Средневековые государства

Раздел III. Государство и право средних веков

Эпоха Средних веков составляет в значительной степени условно выделяемый период мировой истории. Он имеет лишь начальную точно обозначаемую грань — распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном отношении была своего рода кульминацией античного общества. Конечная грань эпохи растянулась на многовековой период, для разных народов Европы и Азии пришедшийся то на XVI, то на XVIII в.

С распадом Римской империи, которому немало способствовали не только германские народы, но и вторжения кочевых объединений из глубин Центральной Азии, опустошивших в ходе Великого переселения народов огромные пространства, на государственно-политической карте Европы появились варварские королевства. В их недрах созрел и стал определяющим феодальный уклад социальных отношений.

Единство эпохе Средних веков придает господство феодализма в социальных и политических отношениях. Это касается не только Европы с историческими особенностями ее развития, но и государств Азии. Феодализм означал не только особую форму социально-экономических связей, связанную с вотчинным хозяйством, но существование особых, подчиняющих себе многие другие стороны жизни лично-служебных отношений, пронизывающих все общество: от королей до последних по уровню социальной среды зависимых крестьян. Неизменной спутницей феодализма и присущих ему правовых связей стала сословность общества, разделение его на жесткие слои, различающиеся по своим правам, привилегиям, отношению к государственной власти.

Эпоха Средних веков не сформировала собственного, только ей присущего типагосударственности. Государственная организация принимала вид раннефеодальной или феодально-ленной монархии на раннем этапе. Она принимала вид сословной монархии в период расцвета сословной независимости либо даже особых самоуправляющихся республик, однако весьма далеких от ограниченной даже античной демократии. Наконец, в эту эпоху началось формирование государственности абсолютной монархии, которая станет едва ли не классической — по политическим и правовым принципам — формой государства на переходе от Средневековья к Новому времени.

В эпоху Средневековья произошло формирование национальных государств новых наций, исторически существующих доныне. В этом смысле тогда были заложены основы политических и правовых традиций большинства современных государств и правовых систем. В эту эпоху произошло становление современной государственной организации: по роли власти в жизни общества и ее публичному содержанию, по взаимоотношению институтов власти, по характеру применения права. Составляющий важнейшее начало государственной организации последующих эпох представительный принцип реализации власти сложился именно в государстве Средневековья; именно с ним, а не с античным государством взаимосвязаны напрямую многие важнейшие принципы государственного и правового уклада Нового времени.

Эпоха Средневековья была эпохой значительного, иногда доминирующего участия в государственной организации церкви — христианской в Европе, мусульманской или буддистской, синтоистской в странах Азии. Церковь была не только соучастницей многоразличной — от законодательной до судебной — государственной деятельности. Она привносила в политические идеалы государств и в право религиозные идеалы и принципы, которые по-новому включались в общую правовую культуру. Внутрицерковные и межцерковные события оказывали порой решающее влияние на историю государств, на развитие их политического уклада. Глобальный поворот в истории Средиземноморья, приведший к прямому соприкосновению Запада и Востока (в лице Оттоманской империи турок), связан с начавшимися по инициативе церкви крестовыми походами. Политический и правовой раскол на два полумира в Европе, обособивший государства славян и Россию, связан в корне с расколом христианской церкви на западную, католическую, и восточную. Решающим поворотом в европейской, а отчасти и мировой истории стала церковная Реформация. С нее начались искания и идеалы, перенесшие европейские государства и право в Америку.

Эпоха Средних веков стала первой в мировой истории эпохой действительно общемирового политического и правового процесса. В известном культурному человечеству мире практически не было значимых народов на внегосударственной стадии жизни. Государства пришли в тесное соприкосновение, влияли друг на друга не только в военном, но и в культурном, правовом отношении. Появились новые, неведомые предыдущим эпохам межгосударственные установления и почти единая правовая культура.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Средневековые государства появились в Западной Европе в IX—XIII вв. и приняли форму сеньоральной монархии. Они отличались крайней степенью экономической и политической децентрализации.

Для XIII—XV вв. характерно становление сословно-представительных монархий. Это связано с экономическим подъемом, с ростом городов и развитием торгового оборота, а также со стадией первоначального накопления капитала. В течение XII—XIV вв. существенным образом меняется экономический облик западноевропейских государств. Большая часть городов находилась на земле феодальных сеньоров. После Крестовых походов (XI-XII вв.) феодальные поборы становятся невыносимыми. На своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии (XVI—XVI! вв.).

Специфические черты средневекового государства:

  1. последовательность смены его форм (раннее Средневековье, развитое Средневековье, позднее Средневековье);
  2. политическая власть переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов;
  3. крестьянская община, являющаяся исторически обусловленной формой объединения крестьян, ведет индивидуальное хозяйство и обладает минимальными административными и судебными функциями;
  4. сложность взаимоотношений светских владык и христианской церкви, которая постепенно превращалась в крупнейшего земельного собственника. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на восточную (греко-католическую) и западную (римско-католическую);
  5. важность роли средневековых городов в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов — это борьба городского населения за личную свободу, иные вольности и привилегии, за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за экономическую автономию;
  6. главным институтом в политической системе оставалось государство. Средневековое государство, закрепляя феодальные формы собственности на землю и средства производства, сословные привилегии феодалов, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, охраняло традиционные нормы общественного порядка и т. д.).

В Средние века определяются контуры основных правовых систем — континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. В XI в. появляются первые кодифицированные сборники с изложением основных принципов феодального права.

В становлении общеевропейской правовой культуры особую роль сыграло кодифицированное городское право со строго фиксированными нормами и каноническое право.

Источники канонического права — Священное Писание, Деяния святых апостолов, Послания к римлянам и др. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.).

Со временем римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы.

Своеобразное возрождение римского права поддерживала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.

Государственность средних веков

Определение 1

Государственность в период средних веков характеризуется определенными особенностями, которые оказали влияние на формирование мировой истории. Центральную точку здесь поставили распад и падение Римской империи.

При этом данная эпоха растянулась на достаточно длительный период. После распада Римской империи, которому от части поспособствовала Германия, вторжение народов из Центральной Азии, результат великого переселения, осуществлялось развитие государства и права Средних веков.

В Европе появились так называемые варварские королевства. В их недрах созрел феодальный уклад социальных отношений, которые стал определяющими для развития иных государств. В этот период появился феодализм в рамках социальных и политических отношений. Данная позиция коснулась не только Европы в рамках ее исторических особенностей, но и государств Азии. Феодализм выступил в качестве особой формы социальной экономических связей, относящихся к водному хозяйству, а также к личным и служебным отношениям, которые пронизывали всё общество, от высших слоев населения до низших. В качестве неизменного признака феодального уклада выступила сословность общества, разделив его на достаточно жесткие слои. Население, которое состояло в данных слоях, различалось по своим правам, привилегиям и отношению к формированию государственной власти.

  • Курсовая работа Средневековая государственность 430 руб.
  • Реферат Средневековая государственность 260 руб.
  • Контрольная работа Средневековая государственность 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основные признаки государственности средних веков

Указанный период сформировался сословной монархией, наблюдался расцвет монархии в общем смысле данного понятия. Были созданы так называемые самоуправляющиеся республики, однако они были далеки от идеалов демократия. Также в указанный период была сформирована абсолютная монархия, которая стала классической в рамках политических и правовых принципов и просуществовала вплоть до Нового времени.

Были сформированы национальные государства новых наций. Заложены политические правовые традиции для большинства государств, которые соблюдаются и по сей день. Был сформирован ряд нормативно-правовых актов, оказавших важнейшее влияние на развитие правовых аспектов в государствах. В этот период реализовался представительный принцип реализации власти, который сложился именно в государствах Средневековья.

После перехода от античного государства в средние века были сформированы войны важнейшие принципы деятельности субъектов государства. Церковь выступила в качестве важнейшего элемента государства, оказала влияние на формирование политических взглядов, на социальную и экономическую сферу.

Замечание 1

Ряд церковных и религиозных идеалов и принципов был включён в культурную сферу, оказал значительное влияние на развитие правовой культуры и правосознания в целом. Был сформирован определенный политический уклад в данный период. Однако соприкосновение Запада и Востока в лице Оттоманской империи турок глобальному перевороту в истории Средиземноморья, ознаменовал эпоху крестовых походов. Произошел раскол Европы на два полумера, в частности славяне и Россия были обособлены от иных государств. Кроме того, церковь раскололась на западную, католическую и восточную. Качестве решающего поворота в мировой истории стала церковная реформация, основные идеи которых также были перенесены в Америку.

Таким образом, эпоху Средних веков знаменовали значительные перевороты в культурной, исторической, политической и церковной сфере. Значительно преобразовались политические и правовые процессы. Государства пришли в тесное соприкосновение и влияние друг на друга, причём не только в военном, но и в иных смыслах. Таким образом, средневековая государственность охарактеризовалась данными признаками:

  • значительное влияние церкви;
  • особый политический устой;
  • крестовые походы.

Феодальные формы западноевропейского государства и особенности права

Эпоха европейского Средневековья — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права.

Термин «Средние века» возник в XV—XVII вв. «Средним веком» (именно так, в единственном числе) было названо XV столетие теми, кто мечтал возродить Античность. Считалось, что «Средние века» — эпоха, не давшая человечеству ничего. Многие ученые-гуманисты того времени считали данный период истории «сумерками» европейской истории. Так была заложена традиция критического отношения к Средним векам. Она сохранялась очень долго и жива даже сегодня. Считается, что «…западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития…»1.

Такое отношение к Средневековью и несправедливо и ненаучно. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в развитии производительных сил, материальной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. Средние века, как справедливо отмечает В.Г. Графский, российский историк государства и права, стали периодом «зарождения новой фазы политической и правовой культуры» .

Именно в период Средневековья закладывался фундамент быстрого изменения облика Европы, стремительной экспансии европейской цивилизации.

Средневековое государство возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия) или вследствие утверждения феодальной частной собственности, образования сословий, минуя рабовладельческую формацию (например, франки).

Средние века — это период единоличной власти. Характерная форма правления практически во всех государствах мира — монархия, но были и особого рода республики. Власть короля, царя считалась и осознавалась людьми как нечто естественное, воспринималась как власть, полученная от Бога, от высших духовных сфер, правовые нормы, издаваемые монархами, понимались как «божественное право», поэтому они практически не могли оспариваться, на них нельзя было покушаться. Утверждалось, что король обладает суверенитетом и не подчинен суду.

Если говорить о Европе, то можно отметить несколько форм европейской монархии.

Во-первых, раннефеодальная монархия (V—IX вв.). Она характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется около укрепившейся власти короля. В это время складываются первые относительно крупные феодальные государства.

Во-вторых, сеньориальная монархия (X—XIII вв.). В этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам, и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

В-третьих, сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.). В этот период идет процесс централизации государства, начинается функционирование сословно представительных органов.

В-четвертых, абсолютная монархия (XVI—XVII вв.). Она характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, исполнительных, судебных функций, в руках короля, созданием профессиональной армии и бюрократического государственного аппарата, что обеспечивает королю прямое управление и контроль над страной1.

Особенность западноевропейской модели средневекового государства определяется не только эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм. Для нее также характерным являлось то, что поземельные отношения определяли в то время характер общественного и политического строя.

Владение землей давало и право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. феодальная собственность выступала в качестве атрибута политической власти.

Господствующий класс феодалов представлял собой более или менее замкнутую группу людей, наделенных привилегиями — правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде. Отношения между феодалами строились на основе зависимости одних от других. Одни выступали в качестве сеньоров (от лат. senior — «старший»), другие — в качестве вассалов (от лат. vassus — «слуга»). Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Феодальное владение давалось в пожизненное пользование и отбиралось при нарушении вассальных обязательств. Земля не была товаром, ее давали за службу. Также она сдавалась в пользование под налоги или ренту.

В то же время, если сеньор не мог или не хотел защитить своего вассала, тот также был вправе считать себя свободным от обязательств. Чем больше вассалов имел сеньор, тем больше войск он мог выставить в случае войны, тем большим было его влияние при дворе, т.е. количество земель и вассалов определяло статус землевладельца, который отражался в его титуле. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию, сословность. Экономика же основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носила натуральный характер.

По мере того как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей. Стремления крупнейших землевладельцев к полной власти над своими владениями ослабляли феодальные державы. Монархи далеко не всегда могли положиться на безоговорочную поддержку своих вассалов. Чтобы сохранить свою власть, использовали соперничество между феодалами, прибегали к методам придворной интриги, заключению династических браков.

Сословное деление, будучи выражением неравенства людей, сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения. Оно не исчерпывалось делением на феодалов и зависимых. Были также купцы, ремесленники, банкиры, чиновники. Более точно можно было разделить всех на три сословия: дворянство, духовенство, все остальные. Каждое сословие имело права и обязанности. Неисполнение обязанностей вело к лишению прав. Внутри сословий также была иерархическая система. Существенную роль в отношениях играли корпоративные связи — общины, цехи, гильдии.

Огромную роль в жизни средневековых государств играла община. Ее функции были разносторонними: фискальные, административные, судебные, хозяйственные.

Иную роль в формировании государственности в Западной Европе сыграли средневековые города. Они были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. В политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на «забытые» античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования.

С развитием феодальной государственности шел процесс становления феодального права в Европе. Можно выделить следующие его характерные черты:

  • 1) основное место в феодальном праве занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение;
  • 2) феодальное право в значительной степени закрепило неравенство различных сословий;
  • 3) в феодальном праве не было деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом;
  • 4) огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права;
  • 5) на всей территории государства отсутствовало единое право и господствовало право, основанное на местных обычаях. В то же время в период позднего Средневековья в европейских странах закладывались основы правопорядка, судопроизводства, восходящие к позднеантичному римскому праву.

В Средние века в Европе действовали в основном четыре правовые системы — феодальное ленное право, каноническое право, римское право и городское право1.

Перекрещивались влияние различных правовых систем. Существовали большие расхождения между средневековыми национальными правовыми системами.

По степени разработанности, внутренней структуре, юридической технике феодальное право уступало рабовладельческому частному праву, особенно римскому, которое в Западной Европе пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права. Среди основных ее причин необходимо выделить следующие: римское право давало готовые формулы для юридического выражения отношений развивающегося товарного хозяйства; монархи находили в римском праве правовые нормы, обосновывающие их претензии на неограниченную власть. Римское право, как никакой другой фактор эпохи Средневековья, способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры.

Особое развитие получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение другого права.

Специфической системой права было каноническое право. Церковь выработала свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Оно стало сильным орудием укрепления и развития церковной власти. Библейские заповеди получили силу закона.

Каноническое право привело к тому, что церковная собственность стала несравненно лучше, чем мирская. Кроме того, церковь получила большое богатство благодаря добровольным пожертвованиям путем развития институтов завещания и дарения в соответствии со своими возможностями оказывать религиозное давление.

Средневековые европейские юристы внесли заметный вклад в процесс развития позитивного права, значительно обогатили теоретико-познавательный аппарат юридической науки, углубили понимание ее предмета и методологии. Именно в Средние века, несмотря на засилье церкви, были сформулированы и уточнены юридические понятия, проанализированы содержание правовых норм и их действие.

В идеологическом плане воззрения средневековых юристов стран Европы, несмотря на их отдельные исторически прогрессивные положения, в целом были пронизаны идеей легитимации существующего феодального общества.

Произошли изменения в судебной системе и судопроизводстве. Монарх, как правило, являлся верховным судьей. На ранних этапах развития феодального общества сохраняются остатки учреждений военной демократии — отправление суда всем свободным населением.

Из присутствующих выбиралось определенное количество людей — судей для решения каждого дела, затем появляется их постоянный состав. Суд не проводил никаких принудительных действий по своей инициативе. Все ведение дела было в руках потерпевшего и обвинителя. Весь процесс от возбуждения дела до момента принудительного исполнения проникнут крайним формализмом, носил обвинительный характер.

Характерной чертой судебного процесса в период расцвета феодализма является существование двух его порядков. Один обслуживал господствующий класс, светских и церковных феодалов. Тут универсальным способом доказывания являлся судебный поединок в «суде равных». Для крепостных основной формой являлся господский суд, в которых способы доказывания приспособлялись для интересов феодалов, от имени которых вершился суд.

Неравенство обнаруживалось и в арсенале репрессивных мер. Знатные и простолюдины имели разную юридическую ответственность. Проводилось и различие по половому признаку, которое выражалось в разных способах исполнения приговора: женщин, приговоренных к смерти, закапывали или сжигали, но обычно не вешали и не обезглавливали.

Неразвитость основных понятий, например, понятия вины как осознанного проступка и решающего основания ответственности, сохранялась очень долго. Ордалии, позже судебные поединки, талион постепенно уходили в прошлое. Однако воздействие на тело виновного оставалось довольно долго. Это зависело от значения, которое придавалось назидательности наказания. Во многих репрессивных системах феодальной Европы этот символический смысл выражался в виде так называемых «показательных», т.е. наводящих на размышления, мер наказания. Они должны были наглядно свидетельствовать о совершенном преступлении. Так во Франции насильника кастрировали и казнили.

Немаловажной чертой являлось проникновение в судебный процесс религиозно-обрядовых моментов. Это выражалось в том, что в судебном процессе принимали активное и ведущее участие церковнослужители, представители монашеских орденов. Множество преступлений было подсудно церковным судам. Переносится практика судов церковной инквизиции в светские суды. Процесс становится инквизиционным.

Расширяются полномочия суда на применение ничем не ограниченных методов добывания истины, вытесняется инициатива и состязательность сторон. Розыскная форма вытесняет обвинительную1.

Вместе с тем особенности исторического развития отдельных стран Средневековья обусловили различие в формах суда и процесса.

Вопросы и задания для самоконтроля и размышления

  • 1. Какова периодизация средневековых государств Западной Европы?
  • 2. В чем своеобразие общественного строя феодальных государств? Что представлял собой господствующий класс?
  • 3. Какие формы монархии были характерны для периода феодализма?
  • 4. Дайте характеристику отношениям сюзеренитета-вассалитета.
  • 5. Раскройте характерные черты феодального права.
  • 6. Какие правовые системы получили распространение в Средние века?
  • 7. Какие изменения произошли в системе судопроизводства?
  • См. История государства и права зарубежных стран. 2-х том. Т. 1. / под ред.Н. А. Крашенниковой, О. А. Жидкова. 3-е изд. С. 60.
  • Графский В. Г. Всеобщая история государства и права. М., 2005. С. 219.
  • Важную роль в изучении римского права сыграли средневековые университеты. Созданная в Болонском университете (Италия) школа римского права получиланазвание школы глоссаторов. Само название школы установилось от слова глосс, т.е.записей (комментариев) на полях или между строк по тексту юстиниановых памятниковримского права. Глоссаторы создавали учебники права, включавшие краткий пересказглосс, сборники спорных вопросов, уточнений и различных понятий. С течением временишкола глоссаторов прекратила свое существование, уступив место постглосаторам. Онине проявляли интереса к классическому римскому праву, а занимались главным образомтолкованием правовых понятий и отдельных положением из кодификации Юстиниана,содержавшихся в работах глоссаторов. В своих комментариях постглоссаторы нередкоотступали от первоначальных конструкций римского права, но провели большую работупо его согласованию с нормами средневекового права.

Добавить комментарий