Советское государство

Стр 1 из 2

Создание Советского государства и права

(октябрь 1917 – 1918 гг.)

1. Государственная власть в России переходит к большевистской партии в результате вооруженного переворота 25 – 26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов созван с целью придания легитимности новому режиму.

Съезд провозглашает переход власти к Советам, признав их единственной унифицированной формой власти в центре и на местах. Избран новый ВЦИК, сформирован Совет Народных Комиссаров (СНК) – временное рабочее и крестьянское правительство Российской республики. Первые правовые акты (Декрет о мире, Декрет о земле и др.) имеют конституционное значение, провозглашая принципы внешней политики, отмену частной собственности на землю и переход ее во всенародное достояние. Съезд конституирует себя верховным законодательным учреждением.

До лета 1918 г. большевики придерживаются идеи государства-коммуны (без постоянной армии, полиции, чиновничества). В этот период Россия – не государство, а конгломерат территорий, политическая и хозяйственная связь которых с центром очень слаба. Параллельно идут два процесса: 1) развитие прямой демократии и самоуправления трудящихся; 2) усиление и укрепление государства. Советы – органы народной власти и народного самоуправления, организационная форма «диктатуры пролетариата». Однако митинговая демократия съездов Советов – шаткая опора режима. Принцип «полновластия Советов» все более формализуется. Властно-управленческие функции переходят к исполнительным комитетам всех уровней. Это означает отрыв исполнительной власти от народа и ос-лабление контроля со стороны Советов. Исполнительная власть сращивается с партийными органами. Фактически – диктатура партии.

Государственно-правовая форма режима законодательно установлена в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов («Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики»). Государство получает название Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) . Название государства «социалистическим» не отражает его реального типа, носит декларативный характер.


2. После разгона Учредительного собрания (январь 1918 г.) Всероссийский съезд Советов – единственный высший орган государственной власти.

ВЦИК (с октября 1917 г.) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в перерывах между съездами Советов. Обладает правом вето по отношению к законодательным актам и правительственным назначениям. Первое время многопартийный орган, но подавляющее большинство членов – коммунисты. В июне 1918 г. из состава ВЦИК исключены эсеры (правые и центра). ВЦИК образует правительство, дает общее направление его деятельности.

Президиум ВЦИК – постоянно действующий высший орган власти в период между сессиями ВЦИК. Обладает правом отмены или утверждения распоряжений народных комиссаров и местных органов власти. Одна из основных функций – подготовка материалов для съездов Советов и сессий ВЦИК.

Совет Народных Комиссаров – рабочее и крестьянское правительство (в январе 1918 г. из названия исключено слово «временное»). Ядро СНК – коллегия народных комиссаров (наркомов). Законодательных полномочий фактически не имеет, но узурпирует их под предлогом необходимости принятия срочных и оперативных решений. Для текущей работы создан аппарат: отделы, управление делами.

Малый СНК (с марта 1918 г.) – постоянная комиссия в составе наркомов и их помощников для решения экономических и финансовых вопросов.

Народные комиссариаты (наркоматы) – центральные органы отраслевого управления.

В октябре 1917 г. создано 14 наркоматов:

• по военным делам

• по военно-морским делам

• внутренних дел

• по иностранным делам

• национальностей

• юстиции

• торговли и промышленности

• земледелия

• по железнодорожным делам

• продовольствия

• почт и телеграфов

• финансов

• труда

• просвещения

Характерная черта – огромное количество структурных частей и многоступенчатость аппарата управления. Создание основ «министерской власти» длится до весны 1918 г. Позднее добавляются наркоматы социального обеспечения, госконтроля, здравоохранения и ВСНХ.

Высшие органы власти в пределах области, губернии, уезда и волости – съезды Советов, в период между съездами – исполнительные комитеты (исполкомы). Строятся преимущественно по отраслевому принципу. Отделы исполкомов подчиняются Совету и одновременно – соответствующему наркомату в центре (принцип «двойного подчинения»).

3. Первая советская конституция принята на V съезде Советов 10 июля 1918 г. Первый раздел – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата, политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Государственное устройство РСФСР носит федеративный характер. Субъекты Федерации – национальные республики. Конституция закрепляет существующую структуру органов власти и их компетенцию, избирательную систему.

Избирательная система неравноправна. Нетрудовые элементы и лица, использующие наемный труд, лишены избирательных прав. Неравными правами, вплоть до середины 30-х гг., на выборах в Советы обладают городские и сельские избиратели. Многоступенчатость выборов, открытое голосование, часто с выдвижением единственного кандидата, способствуют большевизации Советов и централизации власти.

Комплекс провозглашенных конституцией прав граждан объявлен конкретно гарантированным и поставлен в тесную связь с их обязанностями. Историческое значение конституции – создание правовой базы для последующего законотворчества.

4. Главный источник права – «революционное правосознание». Местные суды опираются на нормы обычного права. Особенность советского законодательства – обилие нормативных актов, издаваемых съездами Советов, ВЦИК, СНК, наркоматами, местными Советами и даже профсоюзами. Свойство советского писаного права – декларативность. В 1917 – 1918 гг. в борьбе за поддержку народных масс большевики используют декреты как средство пропаганды и агитации.

Первым правовым актом принято считать обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Основное направление правовой политики Советского государства – законодательное обеспечение национализации промышленности, финансов и транспорта, управления национализированными предприятиями, введения рабочего контроля.

Финансовое право формируется в условиях сохранения старой налоговой системы (Декрет от 24 ноября 1917 г.). Налоговое бремя для малоимущих облегчается, но налог на прибыль с целью удушения частного предпринимательства повышен до 95 %. По инициативе местных Советов буржуазия облагается единовременной контрибуцией. Крупнейшее нарушение прав – вскрытие частных сейфов в банках.

В области гражданского и хозяйственного права сняты все ограничения по половому, национальному, вероисповедальному принципам. Все граждане обретают одинаковую правоспособность. Изменяются отношения собственности. Масса ценных объектов переходит в государственную собственность (именно тогда рождается хозяйственное право). Вследствие многоукладности экономики сохраняется и частная собственность. Спектр гражданско-правовых отношений сужен из-за национализации большинства объектов собственности и введения монополии (особенно в торговле). В апреле 1918 г. отменено наследование по закону и завещанию. Имущество свыше 10 тыс. руб. после смерти собственника поступает в доход государства.

Новая отрасль – семейное право (до октября 1917 г. – часть гражданского права). В декабре 1917 г. отменены всякие ограничения, узаконена только гражданская форма брака, установлена свобода развода. Законодательство Советской России в области семейного права носит буржуазный характер (большевики в принципе против семьи как порождения классового общества, но сразу ликвидировать семью не решаются) и даже более прогрессивно, чем законодательства демократических государств.

Первый акт в области трудового права – Декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». С июня 1918 г. введены отпуска с сохранением зарплаты.

Государство не может обеспечить право на труд, но декларирует всеобщую обязанность трудиться. Высокие оклады и пенсии чиновникам урезаны, улучшено материальное положение почтово-телеграфных служащих и учителей, уравнена оплата мужчин и женщин. Изменены принципы социального страхования (раньше – за счет рабочего, теперь – работодателя).

Земельное право основано на упразднении всех прежних категорий землевладения. Единственный собственник земли – государство. Главный принцип – неотчуждаемость земли. Гражданские сделки о земле объявлены недействительными. Крестьяне получают право поделить всю землю на основе местных обычаев. Коллективные формы землепользования поощряются. Изъятие, передача земли происходят на основе административного акта.

С октября 1917 г. начата коренная ломка основных понятий и институтов уголовного права. Преступным объявлено все, что вредит делу революции (контрреволюционные деяния – заговор, мятеж, антисоветские выступления в печати, вступление в контрреволюционные войска, террористический акт, саботаж, шпионаж, диверсия, вредительство). Особо опасные преступления – погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. К наказуемым должностным преступлениям отнесены взяточничество и волокита.

Выдвинута идея сочетания принуждения с убеждением. Виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов республики, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, полная или частичная конфискация имущества, принуждение к общественным работам, объявление вне закона (высшая мера наказания), лишение права занимать ответственные должности, объявление общественного бойкота. Смертная казнь отменена, но летом 1918 г. восстановлена. При определении наказания учитываются личность обвиняемого и обстоятельства дела. Право решения вопроса о наказании, сроке и порядке отбытия предоставлено судам, руководствующимся «обстоятельствами дела и велениями революционной совести».

В процессуальном праве сохранены принцип состязательности и право обвиняемого и подсудимого на защиту.

Суд кассационной инстанции имеет право отменить решение из-за нарушения процессуальных действий и несправедливого приговора. Подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнения. Оправдательные приговоры обжалованию не подлежат. Народные заседатели имеют право отводить председателя в любой момент процесса, решать вопрос о мере наказания, уменьшать предусмотренные законом наказания вплоть до условного или полного освобождения подсудимого

началось с октября 1993 г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание «Белого дома» 5 октября передается под резиденцию Правительства. Одновременно издается Указ «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота». Через два дня — Указ «О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве».
Указами Президента 21 сентября и 1 октября было принято Положение о выборах депутатов Государственной Думы, Указом 11 октября — Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания.
В Совет Федерации входили представители от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти). Государственная Дума включала 450 депутатов. Принятые Думой федеральные законы должны были быть одобрены Советом Федерации, а некоторые из наиболее важных законопроектов — обязательно рассмотрены верхней палатой парламента.
7 октября был издан Указ Президента «О Конституционном Суде Российской Федерации», 11 октября — Указ о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Р Ф.
Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, состоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октября проводится ряд мер по реорганизации Совета Безопасности РФ. При Президенте учреждается Комиссия законодательных предположений.
6 ноября 1993 г. был принят Указ Президента «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование». В конце месяца принимается Положение о Государственном гербе Российской Федерации (в правах был восстановлен старинный двуглавый орел). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Р Ф.
Еще в мае 1991 г. в Российской Федерации был учрежден пост Президента России, являвшегося главой исполнительной власти. Предусматривалось, что Президент руководит работой Совета Министров РСФСР, им же формируется состав Правительства; глава Правительства назначается на должность с согласия Верховного Совета РСФСР. В декабре 1992 г. этот порядок был частично изменен — четыре ключевых должности (министры иностранных дел, обороны, государственной безопасности и внутренних дел) в Правительстве стали назначаться Президентом с согласия Верховного Совета РСФСР.
В субъекты Федерации направлялись представители Президента, входившие в структуру Администрации Президента РФ.
С 12 декабря 1993 г. Россия приобрела ярко выраженные черты президентской республики: Президент получил право роспускать Государственную Думу, назначать новые выборы и производить отставку Правительства.
Указом Президента в декабре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Р Ф. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации. В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов исполнительной власти — министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч.
Защита свободы информации потребовала создания общественной Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-экономических консультаций, а в августе 1994 г. — управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания.
В июне Указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. К преодолению кризиса власти был направлен Указ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» — акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве.
Весной — летом 1994 г. вносится ряд изменений в регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала большое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Осенью 1917 года в стране обостряется политический кризис. Развал экономики и война усугубляли социальную напряженность. В ходе восстания в Петрограде к 25 октября 1917 года все ключевые пункты в городе были заняты отрядами Петроградского гарнизона и рабочих Красной гвардии. К вечеру этого дня начал работать II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России, сформирован Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России. Устранялись комиссары Временного правительства. Съезд выбрал новый ВЦИК.

Съезд носил учредительный характер: на нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты (о мире, земле) имевшее конституционное, основополагающее значение. 5 января 1918 года открылось Учредительное Собрание. На другой день ВЦИК издал декрет о роспуске Учредительного Собрания. После роспуска Учредительного Собрания единым высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд советов, параллельно существовала система Советов крестьянских депутатов (влияние эсеров). В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был ВЦИК. Структура ВЦИК: Президиум (состоял из представителей партийных фракций, готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работы комиссии и отделов), отделы (организация и ведение комиссией текущей работы).

Период с октября 1917 года по март 1918 года характеризуется установлением Советской власти практически по всей стране. В 79 городах из 97 она была установлена мирным путем. Успешное развитие событий ставило на очередь вопрос об организации системы управления страной. Этот процесс начался в ходе вооруженного восстания, затем создание на съезде советов ВЦИК и Совнаркома. Ими к лету 1918 года было принято около 700 декретов, ставших основой будущего законодательства. Учреждались суды, избираемые Советами, которые в своей деятельности руководствовались революционной совестью. По мере ожесточения классового противостояния их вердикты становились все более жестокими. В декабре 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф. Э. Дзержинским. В своей деятельности она нередко допускала превышение полномочий: арест, следствие, суд, приговор и его исполнение. Восстановление в начале 1918 года смертной казни стало еще одним шагом на пути эскалации насилия.

С первых дней существования Советское правительство провело ряд мер в интересах трудящихся. Был установлен 8-часовой рабочий день, введена система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни, введены бесплатное обучение и медицинское обслуживание. В декабре 1917 года утвержден кодекс о труде, а в январе следующего года – декрет о свободе совести.

В области национальных отношений провозглашались равенство и суверенитет народов, право на самоопределение вплоть до государственного отделения. Отменены национально-религиозные привилегии, провозглашалось свободное развитие всех народов, населяющих Россию.

Прочность Советской республики зависела от взаимоотношений большевиков с партиями социалистической ориентации. Как известно, меньшевики и правые эсеры выступили с резким осуждением действий большевиков в октябрьские дни, а позднее выдвинули требование создания однородного социалистического правительства. В ноябре 1917 года левые эсеры получили предложение от большевиков войти в состав правительства, но отказались, мотивируя свой отказ поддержкой требования о вхождении и других социалистических партий и создании «однородного социалистического правительства». В последующие недели наметилось сближение позиций, и в декабре левые эсеры А. Я. Коллегаев, В. А. Карелин, П. П. Прошьян, В. Е. Трутовский вошли в состав Совнаркома. Левые эсеры получили ряд постов в армии – А. И. Егоров, М. А. Муравьев, а также и в ВЧК.

Вхождение левых эсеров в структуры органов Советской власти окончательно разделило российских социалистов на сторонников Советов и сторонников Учредительного собрания. Сторонники Учредительного собрания – меньшевики и правые эсеры видели в нем единственную возможность отстранения большевиков от власти. Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918г. На нем было представлено 715 делегатов, в том числе 412 эсеров и 183 большевика. От имени СНК Я.М. Свердлов предложил принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой были отражены принятые декреты, и предложил Учредительному собранию признать Советскую власть. Этого не произошло. В знак протеста большевики и левые эсеры покинули зал заседаний. Лишившись кворума, делегаты решили продолжить работу; ими Россия была объявлена демократической республикой с признанием суверенитета народов России, принят кодекс о земле. Учредительное собрание категорически отвергло притязание большевиков на власть. Отрицательное отношение к «Декларации прав трудящегося и эксплуатированного народа» было, скорее всего, обусловлено тем, что в ней Россия объявлялась Республикой советов с сосредоточением всей полноты власти в центре и на местах в руках Советов. По мнению многих депутатов, это перечеркивало значимость Учредительного собрания.

10 января 1918г. открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января 1918г. – III Всероссийский съезд крестьянских депутатов и в тот же день оба съезда приняли решение об объединении. Объединенный съезд утвердил «Декларации прав трудящегося и эксплуатированного народа». Приставка к правительству – «временное» – была снята. Съезд объявил Россию Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР).

Система власти на местах в целом сложилась за период с октября 1917 до 1918 года. Проведена ликвидация низовых земских органов. Деятельность как местных, так и центральных государственных органов осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям передавалось значение законодательных актов.

III съезд Советов (январь 1918) стал объединяющим для Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, съезд принял «Декларацию прав трудового и эксплуатируемого народа». Декларация определила Россию Республикой Советов и подчеркнула всевластие этих органов в центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик. Съезд законодательно закрепил систему Советов, как организацию власти и федерацию национальных республик – как систему государственного устройства.

Советские ученые выделяли три этапа становления и развития Советского государства:

  • 1) этап диктатуры пролетариата;
  • 2) этап перерастания в общественное государство, переходное государство;
  • 3) общенародное государство.

В зависимости от эволюции советского общества А.Б. Венгеров выделяет следующие этапы государства: 1) «военный коммунизм» (1918-1921 гг.) — основная его функция — насилие, подавление тех, кто не принял революцию; 2) период нэпа — приверженность к законности и созданию элементов рыночной экономики; 3) государство 1930-1950-х гг. — идеология вождизма, господством партийного аппарата, принудительной индустриализацией, духовным порабощением; 4) государство 1950-1960-х гг. — характеризуется выходом общества из идеологической спячки и экономического оцепенения, зачатками хозяйственного реформирования; 5) государство в 1970-1980-е гг. — обвал российского общества в тоталитаризм, духовное оцепенение, губительные войны.

Сущность определяется из того, кому принадлежит власть и как она осуществляется:

1. сущность — диктатура пролетариата (существовала до 1936 года); 2. сущность бюрократическая; 3. сущность как классовая и общесоциальная. Классовая проявляется в том, что защищаются интересы власти, а общесоциальная выражается в том, что все население было заинтересовано в уничтожении эксплуатации человека человеком, выражались интересы рабочих и крестьян. Плюсы: произошел быстрый рост производительных сил, была обеспечена обороноспособность страны, был обеспечен высокий уровень образования. Минусы: гражданская война внутри страны, развитие производительных сил протекало неэффективно, репрессии, уравнивание всех и везде.

Функции государства: 1. Экономическая: двойственный характер, коллективизация и индустриализация, директивное управление экономикой, устранение хозяйственного расчета, высокая степень эксплуатации. 2. Политическая: выявление и подавление классовых противников, защита полит строя, борьба с инакомыслием, репрессивные методы. 3. Идеологическая: в сфере образования, дошкольное- школьное- послешкольное, утверждалась марксистко-ленинская идеология.

Форма правления. Формально — юридически республика Советов. Высшими органами власти провозглашались Съезды Советов, Верховные Советы, избираемые на определенный срок. Фактической — партийная олигархия, сменившаяся на период правления И.В. Сталина диктатурой.

Особенности: 1) Стержнем государственной власти была система Советов, это — Советская республика; 2) Советы формировались на безальтернативной основе. Кандидатура была рекомендована партией. 3) существовало жесткое вертикальное взаимодействие Советов. Решения вышестоящего Совета были обязательны для нижестоящего Совета;

Государственное устройство. Формально — юридически страна была федеративным государством:

1) Она состояла из союзных и автономных республик, автономных областей и округов; 2) Каждая республика имела свою конституцию, систему законодательства, свои высшие органы власти; провозглашалась территориальная неприкосновенность республик.

Реальная, фактическая форма государственного устройства была унитарной, потому что: 1) Вожди партии назначали руководящие партийные органы республик; 2) Через их назначенцев проводилась единая по всей стране экономическая политика; 3) Формировался послушный центру государственный аппарат; 4) Всякое национальное движение жестко подавлялось.

Политический режим Советского государства формально — юридически (согласно Конституциям РСФСР 1918, 1924, 1936, 1977 гг.) в стране существовал демократический политический режим. Фактически — авторитарный и тоталитарный полит режим.

Советское право: этапы развития, сущность, особенности функций и форм (источников)

В становлении советского права можно выделить 3 этапа: 1) этап диктатуры пролетариата; 2) этап перерастания в общественное государство, переходное государство; 3) общенародное государство.

Социализм и присущую ему государственно-правовую систему выделяют в отдельный тип общества и соответствующую социалистическую семью правовых систем. Советская правовая система — конкретно-исторический тому пример и характеризуется следующими особенностями:

  • 1) Советская правовая система была пронизана официальной идеологией марксизма-ленинизма. Это сближало ее с религиозными правовыми системами, которые также основаны на идеологии (только религиозной) и зависят от официальных толкователей ее истин и положений. Это выражалось в социально-классовом (а не в строго юридическом, как в романо-германской или прецедентной правовых системах) подходе к субъектам права. В первое после 1917 г. время основным источником права было революционное правосознание, впитавшее идеологию большевизма. В последующем законодательство использовалось главным образом не для регулирования общественных отношений, а для пропаганды коммунистической идеологии. Происходило прямое вмешательство коммунистической партии в юридическую практику — правотворчество, правоприменение, юридическое образование, в отправлении ее лидерами в отдельные периоды советской истории судебных функций.
  • 2) Отрицательное отношение правящего слоя, а затем и воспитуемого им в этом духе населения к праву, как к вынужденному злу, подлежащему преодолению и отмиранию в будущем. Однако постепенно советская власть стала использовать право, его мощные регулятивные возможности в своих интересах, хотя правовой нигилизм так и не был окончательно преодолен.
  • 3) Абсолютный примат интересов государства над интересами личности (Г преступления подлежали самым суровым наказаниям, посягательства на Г собственность наказывались более сурово).
  • 4) Полная зависимость судебной системы от партийно-государственного руководства, а ее деятельность отличалась карательной направленностью против инакомыслящих, инквизиционными следственными и судебными процедурами, нарушением права обвиняемого на защиту, объективным вменением (к уголовной ответственности, например, привлекались члены семьи изменника Родины), жестокостью (расстрел за хищение социалистической собственности).
  • 5) Роль закона сводилась практически на нет, т.к. общие, принципиальные положения устанавливались партийными директивами, а «технические», детальные вопросы социально-правовой регламентации разрешались в ведомственных актах органов управления. Большую роль играли секретные, нигде не публикующиеся инструкции и указания партийных органов разного уровня и других ведомств.
  • 6) Парадокс советской системы — конечной целью развития были провозглашены интересы человека труда, и поэтому она наряду с негативными чертами имела серьезные импульсы позитивного развития, хотя иногда чисто формального. Г проводило работу по систематизации и кодификации законодательства, писались и принимались конституции СССР, насыщенные декларативными положениями основы законодательства, кодексы и другой нормативно-правовой материал.

Основной формой источников являлся НПА, издаваемые партийным органами судебные прецеденты не играли роли. Главная функция — регулятивная (характер — воздействие права, цель — статическая, динамическая, охранительная). Регулятивно-статическая направлена на закрепление в нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества; например, закрепление основ конституционного строя. Регулятивно-динамическая направлена на обеспечение достижения намеченных задач, результата, правовое воздействие нацелено на изменение и совершенствование существующих общественных отношений. Наглядное выражение получают в институтах гражданского, финансового, административного, трудового права. Регулятивно-охранительная — функция негативного регулирования, направлена на охрану от нарушений права в целом, предупреждение и пресечение правонарушений, защита и восстановление нарушенного права, также вытеснение и ликвидация отживших отношений. Воспитательная функция — обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание их в духе уважения к закону и т.д.— это общая функция права.

Различные подходы к понятию государства

  • (И.) Существует множество точек зрения на такое многогранное понятие как «государство», основные и наиболее разработанные взгляды получили название «подходов» и были закреплены в научной литературе:
    • 1. Теологический подход: Государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле.
    • 2. Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.
    • 3. Арифметический: Государство—это совокупность трёх элементов: власть, территория, население.
    • 4. Кибернетический. Государство—система, в рамках которой происходит движение информации, с «обратными» и «прямыми» связями, система имеет точки «ввода» и «вывода».
    • 5. Марксистский: Государство—это машина для подавления одного класса другим классом.
    • 6. Социологический: Государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют две концепции государства: а) государство = обществу. б) существует две отдельные организации гражданское общество и государство.

Государство — это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

(Р.) Государство — властно-политическая структура общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Нерсесянц: термин «государство» рассматривается в 3 значениях:

  • 1. Как государственно организованное сообщество. Государство выступает как совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной полит. властью;
  • 2. Как аппарат гос. власти как целое (гос. власть). Государство — повелевающая, властная организация;
  • 3. Как система государственных органов. Государство рассматривается как система государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Связи между ее элементами -гос. органами и должностными лицами- определяются их компетенцией.

Подходы к понятию Г: 1) Узкий подход. Государство — это аппарат особой публичной власти, который в условиях социальной дифференциации заменяет органы управления первобытного общества. Следовательно, субстрат Г = часть человеческого общества, которое занимается профессиональным управлением (гос. служащие). Г отчуждено от общества. Служащие Г ап. опираются на нормативную базу, которую сами создают. Г ап. имеет сложную внутреннюю структуру. 2) Широкий подход. Г — универсальная форма организации человеческого общества в целом, которое приходит на смену первобытной форме его организации. Субстрат Г = весь народ, все человеческое общество. Граждане Г объединены политическими отношениями по поводу осуществления власти. Г не отчуждено от общества. Широкий подход появляется 1м (Аристотель, Цицерон).

3) Часть широкого подхода: Г — проявление универсальной формы государственности у конкретного народа. Государство всегда имеет собственную территорию, население и наименование. Субстрат Г = конкретное общество, народ.

Вывод: 1 подход (узкий: субстрат — часть человеческого общества, которое занимается профессиональным управлением) является ошибочным, потому что наличие госаппарата это один из признаков Г. 2 и 3 подходы тождественны, только тогда, когда мы понимаем под обществом конкретный народ. Следовательно, эти подходы считаются правильными, но характеризуют Г только с одной стороны.

Понятие государственной власти

Государственная власть — форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм и основанной на гос. принуждении. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Особенности государственной власти: 1) распространяется на все общество, на всю территорию и на все население; 2) носит публично-политический характер; 3) опирается на государственное принуждение. 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) реализуется через государственное управление и носит легальный (юридический) характер; 6) имеет правовую форму выражения; 7) суверенна — означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны; 8. единство государственной власти — во-первых, означает, что вся система органов государственной власти, а не отдельные звенья являются официальным носителем всей полноты властных полномочий. Во-вторых, единство государственной власти должно проявляться в единой государственной политике. 9. выполняет роль арбитра; 10. во времени действует постоянно и непрерывно.

Структура власти: 1. Субъект власти — непосредственный носитель — государство и его органы. 2. Объект власти — индивиды, их объединения, общности, общество. 3. Содержание власти 4. Средства и приемы осуществления власти: путем принятия правовых решений нормативного и индивидуального характера, опирающихся на принуждение. 5. Ресурсы власти — совокупность условий и факторов, обеспечивающих осуществление государственной власти: экономические, социальные, идеологические, силовые.

Не всякая политическая власть является государственной. Государственная власть формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется специальным гос. аппаратом. Только гос. власть юридически уполномочена, от имени всего общества, применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие. Различие государственной и политической власти:

а) Полем для деятельности гос. власти является собственно гос-во и его органы, а также отношения, находящиеся в сфере правового регулирования правом. Полем деятельности полит. власти выступает преимущественно гражданское общество. б) Методы, используемые для достижения целей: Субъекты полит. власти не могут непосредственно использовать метод гос.-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам гос. власти. в) По объему полномочий: только субъекты гос. власти имеют право на издание НПА, имеющих общеобязательный характер. Гос. власть — разновидность полит. власти. Содержание полит. власти в сравнении с гос. шире. Полит. власть осуществляется не только гос-вом, но и многими составляющими частями полит. системы — партиями, общественно-полит. движениями.

Легализация и легитимация государственной власти

Легализация государственной власти — означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация государственной власти — это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимность и легальность(законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Классификация по М. Веберу (механизм психологического признания):

1) Рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам; 2) Идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; 3) Традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 4) Харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности.

Источники легитимации: 1. участие граждан в управлении страной (создает ощущение причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом); 2. технократическая легитимность (легитимность, выраженная посредством экономической, военной, образовательной и иной деятельности власти. В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов этой деятельности); 3. легитимность через принуждение (принуждение всегда присутствует в государственной власти, но формы его различны).

Признаки государства

  • 1. Государственная власть (особая публичная власть) которая: 1. распространяется на все общество, на всю территорию государства; 2. опирается на государственное принуждение; 3. осуществляется специальными лицами (гос. служащими, чиновниками, политиками и т.п.); 4 носит легальный (юридический) характер;
  • 2. Государственная территория (территориальный принцип организации населения и органов публичной власти) — под ним понимают либо территорию государства, либо административно-территориальное деление, либо то и другое вместе взятое.

Значимость государственной территории: 1. является материальной основой государства: ареной его деятельности и условием его существования; 2. устанавливает пределы государственной власти; 3. определяет структуру государственной власти, государственного аппарата;

  • 3. Наличие налогов, т.е. сборов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке, с заранее установленными размерами и сроками поступления. Налоги как признак государства отличает: 1. принудительность — они исходит от государства и обеспечивается им; 2. конкретность — они имеют конкретные размеры и сроки поступлений; 3. законодательное оформление — они устанавливается представительными органами и закрепляются в законах.
  • 4. Государственный суверенитет — это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность. Суверенитет имеет две стороны — внутреннюю — верховенство внутри страны, и внешнюю — независимость на международной арене.
  • 5. Право (неразрывная связь государства и права) — это система общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. Право — один из видов социального регулирования, отличающийся тем, что: 1. создается государственными органами; 2. оформляется в виде нормативно-правовых актов, законодательства; 3. обеспечивается силой государства; 4. имеет письменную форму выражения.
  • 6. Наличие собственного населения, проживающего на территории (гражданство, подданство — это особая политико-правовая связь).

Иные признаки государства: 1. государство — располагает правоохранительными (карательными) органами; имеет вооруженные силы и органы безопасности; 2. государство — это политическое общество, определенное объединение людей; 3. государственная идеология.

Добавить комментарий