Современная земельная реформа

Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты

С 1990 г. в Российской Федерации был взят курс на развитие рыночной экономики. Земельный правопорядок, основанный на монополии государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, препятствовал формированию рыночных отношений.

Необходима была реформа советского землепользования. 23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О земельной реформе». Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР (ст. 1). При проведении земельной реформы предусматривалась передача земли гражданам в собственность бесплатно. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменялась.

Использование земли в РСФСР стало платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом.

Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, провозглашалось создание Российского земельного банка. Об этом указании было забыто еще до отмены этого исторического закона.

В процессе осуществления земельной реформы было разрешено создавать специальный земельный фонд для последующего перераспределения земель и наделения земельными участками в первоочередном порядке для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В этот фонд предлагалось включать часть земель, используемых не по целевому назначению, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Земельная реформа осуществлялась одновременно с аграрной, предусматривавшей создание нового уклада в сельском хозяйстве Российской Федерации — крестьянских (фермерских) хозяйств и реорганизацию колхозов и совхозов. Был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Он вводился в действие с 1 января 1991 г.

Для ведения крестьянского хозяйства земля предоставлялась в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве. Дополнительная земельная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в республиках, краях, областях, могла быть получена за плату.

Работникам, выходившим из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен был выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имел такой возможности, то он обязан был выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.

Период с 1990 г. можно охарактеризовать как время бурного издания большого числа указов Президента Российской Федерации и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределения земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ (части первая и вторая). Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.

В ходе земельной реформы в Российской Федерации произошли значительные изменения. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация более 100 млн. га земель. В итоге почти 12 млн. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Был сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в распоряжение передано свыше 13 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 32 млн. га. В собственность граждан передано 63% всех сельскохозяйственных земель. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 10 тыс. земельных участков под такими предприятиями. В городах и поселениях городского типа в собственность граждан и юридических лиц передано 6% земли.

Вместе с тем земельная реформа, по мнению Правительства Российской Федерации, не была доведена до конца. Поэтому была разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы». В ней было сказано, что перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 годы)» от 15 августа 2003 г. № 1163-р были сформулированы задачи по развитию инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости.

В 2003—2005 гг. планировалось решить ряд задач, связанных, прежде всего, с необходимостью совершенствования правовой базы рынка недвижимости, повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере, устранения избыточного административного вмешательства в функционирование рынка.

В сфере совершенствования нормативной правовой базы земельной реформы работа была организована по следующим направлениям:

  1. завершение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления градостроительных регламентов разрешенного использования недвижимости;
  2. совершенствование механизма передачи собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, установление порядка определения арендных платежей и выкупных цен на земельные участки с учетом их сопоставимости, необходимости уменьшения размера отвлекаемых собственных средств предприятий на данные цели, в том числе с учетом возможности рассрочки платежей по выкупу земельных участков;
  3. формирование земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
  4. формирование информационной базы землеустроительной документации;
  5. создание единого кадастра объектов недвижимости на федеральном уровне;
  6. совершенствование системы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости;
  7. создание реестра свободных земель, обеспеченных соответствующей производственной инфраструктурой (транспортными коммуникациями, газо-, тепло-, электроснабжением, средствами связи), которые могут быть использованы под промышленную застройку с предоставлением отсрочки при покупке и внесены в реестр запрета на вторичную ее продажу на срок отсрочки либо с продажей земельных участков в рассрочку с обеспечением применения упрощенного порядка регистрации прав на указанные земельные участки;
  8. упрощение предоставления права на земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов;
  9. законодательное оформление концепции единого объекта недвижимости, предполагающего регистрацию права собственности одновременно на земельный участок и на находящиеся на нем здания (сооружения);
  10. обеспечение перехода к преимущественно конкурсному предоставлению земельных участков с их предварительным формированием как объекта недвижимости, предоставляемых в собственность или долгосрочную аренду в целях создания возможности для кредитования будущего строительства под залог земельного участка;
  11. организация эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земли;
  12. обеспечение правовых условий оборота земель сельскохозяйственного назначения, включая ипотеку.

В сфере совершенствования государственного регулирования рынка недвижимости деятельность осуществлялась в направлениях:

  1. законодательного установления исчерпывающих условий каждого вида государственной экспертизы проектной документации, сроков ее проведения;
  2. разработки регламента взаимодействия осуществляющих экспертизу органов, основанного на принципе одного «окна», и порядка определения стоимости проведения государственной экспертизы: приведение порядка финансирования органов, осуществляющих государственную экспертизу, в соответствие с бюджетным законодательством;
  3. передачи части функций по регулированию деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (оценщиков.
  4. страховщиков, землеустроителей) их объединениям и ассоциациям с целью стимулирования профессионального бизнес-сообщества к повышенной надежности и эффективности сделок на рынке недвижимости;
  5. обеспечения продажи государственной и муниципальной недвижимости по конкурсу, а также заблаговременного и публичного предоставлению информации о таких конкурсах.

В настоящее время работа по совершенствованию правового регулирования земельных отношений продолжается. В этой связи была существенно реорганизована структура федеральных органов власти осуществляющих государственно-властные функции в сфере действия земельно-правовых норм, значительной модернизации подверглось действующее законодательство.

Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования

Неотвратимая и эффективная имущественная ответственность за на-рушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и раститель-ного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.

В соответствии со ст. 86 Закона от 19 декабря 1991 г. юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природ-ных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологиче-скими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода, следовательно, ст. 86 указанного Закона просто конкретизирует общее положение о возмещении вреда, предусмотренное гражданским законодательством (ст. 1064 ГК РФ), проецируя его на эколого-правовые отношения. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы и т. д. и расходов на их восстанов-ление, а упущенная выгода может заключаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той почвы, плодородие кото-рой снизилось.

Исходя из общих принципов гражданско-правовой ответственности можно выделить принципы, характерные и для экологии: всеобщая обязанность для причинителя возместить причиненный вред независимо от привлечения к другим видам юридической ответственности (ст. 61 проекта Федерального закона); полное возмещение вреда; виновность нарушителя в совершении экологоправового деяния; ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками при исполнении ими своих трудовых обязанностей; и пр

Россия располагает огромными зем. ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. В законе РСФСР от 27 декабря 1990 г. «О зем. реформе» были обоснованы цели, задачи и основные этапы реализации зем. реформы. Основным стержнем зем. реформы являлся переход от единой гос. собств-сти на землю к многообразию видов собств-сти, в том числе – к частной. В комплексе мер, направленных на преобразование зем. отношений центральное место занимает институт частной собств-сти граждан на земельные участки (ЗУ). Вместе с тем установление прав частной собств-сти на землю было ограничено опред-ми рамками. ЗУ могли предоставляться гражданам строго для опред-х целей: ведения личного подсобного хоз-ва, крестьянского (фермерского) хоз-ва, садоводства, животн-ва, индив-го жилищного строит-ва, а также иных целей, связанных с ведением с/х произв-ва. Правовой основой реформы явились 2 закона РСФСР: 1) «О зем. реформе» 1990 г. 2) «О крестьянском (фермерском) хоз-ве» 1990 г. Также Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению зем. реформы в РСФСР». Для реализации этих задач в этом же году был создан комитет по зем. реформе (несколько раз переименовался с изменением его ф-ций и полномочий – в настоящее время имеет статус Федер. службы зем-го кадастра). Существенную роль в сфере перераспределения земель и юридическом закреплении прав на землю за собств-ками сыграл закон РФ от 23 декабря 1992 г., который снял мораторий на продажу земельных участков гражданами, получившими ЗУ в частную собств-сть для ведения личного подсобного и дачного хоз-ва, садоводства и индив-го жилищного строит-ва. Однако начатая в 1991 г. зем. реформа не доведена до конца. Произошли принципиальные изменения в формах собств-сти на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собств-сть миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили ЗУ под сады, огороды, строит-во жилья, для расширения личных подсобных хоз-в и орг-ции крестьянских хоз-в. В ходе зем. реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобр-ния: 1) Ликвидирована монополия гос. собств-сти за землю; 2) Проведена реорг-ция 23,5 тысяч колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн. га земли; 3) Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, им передано 13,8 га земель; 4) Создан фонд перераспределения земель; 5) Решена в основном проблема обеспечения граждан ЗУ. 43,6 млн. граждан имеют ЗУ для личных нужд. Введена плата за пользование землей. Ставки зем. налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества ЗУ. Формируются основы зем. рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает. Создана система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование территории. Одним из итогов 1-го этапа зем. реформы в РФ м/считать то, что в стране практически завершено создание нового зем. строя и осуществлен переход к различным формам владения, пользования землей и её аренды, разрешено многоцелевое использование ЗУ, введено платное з/польз-ние, постепенно создаются условия для развития рынка земельной собств-сти.

Основные результаты земельной реформы 1990-2008 году

1. Ликвидирована государственная монополия на владение землей

2. Осуществлен переход к платному землепользованию

3. Созданы условия для гражданского оборота земельных участков

4. Сформирован слой крестьянско фермерских хозяйств

5. Созданы целевые земельные фонды, сущ-ет специальная категория – земли запаса.

6. Развернута система государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время разработана система государственной кадастровой оценки всех категорий земель

Разработаны и обновляются сертифицированные программные продукты обеспечивающие ведение всей кадастровой документации (ЕГРЗ ЕГРП)

За годы преобразований принципиально изменилась земельная политика и экономика в целом во главу угла поставлена человеческая личность и его творческие и другие возможности в этом отношении Россия сравнялась с развитыми странами мира.

Для эффективной реализации земельной политики, реальное регулирование земельных отношений в настоящее время осуществляется только на правовой основе хотя механизмы реализации этой правовой основы разные в том числе экономический, административный психологический по этому важным аспектом подобной деятельности регулирования является развитие и эффективное использование земельного гражданского и иных отраслей гражданства в основе правовой системы лежат следующие принципы: признание уникальности свойств и особенностей земли, государственное управление земельными ресурсами, всех форм собственности и всех видов использования обеспечения единства земельных участков, обеспечение реальных условий развития рынка земли и иной недвижимости.

Реализация конституционных прав и гарантий граждан и их объединений на землю и ее использование в различных сферах человеческой деятельности.

50. Озоновый слой: его значение, содержание, защита

Озоновый слой Земли — это верхний слой атмосферы, расположенный на вы­соте 7-8 километров (на полюсах), 17-18 километров (на экваторе). Это тончай­ший слой атмосферы, всего около 3мм, выполняющий, однако, важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности на нашей планете. Он защищает ее от ультра­фиолетового излучения, пагубно влияющего на все живое на Земле. Большое зна­чение озоновый слой имеет и для поддержания температурного баланса на Зем­ле. Борьба с глобальным потеплением, происходящим в настоящее время в результате антропогенной деятельности, — насущная задача всех стран, особенно промышленно развитых, в том числе и России.

Озоновый слой является согласно действующему законодательству одним из важных природных объектов, подлежащих правовой охране. Он назван в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 4) в числе природных объектов, подлежащих охране от загрязнения, повреждения, истощения, разрушения.

Статья 56 Закона специально посвящена охране озонового слоя Земли. В ней предусмотрены следующиемероприятия по охране окружающей природной сре­ды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли:

организация наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

установление и соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

регулирование производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

применение мер ответственности за нарушение указанных требований.

Обязанность по охране озонового слоя Земли предусматривается не только российским законодательством, но и международными соглашениями, одним из важнейших среди них является Монреальский протокол 1987 года, в соответствии с которым устанавливается контроль за производством и использованием фреонов и хлор- и фторуглеводородов, пагубно сказывающихся на состоянии озонового слоя.

В соответствии с международными соглашениями, говорится в статье 56 За­кона «Об охране окружающей природной среды», министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вред­но воздействующих на озоновый слой. Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, уста­навливается специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и сооб­щается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям. Наруше­ние установленного порядка производства или использования химических ве­ществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, ор­ганизаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудо­вания по предписанию специально уполномоченных на то государственных ор­ганов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

В 2007 году Сторонами Монреальского протокола было принято решение об ускорении вывода из обращения ГХФУ. Изначально предполагавшийся график поэтапного вывода из оборота ГХФУ был «ускорен», в результате чего все развитые страны (включая Российскую Федерацию) должны к 2015 году сократить объем производства и потребления ГХФУ на 90% от базового уровня, что составит для нашей страны предельный уровень в 399,6 т ОРП.

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » История земельных реформ в России

Статья посвящена различным этапам земельных реформ в России

Под «земельной реформой» понимается законодательно оформленное радикальное переустройство существующего земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и с соответствующим изменением форм территориального устройства в стране. Иными словами, земельная реформа – регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к иному земельному строю. Реформа пред­полагает разработку и проведение ряда мер (правовых, экономических и организационных), призванных обеспечить сравни­тельно быстрый и безболезненный переход к новым формам собственности на землю, землевладения и землепользования.

История земельных реформ в России

Реформы Ивана Грозного

Первой аграрной реформой на Руси считается реформа, проведенная Иваном Грозным в 1551-1556 гг. С целью увеличения денежных средств в казне, подчинения бояр и удельных князей великому князю московскому и всея Руси, появления новой системы землепользования – государственной поместной системы, был проведен ряд реформ. Вследствие проводимых Иваном Грозным реформ были: построена и укреплена централизованная система государства, реорганизована и увеличена численность армии. В связи с тем, что земли у вотчинников – бояр отбирались и перераспределялись среди служивого дворянства, помещиков, то это способствовало тому, что бояре стали преданно служить государству, поддерживать центральную власть.

Во время правления Ивана Грозного земли государства значительно расширились. Было присоединено Поволжье, освоена Сибирь. Территория государства Российского увеличилась почти вдвое с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км.

Реформы Петра I

Следующим этапом земельных реформ можно считать преобразования Петра I. Аграрная реформа как самостоятельная программа реорганизации уклада жизни не проводилась, однако земельные отношения менялись в процессе проведения комплекса социальных реформ Петра I. В результате этих реформ жизнь представителей русских сословий (дворян, крестьян и горожан) резко изменилась. В 1718 г. была введена «подушная подать», которая налагалась как на крестьян, так и на ранее неплативших налог холопов.

Проводимые Петром I реформы привели к изменению земельных отношений. Прежде всего, это неразрывно связано с формированием регулярной армии и отмены поместных служб. В 1714 г. вотчины и поместья прекратили свое существование, вместо них появилась «недвижимая собственность» и «имение». Указ Царя 1785 г. «О вольности дворянской» освободил дворян от обязательного государственного служения. Чтобы избежать деления земель и закрепить феодальное землевладение, указом Петра I все земли отныне переходили по наследству: от отца к сыну. В период правления Петра I было изъято в пользу государства значительное количество церковных земель и остановлен процесс их перехода (прироста) к монастырям и церквям.

Земельные реформы XIX-XX вв.

Если обратиться к истории развития крестьянских хозяйств в XIX в., то можно отметить, что развитие сельского хозяйства в этот период было традиционным, то есть увеличение объемов выращенной сельскохозяйственной продукции достигалось за счет расширения земельных площадей. За первую половину XIX в. размеры сельхозугодий увеличились на 53%. Существовавшее в тот период в России «крепостное право» тормозило развитие государства.

Реформа 1861 г., отменившая «крепостное право» и изменившая правовой статус крестьян, была частью реформ Александра II (1861, 1864, 1870 гг.). По замыслу авторов реформы, она должна была сократить отставание России в сельском хозяйстве от развитых государств. Но отмена «крепостного права» не привела к ожидаемым результатам. Закон об отмене крепостного права – «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» был подписан Александром II 19 февраля 1861 г. Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов:

  1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
  2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей.
  3. Выкуп крестьянских наделов.

Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:
а) собственность на землю сохранялась за прежними владельцами-помещиками;
б) крестьяне получали «усадебную оседлость» и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;
в) крестьяне выступали как субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;
г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

В результате крестьянской реформы 1861 г.: а) отменено «крепостное право»; б) определены условия оформления временно-обязательных отношений (статус временно-обязанных крестьян, их основные права и обязанности); в) создана система крестьянского самоуправления; г) разработан механизм и условия выкупа крестьянами «усадьбы» («усадебной оседлости») и полевого надела у помещика (так называемая выкупная операция), определены суммы и порядок выкупа; д) оказана государственная «помощь» крестьянству в осуществлении выкупа и укреплении крестьянской общины.

Следующей аграрной реформой в Российской империи стала реформа, начатая в в 1906 г. «Столыпинская аграрная реформа» – обобщенное название комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П.А.Столыпина.Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счет ликвидации чересполосиц. Целью реформы было повышение производительности в сельскохозяйственной отрасли посредством раздачи земельных наделов крестьянам, а также предоставление отдельных прав и свобод сельскому жителю. Но и эта реформа не оправдала надежд, поскольку мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях европейской части России. С 1910 г. больше внимания уделяется поддержке кооперативного движения.

Земельные преобразования Советской власти

После революции 1917 г. на II съезде Советов Народных Депутатов был принят один из первых декретов советской власти – «Декрет о земле». Декрет был принят 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 г. Основанием для принятия и утверждения Декрета послужила программа партии социалистов-революционеров 1906 г. Партия эсеров выступала за социализацию земли, провозглашая принцип: «земля – ничья, земля – божья». В «Декрете о земле» этот принцип трактовался несколько иначе: «земля – общая, земля принадлежит рабоче-крестьянскому государству».

Неотъемлемой частью к Декрету о земле стал «Наказ о земле». В нем были зафиксированы: отмена частной собственности на землю, провозглашена социализация земель. В Декрете зафиксированы: 1) многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное); 2) конфискация помещичьих земель и имений; 3) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; 4) переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей ее крестьянам; 5) отмена права частной собственности на землю; 6) запрет применения наемного труда.

19 февраля 1918 г. Декрет был заменен «Основным законом о социализации земли» за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В.Ульянова (В.И.Ленина) и Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я.М.Свердлова

В 1918 г. в Конституции РСФСР был закреплен принцип социализации земли, отмены частной собственности, земля стала общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно, на общих правах.

В 1919 г. в законе «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» земля была окончательно закреплена за государством.

90-е гг. XX столетия (Перестройка)

Как уже отмечалось, земельная реформа – комплекс экономических, организационных, социальных мер, направленных на преобразование земельных отношений с целью закрепления различных форм собственности и использования земли. Начало нового этапа земельной реформы на территории постсоветского пространства связывают с принятием в 1990 г. «Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». В современной России земельная реформа проводилась в несколько этапов и началась в 1990-1991 гг. В это время были приняты такие законы как: Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №348-1 и «О земельной реформе» №374-1. Однако началом коренных изменений земельных отношений в 90-х гг. XX в. экспертами признается принятие: Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. №397-1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г., распространивших право собственности на землю на граждан и их объединения.

Второй этап земельной реформы можно отнести к 1991-1993 гг. В это время началась массовая приватизация земель сельскохозяйственного назначения, реорганизация колхозов и совхозов. Особое значение в связи с развитием земельного законодательства придается Указу Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г.

Третий и окончательный этап реформы относится к 2001-2002 гг., когда в России был принят ряд нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной сфере. К числу основных документов относят ЗК РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ. Этими основными аграрными документами была возвращена частная собственность на землю. После проведенных земельных реформ собственников, приватизировавших землю, стало более 11 миллионов.

Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, введена плата за землю. Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (так как производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать черезторговые сети или на рынке).

Цели и задачи земельной реформы в России на современном этапе

Земельная реформа – важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

12 февраля 2015 г. был принят ФЗ РФ «О внесении изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (№11-ФЗ). Благодаря этому закону государственная поддержка теперь гарантирована не только крупным сельхозпроизводителям, но и индивидуальным предпринимателям, выбравшим своей основной деятельностью сельское хозяйство. Это и стало основным направлением в развитии сельского хозяйства в России на современном этапе.

Принятие поправок в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» позволяет получать кредиты для развития сельского производства с тем лишь условием, чтобы доля производства в сельскохозяйственной отрасли была не менее 70% от общих доходов в производстве. В ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ внесены поправки и дополнения, которые существенно облегчили жизнь производителей-виноградарей. Уточнена и дополнена специальная терминология для виноделов крестьянско-фермерских хозяйств, определено количество и перечень винных напитков, которые вправе выпускать сельскохозяйственные производители. Зафиксированы условия их поставки, хранения и реализации.

Изменения коснулись и фермеров. Так, 11 июня 2003 г. был принят новый ФЗ РФ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Этот закон, заменивший Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1, закрепил основания создания крестьянских (фермерских) хозяйств в России, определив при этом:

  • понятие крестьянского (фермерского) хозяйства$
  • отношения между крестьянским хозяйством и государством;
  • правила создания и регистрация новой формы хозяйствования;
  • земельные и имущественные отношения;
  • членство в хозяйстве;
  • деятельность и формы хозяйствования.

Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. Он является основным документом, определяющим земельные отношения в России. Кодексом прописаны правила владения землей, арендные отношения, охрана и использование земли.

Земельный кодекс РФ устанавливает такие основные понятия, как:

  • охрана земли;
  • сельское и лесное хозяйство;
  • возникновение, изменение и прекращение права владения землей;
  • оценка, мониторинг и землеустройство.

Земельные отношения в России регламентированы и иными законодательными актами, которые дополняют и уточняют отдельные статьи ЗК РФ.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 3

2. Этапы земельной реформы в РФ 3

3. Цели и задачи земельной реформы в России 8

4. Заключение 10

Список литературы 11

Введение

Начало современной земельной реформе в Российской Федерации было положено законами 90-го года «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села». Эти новшества и сейчас не нашли своей полной реализации и остаются весьма актуальными. По оценкам зарубежных специалистов, любая реформа может доказать свою эффективность только спустя 40-60 лет после начала ее реализации. Современная Россия пока не пришла к оптимальной модели законодательства в области использования и охраны земель.

Этапы земельной реформы в РФ

Проведение земельной реформы предусматривалось в два этапа: на первом необходимо было выявить потребности граждан, сформировать фонд перераспределения земель, установить ставки земельного налога и цены земли, на втором — фактически осуществлять реформу. Таким образом, в Законе РСФСР «О земельной реформе» была фактически сконструирована полная модель земельной реформы, основанная на переводе государственной собственности на землю в частную, воспроизведенная в последующих законах и иных нормативных правовых актах с разной степенью изменения. Этот Закон (как и все другие земельно-правовые акты) утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Однако его роль в судьбе сельского хозяйства и всего общества оказалась в основном негативной.

В Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» была также предусмотрена схема раздела земель колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств в двух вариантах:

а) выдача колхозникам, работникам совхозов денежных акций (с правом наследования и получения дивидендов), удостоверяющих долю каждого из них в стоимости сельскохозяйственных угодий;

б) условный раздел земли между членами коллектива на паи (с правом наследования и получения дивидендов).

Однако такое решение экономически и юридически было несостоятельно, противоречило специальному Закону РСФСР «О земельной реформе» и потому не имело юридической силы. В Земельном кодексе РСФСР 1991 г. были воспроизведены нормы Закона «О земельной реформе»: о гражданах как субъектах частной собственности на землю и видах ее целевого назначения; о коллективно-долевой собственности на земельные участки; о моратории на продажу и иное отчуждение земельных участков (ст. 12 Конституции РСФСР). Но Земельным кодексом РСФСР в отличие от Закона «О земельной реформе» приватизация земель колхозов и других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, предлагалась как альтернатива, т. е. им лишь предоставлялось право (по формуле «могут») трансформировать земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, в коллективную (совместную или долевую) собственность и только по решению общего собрания работников (членов) коллектива (ст. 8, 9), поскольку названные субъекты, равно как совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия согласно ст. 12 имели право и впредь пользоваться земельными участками, предоставленными им ранее (или вновь) в постоянное (бессрочное) пользование. В последующих нормативных правовых актах некоторые направления земельной реформы изменялись.

1. Расширен перечень категорий граждан, получивших право собственности на земельную долю (кроме работающих в сельскохозяйственных организациях, пенсионеров, постоянно проживающих на их территориях, и лиц, занятых в социальной сфере). В их число вошли работавшие ранее в хозяйстве, временно отсутствующие (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйств, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные из этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г. (согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»), а также руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации, руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, которые получили право собственности на земельные участки за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель согласно Указу Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

2. «Раскрепощалось» право распоряжения всеми собственниками земельных участков и земельных долей.

Таким образом, на этой стадии (в канун принятия новой Конституции РФ) земельная реформа достигла своего апогея — вовлечение земельных участков в качестве товара в свободный рынок с использованием конкурсов и аукционов. Земельные участки, как и все прочно с ними связанное, отнесены к недвижимости, и потому все сделки должны регулироваться гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.

Итак, правовое регулирование земельной реформы в сельском хозяйстве на первом этапе ее практического осуществления (1991-1993 гг.) ознаменовалось переходом основной части земель сельскохозяйственных организаций из государственной собственности в коллективно-долевую частную собственность граждан (98% земельных участков хозяйственных обществ и 99,1% — сельскохозяйственных кооперативов, т. е. в собственность юридических лиц передано соответственно 2 и 0,9%), а затем после принятия Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 — в собственность владельцев крупного капитала, далеких от сельскохозяйственной деятельности. Абсолютная свобода распоряжения земельными участками без каких-либо ограничений, которая нигде в мире не существует, нанесла непоправимый ущерб сельскохозяйственным организациям, разрушила их как единые технологические комплексы, привела к невосполнимой утрате плодородия почв, нарушению требований охраны окружающей среды.

Второй этап земельной реформы в сельском хозяйстве охватывает период с 1993 по 2000 г. Основой изменений земельного законодательства явилась ст. 36 (п. 2) Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Это первая в российском законодательстве сложная частнопубличная норма, отражающая, хотя и не в полной мере, социальную функцию собственности на землю, которая занимает основополагающее место в зарубежном законодательстве. На данном этапе земельной реформы наблюдалась тенденция усиления специальных норм, что вполне объяснимо сложностью земельных отношений и их ярко выраженным региональным характером.

Современное земельное законодательство – уникальное явление в законотворческой деятельности России. Его комплексный характер порождает многочисленные противоречия. Законодательство об использовании и охране земель не свободно от недостатков и пробелов. Нормы Земельного кодекса имеют в большей части отсылочный характер, наблюдаются противоречия между нормами земельного и гражданского законодательства, особенно в части вещных прав на земельные участки. Законодательство в данной сфере находится на пути разработки и реализации оптимальной модели правового регулирования, способной учесть как частные интересы, так и публичный характер отношений по использованию и охране земель. Все это можно обозначить как третий (новейший) этап земельной реформы. Наступление данного этапа можно также связать с принятым в третьем чтении 18 декабря 2012 г. федеральным законом № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на урегулирование механизма права собственности и ограниченных вещных прав на земельные участки и иные природные объекты. Одновременно на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Данные законопроекты по существу характеризуют собой разнонаправленные тенденции дальнейшего развития земельного законодательства, требующие коренного обновления большей части земельно-правовых норм, притом что законопроект № 47538-6 в части земельных отношений построен на категорийности земель.

К тому же, одновременное концептуальное изменение гражданского, земельного и градостроительного законодательства при отсутствии практики применения вносимых изменений отрицательно скажется на инвестиционном климате страны. В настоящее время земельное и градостроительное законодательство нуждается в унификации, гармонизации и устранении пробелов и коллизионных норм. Действующее земельное законодательство, призванное способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет.

Цели и задачи земельной реформы в России

Итак, суть преобразований на первом этапе сводилась к переходу от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); приватизации земли; децентрализации права государственной собственности на землю и государственного управления земельными ресурсами.

О частной собственности юридических лиц пока вопрос не ставился, к этому также пришли в ходе реформ. Право землепользования (постоянное и временное) граждан и юридических лиц полностью сохранялось. Была поставлена цель дальше закрепить и развивать новую форму права на землю — право пожизненного наследуемого владения землей, а также шире развивать аренду земли, как самостоятельное более демократическое и доступное право на землю, отличное от права пользования (заключение договора аренды, арендная плата за землю и т.д.).

Цели второго этапа — улучшение использования земли, укрепление новых хозяйственных формирований на земле и подъем сельскохозяйственного производства

Осуществляемая в России земельная реформа ставит перед собой следующие задачи:

· придать земле легальную денежную оценку, перейти к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;

· легализовать иные формы собственности на землю;

· расширить полномочия местных органов в части планирования использования земли и распоряжения ею;

· разграничить федеральные государственные земли и земли субъектов РФ, а также местного самоуправления;

· обеспечить реальную информированность общественности о реальном положении дел в земельном хозяйстве страны и выработать процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использовании земли;

· усилить значение экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;

· повысить эффективность государственного земельного кадастра, мониторинга и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

Помимо проблемы эффективного законодательного обеспечения, практическая реализация земельно-правовых норм не обеспечена информационно — налицо отсутствие полноты сведений о земельных участках и земельном фонде. В настоящее время законодательные усилия должны быть сосредоточены на разработке пакета проектов федеральных законов, реализующих положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 47538-6, принятие которого повлечет возникновение большого числа коллизий, на время устранения которых практически невозможно осуществлять предоставление и использование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр. К тому же возникает проблема соотношения титулов, предлагаемых проектируемой главой 19.2 Гражданского кодекса с действующим земельным законодательством. В этой связи необходимо обратить внимание и на введение возможности установления публичных сервитутов для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры. Весьма актуальной остается проблема уменьшения объема подзаконных нормативных актов вследствие внесения их норм в тексты федеральных законов с целью повышения эффективности практического применения земельно-правовых норм.

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Содержанием земельной реформы на нынешнем этапе являются:

· осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией РФ формам собственности на землю и их стабилизация;

· вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка;

· перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

· повышение плодородия почв и охрана земель;

· приватизация гражданами и юридическими лицами земли;

· разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности;

· создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение оценки земли.

Выделяются два этапа реализации Программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации». На I этапе (1999-2000 гг.) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительного и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа. На II этапе (2001-2003гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//РГ — Федеральный выпуск №4831

3. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

4. Указ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

5. Приказ Госкомзема РФ от 09.07.1997 N 48 (ред. от 14.05.2001) «Об очередных задачах земельной реформы в России»

7. Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) «О собственности в РСФСР». Утратил силу

12. Земельная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — №37 (480), 2012

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Конституция РФ от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года//РГ — №4831

Указ от 24 декабря 1993 года № 2287 «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

Приказ Госкомзема РФ от 09.07.1997 N 48 (ред. от 14.05.2001) «Об очередных задачах земельной реформы в России»

Добавить комментарий