ВВЕДЕНИЕ
Административное право в течение последних лет существенно изменилось. Зарождение рыночных отношений в стране и их дальнейшее развитие, разделение властей, необходимость укрепления государственности, стремление создать современное правовое государство, — все это не может не вызвать потребности установления адекватного административно-процессуального обеспечения происходящих в управленческой сфере перемен.
Изменяется сегодня и институт административной ответственности, который затрагивает во многом права, свободы и интересы граждан, поэтому и является важным элементом правового статуса гражданина. Институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы. Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.
Данная контрольная работа посвящена одной из важных тем правовой науки — административной ответственности.
Целью контрольной работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Описать общее понятие административной ответственности;
2. Проанализировать структуру административной ответственности;
3. Рассмотреть категории субъектов административной ответственности и мн.др.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, пяти параграфов и заключения. Названия параграфов отображают ее содержание.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства.
Административная ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность, поэтому, можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности».
Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.
Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или штрафной) и сигнализационную.
Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.
Вторая же, собственно, и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.
Третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.
Основной целью административной ответственности является оказание воспитательного воздействия как на самого нарушителя, так и на других лиц, и предупреждение новых правонарушений, именно поэтому профилактическая (предупредительно-воспитательная) функция административной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.
СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В структуру административной ответственности включаются её основные части, элементы. Причём отсутствие хотя бы одного из них препятствует её наступлению:
1. Основание;
2. Субъекты;
3. Условия применения;
4. Мера административной ответственности;
5. Производство
1. Основание ответственности. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, – административными нарушениями.
2.Субъекты ответственности. Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП выделяет общих, специальных и особых субъектов такого рода. Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам.
3.Условие применения ответственности:
1) достижение определенного возраста; 2) достижение определенного состояния.
4. Меры административной ответственности. Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Мера взыскания — определенная мера наказания лица, совершившего правонарушение. Меры взыскания применяются в следующих целях: 1) наказание виновных; 2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя; 3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона. Административные взыскания являются карательными санкциями.
5. производство по административным делам – деятельность специально уполномоченных государственных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях.
Производство проходит несколько сменяющих друг друга стадий, они органично связаны между собой, каждая последующая стадия начинается после окончания предыдущей. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии производства: 1) административное расследование; 2) рассмотрение дела; 3) пересмотр постановления; 4) исполнение постановления. Следует отметить, что 1, 2, 4 стадии являются обязательными, а 3– факультативной.
Административная ответственность — это вид юридической ответственности, применяемой за совершение административного проступка и состоящей в возложении на виновное лицо ограничений материального и морального характера.
Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности, и вместе с тем, она имеет особые, характерные только для нее черты.
Признаки административной ответственности:
1) меры этого вида ответственности предусмотрены и урегулированы административным Правом;
2) она носит более мягкий, по сравнению с уголовной ответственностью, характер;
3) применяется, как правило, органами исполнитель ной власти и лишь в отдельных случаях — судами;
4) порядок привлечения к административной ответ ственности упрощен по сравнению с уголовной ответствен
ностью;
5) между правонарушителем и органом, налагающим административное взыскание, отсутствуют служебные взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной
ответственности.
Основание административной ответственности — наличие в деянии виновного лица состава административного проступка.
Содержание
- Понятие и признаки административного проступка
- Виды административных проступков
- Состав административного проступка
- Виды административных взысканий
- Административная ответственность несовершеннолетних
- Общая характеристика Уголовного кодекса Украины
- Действие уголовного закона ро времени, в пространстве, пр кругу лиц Уголовный закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- Понятие и признаки преступления
- Классификация преступлений
- Понятие, применение, принципы и структура административной ответственности
Понятие и признаки административного проступка
Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на социальные блага, охраняемые административным законодательством.
Признаки административного проступка:
1) противоправность. Действие или бездействие при знается административным проступком только тогда, когда оно прямо нарушает конкретную норму административ
ного законодательства;
2) антиобщественный характер. Административный проступок либо наносит реальный ущерб личности, обще ству, государству, либо создает угрозу нанесения такого
вреда;
3) виновность. Проступком признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности;
4) наказуемость. Административное законодательство устанавливает вид и меру взыскания за совершение административного проступка.
Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).
Субъектом административного проступка может быть физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.
Виды административных проступков
Перечень административных проступков содержит Особенная часть Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Они составляют несколько групп:
— правонарушения в области охраны- труда и здоровья населения (например, незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах);
— правонарушения, которые посягают на собственность (например, мелкая кража государственного или коллективного имущества);
— правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны достопримечательностей истории и культуры (например, самовольный захват земельного участка, засорение лесов отходами);
— правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов (например, самовольное строительство домов или сооружений);
— правонарушения в сельском хозяйстве, нарушение ветеринарно-санитарных правил (например, незаконный посев и выращивание снотворного мака или конопли);
— правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи (например, нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами, безбилетный проезд);
— правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (например, самовольный захват жилого помещения в домах государственного или общественного жилого фонда);
— правонарушения в области торговли, общественного питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности (например, обман покупателя или заказчика, нарушения законодательства, которое регулирует производство, экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания);
— правонарушения в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (например, выпуск в продажу продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, технических условий и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки);
— правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство, азартные игры, гадания в общественных местах);
— правонарушения, которые посягают на установленный порядок управления (например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государ
ственной границы, военнослужащего).
Состав административного проступка
Состав административного проступка — это совокупность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение.
Состав административного проступка включает: субъект, объект, субъективную и объективную стороны:
1) объект административного проступка — это общественные отношения в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонарушитель;
2) объективная сторона административного проступка — деяние (действие или бездействие), его вредные последствия, причинная связь между деянием и его послед
ствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное
деяние. Все остальные признаки являются не обязательными (факультативными) и учитываются только тогда, когда они предусмотрены соответствующей нормой администра тивного права;
3) субъект административного проступка — граждане Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения проступка 16-летнего возраста. Среди субъектов административного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности. Должностные лица несут по
вышенную по сравнению с иными лицами ответственность.
Субъектом административного проступка, предусмотренного налоговым, антимонопольным, финансовым законодательством, законодательством о предпринимательской деятельности, может выступать юридическое лицо;
3) субъективная сторона административного проступка — связанное с его совершением психическое состояние лица.
К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — основной и обязательный признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям и проявляется в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель административного проступка являются не обязательными (факультативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой административного права.
Виды административных взысканий
Административное взыскание — это мера государственного принуждения в отношении лица, совершившего административный проступок.
Взыскание применяется с целью правового воспитания такого лица, а также для предупреждения совершения новых проступков.
Виды и порядок применения административных взысканий определяются Кодексом Украины об административных правонарушениях:
1) предупреждение. Выносится в письменной форме;
2) штраф. Штрафом называют денежное взыскание в пользу государства;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом администра тивного правонарушения. Принудительно изъятый пред
мет подлежит последующей реализации. Вырученная от реализации денежная сумма передается бывшему собственнику предмета за вычетом расходов по реализации пред
мета;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, либо денег, полученных вследствие
совершения административного правонарушения. Конфискация — это безвозмездное обращение предмета в собственНость государства;
5) лишение специального права на срок до 3 лет. Этот вид взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом управления транс
портными средствами, правом охоты;
6) исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот вид взыскания исполняется по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в доход
государства;
7) административный арест на срок до 15 суток.
К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применена такая мера административного принуждения как выдворение за пределы Украины.
Административная ответственность несовершеннолетних
К административной ответственности могут привлекаться лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Дела о совершении административных проступков, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет), рассматриваются только районным (городским) судом (судьей). В отношении несовершеннолетнего может быть назначено любое административное взыскание, за исключением административного ареста.
Кроме того, суд (судья) вправе применить к несовершеннолетнему правонарушителю следующие меры, воздействия:
1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;
2) предупреждение;
3) выговор или строгий выговор;
4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также
отдельным гражданам по их просьбе.
Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет административное взыскание или меры воспитательного воздействия с учетом личности несовершеннолетнего.
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Общая характеристика Уголовного кодекса Украины
Уголовное право — отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение.
Уголовное право Украины кодифицировано, причем Уголовный кодекс является единственным источником права в данной отрасли. В отрасли уголовного права нет подзаконных актов, не допускается применение юридических прецедентов или правовых обычаев.
Уголовный кодекс Украины был принят 5 апреля 2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Уголовный кодекс состоит из Общей и Особенной части, которые делятся на разделы и статьи (всего 447 статей).
Общая часть Уголовного кодекса состоит из 15 разделов. Она содержит задачи Уголовного кодекса, основания уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, виды уголовных наказаний, общие начала назначения наказаний и освобождения от них, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и другие общие положения.
Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 20 разделов. Она содержит исчерпывающий перечень деяний, которые признаются преступлениями, и конкретные наказания за совершение этих деяний. Каждый раздел Особенной части Уголовного кодекса посвящен определенной группе преступлений. Критерием для выделения глав является родовой объект — однородные социальные блага, ценности, общественные отношения, на которые посягает преступление. Например, раздел I содержит составы преступлений против основ национальной безопасности Украины, раздел II — преступления против жизни и здоровья личности, раздел III — преступления против свободы, чести и достоинства человека.
Действие уголовного закона ро времени, в пространстве, пр кругу лиц Уголовный закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие уголовного закона во времени определяется следующими положениями:
1) рреступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим в момент совершения деяния.
Например, если кража совершена 5 мая 1999 г., то вид и мера уголовной ответственности виновного лица будут определяться в соответствии с Уголовным кодексом Украины 1960 г. независимо от времени привлечения к уголовной ответственности;
2) закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий уголовную ответственность, имеет обратную силу во времени, то есть распространяется на лиц, совершивших деяние до вступления данного закона в силу. Например, в отличие от прежнего Уголовного кодекса ныне действующий закон не устанавливает наказания за клевету. Следовательно, не привлекается к уголовной ответственности лицо, совершившее данное деяние, например, 3 августа 2001 г.;
3) закон, устанавливающий преступность деяния или усиливающий уголовную ответственность, не имеет обратной силы во времени. Например, новый Уголовный
кодекс ввел уголовную ответственность за ряд компьютерных преступлений. Но его нормы распространяются только на деяния, совершенные после вступления закона в силу, т.е. с 1 сентября 2001 г.;
4) закон, который частично смягчает ответственность, а частично ее усиливает, имеет обратную силу только в той части, которая смягчает ответственность.
Действие уголовного закона в пространстве определяется территориальным принципом его применения. Все лица, совершившие преступление на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по законам Украины. Иначе говоря, действие Уголовного кодекса распространяется на граждан Украины, иностранных граждан и подданных, лиц без гражданства, совершивших преступление на территории Украинского государства. Исключение составляют иностранные граждане и подданные, пользующиеся личной неприкосновенностью (члены парламентских делегаций, дипломаты). В случае совершения ими преступления вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.
Действие уголовного закона в пространстве тесно связано с действием уголовного закона по кругу лиц.
Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Украины, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины. Если указанные лица за совершенные преступления были уже подвергнуты уголовному наказанию за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к ответственности за эти же преступления. Так в уголовном праве Украины находит отражение известный со времен Древнего Рима принцип: «Нельзя осудить дважды за одно и тоже».
Иное положение действует в отношении иностранцев и лиц без гражданства, которые не проживают в Украине постоянно. Если они совершили преступление за пределами Украины, то они подлежат ответственности по законам Украины только в случаях, предусмотренных международными договорами, либо в случае совершения особо тяжких преступлений против граждан Украины или интересов Украинского государства.
Понятие и признаки преступления
Преступление — это предусмотренное Уголовным кодексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.
Преступное деяние может быть совершено в форме действия или бездействия. Преступное действие — это вид активного поведения лица, когда оно совершает действия, прямо запрещенные уголовным законом. Например, кража, разбой, вымогательство — это преступления, совершенные в форме действия. Преступное бездействие — это вид пассивного поведения лица, когда оно не осуществляет действий, прямо предписанных законом. Например, преступлением, совершенным в форме бездействия, является неоказание помощи больному медицинским работником (ст. 139 Уголовного кодекса Украины).
Субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность. Вменяемым признается лицо, которое во время совершения преступления могло осознавать свои действия (бездействие) и руководить ими. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Уголовной ответственности подлежат также лица, достигшие 14 лет, совершившие преступления, социальную опасность которых они в состоянии осознавать. Исчерпывающий перечень таких преступных деяний определен Уголовным кодексом (ч.2 ст.22 Уголовного кодекса Украины).
Не является преступлением деяние, хотя и предусмотренное Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее существенного вреда, например, кража пачки масла, буханки хлеба, бутылки воды.
Признаки преступления:
1) уголовная противоправность. Этот признак преступления указывает на то, что данное деяние предусмотрено уголовным законом и запрещено им под угрозой на казания;
2) общественная опасность. Преступление наносит или создает угрозу нанесения значительного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству;
3) виновность. Преступным признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности.
Отсутствие вины не дает возможности рассматривать деяние как преступление;
4) наказуемость. Данный признак преступления означает, что за совершение конкретного преступления Уголовным кодексом установлено соответствующее наказание.
Классификация преступлений
Классификация преступлений производится в зависимости от степени их тяжести:
1) преступлением небольшой тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы не более двух лет или иное, более мягкое наказание. Например, к числу таких преступлений относятся незаконное разглашение врачебной тайны (ст. 145), незаконное использование товарного знака (ст.229), жестокое обращение с животными (ст.209);
2) преступлением средней тяжести является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет. Примерами таких пре
ступлений могут быть подмена ребенка (ст. 148), изготовление, сбыт и использование поддельных негосударственных ценных бумаг (ч.1 ст.224), заведомо незаконное задержание или незаконный привод (чЛ ст.371);
3) тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет. Примеры тяжких преступлений — умышленное тяжкое телесное повреждение (ч.1 ст. 121), разбой (ч. 1-2 ст. 137);
4) особо тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лише
ние свободы. Например, к числу особо тяжких преступлений относятся государственная измена (ст. 111), умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами (ч.2 ст.115).
Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.
Признаки административной ответственности:
· Противоправность — это ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но также и охраняется правом
· Антиобщественный характер — это посягательство самого разного рода, например, на интересы государства и общества в целом или же на интересы какого-то отдельного гражданина. Обобщённый перечень таких интересов зафиксирован в статье 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и конкретизируется в каждом отдельном случае в содержащихся в нём правовых нормах
· Виновность- аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ)
· Деяние — акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя)
Основания административной ответственности
Основания административной ответственности — это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание.
Выделяют 3 основания:
1. Нормативное – нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административного права
2. Фактическое – совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения
3. Процессуальное — акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
• раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
• добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
• добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
• оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
• добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
• добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
• совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
• совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
• повторное совершение «однородного» административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
• вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
• совершение административного правонарушения группой лиц;
• совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Освобождение от административной ответственности
1. Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. В отличие от такого основания освобождения от административной ответственности, как невменяемость лица, совершившего правонарушение, освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения носит не абсолютный, а относительный характер, так как применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.
2. Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 летможет быть освобождено от административной ответственности с учетом:
a) его возраста;
b) конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения;
c) данных о лице, совершившем правонарушение.
Решение об освобождении может быть принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к правонарушителю меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
· Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
· Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Законом установлен также ряд обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении:
· отсутствие события административного правонарушения;
· отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
· действия лица в состоянии крайней необходимости;
· наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
· издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
· отмена закона, установившего административную ответственность;
· истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
· смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Административное наказание
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке
Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение одного года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает официально и гласно данную государством отрицательную оценку совершенного правонарушения.
Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных данным Кодексом, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем утверждена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.
В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
· предупреждение;
· административный штраф;
· возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
· конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
· лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
· административный арест;
· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
· дисквалификация;
· административное приостановление деятельности.
Понятие, применение, принципы и структура административной ответственности
Понятие административной ответственности
Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).
Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.
Задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются:
во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности;
во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
в-третьих, предупреждение административных правонарушений.
Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.
Применение административной ответственности
Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения.
Установление административной ответственности — издание предусматривающих ее законов.
Формой установления административной ответственности выступают только федеральные и субъектов Российской Федерации законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности определяются в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ.
Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.
Применение административной ответственности — это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1-23.61).
Принципы административной ответственности
В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).
Структура административной ответственности
Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы:
— основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное);
— правовые условия привлечения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее;
— субъекты административной ответственности;
— санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.