Сметно бюджетное финансирование

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы:

1. образовательные учреждения

2. учреждения охраны здоровья и физической культуры

3. учреждения культуры

Среди социально-культурных учреждений, финансируемые из бюджетов разных уровней, ведущее место занимает народное образование и подготовка кадров.

Огромное значение для развития народного хоз-ва и будущего страны имеет организация подготовки кадров. Из федерального бюджета выделяются средства на усиление поддержки ведущих учебных заведений Государственного комитета РФ по высшему образованию профессионально-техническим училищам, средним специальным учебным заведениям.

Особенностью финансирования социально-культурных мероприятий в современных условиях является развитие коммерческих принципов в деятельности учреждений науки, культуры, образования и здравоохранения.

Значительны государственные расходы на здравоохранение по долговременным экономическим нормативам. Однако по качественным параметрам наше здравоохранение уступает современному мировому уровню, поэтому наряду с увеличением бюджетных затрат здравоохранение переходит на страховое обеспечение, на новые оценки качества труда медиков, новые формы организации медицинской помощи.

Платные услуги населению оказываются по ценам и тарифам, предусмотренным прейскурантами, а новые виды услуг — по ценам, устанавливаемым с разрешением местных властей. Предоставляются платные услуги взамен деятельности, финансируемой из бюджета.

Помимо средств бюджета, средств, поступающих от оказания платных услуг населению, источниками финансирования здравоохранения могут быть:

1. дополнительные заказы местных органов самоуправления, вышестоящих органов управления с выделением дополнительных ресурсов на их реализацию;

2. часть сумм, взысканных с юридических лиц и граждан за ущерб, причиненный нарушением санитарных норм, загрязнением окружающей среды;

3. часть средств, сэкономленных в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т.д.

Из бюджета финансируются расходы на физическую культуру, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Из федерального бюджета покрываются затраты на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону.

2. Порядок сметно-бюджетного финансирования.

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренное на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных смет.

Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов. По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы делятся на индивидуальные, сметы централизованных мероприятий и сводные. Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.

Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органом на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Индивидуальная смета — это смета, отражающая особенности отдельного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов.

Они включают 3 раздела:

1. общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов

2. оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: кол-во штатных единиц, обслуживаемый контингент

3. расчеты по отдельным статьям сметы

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер. Приведем некоторые в качестве примера:

• Зарплата. Сюда включаются все расходы на выплату зарплаты в соответствии с должностями, установленными окладами и ставками и т.д.

• Канцелярские и хоз. расходы. В этой статье сгруппированы расходы связанные с управлением и хоз обслуживанием помещений и работ. Это~оплата за печатание бланков, абонементная плата за телефон, аренда помещений, водоснабжения, газа в т.д.

• Расходы учебные, на производственную практику студентов и учащихся, научно исследовательские работы и приобретение книг для библиотек.

• Стипендии. Определения размера ассигнований по этой статье производится отдельно на выплату стипендий студентам дневной формы обучения и студентам, которых берут на обучение на контрактной основе; студентам вечерних заочных отделений последних курсов в размере месячной стипендии в период нахождения в отпусках без сохранения содержания, которые предоставляются им согласно действующему законодательству для ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранию специальности, аспирантам, слушателей курсов преподавателей иностранного языка, слушателям подготовительных курсов:

• Приобретение оборудования и инвентаря. Деньги выделяются по установленным экономическим нормативам, которые рассчитываются в процентном отношении к стоимости основных фондов учреждения по данным последнего годового отсчета. Размер зависит от возможности бюджета, из которого выделяются средства.

Нормы расходов — это установленным компетентным органом размер затрат на расчетную единицу. Нормы бюджетных расходов классифицируются по разным признакам. Прежде всего, они распределяются но содержанию: материальные и денежные.

При бюджетном нормировании расходов Правительство устанавливает нормативы — размеры расходов, которые не связаны с единицей нормирования.

Формирование и исполнение сметы расходов бюджетных учреждений осуществляется на основании нормативных актов. Деятельность гос. организаций и учреждений по формированию и исполнению смет расходов неотрывна от стадий бюджетного процесса и носит название сметного процесса. Составление смет — это часть составления проекта бюджета. Лишь после утверждения бюджета, из которого будут финансироваться расходы по смете, смета приобретает юридическую силу.

Смету расходов в резерве статей классификации расходов для бюджетные учреждений утверждает и подписывает, поставив печать на всех экземплярах сметы. руководитель организации. Сметы расходов бюджетных учреждений, непосредственно не подчиненных министерствам и ведомствам, утверждаются вышестоящими организациями которым они подчинены.

Предприятия, учреждения, организации непроизводственной сферы все собственные расходы осуществляется за счет бюджетных средств, которые определяются сметами.

Сметно-бюджетное финансирование — это метод безвозвратного, безвозмездного отпуска денежных средств на содержание учреждений, находящихся на полном финансировании из бюджета, на основе финансовых планов — смет расходов.

По этому методу финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, основанного на государственной или коммунальной форме собственности (бюджетная сфера). Объем предполагаемых расходов согласно сметам закрепляется в бюджетах, которые принимаются на соответствующих уровнях — в Государственном бюджете, бюджете Автономной Республики Крым и местных бюджетах. Сметно-бюджетное финансирование осуществляется на основе общих принципов бюджетного финансирования.

На сметно-бюджетном финансировании содержатся государственные и коммунальные:

• учреждения социальной сферы;

• образовательные учреждения — школы, средние специальные и высшие учебные заведения;

• учреждения здравоохранения — больницы и поликлиники, государственные и детские дошкольные учреждения;

• учреждения культуры — библиотеки, дома культуры, детские театры, объекты физической культуры;

а также:

• учреждения Министерства обороны, Пограничных войск, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины;

• органы законодательной и исполнительной власти, суды и прокуратура.

Основным документом, определяющим расходы бюджетных учреждений, является смета.

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и ежеквартальный распределение средств на содержание учреждений.

Финансирование из бюджета выполняется только на основе утвержденных смет расходов.

Правовое значение сметы состоит в том, что он определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию бюджетных средств, а также обязанности финансовых органов о предоставлении этих средств и их контроля.

По кругу охвата учреждений сметы делятся на индивидуальные, централизованные и сводные.

Централизованные сметы составляют министерства, ведомства, учреждения на проведение централизованных мероприятий.

Сводные сметы охватывают индивидуальные сметы. Индивидуальные сметы является индивидуальным финансово-правовым актом, устанавливающим особенности финансирования отдельных учреждений.

При сметно-бюджетном финансировании финансово-правовые отношения возникают только с момента утверждения сметы. В этом и заключается правовое значение сметы, который спямований на выполнение и конкретизацию финансово-правовых норм. Сметы бюджетных учреждений составляются в соответствии с классификацией доходов и расходов Государственного и местных бюджетов Украины.

Смету расходов бюджетного учреждения состоит из 4 частей:

1. Общие сведения.

2. Производственные показатели.

3. Расчеты по видам расходов.

4. Сводка затрат.

К общих сведений относятся: наименование бюджетного учреждения, адрес, бюджет, из которого она финансируется, с указанием номеров раздела, главы пункта по бюджетной классификации.

Во второй части приводятся данные паспортизации учреждения, на основании которых проводятся расчеты необходимых ассигнований: например, количество слушателей и преподавателей заведения, данные о материально-техническую базу и тому подобное. Третья часть сметы содержит экономические расчеты по каждой из статей по элементам затрат. В четвертой делается сведения затрат по статьям с распределением по кварталам года.

Размеры расходов по каждой статье сметы устанавливаются путем использования норм и экономических нормативов. Нормы расходов — это определенный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу.

По своим юридическим свойствам нормы подразделяются на обязательные и расчетные. Обязательные нормы устанавливаются актами высших органов государственной власти и управления и не подлежат изменениям (начисления на заработную плату). Расчетными нормам являются средние затраты на расчетную единицу. Они определяются самой бюджетным учреждением по согласованию с финансовыми органами.

По смыслам нормы делятся на материальные и денежные Материальная норма — это количественный набор продуктов или других материальных ценностей на одну расчетную единицу. В основе материальной нормы лежит размер расходов в натуральном выражении (затраты электроэнергии на 1 м2 площади), а в основе денежных — стоимостное отражение материальных норм (суточный размер питания на одного слушателя заведения).

Денежные нормы делятся на индивидуальные, комбинированные и укрупненные. Индивидуальные нормы применяются при составлении сметы отдельного учреждения, они устанавливают виды расходов (ремонт, освещение). К комбинированным относятся нормы, объединяющие расходы в рамках одной статьи или по нескольким статьям при взведенном планировании, а к укрупненной нормы относят все расходы, связанные с финансовым обеспечением всей бюджетного учреждения или его части.

Нормативы — это размеры расходов, которые не связаны с единицами нормирования (например, проценты начисления на заработную плату).

Поквартальное распределение бюджетных ассигнований по сметам должен отвечать поквартальном распределения расходов соответствующего бюджета. Смета составляется всеми учреждениями на календарный год и утверждается руководителями вышестоящих организаций не позднее чем через месяц после утверждения соответствующего бюджета. Одновременно со сметой на утверждение соответствующего бюджета подается штатное расписание учреждения. Финансирование учреждений без утвержденной сметы запрещается. Обеспечивает казначейское обслуживание государственного и местных бюджетов Государственная казначейская служба Украины. На основе ведения единого казначейского счета казначейство осуществляет расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, а также контрольные функции и другие.

Ассигнования, предусмотренные сметами, предоставляются распорядителям бюджетных средств. Распорядителей бюджетных средств , согласно Бюджетному кодексу Украины, выступают бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета. Наибольшая ответственность за эффективное и целевое использование средств возлагается на главных распорядителей бюджетных средств, которые распределяют и предоставляют средства распорядителям низших степеней.

Финансирование по Государственному бюджету Украины осуществляется Министерством финансов Украины путем предоставления главным распорядителям права использования бюджетных средств в учреждениях банков, определенных действующим законодательством. По бюджету Автономной Республики Крым, областных, окружных, городских (кроме городов районного подчинения) и районных бюджетах финансирование осуществляется соответственно Министерством финансов АР Крым, финансовыми отделами исполкомов органов местного самоуправления путем перечисления средств со счетов соответствующих бюджетов на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств в тех определенных законодательством учреждениях коммерческих банков, в которых открыты бюджетные счета предприятий, получающих финансирование. После получения средств из бюджета на свои счета главные распорядители в установленном порядке перечисляют средства на текущие счета подведомственных предприятий, организаций и учреждений — на счета распорядителей низшего степени.

По бюджетам городов районного подчинения, сельских и поселковых бюджетах финансирование осуществляется соответствующими исполнительными комитетами органов местного самоуправления. Таким образом, в финансировании расходов из бюджета участвуют все звенья бюджетной системы Украины.

Каждое отдельное бюджетное предприятие, организация или учреждение получают ассигнования только из одного бюджета. Распределение учреждений на те, которые финансируются из Государственного бюджета, и те, что получают ассигнования из местных бюджетов, осуществляется в зависимости от их значимости и подчинения. Из Государственного бюджета получают финансирование национальные учреждения; предприятия, организации и учреждения, подчиненные непосредственно министерствам Украины, государственным комитетам и ведомствам. Другие учреждения финансируются главным образом из соответствующих местных бюджетов.

Средства на финансирование бюджетных предприятий, организаций и учреждений отпускаются по статьям соответствии с бюджетной классификацией. Руководители — распорядители бюджетных средств имеют право увеличивать квартальные расходы по одной статье за счет соответствующего сокращения расходов по другим статьям без преувеличения общей суммы квартальных ассигнований по смете.

Такое увеличение допускается по всем статьям, кроме расходов на заработную плату, капитальные вложения, питание, стипендии, а для учреждений, финансируемых из государственного бюджета, а также за исключением расходов на приобретение оборудования и инвентаря.

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19

Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования: безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их, целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

Действуют также специальные принципы, свойственные сметно-бюджетному финансированию: получение средств государственными и муниципальными учреждениями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные средства выступают основным источником финансирования деятельности данных учреждений; финансово-плановым актом, который служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе экономических нормативов, утвержденных в установленном порядке.

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, включая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения государственных нормативов финансирования.

Объектами сметно-бюджетного финансирования являются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, мероприятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, Президента РФ и его Администрации.

Субъектами, получающими средства в таком порядке, выступают бюджетные учреждения. Согласно БК РФ бюджетным учреждением признается организация, созданная органом государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Перечень бюджетных расходов бюджетного учреждения определен в БК РФ. К ним отнесены: оплата труда работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам и др. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В соответствии с БК РФ бюджетное учреждение имеет статус «получателя бюджетных средств», в связи с этим бюджетное учреждение имеет законодательно закрепленные права и обязанности (на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе и др.).

В процессе финансирования бюджетные учреждения как получатели бюджетных средств вступают в правоотношения с органами, которым они подведомственны, имеющими статус распорядителей или главных распорядителей бюджетных средств.

84. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения.

Смета доходов и расходов — это документ, на основе которого производится финансирование бюджетного учреждения и отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. В ней отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности (в том числе доходов от оказания платных услуг), другие доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления государственных или муниципальных услуг и нормам и нормативам финансовых затрат на их предоставление. При этом расходы отражаются в общей сумме за счет бюджетных и внебюджетных источников, с выделением расходов за счет бюджетных средств. В смете отражаются:

· название и адрес учреждения;

· бюджет, из которого оно финансируется;

· коды функциональной классификации расходов (раздела, подраздела, целевой статьи, вида расхода);

· годовая сумма бюджетных ассигнований с поквартальной разбивкой по кодам экономической классификации расходов.

Суммы запланированных ассигнований по каждому виду расходов должны быть обоснованы соответствующими расчетами. Объем ассигнований по смете приводится в сумме, исчисляемой учреждением, и в сумме, принятой в соответствии с утвержденным бюджетом.

85. Внебюджетные средства бюджетных и автономных учреждений.

Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Установлено, три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям. Основными среди них являются специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.

Привлечения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.

За исключением общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями служат нормативные акты, действующие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления. Так, государственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйственно-финансовой и иной деятельности, предусмотренной уставами учреждений. В ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплено право государственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. В тоже время предпринимательская деятельность бюджетных учреждений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.

БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов. Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к казначейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку БК РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Подобный же порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней.

Бюджетные учреждения. Распоряжение доходами .В соответствии с новой редакцией БК РФ (ст. 41), доходы учреждений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг включаются в состав неналоговых доходов бюджетов (после принятия соответствующего Федерального закона).

Автономные учреждения Распоряжение доходами . Поступают в самостоятельное распоряжение и используются для достижения уставных целей. Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности АУ в случае сдачи в аренду с согласия учредителя имущества, находящегося на праве оперативного управления. Все доходы от аренды поступают в учреждение, но учредитель при этом не финансирует расходы на содержание сданного в аренду имущества (п.8-9 ст.2 Закона № 174-ФЗ)

Рекомендуемые страницы:

Бюджет образовательного учреждения

Сметное финансирование образовательного учреждения

Основные источники финансирования образовательного учреждения. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты

Финансирование образовательных учреждений

Одной из важнейших проблем российской экономики, которая связана, прежде всего, с развитием отрасли образования, является проблема обеспечения стабильного и обоснованного финансирования образовательных учреждений.

Путем финансирования распределяется и расходуется основная часть государственных денежных средств в нашей стране, предназначенная для решения различных задач, в том числе осуществления образовательной деятельности.

Финансирование – это безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности.

Финансирование из бюджета представляет собой часть общего расходования государственных денежных средств. Оно осуществляется на основе единых принципов: безвозвратность, целенаправленность, финансирование в меру выполнения работ или услуг и соблюдение финансовой дисциплины.

Финансирование образовательных учреждений или определенных мероприятий, осуществляемое из бюджетов разных уровней, представляет собой многоуровневое финансирование.

В связи с тем, что финансы в образовании – это важнейшая составная часть всей финансовой системы государства, финансовый механизм образования имеет как общие для всей экономики, так и специфические черты. Его специфика связана с особенностями формирования и использования денежных средств в сфере образовании в целом, в каждом ее звене и в различных образовательных учреждениях. Они, как правило, являются бюджетными организациями и финансируются из средств соответствующих бюджетов, то есть система образования потребляет выделяемые ей обществом ресурсы.

Финансовый механизм представляет собой совокупность источников, условий, форм и методов пополнения, распределения и использования финансовых средств органами управления образовательными учреждениями для обеспечения благоприятного положения и развития системы образования.

Современный финансовый механизм образования характеризуется сочетанием бюджетного финансирования с развитием дополнительных платных образовательных услуг и другими источниками финансирования (рис.4.6), поэтому он должен учитывать как бюджетное финансирование, так и внебюджетные средства. В этом случае принято говорить о многоканальном финансировании.

Рисунок 4.6 — Структура источников финансирования образовательных учреждений

Решение проблем, встающих перед образовательными учреждениями, определяется действующей системой финансирования образования, то есть принятым и реализуемым порядком распределения финансовых ресурсов, их прохождением, степенью свободы органов управления и образовательных учреждений в распоряжении ими, механизмами привлечения внебюджетных средств и другими факторами.

При этом следует учитывать особенности функционирования образовательных учреждений, которые проявляются, прежде всего, в непрерывности воспитательной и образовательной деятельности, обязательности летних отпусков. Поэтому важнейшим условием финансирования является регулярное, своевременное и в полном объеме поступление финансовых средств в образовательные учреждения. Несоблюдение даже одного из этих условий ведет к серьезному сбою в деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Потребность образовательного учреждения в средствах соответствующего бюджета определяется на основании сметы расходов, в соответствии с которой осуществляется расходование средств, что можно схематично представить следующим образом (рис. 4.7).

Рисунок 4.7 — Расходование бюджетных средств

Из схемы видно, что министерство рассылает подведомственным учреждениям утвержденные сметы, то есть годовой план финансирования с разбивкой по кварталам. Эти сметы образовательного учреждения представляются вотделения казначейства по месту своего нахождения для осуществления по ним расходования бюджетных средств. На основе получаемых от Министерства финансов РФ лимитов министерства и ведомства производят их распределение по подведомственным учебным заведениям и в виде реестров представляют это распределение казначейству. Лимиты – это контрольные цифры финансирования на предстоящий месяц или иной период, которые подтверждают тот факт, что указанная сумма будет обязательно выделена из бюджета и под эту сумму можно готовить документы по расходам, брать определенные обязательства. Имея утвержденную смету и получив лимиты, казначейство в случае их сопряжения, то есть когда лимиты не превышают сметных назначений и соответствуют постатейному распределению, подтверждает возможность расходования бюджетных средств. Образовательные учреждения представляют в казначейство документы на расходование бюджетных средств, а именно ведомости на выплату заработной платы, поручения на перечисление средств в фонды социального страхования, пенсионный фонд, налоговые платежи.

Если документы оформлены правильно и находятся в пределах подтвержденных обязательств, казначейство производит списание средств с бюджетного счета. Для этих целей, безусловно, необходимо точно знать, сколько средств будет получено из бюджета в том или ином квартале. Для этого орган, исполняющий бюджет, принимает на себя определенные обязательства по выделению бюджетных средств конкретному бюджетополучателю в конкретном квартале. Эти обязательства оформляются в виде лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление образовательного процесса, то есть на реализацию определенной образовательной программы.

В соответствии с действующим законодательством деятельность образовательного учреждения непосредственно финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Поскольку большинство существующих на сегодняшний день образовательных учреждений являются государственными или муниципальными, то и обеспечение их работы необходимыми средствами входит в задачу соответствующего бюджета.

Следует отметить, что в основе распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями лежит принцип финансового обеспечения функционирования образовательного учреждения, то есть финансирования его способности обучать определенный контингент студентов или учащихся и содержать находящиеся в нем материальные объекты.

Потребность образовательного учреждения в средствах определяется соответствующим набором критериев: контингент студентов или учащихся, действующая система оплаты труда, материальная база образовательных учреждений, нормы их обслуживания и т.д. Поэтому объективной тенденцией развития образовательных учреждений является постоянный рост потребности этих учреждений в финансовых средствах.

Исходя из того, что система образования России является преимущественно государственной, ее основными элементами выступают государственные и муниципальные образовательные учреждения, деятельность которых финансируется из федерального, регионального или муниципального бюджетов.

Образовательное учреждение, являясь бюджетной организацией, обеспечивается бюджетными средствами в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, который выступает основным документом, регламентирующим сметно-финансовую деятельность этих учреждений.

Основанием для выделения бюджетных средств образовательным учреждениям, например, профессионального образования является государственный заказ на подготовку кадров. В соответствии с ним этим учреждениям ежемесячно выделяются бюджетные средства, которые формируют значительную часть бюджета образовательного учреждения.

Основным источником финансирования образования, то есть учебно-производственной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива образовательного учреждения и оплаты труда его работников, служат средства государственного бюджета.

Как известно, бюджет – это совокупность финансовых средств, которыми располагает любой экономический субъект, – государство, территория, предприятие или семья. Так, в ст.6 Бюджетного кодекса РФ дается определение бюджета, как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Кроме того, бюджет (от англ. budget) – это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке; плановое исчисление доходов и расходов (смета) организации на определенный срок.

Выделяют следующие виды бюджетов: федеральный, региональный, муниципальный, консолидированный и бюджет учреждения.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на текущий период. Он предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. В нем определяется, какие товары и услуги должно приобретать государство, какие социальные расходы оно будет производить на здравоохранение, образование, оборону и др. Формирование средств федерального бюджета осуществляется за счет налога на прибыль организаций, НДС, акцизов, регулярных платежей и направляются в частности на содержание учреждений федерального подчинения, на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионов, нуждающихся в финансовой поддержке. Динамика бюджетных расходов на образование из средств федерального бюджета представлена в приложении 2.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Региональный бюджет субъекта Федерации характеризуется суммой денежных средств этого субъекта на определенный период, например, текущий финансовый год. Доходы этого бюджета формируются за счет налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акциза) и неналоговых поступлений (доходов от использования и продажи имущества, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ, сборов). Расходы регионального бюджета направляются на финансирование отраслей экономки данного региона, содержание социальной сферы и органов управления. Региональный бюджет употребляется в двух значениях: узком – бюджет субъекта Российской Федерации, и широком – консолидированный бюджет, который финансирует все местные бюджеты городов и районов региона.

Муниципальный (местный) бюджет представляет собой смету доходов и расходов местных органов управления (город, район, поселок). Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Доходы местного бюджета состоят из налогов, неналоговых доходов, субсидий и дотаций из федерального или регионального бюджетов, займов и банковских кредитов. Расходы местного бюджета составляют финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения и содержание органов управления. В России на долю местных бюджетов приходится от 20 до 30% общих доходов и расходов государственного и консолидированного бюджетов, в то время как в США, Германии и Японии – до 60% общих бюджетных расходов.

Консолидированный бюджет представляет собой результат агрегирования (суммирования) всех бюджетов государства – федерального, региональных и местных. Он необходим для определения суммарных доходов и расходов государства на определенной территории. В отличие от федерального и регионального бюджетов, консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом, так как это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Так, федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет учреждения представляет собой смету доходов и расходов организации, финансируемой из бюджета соответствующего уровня.

Таким образом, бюджетное финансирование в настоящее время играет решающую роль в обеспечении образовательных учреждений ресурсами. Именно этим объясняется то особое внимание, которое уделяется вопросам планирования и использования бюджетных средств в сфере образования.

В мировой практике выделяется три модели финансирования из бюджета: сметное финансирование, нормативное финансирование и бюджетное финансирование, основанное на дифференцированной грантовой поддержке.

Исторически так сложилось, что для нашей страны типичным стало сметное финансирование, то есть предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов.

Сметным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, получающих средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. По такой схеме финансируется бюджетная сфера, именуемая так в противоположность предпринимательству, а учреждения этой сферы получили название бюджетных.

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических, образовательных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы. Данное положение закреплено ст. 161 Бюджетного кодекса РФ. Среди бюджетных, как особая группа, выделяются государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Образовательные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако эти учреждения выполняют очень важные социальные функции, поэтому их деятельность финансируется из бюджетов соответствующих уровней.

Финансирование бюджетных, в том числе образовательных учреждений, осуществляется на основе сметы, то есть плана расходов бюджетного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом. Поэтому финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений называется сметно-бюджетным финансированием.

Расходы на содержание образовательных учреждений включают в себя, прежде всего, средства, выделяемые бюджетом соответствующего уровня на содержание учреждения, в том числе на выплату заработной платы работникам, на создание и поддержание материальной базы, выплату стипендий и обеспечение социальных льгот отдельным категориям учащихся.

Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов.

При этом не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Важную роль в вопросах финансирования образовательных учреждений играет бюджет этого учреждения. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств образовательного учреждения, закрепленная положениями, которые отражают основные принципы бюджетной системы:

Ø методическое единство внутренних финансовых систем;

Ø полнота учета доходов и расходов;

Ø гласность;

Ø распределение бюджетных полномочий по уровню руководства.

Другими словами, роспись доходов и расходов образовательного учреждения представляет собой бюджет этого учреждения.

Доходы бюджета образовательного учреждения – это денежные средства, поступающие в распоряжение администрации или руководителей отдельных подразделений. Доходы обычно состоят из бюджетных и внебюджетных поступлений. Бюджетные поступления осуществляются из бюджетов соответствующего уровня, а к внебюджетным можно отнести, главным образом:

· платные образовательные услуги;

· арендную плату от сдачи в аренду помещений;

· средства от деятельности приусадебного участка;

· средства попечительского совета.

Расходы – это денежные средства, направленные на обеспечение потребностей образовательного учреждения, его подразделений или отдельных работников. В статьях расходов выделяются оплата труда, начисления на заработную плату, материальные затраты, прочие расходы.

Плановый бюджет образовательного учреждения необходим для того, чтобы определить ресурсы для образовательной деятельности. А исполнение бюджета позволяет оценить эффективность деятельности образовательного учреждения.

Разница доходов и расходов определяет экономический результат финансового года. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета образовательного учреждения. Источники покрытия дефицита утверждаются в бюджете на очередной финансовый год либо переносятся как долг на последующий период.

Для решения различных задач образовательное учреждение может получить бюджетную ссуду как на возвратной основе, так и безвозмездно. Нецелевым использованием бюджетных средств является направление их на цели, не соответствующие условиям их получения или правилам внутреннего бюджетного устройства.

Средства, выделенные в соответствии с государственным заказом, регламентируются по отдельным элементам расходов. Перераспределение средств между видами ресурсов не допускается. Это касается стипендиального фонда, фонда оплаты труда, капитальных вложений в развитие образовательного учреждения и средств на текущие расходы.

Средства, полученные от коммерческой или производственной деятельности, распределяются по статьям образовательным учреждением самостоятельно на основе взаимного согласования заказчика и исполнителя.

Предприятия и ведомства могут передавать образовательному учреждению безвозмездно оборудование и материалы, здания, транспортные и технические средства, финансовые ресурсы. Этими средствами образовательное учреждение распоряжается самостоятельно.

Образовательное учреждение на условиях оперативного управления использует и распоряжается земельными участками, зданиями, оборудованием и всеми другими видами материальных ресурсов, выделяемых ему из государственного бюджета, а также полученных от предприятий и граждан или приобретенных за счет прочих источников. Образовательное учреждение имеет право за счет полученных средств приобретать, арендовать, заказывать необходимое ему оборудование и другие материальные ресурсы у любого предприятия или частного лица.

Лицевой счет государственных финансовых средств образовательного учреждения контролируется казначейством, установленные правила не допускают использование этих средств на нецелевые нужды. Например, направление бюджетных средств на погашение ранее взятого коммерческого кредита является финансовым нарушением. Именно поэтому образовательное учреждение при отсутствии поступления средств на выплату стипендии и заработной платы не может привлекать внебюджетные источники.

Главным внутренним распорядителем и контролером средств образовательного учреждения является Совет этого учреждения. Принимая годовой бюджет, Совет образовательного учреждения коллективным решением определяет плановую структуру поступающих доходов и направлений расходов.

Непосредственным распорядителем бюджетных средств образовательного учреждения является его руководитель.

Для финансирования отдельных направлений своей деятельности образовательное учреждение может создавать фонды целевого назначения. Правила поступления доходов и направления расходов для таких фондов регламентируются их положениями, принимаемыми Советом образовательного учреждения..

Такими фондами могут быть фонды финансовой поддержки библиотеки, материальной помощи персоналу, финансирования медицинских услуг, развития вычислительной техники и т. п. Как правило, подобные фонды имеют временный характер. После реализации поставленной цели они прекращают сове существование.

Целевые фонды могут образовываться для поддержки учебных и научных проектов, к которым, например, можно отнести программу совместной деятельности с другими образовательными учреждениями, программу создания внутриорганизационной компьютерной сети и другие проекты. Они могут реализовываться при финансовом обслуживании через фонд целевого назначения образовательного учреждения.

Распоряжается финансовыми средствами фонда целевого назначения специально назначаемый руководитель.

7.2. Понятие и сущность сметного финансирования.
Порядок составления, утверждения и исполнения сметы
государственных и муниципальных казенных учреждений
Современный экономический словарь определяет понятие «сметное финансирование» как «предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов согласно предоставленным сметам» <1>.
———————————
<1> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011 // СПС «КонсультантПлюс».
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что органы государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, государственные и муниципальные казенные учреждения, не имеющие собственных доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — бюджетных смет.
Статья 6 БК РФ определяет бюджетную смету как документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Лимит бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году либо в текущем финансовом году и плановом периоде (ст. 6 БК РФ).
Казенным, в соответствии со ст. 6 БК РФ, является государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных или муниципальных услуг, выполнение работ или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления.
Казенное учреждение — прежде не существовавший в РФ тип юридического лица. Т.В. Котенева обращает внимание на особенность правового статуса казенного учреждения, состоящую в сочетании в нем черт федерального государственного (муниципального) учреждения, с одной стороны, и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, с другой <1>.
———————————
<1> Котенева Т.В. Актуальные вопросы формирования учетной политики казенного учреждения // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 10. С. 26 — 38.
В соответствии с п. 19 ст. 15 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в виде казенных учреждений не могут быть созданы государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Правовой статус казенного учреждения регулируется ст. 161 БК РФ.
Казенное учреждение находится в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципального образования.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, регулируется БК РФ.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливаются (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // РГ. 2017. N 160; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.07.2017).
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением указанных требований, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
Оно обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.
Казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
На основании договора (соглашения) казенное учреждение вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Основным видом бюджетных ассигнований, предоставляемых казенным учреждениям, являются бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения их функций, в частности, по оказанию государственных (муниципальных) услуг, выполнению работ физическим и юридическим лицам (ст. 69.1 БК РФ).
В соответствии со ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений; денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников; командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами; закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Данный перечень, установленный ст. 70 БК РФ, является исчерпывающим: он устанавливает исключительные цели расходования казенными учреждениями бюджетных средств; предоставление средств на иные цели не допускается <1>.
———————————
<1> См., напр.: письмо Минфина России от 14 июля 2014 г. N 02-10-09/34216; Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (подготовлен для системы «КонсультантПлюс») // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
Смета — основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Бюджетная смета является росписью расходов учреждения по статьям бюджетной классификации РФ, т.е. достаточно детальным распределением расходов по их видам или группам. Степень детализации расходов определяется действующим порядком финансирования и зависит от субъективных факторов.
Так, в 1990 г. бюджетное финансирование выполнялось по 12 статьям, и этого было вполне достаточно. В настоящее время количество статей экономической классификации составляет более 160. Для осуществления любого конкретного расходования средств необходимо предусмотреть такой расход в смете, т.е. должно быть соответствующее сметное назначение по одной из более чем 100 статей расходов. Естественно, что на стадии подготовки планового документа — как минимум за несколько месяцев до планируемого периода — сложно предусмотреть все необходимые расходы в такой детальной классификации. Это влечет приблизительность при составлении сметы, необходимость ее корректировки, в том числе перемещения назначений между статьями расходов.
Порядок составления, утверждения и ведения сметы казенного учреждения регулируется ст. 221 БК РФ, в соответствии с которой его определяет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ.
Если казенное учреждение само является органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, его бюджетную смету утверждает руководитель этого органа.
При составлении бюджетной сметы казенного учреждения необходимо учитывать объемы финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренные при формировании планов, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на указанные цели.
Финансирование на основании бюджетной сметы осуществляется в отношении: казенных учреждений; обособленных (структурных) подразделений казенных учреждений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета; органов государственной власти (государственных органов); органов местного самоуправления (муниципальных органов); органов управления государственными внебюджетными фондами.
Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы установлены Приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н <1>.
———————————
<1> Приказ Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н (ред. от 30.09.2016) «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» // РГ. 2007. 22 дек. N 288.
В соответствии с п. п. 2 — 4 Приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений утверждает главный распорядитель средств бюджета, который вправе установить для отдельных учреждений (или групп учреждений) особенности в порядке составления, утверждения и ведения смет подведомственных ему учреждений; дополнить форму сметы дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения; дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей; формировать свод смет учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении.
Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа.
В случае если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, то при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы главный распорядитель средств бюджета вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.
Составление сметы представляет собой установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 Приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н).
Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются при утверждении сметы учреждения.
К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.
Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Смета реорганизуемого учреждения составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (п. 7 Приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н).
Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета или иным уполномоченным им лицом.
Смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета.
Смета обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение (п. 8 Приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н).
Утверждение сметы учреждения в порядке, установленном настоящим пунктом, осуществляется в порядке, установленном п. 1 ст. 219 БК РФ, не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Утвержденные сметы с обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, использованными при формировании сметы, направляются главному распорядителю бюджетных средств.
Ведение сметы представляет собой внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств (п. 11 Приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н).
Изменения в смету учреждения (свод смет учреждений) вносятся в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета (п. 14 Приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н).
Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей — сумм увеличения, отражающихся со знаком «плюс», и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус»:
— изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
— изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;
— изменяющих распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
— изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.
В случае если внесение изменений в смету требует изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств, эти изменения утверждаются после внесения в установленном порядке изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств.
Утверждение изменений в смету осуществляется руководителем, если иной порядок не установлен главным распорядителем средств бюджета.

Добавить комментарий