеалов. В профессиональной деятельности юриста существенное значение имеют манеры поведения, связанные с его психофизиологическими особенностями и являющиеся невербальными (не словесными) средствами общения: речевые (голос, его тембр, интонация); двигательные (мимика, жесты, движения тела); слуховые (умение слушать и слышать); зрительные (взгляд). Любой человек, придя на прием к юристу, старается психологически оценить своего собеседника. От этого зависит, как правило, его поведение и желание помочь в ходе рассмотрения дела. Манеры поведения как форма проявления эстетической культуры (речевые, двигательные, слуховые, зрительные) способствуют установлению психологического контакта между участниками юридического процесса. В процессе рассмотрения юридического дела юристу важно уметь распознавать черты характера различных людей, их вкусы и наклонности, чувства и намерения, доминирующее состояние психики по манерам поведения — мимике лица, жестам и движениям. Благодаря этому юрист получает возможность своевременно сформировать объективное суждение о конкретной личности, о ее возможных действиях, решениях и выбрать соответствующую тактику и стратегию во взаимоотношениях. С другой стороны, манеры поведения самого юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц. По мимике лица можно определить многие эмоции, поэтому юристу, если есть такая возможность, лучше общаться со всеми заинтересованными по делу лицами непосредственно, а не по телефону. Это связано с тем, что нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов. Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информированностью для наблюдательного человека, чем мимика. На межличностное общение в юридической практике очень сильно влияет то, как проявляется в жестах юриста его заинтересованность. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, восхищение, удивление. Труднее распознать отрицательные эмоции — печаль, гнев, раздражение, отвращение. Голос является настолько же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки. Важной особенностью голоса является то, что многие люди выражая свои мысли, как правило, размышляют над содержанием своих слов, а не над способом их изложения. Поэтому голос следует относить к первичным проявлениям человечеством природы. Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента человека, ее трудно искусственно изменять, в лучшем случае лишь на короткое время. Резкие колебания скорости (темпа) речи типичны для легко возбудимых, неуверенных в себе или недостаточно уравновешенных людей (у юристов неуверенность в себе чаще всего может быть вызвана недостаточной квалификацией и отсутствием опыта). Для того чтобы юристу избежать излишней скорости речи необходимо предварительно работать над содержанием и формой предстоящей беседы, выяснить сведения, касающиеся личности собеседника и т.д. Вместе с тем специфика юридической деятельности заключается в том, что все нюансы беседы заранее невозможно проанализировать.

Этикет (фр. ‘etiquette- ярлык, этикетка) — устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др. ). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола).

Служебный этикет юриста — устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр. , решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др. ).

Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др. ) и эстетической (красота, изящество поведения).

Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета — важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.

Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:

Чувство такта — чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.

Чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.

Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.

Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.

Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:

повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т. д. );

специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);

экстремальные формы общения (во время обыска, задержания ит. п. );

невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т. п. ).

Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта. Корректность — сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т. п.

Вежливость — внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.

Любезность — готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность — своевременность выполнения обещанного или порученного дела.

Высокая самоорганизованность — планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

Формула успеха юриста может быть представлена так:

G = (x + y + z) K,

где G — успех,

х — компетентность (профессионализм),

у — работоспособность,

z — умение быть сдержанным,

К — коэффициент такта (обаяния).

Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.

Служебный этикет юриста — устойчивый порядок его поведения при выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали, состоящий из правил обхождения (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.).

Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Этикет выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует порядок обхождения с должностными лицами в соответствии с’ их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение служебного этикета — важное условие этической и эстетической культуры поведения юриста.

Специфика юридической деятельности такова, что юристу приходится сталкиваться с большим количеством людей и необходимо вырабатывать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист в процессе осуществления своей профессиональной работы.

Основными этико-зстетическими правилами взаимоотношений между юристом и иными участниками решения дела являются:

— Чувство такта — состояние эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.

— Корректность — сдержанность в словах и манерах, исключение лишних вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.

— Вежливость — внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.

— Любезность — готовность оказать услугу нуждающемуся. Точность — своевременность выполнения обещанного или порученного дела.

— Самоорганнзованность — планирование работы и выполнение её в обозначенные сроки и др.

Формула успеха юриста может быть представлена так:

G = (х у z) К,

где G — успех,

х — компетентность (профессионализм),

у — работоспособность,

z — умение быть сдержанным,

К. — коэффициент такта.

Иногда за этикетом скрывается неуважение и недоброжелательность. Оторванный от нравственного содержания этикет легко может превратиться в официальную форму лицемерия.

Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.

I. Повседневное служебное общение:

1. Беседы, встречи, переговоры.

2. Прием посетителей.

3. Совещания, собрания, заседания, конференции.

4. Посещение организаций, учреждений.

5. Посещение граждан по месту жительства.

6. Дежурство, патрулирование, охрана.

II. Специфические формы служебного общения:

1 Общение в служебном коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами.

2. Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.

3. Деловые контакты с иностранными гражданами

III. Экстремальные формы служебного общения:

1. Общение в условиях конфликтной ситуации.

2. Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных

демаршей.

3. Общение с задержанными во время обыска.

4. Общение со спецконтингентом.

IV. Невербальные и неспецифические формы общения:

1. Публичные контакты с журналистами, интервью.

2. Выступления по радио, телевидению, в печати.

3. Телефон, телетайп, радиосвязь.

4. Деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения.

К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция.

В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.

Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы.

Добавить комментарий