Становление многопартийности в России

Истории революции 1905-1907 гг. посвящено огромное количество литературы. Однако следует согласиться с мнением историка С.В. Тютюкина, что объективной научной истории революции пока не написано. Официальная советская схема революции включала такие положения, как безальтернативный подход к историческому процессу (1905 год – генеральная репетиция Октября), признание монополии большевиков на подлинную революционность и верность идеалам социализма, предвзятое отношение к «верхам» и либералам, аксиоматичность положения о гегемонии пролетариата, завышенные оценки исторического опыта и всемирного значения революции. В годы «перестройки» подобные взгляды были отвергнуты, и произошла значительная либерализация оценок революции. Историки стали рассуждать о «цене» революции, о ее влиянии на судьбы простого человека, о нравственном облике революционеров, их ошибках и преступлениях, о менталитете и психологии масс. Радикально изменились оценки Николая II, П.А. Столыпина, черносотенцев, дворянства и предпринимательства. Восхваления революции сменились полным отрицанием ее прогрессивного значения, обвинениями революционеров в заговорщических действиях. Однако общее количество научных публикаций по истории революции существенно снизилось по сравнению с предшествующим периодом.

Революция в России в начале XX в. была обусловлена комплексом причин объективного и субъективного характера. Объективные предпосылки революции лежали в незавершенности социально-экономической и политической модернизации общества, в непоследовательности реформ 60–70-х гг. и их торможении в 1881–1904 гг. Нарастало противоречие между новейшими формами промышленного и финансового капитализма, потребностями модернизации и полуфеодальными структурами, многочисленными полукрепостническими пережитками. В числе последних: самодержавная власть, отсутствие конституции, парламента, демократических свобод; средневековый сословный строй; нерешенность аграрного вопроса; полуфеодальные формы эксплуатации пролетариата; неграмотность большинства населения; национальное неравенство и угнетение. Еще одним фактором роста напряженности была традиционная отчужденность низов и элитарных слоев общества, социокультурный раскол, проявлявшийся в огромной разнице положения (уровень доходов, объем прав, степень образования) и в разных типах культуры, мировоззрения.

Таким образом, назревавшие революционные события имели глубокие причины, коренившиеся в самом социально-экономическом и политическом строе страны. В условиях экономического кризиса и Русско-японской войны ситуация еще более обострилась.

По задачам и движущим силам революция носила буржуазно-демократический характер. Такая оценка в целом справедлива. Вместе с тем в современной литературе отмечается, что революцию нельзя рассматривать исключительно через призму классовых интересов, так как она должна была не только разрешить накопившиеся противоречия, но и определить выбор цивилизационного пути развития.

Правящие круги осознавали нарастание кризиса, но в своем большинстве недооценивали его остроты. Фактически власть стояла перед выбором: пойти на реформы, прежде всего в политической и аграрной области, или стать на путь консервации существующих порядков. В окружении императора существовали разногласия по вопросу перспектив развития страны. Их выражали самые влиятельные фигуры в правительстве: С.Ю. Витте, выступавший за постепенные реформы, и В.К. Плеве, стремившийся к укреплению существующей самодержавной системы. Выбор в решающей мере зависел от Николая II. Однако он не смог ни понять остроты социально-экономиче­ского и политического кризиса, ни осознать необходимости перемен, ни предложить какой-нибудь иной путь развития страны, кроме укрепления самодержавия. Не идя на реформы, Николай II своей близорукой политикой фактически делал революцию неизбежной.

Об углублении кризиса свидетельствовал небывалый размах студенческого, рабочего и крестьянского движения. Активизировались либералы, которые развернули осенью 1904 г. «банкетную кампанию». После начала Русско-японской войны прошли волнения в армии и на флоте. Причем именно война окончательно подорвала престиж власти и создала благоприятный психологический фон для роста революционных событий.

Революция прошла три основных этапа. Первый (январь-сентябрь 1905 г.) – начало и подъем революции. Второй (октябрь – декабрь 1905 г.) — Всероссийская октябрьская политическая стачка и Декабрьское вооруженное восстание в Москве и ряде других городов. Третий (начало 1906 г. – 3 июня 1907 г.) – постепенный спад и поражение революции.

Началом революции стали события 9 января 1905 г. – «кровавое воскресенье», в ходе которых около тысячи человек погибло и более 5 тыс. было ранено. Национальная трагедия потрясла Россию. В январе в стачках участвовало 44 тыс. человек, что в 10 раз больше, чем в среднем за год предшествующего десятилетия. В январе-апреле 1905 г. в стачках участвовало 810 тыс. человек. Весной – летом движение нарастало. Возникли Советы рабочих депутатов, Всероссийский крестьянский союз. Активизировалась деятельность партий. В Лодзи вспыхнуло вооруженное восстание. В июне произошло восстание на броненосце «Князь Потемкин–Таврический». В ноябре произошло восстание на крейсере «Очаков» под руководством П.П. Шмидта. Настоящим потрясением для правительства стало массовое участие в революции крестьян (25,8 тыс. выступлений и уничтожение 4 тыс. помещичьих усадеб). Осенью революция охватила всю страну. В октябре произошла Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек. После подавления Декабрьского восстания начался медленный откат революции. Если в 1905 г. число стачечников достигло 3 млн. человек, то в 1906 г. – 1 млн., а в 1907 г. – 740 тыс.

В условиях нарастания революции в правящих кругах усиливаются позиции сторонников некоторого обновления государственного строя. В августе 1905 г. объявляется о созыве Государственной думы с законосовещательными правами. Однако эта запоздалая и скромная уступка не остановила нарастания революции. Созыв «Булыгинской думы» был сорван. 17 октября Николай подписал Манифест, который даровал гражданские свободы, наделял Государственную думу законодательными правами, расширял круг избирателей. Это означало введение разделения властей и некоторое ограничение власти царя, контроль общества за властью через выборы и через своих депутатов. Но и эти обещания, как показали дальнейшие события, были реализованы далеко не в полной мере. Во многом это было связано с позицией Николая II, который, сделав уступку, был убежден в необходимости восстановления в дальнейшем привычного порядка вещей.

Каковы итоги революции? Революционные силы потерпели поражение. Проиграли и консерваторы, поскольку не смогли противостоять переменам. Однако для страны в целом революция дала позитивные результаты. Во-первых, важнейшим политическим событием стало создание Государственной думы. При всей ограниченности ее прав и сословном характере депутатского корпуса это был первый опыт российского парламентаризма. Во-вторых, был смягчен политический режим, возникла многопартийность. Хотя левые партии и кадеты не были легализованы, депутаты в Думе образовывали фракции по партиям. Партии имели легальные печатные органы. Трудящиеся получили право создавать профсоюзы, кооперативы, культурно-про­светительные общества. Граждане получили некоторые демократические права. Были легализованы экономические забастовки. Фактически был сделан шаг по пути превращения России в конституционную монархию.

В-третьих, власти пошли на уступки в социально-экономической сфере. Средняя продолжительность рабочего дня сократилась до 9-10 часов, выросла заработная плата (среднегодовая зарплата рабочего в 1905 г. – 205 руб., в 1907 г. – 241 руб.), введены элементы социального страхования. Отменены выкупные платежи, снижена арендная плата, началась аграрная реформа, что способствовало развитию буржуазных отношений в деревне.

В-четвертых, произошли перемены в общественном сознании. Миллионы людей приобрели политический опыт, сделали шаг по пути превращения из верноподданных в граждан. В-пятых, возникли Советы рабочих депутатов как народная форма революционной власти (всего за годы революции было создано 56 советов). В-шестых, революция оказала влияние на международное рабочее и национально-освободительное движение.

Годы революции стали временем оформления российской многопартийности. Политические партии в соответствии с их политической ориентацией и видением перспектив развития России можно подразделить на три направления: социалистические (революционные), либеральные, традиционно-монархические.

Левый фланг политического спектра был представлен многими организациями социалистической ориентации, из которых имели общероссийское значение партии социал-демократов и эсеров. РСДРП возникла в 1898 г. На втором съезде (1903) был принята программа (максимум и минимум) и устав, а также произошло размежевание на большевиков (В.И. Ленин) и меньшевиков (Ю.О. Мартов). Меньшевики ориентировались на опыт западноевропейских социалистических партий, выступали за соглашение с либералами, создание широкой демократической партии, считали социализм возможным в России лишь в отдаленной перспективе. По мнению меньшевиков, роль гегемона в буржуазной революции должна принадлежать буржуазии, союзником которой является пролетариат, а крестьянство является реакционной силой. Большевики отстаивали идею «партии нового типа» как централизованной организации с железной дисциплиной, гегемонию пролетариата в демократической революции, союз с крестьянством, сближали буржуазно-демократический и социалистический этапы революции. В годы революции численность меньшевиков превышала численность большевиков, однако в целом социал-демократический реформизм в России не получил широкого распространения. В социалистическом движении преобладали революционные тенденции.

В 1901-1902 гг. в основном завершилось объединение неонароднических организаций в партию эсеров (ПСР). Главным теоретиком и лидером партии был В.М. Чернов. По мнению эсеров, Россия должна перейти к социализму через социальную революцию и осуществление социализации земли (конфискация помещичьих земель, отмена частной собственности на землю, уравнительный передел земель среди тех, кто ее обрабатывает). Главная роль в борьбе за социализм отводилась трудовому крестьянству. Политические и социальные требования имели много общего с программой социал-демократов. В соответствии с традициями народничества ПСР официально признавала индивидуальный террор одной из форм революционной борьбы. За годы революции эсеры убили 162 человека и 80 ранили. После 1907 г. террор почти угас. В организационном отношении ПСР не сложилась как единая централизованная партия.

К революционному лагерю принадлежали различные анархистские организации, которые проповедовали неограниченную свободу личности, уничтожение частной собственности, эксплуатации и государства в любых формах. Главным теоретиком анархизма в то время был П. Кропоткин. По роли и влиянию анархисты значительно уступали РСДРП и ПСР.

Среди партий либеральной ориентации ведущими были конституционные демократы и октябристы. Кадеты организационно оформились в 1905 г. Лидером партии был П.Н. Милюков. Основные положения программы сводились к установлению конституционно-монархического строя с разделением власти, ответственного перед Думой правительства, всеобщему гражданскому и политическому равноправию; коренной реформе суда и местного самоуправления, культурно-национальной автономии. Целью кадетов, таким образом, являлось эволюционное развитие России по пути либерально-буржуазных парламентских реформ. Устав партии не предусматривал жесткой внутрипартийной дисциплины.

«Союз 17 октября», созданный в 1905 г. (лидер – А.И. Гучков), находился на правом фланге либерализма. Октябристы выступали за содействие правительству в проведении реформ, за конституционную монархию с сильными правами монарха и Государственной думой, «единую и неделимую» Россию, права граждан, поддержку торгово-промышленной деятельности. Фактически октябристы выступали за эволюционный путь развития, сочетавший экономическую модернизацию с умеренными политическими реформами. Правое крыло октябристов смыкалось с тем направлением в правящих кругах, которое было представлено С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным. В организационном отношении октябристы были аморфным объединением.

Хотя численность кадетов и октябристов в годы революции была весьма внушительной, социальная база русского либерализма оставалась узкой, так как в России отсутствовал широкий слой мелких и средних собственников (средний класс), в менталитете народа глубоко укоренились антибуржуазные представления, нигилистическое отношение к праву.

Консервативно-охранительное направление было представлено черносотенными организациями, самая крупная из которых – «Союз русского народа», основанный в 1905 г. Лидерами Союза были В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин. Черносотенство носило антизападническую направленность, отрицательно относилось к рыночно-капиталистической модернизации, идеализировало патриархальную сословную Русь, выступало в защиту самодержавия и помещичьего землевладения, отстаивало принципы «самодержавия, православия, народности», характеризовалось шовинизмом и антисемитизмом. В практической деятельности черносотенцы не чурались индивидуального террора и погромов, получения средств от полиции.

Российская многопартийность начала XX в. характеризовалась не только большим количеством партий (только общероссийских около 50), но и рядом специфических особенностей. Во-первых, специфика генезиса партий состояла в том, что их формирование шло не столько «снизу», путем выделения политически активных элементов классов или слоев, сколько «сверху», под влиянием интеллигенции. Во-вторых, ход образования партий носил «обратный» характер: от периферии к центру и слева направо (первыми в 80-90-е гг. возникли национальные и социалистические партии). В-третьих, многопартийность сложилась в условиях появления элементов демократизма, но при сохранении деспотического государства, что вело к широкому применению в политической борьбе насилия. В-четвертых, наиболее крупные партии не носили четко выраженного классового характера, отстаивали определенный тип развития России. При этом преобладали политические партии (черносотенцы, социал-демократы, неонародники, анархисты), выступавшие против западных ценностей. Западный выбор не имел массовой базы. В-пятых, среди демократов преобладали социалистические идеи; на переход к социализму ориентировались социал-демократы, эсеры, анархисты.

Первые политические партии в России появились в конце XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако возникновение партийной системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что подразумевало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. — однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе, о реальном существовании которой уместно говорить лишь с 1993 г., т.е. с момента первых соревновательных выборов.

Основные положения правового статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объединений России закреплены в Конституции Российской Федерации (1993) и в Федеральном законе «Об общественных объединениях” (апрель 1995 г.).

В качестве одной из основ конституционного строя в Конституции закреплена многопартийность (ст. 13, ч. 2), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами (идеологический плюрализм; ст. 13, ч. 1), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.

Согласно ст.ЗО Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольное и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ограничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих). Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной, религиозной розни. Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах.

Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.

Прежде всего следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство ныне существующих российских партий ближе к группам давления, а по основным признакам к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом.

Особенности формирования партий в России связаны также с их социальной базой, электоратом. Исторически партии появились, когда в обществе сформировались классы и слои, которые достаточно четко осознали свои интересы. Партийное же строительство в России опережает трансформацию ее социальной структуры. Что касается избирателей, то их электоральное поведение можно условно разделить на «патриархальный”, «советский”, «постсоветский” и «партийный” типы, среди которых последний (подразумевающий наличие устойчивых идейно-политических ориентации, мотивирующих электоральное самоопределение и участие) представлен весьма незначительно.

В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, относительное материальное благополучие и т.д.). Проблема социальной базы партий в России связана также с причинами психологического и социокультурного характера (у многих граждан упоминание слова «партия” вызывает негативные ассоциации, а к создаваемым партиям и их лидерам они проявляют недоверие).

Трудности процесса становления многопартийности в стране связаны и со сложностью конкретной исторической ситуации, когда перед обществом стоит проблема поиска и выбора нового пути развития, который соответствовал бы как культурным, историческим и иным особенностям России, так и стандартам, выработанным мировым сообществом В условиях поиска нового пути развития партии обращаются, не к отдельным слоям и группам населения, а к обществу в целом, отстаивая свою модель развития страны. Зачастую эти обращения носят общий и неопределенный характер.

Попытки ориентации на стандарты, выработанные мировым сообществом, в том числе попытки перенести многие элементы современного западного общества (либерализацию, политическую институализацию по западному типу) на российскую почву, обусловили формирование у российских политических партий черт, присущих новому типу электорально-профессиональных партий Запада, к которому последние пришли в процессе длительной эволюции.

Выделяют следующие политико-организационные типы российских политических партий (политико-организационный тип обобщенная характеристика типа партии с точки зрения ее внутренней структуры, территориальных масштабов политической деятельности, размеров, численности и политического представительства, характера внутрипартийных связей и особенностей межпартийного взаимодействия):

— массовые политические партии с развитыми региональными структурами, большой численностью членов, высокой степенью участия членов партии в ее мероприятиях, сильными и влиятельными руководящими органами партии, активно воздействующими на свое политическое представительство (КПРФ, отчасти Российская Коммунистическая Рабочая партия);

относительно крупные по численности кадровые партии с развитой региональной инфраструктурой, как правило, внушительным политическим представительством в органах законодательной власти, высокой профессионализацией партийной деятельности, наличием развитого партийного аппарата и «мозгового центра”. В своей деятельности партии этого типа ориентированы прежде всего на участие в выборах, результаты которых во многом определяют их политические возможности (Либерально-демократическая партия России, Российская социал-демократическая народная партия);

малочисленные политические партии, не получившие организационного развития. Для них характерна фракционная раздробленность, низкий уровень организационной культуры, перебои с финансированием;

— карликовые партии-аутсайдеры, фактически не состоявшиеся как самостоятельные политические единицы (Европейская либерально-демократическая партия, Консервативная партия). Они фактически не имеют региональной структуры, их численность не превышает нескольких десятков человек.

Основными вехами формирования партийной системы современной России являются следующие.

Конец 1980-х — начало 1990-х гг. (до 1993 г.) -‘период подготовки к созданию партийной системы в строгом смысле этого слова (исходя из того, что необходимым условием существования партийной системы являются соревновательные выборы). В этот период обнаруживаются коллективные (связанные с индивидуальными потребностями в идентичности и солидарности, с потребностями найти себе подобных) и селективные (связанные со стремлением извлечь для себя из участия в работе партии материальные выгоды, причем не столько денежные выгоды, сколько возможность сделать политическую карьеру, занять государственную должность) стимулы партийного активизма. Так, на основе коллективных стимулов возникли Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ). Для массы членов этих партий идентичность была важнее любых выгод, сопряженных с партийным активизмом. Коллективные стимулы к членству в СДПР и РПРФ при их образовании строились на противостоянии коммунистическому режиму. Вслед за партиями, в генезисе которых ведущую роль играли коллективные стимулы, возникают партии, в которых доминирующая роль принадлежит селективным стимулам. Активистов партий, так называемых политических предпринимателей, интересует прежде всего власть (хотя для того чтобы создать свою социальную базу, эти партии должны были определить «набор идентичностей”, привлекательных для какой-то части населения). «Политические предприниматели” воссоздавали партии, которые действовали в стране ранее, и использовали их былой авторитет в своих целях (по этому пути пошли создатели Союза конституционных демократов и Партии конституционных демократов), создавали новые партии, по аналогии с какой-либо широко представленной в мире тенденцией (Российское христианско-демократическое движение). Наиболее ярким примером партии, сочетающей коллективные и селективные стимулы, явилась Демократическая партия России (ДПР), которая мыслилась, как противостоящая и идеологии, и ор-Ганизации правящей партии (КПСС).

В рассматриваемый период (до 1993 г.) создаются и «партии-преемницы” (таковыми называют партии, которые наследуют ресурсы партий, правивших ранее; они возникают путем реорганизации существовавших партий): Социалистическая партия трудящихся (СПТ), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), причем последняя партия стала ведущей «партией-преемницей”.

К выборам в Государственную Думу 1993 г. выявилось поле идеологических альтернатив, включавшее в себя «демократов”, «коммунистов” и «националистов”; каждая альтернатива была представлена различными политическими силами. В сложившейся к моменту выборов ситуации, в условиях низкой эффективности экономической политики наибольшую поддержку получили партии, в той или иной степени претендующие на роль оппозиции. «Яблоко”, созданное при участии СДРП и РПРФ, заняло место «демократической альтернативы”, получив 7,9% голосов избирателей, ДПР получила 5,5%, КПРФ — 12,2%, АПР — 8%, ЛДПР — 22,9%. Правящие же партии («Выбор России” и ПРЕС) получили лишь 15,5% и 6,8% голосов избирателей соответственно. Идеологически неопределенная организация «Женщины России” получила 8,1 % голосов избирателей.

Период между выборами 1993 и 1995 г. был временем, когда ряд партий проводили большую работу по укреплению своих позиций. Партии, серьезно готовившиеся к новым выборам, сосредоточили усилия на двух моментах: идеологическом маневрировании и организационном укреплении своих рядов. Так, КПРФ уделила основное внимание идеологическому маневрированию (идеологическая эволюция партии за 1994- -1995 гг. включала в себя признание целесообразности строительства в России многоукладной экономики, было пересмотрено отношение к церкви и т.д.). ЛДПР сделала акцент на организационном строительстве и укреплении своей партии. В 1993—1995 гг. появились также новые организации, претендовавшие занять выгодные идеологические позиции (Конгресс русских общин, «Держава”, «Власть — народу”, др.).

Итоги выборов в Государственную Думу в 1995 г. показали, что выбранная стратегия оказалась правильной. КПРФ набрала 22,3 /о голосов, став ведущей оппозиционной партией, ЛДПР заняла второе место, получив 11,2%, правительственный НДР набрал 10,1%, «Яблоко” • 6,9%. В целом результаты выборов 1995 г. показали, что успех партии зависел от сочетания двух обстоятельств: правильного выбора идеологической стратегии и уровня организационного развития. Таким образом, к 1995 г. вырисовывался вполне определенный путь формирования политических партий России, претендовавших на серьезное участие в политической жизни страны и формировании партийной системы.

Сравнение результатов выборов в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. позволяет отметить ряд моментов, говорящих в пользу пока еще не очень ярко выраженной, но имевшей место тенденции усиления роли партий, формирования партийной системы страны. Во-первых, если на выборах 1993 г. почти две трети кандидатов, прошедших по одномандатным округам, были из числа независимых кандидатов, то в 1995 г. таковых оказалось только 78 из 225 (т.е. партийная принадлежность кандидатов на выборах 1995 г. сыграла значительную роль не только в общефедеральном округе, где это и было предусмотрено, но и в одномандатных округах). Во-вторых, партии, уже имевшие представительство в Государственной Думе прежнего созыва, получили в 1995 г. серьезное преимущество перед остальными: из 4 победителей избирательной кампании 1995 г. представители 3 политических сил уже заседали ранее в Государственной Думе, а из 8 политических объединений, победивших на выборах 1993 г., 6 вошли в первую десятку, вместе собрав большинство голосов.

Однако процесс формирования партийной системы страны проходит сложно и противоречиво, о чем ярко свидетельствуют результаты выборов в Государственную Думу в 1999 г. Обращают на себя внимание два факта. Во-первых, в Думу избрано большее число независимых депутатов (что можно расценить, как непопулярность партийной принадлежности). Во-вторых, партии, придерживавшиеся определенной идейно-политической ориентации, в ходе избирательной кампании оказались сильно потесненными образованиями, созданными с прагматическими целями незадолго до выборов («Отечество — Вся Россия”, «Единство”).

Таким образом, если выборы в Государственную Думу в 1993 и гг. позволяли предположить доминирование идеологического и организационного факторов в формировании и укреплении партий в России, то выборы 1999 г. дают основания обратить внимание на иные существенные факторы: наличие популярного лидера, использование государственного финансового и информационного ресурса, действующая структурная основа в виде региональной власти и ее клиентелы. Само же партийное строительство выявляет следующую схему: целенаправленное создание смыслового образа лидера с заданными качествами, «раскручивание” этого образа с помощью телевидения и административного ресурса региональной власти.

Отмеченные выше особенности формирования российской партийной системы подводят к выводу об отличии российской многопартийности от «партийной демократии” западных стран, сложившейся входе «естественной” модернизации. Российская многопартийность на данный момент не выполняет роли основного посредника между обществом и властью, которая является главной в «партийных демократиях”. Ряд факторов оказывают сильное влияние в пользу маргинальное™ российских партий, в том числе — непартийное устройство государственной власти в стране, участие партий в которой ограничено законодательной деятельностью в Государственной Думе, а также отсутствие у парламентского большинства и коалиции парламентских фракций права формировать правительство и др. Подобному положению партий соответствует и противоречивое электоральное поведение граждан. В основе проявления политической воли лежит либо мотивация «выбора из двух зол”, либо форма «протестного голосования”.

Выводы

1. Политическая партия, будучи важным элементом политической системы, участвует в формировании и выражении интересов,имеющихся в обществе, политической воли народа и представляетэти интересы и волю в системе власти.

2. Тип партийной системы взаимосвязан с основными характеристиками политической системы общества (формой государственного правления, избирательной системой и др.).

3. Серьезную реформу российской партийной системы предусматривает проект федерального закона «О политических партиях”, внесенный в начале 2001 г. в Государственную Думу. Важнейшими положениями этого документа являются следующие: 1) повышается роль партий в избирательном процессе: к участию в выборах допускаются только политические партии, а не движения и объединения; партии должны стать единственными участниками избирательного процесса на всех уровнях; 2) политическая партия может быть создана на учредительном съезде или путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации; 3) меняются требования к партиям: а) минимальная численность партии должна быть 10 тыс. человек; б) партия должна «иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии”; в) партии должны обязательно участвовать в выборах разных уровней в течение 5 лет (иначе им грозит ликвидация в судебном порядке); 4) предполагается финансирование партий из федерального бюджета; 5) Президент РФ приостанавливает свое членство в политической партии на срок осуществления президентских полномочий.

Основные понятия: партология, политическая партия, партийная система, общественно-политическое движение, тип политической партии, парламентская партия.

Введение

В современных условиях модернизации российского общества возрос интерес к отечественной и мировой истории, в периоды же избирательных кампаний — и к истории политических партий России.

Краткая эпоха многопартийности в России 1905–1922 гг. обусловила многие современные процессы в политической жизни страны. Амбициозные лозунги и патриотические установки, хитрые тактические маневры и назойливый пиар, реформаторские и антикризисные рецепты, многословные обещания и верхушечные комбинации, малочисленность партий и отчуждение народа, как и сто лет назад, наполняют жизнь современного общества каким-то обманным содержанием, иллюзией искренней деятельности партий на благо «высших интересов» народа и государства.

Возрождение многопартийности в стране в конце ХХ в. обусловило внимание к научной разработке и всестороннему освещению исторического опыта дореволюционных партий, их взаимодействию и сотрудничеству в конкретные исторические периоды и, естественно, борьбе внутри партий по программным, тактическим, политическим и иным вопросам. Успешно решить эту задачу можно только путем сравнительного анализа первоисточников, отражающих суть борьбы и работы в массах каждой партии. Такой анализ позволит аргументированно ответить на целый ряд актуальных вопросов, волнующих ныне политиков, ученых, широкие круги общественности: «Почему большевики пришли в 1917 г. к власти, стали правящей партии, а затем и единственной в стране?», «Почему эта партия так быстро ушла с исторической арены?», «При каких условиях формирующаяся многопартийная система в современном обществе России будет функционировать успешно, служить интересам народа?», «На какую социальную базу должна опираться та или иная партия сегодня?» Ведь исторический опыт нашей страны, да и всей мировой истории, убедительно свидетельствует о том, что создание и деятельность политических партий органически связаны с социальной стратификацией и неоднородностью этих слоев, с различием их интересов и составляющих их социальных групп. Являясь наиболее активной и организованной частью общества или его слоя, политические партии служат одним из важнейших орудий, с помощью которых отдельные слои общества борются за свои интересы.

Интересы социальных групп партии выражаются в деятельности парламента, являющегося существенным фактором нормального функционирования гражданского типа и правового государства. Задача политической партии — завоевать доверие масс в ходе избирательного процесса, убедить их в своей способности решить стоящие перед обществом проблемы, защитить интересы большинства населения, победить на выборах и занять выборные должности. Должностей и постов, замещаемых с помощью выборов, довольно много. Они охватывают все уровни государственности — от центрального до местного, от президента до руководителя местного уровня.

В отличие от многих процессов и явлений, возникающих и протекающих в обществе стихийно, политические партии учреждаются людьми во имя поставленной цели, осуществления ближайших и перспективных задач, действуют вполне сознательно. Они представляют собой добровольные общественные организации, союзы единомышленников. Их члены, как правило, работают в массах совместно, подчиняя все свои дела и поступки партийной дисциплине, добиваясь политического влияния на жизнь общества, стремясь к власти, ее удержанию и укреплению ради интересов своей партии и представляемого ею класса, социального слоя или группы. Как писал известный деятель российской социал-демократии Ю. О. Мартов, политическая партия — «это союз людей единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласной деятельности в государственной жизни»1.

Преследуя определенную цель, политические партии выражают и обосновывают ее в программах или программных заявлениях, вырабатывают и проводят собственную политику, строят внутреннюю жизнь на принципах, регламентированных уставом, имеют символику и т. д. Они создают собственную прессу, издательства, фракции в профсоюзах, высших органах местного самоуправления, молодежные, женские, культурно-просветительские и другие общественные организации. Особое внимание они уделяют подготовке руководящих кадров, их последующей расстановке на ключевых позициях. Лидеры партий проводят политическую линию с помощью средств массовой информации, используя трибуну государственных и общественных институтов, а также различные мероприятия (митинги, собрания и т. д.).

Эти черты обычно присущи всем политическим партиям, возникшим под воздействием общих закономерностей развития капитализма. Вместе с тем в России присутствуют свои особенности, связанные со спецификой экономического строя, политической и социальной структурой общества, многонационального населения.

Система политических партий в России начала и конца XX в. формировалась в условиях общенационального политического, экономического кризиса, поляризации общества, молодости российской демократии.

Сопоставительный анализ эпох дает возможность выделить общее и особенное в становлении систем политических партий в России. Прежде всего, общее черты состоят в следующем:

1) социальная вялость, политическая апатия влияли и влияют на формирование политических партий, отсюда их многочисленность, слабая связь со своим электоратом, избирателями;

2) политические объединения создавались интеллигенцией сверху вниз, отсюда их неспособность к компромиссам, нетерпимость к инакомыслию в своих рядах;

3) по-прежнему их можно подразделить на западников и славянофилов, т. е. опирающихся на западноевропейский опыт и экономическую мысль либо на российскую самобытность и традиции;

4) быстрый темп образования политических организаций, подвижный характер определяют их способность объединяться на короткое время выборов, а потом разъединяться;

5) партии по-прежнему узнаваемы по лидерам, а не содержанию программ;

6) российская «глубинка», как всегда, слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел и идет в основном в административных и промышленных центрах страны.

Необходимо отметить, что политические партии создаются на базе определенной идеологии, но только тогда, когда идеология распространяется среди сравнительно большой группы людей. Партии затем могут распадаться или даже совсем исчезать, однако идеология продолжает жить значительное время в сознании тех или иных социальных слоев и групп общества, являясь питательной средой для создания новых партий.

Основным критерием научной классификации партий является их политическая сущность: интересы какого социального слоя выражает и защищает та или иная партия, содержание ее стратегии и тактики в конкретных исторических условия. Вполне очевиден здесь и учет общегуманистической направленности в деятельности каждой партии, чего, кстати, не только никогда не отрицал В. И. Ленин, но, наоборот, постоянно подчеркивал важность и необходимость такого учета, считая интересы общественного развития выше классовых интересов2.

Настоящее пособие подготовлено в соответствии с историческим подходом к становлению и классификации политических партий, который не может быть жестким, раз и навсегда заданным: он определяется в зависимости от изменений конкретно-исторических реалий. В 1906 г., например, когда на волне первой революции в стране шел бурный процесс поляризации классовых сил, выделялись пять типов партий России: 1) черносотенцы; 2) кадеты; 3) октябристы; 4) трудовики; 5) социал-демократы. В 1912 г. в связи с развитием существовавших и созданием новых партий, сближением позиций одних и дифференциацией в рядах других — уже четыре типа3. В советской исторической литературе утвердилась точка зрения, согласно которой все политические партии России дооктябрьского периода разделили на три политических лагеря: помещичье-монархический, либерально-буржуазный и революционно-демократический.

В современной публицистике политические партии Российской Федерации классифицируются как правые, левые и центр. В научной литературе все больше утверждается деление партий на три блока: либерально-демократический, социал-реформаторский, национально-патриотический.

Учебное пособие подготовлено на кафедре истории России гуманитарного института СФУ на основе первоисточников, научной и справочной литературы.

В России политические партии возникли только на рубеже Х1Х-ХХ веков. Их прообразами были кружки 20-х, 30-х гг. ХIХ века (тайные общества декабристов, кружки Станкевича, Петрашевского и др.). Самобытность становления многопартийности в России состояла в том, что в начале сформировались социал-демократические, а затем непролетарские партии. К октябрю 1917 года в России, по некоторым источникам, существовало более 75 политических партий, 15 из которых имели общенациональный характер. Наиболее многочисленными и влиятельными среди них были: партия социал-революционеров (эсеров), насчитывающая более 500 тыс. членов; Российская социал-демократическая партия (большевики), насчитывающая 350 тыс. членов; Российская социал-демократическая партия (меньшевики), насчитывающая 193 тыс. членов; Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты), насчитывающая 70 тыс., и др. С 12 декабря 1917 года по 15 марта 1918 года функционировало коалиционное правительство.

После мятежа левых эсеров в июле 1918 года в стране утвердилась однопартийность. Конституции 1936, 1977 годов и принятые в соответствии с ними конституции союзных и автономных республик закрепили руководящую в государстве и обществе роль Коммунистической партии. Хотя в законодательстве того времени отсутствовали прямые запреты на создание иных партий, они реально не могли появиться в силу сложившейся политики административно-командной системы, исходившей из целесообразности однопартийности. В результате этого процесса КПСС постепенно перестала быть в собственном смысле партией, все более вбирая в себя функции государства. На долгие годы в стране установился режим партогосударственной системы.

За все время существования СССР не был принят специальный закон о политических партиях. В 30-х годах в нашей стране действовало Положение о добровольных обществах и союзах. 9 октября 1990 года был принят Закон СССР об общественных объединениях, распространявшийся и на политические партии. Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых. Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития, не мог быть простым и безболезненным.

В августе 1991 года КПСС как часть административно-командной системы оказалась неспособной к внутреннему реформированию и сошла с политической сцены, расколовшись на несколько мелких политических групп. Путь к многопартийности в нашей стране, как это не парадоксально, прошел через запрет политической партии актами исполнительной власти. Партия, многие десятилетия являвшаяся правящей, вынуждена была в российском суде в 1992 году доказывать правомерность своего существования.

В становлении многопартийности в России выделяют несколько этапов. Первый этап нередко называют «неформальной волной» (1986-весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризовалось становлением массовых политических движений, итогом полуторагодовой деятельности которых явилось фактическое признание их существования официальными властями. Полная легализация «неформалов» произошла осенью 1988 года. «Всенародная» дискуссия газеты «Правда» по поводу статьи Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», призывы М.С. Горбачева к созданию «широкого общественного движения в поддержку реформ», критические публикации в СМИ стали индикаторами новых веяний в политике. На втором этапе «неформалы» наиболее удачно использовали официальную кампанию по подготовке наказов Х1Х Всесоюзной партконференции, а также подготовку и проведение выборов народных депутатов СССР. Появление первых «партий» относят к этому периоду. В конце 1990 – первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и др. В период подготовки к выборам Президента РФ сформировались лидеры этих партий, возникли первые фракции в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели практически партийное ядро этих организаций.

С августа 1991 года по настоящее время политологи выделяют современный этап становления многопартийности в России. До конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. После принятия Конституции РФ в 1993 году, статья 13-я которой закрепила многопартийность, партии получили возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Свидетельством этого стали прошедшие в декабре 1993 года выборы в Государственную Думу первого созыва, половина состава депутатов которой избиралась по партийным спискам избирательных объединений. А на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, прошедших 17-го декабря 1995 года, партийная принадлежность кандидатов как в общефедеральных, так и в одномандатных округах играла решающую роль. Так, на выборах 1993 года примерно две трети одномандатников были из независимых кандидатов, то в 1995 году – только 78 из 225, т.е. одна треть. Преимущество имели политические партии, уже обладавшие местами в парламенте. Реже наблюдались случаи, когда избиратель голосовал за партийный список один, а за одномандатника другой партии. «Перелив» голосов был в основном между близкими партиями. И этот результат в условиях, когда партии через парламент не могли практически формировать правительство и контролировать его курс. Политологи уже писали о развитии в России признаков партийных систем Запада.

Но выборы 1999 года не оправдали этих ожиданий. Их результатом явился рост числа независимых депутатов, что свидетельствовало о слабом росте популярности партий. Такие, для нас состоявшие в чем-то, партии как КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», СПС оказались потесненными административно-номенклатурными образованиями как «Единство», набравшее 37% и «ОВР». Впервые административный ресурс Государственной Думы оказался сильнее политического. Ведь только после выборов «Единство» провело съезд и оформилось в «общественно-политическое движение» (на деле «партию власти»), матрицей которого стали структуры МЧС, наряду с другими силовыми структурами, и элита региональной власти с ее наработанными связями. Наряду с традиционными способами образования политических партий, Россия обогатила мировой политический опыт скоростным (практически за два месяца) строительством виртуальных структур, для которого характерно сочетание трех элементов: наличие популярного или имеющего на это шансы, улавливаемые политтехнологами, лидера (в данном случае В.В. Путин); изощренных избирательных технологий; использование последних с обязательным учетом общественных настроений широких слоев общества, заинтересованных в предполагаемых преобразованиях.

В стране насчитывается 186 общероссийских объединений партийного типа. Процесс создания партий, формирования движений продолжается. Чтобы из этого многообразия выделилось несколько партий, действительно представляющие определенные классы и слои общества с четкими программными установками, направленными на защиту и выражение воли тех, кто составляет их социальную базу, должно пройти время. Тогда можно будет вести речь о многопартийной системе. В этих условиях закон «О политических партиях» станет важным моментом на пути к многопартийной системе в России.

Глава I. Краткая история формирования российских партий

Термин «партия» (франц. parti от лат. pars, parties — часть, группа) вошёл в европейскую практику и политическую мысль во времена Древнего Рима. Однако партии оптиматов и популяров в Риме, гвельфов и гибеллинов в средневековой Италии, партии как аристократические группировки или политические клубы вплоть до периода буржуазных революций XVII — XVIII веков носили характер временных коалиций различных социальных групп. Массовые политические партии начинают возникать с выходом на политическую арену «третьего сословия», появлением парламентов и расширением избирательного права. Введение всеобщего избирательного права, создавшего возможность для приобщения к политике широких слоёв населения, положило начало формированию в середине XIX века современных политических партий. Первые из них появились, в основном, в результате слияния в единые организации множества местных избирательных комитетов, которые обеспечивали поддержку депутатам, принадлежавшим к какой-либо парламентской фракции. Но, в отличие от политических клубов, политические партии уже не ограничивались обеспечением поддержки кандидатам со стороны влиятельных кругов общества и сбором необходимых для избирательной кампании средств, а всё больше ориентировались на поиск постоянной и массовой социальной опоры в среде избирателей. Первой политической партией современного типа стала Либеральная партия (1877 год, Великобритания).

Процесс формирования политических партий в России проходил с явным запозданием, по сравнению с западноевропейскими странами и США, и имел некоторые характерные особенности. К примеру, западные и, отчасти, южные национальные окраины Российской империи обгоняли в этом процессе центральные районы. Своеобразные партийные группировки в Польше, находившейся под протекторатом России, оформились ещё во время национальных восстаний 1830—1831 и 1863—1864 годов, а в 1890-х годах здесь возникли Социал-демократия Королевства Польского, Польская социалистическая партия, а затем и либеральная Национально-демократическая партия. В 1880-1890-х годах возникли армянские революционные партии «Гнчак» и «Дашнакцутюн», Литовская социал-демократическая партия, Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд).

В 1898 году в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии, в котором приняли участие всего 9 делегатов от Союза борьбы за освобождение рабочего класса Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринослава, а также от Бунда и киевской «Рабочей газеты». Однако в то время у РСДРП не было ни программы, ни устава, ни центральных органов. Партия находилась в процессе становления и организационного оформления, завершившегося только в 1903 году на II съезде.

Мы видим, что революционные партии стали возникать в России раньше либеральных и консервативных, что было вполне закономерно. В политическом отношении Россия в конце XIX — начале XX веков представляла собой неограниченную монархию, в которой полностью отсутствовали свобода слова, собраний, печати. Что же касается политических партий, то они могли возникать и существовать лишь нелегально, подвергаясь гонениям со стороны властей.

Процесс партийного строительства в Российской империи был напрямую связан с уровнем социально-экономического развития страны в целом и каждого региона в отдельности, степенью остроты национального вопроса, традициями борьбы с самодержавием на предыдущих исторических этапах, масштабом массовых социальных движений и, прежде всего, движения промышленного пролетариата.

В конце XIX — начале XX веков в России номинально действовало около 300 общероссийских и национальных партий. Причём, если до 1905 года в стране возникло 4 общероссийских и 47 национальных партий и движений, до февраля 1917 года их число составляло 45 общероссийских и 113 национальных, а с марта по октябрь 1917 года — 8 общероссийских и 46 национальных партий и движений, то с конца 1917-го по 1925 год список российских политических партий пополнился ещё 7 общероссийскими и 76—79 национальными организациями, большинство которых тяготело к социалистической ориентации. Таким образом, в период с 1882 по 1925 год в России функционировало 60 общероссийских и 228—231 национальных партий и движений (в число последних входили вновь образованные партии республик Средней Азии и Казахстана и Федерации национальных партий (групп) — английской, чехословацкой, немецкой, румынской и др.)12. Конечно, далеко не все из этих партий были партиями или течениями, в полной мере соответствующими этим понятиям, не имели четкой программы, разветвлённой сети в регионах России, не печатали своих газет или других изданий. Часть из них, притом немалая, до октября 1917 года действовала полулегально или зарегистрировалась в Министерстве юстиции, преследуя при этом цели, имевшие мало общего с целями политической партии.

Особенно бурно процессы партийного строительства проходили в России во время революции 1905 года, в последние месяцы 1905-го и в 1906 году. В октябре 1905 года появились Конституционно-демократическая партия (кадеты) и Партия правого порядка, в ноябре — Союз русского народа и Торгово-промышленная партия, в декабре — Партия демократических реформ, в феврале 1906 года прошёл I съезд Союза 17 октября (октябристы) и т. д. Определённые организационные подвижки происходили и в уже существующих партиях. Так, весной 1906 года объединились большевики, меньшевики, польские, литовские и латышские социал-демократы, а несколько позже к ним присоединился также Бунд. У эсеров, наоборот, от основного ядра партии в 1906 году откололся левацкий Союз эсеров-максималистов, а с другой стороны, возникла более умеренная Народно-социалистическая партия реформистского толка (энесы).

Подобный всплеск образования политических партий и движений объясняется несколькими причинами. Во-первых, Россия была многонациональной империей, и поэтому значительная часть партий и союзов имела ярко выраженную национальную окраску. Во-вторых, многие партии исчезали столь же быстро, как и возникали. В-третьих, существенную роль в возникновении российской многопартийности играли сложная социальная структура населения и та гипертрофированная, по сравнению с другими странами, роль, которую играла в общественно-политической жизни России интеллигенция, доминировавшая во всех без исключения политических партиях. И наконец, необходимо учитывать специфику обстановки в России в 1905—1907 годах. В ситуации резкого перехода от полного отсутствия политической свободы к некой «полусвободе» у определённых социальных групп возникло желание обозначить себя в политическом пространстве, найти свою нишу и т. д. Причем, если раньше время, необходимое для оформления политического кружка или группы в партию, могло составлять несколько лет, то в обстановке революции оно занимало уже месяцы, а иногда и недели. К тому же, вновь создаваемые партии не должны были проходить официальной регистрации и образовывались явочным порядком, удовлетворяя личные амбиции своих лидеров и тягу тех или иных социальных слоев и национальных групп к самоидентификации и самовыражению.

Самыми массовыми политическими партиями в период Первой русской революции были Союз русского народа, Союз 17 октября (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия социалистов-революционеров (эсеры) и Российская социал-демократическая рабочая партия, в которой с 1903 года существовали две фракции — большевики и меньшевики.

Однако, несмотря на значительное число партий в России, общее количество их членов было невелико. В 1906—1907 годах оно составляло примерно 0,5% от общей численности населения страны. Между первой и второй революциями наметилась тенденция к сокращению, как общего числа партий, так и количества их членов. Только после февраля 1917 года ситуация начала изменяться: число членов партий возросло до 1,2—1,5% от численности населения государства. Но при этом крестьянская Россия и «глубинка» были охвачены партийной деятельностью очень слабо13.

С известной долей условности можно говорить и о социальной ориентации отдельных партий. Так, социал-демократы открыто называли себя рабочей партией; эсеры, выступающие от имени всего «трудового народа», постепенно превращались, преимущественно, в крестьянскую партию. Само за себя говорило название Совета объединенного дворянства. Связи же кадетов и октябристов с буржуазией носили более сложный, во многом, опосредованный характер, как и связи Союза русского народа с помещиками. Так или иначе, социальные критерии при анализе российских партий того периода необходимо применять очень осторожно и не абсолютизировать их.

Вплоть до 1917 года ни одна партия в России не прошла испытания властью и не имела опыта конструктивной государственной деятельности. Все партии, даже самые консервативные, занимались, в основном, критикой правительства, причём в стране вообще не было правительственной партии (за исключением короткого периода, когда октябристы поддерживали П. Столыпина). С декабря 1905 года действовала инструкция, запрещавшая государственным чиновникам вступать в какие бы то ни было партии, а в 1908 году Сенат официально отказал кадетам в легализации их партийной деятельности.

Среди исследователей нет единой точки зрения о времени начала ухода с арены политических партий России и установления однопартийной системы. Одни считают, что это произошло в марте 1918 года, во время выхода из состава Совнаркома левых эсеров в знак протеста против Брестского договора. По мнению других, — летом 1918 года во время изгнания из Советов правых эсеров и меньшевиков. Третьи полагают, что многопартийная система сохранялась до середины 20-х годов, то есть до того времени, когда все партии, кроме РСДРП (б), фактически, перестали существовать. Анализ мнений исследователей показывает, что для одних критерием многопартийной системы является наличие нескольких партий, участвующих в политической жизни, для других решающим признаком служит участие в той или иной форме ряда партий в органах власти. По нашему мнению, можно говорить о том, что со второй половины 1918 года в России начинает складываться однопартийная политическая система, но определённые элементы многопартийности сохранялись вплоть до середины 20-х годов.

Многопартийность в советской России была ликвидирована не в результате политического краха, внутреннего распада и самороспуска всех иных политических партий, кроме большевистской, а из-за невозможности их существования в условиях большевистской диктатуры. На самом же деле, диктатуру осуществляла не вся партия, постоянно увеличивавшаяся численно, а лишь её руководящие органы.

Сведя на «нет» многопартийность, большевистская партия повела борьбу против инакомыслия в своих собственных рядах. Этот процесс, начатый в 1921 году, когда X съезд партии по предложению В. Ленина запретил свободу фракций и группировок в РКП (б), был продолжен после его смерти борьбой против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев (правых уклонистов), «рабочей оппозиции», группы Рютина и других «оппозиционеров» во второй половине 20-х — начале 30-х годов и закончился ликвидацией «ленинского ядра» партии в ходе судебных процессов середины 1930-х и массовых репрессий 1937—1938 годов.

Вопрос о возможности многопартийности в стране был окончательно закрыт И. Сталиным в связи с принятием Конституции 1936 года. В докладе о проекте конституции он заявил, что, поскольку в СССР в результате победы социализма остались лишь два дружественных класса — рабочий класс и крестьянство, и нет враждебных классов, постольку в СССР нет почвы для существования нескольких партий, а значит и для свободы этих партий. В советском государстве, по мнению Сталина, существовала почва только для одной партии — коммунистической. Таким образом, монополия ВКП (б) на власть была реализована на практике и законодательно закреплена в Конституции.

Начавшаяся «перестройка», отмена статьи 6 Конституции СССР 1977 года, признававшей КПСС единственной партией, привели на рубеже 80-90-х годов XX века к стремительному росту числа российских политических партий самого различного толка. На начало 1993 года в Министерстве юстиции РФ было зарегистрировано 32 политических партии, а к августу 1999 года число общероссийских политических объединений, имеющих право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва, достигло 139.

Процесс образования политических партий в России конца ХХ века проходил спонтанно, что, с одной стороны, отвечало потребностям общества, а с другой, объяснялось отсутствием как устойчивой традиции многопартийности, так и прочной законодательной базы для функционирования политических партий и движений. В СССР их деятельность регулировалась Положением о добровольных обществах и их союзах, утверждённым ВЦИК и СНК 10 июля 1932 года. По отношению к ВКП (б) — КПСС оно формально применялось по аналогии. Легитимационная норма о партии большевиков появилась лишь в Конституции СССР 1936 года, зафиксировавшей идею о руководящей и направляющей роли ВКП (б). Она была закреплена и в 6-й статье Конституции СССР 1977 года, особо подчеркнувшей, что КПСС является «ядром политической системы социалистического общества». Несмотря на то, что деятельность партии ограничивалась рамками Конституции, КПСС превратилась в партию-государство.

Конец ознакомительного фрагмента.

Добавить комментарий