Сравнение судебной системы США и Великобритании

Англо-американское общее право, как и римское право, развивалось, руководствуясь принципом «Право там, где есть и защита». И, несмотря на все попытки кодификации (И. Бентам и др.), английское общее право, дополненное и усовершенствованное положениями «права справедливости», в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. Таким образом, английское право обрело как бы тройную структуру: общее право — основной источник; право справедливости, дополняющее и корректирующее этот основной источник; статутное право — писаное право парламентского происхождения.

В англо-американской правовой семье следует различать группу английского права и связанного с ним по своему происхождению права США. В группу стран английского права, наряду с Англией, входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи (в настоящее время 36 государств являются членами Содружества). Как известно, Англия была крупнейшей колониальной державой и английское общее право получило распространение во многих странах мира. В результате сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по нормам английского права.

Право США, имея своим источником английское общее право, в настоящее время является вполне самостоятельным. Исключение из общего правила составляют: штат Луизиана, где значительную роль играет французское право, и самые южные штаты, на территории которых распространено испанское право.

Общее право — это система, несущая на себе глубокий отпечаток истории, а эта история до XVIII века — исключительно история английского права, которая развивалась тремя путями: формированием общего права, дополнением его правом справедливости и толкованием статутов Кучин М.В. Судебный прецедент в системе общего и континентального права // Российский юридический журнал. — 2006. — № 2. — С. 61-74..

Но если юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предустановленных правил, то для англичанина оно, в основном, то, к чему придет судебное рассмотрение. На континенте юристы интересуются прежде всего тем, как регламентирована данная ситуация, в Англии — в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.


Английское право и сегодня продолжает оставаться, в основном, судебным правом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных случаев. С учетом правила прецедента такой подход обеспечивает положение, при котором нормы общего права являются более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но зато делает право более казуистичным и менее определенным.

Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего со своим «английским прошлым». Принятие писаной федеральной конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, явилось первым и важным шагом на этом пути. Предполагался полный отказ от английского права, а вместе с ним — от принципа прецедента и других характерных черт «общего права». Однако перехода американского права в романо-германскую семью не произошло. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа, которые, однако, в дальнейшем постепенно оказались как бы поглощены «общим правом».

В целом же в США сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательным. В Англии и США — одна и та же общая концепция права и его роли. В обеих странах существует, в общем-то, одно и то же деление права, используются одни и те же понятия и трактовка нормы права.

Для американского юриста, как и для английского, право — это прежде всего право судебной практики. Нормы, выработанные законодателем, по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие. Право США, следовательно, в целом имеет структуру, аналогичную структуре общего права. Однако только в целом. Стоит приступить к рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются многочисленные структурные различия между американским и английским правом, многие из которых действительно существенны и не могут сбрасываться со счетов Кучин М.В. Судебный прецедент в системе общего и континентального права // Российский юридический журнал. — 2006. — № 2. — С. 61-74..

Одно из таких различий, причем весьма существенное, связано с федеральной структурой США. Штаты, входящие в состав США, наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. В этой связи можно сказать, что в США существует 51 система права — пятьдесят в штатах и одна федеральная. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один от другого, и поэтому совершенно не обязательно, что решениям, принятым в судах одного штата, будут следовать суды других штатов.

Как не сильна тенденция к единообразию судебной практики, тем не менее, нередки случаи, когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам не сходные, а иногда прямо противоположные решения. Это создает коллизии, усугубляемые возможными расхождениями между решениями судов штатов (рассматривающих подавляющее большинство дел) и федеральных судов, которым подведомственны определенные категории дел.

Еще одно отличие американского права от английского — несколько иное, более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Отсюда — их значительная свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям.

Это более свободное обращение с прецедентом приобретает особое значение в связи с правомочием американских судов (не известным английским судам) осуществлять контроль за конституционностью законов. Верховный суд штата или Верховный суд США может таким образом отказаться от прецедента конституционного толкования. Право конституционного контроля, особенно активно используемое Верховным судом, подчеркивает роль судебной власти в американской системе правления.

Большие возможности судебного воздействия на законодательство не отменяют того факта, что последнее в правовой системе США имеет большой удельный вес и более значимо, чем статутное право в Англии. Это связано, прежде всего, с наличием писаной конституции, а точнее — целой системы конституций: федеральной, существующей уже двести лет и играющей значительную роль, и разных по возрасту конституций штатов. К тому же, как уже отмечалось выше, штатам предоставлена достаточно широкая законодательная компетенция, и они активно используются ею. Отсюда значительный по масштабам массив законодательства — статутного права на штатном уровне.

В статутном праве США встречается немало и таких кодексов, которых не знает английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в двадцати пяти — гражданско-процессуальные, во всех штатах — уголовные, в некоторых — уголовно-процессуальные.

Особой формой кодификации в США стало создание так называемых единообразных законов и кодексов, цель которых — установить возможное единство тех сторон права, где это особенно необходимо. Подготовку проектов таких законов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов.

Для того, чтобы проект стал законом, он должен быть принят штатами. Среди такого рода кодексов первым и наиболее известным является Единообразный торговый кодекс, который был официально одобрен в 1962 г.

В США, как и в Англии, применение закона зависит от судебных прецедентов его толкования, и нет гарантий, что единообразные законы или кодексы будут повсеместно одинаково толковаться судебной практикой Кучин М.В. Судебный прецедент в системе общего и континентального права // Российский юридический журнал. — 2006. — № 2. — С. 61-74..

В штатах не было такого периода, когда право формировалось исключительно судебными решениями. И в колониальный период, и после получения независимости основу правовой системы составляли законы. Сегодняшнее право в Соединенных Штатах создается по большей части законодательной властью. Высшим звеном в иерархии источников правовой системы США, так же как и в странах романо-германского права, всегда была и остается Конституция. По отношению к общему праву, как и по отношению к законодательству (статутному праву), Конституция выступает в качестве основного, доминирующего фактора, оказывающего решающее влияние и на их природу, и на характер отношений между ними самими, а также между формирующими их источниками в виде законов, с одной стороны, и судебных решений — прецедентов с другой.

В основе толкования и применения Конституции лежат, прежде всего, подверженные изменениям интересы общества и государственная политика, что требует порой иных подходов и при разрешении судебных дел. В этой связи правило жесткого соблюдения прецедента неприемлемо, поэтому нормы прецедентного права, разъясняющие значение конституционных положений, играют в американском праве лишь вспомогательную роль. Исходя из этого. Верховный суд США и высшие судебные инстанции на уровне штатов, в отличие от английских судов, не считают себя связанными своими ранее вынесенными решениями. Более того, названные американские суды вправе самостоятельно решать вопрос о применении любого прецедента, причем ретроспективно или только на будущее.

Тем не менее, по мнению американских юристов, прецедентное право в США является не менее значимым, чем в Великобритании. Согласно их наблюдениям «право, создаваемое американскими судьями, играет в регулятивном и управленческом процессах общества гораздо большую роль, чем право, создаваемое английскими судьями».

В качестве примера приведем одно из наиболее ранних и наиболее известных решений Верховного Суда по делу Марбури против Медисона (1803 г.), в котором Суд заложил основы своих будущих полномочий, указав, что судебная ветвь власти несет ответственность за «определение того, в чем состоит закон… В этом заключается существо долга судебных органов». Принципиальное значение для всех американских судов (и федеральных, и штатов) имеют решения Верховного Суда США, в которых сформулированы постановления по процессуальным вопросам. Например, в решениях по делу Гидеона (1963 г.) и по делу Эскобело (1964 г.) закреплено право любого лица иметь защитника при допросе в полиции; в решении по делу Мэпп (1961 г.) установлен запрет на использование в судебном процессе доказательств, полученных незаконным путем, особенно если речь идет о том, что таким путем получено признание обвиняемого Кучин М.В. Судебный прецедент в системе общего и континентального права // Российский юридический журнал. — 2006. — № 2. — С. 61-74..

Американская концепция прецедента, как и английская, в полной мере распространяется на случаи судебного толкования законодательства. Судебные решения, дающие толкования конституциям и законодательным актам, становятся источниками права. Однако при этом американские юристы, основываясь на соблюдении принципа разделения властей, отмечают, что «основные законотворческие обязанности лежат на законодательной власти, а судьи дают толкование законам, в крайнем случае, заполняя пробелы, когда конституции или законы не содержат конкретных положений или полностью обходят какие-либо вопросы».

Особенность прецедентного права США состоит также в том, что наряду с федеральным прецедентным правом в каждом штате действует самостоятельная прецедентная система. Это означает, что в каждом штате силу обязательного судебного прецедента имеют только решения, вынесенные федеральными судами всех инстанций и верховным судебным органом штата. Решения же судебных органов других штатов имеют силу лишь убеждающего прецедента. Существование автономных правовых систем штатов привело к тому, что прерогатива толкования законов штата принадлежит высшим судам штатов, а не Верховному Суду США. Поэтому на практике типичной является ситуация, когда Верховный Суд США отказывается решать, соответствует ли закон штата Конституции США, если суды этого штата не уточнили при толковании действительного значения данного закона. Федеральные суды в случаях, когда им приходится применять право штатов, тоже проявляют нерешительность, если соответствующие законы не были истолкованы судами данного штата.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что несмотря на принадлежность к одной правовой семье США и Англия имеют ряд особенностей вызванных расхождением в политике и понимании права как такового.

Книга: Теория государства и права: Учебник / Скакун О.Ф.

1. При признании прецедента — судебного и административного — как основного источника права законодательство имеет больший удельный вес в США, чем в Англии. Это в некоторой степени является следствием: а) наличия в США федеральной конституции и конституций штатов; б) отсутствия в Англии писаной конституции.

2. За территорией распространения законы разделены на общефедеральные и законы штатов. Особое место среди федеральных законов занимает Конституция США. За 200 с лишним лет США первыми в мире создали систему антимонопольных законов. В ее формировании принимали участие все ветви власти. Эта система оказалась эффективной. Она способствовала сохранению и развитию конкуренции и послужила образцом для многих других стран.

Наряду с наличием единого федерального права в некоторых сферах, подпадающих под исключительную компетенцию федеральной законодательной власти (например, федеральный патентный закон или закон о фабричные марки), особую роль играют права штатов. Штаты наделены широкой компетенцией в создании собственного законодательства и системы прецедентного права. Законодательная компетенция активно используется ими, особенно в тех случаях, когда отсутствует федеральный закон (например, законы штатов регулируются порядок развода, использования имущества, виды наказаний). Штат не могут принимать лишь те нормы, которые противоречат федеральным нормам, но они вправе их дополнять и совершенствовать. Различия в законодательстве между штатами (50 штатов со своим законодательством и множеством прецедентов) делают правовую систему США сложной, труднодоступной для поиска необходимой нормы.

3. Своеобразие американского права, как и английского, заключается в том, что в законах воспроизводятся нормы, сформированы судебной практикой. Нормы, выработанные законодателем, входят в систему американского права лишь после их неоднократного применения и разъяснения судами, когда возникает возможность ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, принятые на их основе. Известный компаративіст Рене Давид подчеркивает эту особенность такими словами: «Если нет прецедентов, американский юрист охотно скажет: «По этому вопросу право молчит» даже если существует вполне очевидная норма закона, что касается данного вопроса».

Высокое место судебного прецедента в иерархии источников американского права и законодательства СЕЛА определяется рядом факторов. Во-первых, Верховный суд США является одним из интерпретаторов текста федеральной Конституции результате надлежащего ему права конституционного надзора (в США нет специального конституционного суда). Во-вторых, Конституция содержит положения общего и неопределенного характера, нуждаются в конкретизации, которую осуществляют в форме судебного толкования их содержания в связи с возникающими конкретными казусами. В-третьих, законодатель испытывает затруднения при регулировании общественных отношений, которое лишь в общем виде «обозначено» в Конституции. Поэтому в сборниках решений Верховного суда США содержатся толкования и определения почти всех аспектов деятельности федеральной законодательной власти.

4. В отличие от английского права американское имеет более свободное действие правила прецедента. Если Апелляционный суд и Палата лордов Великобритании связаны собственным прецедентом, то Верховный суд США и верховные суды штатов не считают себя обязанными собственными прецедентами. Это предоставляет им возможность в любой момент поменять свою практику, приспособиться к условиям, которые изменились, иметь свободу в вынесении приговора. Верховный суд США верховные суды штатов могут отказаться от прецедента конституционного толкования.

5. Возросла роль таких форм систематизации права, кодификация и консолидация. Общие для всех штатов нормы, которые касаются различных отраслей права, объединенных в Свод законов (состоит из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо значительному правовому институту). Он дополнен приложениями, содержащими особенности регулирования каждого штата. Свод законов США переиздается каждые шесть лет с целью восстановления. Дополняется новыми законами, принятыми Конгрессом, а также изменениями, внесенными в его разделов и параграфов. В нескольких штатах есть гражданские кодексы, в 25 — гражданско-процессуальные, во всех штатах — уголовные, в некоторых — уголовно-процессуальные. В отличие от романо-германского типа правовой системы, где кодексы создаются как основа для выработки и развития нового права, в США на загальнофедеральному уровне происходит, собственно говоря, консолидация прецедентов, а не создание новых норм.

6. С целью введения единообразия в правовом регулировании важных сторон общественной жизни федерации создаются типовые законы (кодексы) для штатов, их проекты готовятся Общенациональной комиссией представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией юристов и утверждаются официально штатом. Так, Торговый кодекс (разработан в 1952 p., пересмотрен в 1958 и 1963 гг.) принятый почти во всех штатах.

С начала XIX в. осуществляется политика сближения законодательства штатов. В 1892 г. было образовано Национальную конференцию Комиссии с единых законов штатов. В 1923 г. создан Американский институт права, который разработал несколько проектов примерных кодексов, в том числе Примерный ГК 1962 г. Американский институт права периодически выдает многотомное издание «Обновлен изложение права», в котором в систематизированном виде излагаются нормы американского права в различных отраслях. Особое внимание уделяется вопросам, которые регулируются не законодательством, а общим правом.

7. Судебная власть имеет большое значение и наделена широким объемом компетенции. Роль суда является настолько значительной, что даже государственную систему называют «правлением судей», а американскую нацию — найсхильнішою до судебного иска. В некоторых случаях суды федерации и отдельных штатов решают споры, требуют политической оценки и решения на уровне общегосударственных интересов.

8. Суды штатов осуществляют юрисдикцию независимо друг от друга. Нередкими являются случаи, когда суды штатов принимают по аналогичным делам разные решения, иногда противоположные. Последнее обстоятельство приводит к коллизии между решениями судов штатов и федеральных судов, которым подведомственны определенные категории дел. Однако, руководствуясь принципом конституционной общности штатов, американские юристы стремятся учитывать решения, ранее принятые в других штатах, особенно в тех случаях, когда в праве своего штата отсутствует соответствующий прецедент.

9. Институт присяжных сохранил в США большее значение, чем в Англии, где сокращена юрисдикция присяжных и они поставлены в большую зависимость от судов, чем это было раньше. Вмешательство института присяжных в СЕЛА предусмотрено VII поправкой к Конституции. Гражданин имеет право требовать, чтобы его дело рассматривалось присяжными, если цена иска превышает 20 долларов.

10. Конституционный контроль осуществляется общими судами федерации и штатов (чего нет в Англии). Это подчеркивает особую роль судов в США. Верховный суд федерации, верховные суды штатов могут признать в соответствии тот или иной федеральный закон или закон штата неконституционным. О неконституционности закона может заявить любая сторона при рассмотрении уголовного, гражданского и другого дела в суде общей юрисдикции. Некоторые суды штатов имеют даже большую власть в судебном контроле, чем федеральные суды. Это касается тех судов, на которые не распространяются закрепленные в Конституции США ограничения относительно прецедентов и правовых споров, подлежащих их контролю (хотя многие из них имеют такие ограничения в собственных конституциях).

Если суд признает закон неконституционным и дело дойдет до Верховного суда федерации, решение последнего по вопросу о конституционности закона является обязательным для всех судов. В случае признания закона неконституционным он не изымается, остается в сводах законов, но не применяется судами и административными органами государства. Неконституционный закон лишается судебной защиты. То есть, формально действуя, он по сути теряет юридическую силу. Судебные решения, признаны не соответствующими конституционной норме, аннулируются.

Правило конституционного контроля судами является характерным не только для СЕЛА, но и для Индии, Австралии и других стран, за исключением Великобритании.

11. Судебная власть имеет меньшую централизацию в США, чем в Англии. Соотношение судов федерации и судов штатов следующее: суды штатов имеют абсолютную компетенцию, а в федеральные суды можно обращаться только в случае, когда Конституцией СЕЛА или законом Конгресса эти суды признаны компетентными. Около 95 % дел рассматриваются исключительно судами штатов.

Книга: Теория государства и права: Учебник / Скакун О.Ф.

Теория государства и права: Учебник / Скакун О.Ф.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел И. ВСТУПЛЕНИЕ В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Глава 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ § 1. Понятие и признаки юридической науки
§ 2. Объекты, предмет, метод, функции юридической науки
§ 3. Юриспруденция как система юридических наук
Глава 2. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА § 1. Возникновение общей теории государства и права
§ 2. Предмет теории государства и права
§ 3. Функции теории государства и права
§ 4. Метод теории государства и права
§ 5. Теория государства и права в системе общественных наук
§ 6. Теория государства и права в системе юридических наук
Раздел II ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА Глава ИЗ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА § 1. Основные теории происхождения государства
§ 2. Общие закономерности возникновения государства
§ 3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя
§ 4. Особенности возникновения государств у разных народов мира
Глава 4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО § 1. Понятие власти. Соотношение политической и государственной власти, государственной власти и государства
§ 2. Понятие и признаки государства
§ 3. Сущность государства
§ 4. Суверенитет государства и его соотношение с суверенитетом народа и суверенитетом нации
§ 5. Функции государства
§ 6. Типология государств
§ 7. Некоторые научные концепции современного государства
Глава 5 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА § 1. Гражданское общество и государство
§ 2. Политическая система общества И государство
§ 3. Правовые формы взаимоотношений государства и общественного объединения
§ 4. Правовые формы взаимоотношений государства и коммерческой корпорации
§ 5. Относительная самостоятельность государства
Глава 6 ФОРМА ГОСУДАРСТВА § 1. Понятие и структура формы государства. Виды форм государственного правления
§ 2. Классификация форм государственного устройства
§ 3. Виды форм государственного (политического) режима
Глава 7 МЕХАНИЗМ И АППАРАТ ГОСУДАРСТВА § 1. Механизм государства
§ 2. Аппарат государства. Орган государства. Институт государства
§ 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
§ 4. Виды органов государства. Разделение властей как принцип организации работы государственного аппарата
§ 5. Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной
§ 6. Система «сдержек и противовесов» органов законодательной, исполнительной и судебной власти
§ 7. Управление в административно-территориальных единицах. Местное самоуправление
§ 8. Профессиональная и государственная служба.
§ 9. Служба в органах внутренних дел
Глава 8 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ § 1. Высший представительный орган государственной власти
§ 2. Глава государства
§ 3. Высший исполнительный орган власти
§ 4. Представительные органы власти на местах
§ 5. Исполнительные органы власти на местах
§ 6. Судебные органы власти
§ 7. Правоохранительные и контрольно-надзорные органы
§ 8. Роль органов внутренних дел в механизме правового государства
§ 9. Министерство юстиции и Высший совет юстиции
Глава 9 СОЦИАЛЬНАЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО § 1. История идеи о правовом и социальном государстве
§ 2. Понятие и признаки социального правового государства
§ 3. Личность и государство
Раздел III ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Глава 10 ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ДЕМОКРАТИИ § 1. Понятие и признаки демократии
§ 2. Функции и принципы демократии
§ 3. Формы и институты демократии
§ 4. Демократия и самоуправление
§ 5. Демократия как общечеловеческая ценность
§ 6. Демократия и права социальных меньшинств (меньшинств)
Глава 11 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА § 1. История идеи прав человека. Теория трех поколений прав человека
§ 2. Основные права человека и гражданина. Международные стандарты в области прав человека
§ 3. Система основных прав и свобод человека и гражданина
§ 4. Система обязанностей человека и гражданина
§ 5. Система прав ребенка
§ 6. Система гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в демократическом государстве
§ 7. Социально-правовой механизм обеспечения (реализации, охраны и защиты) прав человека
§ 8. Международная защита прав человека
§ 9. Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека
Глава 12 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ
§ 1. Пролетарская (социалистическая) теория демократии
§ 2. Теория «плюралистической демократии»
§ 3. Теория элитарной демократии
§ 4. Теория демократии партисипаторної
§ 5. Теория корпоративной демократии
§ 6. Теория «компьютерной демократии»
Раздел IV ТЕОРИЯ ПРАВА Глава 13 ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ПРАВЕ § 1. Термин «право»
§ 2. Происхождение права
§ 3. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе
§ 4. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира
§ 5. Современные концепции правопонимания
§ 6. Понятие и признаки права
§ 7. Сущность права
§ 8. Принципы права
§ 9. Функции права
§ 10. Ценность права
§ 11. Соотношение права и закона
§ 12. Соотношение национального и международного права
§ 13. Право, экономика, политика: их взаимосвязь и взаимовлияние
Глава 14. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ПРАВА. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО МАТЕРИАЛА § 1. Понятие и структура правовой системы
§ 2. Понятие, основные признаки и структура системы права
§ 3. Предмет и метод правового регулирования как основы формирования системы права
§ 4. Публичное и частное право
§ 5. Отрасль права
§ 6. Институт и подотрасль права
§ 7. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства
§ 8. Понятие отрасли и института законодательства. Причины расхождения некоторых отраслей права и отраслей законодательства
§ 9. Структура системы законодательства. Виды отраслей законодательства
§10. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
Глава 15 НОРМЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ § 1. Понятие, признаки и виды социальных норм, их соотношение с техническими нормами
§ 2. Нормы морали и нормы права: их связь и взаимодействие
§ 3. Нормы-обычаи и нормы права
§ 4. Корпоративные нормы и нормы права
§ 5. Понятие и признаки нормы права
§ 6. Виды норм права
§ 7. Специализированные (нетипичные) нормы права
§ 8. Структура нормы права и нормы-предписания
§ 9. Классификация структурных элементов нормы права по степени определенности и составом
§10. Способы (формы) изложения норм права в статьях нормативно-правового акта
Глава 16 ПРАВОТВОРЧЕСТВО § 1. Понятие правотворчества, его отличие от законотворчества
§ 2. Принципы и функции правотворчества
§ 3. Стадии правотворческого процесса
§ 4. Виды и формы правотворчества государства
§ 5. Виды правотворчества гражданского общества
§ 6. Судебная правотворчество — особый вид правотворчества
§ 7. Юридические источники (формы) права
Глава 17. ПРАВОВОЙ АКТ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР § 1. Правовой акт
§ 2. Понятие нормативно-правового акта и его отличие от других правовых актов
§ 3. Виды нормативно-правовых актов
§ 4. Понятие и признаки закона
§ 5. Законодательный процесс
§ 6. Виды законов
§ 7. Конституция — основной закон гражданского общества и государства
§ 8. Действие нормативно-правового акта во времени
§ 9. Действие нормативно-правового акта в пространстве и по кругу лиц
§ 10. Понятие подзаконного нормативно-правового акта.
§11. Ведомственный акт
§ 12. Подзаконный нормативный акт органа местного самоуправления. Подзаконный нормативный акт местного органа исполнительной власти
§ 13. Подзаконный нормативный акт государственного предприятия, учреждения, организации. Подзаконный нормативный акт коммерческой организации
§ 14. Международный договор
Глава 18 ПРАВООТНОШЕНИЯ. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ § 1. Понятие и признаки правоотношений
§ 2. Состав (структура) правоотношения
§ 3. Предпосылки возникновения правоотношения
§ 4. Субъективное право и субъективная обязанность как основное юридическое содержание правоотношений
§ 5. Субъекты правоотношений
§ б. Правосубъектность физических лиц
§ 7. Правосубъектность юридических лиц
§ 8. Компетенция государственного органа как выражение его специальной правосубъектности
§ 9. Объекты правоотношений
§ 10. Виды правоотношений
§11. Юридический факт. Фактический (юридический) состав
§12. Презумпции
§ 13. Правоотношения, возникающие при исполнении обязанностей
Глава 19 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ, НАРОДА, ГОСУДАРСТВА § 1. Правовой статус личности
§ 2. Правовой статус народа
§ 3. Правовой статус государства
Глава 20 РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА. ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ § 1. Понятие и основные формы реализации норм права
§ 2. Понятие и признаки правоприменения
§ 3. Основные стадии применения норм права
§ 4. Основные требования правильного применения норм права
§ 5. Понятие и признаки акта применения норм права
§ 6. Виды актов применения норм права
§ 7. Пробелы в праве и способы их устранения.
Глава 21 ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА § 1. Понятие толкования норм права
§ 2. Способы (методы) толкования норм права
§ 3. Виды толкования норм права по субъектам
§ 4. Виды толкования норм права по объему их содержания
§ 5. Акт толкования норм права
Глава 22. ПРАВОВОЕ И ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ § 1. Понятие, признаки и виды правового поведения
§ 2. Правомерное поведение. Причины нестабильности правомерного поведения
§ 3. Состав и виды правомерного поведения
§ 4. Понятие и признаки правонарушения
§ 5. Состав правонарушения
§ 6. Виды правонарушений. Правопорушність
§ 7. Злоупотребление правом
Глава 23 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ § 1. Понятие и признаки юридической ответственности
§ 2. Принципы и функции юридической ответственности
§ 3. Виды юридической ответственности в зависимости от отраслевой структуры права
§ 4. Основания и стадии юридической ответственности
§ 5. Правонарушения и юридическая ответственность сотрудника органов внутренних дел
Глава 24 ЗАКОННОСТЬ. ПРАВОПОРЯДОК § 1. Понятие законности
§ 2. Принципы законности
§ 3. Требования законности
§ 4. Гарантии законности
§ 5. Понятие правопорядка
§ 6. Функции и принципы правопорядка
§ 7. Государственная дисциплина
Глава 25 ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА § 1. Понятие и структура правосознания
§ 2. Классификация форм правосознания по субъектам и глубине отражения правовой действительности
§ 3. Функции правосознания. Роль правосознания в процессе правотворчества и правореалізації
§ 4. Правовая культура: связь с общей культурой. Виды правовой культуры
§ 5. Правовая культура общества
§ 6. Правовая культура личности
§ 7. Профессиональная правовая культура
§ 8. Структура правовой культуры общества
§ 9. Профессиональное правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел
Глава 26 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПРАВОВОЙ ВСЕОБУЧ § 1. Понятие, признаки и функции правового воспитания
§ 2. Система и механизм правового воспитания. Правовая воспитанность
§ 3. Правовое всеобщее обучение (правовой всеобуч)
§ 4. Правовой нигилизм: истоки и пути преодоления
Глава 27 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО МЕХАНИЗМ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА § 1. Понятие правового регулирования и его отличие от правового воздействия
§ 2. Сфера, основные направления и пределы правового регулирования
§ 3, Виды, способы и типы правового регулирования
§ 4. Механизм правового регулирования
§ 5. Элементы механизма правового регулирования и их назначение
§ 6. Стадии механизма правового регулирования
§ 7. Правовые формы деятельности государства как средство функционирования механизма правового регулирования
§ 8. Юридическая техника
Раздел V. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ МИРА (ОБЩЕЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ) Глава 28. ПРЕДМЕТ ОБЩЕГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ТИПА И ТИПОЛОГИИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ МИРА
§ 1. Предмет и объекты анализа науки общего сравнительного правоведения.
§ 2. Понятие типа (семьи) правовой системы
§ 3. Классификация правовых систем мира
§ 4. Основные типы и подтипы (групп
§ 5. Место правовой системы Украины
Глава 29 РОМАНО-ГЕРМАНСКИЙ ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ § 1. Понятие романо-германского типа правовой системы
§ 2. Формирование романо-германского типа правовой системы
§ 3. Система права и ее структура
§ 4. Нормативно-правовой акт (закон) в системе источников права
§ 5. Делегированное правотворчество
§ 6. Правотворчество субъектов федерации
§ 7. Правовой обычай
§ 8. Правовая доктрина
§ 9. Принципы права
§ 10. Роль судебной практики
§11. Кодификация
Глава 30 АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ Часть И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА АНГЛИИ § 1. Понятие англо-американского типа правовой системы
§ 2. Общее право Англии
§ 3. Право справедливости
§ 4. Судебный прецедент в системе источников права
§ 5. Правовой обычай
§ 6. Правовая доктрина
§ 7. Принципы права
§ 8. Система английского права
§ 9. Норма права
§10. Действие прецедентной нормы во времени и пространстве
§ 11. Закон в английской правовой системе. Соотношение закона и прецедента
§ 12. Делегированное правотворчество Англии
§ 13. Юридическая терминология стран общего права
§ 14. Судебная система Англии
Часть II ПРАВОВАЯ СИСТЕМА США § 1. Влияние английского права на становление правовой системы США
§ 2. Специфические черты американской правовой системы (в сравнении с английским)
§ 3. Судебная система США
Часть III. ДРУГИЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО И ПОЗАЄВРОПЕЙСЬКОГО ПРАВА АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО ТИПА § 1. Своеобразие правовой системы Шотландии
§ 2. Общая характеристика правовой системы Ирландии
§ 3. Основные черты правовой системы Канады
§ 4. Особенности правовой системы Австралии
§ 5. Характерные черты правовой системы Новой Зеландии
Глава 31 СМЕШАННЫЙ (ГИБРИДНЫЙ) ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ Часть. ПІВШЧНОЄВРОПЕЙСЬКА (СКАНДИНАВСКАЯ) ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ § 1. Понятие смешанного типа правовой системы
§ 2. Общая характеристика скандинавской группы правовых систем
§ 3. Источники (формы) права скандинавских стран
§ 4. Система права. Кодификация
§ 5. Унификация права скандинавских стран и ее влияние на правовые системы стран Балтии
Часть II ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ § 1. Общая характеристика латиноамериканской группы правовых систем
§ 2. Основные черты правовых систем стран Латинской Америки
Глава 32 РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ Часть И РЕЛИГИОЗНО-ОБЩИННАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ 1.1. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие религиозно-традиционного типа правовой системы
§ 2. Понятие мусульманского права
§ 3. Возникновение и развитие мусульманского права
§ 4. Источники мусульманского права
§ 5. Система мусульманского права и ее структура
§ 6. Норма мусульманского права
§ 7. Мусульманское право в современных правовых системах: общая характеристика
§ 8. Мусульманско-правовая доктрина
§ 9. Принципы права
§ 10. Правовой обычай
§ 11. Закон. Кодификация
§ 12. Особенности судебной системы
1.2. ИНДУССКОЕ ПРАВО § 1. Понятие индусского права
§ 2. Религиозные и идеологические источники индусского права
§ 3. Правовой обычай, закон и судебный прецедент
§ 4. Эволюция индусского права. Влияние английской системы права
§ 5. Индусское право в правовой системе современной Индии
Часть II ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ 2.1. КИТАЙСКОЕ ПРАВО § 1. Общая характеристика дальневосточной группы правовых систем
§ 2. Понятие китайского права и философско-нравственные источники его формирования
§ 3. Источники права
§ 4. Термин «право». Отношение к субъективного права
§ 5. Система права. Норма права
§ 6. Кодификация
2.2. ЯПОНСКОЕ ПРАВО § 1. Понятие японского права и особенности его формирования
§ 2. Источники права современной Японии
§ 3. Система права современной Японии
§ 4. Закон. Кодификация
Часть III ОБЫЧНО-ОБЩИННАЯ ГРУППА ПРАВОВЫХ СИСТЕМ 3.3. ОБЫЧНОЕ ПРАВО АФРИКИ И МАДАГАСКАРА § 1. Общая характеристика обычно-общинной группы правовых систем
§ 2. Основные черты обычного права
§ 3. Обычное право и суды в условиях колонизации стран Африки
§ 4. Обычное право в современных правовых системах Африки и Мадагаскара

На предыдущую


В англо-американской правовой семье соединено примерно пять десятков правовых систем (Канада, США, Великобритания, Индия, Австралия и другие страны). Она составляет очевидную конкуренцию романо-германской системе. Широкое распространение англосаксонских традиций права можно объяснить чисто историческим фактором: в свое время Великобритания предпринимала повсеместные колониальные экспансии, которые обязательно сопровождались привнесение британского права, а его неуклонное соблюдение было строго обязательным.

К отличительным чертам этих правовых систем можно причислить следующее: отсутствие разделения права отдельно на частное и публичное, в основном казуистический (а не абстрактный) характер имеющихся норм, очевидное значение судебного прецедента, а также правовой доктрины среди правовых источников.

Прецедентное или общее право

На сегодняшний день прецедентное право называется общим правом. Его базисом выступил принцип stare decisis, что можно перевести с латыни как «стоять на решенном». Данный принцип гласит, что во время выработки судебного решения основная сила у прецедента.

Определение 1

Прецедентом называют вынесение судом по определенному делу решения, обоснование которого превращается в некое правило, строго обязательное для абсолютно всех судов одной и той ж либо же низшей инстанции во время решения подобного дела. Прецедент считают правовой основой для регулирования большей части общественных отношений в англо-американских системах права.

Составляющие прецедента

Составляющими прецедента можно назвать: обязательную основу решения (правило, которое наполняет содержанием общую норму, или же ratio decidendi) и попутно сказанное (прочие обстоятельства данного дела, которые обосновывают его решение, или же orbiter dictum). Непосредственно судья не определяет, что именно в решении является ratio decidendi, а что именно – orbiter dictum, этим занимается другой судья, который устанавливает, выступает ли конкретное решение прецедентом для дела, которое им рассматривается. Принцип судебного прецедента используется в части под названием ratio decidendi, в то время как часть под названием orbiter dictum не обладает обязательной силой. Есть некая иерархия прецедентов, по которой решения, принятые стоящими выше судебными инстанциями, строго обязательны для судов, стоящих ниже.

Замечание 1

Вместе с прецедентами, которые составляют систему общего права, значимая роль принадлежит актам статутного права, источником которого выступают парламентские акты. Вопрос касательно приоритета данных актов и судебных прецедентов на реальной практике всегда решается строго в пользу первых, так как вторые выполняют только вспомогательную роль касательно позитивного законодательства.

Английская система права базируется на таких правовых источниках, как судебные прецеденты, конституционные соглашения, статуты, обычаи и деловые обыкновения, правовая доктрина.

Явной особенностью этой системы права можно назвать отсутствие писаной Конституции, но это не значит, что конституционные начала отсутствуют в принципе. В Великобритании сформировался подход к объединению конституционного и прочих отраслей права из-за того, что источники права не подвергались систематизации. Нет и нормативного подхода к разделению законодательных отраслей. Неписаная Конституция Англии состоит из: статутного права, общего (или прецедентного) права, а также конституционных соглашений.

Статутное право, в свою очередь, выстраивается на правовых актах, именуемых статутами. Статутами называют категорию актов, которые составляют английскую конституцию, охватывают парламентские акты и акты делегированного законодательства, в том числе Великую Хартию Вольностей, датированную 1215 годом; Билль о правах от 1689 года; Акт о союзе с Шотландией от 1706 года; Акт о престолонаследии (год написания 1701); законы о Парламенте 1911 и 1949 годов; законы о пэрах, вышедшие в 1953 и 1963 годах; Закон о палате общин (от 1978 года) и прочие.

Акты делегированного законодательства принимает исполнительная власть на основании прав, которые делегированы Парламентом. К данной категории актов причисляют акты, которые издаются министрами Короны, местным властными органами, публичными корпорациями.

Замечание 2

Самыми значимыми из подобных актов считаются приказы в Тайном совете, которые издаются от имени короля или королевы.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Смысл прецедентного права состоит в доктрине судебного прецедента, которая, в свою очередь, закрепляет правило неукоснительного следования нижестоящих судов решениям судов вышестоящих во время вынесения собственного решения по аналогичному делу. Первоначально подобные решения не могли изменяться, и на протяжении длительного периода это способствовало стабильности существующей системы. Во второй половине двадцатого столетия данный подход претерпел изменения: Палата лордов, Высокий суд правосудия, а также Апелляционный суд признали возможным несколько отступать от ранее вынесенных ими судебных решений. На сегодняшний день силой прецедента обладают решения таких высших судебных инстанций, как Апелляционный суд и Палата лордов, касательно всех стоящих ниже судей, в том числе судей Высокого суда правосудия, судов отдельных графств, магистратских судов. Здесь говорится именно об обязывающих прецедентах, которые создаются решениями высших судов, и строго обязательны для абсолютно всех судов, стоящих ниже, которые, как следует из вышесказанного, обязаны руководствоваться данными прецедентами во время принятия своих собственных решений касательно аналогичных дел.

Замечание 3

При том, что прецеденты считаются значимой составляющей правовой системы и отражают ее уникальность, они не считаются единственным правовым источником.

Конституционные соглашения регламентируют отношения между Кабинетом министров и монархом, и между парламентскими палатами. Обычаи признаются источниками права исключительно тех случаях, когда соответствуют некоторым принципам:

  1. Обязательность отношений, выступающих предметом рассмотрения в судебном порядке.
  2. Определенность.
  3. Разумность.
  4. Старинность, то есть существование с давних времен.
  5. Долговременность, а также регулярность применения.

Правовая система США

Определение 2

США – это президентская республика с федеративным территориальным устройством, в которой объединены пятьдесят отдельных штатов и федеральный округ.

Главным правовым принципом в Соединенных Штатах Америки считается принцип разделения власти: Конгрессу принадлежит законодательная власть (Палата представителей, Сенат), Президенту – исполнительная власть, Верховному и прочим судам – судебная власть.

Значимое различие американской и английской систем права заключается в том, что в американской системе есть писанный Основной закон, то есть Конституция, принятая 17.09.1787 года. Она состоит из преамбулы, семи статей, а также двадцати семи поправок. Ею закрепляются базовые личные, экономические и политические права населения, список вопросов, которые относятся к компетенции центральной власти. Вопросы, которые не вошли в данный список, штаты могут решать самостоятельно.

Замечание 4

Правовая американская система имеет достаточно общего с английской из-за того, что на территории США с момента их основания, а также дальнейшего объединения, действовали именно законы Англии, а также нормы английского общего права, которые были сформулированы решениями английских судов. Различие заключается в том, что английское прецедентное право используется не в точности. Американские суды не следуют утратившим актуальность нормам общего права и создают собственные прецеденты.

Важнейшим отличием является также сложная система американских законов, которая включает в себя федеральные законы, законы штатов, а также местные законы. Со временем стала наблюдаться внутренняя дифференциация системы права, то есть в некоторых штатах право развивается в разрезе с общей тенденцией, которая присуща англосаксонской правовой системе. К примеру, для Луизианы все еще сохраняется значение испанского и французского права. Бывшие территории Мексики (Нью-Мексико, Техас, Невада) тоже по-прежнему испытывают на себе влияние испанской системы права.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий