Социальное партнерство коллективный договор

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 11

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – «ТК РФ») установлено, что одной из наиболее важных задач трудового законодательства является создание правовых условий для достижения согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей), государственных органов, для правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, а так же

привлечение работников и профессиональных союзов к участию в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

А в перечне актов, регулирующих трудовые отношения (ст. 5 ТК РФ) наряду с кодексом и федеральными законами, указаны формы договорного регулирования трудовых отношений, такие как коллективные договоры и соглашения, как правовые акты, регулирующие трудовые отношения (ст. 9 ТК РФ). Коллективные договоры и соглашения не могут противоречить нормативно-правовым актам (ТК РФ, Федеральные законы, Указы президента и т.д., в соответствии со ст. 9 ТК РФ). С другой стороны коллективные договоры и соглашения обладают большей юридической силой, нежели локальные акты работодателя, в соответствии со ст. 8 ТК РФ последние принимаются в соответствии и не могут противоречить им.

Предметом настоящего исследования является сравнительно-правовая характеристика коллективных договоров и соглашений

1. Социальное партнерство.

В соответствии со ст. 23 ТК РФ Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство проявляется в формах участия представителей работников и работодателей с или без участия представителей государственных или муниципальных органов, в коллективных переговорах по заключению коллективных договоров или соглашений различных уровней, и некоторых других формах.

Определение таких договоров и соглашений, порядок их заключения, изменения и прекращения, стороны, порядок участия представителей, сфера действия и иные положения предусмотрены отдельными главами ТК РФ.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. (ст. 40 ТК РФ)

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. (ст. 45 ТК РФ)

На основании данных определений можно выделить некоторые сходства и различия:

1) Оба являются правовым актом, то есть документ, содержащий обязательные к применению нормы и правила

2) У обоих в сферу регулирования включаются социально-трудовые отношения, однако соглашения кроме того устанавливают общие принципы регулирования связанных с трудовыми экономических отношений

3) Действие коллективных договоров распространяется на конкретную организацию (Индивидуального предпринимателя). Действие Соглашений распространяется на все организации и всех работников организаций, участвующих в заключении соглашений на соответствующем уровне.

4) В организации может быть нескольких коллективных договоров, на уровне всей организации и на уровне филиалов. Соглашений великое множество начиная с Генерального соглашения на федеральном уровне, заканчивая соглашениями на муниципальном уровне и соглашениями по определенным профессиям.

5) Оба составляются и заключаются путем участия в коллективных переговорах.

6) Оба являются договорами, то есть приобретают обязательную силу для сторон после выражения каждой стороны взять на себя такие обязательства.

7) Коллективные договоры – двусторонние, могут заключаться только между Работниками и Работодателем. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними, заключаться между Работниками и работодателем с участием или без участия государственного или муниципального органа, а в случае финансирования из бюджета, при обязательном участии таких органов.

При более детальном рассмотрении указанных актов можно сделать следующие выводы:

1. Права и обязанности Работников и работодателей по заключению коллективных договоров и соглашений:

С одной стороны ст. 21 и 22 ТК РФ устанавливают право как работников, так и работодателей на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений. Однако ст. 22 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя участвовать в коллективных переговорах и заключать коллективный договор, но не содержит подобной обязанности в части заключения соглашений.

2. Содержание и структура коллективных договоров и соглашений определяются сторонами по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение, однако законодатель указал для коллективных договоров более широкий и более конкретный перечень вопросов:

— В соответствии со ст. 41 ТК РФ

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя

другие вопросы, определенные сторонами.

— В соответствии со ст. 46 ТК РФ

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда;

условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

3. Юридическая сила. В обоих случаях перечень вопросов остается открытым. То есть по существу сфера действия данных актов совпадает. Но как будет решаться вопрос, если он урегулирован одновременно и коллективным договором. Трудовой кодекс ставит Коллективный договор и соглашения на один уровень. Если при перечислении нормативно правовых актов законодатель четко указал, какие из актов имеют приоритет при коллизии, то в случае с коллективными договорами и соглашениями этот вопрос не решен. (ст. 5, 8, 9, 40, 46 ТК РФ)

В случае противоречия правил установленных указанными актами будет применяться общее правило ТК РФ о невозможности применения акта, ухудшающего положение работника. Таким образом, применяться будет тот акт который содержит более выгодные для работника условия. То же правило применяется и при противоречии разного уровня соглашений или разного уровня коллективных договоров.

4. Срок действия.

— Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Коллективный договор действует в отношении работодателя и всех работников данной организации или индивидуального предпринимателя.

— Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, либо присоединившиеся с такому объединению;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

5. Порядок заключения договоров и соглашений.

Принятие указанных актов осуществляется в несколько этапов

1) принятие решения о заключении коллективного договора, соглашения;

2) создание совместной комиссии для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения;

3) разработка проекта коллективного договора, соглашения;

4) процесс ведения коллективных переговоров;

5) заключение коллективного договора, соглашения;

6) регистрация коллективного договора, соглашения.

Для проведения коллективных переговоров соответствующими представителями (представительный орган работников), в случае принятия коллективного договора изготавливает проект и предлагает работодателю его для принятия.

В случае с принятием соглашения создается комиссия по разработке проекта соглашения, в которую входят представители работников, работодателей и государственных или муниципальных органов.

В соответствии со ст. 50 ТК РФ коллективные договоры и соглашения подлежат обязательной уведомительной регистрации в соответствующем органе по труду. Однако такая регистрация не является обязательным условием применения коллективных договоров и соглашений.

Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора, соглашения, так и для внесения в эти акты дополнений или изменений.

В качестве заключения можно сказать следующее:

Коллективные договоры и соглашения являются правовыми частями одной многосторонней системы источников трудового права, социального партнерства и регулирования трудовых отношений с участием работников. С другой стороны при множестве схожих черт, как то порядок принятия этих актов при коллективных переговорах, перечню вопросов регулирования, форме и др. имеют множество существенных отличий. Соглашения имеют своей целью более глобальное, политическое регулирование, для чего в переговорах участвуют представители органов государственной власти и местного самоуправления, у соглашений более широкая структура вертикальная (Генеральное соглашение, межрегиональное, региональное и т.д.) и горизонтальная (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и т.д.).

Все же основной целью, общей целью, коллективные договоры и соглашения ставят защиту прав и интересов работников.

12.Источники трудового права в России, понятие, система, классификация
Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Все источники трудового законодательства классифицируются на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации. Но их можно классифицировать и по другим основаниям:

системе отрасли трудового права: акты, относящиеся к общей ее части (Конституция РФ, гл. 1 ТК РФ), и акты, относящиеся только к отдельным институтам трудового права (обеспечению занятости, трудовому договору, рабочему времени и времени отдыха, оплате труда, охране труда, трудовым спорам и др.); при этом такой кодифицированный акт, как Трудовой кодекс, регулирует все институты трудового права, а текущие законы РФ о занятости, коллективных договорах и соглашениях, охране труда и др. регулируют определенные вопросы и относятся к одному-двум институтам трудового права;

органам, их принимающим: законы и постановления Верховного Совета, а теперь – Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, правила, приказы, решения, принятые министерствами и ведомствами по вопросам труда, его оплаты и охраны, а также рекомендации, разъяснения и др. Федеральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Законы субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и Федеральным законам;

сфере действия: общефедеральные (Конституция РФ, КЗоТ), республиканские, областные и других субъектов Федерации, отраслевые (ведомственные), действующие только в данной отрасли народного хозяйства (например отраслевое тарифное социально-партнерское соглашение), уставы, положения (о дисциплине работников отдельных отраслей народного хозяйства), межотраслевые акты (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные, районные, городские), и локальные, действующие только для работников данного предприятия, организации.

13.Гарантии и компенсации как правовая охрана заработной платы
Гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально – трудовых отношений.

Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

при направлении в служебные командировки;

при переезде на работу в другую местность;

при исполнении государственных или общественных обязанностей;

при совмещении работы с обучением;

при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

в некоторых случаях прекращения трудового договора;

в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

14.Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в учреждениях профессионального образования.

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов — по 40 календарных дней;

подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца;

сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, — 10 календарных дней;

работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца, для сдачи итоговых экзаменов — один месяц.

Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда.

Работникам, обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Лекция 5 Социальное партнерство. коллективные договоры и соглашения

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

Социальное партнерство; значение социального партнерства; принципы социального партнерства; стороны социального партнерства; представительство интересов работников; организационно-правовые формы социального партнерства; консультации; коллективные переговоры; коллективный договор, соглашение, генеральное соглашение, тарифное соглашение, местное соглашение; ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст.352 ТК).

Значение социального партнерства заключается в том, что оно: а) в трудовом праве является новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства; б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РБ.

Принципы социального партнерства – это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. К основным принципам социального партнерства относятся:

1) равноправие сторон: проявляется как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их исполнением;

2) соблюдение норм трудового права: все стороны и их представители должны соблюдать не только ТК РБ, но и другие нормы трудового законодательства;

3) полномочность принятия обязательств определяется наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения;

4) добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает другая сторона;

5) учет реальных возможностей принятия реальных обязательств: сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить;

6) обязанность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Сторонамисоциального партнерства являются работники и наниматели в лице их представителей. Его стороной может быть орган государственной власти или орган государственного управления, если он является нанимателем.

Представительство интересов работников – это основанная на законодательстве, уставах, положениях и других учредительных актах деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию и защите их прав и интересов в отношениях с уполномоченными лицами, органами и организациями нанимателей и соответствующих государственных органов.

Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

На республиканском (национальном уровне) – интересы работников представляют республиканские объединения профсоюзов;

На областном, городском, районном (территориальном, отраслевом) соответствующие структуры республиканских объединений профсоюзов, областные, городские, районные, объединенные территориальные комитеты, советы председателей профкомов, представительства, координационные советы.

Все они должны обладать представительностью.

Представителями интересов нанимателей выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными актами этих учреждений.

Представительство интересов нанимателей на республиканском уровне, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей.

Третьей стороной социального партнерства является государство.

Государство призвано играть различные роли в социальном партнерстве: гаранта, контролера, арбитра, законодателя. Государство участвует в социально-партнерских отношениях: на переговорах и в консультациях целей выработки и проведения в жизнь социальной и экономической политики.

Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях.

Исходя из ст.ст. 356, 359 ТК РБ система социально партнерства включает четыре уровня:

— Республиканский уровень;

— Отраслевой уровень;

— Местный (территориальный) уровень;

— Уровень организации.

Основными организационно-правовыми формами социального партнерства являются консультации и ведение коллективных переговоров.

Консультациипроводятся по наиболее сложным социально-экономическим вопросам с участием соответствующих специалистов в целях достижения взаимопонимания сторон.

Коллективные переговоры – это основная форма социального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника средств производства в лице нанимателя и занятых у него работников. Для этого в ходе переговоров представителям сторон необходимо приложить максимум усилий для достижения согласия по обсуждаемым вопросам, принятия решений, удовлетворяющих стороны.

Коллективные переговоры являются начальной стадией процедуры разработки и заключения и изменения коллективных договоров, соглашений.

На переговорах рассматриваются вопросы: 1) установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников; 2) заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Сторонами коллективных переговоров являются представительные органы работников и нанимателей.

При наличии на уровне отрасли, территории, организации нескольких представительных органов работников (профсоюзов), то каждый из них может самостоятельно вести коллективные переговоры (Указ Президента РБ от 15.07.1995 № 278
»О развитии социального партнерства в РБ — целесообразно заключать один договор, соглашение).

В коллективных переговорах могут участвовать и другие лица, кроме представителей сторон: специалисты, эксперты, которые консультируют.. не принимают участие в голосовании.

Порядок ведения коллективных переговоров:

Каждая из сторон имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, другая сторона обязана начать переговоры в семидневный срок. По соглашению сторон коллективные переговоры могут быть начаты в другой срок. Для ведения переговоров стороны создают комиссию на равноправной основе (из нечетного количества) уполномоченных представителей. Представители должны иметь документ, подтверждающий их полномочия. Наниматели обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора.

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Это всегда двухсторонний акт. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее обособленных подразделениях.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

В качестве представительного органа работников, как правило, выступает профсоюзный комитет. Если интересы работников представляют несколько профсоюзов, стороной коллективного договора могут быть: 1) каждый из них от имени объединенных в нем работников; 2) профсоюз, объединяющий большинство работников у данного нанимателя или имеющий наибольшее число членов, которому это право добровольно предоставлено остальными профсоюзами; 3) совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами. Если в организации более 50% работников не являются членами профсоюзов, они могут создавать свой орган в качестве стороны коллективного договора.

Второй стороной коллективного договора является наниматель или уполномоченный им представитель. Представителями со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией, необходимой для ведения коллективных переговоров, соответствующей квалификацией и опытом (например, руководители структурных подразделений, юрисконсульт, главный бухгалтер и т.п.). По усмотрению нанимателя его представителями могут выступать и лица, не работающие в данной организации, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (например, эксперты объединения нанимателей).

Статья 364 ТК указывает, что коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также законодательными актами в предусмотренных ими случаями. Статьей также определен примерный перечень положений, который может содержать коллективный договор. Исходя из примерного перечня, можно сделать вывод, что содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. По характеру все условия могут быть разделены на три вида:

— Нормативные, закрепляющие нормы централизованного законодательства и локальные нормы трудового права. Первая группа нормативных положений имеет не только регулятивное, но и важное информационное значение, так как знакомит работников с установленными законодательством важнейшими условиями труда, дополнительными трудовыми льготами и т.д. Вторая группа — локальные нормы трудового права, устанавливаемые по вопросам, которые не в полной мере урегулированы правом в централизованном порядке или которые конкретизируют предусмотренные в них положения применительно к условиям данной организации. Локальные нормы предусматривают повышенные гарантии реализации прав работников организации (дополнительные отпуска, выходные дни, формы и системы оплаты труда, различные надбавки и доплаты к заработной плате и иные права и льготы). Нормативные условия действуют весь срок действия коллективного договора.

— Обязательственные, не носят общего характера, а предусматривают конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора.

— Организационные – о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке изменения и пересмотра и т.п.

Коллективный договор заключается в письменной форме в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Проекты коллективного договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписывается коллективный договор на каждой странице уполномоченными представителями сторон. Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Для этого наниматель представляет в соответствующий орган: 1) заявление с просьбой о регистрации; 2) подписанный на каждой странице коллективный договор; 3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора. Регистрация осуществляется в течение двух недель с момента подачи заявления с соответствующей записью в специальном журнале, а на первой странице представленного коллективного договора ставится штамп о регистрации.

Коллективный договор заключается на срок, который определен сторонами, но не мене чем на один год и не более чем на три года. Вступает в силу с момента подписания, или со дня который устанавливают стороны, и действует, как правило, до заключения нового договора. При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключен, если сторонами не принято иное решение. При смене собственника имущества организации он действует в течение трех месяцев.

Изменения коллективного договора производятся только по взаимному согласию сторон в том же порядке, какой установлен для его заключения.

Действие коллективного договора распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, а также на работников, от имени которых он не заключался, при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме.

Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены нанимателем с действующим у него коллективным договорам.

Работники, от имени которых заключен коллективный договор, информируются об его исполнении не реже одного раза в полугодие.

Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами его заключившими, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, тарифное и местное.

Генеральное(республиканское) соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне.

Тарифное (отраслевое) соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Местное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.

Сторонамисоглашений могут быть:

· На республиканском уровне – республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также правительство Республики Беларусь;

· На отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

· На местном уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссией, формируемой сторонами на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Соглашения заключаются в письменной форме, на срок не мене чем на один год и не более чем на три года. Подписывается соглашение на каждой странице уполномоченными представителями.

Подписанные генеральное, тарифное (отраслевое) и местное соглашения подлежат обязательной регистрации соответственно в республиканском органе государственного управления по труду и его местных органах, т.е. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь и в местных органах по труду Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание соглашений в соответствии со ст. 360 ТК определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об)

1. развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

2. основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

3. заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

4. обеспечении занятости;

5. охране окружающей среды;

6. иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, нанимателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

Изменения и дополнения в соглашения вносятся в том же порядке, какой установлен для его заключения.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства. Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.

Ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, стороны несут в соответствии с законодательством, а также коллективным договором, соглашением. Если невыполнение коллективного договора выразилось в нарушении охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части договора, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты административной ответственности. Если неисполнение условий коллективного договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжелые последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного вреда.

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Контрольные вопросы по теме № 5

1. Социальное партнерство.

2. Каковы принципы социального партнерства?

3. Кто представляет интересы работников и нанимателей?

4. Инициаторы коллективных переговоров

5. Социально-партнерское соглашение

6. Назовите виды соглашений.

7. Коллективный договор

8. Охарактеризуйте стороны коллективного договора.

9. Что включается в содержание коллективного договора?

10. Вступление в силу коллективного договора и соглашения.

11. На какой срок заключаются коллективный договор, соглашение?

12. Каков порядок внесения дополнений и изменений в коллективный договор?

13. Каков порядок регистрации коллективного договора?

14. Как осуществляется контроль за выполнением условий коллективного договора?

15. Какая ответственность наступает за нарушение и неисполнение коллективного договора?

Коллективный договор: назначение и содержание

Важным правовым инструментом регулирования социально-трудовых отношений на предприятии выступают коллективные договоры и соглашения.

В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса (ТК) РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор заключается по соглашению. Основная его задача — регулирование социально-трудовых отношений.

Под социально-трудовыми отношениями в данном случае понимаются общественные отношения в сфере:

o организации труда и управления трудом;

o трудоустройства у данного работодателя;

o профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

o социального партнерства, ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений;

o участия работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

o материальной ответственности работодателей и работников;

o надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

o разрешения трудовых споров, а также отношений, связанных с социальным обслуживанием работников в широком смысле: дополнительное социальное обслуживание и др.

Трудовой кодекс закрепляет модель «единого коллективного договора»: в организации независимо от количества представительных органов (профсоюзов и профсоюзных организаций) заключается один коллективный договор, распространяющий свое действие на всех работников данной организации. Такой подход в полной мере соответствует международным стандартам в сфере социального партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников.

При недостижении согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора стороны должны в течение месяца с момента начала проведения коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий, фиксирующий положения, по которым стороны не смогли прийти к согласию.


Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших переговоров либо предметом коллективного трудового спора.

Вопрос о выборе способа урегулирования разногласий должен решаться по соглашению сторон. Если стороны не достигли соглашения либо работодатель (сто представители) уклоняется от продолжения коллективных переговоров, необходимо перейти к проведению примирительных процедур.

Коллективный договор может заключаться как на уровне организации в целом, так и на уровне обособленных структурных подразделений. При этом необходимо помнить, что в любом случае стороной коллективного договора выступает работодатель, т.е. организация.

На практике возможны три варианта сочетания коллективных договоров, заключенных с одним работодателем:

— заключается один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации (см. ст. 43 Гражданского кодекса (ГК) РФ), в том числе работников обособленных структурных подразделений;

— заключаются один коллективный договор, который действует в отношении всех работников организации, и коллективные договоры в обособленных структурных подразделениях;

— коллективные договоры заключаются в обособленных структурных подразделениях.

Необходимость заключения коллективного договора в обособленном структурном подразделении возникает в силу того, что оно находится вне места нахождения юридического лица, имеет особенности в организации труда и т.п. Обособленными структурными подразделениями организации признаются филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ).

Коллективный договор обособленного структурного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективным договором всей организации.

Коллективный договор не является обязательным, однако его заключение выгодно работодателю, в том числе и с точки зрения облегчения налогового бремени. Это в первую очередь касается обложения налогом на прибыль. Как гласит ст. 255 Налогового кодекса (ПК) РФ, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.


Таким образом, все прописанные в коллективном договоре расходы работодателя, связанные с оплатой труда, материальным стимулированием и социальными гарантиями работникам, делают такие выплаты экономически оправданными и дают право относить их на затраты в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.

Работодатель согласно ст. 144 ТК РФ имеет право самостоятельно устанавливать на предприятии системы стимулирования с помощью коллективного договора и устанавливать любые доплаты и надбавки, премии и компенсационные выплаты в любых размерах (не менее установленного законом минимума) с полным отнесением фактических затрат на расходы. При этом нет необходимости ограничиваться, например, перечнем надбавок, упоминаемых в самом ТК РФ. Их список может быть дополнен. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам (ст. 41 ТК РФ):

o формы, системы и размеры оплаты труда;

o выплата пособий, компенсаций;

o механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

o занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

o рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

o улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

o соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

o экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

o гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

o оздоровление и отдых работников и членов их семей;

o контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

o отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

o другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Все прописанные в коллективном договоре положения об условиях оплаты труда, режимах труда и отдыха, системах стимулирования, условиях социальной защиты работников должны найти отражение в трудовых договорах с каждым из работников.

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Инициировать переговоры по заключению коллективного договора может любая из сторон — как работодатель, так и работники. Вторая сторона не имеет права отказаться от участия в переговорах или каким-либо образом препятствовать им.

Каждая из сторон выдвигает своих представителей для проведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица. Представлять работодателей могут государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах но подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры с другой стороной в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и сто заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который законами предусмотрено увольнение с работы.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет (ст. 43 ТК РФ).

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК РФ).

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

Социальное партнерство коллективный договор подразумевает как основную форму взаимодействия между работниками и работодателем. Рассмотрим, как оформляют при социальном партнерстве коллективный договор.

Назначение коллективного договора

Среди форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ) коллективный договор назван в числе основных документов, составляемых и принимаемых в результате переговоров между работниками и работодателем по вопросам, регулирующим их взаимодействие в сфере трудовых взаимоотношений.

Колдоговор, содержащий дополнительные по отношению к положениям ТК РФ правила взаимодействия между работодателем и работником, не может быть направлен на ухудшение положения работников (ст. 41 ТК РФ), поэтому устанавливает только такие нововведения, которые это положение с согласия работодателя улучшают.

В нем могут отражаться, например, вопросы, касающиеся:

  • дополнительных отпусков;
  • повышенных размеров пособий;
  • дополнительных гарантий по обучению работников;
  • питания за счет работодателя;
  • льготной системы оплаты проезда к месту проведения отпуска.

Этот документ обычно единый для 1 работодателя, но возможно его создание:

  • для отрасли в целом, к которой относится работодатель;
  • каждого из обособленных подразделений, входящих в структуру работодателя.

Оформление колдоговора зависит от волеизъявления сторон и обязательным не является. Большинство организационных моментов, отражаемых в нем, можно решить с помощью системы организационно-распорядительных документов иного характера: положений, приказов.

О роли колдоговора в установлении системы оплаты труда в ГУП и МУП читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

На нашем форуме можно обсудить вопрос, возникший у вас по применению любого нормативного документа в сфере трудового законодательства. Так, в этой ветке можно просмотреть обсуждение: обязателен ли коллективный договор для небольших организаций.

Особенности формирования колдоговора

Все основные характеристики документа (его объем, содержание, форму, наличие приложений) стороны переговоров определяют сами в зависимости от целей создания и круга вопросов, попадающих в него.

Чаще всего в колдоговоре отражаются положения, устанавливающие:

  • систему оплаты труда и определяющие ее параметры;
  • возможность выплаты дополнительных компенсаций и пособий;
  • возможность индексации зарплаты в зависимости от роста уровня инфляции;
  • систему премирования;
  • возможность систематического повышения квалификации, получения дополнительного образования и систему материальной поддержки этих процессов;
  • режим труда и отдыха, в т. ч. наличие дополнительных отпусков и их продолжительность;
  • систему мероприятий, дополнительно влияющих на условия охраны труда;
  • льготы по предоставлению питания, служебного транспорта, возможности проведения отпуска;
  • иные гарантии в части защиты интересов работников и членов их семей;
  • круг условий, при выполнении которых работники отказываются от организации забастовок;
  • систему контроля из исполнением колдоговора, ответственность сторон за неисполнение, условия работы представителей работников, порядок внесения изменений в колдоговор и предоставления информации по нему членам коллектива;
  • иные моменты, определенные сторонами переговоров.

Процедурные вопросы

Разработка колдоговора осуществляется комиссией, составленной из представителей работников и работодателя, в порядке, установленном ими самими (ст. 42 ТК РФ). На этот процесс им отводится не более 3 месяцев (ст. 40 ТК РФ).

Разработка и согласование документа становятся результатом коллективных переговоров, ведущихся членами комиссии по вопросам, которые планируется включить в колдоговор. Если по всем вопросам согласие достигнуто, документ подписывается сторонами переговоров и считается заключенным. Если стороны не пришли к согласию по каким-либо вопросам, он подписывается в согласованной части, а по разногласиям составляется соответствующий протокол.

В дальнейшем эти разногласия сторонам придется урегулировать путем проведения последовательно таких процедур (гл. 61 ТК РФ), как:

  • рассмотрение примирительной комиссией;
  • проведение переговоров с участием посредника;
  • вынесение спора на трудовой арбитраж.

Действие заключенного колдоговора распространяется на всех работников соответствующего работодателя (отрасли, подразделения) и продолжается не более 3 лет (ст. 43 ТК РФ). Начинает он действовать либо с даты подписания, либо со дня, специально оговоренного в тексте документа.

По согласованию сторон колдоговор может быть:

  • продлен на срок не более 3 лет;
  • изменен и дополнен.

Не требуется менять его:

  • при изменении наименования работодателя или типа госучреждения;
  • реорганизации работодателя, проведенной как преобразование;
  • смене руководителя работодателя.

Он сохраняет свое действие на протяжении процедур:

  • реорганизации, проводимой как слияние, присоединение или разделение;
  • ликвидации.

При смене собственника колдоговор действует не более 3 месяцев с даты такого изменения. По истечении этого срока, так же как и по завершении реорганизации, проведенной как слияние, присоединение или разделение, договор может быть:

  • заключен в иной редакции;
  • продлен на срок не более 3 лет.

Подробнее о нюансах замены коллективного договора при смене собственника читайте в статье «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Колдоговор — важная составляющая взаимоотношений между работниками и работодателем. Он позволяет не только упорядочить ряд организационных вопросов, но и предоставить работнику некоторые льготы, гарантии и доплаты, увеличивающие его заинтересованность в работе у работодателя, заключившего с работниками такой договор.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Коллективный договор как инструмент социального партнерства на корпоративном уровне.

В хозяйственных организациях, функционирующих в рыночной экономике в качестве самостоятельных экономических субъектов, разработка планов и программ социального развития не является самоцелью. Показатели, включенные в план или программу социального развития, точнее, их количественные значения, служат социальными ориентирами работы предприятия в перспективе и предметом обсуждения при заключении коллективного договора между наемными работниками и администрацией (работодателем). Таким образом, коллективный договор как документ, определяющий конкретные задания службам, реализующим комплекс функций социального управления, имеет по сравнению с планом (программой) социального развития более высокий управленческий статус. Именно коллективный договор служит юридическим основанием для реализации целей, содержащихся в концепции и стратегии социального развития, зафиксированных в плане или программе социального развития в виде показателей и соответствующих им количественных значений.

Содержание и структура коллективного договора.

Коллективный договор, заключаемый между администрацией и трудовым коллективом организации,- это один из основных элементов механизма «социального партнерства», действующего на корпоративном уровне, т.е. на уровне предприятий и организаций.

С юридической стороны коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально_трудовые отношения в организации. Он заключается между работниками организации и работодателем в лице их представителей. Понятие «коллективный договор», в отличие от термина «социальное партнерство», не ново для отечественных профсоюзных работников и специалистов по социальному управлению в промышленности.

Заключение коллективных договоров между администрацией и трудовыми коллективами предприятий, от имени которых выступала профсоюзная организация, служило обязательным элементом практики социального управления в советское время. Однако в связи с тем, что администрация предприятия была, по сути частью государственного аппарата управления, процедура заключения трудового договора носила преимущественно формальный характер и была следствием не столько инициативы рядовых членов профсоюза и членов трудового коллектива, сколько делом партийной организации, администрации и профсоюзного комитета. Вместе с тем принятие коллективного договора, проходившее на ежегодных профсоюзных конференциях или собраниях трудовых коллективов, проходило в довольно демократичной атмосфере, не препятствующей свободному обсуждению и жарким спорам по отдельным пунктам договора. Но, главное, совокупный размер социальных благ, предоставляемых работникам предприятия, не ограничивался возможностями предприятия, хотя и зависел от размеров его прибыли.

Коллективный договор как документ, регламентирующий отношения между администрацией и наемными работниками, используется в настоящее время главным образом на предприятиях с достаточно большим количеством работающих (1000 и более).

В коллективном договоре содержатся условия взаимного доверия между конкретным работодателем и наемными работниками. Как правило, коллективный договор включает следующие разделы:

* общие положения;

* права и обязательства сторон;

* гарантии занятости и особенности работы с персоналом;

* порядок оплаты труда;

* безопасность труда и охрана окружающей среды;

* социальные гарантии и льготы;

* гарантии деятельности органа, представляющего интересы наемных работников;

* порядок разрешения индивидуальных трудовых споров;

* ответственность сторон за неисполнение обязательств, указанных в договоре;

* порядок контроля выполнения договора.

Рассмотрим более подробно содержание названных разделов.

В общих положениях указываются названия сторон — наименования предприятия и органа, представляющего интересы наемных работников (совет председателей профсоюза, совет трудового коллектива и т.п.). Кроме того, излагаются наиболее существенные принципы, которыми руководствуются стороны (констатация их интересов, обоюдная заинтересованность в работе предприятия, равноправие и уважение позиций сторон; экономическая заинтересованность в расширении договорных отношений; обязательность исполнения договора); предмет коллективного договора (дополнительные, по сравнению с законом, блага и услуги); контингент, на который распространяется действие настоящего договора (только члены профсоюза, другие работники).

Раздел «Права и обязательства» включает в себя обязательства профсоюзного органа и вопросы, по которым профсоюз представляет и защищает интересы своих членов. Они касаются, прежде всего, условий оплаты труда, социальных гарантий и компенсаций, рабочего времени и времени отдыха, отпусков, охраны труда, повышения квалификации работников, обеспечения жильем, порядка разрешения трудовых споров, вопросы организации отдыха, оздоровления и досуга, страхования, гарантий работникам, не являющимся членами профсоюза. Обязательства профсоюза также состоят в том, чтобы содействовать эффективной работе; извещать о результатах выборов должностных лиц в профсоюзной организации; рассматривать конфликтные вопросы, связанные с увольнением; не вмешиваться в распорядительно_хозяйственную деятельность администрации; не организовывать забастовки и иные коллективные акции по вопросам, порядок решения которых предусмотрен коллективным договором (и соблюдается).

К числу прав работодателя относятся: самостоятельность в части формирования производственной программы, выбора поставщиков, потребителей и установления цен на продукцию, распоряжения прибылью предприятия, согласно установленной смете. Работодатель также самостоятелен в вопросах заключения, изменения и расторжения трудовых договоров с работниками согласно трудовому законодательству, ведения коллективных переговоров, поощрения работников за эффективный труд. Он вправе требовать от наемных работников надлежащего исполнения трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности, принимать локальные нормативные акты.

К числу обязанностей работодателя, фиксируемых в коллективном договоре, относятся: выполнение условий данного договора, ознакомление работников с условиями коллективного договора, предоставление возможности уполномоченным лицам и органам контроля соблюдения коллективного договора знакомить вновь принимаемых на работу с положениями договора. Работодатель обязан также обеспечить эффективную работу предприятия, производство оплаты труда согласно законодательству и условиям договора, рациональную организацию труда, создать условия для роста его производительности на основе использования достижений науки и техники и безопасные условия труда.

Важным условием коллективного договора в части обязанностей работодателя является обязанность своевременного и конструктивного рассмотрения предложений профсоюзных органов или других представителей локальных объединений наемных работников относительно улучшения работы предприятия, проблем социально_культурного и жилищно_бытового обслуживания.

Права наемных работников заключаются в возможности в полной мере пользоваться льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством и зафиксированными в договоре. Наемные работники могут обращаться за разъяснениями и консультациями, связанными с работой, ее условиями и социально_бытовыми проблемами, к специалистам, администрации и в выборные профсоюзные органы. В коллективном договоре также указывается право работников разрешать разногласия и трудовые споры согласно законодательству в порядке, предусмотренном договором.

Обязанности наемных работников в целом состоят из требований, выполнение которых обеспечивает стабильную и эффективную работу предприятия как производственного объекта и хозяйственной единицы. К таким требованиям, в частности, относятся:

-добросовестное выполнение обязанностей, отраженных в индивидуальном трудовом договоре (контракте), и обязательств, устанавливаемых в коллективном договоре;

— систематическое повышение своего профессионального уровня и производительности труда;

— соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;

— выполнение установленных норм труда и производственных заданий; бережное отношение к имуществу предприятия;

— соблюдение требований по охране труда, безопасности, производственной санитарии и гигиене, охране окружающей среды и пр.

Состав предусматриваемые коллективным договором прав и обязанностей, как работодателей, так и наемных работников, может существенно варьировать в зависимости от особенностей предприятия. Например, от размеров и численности персонала, производственно_отраслевого профиля предприятия, его правового статуса, местонахождения, экономического благополучия, а также от субъективных социально_психологических качеств социальных партнеров, таких, как социальная зрелость и ответственность, солидарность, сплоченность и моральная готовность отстаивать свои законные права.

Гарантии занятости. В этом разделе, особенно важном в условиях экономической нестабильности, формулируются обязательства администрации относительно обеспечения наемных работников работой в течение действия коллективного договора, а также меры компенсационного характера и социальной защиты. Указываются категории работников, пользующихся преимущественными правами при приеме на работу и высвобождении излишней рабочей силы.

Раздел договора, касающийся оплаты труда, как правило, включает вопросы установления минимальных размеров тарифных ставок, должностных окладов и коэффициентов индексации; минимального размера дохода, выплачиваемого работнику согласно ставке первого разряда за полностью отработанный месяц и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда); осуществления тарификации работ и присвоения разрядов рабочим; порядка пересмотра норм труда; порядка оплаты труда в особых условиях (вечернее и ночное время, праздничные дни) и обстоятельствах (простои, совмещение работ, срочный вызов на работу по причине аварийной ситуации, временный перевод на другое рабочее место); премирования за добросовестный труд и других поощрительных выплат; предоставления, продолжительности и порядка оплаты отпуска.

В части обеспечения безопасности труда и охраны окружающей среды коллективный договор фиксирует обязательства администрации по выделению средств, необходимых для своевременного и в полном объеме осуществления мер, обеспечивающих безопасные условия труда на каждом рабочем месте и содержание в надлежащем порядке мест питания (столовых, буфетов), санитарно_бытовых помещений и устройств, лечебно_профилактическое обслуживание работников. К этому добавляются средства на обеспечение необходимого обучения, инструктажа и проверки знаний по безопасности труда и технике безопасности; информирование работников о фактических условиях труда на их рабочих местах с точки зрения безопасности и возможных профзаболеваниях и травмах, обеспечение спецодеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты; проведение медосмотров, осуществление контроля действия вредных факторов, соблюдения норм охраны труда и выполнения мер безопасности, включая периодическую аттестацию рабочих мест в данном аспекте.

Договор устанавливает также степень и формы участия профсоюзов в реализации данных мероприятий. Профсоюзы, как правило, участвуют в осуществлении контрольных функций, расследовании несчастных случаев на производстве, разработке профилактических мероприятий, представляют интересы работников при рассмотрении вопросов возмещения вреда и утраты здоровья вследствие травм, отказа работников от выполнения работы в связи с ухудшением условий безопасности.

В области охраны окружающей среды договором могут предусматриваться различные мероприятия в зависимости от характера основной деятельности, включая утилизацию вторичных отходов, соблюдение лимитов по загрязнению природной среды, реконструкцию оборудования, переработку производственного мусора и т.п.

Состав и объем социальных льгот и гарантий, включаемых в коллективный договор, зависит главным образом от экономических возможностей организации и потребностей ее работников. Он может быть достаточно обширным, не считая тех дополнительных благ и гарантий, которые предоставляются отдельным категориям работающих граждан (беременным женщинам и женщинам, находящимся в послеродовом отпуске, работникам, осуществляющим уход за детьми, детьми_инвалидами и инвалидами с детства, работникам, воспитывающим детей без матери, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районам, а также вахтовым методом) согласно федеральному законодательству.

К числу наиболее распространенных льгот относятся: предоставление бесплатных или частично оплачиваемых путевок санаторно_курортного лечения, включая путевки работникам и членам их семей. Работникам могут быть также предоставлены транспортные услуги для доставки из дома на работу и обратно, дополнительные отпуска без оплаты в дни регистрации первого брака, проводов в армию и рождения ребенка и в других подобных обстоятельствах. Особую роль играет оказание общих и специальных медицинских услуг, стоматологической помощи. Кроме того, оказывается материальная помощь многодетным семьям, вдовам и вдовцам, имеющим детей до 16 лет, семьям работников, погибших на производстве, работникам в случае смерти их ближайших родственников, бесплатное или оплачиваемое частично содержание детей в дошкольных учреждениях, в других семейных обстоятельствах. Поддержанию стабильности и формированию трудового коллектива способствуют: премирование работников_юбиляров, проработавших в организации более определенного срока, предоставление (на различных условиях, как правило, в зависимости от стажа работы на данном предприятии и трудового вклада) жилья или ссуд на его приобретение, мест в общежитии. Для сотрудников организации, расположенной в большом городе, имеет значение предоставление возможности пользования автостоянкой, возможностей для занятий спортом (спортивного инвентаря, залов, площадок), содействие в организации отдыха и проведении досуга.

Гарантии деятельности органа, представляющего интересы наемных работников, включаемые в коллективный договор, состоят в обязательствах работодателя по предоставлению выборному профсоюзному органу оборудованного для работы помещения, оргтехники, средств связи, унифицированного программного обеспечения, а также организационных возможностей для выполнения им своих функций, установленных законом и конкретным договором. Определяются также условия и время освобождения от выполнения своих производственных обязанностей председателей выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, порядок предоставления льгот и гарантий освобожденным профсоюзным работникам.

Разрешение индивидуальных трудовых споров происходит по инициативе работника путем самостоятельного обращения в администрацию или с помощью выборной профсоюзной организации. Споры между работником и администрацией, если они не были разрешены другими путями, могут быть рассмотрены также в комиссии по трудовым спорам или в суде согласно законодательству.

С целью контроля выполнения коллективного договора создается специальная комиссия из представителей сторон, состав которой утверждается на конференции трудового коллектива. Стороны, входящие в комиссию, предоставляют друг другу информацию, необходимую для выполнения ее функций. Комиссия отчитывается за свою работу на конференции трудового коллектива.

В последнее время решение социальных вопросов выходит на первый план среди задач управления. Сокращение численности населения, живущего ниже черты бедности, повышение уровня доходов составляет одну из основных целей социальной политики нового правительства. На одном из последних съездов РСПП руководитель этой организации А. Вольский в качестве двух важнейших вопросов, которые должны стать предметом внимания и смыслом деятельности предпринимателей на предстоящий период, назвал социальную ответственность и корпоративные соглашения.

Актуальность этих вопросов объясняется тем, что механизм социального партнерства, с помощью которого должны решаться задачи и достигаться цели социального развития, еще только формируется, плохо отлажен и поэтому малоэффективен. Неразвитая же социальная сфера, низкий уровень удовлетворения социальных потребностей оказывают демотивирующее действие на работников, становясь сами по себе препятствием для роста и развития экономики. В связи с этим в перспективе организация управления социальным развитием на предприятиях будет привлекать все большее внимание менеджмента как один из важнейших факторов трудовой мотивации.

Добавить комментарий