Культура правосознания

Соотношение правовой культуры и правосознания

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура представляет собой часть обшей культуры.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

  • идеологический элемент (правовая идеология);
  • психологический элемент (правовая психология);
  • поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей. К ним, в частности, относятся:

  • уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;
  • уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);
  • уровень правосознания граждан и должностных лиц;
  • уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов;
  • состояние правового образования, правовою воспитания и др.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей:

  • знания и понимания права;
  • уважения к праву в силу личного убеждения;
  • умения пользоваться правом;
  • подчинения своего поведения требованиям норм права.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

— Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

— Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

— Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

— Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

— Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

— Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

— Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

— Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

— Массовое — правосознание обширных масс людей.

— Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

— Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

— Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

— Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

— Познавательная функция — определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

— Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

— Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

— Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

1. Понятие, структура, виды и функции правосознания

2. Формы деформации правосознания. Правовой нигилизм, правовой идеализм.

3. Правовая культура: сущность и виды.

4. Правовое воспитание.

1. Понятие, структура, виды и функции правосознания

Правосознание возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание оказывают воздействие: социально-политические, экономические, культурные, правовые факторы. Взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правовое мировоззрение.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого — высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это — разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

Юридическое мировоззрение было отличительной чертой общественного сознания древних римлян. Римское частное право – защита частной собственности.

Для буржуазного общества характерно юридическое мировоззрение с учетом принципов свободы, равенства, справедливости, гуманизма.

Особую роль правосознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике. В истории нашей страны использовалось «революционное правосознание».

Правосознание — это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, правам, обязанностям, правосудию и т.д.)

Элементы правосознания:

— правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды, принципы, требования общества и населения;

— правовая психология — совокупность правовых чувств, ценностей, настроений, желаний, переживаний, эмоций. В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость и т.д. В соответствующих случаях назначаются психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям.

Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Это — психологическая сторона правосознания.

— поведенческие элементы (привычки, установки, готовность к деятельности…)

Функции правосознания:

1. Познавательная (получение юридических знаний). Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

2. Оценочная (определенное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики). Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет «что такое хорошо» и «что такое плохо» в правовой сфере.

3. Регулятивная (правовые установки и ценностно-правовые ориентации).

4. Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование — важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован. Типичный пример — принятые в середине 1980-х гг. (в разгар «перестройки») так называемые антиалкогольные законы, принесшие при их реализации только вред. Прогнозирование включает в себя учет всех объективных и субъективных факторов, могущих повлиять на правовое развитие страны, ход правовой реформы.

Основные черты правосознания:

— является одной из форм общественного сознания;

— состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

— носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

— обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

— в отдельные периоды развития общества является формой права;

— ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

— Общественное правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества (пенсионеров, студентов, военнослужащих…)

— Индивидуальное правосознание — это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен, зависит от возраста, опыта, образования…

— Массовое, «эффект толпы». Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы — это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться.

Таким образом, провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Слухи! Соль подорожает! Вижу огни!

Социологи различают понятия «толпа», «массы» и «народ».

2. По уровням правосознание делится на обыденное (эмпирическое), научное (доктринальное) и профессиональное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений — в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание — это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.

2. Формы деформации правосознания. Правовой нигилизм, правовой идеализм.

Деформация правосознания — это искажение позитивных (положительных) идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Это противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, отрицание правовой системы и ее необходимости; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер — это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Виды деформации правосознания

Правовой инфантилизм — бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.

Правовой дилетантизм — вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям.

Правовой нигилизм

Нигилизм как общесоциальное явление. Нигилизм вообще (в переводе с лат. — «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике.

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. Выбираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. Развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках, глумление над людьми старшего поколения, их романтизмом, верой в будущее. «У нас все плохо, у них все хорошо».

В то же время значительные слои населения резко осуждали «танцы на гробах».

Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции. Ниспровергались не только коммунизм, партия, идеология, режим, но и (вольно или невольно) страна, культура, народность, традиции, государственность.

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.

В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе — то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право.

Не зря говорят: «На Руси всегда правили люди, а не законы». Отсюда — наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Герцен: жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. Салтыкова-Щедрин: суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества.

Политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий.

Некомпетентность и бестолковость чиновников.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Формы выражения правового нигилизма.

1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Это уголовно наказуемые деяния, гражданские, административные, дисциплинарные.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) стремятся жить по «своим правилам», а не по требованиям правовых норм. Неисполняемость законов — признак бессилия власти. Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение.

Еще римские юристы провозгласили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Они также утверждали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. В России сложилась ситуация, когда игнорирование юридических норм, самой Конституции стало привычкой.

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. Коллизии в праве.

Между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между федеральными и региональными актами.

4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции.

Целесообразность может быть государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной.

5. Конфронтация (противостояние) представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.

6. Нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам.

Характерные черты современного правового нигилизма:

— подчеркнуто демонстративный, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

— глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

— многообразие форм проявления — от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;

— особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

— слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый разрушительный процесс;

— охват всех сфер жизни, тотальный характер.

Пути преодоления правового нигилизма.

Повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.

Выход общества из социального, экономического, политического, духовного, нравственного кризисов.

Правовой фетишизм (или идеализм) — гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.

2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.

3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.

Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм — его переоценку, идеализацию. Оба эти явления происходят из-за юридического невежества, неразвитого и деформированного правосознания, дефицита политико-правовой культуры.

Идеи о возможности принципиального изменения общества с помощью одних только мудрых законов — древнего происхождения: Платон, французские просветители.

В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды — оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют.

Якобы достаточно принять хорошие, умные законы, как все сложнейшие и острейшие проблемы общества будут решены.

Нужны, прежде всего, социальные, экономические, политические, организационные и иные меры — плюс законы. Лишь совокупное действие всех этих факторов может дать желаемый эффект.

Закон, как известно, есть официальное признание факта и не более того. Он лишь оформляет, «протоколирует» реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны, так как проверены практикой.

Любому государству хочется побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в Конституции желаемые отношения.

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали «неподъемный груз», возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались.

Инерция политического и правового идеализма идет еще от старых коммунистических времен, когда господствовал своего рода культ всевозможных планов, решений и постановлений — «исторических», «судьбоносных», «эпохальных» о дальнейшем развитии, усилении, укреплении, повышении чего-либо… Насаждалась безоглядная вера в их магическую силу. И все они, как правило, переводились на язык законов, которые из-за этого сильно напоминали партийные резолюции.

Например, указы и другие акты о борьбе с коррупцией и преступностью давно охарактеризованы в печати как популизм, демагогия. Они не только не приводят ни к какому прорыву в данной области, а, скорее, наоборот, усугубляют положение, подрывают веру людей в закон и власть.

«Федеральная программа борьбы с преступностью принята для того, чтобы сказать: уважаемая общественность, борьба с преступностью ведется».

В это вкладываются огромные деньги.

Если тот или иной закон не работает, это еще не означает, что он плох. Не все зависит от самого закона. Определенные слои населения психологически не готовы к переменам, нередко сопротивляются им. Юридические нормы не могут развязать тугие клубки возникающих противоречий, а в ряде случаев встречают противодействие. Еще Дж. Локк советовал: «Создавайте немного законов, но следите за их соблюдением».

Правовая демагогия — общественно опасное, внешне эффектное воздействие отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

3. Правовая культура: сущность и виды

Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

Люди соблюдают или не соблюдают законы не столько по причине правовой осведомленности, но вследствие отношения к праву и к практике его применения.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура — важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

В отечественной юриспруденции — Гранат, Кейзеров, Каминская, Ратинов, Сальников, Семитко, Синюков и др.

Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю.

Характерные черты правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Правовая культура отдельных социальных общностей — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп. Высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества.

Правовая культура общества — это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их социальная эффективность.

Высокий уровень правовой культуры — важнейший признак правового государства. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в управлении государственными, общественными делами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации — радио, телевидения, печати, Интернета.

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.

Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры, и наоборот.

4. Правовое воспитание

Правовое воспитание — целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Цель правового воспитания — выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Воспитание человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право — свое и чужое.

Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое — правосознание обширных масс людей.

Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:

идеологический элемент (правовая идеология);

психологический элемент (правовая психология);

поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей. К ним, в частности, относятся:

уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;

уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);

уровень правосознания граждан и должностных лиц;

уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов;

состояние правового образования, правовою воспитания и др.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей:

знания и понимания права;

уважения к праву в силу личного убеждения;

умения пользоваться правом;

подчинения своего поведения требованиям норм права.

В правовой культуре встречаются негативные примеры правового нигеризма и правового фетишизма. Правовой нигеризм – это пренебрежение законом, отрицание правовых норм, незнание. Правовой фетишизм – это преувеличение роли закона в жизни общества, приминение правовых норм в той сфере где это не требуется.

Понятие, структура, функции, виды правосознания.

Правовая культура общества и личности.

Понятие, структура, функции, виды правосознания. Правосознание — это отношение к праву. Правосознание характеризуется совокупностью идей, чувств, построений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к деяниям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

Правосознание — одна из форм общественного сознания. Поэтому правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом. В то же время правосознание обладает своими особенностями, позволяющими отнести его к относительно самостоятельным явлениям.

К этим особенностям относятся:

1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, тех, которые составляют правовую сферу жизни общества;

2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности, т. е. посредством юридических понятий, категорий, правовых принципов, правовых обычаев и т. д.;

3) способность к опережающему отражению правовой действительности, поскольку на нем могут сказываться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление;

5) способность воздействовать на социальные процессы, преобразования, реформы, как ускоряя социальные процессы, так и затормаживая их развитие.

В структуре правосознания выделяют два элемента: правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая психология — это отношение к праву на эмоциональном уровне, т. е. в виде настроений, переживаний, чувств. Например, чувство страха перед уголовным наказанием, чувство протеста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми; чем выше уровень правовых знаний, тем адекватнее чувства по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

Правовая идеология представляет собой систему идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.

По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, знанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность.

Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга.

Функции правосознания. Выделяют три главные функции правосознания: познавательную, оценочную и регулятивную.

Познавательная, или информационная, функция направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе сведений о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, ее осмысления невозможно выработать конкретное отношение к праву.

Оценочная функция состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей о них. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности, т. е. ее предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Правовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию личности, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значимой ситуации.

Таким образом, в выборе варианта поведения важную роль играют правовая ориентация личности, ее ценностное отношение к праву.

Регулятивная функция основывается на первых двух функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения или действий с учетом правовой установки и правовой ориентации.

Виды правосознания. Виды правосознания разделяются по субъектам-носителям и уровню правосознания.

По субъектам-носителям выделяют три вида правосознания: индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное.

Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей.

Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы определяется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право.

Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным, групповым правосознанием, но не сводится к ним.

Одновременно общественное правосознание непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносятся как единичное, особенное и общее.

Уровни правосознания.Уровни правосознания отражают глубину познания и отражения правовой действительности. Выделяют следующие уровни правосознания: обыденное и теоретическое (научное).

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом лица, в частности его информированностью о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, образцами поведения, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации.

Научное правосознание формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает достаточно высокий уровень государственно-правовой действительности.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы: адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др., имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, понимающие ценность правопорядка и законности в обществе.

Но профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые юридической практикой, например обвинительный уклон, формализм, стремление действовать в соответствии с «буквой», а не «духом» закона.

В характеристике разных типов и видов правосознания учитываются сам характер типа правовой системы, общества, в котором она действует, факторы, воздействующие на содержание и функционирование правосознания.

Правовая культура общества и личности. Понятие «правовая культура» отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.

Понятие «правовая культура» определяется различными авторами по-разному. Чаще всего правовая культура определяется как качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем и выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека.

Правовая культура характеризуется тем, что:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества и тем самым характеризует правовые ценности общества;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, в связи с чем, для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, поскольку право представляет собой социальную ценность и юридическое богатство общества;

4) составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;

5) зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6) служит условием и предпосылкой формирования правового государства.

Структура правовой культуры и ее уровни. Среди элементов правовой культуры выделяют:

1) уровень развития правосознания населения;

2) развитие правовой деятельности (поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении);

3) степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества. Но уровень правовой культуры раскрывает и индивидуальные правоприменительные акты.

Все три элемента тесно взаимосвязаны.

Правовая культура проявляется в трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений.

Профессиональный уровень свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретический уровень правовой культуры включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права.

Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профессиональная культура, так как она определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата, политических объединений.

В юридической литературе выделяют формы, в которые облекается правовая культура: правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения.

Правовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения, а ее высокий уровень немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам, в первую очередь юристам-профессионалам, и зависит от правосознания данной группы, в том числе от правовых ценностей, принятых в данном обществе, правовых ориентаций данной группы.

Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений.

Она непосредственно связана с общим культурным уровнем населения, зависит от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства, а также от прочности правопорядка, существующего в стране.

Функции правовой культуры. В юридической литературе выделяют шесть группфункций правовой культуры: познавательно — преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Содержание познавательно-преобразовательной функции направлено на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважение ее достоинства.

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы и внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов и групп населения разнообразных фактов, имеющих ценностное значение.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и, заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Все перечисленные функции связаны между собой, и на практике их бывает трудно разграничить.

Правовой нигилизм и его истоки. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к правувплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

Правовой нигилизм имеет сложный характер и разнообразные формы выражения. Одной из форм этой правовой идеологии являются некоторые теоретические доктрины, например анархизм и левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П.Ж. Прудона (1809 — 1865), М. Штирнера (1806—1856), М.А. Бакунина (1814 — 1876), П.А. Кропоткина (1842 — 1921).

Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отношению к праву позиций, установок, стереотипов, неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушения законов и различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений и даже массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц.

К формам проявления правового нигилизма относят также принятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической техники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финансированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих.

К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.

К формам выражения правового нигилизма принято относить нарушение прав человека, слабую эффективность правовой защиты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.

Формой существования правового нигилизма нередко считают и трактовку права как чисто инструментального средства, или как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем право представляет собой самостоятельную социальную, историческую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.

С развитием общественной жизни, ее усложнением могут появиться и другие формы нигилизма.

Имеются также уровни существования правового нигилизма, например:

а) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;

б) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);

в) правовой нигилизмконкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решенийправовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.

Пути преодоления правового нигилизма. Процесс преодоления правового нигилизма длительный, трудный, требующий больших усилий со стороны, как государства, так и общества в целом. Такими путями являются:

— формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориентированной на личность, на приоритетность ее прав;

— утверждение в обществе приоритета правовых ценностей, правовых средств разрешения любых конфликтов;

— воплощение в жизнь режима законности и правопорядка;

— совершенствование законодательства;

— повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, особенно судебной защиты прав и свобод личности;

— повышение общей и правовой культуры населения;

— подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов.

Правовой идеализм. Антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по негативным последствиям, является правовой идеализм или юридический фетишизм. Он представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Иногда считают, что достаточно принять хороший закон и положение дел само собой улучшится. Однако право не всесильно, и правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их реализации и подготовленной почвы для их действия.

Таким образом, правосознание – это совокупностью идей, чувств, построений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к деяниям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

Правовая культура определяется как качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем и выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека.

Контрольные вопросы:

1. Что такое правосознание? Каковы его основные функции? Определите структуру правосознания.

2. В чем состоит различие между правовой психологией и правовой идеологией?

3. Классифицируйте правосознание по субъектам и уровню восприятия.

4. Что представляет собой правовая культура? Что является составляющими элементами правовой культуры? Какие функции выполняет правовая культура?

5. Определите цель и значение правового воспитания в жизни общества.

6. Дайте характеристику правового нигилизма. Выявите субъективные и объективные причины правового нигилизма. Покажите наиболее ярко выраженные формы правового нигилизма. Какие существуют способы преодоления правового нигилизма?

7. Что представляет собой правовой идеализм? Назовите наиболее характерные черты правового идеализма. Что может являться причинами правового идеализма?

Список литературы:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. (для юрид. вузов) – Москва: Омега-Л, 2007. С. 559 – 573.

2. Головистикова Е.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. — М., Изд-во Эксмо, 2005.

3. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 462 — 475.

4. Теория государства и права. Учебник. /Под ред. М.Н. Марченко – М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО. 2005.

5. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. – М: Юрайт-Издат, 2005. С. 547 — 564.

6. Теория государства и права (конспект лекций в схемах). – М.: Приор-издат, 2004. С. 161 – 171.

7. Учебно-методические разработки по курсу «Теория государства и права» (для слушателей очного отделения факультета таможенного дела). М.: РТА, 2004.

8. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2004. С. 160 — 168.

Добавить комментарий