Способы обеспечения исполнения налоговой

В настоящее время налоги являются одним из основных видов доходов государства. И поэтому вопросы, касающиеся уплаты и взимания налогов в бюджет государства, никогда не теряют своей актуальности.

Обязанностью абсолютно всех плательщиков налогов и сборов является полная и своевременная уплата указанных платежей в бюджет государства. Но довольно часто происходит так, что лицо, обязанное уплатить налог или сбор, по каким-либо причинам не может исполнить налоговые обязательства, а в некоторых случаях и вовсе пытается умышленно скрыться от уплаты налогов или сборов. В таких случаях государство вынуждено устанавливать меры принудительного характера, побуждающие налогоплательщиков и плательщиков сборов исполнять свои обязанности.

С этой целью в главе 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определен перечень способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В указанный перечень законодателем включены залог имущества, поручительство, банковская гарантия, пеня, приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, арест имущества.

Каждый из перечисленных способов обеспечения исполнения обязанностей по-своему эффективен, но в настоящей работе подробно будет рассмотрено применение ареста имущества как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Арест имущества согласно НК РФ – это действие налогового или таможенного органа, осуществляемое с санкции прокурора, которое ограничивает право собственности организации, которая не платила налоги, в отношении ее имущества. Арест имущества применяется в том случае, если у налогового либо таможенного органа есть основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры для того, чтобы каким-либо образом скрыть свое имущество.

Как можно увидеть из определения ареста имущество, его применение возможно только в отношении имущества, принадлежащего организациям, не уплачивающим налоги.

Норма, содержащаяся в части первой статьи 77 НК РФ и устанавливающая, что арест – это ограничение права собственности организации в отношении её имущества, означает, что арест может быть произведен только в отношении имущества, над которым организация осуществляет присущие собственнику полномочия: владеет, пользуется и распоряжается в полном объеме.

Необходимо отметить, что, к примеру, не допускается применение ареста к имуществу государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Связано это с тем, что своим имуществом они владеют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В свою очередь, такое имущество находится в государственной или муниципальной собственности.

Согласно НК РФ арест имущества организации, не уплачивающей налоги, может быть как полным, так и частичным. Критерием разграничения указанных видов ареста имущества является ограничение полномочий собственника имущества. При полном аресте имущества владелец имущества не вправе распоряжаться имуществом, кроме того, владеет и пользуется этим имуществом налогоплательщик исключительно с разрешения и под контролем налогового органа. При частичном аресте имущества организация владеет имуществом, пользуется и распоряжается им с согласия и под контролем налогового органа.

Арест имущества организации, не уплачивающей налоги, применяется только в случае, если налоговым органом было принято решение о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах организации в банках, а также за счет его электронных денежных средств, а на счету организации денежных средств или электронных денежных средств оказалось недостаточно либо они вовсе отсутствовали. Помимо этого, поводом для применения ареста имущества организации является отсутствие информации о счетах налогоплательщика, открытых как в банках, так и в электронном виде.

Действия по аресту имущества организации осуществляются исключительно с санкции прокурора. Регулируются указанные правоотношения Приказом Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней, штрафов». В указанном приказе определены прокуроры, которые обладают полномочиями по санкционированию решений по наложению ареста на имущество налогоплательщика-организации. Такими являются:

– Генеральный прокурор РФ и его заместители – по решению руководителя Федеральной налоговой службы (далее — ФНС) либо лица, его замещающего;

– прокуроры субъектов РФ и их заместители – по решению руководителей межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам и руководителей управлений Федеральной налоговой службы по субъектам РФ;

–районные, городские и межрайонные прокуроры и их заместители в соответствии с компетенцией – по решениям руководителей инспекций Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций ФНС межрайонного уровня.

Как уже было сказано ранее одним из условий применения ареста имущества является мнение налогового органа о том, что организация предпримет какие-либо меры для того, чтобы скрыть принадлежащее ей имущество. Однако в настоящее время законодательно не закреплены основания, дающие налоговому органу возможность полагать, что имущество налогоплательщика – организации будет скрыто.

Ранее для определения оснований, когда имущество организации должника по уплате налогов может быть скрыто, использовались Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщиков в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденные приказом Министерства по налогам и сборам от 31.07.2002 № БГ – 3-29/404 (далее – Методические рекомендации). Но приказом Федеральной налоговой службы от 11.10.2011 № ММВ – 7-8/639@ Методические рекомендации были признаны утратившими силу.

Согласно Методическим рекомендациям, действовавшим до 2011 года, основаниями, дающими возможность предположить, что имущество может быть скрыто, являлись следующие факты:

– если у организации имеется имущество, в том числе ценные бумаги, денежных средств от продажи которых достаточно для погашения более двадцати пяти процентов от суммы неуплаченного налога;

– наличие у налогоплательщика дебиторской задолженности, которую возможно взыскать, если организация не пытается ее взыскать в течение более одного квартала;

– если размер всей суммы неуплаченных налогов и иных платежей с учетом всех штрафов и пеней, в том числе задолженности отсроченной (рассроченной) к уплате, больше пятидесяти процентов балансовой стоимости имущества организации;

– если налоговым органом из различных официальных источников получены сведения, указывающие на вывод либо сокрытие активов организации или о намерении должностных лиц организации скрыться;

– если должностными лицами налогового органа проанализирована деятельность налогоплательщика, и полученные результаты позволяют сделать вывод о предполагаемом уклонении от уплаты налога. Данный вывод, к примеру, можно сделать на основании систематического уклонения налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочной продажи организацией своего имущества либо его переоформлении на иных лиц, аккумулировании средств организации на счетах других юридических лиц.

Кроме того, обстоятельствами, дающими возможность предположить, что имущество налогоплательщика возможно будет сокрыто, являлись: получение налоговым органом сведений о том, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за истекшие налоговые периоды была скрыта; факты неуплаты косвенных налогов за прошедшие налоговые периоды; если имущество организации находится по адресу, отличающемуся от юридического адреса организации.

Необходимо отметить, что полномочиями по принятию решений о наложении ареста на имущество наделены руководители налоговых органов либо их заместители. Решение оформляется постановлением. Форма постановления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам».

Обязательным условием проведения ареста имущества является присутствие понятых. Кроме этого, при проведении ареста вправе присутствовать законный либо уполномоченный представитель налогоплательщика-организации.

Во время проведения ареста имущества организации составляется протокол об аресте имущества, форма которого также утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Место дальнейшего нахождения арестованного имущества определяет руководитель налогового органа, который вынес постановление о наложении ареста на имущество либо его заместитель.

Арест имущества представляет собой достаточно эффективную меру, позволяющую добиться от налогоплательщика организации оплаты всех неуплаченных налоговых платежей.

В доказательство этого, хотелось бы привести материалы с сайта прокуратуры Хабаровского края. К примеру, в июле 2018 года в прокуратуру Кировского района г. Хабаровска поступили материалы из налоговой межрайонной инспекции о санкционировании ареста имущества общества с ограниченной ответственностью «Спецтехресурс ДВ». Согласно представленным материалам, организация осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, но вместе с тем, допускает задержки по уплате налогов, пеней, штрафов. На момент направления материалов в прокуратуру задолженность составляла немногим более 1 млн 200 тысяч рублей. Прокуратурой был санкционирован арест имущества организации на сумму задолженности.

По прошествии 18 дней со дня ареста имущества ООО «Спецтехресурс ДВ» погасило все задолженности по уплате налогов.

Таким образом, арест имущества очень эффективен, но необходимо учитывать, что применяется арест только в ситуации, когда можно предположить, что имущество неплательщика – организации может быть скрыто, то вместе с тем, в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий признаки ситуации, когда можно предполагать, что имущество налогоплательщика-организации может быть скрыто. Таким образом, можно утверждать о неясности правовой нормы, а конкретно статьи 77 Налогового кодекса. И, в связи с этим, на мой взгляд, в законодательстве должны быть определены такие признаки.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:
– направлением требования об уплате налогов и сборов;
– залогом имущества;
– поручительством;
– пеней;
– приостановлением операций по счетам в банке;
– наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Требование об уплате налога и сбора – письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора, пеней, штрафов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Залог – способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями, предусмотренными законом.
Залог применяется в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем (налогоплательщик, плательщик сбора или иное лицо). При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, могут применяться и положения гражданского законодательства. В гражданском законодательстве порядок установления залога урегулирован нормами § 3 гл. 23 ГК, а также действующим в части, не противоречащей ГК, Законом РФ от 25.05.1995 № 2872-1 «О залоге».
Поручительство может применяться в качестве обеспечительной меры:
– при принятии решения об изменении срока уплаты налога, сбора;
– в иных случаях, предусмотренных НК.
В юридической литературе поручительство понимается как ответственность, принимаемая кем-либо на себя для обеспечения исполнения обязательства другого лица. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства за исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В гражданском законодательстве порядок поручительства урегулирован нормами § 5 гл. 23 ГК.
Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, составленным в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов (сборов), если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога или сбора и соответствующих пеней. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Пеней признается установленная ст. 75 НК денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБР.
Сумма соответствующих пеней назначается и уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения:
– других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора;
– мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени не начисляются на сумму недоимки:
– которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика;
– которая образовалась в результате выполнения письменных разъяснений финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти в пределах его компетенции.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК.
Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении), за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Приостановление операций по счетам в банке допустимо в отношении:
– налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов из числа организаций и индивидуальных предпринимателей;
– налогоплательщиков, налоговых агентов из числа нотариусов, занимающихся частной практикой или адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Решение о приостановлении операций принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае:
– неисполнения направленного ранее требования об уплате налога или сбора (при этом решение не может быть принято ранее вынесения решения о взыскании налога);
– непредставления налоговой декларации в налоговый орган (решение принимается в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации).
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации (налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента) в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Арест имущества может быть полным или частичным.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав организации в отношении ее имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Вне зависимости от формы ареста в отношении имущества, на которое наложен арест, не допускается его:
– отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест);
– растрата;
– сокрытие.
Решение о наложении ареста на имущество принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 59

Понятие и виды способов обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности представляют собой правовые средства, стимулирующие добросовестную уплату налогоплательщиком налога (сбора) либо позволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться такими способами, как:

— залог имущества;

— поручительство;

— пеня;

— приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке;

— арест имущества налогоплательщика.

Условно все способы обеспечения налоговой обязанности можно подразделить на способы ограниченного и общего применения.

К способам ограниченного применения относятся залог имущества и поручительство. Эти способы могут использоваться лишь для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов при предоставлении ему уполномоченным органом отсрочки, рассрочки, налогового кредита либо инвестиционного налогового кредита (ч. 5 ст. 64, ч. 6 ст. 65 и ч. 6 ст. 67 НК РФ).

Способами общего применения являются пеня, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке и арест имущества налогоплательщика. Применение налоговыми органами данных способов может иметь место во всех случаях, когда налогоплательщики не исполняют свои налоговые обязанности. Единственно следует обратить внимание на то, что арест имущества как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке или отсутствии информации о таких счетах (ч. 7 ст. 46 НК РФ).

Добавить комментарий