Субъект правоотношений по социальному обеспечению

В качестве субъектов данных правоотношений следует рассматривать, как физических, так и юридических лиц, которые являются носителями субъективных прав и обязанностей. Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др.

Обязанные субъекты здесь:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) отдельные организации.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают и граждане, которые обладают таким юридическим статусом, как правосубъектность, который позволяет им быть участниками тех или иных правоотношений. Основным элементом правосубъектности выступает правоспособность, которая в сфере социального обеспечения характеризуется, как юридическое качество, дающее возможность лицу приобрести субъективное право на определенный вид социального обеспечения. Для примера, в качестве одного из элементов правоспособности, можно рассмотреть, право на пенсию.

Так, нормы ФЗ №173-ФЗ, определяют порядок начисления и выплаты назначенных сумм. Изменение установленных норм и правил осуществляется исключительно путем внесения соответствующих дополнений в нормативный акт. Если в международных договорах определены условия, отличные от положений Закона «О трудовых пенсиях», применяются первые. В предусмотренных нормами случаях Правительство устанавливает порядок осуществления прав граждан на выплаты и особенности их начисления отдельным категориям лиц. Отношения, касающиеся денежного обеспечения лиц за счет средств региональных и местных бюджетов, а также капитала предприятий, регламентируются нормативными актами субъектов, муниципалитетов и организаций.

Субъектами правоотношений по данному виду социального обеспечения являются:

1) граждане страны, застрахованные в порядке, предусмотренном нормативным актом №167-ФЗ, при выполнении условий, определенных в рассматриваемом правовом документе;

2) нетрудоспособные родственники работающих граждан. Эти субъекты обладают правом на трудовую пенсию при наличии условий, установленных ст. 9 ФЗ № 173;

3) иностранцы и лица без гражданства. Для получения соответствующего права они должны постоянно проживать на территории России. Исключения могут предусматриваться в иных нормативных актах или международных соглашениях.

Другим примером правоспособности граждан, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, является право на получение различных пособий. Так, ФЗ №81-ФЗ предусматривает различные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

— первая, хоть и не самая значительная выплата, — денежная компенсация за раннюю постановку на учет. На нее претендовать могут как работающие, так и неработающие граждане. Основное правило получения выплаты — обращение в медицинское учреждение для постановки на учет до 3 месяцев с момента начала беременности. После этого срока постановка не будет считаться ранней;

— государственное пособие гражданам, имеющим детей, которое носит название «по беременности и родам». На него могут претендовать работающие гражданки;

— единовременная выплата за рождение ребенка. Выплачивается все лишь один раз на каждого несовершеннолетнего. Неважно, работала ли мать, или нет. И от количества детей размер выплаты никак не зависит. То есть пособие на первого ребенка, второго и последующих будет выдаваться в одинаковых денежных суммах;

— закон о пособиях ФЗ № 81 от 19 мая 1995 года предусматривает материальную поддержку гражданам, которые осуществляют уход за новорожденным. Правда, до полутора лет. При подобных обстоятельствах можно в течение указанного срока получать определенные денежные средства. Их размер зависит от того, работал ли гражданин (не обязательно мать) в течение последних двух лет, а также от оклада за указанный период времени. Количество детей тоже играет определенную роль.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с  гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество право дееспособности. Правосубъектность юридического лица, в  отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в  виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной).

В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в  нематериальных — административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обеспечению: ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению является то, на что субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений — действия и их результаты: назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности.

Так, например объектами данных правоотношений может быть пенсия, которая в свою очередь подразделяется на:

— социальную: по достижению старости, по потере кормильца и инвалидности. Данный вид пенсии могут получать только те лица, которые не получают трудовой;

— трудовую. Она назначается, когда наступает нетрудоспособность человека в силу достижения им преклонного возраста. Чтобы её получить, необходимо заниматься трудовой или иной полезной деятельностью. Она может выплачиваться при наступлении старости. Её назначают и тогда, когда индивид отработал некий положенный срок: в этом случае это будет пенсия за выслугу лет. Это позволяет охватить все сферы деятельности человека с учётом большинства особенностей;

— страховую. Это ежемесячная денежная плата, что компенсирует гражданам заработную плату или иной доход, который ими получался во время трудовой деятельности. Также на эти выплаты могут претендовать люди, которые являются членами семьи застрахованного, в случае если он умер;

Каждая из них имеет свои особенности, которые будут рассмотрены далее в статье. Размеры выплат, что получает человек, определяются высшими государственными институтами. Список лиц, которые могут рассчитывать на такой доход, формируется федеральными законами. Главным органом, который занимается делами пенсионеров, являет Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что правоотношения по социальному обеспечению имеют свои субъекты и объекты. В качестве субъектов могут выступать:

— физические лица должны обязательно обладать правоспособностью, т.е. обладать юридическим качеством, позволяющим им быть участниками данных отношений;

— юридические лица, должны обладать правосубъектностью, т.е. обладать соответствующей компетенцией в рассматриваемой сфере;

— обязанные субъекты: органы гос. власти, органы местного самоуправления.

Объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают все те блага на которые направлены субъективные права всех субъектов: для материальных правоотношений — это материальные блага (компенсации, выплаты, пособия), для нематериальных: действия и их результаты.

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоПраво социального обеспечениявопросы

1-15 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181
151. Стаж работы по свидетельским показаниям устанавливается в связи с:
• утерей документов
152. Стажевый коэффициент, учитываемый при определении расчетного размера трудовой пенсии для застрахованных лиц, повышается за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности на:
• 0,01
153. Субъектами права социального обеспечения не являются:
• благотворительные организации
• колхозы
• профсоюзы
154. Субъектами социального обеспечения могут выступать:
• государственный орган социального обеспечения
• семья
• физическое лицо
155. Субъектами социальной помощи должны признаваться только:
• малоимущие граждане и семьи
156. Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть в месяц менее:
• 660 рублей
157. Суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем, — это определение стажа …
• общего трудового
158. Суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, причем как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала и имелись ли в ней перерывы, а также иные периоды, указанные в законе, с которыми связаны определенные правовые последствия, — это определение стажа …
• общего трудового
159. Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами:
• ежегодно
160. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях назначается при наличии страхового стажа не менее …
• пяти лет
161. Трудовая пенсия по старости назначается в возрасте:
• 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин
162. Трудовой стаж доказывается:
• документами
163. Трудовой стаж работников предприятий, документы о работе которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, устанавливается:
• комиссиями по установлению стажа
164. Трудовые книжки введены в России:
• в 1939 году
165. Увеличение всех пенсий пропорционально росту цен на потребительские товары и услуги называется:
• индексацией

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Среди физических лиц, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, прежде всего следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Семья является субъектом пенсионных правоотношений по случаю потери кормильца в рамках всех организационно-правовых форм социального обеспечения. Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правосубъектностью, в содержании которой отечественная наука выделяет два структурных элемента — правоспособность и дееспособность. В различных отраслях права указанные элементы имеют разное сочетание. В одних отраслях (например, административное, трудовое право) правоспособность и дееспособность выступают в неразрывном единстве. Для других отраслей (например, гражданское право) возможно разъединение этих элементов. Правосубъектность граждан в социальном обеспечении также следует отнести ко второй группе.

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения (B.C. Андреев, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, Т.М. Кузьмина и др.) о наличии помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. При этом под отраслевой правоспособностью физических лиц в праве социального обеспечения понимают общую возможность обладания правами и несения обязанностей в социально-обеспечительных правоотношениях любого вида. Но отраслевая правоспособность — это собирательное понятие. Для реализации субъективного права на конкретный вид социального обеспечения гражданин должен обладать специальной правоспособностью. С.С. Алексеев определяет специальную правоспособность как «способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках данной отрасли права.

Основываясь на этих теоретических положениях, сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Из этого также следует вывод, что способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном правоотношении возникает у гражданина в разное время и при наступлении разных фактических обстоятельств, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование. Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей — постоянную и переменную. «Содержание постоянной части правоспособности… образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан, независимо от каких-либо других обстоятельств.

Однако, несмотря на разную терминологию, позиции авторов довольно близки. Переменная группа юридических возможностей практически ничем не отличается от специальной видовой правоспособности, возникающей при наступлении инвалидности, потере кормильца, безработицы и других социально значимых событий.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то человека с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта любого из правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности физических лиц в социальном обеспечении конкретно и персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других обстоятельств. Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека: одни элементы (новые возможности правообладания) возникают, другие исключаются. С помощью переменной части правоспособности за конкретным гражданином закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости необходимо достигнуть требуемого возраста. При этом наступление постоянной и переменной части отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая — после исполнения необходимого возраста.

Вторым структурным элементом содержания правосубъектности выступает категория дееспособности, которая в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у отдельных управомоченных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Субъективная дееспособность представляет собой совокупность возможных юридических действий по реализации прав конкретного лица.

Во многих случаях субъекты правоотношений по социальному обеспечению не могут самостоятельно совершать необходимые действия. Эти действия за них совершают представители. В частности, представительство интересов детей в большинстве правоотношений по социальному обеспечению осуществляют родители или опекуны. Так, ребенок-инвалид до 16 лет, имеющий право на социальную пенсию, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Это относится и к лицам, признанным душевнобольными. Исключением из этого правила следует считать дееспособность детей и душевнобольных на участие в правоотношениях по медицинскому и социальному обслуживанию. Пользоваться натуральными видами социального обеспечения (т.е. услугами) через представителя невозможно. В данном случае услуги предоставляются правоспособным лицам независимо от состояния их дееспособности.

Субъектом правоотношений по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Субъекты – это участники правоотношений, наделенные субъективными правами и несущие обязанность.

В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных компетентных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Субъекты материальных социально-обеспечительных правоотношений по социальному обеспечению в силу распределительного характера складывающихся отношений делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

1) лица – получатели благ по социальному обеспечению,

2) лица – представители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц — это граждане – физические лица, по общему правилу как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Никакие юридические лица получать блага по социальному обеспечению не имеют право.

Чтобы стать участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемой законом способности иметь права и обязанности), дееспособности (признаваемой законом способности своими действиями реализовывать права и обязанности), деликтоспособности (признаваемой законом способности нести ответственность за правонарушения в сфере социального обеспечения). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь прав на социальные услуги, пособия, пенсии, но они недееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению выступают их законные представители, а при их отсутствии государственные или муниципальные органы.

Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и самообладание. Ведь субъект может не стать субъектом определённого правоотношения в сфере права социального обеспечения, и реального правообладания не возникает.

Обыкновенно выделяется общая, отраслевая и специальная правосубъектность. То есть субъект, обладая соответствующей правосубъектностью, может стадийно становиться субъектом права вообще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкретных видовых правоотношений.

Очевидно, что формулировка ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспечение и медицинскую помощь имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обуславливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками.

Но, так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм, можно выделить такую же, как и отраслевую, широкую, всеохватывающую суботраслевую правосубъектность в отношениях по вспомоществованию любому члену общества, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наемных работников и их семей.

То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному социальному страхованию.

Некоторые ученые связывают возникновение правоотношений по выплате страховых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и иных выплат по обязательному социальному страхованию исключительно с заключением индивидуального трудового договора. Имеется в виду, что правоотношения по поводу этих выплат возникают не при наступлении страхового случая и дополнительных юридических фактов, а одновременно с возникновением трудовых отношений. Выпячивание связи некоторых отношений по социальному обеспечению с трудовыми не оправдывает указанное предположение о моменте начала отношений, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию.

Здесь происходит подмена понятий субъективного права на пособие и специальной праводееспособности гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, а у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Но имеется в виду финансовый аспект отношений по социальному страхованию.

Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет специальную правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид пособия и прекращается вместе с окончанием этого права.

Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:

— в случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;

— в случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

Вторым субъектом — представителем благ по социальному обеспечению является, как правило, государство (в лице своих уполномоченных органов и организаций), а также в случае делегирования или разрешения с его стороны иные лица – муниципальные образования, работодатели, соответствующие образовательные учреждения, учреждения социального и медицинского обслуживания.

Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:

— Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

— Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

— Окружные управления социальной защиты населения

— Районные управления социальной защиты населения;

— Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;

— Учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения;

— Военные комиссариаты;

— Пенсионные службы силовых министерств и ведомств;

— Предприятия, учреждения, организации;

— Органы службы занятости;

— иные органы.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности ит.д.); клинико-экспертные комиссии; лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности); администрации организаций, помогающие в сборе доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения, а также компетентный орган, управомоченный выносить решение о предоставлении этого вида социального обеспечения и в его отказе.

В процессуальных отношениях участвуют следующие субъекты:

— вышестоящий орган в отношении органа, принявшего спорное решение (например, областной Пенсионный фонд РФ, главное бюро медико-социальной экспертизы), и гражданин оспаривающий это решение (административный порядок разрешения спора),

— гражданин, оспаривающий решение компетентного органа, сам компетентный орган, суд общей юрисдикции, а в некоторых случаях прокуратура (судебный порядок разрешения спора).

Момент возникновения у компетентного органа (второго субъекта) его правосубъетности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем ит.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечении являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров они являются юрисдикционными правоохранительными, правовостановительными органами.

Объект – это конкретное материальное благо или действие, по поводу которого, возникают конкретные правоотношения.

В процедурных правоотношениях объектом выступают юридические действия по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта – сбор доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения; вынесение компетентным органом решения о предоставлении этого вида социального обеспечения или решения об отказе.

В основных материальных социально-обеспечительных отношениях объектом выступает реализация права на данный вид социального обеспечения, те есть получение его деньгами или в натуральном виде (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание).

В процессуальных отношениях объектом выступает юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Добавить комментарий