Способы изложения нормы права

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы права, выражающееся во взаимосвязи её элементов.

Элементы нормы права:

1) гипотеза

2) диспозиция

3) санкция

Гипотеза

Гипотеза – это часть нормы права, указывающая на конкретное жизненное обстоятельство (условие), необходимое для реализации нормы права.

Виды гипотез

I. По форме изложения:

а) абстрактная (в ней используется обобщающая формулировка) б) казуистическая (в ней конкретно перечислены все обстоятельства, необходимые для реализации нормы)

II. По строению:

а) простая (указывает на одно обстоятельство, необходимое для реализации нормы права) б) сложная (указывает на два и более обстоятельств в совокупности) в) альтернативная (два и более обстоятельств, из которых достаточно одного)

III. По наличию или отсутствию обстоятельств:

а) положительные (указывает на необходимость наличия обстоятельств для реализации нормы права) б) отрицательные (указывает на необходимость отсутствия обстоятельств для реализации нормы права)

Диспозиция

Диспозиция — это часть нормы права, указывающая на правило поведения, которому необходимо следовать при наличии условий, предусмотренных гипотезой.

Виды диспозиций

I. По форме изложения:

а) простая (устанавливает вариант поведения, но не раскрывает его), б) описательная (содержит описание всех существующих признаков поведения), в) отсылочная (не излагает правило поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другим статьям этого же правового акта), г) бланкетная (не излагает правило поведения, а отсылает к другому НПА).

II. По строению:

а) простая (указывает на одно правило поведения), б) сложная (указывает на два и более правил поведения в совокупности), в) альтернативная (указывает на два и более правил поведения, из которых выбирается одно).

Санкция

Санкция – это часть нормы права, указывающая на неблагоприятные последствия для правонарушителя.

Виды санкций

I. По отраслевой принадлежности:

а) конституционно-правовые б) уголовно-правовые в) дисциплинарные

II. По строению:

а) простая (указывает на одно неблагоприятное последствие) б) сложная (указывает на два и более неблагоприятных последствий) в) альтернативная (указывает на два и более неблагоприятных последствий, из которых выбирается одно) г) сложно-альтернативная (лишение свободы с конфискацией имущества)

III. По степени определенности:

а) абсолютно-определенная (точно указывает на вид и размер неблагоприятного последствия) б) относительно-определенная (точно указывает на вид неблагоприятного последствия, а его размер устанавливает от минимального до максимального)

IV. По назначению:

а) карательная (ее назначение состоит в наказании правонарушителя) б) правовостановительная (ее назначение состоит в восстановлении нарушенного права потерпевшей стороны, в возмещении ей имущественного или иного вреда)

Логическая и фактическая нормы

Вопрос о структуре нормы права являются дискуссионным в юридической науке. Наибольшее распространение получил подход, согласно которому различают логическую и фактическую нормы права, структуры которых различаются.

Логическая норма состоит из трех элементов. Она представляет собой мысленное явление. В тексте НПА она не существует. Это объясняется специализацией правовых норм в осуществлении функций права. Регулятивные нормы права осуществляют регулятивную функцию, а охранительные – охранительную. на этой основе осуществляется взаимодействие правовых норм.

Если реализуются требования регулятивной нормы права, то охранительная норма не применяется. Нарушение регулятивной нормы права влечет за собой применение охранительной нормы

Структура логической нормы права может быть выражена формулой «если…, то… иначе»

Фактическая норма состоит из двух элементов.

а) регулятивная фактическая норма состоит из гипотезы и диспозиции, б) охранительная регулятивная норма состоит из гипотезы и санкции (Однако, в науках уголовного и административного права I элемент охранительной нормы права называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией понимается указание не на правило поведения, а на правонарушение).

Структура фактической нормы может быть выражена формулой «если…, то».

Способы изложения норм права

Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила.

В статье НПА может содержаться одна норма права или несколько норм права. Также норма права может быть закреплена в нескольких статьях.

I. По характеру изложения:

а) прямой (в статье НПА все элементы нормы изложены в полном объеме), б) отсылочный (в статье НПА не все элементы изложены в полном объеме, но есть отсылка к другим статьям этого же НПА), в) бланкетный (в статье НПА не все элементы нормы права изложены в полном объеме и нет отсылки. Недостающие сведения содержатся в другом НПА).

II. По форме выражения предписания (по уровню нормативных сообщений):

а) абстрактный (изложение правовых норм с использованием обобщающих формулировок), б) казуистический (изложение правовых норм путем перечисления индивидуальных признаков).

1. Способом изложения норм права не является …
формальный
прямой
бланкетный

2. Форма реализации управомочивающих норм права
исполнение
использование
соблюдение

3. Внутренняя сторона государственного суверенитета выражается в …
наличии публичной власти и её аппарата
территориальной организации населения и политической власти
верховенстве государственной власти по отношению к другим властям

4. К признакам права не относится …
прецедентность
нормативность
формальная определенность

5. Функция юридической ответственности, состоящая в предупреждении новых правонарушений
специально-юридическая
превентивная
прогностическая

6. Время, место и способ совершения правонарушения относятся к элементам …
объективной стороны правонарушения
субъективной стороны правонарушения
объекта правонарушения

7. К числу юридических гарантий законности относится (ятся) …
уровень развития правосознания в обществе
деятельность органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов
меры государственного принуждения

8. Объект правонарушения – это …
достигшее определенного возраста деликтоспособное вменяемое лицо или, в предусмотренных законом случаях, организация
общественные отношения, находящиеся под охраной права
причинная связь между деянием и наступившими последствиями

9. К специально-юридическим функциям права не относится …
экономическая
регулятивная
охранительная

10. Бездействие может быть противоправным.
нет
да, если не исполняются юридические обязанности
да, если бездействие имеет умышленный характер

11. Требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неукоснительном осуществлении правовых норм всеми субъектами права, определяется понятием …
правовое регулирование
законность
правопорядок

12. Предмет и метод правого регулирования являются критериями …
подразделения права на отрасли
выделения институтов права
выделения функций права

13. Критерий, который лежит в основе деления юридических фактов на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие
характер правовых последствий
воля участников правоотношения
отраслевая принадлежность

14. В России органы местного самоуправления …
входят в систему органов государственной власти
не входят в систему органов государственной власти
в республиках в составе РФ входят в систему органов государственной власти, а в остальных субъектах РФ – нет.

15. Определения понятий закрепляют … нормы.
коллизионные
дефинитивные
оперативные

16. Признаком государственного органа не является …
наличие государственно-властных полномочий
наличие организационной структуры
наличие срока полномочий

17. Причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями относится к …
объективной стороне правонарушения
субъективной стороне правонарушения
признакам юридической ответственности

18. Элемент нормы права
рецепция
санкция
презумпция

19. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние по …
социальной значимости
сферам государственной деятельности
формам осуществления

20. Форма осуществления функций государства, которая выражается в применении регулятивных норм права
организационно-регламентирующая
правоисполнителная
правонаделительная

21. Элементы состава правоотношения
юридический факт
субъект правоотношения
субъективное право
юридическая обязанность
объект правоотношения
правоспособность
дееспособность

22. Цель толкования норм права
правильное изложение нормы права в статье нормативного правового акта
установление содержания нормы права
реализация нормы права

23. Способ изложения норм права, для которого характерно наличие указания на другие конкретные статьи нормативного правового акта, в которых содержится недостающая информация
бланкетный
отсылочный
прямой

24. Типы норм права по методу правового регулирования
общие и специальные
регулятивные и охранительные
императивные и диспозитивные

25. Понятие более широкое по содержанию: «механизм государства» или «аппарат государства»
механизм государства
аппарат государства
эти понятия тождественны

26. Способ изложения норм права, при котором недостающие сведения необходимо искать в другом нормативном правовом акте
бланкетный
отсылочный
прямой

27. Генеральная прокуратура РФ …
является органом исполнительной власти
входит в судебную ветвь власти
не относится ни к одной из ветвей власти

28. Основные направления правового воздействия на общественные отношения
правовое регулирование
функции права
принципы права

29. Государственные предприятия …
не входят в аппарат государства
входят в аппарат государства
в большинстве случаев входят в аппарат государства

30. К признакам права не относится …
дискретность
системность
формальная определенность

31. Элементом объективной стороны правонарушения не является …
казус
причинная связь между деянием и вредом
способ совершения правонарушения

32. Акт применения права содержит …
общеoбязательное правило поведения
индивидуально-конкретное властное предписание
официальное разъяснение содержания нормы права и порядка ее применения

33. Предусмотренная нормой права и/или договором мера возможного поведения субъекта правоотношения
правоспособность
субъективное право
правовой статус личности

34. критерий подразделения норм права на регулятивные и охранительные
метод правового регулирования
функции права
принципы права

35. Федеральные министерства являются …
коллегиальными органами
единоначальными органами
одни министерства являются коллегиальными органами, а другие – единоначальными

36. Источником формирования государственной казны не являются …
займы
налоги
деньги

37. Общественно вредные последствия противоправного деяния относятся к элементам …
объективной стороны правонарушения
субъективной стороны правонарушения
объекта правонарушения

38. Соотношение между собой понятий общественного порядка и правопорядка
эти понятия имеют одно и то же содержание
понятие общественного порядка – более широкое, чем понятие правопорядка
понятие правопорядка – более широкое, чем понятие общественного порядка

⇐ Предыдущая123

В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в норме права и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиции.

Казуистический или казуальный способ — это такой способ формулирования норм в статьях нормативно правового акта, когда фактические данные указываются при помощи индивидуальных признаков. Например: ст.758 ГК РФ » По договору подряда на выполнение проектных и изыскательных работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательные работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат». Казуальный способ еще называют описательным, так как при помощи этого способа в статьях подробно описываются права и обязанности, или меры наказания, или правила поведения, по которым должны следовать участники правоотношений. Казуальное изложение – это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий. Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий.

Абстрактное изложение гипотез и диспозиций используется широко законодателем, так как позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Это изложение формулируется путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих разовых признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется обобщающий термин «юридическое лицо». Организации, являющиеся юридическим лицом, в норме права не перечисляется, но охватывается этим термином. По этому абстрактное изложение соответствует более высокому уровню развития юридической культуры, позволяет кратко и точно формулировать нормы права.

Казуальное же изложение делает законодательство громоздким и, кроме того, заведомо предполагает наличие пробелов, поскольку невозможно предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как видно из нормы предъявляющей требование к решению суда, в ряде случаев казуальный способ, изложения необходим, ибо облегчает понимание правовых норм и пользование ими.

Таким образом, нормы права представляют собой своеобразный строительный материал, из которого складывается все правовое здание. Они не имеют материальной субстанции, а являются идеальными образцами допускаемого, поощряемого или требуемого государством поведения. Объектированное выражение нормы права получают в статьях нормативных правовых актов. Без такого постатейного выражения нормы права оказались бы недопустимыми для познания их исполнителями и в итоге не смогли бы выполнить роль меры, масштаба регулирования и оценки поведения людей. Статья служит формальной правовой нормой, а правовая норма составляет содержание статей.

Заключение

Просмотрев все вопросы и проблемы данной темы, я могу сделать такое заключение, что норма права, как особенная социальная норма, занимает очень важное место в регулировании общественных отношений. Она является первичным элементом системы права и в связи с этим все субъекты непосредственно сталкиваются с ней.

Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права — это логически завершенное правило поведения, а статья закона — это форма его изложения. Нормативность права носит общеобязательный характер, что также выделяет право из других норм социального поведения. Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни. Нормативность права носит общеобязательный характер, что также выделяет право из других норм социального поведения. Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Но это не может принизить значение юридических норм, нормативности права.

И в то время, когда государство регулирует общественные отношения, правовые нормы — это регулятор саморазвития общества. Благодаря правовым нормам право изучается с различных сторон.

Таким образом, правовая норма — это элементарная единица права, конкретный образец (правило) поведения, которой присущи определённые признаки, а именно общеобязательное, обеспеченное в использовании принудительными средствами государства, направленное на регулирование общественных отношений, не персонифицированное, установленное или санкционированное государством и охраняемое правило поведения. Такая трактовка более полно отражает дальнейшее содержание норм права.

Норму права принято классифицировать по определённым основаниям, в том числе по отраслевой принадлежности, по юридической силе, по степени общности, по характеру предписываемых правил поведения, по степени активизации социально полезной деятельности, по способу установления правил поведения, по степени определённости, по непосредственному предмету воздействия и т.д.

Норма права, по существу, является большим дискуссионным вопросом юридической науки. Но, несмотря на многообразие приводимых мнений, и точек зрения, принадлежащих как советской, так и современной историографии, все исследования данной проблемы приводят, в конечном счете, к вопросу о значении юридической науки, которое состоит в глубоком исследовании сложных и многообразных процессов развития государственности и жизни общества, в котором мы живем.

Отсюда ясно, насколько велика роль нормы права в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и воспитании их участников. Понятно также и то большое значение, которое уделяется нормы права в юридической практике. Понятие правовой нормы является необходимым для того, чтобы уяснить организацию первичной клеточки в содержании права, осмыслить её структуру, назначение и роль.

Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют права, обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции и другие явления правовой действительности. Норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данные обстоятельства необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике.

Поэтому, каждому юристу необходимо достаточная теоретическая подготовка, в основе которой, должно лежать глубокое и последовательное изучение норм права. Владея достаточным количеством знаний о норме права, юрист облегчает себе работу по применению этих норм на практике, а так же в определенной степени обеспечивает правильность их применения и соотношение примененной нормы определенным правоотношением, конкретному случаю.

Итак, теоретические знания о норме права обеспечивают эффективное применение данных норм на практике, повышают профессиональный уровень юристов, а также уровень их правовой культуры.

Вопрос о норме права есть одним из фундаментальных, главных в процессе вступления юриста в практическую юридическую деятельность, поэтому необходимо понять его важность и уделить ему достаточно внимания.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации // Консультант Плюс//

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс//

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс//

4. Уголовно Процессуальный Кодекс РФ // Консультант Плюс//

5. Карпович А.Т Комментарий к Конституции РФ // Консультант Плюс//

6. Постатейный научно-практический комментарий / Под общ. ред. А.Т. Гаврилова. М.: 2003.

7. Алексеев С.С. «Государство и право». М. Юрайт. 1997

8. Бабаев В.К. Баранов В.М. Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1998.

9. Голлунский С.А. К вопросу о памяти правовой нормы в теории советского права. // Советское государство и право. 1961. N4.

10. Пиголкин А.С Теория государства и права // Консультант Плюс//

11. Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм советского права. //Правоведение. 1970. N1.

12. Томашевский Н.П. О структуре правовой нормы и классификации ее элементов. М:1989г

13. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Омега – Л, 2004.

15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права // Консультант Плюс//

16. Мельхин А.В. Теория государства и права // Консультант Плюс//

Приложение

Размещено на Allb

С.А.Комаров, А.В.Малько. «Теория государства и права». Москва, 2000. с.299

Гражданский кодекс Российской Федерации части первая и вторая с научным комментарием Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., профессора ЮХ.Калмыкова. Москва. 1997. С. 28

Эта критика нередко сопровождалась утверждениями, что основателем «советского социалистического нормативизма» был А.Я.Вышинский. Между тем определение права как «системы принудительных социальных норм» давалось в советской литературе по правоведению задолго до 1938 г., когда при участии Вышинмкого было сформулировано аналогичное определение (см., например: Подволоцкий И. «Марксистская теория права». М.-Пг., 1932. С. 156), а по генезису оно восходит к дореволюционной и зарубежной литературе.

Недбайло П.Е. «Вопросы структуры советских правовых норм в связи с постепенным перерастанием их в правила коммунистического общежития». Право и коммунизм. Москва. 1965. С. 129; он же. «Советские социалистические правовые нормы». Львов. 1959. С. 73 и след.

«Советское государство и право». 1979. №8 С. 67.

ч.1 ст. 232 Уголовного кодекса РФ

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1099 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Структура нормы права – это ее внутреннее строение. Логическая структура нормы права выражается следующей формулой: «если – то – иначе»и состоит из трех элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это условие или условия, при которых начинает действовать диспозиция. Виды гипотез:

  • в зависимости от характера обстоятельств, изложенных в гипотезе:
    • простая – в гипотезе указывается одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого начинает действовать диспозиция
    • сложная – в гипотезе указывается два или несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать диспозиция
    • альтернативная – в гипотезе указывается два или несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии хотя бы одного которых начинает действовать диспозиция
  • по степени определенности:
    • абстрактные – указывают общие, родовые признаки обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать диспозиция
    • казуистичные – описывают отдельные строго определенные частные случаи, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы

Диспозиция – само правило поведения, изложенное в норме права. По степени определенности диспозиции подразделяются на:

  • абсолютно-определенные – содержат исчерпывающую формулировку правила поведения
  • относительно-определенные – устанавливаемое правило поведения уточняется в пределах нормы
  • бланкетные – отсылают к правилу поведения, которое содержится в другом нормативно-правовом акте

Санкция – мера юридической ответственности, предусмотренная в случае нарушения диспозиции; санкция может быть и мерой поощрения. Виды санкций:

  • по степени определенности:
    • абсолютно-определенные – объем неблагоприятных последствий точно определен
    • относительно-определенные – установлен минимальный и максимальный (или только максимальный) объем неблагоприятных последствий
  • по характеру последствий:
    • штрафные (карательные) – связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера
    • правовосстановительные – направлены на восстановление нарушенного права
  • по характеру последствий
    • простые – предусматривают только один вид наказания
    • альтернативные – предусматривают два или несколько видов наказаний, из которых правоприменитель должен выбрать один
    • кумулятивные – допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основным дополнительное наказание

В конкретной норме права могут содержаться не все элементы сразу. Например, в Уголовном Кодексе гипотеза содержится в общей части, а диспозиция и санкция – в особенной

Способ изложения норм права – это правила и приемы, которые использует законодатель для передачи правовой нормы в тексте закона. Зачастую норма права и статья НПА не совпадают. Это может быть вызвано, например, удобством пользования НПА, требованиями к лаконичности изложения и пр.

Различают следующие способы изложения:

  • в зависимости от полноты изложения элементов нормы права в статьях нормативных правовых актов:
    • прямой – в одной статье нормативного правового акта содержится одна норма права, причем сразу все три ее структурных элемента
    • отсылочный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом дается отсылка к другой статье (статьям) того же самого нормативного правового акта
    • бланкетный – в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом недостающие элементы восполняются из статей, расположенных в других нормативных правовых актах
    • можно выделить еще один способ, когда в одной статье нормативного правового акта содержатся насколько норм права
  • в зависимости от уровня нормативного обобщения:
    • абстрактный – элементы нормы права указываются в обобщенном виде
    • казуистичный – элементы нормы права излагаются путем обозначения их индивидуальных признаков, перечисления конкретных случаев

35) Понятие и виды форм (источников) права

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта — это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма — исходный элемент системы права, статья — исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и систе­ма законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юриди­ческих норм, и наоборот — элементы одной и той же нормы могут находить­ся в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение — в одной статье содержится одна норма.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юри­дической нормы и представить ее в целостном виде.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. Любая норма Особенной части уголовного права.

2) отсылочный, когда в статье содержатся два элемента правовой нормы, а один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативного правового акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, расположены в одной статье, тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье этого же нормативного правового акта.

3) бланкетный, когда в статье содержатся только два элемента правовой нормы, а недостающий (третий) элемент нормы права только называется, содержание его не раскрывается. Чтобы найти недостающий элемент правовой нормы необходимо обратиться к другому порядку правового регулирования (другому нормативному правовому акту) — правилам совершения какого-либо вида деятель­ности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

  1. Классификация правовых норм.

Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям.

Первая и наиболее очевидная классификация — в зависимости от принад­лежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т. д.

В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы обеспечивают пози­тивное регулирование поведения, а охранительные — их защиту в случае на­рушения.

По характеру изложения в нормативно-правовом акте они делятся на управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие.

Дозволяющие нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить — реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации.

Обязывающие нормы права возлагают на субъекта обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.

Это деление достаточно ус­ловно, ибо любая правовая норма, непосредственно регулирующая поведе­ние, имеет предоставительно-обязывающий характер.

В системе права можно выделить группу специальных (специализирован­ных) норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но по­могают в этом другим нормам через системные связи права. К таким нормам относятся:

а) общие нормы (например, устанавливающие общие условия исполнения обязательств, нормы о правосубъектности);

б) дефинитивные (нормы-дефиниции), формулирующие законодатель­ные определения понятий (понятие преступления, понятие юридического лица и др.);

в) декларативные (нормы-принципы);

г) оперативные, которые отменяют нормы права, распространяют их дей­ствие на новые сферы, продлевают их действие и т.д.;

д) коллизионные, которые призваны решать «коллизии» между нормами права, их столкновения, то есть регулировать выбор между нормами.

По сфере действия юридические нормы подразделяются на общие и местные.

По времени действия — на постоянные (установленные на неопределенный срок) и временные (действующие лишь на определенном отрезке времени).

По степени свободы воли адресатов — на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку иное не уста­новлено соглашением сторон.

По юридической силе — на нормы закона и нормы подзаконных актов.

Добавить комментарий