Социальное обслуживание детей

Социальное обслуживание детей

Правом на социальное обслуживание закон наделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, чья жизнедеятельность объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для оказания социальных услуг несовершеннолетним, нуждающимся в социальной реабилитации, создаются специализированные учреждения:

  1. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  2. социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
  3. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства, пребывания и (или) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

  1. личное обращение несовершеннолетнего;
  2. заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
  3. направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  4. постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
  5. акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

  1. принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  2. оказывают несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям социальную, психологическую и иную помощь в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
  3. содержат несовершеннолетних на полном государственном обеспечении, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
  4. уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;
  5. содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются специальные образовательные учреждения:

  • детский дом (для детей раннего, от полугора до трех лет; дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
  • детский дом — школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
  • специальная (коррекционная) школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Содержание и обучение воспитанников в учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, чьи родители лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья. Правовой статус приемной семьи закреплен в Положении «О приемной семье», утвержденном Правительством РФ от 17 июля 1996 г. № 829.

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей: дети-сироты; дети, чьи родители неизвестны или лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. При передаче ребенка (детей) в приемную семью учитывается его мнение и согласие администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, где находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Виды социального обслуживания детей

Виды социального обслуживания детей в основном соответствуют видам социального обслуживания, предусмотренных для всех граждан. Однако, существуют специфические виды социального обслуживания, предназначенных только для детей.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрен целый ряд видов социального обслуживания, которые могут получать и дети.

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // «Российская газета» от 26 августа 1998 г. социальное обслуживание детей может осуществляться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые создаются для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.

Основными задачами учреждения являются:

· оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

· осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

· оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности учреждения являются:

· организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

· диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

· организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

· психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

· проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

· оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

· анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

Согласно Типовому положению об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // «Российская газета» от 19 сентября 1997 г. учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. В данных учреждениях также оказывают услуги по социальному обслуживанию детей.

Социальное обслуживание детей осуществляется в учреждениях, действующих в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г., 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2693.

Это следующие учреждения:

· детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основные задачи данных учреждений:

· создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

· обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

· освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

· обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

· охрана прав и интересов воспитанников.

Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

Воспитанники учреждения имеют право на:

· бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

· защиту своих прав и интересов;

· уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

· удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

· защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

· развитие своих творческих способностей и интересов;

· получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

· отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Социальные приюты для детей действуют на основании Примерного положения о социальном приюте для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» // «Российская газетае» (выпуск выходного дня N 49) от 9 декабря 2000 г.

В соответствии со своими задачами приют:

· совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

· обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

· обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

· организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;

· содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

· уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

· на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

· на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно статье 9 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС «О социальном обслуживании населения Ростовской области»

Социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми осуществляется в следующих формах:

· предоставления временного приюта детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

· организации дневного пребывания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· консультативной помощи детям, семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социального патронажа;

· реабилитационных услуг несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Право на получение социальных услуг в учреждениях социального обслуживания семьи и детей имеют несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.

Помещение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждения социального обслуживания семьи и детей осуществляется на основании:

· личного обращения несовершеннолетнего;

· заявления родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

· направления органа управления социальной защиты населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

· акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в учреждение.

Социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей предоставляются бесплатно.

Несовершеннолетние находятся в учреждении в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

Не допускается содержание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации и Ростовской области.

Постановление Главы Администрации Ростовской области от 4 ноября 1998 г. N 458 «Об открытии областного социального приюта для детей и подростков в Октябрьском сельском районе» в 4 квартале 1998 года открыто областное государственное учреждение — Областной социальный приют для детей и подростков на 30 мест в Октябрьском сельском районе (п. Каменоломни, ул. Мокроусова, 44-а) за счет средств областного бюджета.

Таким образом, дети могут получать социальное обслуживание в виде социальных услуг, как предусмотренных законодательством для всех категорий, так и персональных услуг для детей.

ГОСТ Р 52888-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Социальные услуги детям

Social services of the population. Social services to children

ОКС 03.080.30

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1182-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы:
— Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ;
— федеральных законов Российской Федерации:
— от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
— от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
— от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
— от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
— от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
— Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье»

5 Взамен ГОСТ Р 52888-2007
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Нестоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее — учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без статуса юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг детям следующих групп, находящимся в трудной жизненной ситуации:
— детям-сиротам, безнадзорным, беспризорным;
— детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки;
— детям, подвергшимся физическому или психическому насилию;
— детям с ограниченными умственными и физическими возможностями;
— детям с отклонениями в поведении;
— детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;
— самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов;
— детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
— детям, проживающим в северных регионах;
— детям, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий;
— детям, оказавшимся в экстремальных условиях:
— детям, проживающим в неполных, многодетных и малоимущих семьях или в семьях, находящихся в социально опасном положении;
— детям, заблудившимся или подкинутым;
— детям — жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
— детям, отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учреждения социального обслуживания детей в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг детям должны выполнять требования настоящего стандарта.

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

4 Общие положения

Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями законов Российской Федерации (см. пункт 4 предисловия), ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495 и ГОСТ Р 52498.

4.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие виды социальных услуг, предоставляемых детям:
— социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности детей в быту в условиях нахождения в учреждениях социального обслуживания и на подготовку детей к самостоятельной жизни после выпуска из учреждений;
— социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение в должном порядке здоровья детей;
— социально-психологические, предусматривающие коррекцию психического состояния детей для их социальной адаптации в обществе;
— социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении детей, аномалий их личного развития, формирование у них позитивных интересов;
— социально-экономические, направленные на поддержание и/или улучшение жизненного уровня детей;
— социально-правовые, направленные на оказание детям юридической (правовой) помощи, защиту их законных прав и интересов.

4.2 Первостепенное внимание в стандарте уделено социальным услугам, направленным на обеспечение социальной безопасности детей, заключающейся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как трудная жизненная ситуация, характеризуемая возможными бедностью, бездомностью, безработицей, опасностью вовлечения в криминальные структуры и другими подобными факторами. Предоставление этих услуг обеспечивает социальную безопасность детей по всем аспектам (социально-бытовому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-реабилитационному, социально-юридическому) во время пребывания детей в учреждениях социального обслуживания, а также направлено на предварительную подготовку детей к самостоятельной жизни после выпуска из учреждений с целью обеспечения их бытовой, экономической и юридической независимости, создания для них условий жизнедеятельности, необходимых для их дальнейшего самоутверждения в обществе в условиях новой жизни.

4.3 В настоящем стандарте установлен следующий порядок изложения социальных услуг: услуги, направленные, в первую очередь, на обеспечение социальной безопасности детей, изложены в начале каждого подраздела, определяющего соответствующий вид услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые), затем следует изложение прочих социальных услуг, предоставляемых детям.
Исключением является изложение порядка предоставления социально-правовых услуг (см. 5.6), где все услуги самым непосредственным образом направлены на обеспечение социальной безопасности детей

5 Состав, объемы и формы социальных услуг

5.1 Социально-бытовые услуги

Социально-бытовые услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:

5.1.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности детей:
— выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
— обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением им полного государственного обеспечения в том числе, бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
— разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:
— выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
— восстановление утраченных контактов и связей внутри семьи;
— содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации, получении специальности и в решении (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей;
— подготовку к самостоятельной семейной жизни;
— решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них;
— содействие органам опеки и попечительства в оформлении документов для предоставления жилья детям — выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
— социальный патронаж детей;
— оказание помощи в организации (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) размещения детей прибывших без родителей из зон военных и межрегиональных конфликтов, в семьях, способных их принять (приемных семьях);
— участие в организации поиска родителей, родных и близких детей, прибывших без родителей.

5.1.2 Прочие социально-бытовые услуги:
— содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
— формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
— обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
— предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
— содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации; организация приема, размещения, отдыха и питания этих детей;
— социально-бытовые услуги детям, проживающим в северных регионах (предоставление усиленного питания, обеспечение специальной одеждой для защиты от гнуса и клещей, теплой одеждой и обувью, организация летнего отдыха детей с выездом в районы с благоприятными климатическими условиями);
— социально-бытовые услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий (обеспечение детей питанием с лечебно-профилактическими свойствами, предоставление специализированного транспорта для оказания неотложной помощи).

5.2 Социально-медицинские услуги

Социально-медицинские услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:

5.2.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности детей:
— содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— санитарно-просветительская работа;
— проведение мероприятий по профилактике обострения хронических и предупреждению инфекционных заболеваний;
— проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемиологической работы;
— индивидуальная работа по предупреждению появления вредных привычек и избавлению от них;
— содействие в организации и проведении диспансеризации детей, находящихся на обслуживании в стационарных условиях;
— оказание санитарно-гигиенической помощи самостоятельно проживающим детям — выпускникам детских домов, школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации, а также детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о них или пренебрегающими родительскими обязанностями;
— оказание необходимой помощи детям, страдающим ранней алкоголизацией и наркоманией;
— подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству;
— социально-медицинский патронаж детей.

5.2.2 Прочие социально-медицинские услуги:
— систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей;
— проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;
— медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждения, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, организация первичной доврачебной помощи, направление, при наличии показаний, на лечение в стационарные медицинские учреждения;
— содействие в оказании специализированной помощи детям с ограниченными возможностями: осуществление лечебных оздоровительных мероприятий для детей, направление их (при необходимости) в лечебные учреждения, содействие в оформлении документов на освидетельствование учреждениями медико-социальной экспертизы;
— содействие в обеспечении детей согласно медицинским показаниям лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
— содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их в оздоровительные лагеря и на санаторно-курортное лечение;
— проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением психологов и психотерапевтов;
— содействие в организации проведения профилактических мероприятий, позволяющих снизить риск распространения инфекционных заболеваний среди детей в семьях беженцев и вынужденных переселенцев, содействие в организации проведения углубленных медицинских осмотров прибывающих детей, их бактериологическое обследование и обязательная иммунизация, содействие в прохождении диспансеризации;
— содействие в организации медицинского обследования и необходимого лечения детей, прибывающих без родителей, а также проведение, в случае необходимости, судебно-медицинской экспертизы в целях установления их возраста;
— оказание помощи в организации и проведении прививок против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также, по эпидемиологическим показателям, — детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— содействие в профилактике и лечении хронических и социально обусловленных заболеваний среди детей из северных регионов (туберкулеза, гельминтозов, педикулеза и др.), а также алкоголизма, токсикомании, оказание помощи в обеспечении необходимых санитарно-гигиенических условий проживания и питания этих детей, обеспечение их высокоэффективными противопаразитарными лекарственными препаратами, предназначенными для применения в северных регионах;
— организация проведения комплекса оздоровительных мероприятий среди детей в очагах гельминтозов;
— организация оздоровления и санаторно-курортного лечения детей из северных регионов согласно медицинским показаниям;
— содействие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи детям при установленной причинной связи заболевания с воздействием радиации в результате радиационных аварий;
— содействие в проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационно-компенсаторных реакций организма детей, подвергшихся воздействию радиации.

5.3 Социально-психологические услуги

Социально-психологические услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:

5.3.1 Социально-психологические услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности детей:
— психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определение степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
— психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;
— психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, в возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
— формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
— подготовка детей к самостоятельной семейной жизни;
— социально-психологический патронаж детей.

5.3.2 Прочие социально-психологические услуги:
— проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обуславливающих отклонение в состоянии их психического здоровья;
— распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
— диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе;
— психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации детей, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личного развития и поведения детей;
— психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций;
— психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для них людьми;
— экстренная психологическая помощь детям по телефону;
— психологическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса;
— оказание психологической помощи детям, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий, в преодолении негативных последствий этих аварий, повышении их социально-психологического самочувствия, устранение тревоги и страха за будущее.

5.4 Социально-педагогические услуги

Социально-педагогические услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:

5.4.1 Социально-педагогические услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности детей:
— психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
— педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
— обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
— коррекция педагогической запущенности детей;
— содействие в организации профобучения детей;
— консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
— социально-педагогический патронаж детей, направленный на профилактику отклонений в поведении и аномалий в личном развитии детей, формирование у них позитивных интересов, нормальных отношений с родителями и окружающих их взрослыми.

5.4.2 Прочие социально-педагогические услуги:
— социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школьному обучению;
— содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
— оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы;
— организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий;
— создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
— содействие в создании условий для нормального обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного проживания;
— содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям компенсирующего обучения, создание благоприятных условий для социально-культурной адаптации, эстетического воспитания и развития творческих способностей детей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию: игре, познанию, труду, общению;
— обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок ремесел, изобразительного и прикладного искусства детей в центрах временного размещения, местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
— организация праздничных представлений и театрально-концертного обслуживания детей в местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
— создание условий для нормального обучения и воспитания детей народов северных регионов (обеспечение учебными пособиями на родных языках, пособиями для начального профессионального образования по традиционным видам хозяйствования, книгами о Севере для внеклассного чтения с популярно изложенными текстами энциклопедического характера, оказание помощи в получении равных со сверстниками из других регионов возможностей получения общего и начального профессионального образования независимо от этнической принадлежности и степени транспортной доступности места проживания, оказание педагогической помощи в преодолении трудностей в школьном образовании, связанных с недостаточной работоспособностью и быстрой утомляемостью, проявляющимися в снижении памяти, внимания и приводящими к неспособности обучения традиционными методами).

5.5 Социально-экономические услуги

Социально-экономические услуги детям направлены на обеспечение их экономической устойчивости.
Социально-экономические услуги предоставляют в следующих объемах и формах:
— содействие в оказании материальной помощи;
— обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
— содействие в предоставлении временного помещения для проживания;
— содействие в решении вопросов трудоустройства детей;
— компенсация расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций;
— обеспечение детей при выписке из учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;
— содействие в организации летнего отдыха и оздоровления;
— содействие (через органы опеки, попечительства и занятости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
— содействие в предоставлении жилья выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, обучение детей основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.);
— консультирование по вопросам самообеспечения;
— социально-экономический патронаж, направленный на поддержание и улучшение жизненного уровня детей.

5.6 Социально-правовые услуги

Социально-правовые услуги, изложенные в настоящем подразделе, направлены на обеспечение социальной безопасности детей. Социально-правовые услуги предоставляют в следующих объемах и формах:
— консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
— оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей;
— оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
— содействие в осуществлении мер социальной поддержки детей, установленных законодательством Российской Федерации;
— обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;
— содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания;
— содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
— оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям мер социальной поддержки, положенных им в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей;
— оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей, подвергающих детей любым формам физического или психологического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми;
— участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве;

— консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей);
— оказание правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
— оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание;
— социально-правовой патронаж детей.

УДК 658.382.3:006.354

ОКС 03.080.30

Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная служба, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или нуждающиеся в жизненном устройстве, социальная адаптация, социальная реабилитация, социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-реабилитационные услуги, социально-правовые услуги, социальная безопасность детей, услуги по социальному обеспечению детей

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Добавить комментарий