Совокупность правил средств и приемов разработки оформления

Продолжаем тему, начатую в статье «Виды нормативных правовых актов». В предлагаемом материале речь пойдет о правилах оформления нормативных правовых актов, установленных в рамках юридической техники.

Документоведческий и юридический подходы к правилам оформления документов

Требования к оформлению документов, сформулированные с позиций документоведения, закрепляются в инструкциях и правилах по делопроизводству. В правовых дисциплинах указанные требования развиваются в рамках так называемой юридической техники и включаются в нормативные правовые акты и методические пособия, отличающиеся по структуре, содержанию, терминологии от разработок по делопроизводству. Между требованиями юридической техники и правилами делопроизводства нет непроходимой границы, поскольку они обращены к одному объекту – документу. Вместе с тем можно констатировать наличие двух массивов правил оформления документов, которые в части своих положений совпадают, а в части – расходятся. Существенным является то, что в документоведении и правовых дисциплинах сложились различные подходы к структуре документа и его реквизитам.

Документоведение исходит из того, что документ состоит из отдельных элементов – реквизитов, одним из которых является текст документа. Перечень трех десятков реквизитов документа закреплен в настоящее время в ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Правовые дисциплины подразделяют документ на содержательную часть и реквизиты. Последним отводится вспомогательная роль. Они служат для идентификации документа, придания ему юридической силы. Например, в Законе Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (в ред. от 19.11.2008) приводятся следующие определения:

Содержательная часть правового акта – выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия. Реквизиты правового акта – обязательные сведения, включаемые в текст правового акта для признания его действительным.

В юридической литературе можно найти высказывания о том, что трактовка понятия реквизитов документа, изложенная в названном стандарте, является отражением не всегда оправданной тенденции формализации и унификации элементов документов и не должна быть поводом для изменения традиционного юридического понимания реквизитов нормативного правового акта.

Отмеченные различия в подходах документоведов и юристов к установлению структуры документа затрудняют выработку единых правил оформления правовых актов. Состав и содержание этих правил, порядок их изложения в конкретных органах управления зачастую зависят от того, какие подразделения их разрабатывали (юридическая служба или служба делопроизводства). Так, трудно найти объяснения тому, что органы местного самоуправления при установлении правил оформления своих нормативных правовых актов используют различные методические основания. Например, Положение о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений главы администрации Вятскополянского района (утверждено постановлением главы администрации Вятскополянского района Кировской области от 08.09.2008 № 101) изложено в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003, а Положение о муниципальных правовых актах Новоуральского городского округа (утверждено решением Думы Новоуральского городского округа от 28.02.2007 № 44, в ред. от 26.11.2008) сформулировано в русле юридической традиции противопоставления содержательной части правового акта и реквизитов.

Понятие и значение юридической техники

Процесс нормотворчества активно идет на федеральном и региональном уровнях, что во многом объясняет большой интерес к вопросам юридической техники. По этой тематике публикуются научные работы, готовятся диссертационные исследования, издаются учебные и справочные пособия. Курс юридической техники читается во многих юридических вузах.

Вопрос об установлении понятия «юридическая техника» является дискуссионным. В данном случае мы не будем углубляться в эту проблему. Отметим только, что в словарях, нормативных правовых актах, литературе можно найти различные трактовки понятия «юридическая техника». Например, Большой юридический словарь под ред. проф. А.Я. Сухарева определяет юридическую технику как совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых актов, так и при их претворении в жизнь. Элементами юридической техники выступают юридическая терминология, юридические конструкции, способы построения нормативно-правовых актов. Видами юридической техники являются законодательная техника, судебная техника и т.д.

В самом общем плане под юридической техникой понимается совокупность определенных приемов, правил, методов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых актов. Юридическая техника включает в себя правила подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, терминологию, юридические конструкции, язык и стиль правовых актов. Наиболее разработанным разделом юридической техники признается законодательная техника. В литературе наряду с термином «юридическая техника» в близком значении используются и другие понятия: законодательная, законотворческая, правотворческая, нормотворческая техника.

Определения понятий «юридическая техника», «правила юридической техники» приводятся в законах субъектов Российской Федерации

■ Закон Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в ред. от 07.11.2008): юридическая техника – средства и приемы, при помощи которых обеспечиваются юридическое содержание правового акта и его словесно-документальное изложение.

■ Закон Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 № 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» (в ред. от 12.01.2009): юридическая техника – система правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации правовых актов.

■ Закон Республики Бурятия от 19.06.1996 № 321-I «О законопроектной деятельности в Республике Бурятия» (в ред. от 19.12.2008): юридическая культура и техника – способы и приемы изложения содержания и структуры законопроекта, обеспечивающие четкость, ясность, определенность текста закона, его внутреннюю логику.

■ Закон Челябинской области от 30.05.2002 № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (в ред. от 29.11.2007): правила юридической техники, применяемые при подготовке нормативных правовых актов Челябинской области, – совокупность способов, приемов, применяемых при разработке, изложении, оформлении нормативных правовых актов Челябинской области.

■ Закон Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (в ред. от 10.11.2008): правила юридической техники – совокупная связь определенных приемов (юридическая терминология, юридические конструкции, способ построения нормативных правовых актов), применяемых при разработке содержания и структуры нормативных правовых актов.

Юридико-технический уровень нормативного правового акта является, по общему признанию, одним из важнейших показателей его качества. Юридическая техника – один из важнейших инструментов предупреждения и исправления юридических ошибок. Краткий анализ этих ошибок дан в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (рекомендованы Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности, направлены письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18.11.2003 № вн2-18/490).

Извлечение

из Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов

Разнобой реквизитов и рубрик законодательных актов, отсутствие их стереотипной структуры, единого стиля изложения, несовпадение в разных законодательных актах обозначений наименований и нумерации структурных единиц акта являются свидетельством юридико-технического несовершенства законодательства.

Ошибок, связанных с содержанием и формой изложения законопроектов, пока еще довольно много и объясняются они во многом недостаточным опытом разработчиков. Зачастую в Государственную Думу направляются недостаточно технически отработанные законопроекты, содержащие неточные и расплывчатые предписания, противоречия и пробелы. Не все готовящиеся законопроекты унифицированы по структуре и стилю изложения, соответствуют действующему законодательству, не всегда выдерживается единство терминологии. Многие недавно принятые законы страдают излишней декларативностью предписаний, отсутствием в ряде случаев тщательно отработанного механизма действия его норм и обеспечения их реализации, что отрицательно сказывается на применении законов.

К сожалению, в настоящее время отсутствует необходимая нормативная база по данным вопросам.

Нормативная и методическая база правил юридической техники

Правила юридической техники могут фиксироваться в нормативных правовых актах (например, в законах субъектов Российской Федерации о нормотворчестве, положениях и правилах, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления), излагаться в форме рекомендаций или существовать в виде обычаев. В настоящее время все большая часть указанных правил получает нормативное закрепление. Особенно активно этот процесс идет на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в главе «Правила законодательной техники» Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» (законопроект № 96700088-2), который был рассмотрен в первом чтении в 1996 г., однако так и не был принят.

Правила оформления проектов законов изложены в уже упомянутых Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, получивших одобрение Совета Государственной Думы в 2003 г. Особое внимание при разработке Методических рекомендаций было уделено следующим вопросам:

● структура статьи законодательного акта и законодательного акта в целом;

● порядок оформления внесения изменений в законодательные акты;

● порядок составления перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу;

● порядок употребления ссылок в законодательных актах;

● разграничение понятий «исключение» и «признание утратившими силу».

Наиболее заметным нормативным правовым актом по вопросам юридической техники, принятым на федеральном уровне, являются Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 29.12.2008). Следует отметить, что требования к оформлению правовых актов изложены в Правилах весьма лаконично в нескольких пунктах (п. 6–9). Мало дополнительной информации дают и Разъяснения о применении Правил, утвержденные приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88.

Федеральные органы исполнительной власти и федеральные структуры, не относящиеся к системе органов исполнительной власти (Банк России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.), принимают свои положения и правила по оформлению нормативных правовых актов. Большинство из них полностью воспроизводит состав и содержание Правил, утвержденных Правительством РФ. Некоторые ведомственные разработки, не вступая в противоречие с указанными Правилами, более подробно описывают требования к оформлению нормативных правовых актов (например, Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию, утвержденное приказом ФССП России от 12.01.2006 № 3). Отдельные же ведомственные разработки имеют расхождения с Правилами, утвержденными Правительством РФ (например, Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 27.06.2003, в ред. от 20.09.2006; Положение о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России от 15.09.1997 № 519, утвержденное приказом Банка России от 15.09.1997 № 02-395, в ред. от 18.04.2002).

Некоторые общие требования к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации сформулированы в Рекомендациях по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (утверждены приказом Минюста России от 29.10.2003 № 278, в ред. от 26.08.2008).

Извлечение

из Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

18. В ходе юридической экспертизы рекомендуется оценить также соблюдение правил юридической техники при подготовке акта, т.е. наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии. Соответствующие правила формально не установлены на федеральном уровне, однако по сложившейся практике акт, как правило, имеет следующие элементы:

форма акта;

наименование органа, принявшего акт (в целях определения компетенции данного органа);

название акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию правового акта;

дата и место принятия и (или) подписания акта;

номер акта;

полное наименование должности лица, подписавшего акт;

источник официального опубликования;

дата (срок) вступления в силу.

Во многих субъектах Российской Федерации требования юридической техники урегулированы в законах, и прежде всего в специальных законах о правовых актах и правотворчестве. Например:

● Закон Липецкой области от 27.03.1997 № 64-ОЗ «О нормативных правовых актах Липецкой области» (в ред. от 07.06.2008);

● Закон Свердловской области от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» (в ред. от 19.11.2008);

● Закон Ярославской области от 07.03.2001 № 16-З «О правовых актах Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008);

● Закон города Москвы от 14.12.2001 № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» (в ред. от 13.12.2006);

● Закон Республики Мордовия от 21.02.2002 № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия» (в ред. от 30.09.2008);

● Закон Челябинской области от 30.05.2002 № 87-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области» (в ред. от 29.11.2007);

● Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 25.02.2003 № 14-ОЗ «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. от 25.09.2008);

● Закон Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в ред. от 07.11.2008);

● Закон Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (в ред. от 10.11.2008);

● Закон Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-ОЗ «О правовых актах Ленинградской области».

В региональных законах обычно указывается, что органы, издающие правовые акты, вправе на основе положений закона устанавливать правила их оформления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации активно пользуются этим правом, издавая подзаконные акты, включающие правила юридической техники. В качестве примеров можно назвать следующие акты:

● Положение о порядке подготовки, издания и опубликования нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края (утверждено постановлением Губернатора Хабаровского края от 27.09.2002 № 432, в ред. от 10.12.2007);

● Правила подготовки проектов правовых актов (утверждены Указом Губернатора Омской области от 08.05.2003 № 82, в ред. от 28.12.2007);

● Положение о порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики (утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.01.2006 № 8, в ред. от 25.12.2007);

● Порядок подготовки проектов правовых актов Губернатора края и Совета администрации края (утвержден Указом Губернатора Красноярского края от 27.02.2006 № 19-уг, в ред. от 05.09.2007);

● Правила подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.11.2008 № 224-п);

● Правила оформления проектов законов Костромской области и проектов постановлений Костромской областной Думы (утверждены постановлением Костромской областной Думы от 16.12.2008 № 3512).

На муниципальном уровне в качестве источников правил юридической техники выступают законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также методические пособия, разрабатываемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации для применения в органах местного самоуправления. В качестве примера таких пособий можно назвать Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования Нижегородской области (утверждены распоряжением Правительства Нижегородской области от 07.09.2007 № 1382-р).

Органы местного самоуправления также активно принимают свои нормативные правовые акты, включающие правила юридической техники. Например:

● Положение о порядке подготовки и издания правовых актов Главы города Нижнего Новгорода, главы Администрации города Нижнего Новгорода (утверждено постановлением главы местного самоуправления от 09.03.1999 № 33, в ред. от 04.07.2008);

● Положение о порядке подготовки, издания и вступления в силу правовых актов Главы города Ставрополя (утверждено постановлением Главы города Ставрополя от 14.07.2004 № 3172, в ред. от 14.02.2005);

● Порядок подготовки и издания правовых актов администрации города и главы администрации города Перми (утвержден постановлением администрации города Перми от 19.07.2006 № 1232, в ред. от 31.12.2008);

● Правила подготовки и оформления проектов муниципальных правовых актов главы Администрации города Курска и Администрации города Курска (утверждены постановлением Администрации города Курска от 01.07.2008 № 1578).

В большинстве случаев разработки местных органов самоуправления соответствуют положениям законов субъектов Российской Федерации о правовых актах. В них используется традиционный юридический подход, противопоставляющий содержательную часть правового акта и реквизиты. Вместе с тем можно найти примеры положений и правил по вопросам оформления муниципальных нормативных правовых актов, изложенных с документоведческих позиций. Так, в Правилах подготовки и оформления муниципальных правовых актов Магаданской городской Думы (утверждены решением Магаданской городской Думы от 17.05.2007 № 60-Д) сказано, что они подготовлены на основе ГОСТ Р 6.30-2003 и Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Минкультуры России от 08.11.2005 № 536).

Окончание в следующем номере.

Секретарь-референт. 2009. № 1. С. 17–23; № 2. С. 17–20.

21. Этапы работы по составлению юридического документа

Юридическая технология работы с юридическими документами ― это основанный на определенных принципах, прогнозах и рекомендациях процесс создания юридических документов, их исполнения, контроля за исполнением и хранением, в ходе которых используются конкретные средства, приемы, способы и методы юридической деятельности.

Создание юридического документа происходит по определенной процедуре, которая включает в себя ряд стадий работы по созданию документа. Процесс создания документов может быть различным, это зависит от характера юридического документа.

Можно выделить следующие стадии работы с юридическими документами.

Первая стадия ― создание юридического документа. Она включает в себя следующие операции: сбор необходимой информации; анализ собранных данных; создание проекта будущего юридического документа; согласование юридического документа; доработку и дальнейшее согласование; удостоверение юридического документа; регистрацию документа; нотариальное удостоверение; опубликование.

Вторая стадия работы с юридическим документом ― это его исполнение. Исполнение осуществляется путем реализации положений юридических документов. Оно может осуществляться поэтапно, а также путем совершения разовых действий. Например, Указ Президента РФ о назначении министра будет исполнен одним актом. Но реализация какого-либо программного документа может осуществляться через комплекс последовательных действий.

Третья стадия ― контроль за исполнением юридических документов. Контроль может быть текущим, который осуществляется в процессе исполнения документов. Контроль может осуществляться поэтапно. Для контроля свойственны следующие стадии:

1) постановка документа на контроль;

2) проверка своевременного доведения документа до исполнения;

3) предварительный контроль;

4) предупредительный контроль;

5) аналитический контроль (учет и обобщение результатов контроля исполнения документов);

6) снятие документа с контроля.

Четвертая стадия ― хранение документов. Эта деятельность не носит правового характера. При постановке документов на хранение может создаваться комиссия, которая проводит комплексное изучение документа и принимает решение о том, что:

1) документ предназначен для хранения;

2) документ подлежит уничтожению;

3) документ необходим для дальнейшего использования.

Чтобы создать качественный юридический документ, грамотно реализовать его положения, проконтролировать исполнение на каждой стадии, работа с документами должна осуществляться должным образом.

22. Юридическая аргументация: понятие и приемы

Аргументы ― это доказательства, доводы субъекта. В зависимости от природы источника аргумента можно выделить аргументы-доказательства факта; теоретические доказательства; ссылку на ранее доказанные положения. Все юридические законы и правовые нормы, вовлеченные в рассмотрение обстоятельств дела, представляют собой теоретически источники, общепринятые положения, не требующие доказательств. Аргументы можно классифицировать по функциональной предназначенности на основные, исходные, дополнительные. По характеру связей содержания аргументации с предметом доказательства аргументы делятся на прямые и косвенные. Прямые аргументы непосредственно оказывают обосновывающий эффект на доказываемые тезисы. Они имеют четкую логическую связь с предметом доказывания, позволяют сделать однозначный вывод о принятии либо отказе от обсуждаемого положения. Косвенные аргументы относятся к таковым, так как обосновывают дополнительные, неосновные тезисы.

23. Этика юридического письма

Общие требования к юридическим документам определены законами. Каждый юридический документ должен соответствовать требованиям закона в отношении официальных реквизитов и содержания. Этика юридического письма выражается в его общей и юридической грамотности. Юрист должен обладать элементарными навыками изложения содержания правового документа.

Юридическая грамотность документа ― это его соответствие материальному и процессуальному праву, современным научным представлениям о содержании и толковании тех или иных институтов и теории права.9
Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М., Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
Правовая культура юридических документов напрямую зависит от правовой культуры должностных лиц, составляющих документ. Знание основных приемов юридической техники, их квалифицированное использование отражают уровень юридической техники в общем в стране. Этика юридического письма выражается в доступности, ясности, четкости документа, его непротиворечивости. Язык правового документа должен быть официальным, должен исключать жаргоны, историзмы, профессиональную лексику.

24. Предложения как составные элементы текста юридического документа

Предложение ― основная смысловая единица нормативного текста. Оно должно отвечать следующим требованиям:

1) предложения должны выражать мысль законодателя. Чтобы обеспечить это правило, предложение должно быть внутренне согласованным. Необходимо правильно употреблять служебные члены предложения;

2) предложения должны быть юридически нейтральными, формулировать поведение в обезличенной форме;

3) предложения должны быть простыми и доступными, без ущерба для полноты и ясности нормативного положения;

4) предложения должны адекватно отражать волю законодателя. Для этого предложения должны быть констатирующими, повествовательными, утвердительными, без побудительных слов.

Общеобязательные правовые предписания основаны на оценке сложившейся практики с позиции равенства, гуманизма, справедливости. Нормативные высказывания в любой сфере правового регулирования оформляются в виде распространенных повествовательных предложений, которые содержат явное или подразумеваемое «должно быть» и имеют типовой набор элементов, соответствующий логической структуре нормы: гипотеза ― указание на условия, при которых возникают права и обязанности; диспозиция ― сами права и обязанности; санкция ― указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы.

Содержательно-информационный объем предложения увеличивается за счет причастных и деепричастных оборотов, однородных членов, придаточных предложений, обособленных предложно-падежных конструкций, вставных фраз и некоторых других конструкций, распространяющих и уточняющих нормативное высказывание.

25. Язык и стиль юридического документа

Искусство разработчика нормы права состоит в том, чтобы правильно перевести социальные потребности на язык права и сотворить «юридический мир» ― ту самую словесно-символическую реальность, в пределах которой определена равная мера свободы субъектов, предписаны формы должного поведения и установлены принципы решения спорных вопросов. Поскольку этот «мир права» закреплен в словах, постольку и словесные технологии имеют важнейшее значение для правотворчества.

Чтобы предупредить языковые ошибки в процессе создания норм права, целесообразно соблюдать общие принципы словесной организации нормативных высказываний:

1) корректность;

2) стабильность языкового выражения;

3) информативность.

Принцип корректности означает, что все слова в составе нормативного правового текста должны соответствовать лексическим, грамматическим и стилистическим стандартам ― литературным нормам государственного языка Российской Федерации. В правовой системе действует презумпция грамматической правильности правовой нормы, однако с лингвистической точки зрения далеко не все нормативные предписания безупречны.

Например, в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принцип корректности не соблюдался, была допущена серьезная грамматическая ошибка (эта часть статьи утратила силу с 1 января 2005 г.):

Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государственной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается.

В этом предложении несколько языковых недочетов, а в результате неправильного соединения главного и придаточного предложений вообще получился абсурд ― как будто бы дети могут быть собственностью государства.

Несоблюдение принципа корректности нередко вызывает неуместный комический эффект. Например:

…домашнее животное ― партнер человека по совместному отдыху и получению взаимного удовольствия;

…под лицами, прекратившими вооруженное сопротивление, понимаются члены незаконных вооруженных формирований, групп граждан и или отдельных граждан10
Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспективы. М., 1997.
.

Принцип стабильности языкового выражения заключается в том, чтобы использовать общепринятые и понятные словосочетания и стандартные языковые обороты, традиционно употребляемые в письменной речи и имеющие строго определенное истолкование. Нежелательно перегружать текст иноязычными заимствованиями, архаичными оборотами («лесные подати», «поруки», «стража»), профессиональной лексикой («пассажиропоток», «товарная масса», «натуральный норматив»), а также применять в тексте нормативного акта жаргон и иную просторечную лексику («волокита», «неразбериха», «выручка», «сводничество»).

Принцип информативности заключается в том, чтобы точным словам соответствовали ясные идеи относительно предписанного, дозволенного или запрещенного поведения. Рассматриваемый принцип нарушен в декларативных нормах, поскольку подобная норма не поддается однозначному толкованию. Поэтому важно правильно использовать абстрактные и конкретные формы выражения мысли законодателя. Например, в одном случае лучше использовать абстрактную формулу нематериальных благ (ст. 128, ст. 151 ГК РФ), а в другом случае более целесообразно привести их конкретный перечень: жизнь, здоровье, достоинство личности, их личная неприкосновенность, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства (ст. 150 ГК РФ).

Полнота, целостность, логическая завершенность нормативного текста ― непременное условие. Текст правового акта не может быть незаконченным, оставляющим возможность его произвольного «дополнения» или «расширения». В правовом акте должны быть закреплены все положения и правила. Текст нормативного правового акта должен быть директивным и официальным. Директивность нормативного текста выражается в его обязательных, волевых, властных формулировках. Субъекты права обязаны вести себя в полном соответствии с указаниями правового акта. В директивности стиля нормативного акта воплощена и его официальность, закрепляющая суверенную волю государства. Стиль нормативного правового акта должен быть ровным, спокойным, сдержанным, безразличным к субъективным переживаниям и эмоциям лиц, с ним знакомящихся. Как отмечают ученые, в частности Д.А. Керимов, стиль нормативного правового акта исключает пышность, торжественность, пафос, риторику или заземленную обыденность, а также использование гипербол, метафор, аллегорий.

26. Терминология, используемая при написании текстов юридических документов

Язык правовых норм характеризуется развитой системой юридических терминов (понятий), обозначающих какие-либо профессиональные понятия, необходимые для правильного и четкого выражения законодательной воли. При этом между отдельными терминами (понятиями) устанавливаются прямые либо опосредованные логические отношения и связи, обусловленные системностью действующего законодательства и единством его понятийной структуры. Логические отношения (связи) между понятиями могут проявляться в виде:

1) сравнений по смысловому значению;

2) пересечения;

3) соподчинения.

Все понятия непрерывно изменяются и уточняются, находятся в логическом движении.

Применяя специальные словесные технологии, законодатель преобразует исходный языковой материал так, чтобы получить не просто связное предложение, но развернутую нормативную формулу, способную ясно «указать людям обязательное для них лучшее поведение».

Итак, слово ― исходный строительный материал законотворчества и нормотворчества в целом. Прежде чем перейти к анализу свойств слов в праве, особенностей их употребления, необходимо сказать о соотношении слов, слов-терминов, слов-понятий. В этом вопросе мы согласимся с Н.А. Власенко, по мнению которого, слово является более общим выражением действительности и более «подвижно» в речи и тексте. Термин выполняет функцию специального носителя информации (Дума, Законодательное Собрание, неприкосновенность депутата). Понятие – категория логики и гносеологии, отражающая наиболее существенные признаки явления или предмета (право, закон, конституция). Слова выступают выразителями терминов и понятий. Нередко слово совпадает с термином и понятием. Все это говорит об определенной условности различия между словом, словом-термином, словом-понятием.

Еще римские юристы предупреждали, что «любое определение несет в себе опасность». Нечеткая, небрежно сформулированная либо сознательно искаженная дефиниция начинает подменять собой подлинную сущность понятия и неверно ориентирует познавательную деятельность. Дефиниция представляет собой краткое определение определенного понятия, которое отражает существенные и качественные характеристики предмета или явления. Дефиниция должна быть построена четко, логично, последовательно. Ей присущи:

1) определяемое понятие ― то, что определяется;

2) предикат ― то, что говорится об определяемом;

3) родовой признак ― качество, которое присуще ряду родственных предметов или явлений;

4) видовое отличие ― качество, характерное только для данного понятия.

Весьма важно, чтобы нормативное определение было построено с учетом связей и зависимостей отдельных нормативных положений в соответствующей отрасли или сфере законодательства.

Нормативные дефиниции ― это специфические нормы, входящие в механизм правового регулирования. Они должны представлять собой элементы согласованной системы.

Разработка правовых норм обязательно сопровождается конструированием и словесным обозначением специальных юридических понятий. В правотворческой деятельности используется 3 группы понятий (терминов):

1) общеупотребляемые ― этотермины в общепринятой формулировке (например, «строение», «здание», «документ» и др.);

2) специально-юридические― это термины, которыеимеют особый юридический смысл, выражающий своеобразие определенного правового понятия (например, «юридическое лицо», «государственный обвинитель»);

3) специально-неюридические― это термины, которыеимеют особый смысл в определенных науках, не относящихся к юридической. Это могут быть термины, используемые в медицине, математике, биологии и т. д. К примеру, «поствакционное осложнение», «антропогенный объект» и т. д.

Разнообразие юридической терминологии позволяет классифицировать ее на общеправовую, отраслевую и межотраслевую.

Общеправовая терминология, как правило, фиксируется текстами конституций, кодексов, законов кодифицированного типа. В них объединены те обобщенные термины, которые свойственны многим отраслям права и единообразно ими применяются (права и обязанности граждан, юридическая сила закона, ответственность, судопроизводство и т. д.). Эти термины как бы универсальны и составляют языковой фундамент всего законодательства.

Отраслевая терминология во многом специфична и отражает особенности конкретной сферы регулируемых общественных отношений. Она присуща конкретной отрасли, составляет единую основу ее языка. Цель отраслевой терминологии – предельно точная расшифровка особенностей текста отраслевых институтов, качественное обслуживание их взаимосвязей с другими структурами данной отрасли.

Межотраслевая терминология свойственна нескольким отраслям законодательства и носит смешанный характер.

Каждая из обозначенных терминологических разновидностей должна нести в себе однозначное понимание и единство для различных отраслей в рамках отдельного нормативного акта. Это правило часто игнорируется.

Часто право существенно дополняет значение общеизвестных слов, в своих правовых целях. Однако не всегда это происходит корректно.

В нормативных актах не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений. В правотворческой деятельности необходимо учитывать также следующие свойства слов:

1) полисемию (многозначность) ― накапливание разных значений в пределах одного слова. Например: «акт приемки», «законодательный акт», «половой акт». При подготовке текста проекта нормативного правового акта недопустимо «перенасыщение» нормативного текста многозначными словами и сочетаниями;

2) синонимию ― взаимозаменяемость слов и сочетаний. Для единообразного понимания и применения нормативного правового акта, точности и ясности содержания текста необходимо минимальное применение синонимов. Но вместе с тем синонимия служит для уточнения и детализации понятий. Например: «здание» ― «сооружение», «органы местного самоуправления» ― «муниципальные органы», «постоянное» ― «бессрочное». Антонимия ― взаимоисключаемость, противоположность значений слов: «право» ― «обязанность», «правонарушение» ― «правомерное поведение».

27. Роль логических приемов

Юридическая работа требует сложной мыслительной, интеллектуальной деятельности. Логика ― это наука о правильном мышлении. Сформировавшееся в процессе эволюции права профессиональное юридическое мышление характеризуется особой предметно-целевой направленностью и специфическими приемами рассуждения. В соответствии с этим мышление юриста ориентировано на твердо установленные факты, на выявление и оценку актуальных общественных отношений, чтобы создать единый, стабильный, целесообразный порядок поведения людей. Юридическое мышление всегда выражается в языке, так как требуется точно передать детали и подробности общественных отношений с учетом важных интересов личности и общества.

Юристы используют два логико-методических стандарта:

1) юридическое рассуждение на основе приложения известных норм закона к разнообразным фактам (это стандарт свойствен для стран романо-германской системы);

2) юридическое рассуждение с использованием прецедента (данный тип мышления характерен для системы англосаксонского права).

Под юридическим рассуждением здесь подразумевается последовательность констатаций, имеющих значение и четко соединенных друг с другом в соответствии с определенными принципами; последовательность, которая позволит прийти к выводам и решениям.

Перечислим правила логики, которым необходимо следовать при составлении юридических документов. К таким правилам относятся:

1) единообразное понимание терминов. Если указанное правило нарушается, происходит коллизия, дезориентация тех, кому адресованы юридические документы. Текст юридического документа должен быть доступен тем, к кому он обращен. Поэтому следует использовать максимально простые слова, термины, фразы, которые легко воспринимаются людьми. Поэтому в текстах юридических документов неуместны канцелярские обороты, архаизмы, иностранные заимствования; нужно стремиться не злоупотреблять узкоспециальными терминами;

2) согласованность различных юридических документов, системность. Необходимо соблюдать системность при построении юридических текстов. Так, нормативные правовые акты не должны противоречить актам большей юридической силы; подзаконные акты не должны противоречить законам, правоприменительные акты не должны противоречить нормативным правовым актам. Кроме того, необходимо соблюдать горизонтальные связи;

3) убедительность юридических документов. Формулируя решение, необходимо обосновать его истинность, т. е. доказать его соответствие действительности.

28. Способы распознавания ловушек в юридических документах

Многие юридические документы имеют разнообразные недостатки, ловушки. Дефект в юридических документах не может возникнуть сам по себе. В основе его появления лежит определенная деятельность, носящая юридический характер. Наличие дефекта указывает на определенный сбой в работе с ним, в результате юридический документ становится неграмотным или незаконным.

Ошибки в юридическом документе можно разделить на 4 группы:

1) ошибки в оформлении;

2) грамматические ошибки;

3) стилистические ошибки;

4) юридические ошибки.

К недостаткам в оформлении документов относятся опечатки, неправильные переносы, сокращения, личные имена, аббревиатуры. Опасны опечатки в юридических документах. Существенными являются грамматические ошибки ― в окончаниях, пунктуационные ошибки. Они искажают содержание юридического документа. Стилистические ошибки заключаются в тавтологии, повторах, длинных предложениях. Юридические ошибки можно разделить на правотворческие, правоприменительные, интерпретационные. Правотворческие ошибки связаны с недостаточно эффективной деятельностью правотворческого органа. Под интерпретационной ошибкой понимается отступление от правил толкования правовых норм, допущенное в процессе интерпретации правовой нормы и обусловившее результат толкования, не отражающее содержания нормы права. Дефекты законодательства приводят к совершению правоприменительных ошибок. Правоприменительные ошибки связаны с деятельностью судей, прокуроров, следователей, юрисконсультов, министров, других должностных лиц.

Формальные (реквизитные) правила

Для идентификации правового документа и его учета в целях принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта.

К их числу относятся:

  • название вида правового акта;
  • название органа, его издавшего;
  • наименование (полное и сокращенное);
  • дата принятия;
  • номер правового акта.

Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа.

Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются атрибутом правового акта.

К ним относятся:

  • место (название города);
  • дата подписания;
  • полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ;
  • фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ;
  • его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа).

Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.

Вид правового акта

Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа.

Если вести речь о нормативных актах, издаваемых в Российской Федерации, то их система многоуровневая. За каждым уровнем закрепляется определенный вид нормативного акта. Так, федеральный закон как вид нормативного акта имеет высшую юридическую силу (за исключением Конституции РФ и федеральных конституционных законов) по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям, инструкциям ведомств).

С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т.д.).

Орган, принявший нормативный акт

Указание органа, принявшего нормативный акт, предопределяет юридическую силу правового документа. Должна быть корреляция между видом нормативного акта и органом, его издавшим.

В других правовых актах, например индивидуальных, этот реквизит часто бывает включен в так называемую шапку документа (часть общего характера или вводную часть). Даже беглый взгляд на нее позволяет вычленить субъекта (субъектов), ответственного за создание акта.

Наименование (заголовок) нормативного акта

Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах, так как с его помощью определяются предмет и круг регулируемых общественных отношений. Четкое и правильное отражение предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители могли по названию правового акта определить его содержание, легко запомнить название и при необходимости быстро найти такой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематизации и учета нормативных актов.

Окончательный вариант заголовка обычно утверждается после рассмотрения всех поправок к тексту проекта нормативного акта, так как в процессе создания документа его содержание может частично измениться. Заголовок должен точно отражать содержание всего законопроекта.

Различают полное и краткое наименование закона. Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Как правило, не рекомендуется включать в наименование законапояснения, заключенные в скобках. Это затрудняет восприятие наименования в целом.

В науке избирательного права уже ведутся разработки, связанные с кодификацией избирательного законодательства Избирательный кодекс как полное наименование закона, регулирующего все выборы на федеральном уровне, является наиболее удачным, так как четко и в лаконичной форме отражает круг регулируемых отношений. Нецелесообразно включать в его наименование указание на регулирование именно федеральных выборов, потому что, во-первых, выборы в субъектах РФ и выборы в органы местного самоуправления не могут регулироваться федеральным законодательством и, во-вторых, все избирательные кодексы субъектов РФ в обязательном порядке должны включать в наименование указание на название субъекта (например, Избирательный кодекс Свердловской области).

Введение в закон краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования. В соответствии с канонами законодательной техники краткое наименование добавляется в скобках в заголовке после полного наименования.

Если обратиться к процессу законотворчества в Российской Федерации, то следует заметить, что официальная практика добавления краткого наименования после полного отсутствует, хотя иногда это необходимо.

Продолжая иллюстрацию данного правила юридической техники на примере избирательного законодательства, можно проанализировать наименование действующего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оно слишком громоздко для воспроизведения, но официального краткого наименования не существует. Вот почему чаще используется неофициальное краткое наименование: Закон об основных гарантиях. Оно более удобно и тождественно полному наименованию. В будущем, если будет принят избирательный кодекс, наименование которого содержит всего два слова, необходимость в кратком наименовании отпадет сама собой.

Дополнительным компонентом наименования является официальная аббревиатура — словообразование, состоящее из начальных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и полное наименование, аббревиатура является признаком идентификации нормативного акта и должна быть уникальной.

Что касается наименования индивидуальных актов, то их название содержится опять-таки во вводной части, причем зачастую не автономно, а в единой связке с указанием на орган (или субъект), его вынесший (создавший). Приведу выдержку из судебного определения, где повторено название (тема) определения:

15 января 2006 г. я, судья Самарского областного суда Л. Р. Петрова, рассмотрела ходатайство АО «АвтоВАЗ» об обеспечении иска по делу АО «АвтоВАЗ» к профкому АО «АвтоВАЗ» «Справедливость» о признании незаконной забастовки…

Дата принятия правового акта

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона (кодекса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и дата принятия его Государственной Думой, и дата одобрения Советом Федерации, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разнобой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом.

Например, такие справочные правовые системы (далее — СПС), как «КонсультантПлюс», «Гарант», предлагают использовать при поиске по дате принятия именно дату подписания закона Президентом, что противоречит ст. 2 названного Закона.

Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.).

Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывается прописью, а число месяца и год — арабскими цифрами (например, 15 февраля 2006 г.).

Регистрационный номер

Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, получают номер, когда Министерство юстиции РФ (далее — Минюст России) регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года.

Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяет момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.

Составление юридических документов требует внимания и филигранной точности. Любая оплошность или ошибка послужит причиной присвоения статуса «недействителен». Это значит, что судом не будет взят на рассмотрение.

Юридическая техника составления юридических документов

Существуют принятые нормы и инструкции делопроизводства, оговаривающие правила оформления юридических документов, то есть техника составления документа. К таким бумагам относятся:

  • договор (соглашение, контракт);
  • акт;
  • исковое заявление;
  • официальное обращение к должностным лицам;
  • доверенность;
  • претензия и так далее.

Правила составления делятся на общие и специфические. Последние классифицируются в зависимости от типа документа: акт составляется комиссией; доверенность – оформляется нотариусом, договоры предполагают участие в оформлении всех сторон-участников сделки и так далее. Имеет значение и статус субъекта, который визирует документ. Для юридических лиц действует требования, относящиеся к подписанию. На документе должна располагаться подпись лица, имеющего достаточные полномочия, которые предоставляет доверенность, устав организации и прочее. Автограф должен быть заверен оригинальной печатью. Юридическая техника – свод инструкций, правил и норм, по которым производится составление и оформление документации, обладающей юридической силой. Здесь имеется в виду правовая сторона судебных и законодательных документов. Нас интересует вопрос составления бумаг, необходимых в повседневной жизни (профессиональной, коммерческой, бытовой).

Профессиональное составление документов

Чтобы все правила составления были выдержаны, привлеките к процессу квалифицированного юриста из нашего бюро. Он выполнит следующую работу:

  • составит текст документа в соответствии с действующими требованиями и нормами;
  • оформит его в надлежащем виде;
  • проконтролирует наличие всех обязательных атрибутов и необходимых условий;
  • воспользуется профессиональными формулировками для исключения разночтений;
  • обоснует с точки зрения законодательства справедливость изложенных в тексте требований;
  • сформирует пакет необходимых приложений;
  • правильно подаст документ в государственную службу;
  • проконтролирует принятие документа и внесение в него соответствующей отметки;
  • обеспечит наличие всех условий для придания бумаге статуса юридического документа.

Если вы решите действовать самостоятельно, то нужно взять на учет рекомендации, приведенные ниже.

Техника составления юридических документов

Самостоятельная разработка юридической документации возможна, если вы:

  1. Получили бесплатную консультацию юриста.
  2. Воспользовались образцами, шаблонами и примерами подобных документов, скачав их со страниц нашего сайта.
  3. Правильно указали реквизиты объектов и субъектов, указанных в документе.
  4. Использовали правильные формулировки, статьи законов, термины.
  5. Лаконично изложили требуемое в основной части текста.
  6. Оформили структуру в соответствии с действующими нормами.
  7. Завизировали бумагу и заверили подпись оригинальной печатью (для юрлиц).
  8. Приложили всю необходимую аргументирующую документацию и указали в тексте ее перечень.

К обязательным атрибутам юридических документов относятся:

  • реквизиты всех лиц, указанных в тексте (физических или юридических);
  • регистрационные сведения об объекте (техника, недвижимость и так далее);
  • название документа;
  • дата составления;
  • город, в котором происходит событие;
  • подпись участников с расшифровкой;
  • печать (для юрлиц).

Отсутствие хотя бы одного из них даст повод лишить документ юридического статуса. Поэтому разработка юрдокументации требует профессионально подхода.

Юридическая помощь в составлении документов

Несмотря на то, что регионом основной деятельности нашего бюро является Москва и область, любой россиянин может воспользоваться данной услугой. Связавшись с нами по телефону, электронной почте или в режиме онлайн, вы получите бесплатную консультацию. На сайте Вы найдете соответствующие разделы, где можно получить бланки, образцы и примеры заполненных документов, а также прочитать информацию по интересующему Вас вопросу. Для жителей столицы и области спектр услуг расширен, так как мы можем принять на себя проблему подачи документа. Личное участие профессионального юриста обеспечит беспрепятственное принятие бумаги (если подается в госорганы), а также гарантированный отклик на нее. Даже деловая переписка должна производиться при участии профессионала.Наша работа – гарантия вашей юридической безопасности.

Добавить комментарий