Служебный земельный надел

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
Комментарий к статье 47
Комментируемая статья посвящена в основном определению порядка прекращения права на служебный земельный надел как основного вида безвозмездного срочного пользования. Только в п. 1 речь идет об основаниях прекращения и иных видов права безвозмездного срочного пользования земельным участком.
Если участок предоставлялся в пользование из государственных или муниципальных земель соответственно органом исполнительной власти или местного самоуправления, то такой орган и принимает решение о прекращении права пользования. Если участок предоставлялся по договору из земель, находящихся в частной собственности, то право безвозмездного срочного пользования им прекращается по решению сторон (см. комментарий к ст. 24).
Поскольку рассматриваемый вид пользования земельным участком является срочным, то, естественно, это пользование прекращается по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен.
Все остальные основания прекращения безвозмездного срочного пользования совпадают с основаниями прекращения права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, рассмотренными ранее (см. комментарий к ст. 45). Иными словами, оно может быть прекращено как при добровольном отказе лица от пользования земельным участком, так и принудительно — при неправильном и нерациональном использовании земли, совершении земельных правонарушений, необходимости изъятия или реквизиции земли для государственных, муниципальных нужд.
Особенностью пользования служебными земельными наделами является то, что они предоставляются на время трудовых отношений работника с организацией, предоставляющий земельный надел (см. ст. 24 ЗК РФ). Соответственно, в случае прекращения трудовых отношений прекращается и право на служебный надел. Однако законодательством установлены исключения из этого правила. Право на служебный земельный надел сохраняется за работниками, прекратившими трудовые отношения при переходе их на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работников, призванных на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР или поступивших на учебу — на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно, а для детей — до совершеннолетия.
Служебные земельные наделы используются в основном для ведения личного подсобного хозяйства. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. была такая запись: «Служебные земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, легкой промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства». Поэтому важной гарантией для работников является право использовать этот надел даже после прекращения трудовых отношений с организацией, если необходимо закончить на нем сельскохозяйственные работы.

Все предметы → Земельное право

ЗК РФ, Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками.

Безвозмездное срочное пользование — вещное право лиц, не являющихся собственниками.

Отличительные черты: предоставление этого права осуществляется бесплатно, носит временный характер.

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать другой стороне участок в пользование бесплатно на определенный срок, а другая сторона обязуется использовать участок в соответствии с его целевым назначением и условиями договора и вернуть его собственнику в надлежащем состоянии. Как любые сделки с землей, такой договор подлежит гос. регистрации.

Данный вид прав на землю отличается от аренды тем, что осуществляется всегда бесплатно, а от постоянного (бессрочного) пользования — временным характером отношений (прежде он так и назывался – «временное пользование»).

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться участки:

  • 1. Из земель, находящихся в гос. или муниципальной собственности, исполнительными органами власти или органами местного самоуправления — гос. и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам гос. власти и органам местного самоуправления на срок не более чем 1 год; а так же религиозным организациям. Участки, находящиеся в гос. или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование только гос. и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам гос. власти и органам местного самоуправления, а также религиозным организациям.
  • 2. Из земель, находящихся в собственности граждан или юр. лиц, — гражданам и юр. лицам на основании договора. В соответствии с п. 2 ст. 690 ГК РФ коммерческая организация не вправе передавать имущество (в том числе участок) в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.
  • 3. Из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, гос. природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела.

Право безвозмездного срочного пользования прекращается по:

  • — решению лица, предоставившего участок;
  • — по соглашению сторон;
  • — по истечении срока, на который участок был предоставлен;
  • — при отказе землепользователя от права на участок;
  • — в силу принудительного изъятия;
  • — в случае смерти гражданина-землепользователя или ликвидации юр. лица-землепользователя, если иное не предусмотрено договором. Однако, в случае же смерти собственника участка или реорганизации юр. лица-собственника, предоставившего участок, их права и обязанности по рассматриваемому договору переходят к наследнику (правопреемнику), также к новому собственнику переходят права и обязанности по договору безвозмездного пользования в случае отчуждения участка.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, гос. природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Служебные наделы предоставляются на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми надел был предоставлен.

Право на служебный надел сохраняется за:

  • — работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или по инвалидности;
  • — одним из членов семьи: работника, призванного на срочную военную или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения; работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев 2-4, 7-9 статьи 42 ЗКРФ.

Основанием для выделения служебного надела служит решение соответствующей организации.

В статье 24 ЗК РФ не сказано достаточно четко о том, что участки в качестве служебного надела выделяются только из земель, принадлежащих данной организации на праве собственности. Поэтому остается вопрос, могут ли быть предоставлены наделы из арендуемых земель? По крайней мере, прямого запрета на этот счет в законодательстве нет.

Служебный надел – земельный участок, предоставляемый в безвозмездное срочное пользование работнику организации на время установления трудовых отношений.

Общие условия, порядок предоставления служебных наделов, а также основания прекращения права на служебный надел установлены п.2 ст.24 и п.2 ст.47 ЗК РФ. Категории работников организаций отдельных отраслей экономики, а также особенности предоставления служебных наделов определяются законодательством РФ и субъектов РФ.

Правом предоставления служебных наделов обладают в соответствии с п.2 ст.24 ЗК РФ организации различных отраслей экономики, к которым, в частности, относятся:

– организации ведущие сельское, лесное и охотничье хозяйства; лесной промышленности; государственные природные заповедники и национальные парки;

– организации, занимающиеся рыболовством, рыбоводством, добычей полезных ископаемых;

– организации, предоставляющие различного рода социальные и коммунальные услуги;

– экстерриториальные организации (международные организации, органы СНГ) и т. п.

Служебные наделы предоставляются работникам на время установления трудовых отношений (абз. 3 п.2 ст.24 ЗК РФ). Основанием возникновения трудовых отношений, а значит и основанием возникновения права на получение служебного земельного надела, является трудовой договор.

Для получения земельного участка в виде служебного надела работнику необходимо подать заявление в администрацию организации, в которой он работает. В заявлении следует указать: фамилию, имя, отчество заявителя; цель использования земельного участка; вид пользования земельным участком (безвозмездное срочное пользование); предполагаемый размер и местоположение земельного участка. Решение соответствующей организации о предоставлении служебного надела является основанием для проведения государственной регистрации права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Само решение государственной регистрации не подлежит.

Т.к. земельный участок в виде служебного надела предоставляется работнику на время установления трудовых отношений. Прекращение же трудовых отношений влечет по общему правилу прекращение права на служебный надел (п.2 ст.47 ЗК РФ). Общие основания прекращения трудового договора установлены ст.77 ТК РФ. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование и подлежит государственной регистрации в соответствии с правилами, установленными ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Следует заметить, что право на использование земельного участка, предоставленного в виде служебного надела, не во всех случаях прекращается одновременно с прекращением трудовых отношений. Законодательством РФ и субъектов РФ могут быть установлены случаи, когда право на использование служебного надела сохраняется после прекращения трудовых отношений пожизненно либо на определенный срок.

Право на служебный надел сохраняется за:

– работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности, пожизненно (п.3 ст.47 ЗК РФ);

– работником, прекратившим трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ (п.6 ст.47 ЗК РФ).

– одним из членов семьи работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы (подп.1 п.4 ст.47 ЗК РФ);

– одним из членов семьи работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении (подп.2 п.4 ст.47 ЗК РФ);

– одним из членов семьи работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей (подп.3 п.4 ст.47 ЗК РФ);

– нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника, прекратившего трудовые отношения, пожизненно (абз. 5 п.4 ст.47 ЗК РФ);

– детьми работников, прекративших трудовые отношения, до их совершеннолетия (абз. 5 п.4 ст.47 ЗК РФ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, договор аренды является консенсуальным, взаимным и возмездным. Он может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок (бессрочно). Это условие не является по общему правилу существенным для договора.

Также к существенным условиям договора аренды земельных участков следует относить объект (идентифицированный земельный участок и порядок установления размера арендной платы.

Что же касается договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, то это гражданско-правовой договор, по которому одна сторона обязуется передать или передает земельный участок в безвозмездное срочное пользование другой сторона, а последняя обязуется вернуть земельный участок в том состоянии, в каком она его получила или в состоянии, обусловленном договором.

По своей правовой природе договор безвозмездного срочного пользования близок к договору аренды, что позволяет законодателю распространить на отношения по безвозмездному срочному пользованию отдельные нормы ГК РФ об аренде.

Вместе с тем безвозмездный характер ссуды позволяет однозначно отграничить эти два договора.

В заключении следует сделать вывод, что аренда земельных участков — широко применяемый способ решения экономических проблем в хозяйственной практике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу РФ. — Норма: ИНФРА-М, 2010 г. – 369 с.

2. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для вузов Изд.10-е, перераб., доп., 2008 г

3. Решетников В.И. Земельное право России. Курс лекций. – М.: Издательство «Щит-М», 2003 г.

4. Оглоблина О.М. Бесплатное приобретение прав на земельные участки — М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2009, 96 с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Служебный земельный надел

земельный надел сельскохозяйственный

Согласно комментариям к Земельному Кодексу РФ служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором). Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования. Перечень земель, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым. Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК РФ. Комментарии к Действующей редакции Земельного Кодекса РФ. Источник:http://stzkrf.ru/24.

Статья 24 ЗК РФ п. 2. Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель, особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с настоящей статьей.

Категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) © 1997—2016 КонсультантПлюс.

Безвозмездное срочное пользование пришло на смену праву временного пользования, существовавшему до принятия ЗК РФ. Главным отличием от временного пользования является безвозмездность данного срочного права. По сути, данное право представляет собой исключение из принципа платности землепользования.

Правом предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование обладают только собственники земельных участков.

Из земель, находящихся у организаций, гражданам могут предоставляться земельные участки, получившие в прежние времена название «служебные наделы», т.е. участки, связанные по времени и условиям работы с их службой. Предоставление этих участков призвано отражать социальную заботу о работниках, увеличивать их взаимодействие с работодателем.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Наделы работникам организаций предоставляются из числа принадлежащих этим организациям участков на время установления трудовых отношений. Основаниями для предоставления наделов служат заявления работников и решение организации. Категории работников, имеющих право на служебные наделы, предусматриваются в законодательстве РФ и ее субъектов. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник.- 3е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011.- с. 143.

Земельный кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований предоставления участков на данном праве. В зависимости от того, какой субъект гражданского права является собственником земельного участка, предоставляемого в безвозмездное срочное пользование, основаниями возникновения указанного права могут быть административный акт, договор или локальный нормативный акт организации.

Одним из оснований предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования является предоставление земельных участков гражданам в виде служебного земельного надела из земель организаций.

Таким образом, основанием предоставления служебного надела является локальный нормативный акт организации. Из этого следует, что в качестве служебного надела организация может предоставить только участок, принадлежащий ей на праве собственности. Служебные земельные наделы выделяются работникам на время трудовых отношений на основании заявления работника. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право: Учебник. М.: — «Частное право», 2010. стр. 25.

2. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

— сельскохозяйственные угодья;

— земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;

— земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных и иных явлений;

— земли, занятые замкнутыми водоемами;

— земли под зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости.

Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Земельный кодекс РФ дает лишь общее определение и классификацию земель сельскохозяйственного назначения, а также устанавливает общие принципы использования таких земель. Более детально особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ. Настольная книга нотариуса. П.В. Крашенинников; Т.И. Зайцева; Б.М. Гонгало; В.В. Ярков; Е.Ю. Юшков. — Москва: Волтерс Клувер. 2004. — стр. 235.

Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:

— Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов не может быть более чем девяносто дней.

3. В случае, если субъект РФ откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка, по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

4. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

— Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.

3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока 9 лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения — на срок до трех лет.

4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей.

5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

— Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке.

2. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.

3. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ЗК РФ. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

4. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ (действующая редакция, 2016) © 1997—2016 КонсультантПлюс.. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов РФ устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

— Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:

В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные ФЗ. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/q.

Литература

2. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ (действующая редакция, 2016) © 1997—2016 КонсультантПлюс.

4. Комментарии к Действующей редакции Земельного Кодекса РФ. Источник:http://stzkrf.ru/24.

5. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник.- 3е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011.

6. Настольная книга нотариуса. П.В. Крашенинников; Т.И. Зайцева; Б.М. Гонгало; В.В. Ярков; Е.Ю. Юшков.- Москва: Волтерс Клувер. 2004.

7. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право: Учебник. М.: — «Частное право», 2010.

Размещено на Allbest.ru

СТ 24 ЗК РФ

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с настоящей статьей.

Категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 24 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья содержит общие положения о возможности предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.

Необходимо отметить, что Законом N 171-ФЗ предусмотрена замена права безвозмездного срочного пользования на право безвозмездного пользования. Это связано с общей тенденцией гармонизации земельного и гражданского законодательства и направлено на исключение споров о правовом регулировании данного права.

Так, безвозмездное пользование урегулировано главой 36 ч. 2 ГК РФ. Предмет договора безвозмездного пользования определен ст. 689 ГК РФ, согласно которой по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Законом 171-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом, согласно которому договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ. Необходимость такого уточнения связана с тем, что целый ряд особенностей заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (порядок заключения, стороны, сроки и др.), предусмотрен главой V.1 ЗК РФ.

Важно также отметить, что в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 171-ФЗ земельные участки, предоставленные до 1 марта 2015 г. в безвозмездное срочное пользование, считаются предоставленными в безвозмездное пользование. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие слова «безвозмездное срочное пользование», не требуется.

В качестве новеллы следует обратить внимание, что Законом N 171-ФЗ основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перенесены в ст. 39.10 ЗК РФ. При этом перечень таких оснований претерпел существенные изменения (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ).

Комментируемой статьей предусмотрено, что земельные участки (независимо от формы собственности) могут предоставляться в безвозмездное пользование в виде служебного надела. Хотя п. 2 комментируемой статьи регулирует вопросы предоставления служебных наделов без указания формы собственности на земельные участки, исходя из содержания данного пункта, а также принимая во внимание основные принципы гражданского законодательства (прежде всего свободу договора), представляется, что положения указанной нормы подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С 1 января 2017 г. п. 2 комментируемой статьи излагается в новой редакции <1>. Так, уточняется, что в качестве служебных наделов могут предоставляться являющиеся таковыми земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что возможность предоставления земельных участков из земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий ранее также была предусмотрена ст. 10.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ), п. 5 ст. 11, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
———————————
<1> Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» (СЗ РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3875).

При этом предоставление земельных участков в качестве служебных наделов осуществляется в безвозмездное пользование в соответствии с комментируемой статьей.

В целом изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г., направлены в основном на уточнение сфер деятельности организаций, работники которых имеют право на получение служебных наделов, и фактически не меняют существующее правовое регулирование.

Согласно п. 2 комментируемой статьи категории работников организаций отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Долгое время указанные вопросы на федеральном уровне были урегулированы только Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. N 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота» (Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. С. 112). С 1 марта 2015 г. данное Постановление утратило силу <1>.
———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 22 октября 2014 г. N 1090 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов СССР» (СЗ РФ. 2014. N 44. Ст. 6059).

Следует отметить, что согласно комментируемой статье служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Согласно ст. 47 ЗК РФ право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Кроме того, право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Комментарий к главе V

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из комментируемой главы был исключен целый ряд статей (28 — 34, 36, 38 — 39), направленных на регулирование порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это обусловлено тем, что ЗК РФ с 1 марта 2015 г. дополнен новой главой V.1, полностью посвященной указанным вопросам. При этом необходимость введения их нового правового регулирования была связана со значительным числом пробелов и коллизий в данной сфере.

Так, наличие в ЗК РФ разных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели их предоставления — для строительства и для целей, не связанных со строительством, не учитывало того факта, что зачастую разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем, а также предусматривает и возможность использования такого земельного участка без его застройки. Такая правовая неопределенность нередко приводила к формированию разной практики применения ст. 34 ЗК РФ <1>. Указание в ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, только гражданам также приводило к отсутствию однозначной практики применения ст. 34 ЗК РФ в отношении юридических лиц.
———————————
<1> См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N 5-Г10-14 .

Правоприменительная практика выявила также ряд существенных проблем при реализации процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства. Например, из содержания п. п. 3, 4, 6 ст. 30 ЗК РФ можно было сделать вывод, что при наличии сформированного земельного участка его предоставление должно было осуществляться только без предварительного согласования места размещения объекта (т.е. на торгах или без проведения торгов при условии предварительной публикации и отсутствия заявлений иных лиц), даже в случае его предоставления для строительства объектов государственного или муниципального значения <1>.
———————————
<1> Учитывая, что такая ситуация не способствовала решению государственных и муниципальных задач, Департаментом недвижимости Министерства экономического развития РФ было дано разъяснение о возможности предоставления земельного участка по процедуре выбора земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным и муниципальным предприятиям (письмо от 13 марта 2009 г. N Д23-651 ).

Запрет в п. 11 ст. 30 ЗК РФ предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта при размещении таких объектов в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, в свете отсутствия в Градостроительном кодексе РФ 2004 г. понятия «градостроительная документация о застройке», приводил к тому, что основной принцип разграничения случаев предоставления земельных участков на торгах и без проведения торгов характеризовался правовой неопределенностью <1>. Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствовала, что выполнение процедуры предварительного согласования места размещения объекта не всегда обеспечивало дальнейшее предоставление земельного участка без проведения торгов даже для крупных инфраструктурных проектов, имеющих важное социальное и экономическое значение, поскольку, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, в случае если на земельный участок, в отношении которого осуществлялась процедура выбора с предварительным согласованием места размещения объекта, претендует нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ <2>.
———————————
<1> См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13 .

<2> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 4224/10 .

В связи с этим ЗК РФ Законом N 171-ФЗ был дополнен отдельной главой, содержащей во многом принципиально новые подходы к регулированию порядка предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков с учетом недостатков ранее действовавшего законодательства в данной сфере, выявленных пробелов и коллизий и сложившейся судебной практикой (подробнее см. комментарий к главе V.1 ЗК РФ).

Добавить комментарий