Познавательная функция тгп

Теоретическое и практическое значение теории государства и права раскрывается в её функциях– основных направлениях её воздействия на сознание субъектов и в целом на общественные отношения. В литературе называется множество функций теории государства и права.

Наиболее значимые функции теории государства и права: познавательная, прогностическая, воспитательная, идеологическая, методологическая, онтологическая, эвристическая, организационно-прикладная.

Познавательная (гносеологическая) функция теории государства и права выражается в изучении и анализе разнообразных явлений и процессов, связанных с государственной и правовой действительностью, их влиянием на важнейшие государственно-правовые институты.

Знания о сущности права, его структуре и системе, основных источниках права позволяют правильно объяснить закономерности правотворческой деятельности, несовершенство отдельных правовых институтов и норм, выявить пробелы и противоречия в праве.

Прогностическая функция теории государства и права позволяет предсказать на основе знаний общих закономерностей и исходя из конкретных условий общественных отношений перспективу развития государственно-правовых явлений. Знание общих закономерностей позволяет спрогнозировать негативные тенденции развития государственно-правовой сферы и на этой основе предложить конкретные меры для их предупреждения.

Следовательно, теория государства и права, основываясь на накопленных знаниях, может помочь наметить пути дальнейшего развития и функционирования государственно-правовых институтов, общую их структуру и компетенцию, позволяющие получить положительные результаты. Особое место прогностическая функция теории государства и права занимает в деле дальнейшего совершенствования законодательства, регулирования новых отношений, связанных с развитием и усложнением общественных связей.

Воспитательная функция теории государства и права реализуется в процессе изучения исходных понятий и фундаментальных категорий предмета.


Теория государства и права дает базовые знания о сущности государства и права, их социальном назначении, ценности юридических явлений. Данное обстоятельство, в свою очередь, способствует повышению уровня правового сознания и правовой культуры.

Общая теория права призвана синтезировать области практической и теоретической юриспруденции и одновременно снабдить философским обоснованием такие важные сферы правосознания и правореализации, которые связаны с духовно-культурным и воспитательным воздействием права, с его важнейшими социальными функциями и результатами.

Идеологическая функция заключается в том, что теория государства и права формирует систему взглядов и идей о государстве и праве, о их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере.

Онтологическая функция (онтология – учение о бытие) теории государства и права проявляется в познании сути государственно-правовых явлений, позволяет ответить на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют.

Эвристическая функция (эвристика – искусство нахождения истины) теории государства и права выражается в открытии новых закономерностей развития государственно-правовых явлений.

Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в выработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства.

Теория государства и права вооружает будущих юристов знанием основных государственно-правовых принципов. Знание основных правовых принципов, понятий и категорий позволяет на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Методологическая функция проявляется в определении подходов к изучению государственно-правовых явлений. Кроме того, система методов познания, разрабатываемых в теории государства и права, творчески используется другими отраслевыми науками.

Основную методологическую нагрузку несут понятия и категории, вырабатываемые теорией государства и права.

Правовые понятия – это понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика. Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли.

Понтия о государстве и праве – важнейшая разновидность социально-политических понятий. Такими понятиями, как «государство», «закон», «государственная власть», оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, ещё древние философы.

Понятия также не остаются неизменными, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Игнорирование этого обстоятельства ведет к отрыву от реальной жизни, к догматизму. Понятия только тогда будут объективными, когда они отражают социальную действительность, потребности её развития. Например, демократия предполагает участие широких масс в управлении государством, реальные права и обязанности индивидов и их гарантии, материальное обеспечение всестороннего развития личности и др.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления. Многие юридические понятия закрепляются нормами права, что объясняется практическими потребностями правового регулирования общественных отношений.

По сфере применения правовые понятия можно разделить на три группы:

— общеправовые – применяющиеся всеми юридическими науками («правоотношения», «законность» и т.д.);

— межотраслевые – имеющие значение для нескольких отраслей права («проступок», «материальная ответственность» и др.);

— отраслевые – пределы применения которых определяются границами отрасли («трудовое соглашение», «обвиняемый» и др.).

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственно-правовой действительности, юридических понятий. Например, обобщив понятия уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственности мы получаем более широкое понятие «юридическая ответственность». Такое понятие и будет правовой категорией. Оно, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслей ответственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, выделяет её наиболее существенные признаки.

Теория государства и права непосредственно связана с формированием у будущих юристов профессионального правового сознания, умения свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Она закладывает фундамент индивидуальной правовой культуры, формирует научную базу юридического мировоззрения, глубокое уважение к праву как величайшей социальной ценности.

Теория государства и права вооружает будущих юристов знанием основных государственно-правовых принципов и понятий. Не вызывает сомнений утверждение, что знание принципов может возместить незнание некоторых фактов.

Знание основных правовых понятий и категорий позволяет верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Таким образом, теория государства и права непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Вопросы для самоконтроля

1. Различия науки и учебной дисциплины «Теория государства и права».

2. Понятие объекта и предмета науки и учебной дисциплины.

3. Методология теории государства и права.

4. Место теории государства и права в системе гуманитарных наук.

5. Место теории государства и права в системе юридических наук.

6. Функции теории государства и права.

Темы рефератов:

1. Всеобщие методы исследования.

2. Прогностическая функция теории государства и права.

Методологическая функция теории государства и права

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — способность науки вырабатывать общие понятия и категории, методы познания государственно-правовых явлений, которые используются отраслевыми юридическими науками. Данная функция проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых наук. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, понятия, концепты, принципы и идеи, а также выводы служат опорными пунктами, несущими конструкциями всего юридического здания (подробнее об этом см. главу 2). Как фундаментальная базовая отрасль правоведения, теория права и государства выделяется своим научно-понятийным потенциалом. Благодаря понятийному аппарату теории права и государства в юриспруденции существует универсальный юридический язык (право, норма права, правонарушение, юридическая ответственность, субъект права и др.), который обеспечивает взаимопонимание между представителями различных отраслей правоведения по общим юридическим вопросам, единообразие в оценках юристами явлений и процессов, действующих в нескольких или во всех отраслях права.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 17

ТГП как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций (8).

1. Познавательная (гносеологическая) функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности. ТГП, вырабатывая теоретические конструкции, приемы, способствует развитию правового сознания.

2. Онтологическая функция. Онтология – наука о сущем, учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и др. ТГП является «обслуживающей» наукой по отношению к другим юридическим, поскольку она обеспечивает их общетеоретической базой для выработки собственной теории и отраслевого понятийного аппарата.

3. Эвристическая функция. Эвристика – искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии.

4. Методологическая функция. Как фундаментальная наука ТГП в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин является методологической, базовой наукой. Метод – способ исследования правовых и государственных явлений, путь научного познания и установления истины. Понятия и концепции общей ТГП выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук. Базис для развития конкретных отраслевых юридических наук.

5. Политическая функция. ТГП формиует научные основы государственной политики (внутренней и внешней), обеспечивает научность государственного управления. Государство выступает фокусом политической борьбы. Политика означает искусство управления государством, общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами.

6. Идеологическая функция.Велика роль правового сознания и правовой культуры различных субъектов правовой жизни. ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Выделение идеологической функции – признание того факта, что право и государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного знания. Идеология – система основополагающих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.

7. Практически-организаторская функция.Быть научной основой для функционирования государства и права, вырабатывать рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

8. Прогностическая функция. «Прогносис» – по-гречески означает предсказание, предвидение, основанное на определенных данных. В ТГП такими данными для предсказания могут служить открытые в ней закономерности государственно-правового развития, доказанные ею факты, накопленная статистика. На основе познания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых проверяется практикой.

Функции ТГП взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении ТГП

Общие причины (закономерности) возникновения государства и права.

Экономическая (марскистская, материалистическая) теория.

Это причины разложения первобытно-общинного строя (общества).

Из них выделяют 2 большие группы:

Социально-экономические

а) крупное общественное разделение труда

-отделение скотоводства от земледелия (разделение труда внутри с/х-ва)

-отделение ремесла от скотоводства и земледелия (разделение труда между с/х-вом и )

б) появление класса купцов – занятых не на производстве, а только на продаже.

Это можно понимать как общественную специализацию труда.

Люди занимаются одним и тем же èулучшаение орудий труда èповышение производительности труда èпоявление прибавочной стоимости è появление частной собственности.

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономики (производить столько сколько потребляешь) к производящей экономике (производить столько, сколько можешь продать).

Социально-политические

а) раскол на классы = собственников и не-собственников

б) недовольство многих сложившимся положением

в) необходимость в создании аппарата удержания и подавления

Экономическая теория опиралась на опыт

Причины и условия возникновения государства и права.С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. У общества возникла необходимость в силе, которая бы держала общество в границах порядка. Государство было рождено обществом, но при этом, все более от него отчуждается.

На современном этапе считается, что возникновение государства и права связанно с развитием производства. Следует также добавить, что причиной зарождения государства и права является и воспроизводство человека. Запрет на инцест (табу) вызвал необходимость появления суровых мер к его нарушителям направленных на сохранение рода (семьи) и появления специальных родовых органов их реализующих. Эти органы также развивали связи с другими родами для взаимообмена женщинами.

В тех суровых природных и климатических условиях индивид мог выжить только в коллективе. Только в общине можно было успешно охотиться.

Основной формой социальной организации был род. Разделение труда обусловлено половозрастным характером. Мужчины, женщины, старики, дети имели свое поле деятельности. На ранних стадиях семья была полигамна. Родословная велась по материнской линии, мать ребенка была известна, а отец – нет. Материнский род был не территориальной, а кровнородственной организацией. Женщина в условиях матриархата занимала главенствующее положение в семье и обществе. Женщины были даже вождями.

Чем суровее условия для существования, тем сплочение коллектив. Когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его добыча считалась общей и делилась между всеми членами рода. Наиболее эффективной властной структурой коллектива было народное собрание. Оно решало наиболее существенные вопросы, а также выполняло судебные функции. Решения собрания были общеобязательны для всех членов рода. Также властью наделялись и советы старейшин (для предварительного обсуждения вопросов, которые будут обсуждаться на общем собрании), а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы.

Старейшины, военачальники – первые среди равных. Существенными для избрания качествами были: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, объем познаний. Старейшины почти не обладали властными полномочиями, приняв решение, они склоняли к нему волю членов общины. Они трудились вместе со всеми, выполняя наиболее сложную, трудоемкую работу.

Обмен женщинами между родами предполагает существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными семейными связями. Такие дружественные общины осуществляли совместную трудовую деятельность, требующую большое количество участников (фрахтия, курия). Позже происходит более крупное объединение родов, с едиными органами управления – племена и союзы племен.

Изменение климатических условий привело к исчезновению крупных животных, с чем отпала необходимость в участии большого числа в охоте. Появились небольшие кочевые семейные группы, которые мигрировали со стадами мелких животных. Кочевавшие по соседству семьи основали общины из разных родов.

Уменьшение животной биомассы привело к тому, что питательный рацион был расширен за счет растительности. Возрастающее численность населения привела к тому, что племена уже не могли кочевать, не конфликтуя с соседями. По этим причинам некоторые племена занимались преимущественно земледелием. В некоторых районах племена заметили, что разводить и одомашнивать скот выгоднее, чем на них охотиться, в том числе, за счет того, что появились дополнительные блага – молоко, шерсть и т.д.

1-ое крупное разделение труда – люди стали специализироваться. Переход от присваивающе-потребительской к производящей экономике изменило все систему социальных отношений. Занятие земледелием и скотоводством не требовало коллективного труда – возросло значение индивидуального труда. Труд был связан с все большими нагрузками, что явилось причиной роста значения мужского труда. Впервые появляется избыточный продукт, который мог свободно отчуждаться. Возникшая парная семья приобретает автономность. Появляется «родной отец», который является главой семьи и собственником имущества семьи. Матриархат сменяется патриархатом.

2-ое крупное разделение труда – ремесло выделилось в отдельное производство. Это было вызвано специализацией труда, сопровождавшееся совершенствованием орудий труда.

3-е крупное разделение труда связано с систематическим обменом пищевыми и ремесленными изделиями – результатом труда. Это стало одним из видов деятельности – появление купцов.

Наряду с общей собственностью, полученной от предков (земля), появилась частная собственность – созданная личным трудом. Основная часть частной собственности принадлежала лицам, обладающим властью. Это было обусловлено необходимостью осуществления управленческой функции. Позже последняя усложнилась, а численность племенной верхушки увеличилась. Власть все больше отделяется от общества, приобретая полномочия и новые возможности. Она начинает по своему усмотрению распоряжаться средствами производства, находящимися в общей собственности.

Община выступила против роста влияния властных органов. Однако этому помешала одна историческая закономерность. Увеличение объема производства потребовало дополнительной рабочей силы. Эта задача решалась с помощью набегов и обращения завоеванных в рабство.

Таким образом, переход к производящей экономике и возникновение частной собственности стали несовместимыми с первобытно общинной организаций общества. Это дало толчок появлению государства как особой организацией общества, стоящей над ней и регулирующее процессы в обществе с позиций различных социальных групп.

В теории отмечаются также переходные предгосударственные форма организация общества, одной из которых является «военная демократия» (Л. Морган). Ей свойственно появление новых структур в лице военачальника и его дружины, которые обладали инструментами принуждения и подавления. Их появление связанно с тем, что родовая организация самоуправления не могла более разрешать возникающие противоречия.

Основные причины возникновения государства:

1. необходимость совершенствования управления обществом;

2. необходимость организации крупных общественных работ;

3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;

4. необходимость поддержания в обществе порядка;

5. необходимость ведения войн: оборонительных, завоевательных.

ТГП как наука имеет своей целью получение, обновление и углубление обобщенных и достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.

Задача – это цель, стоящая перед исследователеми данной научной области.

Таким образом, задачи ТГП можно представить следующим обазом:

1) задачи внутреннего характера (самопознание)

— свобода от апологетики (неумеренное, чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, предвзятая защита)

— свобода от политизации (проблема власти, удержание и использование государственной власти в своих целях)

— свобода от этатизма – явный приоритет государства над правом, т.е. «огосударствление» права, вмешательство государства и в личную жизнь

— получение новых объективных знаний о государстве и праве, систематизацию этих знаний, описание, объяснение и предсказание различных государственно-правовых явлений и процессов.

2) Задачи внешнего характера:

— проблема формирования правового государства

3) Использование юридических средств для создания принципиально новой экономической и политической систем

4) Переход к дозволительному принципу регулирования в максимально широких масштабах

5) Обеспечить развитие самоуправления в обществе (местное самоуправление).

Функция – это направление деятельности исследователей для достижения этой задачи.

Функции науки ТГП:

1) Онтологическая функция (онтос – сущее). Онтология – наука о сущем, о бытие. В рамках данной функции происходит познание существа государственно-правовых явлений. Наука ТГП добывает новые знания о государственно-правовой действительности, накапливает и систематизирует эти знания.

2) Эвристическая функция (эуриско – нахожу). Эвристика – искусство нахождения истин. Эта функция связана с развитием науки. Для этого наука ТГП обладает системой логических приемов, правил исследования, которые помогают ей познавать действительное (состояние государственно-правовых явлений), а также открывать новые закономерности в развитии права и государства.

3) Методологическая функция – основная для ТГП (методос – исследование). Эта функция раскрывает соотношение ТГП и отраслевых и специальных юридических дисциплин. Методологическая функция выражается в том, что понятие и концепции ТГП (т.е. теоретические знания, теоретическая база) выступают отправными точками отраслевых и специальных наук.

4) Политическая функция – (политика – ускусство управления государством). Политика – это деятельность направленная на завоевание и сохранение власти в государстве, это направление деятельности государства как внутри страны, так и в отношениях с иностранными государствами. Политический курс страны отражается в правотворческой деятельности и в действующем законодательстве, что и должна учитывать ТГП, которая разрабатывает принципы преобразования права, правовых и государственных институтов. Данная функция сводится к разработке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права и укрепления законности, образования и строения органов государства.

5) Прогностическая функция (предвидинение появления новых проблем, предсказывание). Выдвижение гипотез о будущем государства и права, истинность которых проыеряется затем практикой.

6) Идеологическая функция – это система базовых идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение, а также жизненная позиция личности, социальных групп, всего общества. Кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами (СССР и РФ).

Важно отметить, что все функции тесно взаимосвязаны между собой, каждая из них выполняется на основе или в сочетании с остальными (например, прогнозы можно делать только основываясь на практике). Эта классификация условна и не единственна. Существуют и иные классификации.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы можем дать определине науки ТГП.

Определение науки ТГП: это совокупность обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права вообще, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений.

Добавить комментарий