Судебная система конституционное право

Судебная власть — самостоятельная ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества, в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов.

Правовую основу судебной власти и механизма её реализации составляют Конституция РФ (гл. 7- «Судебная власть», ст. 118-128 и др.), федеральные конституционные законы о Конституционном суде (1994), о судебной системе (1996), об арбитражном суде (1995), федеральные законы о статусе судей (1992, с последующими изменениями), о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000) и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма её реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации,- гласит ст. 118 Конституции,- осуществляется только судом» (ст. 118, п. 1).

Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с принципом разделения властей, органы судебной власти относятся к органам государственной власти. В главе 7 Конституции не говорится о системе органов судебной власти, речь идет о судебной системе, которая, в свою очередь, регулируется Конституцией и федеральным законом.

Конституцией в судебную систему включены: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, указано, что действуют другие федеральные суды (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды субъектов Федерации). На уровне районов и городов система судов определяется федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Конституция РФ 1993 г. (ст. 123) закрепляет возможность осуществления судопроизводства с участием присяжных заседателей. Военные суды включаются в федеральную судебную систему и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти основаны на следующих принципах:

  • * осуществления правосудия только судом,
  • * законности,
  • * права граждан на судебную защиту,
  • * равенства граждан перед судом и законом,
  • * независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону,
  • * сочетания коллегиального и единоличного осуществления правосудия,
  • * равноправия сторон и состязательности процесса (участие в процессе сторон — т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства),
  • * гласности судебного разбирательства,
  • * принципа государственного языка судопроизводства,
  • * презумпции невиновности,
  • * недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление,
  • * право на пользование квалифицированной юридической помощи.

Судебная власть и судебная система.

Понятие судебной власти. Российская Конституция 1993 г., опираясь на принцип разделения властей, четко выделяет, наряду с законодательной и исполнительной, также судебную власть.

Судебная власть – это особый вид государственной деятельности, особое проявление государственной власти, ее отдельный вид. Одной из главнейших государственных функций является отправление правосудия. С исторической и нравственной точек зрения правосудие всегда удовлетворяет одну из первых и органически присущих человеку потребностей – стремление к справедливости, правде.

Специфический характер судебной власти проявляется прежде всего в функциональном назначении ее органов, то есть судебных органов, их месте в государственном механизме.

С этой точки зрения задача суда, во-первых, заключается в том, чтобы подчинить работу представительных и исполнительных органов государственной власти законам.

Во-вторых, с юридической и моральной точек зрения обязанность суда состоит в вынесении справедливого вердикта (приговора, решения) по конкретному делу.

В-третьих, с управленческой точки зрения задача суда – пресекать преступную деятельность должностных лиц, осуществлять контроль за их деятельностью и этим поддерживать систему управления, обеспечивая достижение ею полезного эффекта. Подконтрольность должностных лиц судебной власти – обязательное условие нормального функционирования гражданского общества.

И, наконец, в-четвертых, результатом активной творческой деятельности судей в процессе применения правовых норм должна быть выработка правоположений (права), способствующих не только регулированию развивающихся многообразных общественных отношений, но и развитию действующего законодательства на основе устоявшихся правил, прообраза будущих писаных норм.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Судебная система. Правовая регламентация основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Принципы демократического правосудия.

Принципы судебной власти – это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права), на которых базируется и функционирует судебная власть и ее органы. Принципы определяют сущность и назначение судебной властикак самостоятельного вида государственной власти.

В Конституции РФ сформулированы следующие принципы, на которых и в соответствии с которыми строится и функционирует судебная власть в РФ.

Первое. Правосудие в РФ осуществляется только судом.

Второе. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Третье. Судьи (а следовательно, и суды) независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Четвертое. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Пятое. Заочное разбирательство уголовных дел в суде не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Шестое. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Седьмое. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Восьмое. Финансирование федеральных судов производится из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции.

Формы осуществления судебной власти. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства.

Федеральные органы судебной власти РФ. В соответствии с Конституцией РФ к федеральным судам РФ относятся: Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ; Высший Арбитражный суд РФ и другие федеральные суды.

Верховный суд РФ:

· является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

· осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью;

· дает разъяснения по вопросам судебной практики (путем принятия постановлений Пленумом Верховного суда РФ).

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

Арбитражные суды в Российской Федерации.

федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) апелляционные арбитражные суды — 20, по 2 судща в каждом округе; Ставропольский край относится к 16-му арбитражному апелляционному суду;

г) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Высший Арбитражный суд РФ:

· является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами;

· осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью;

· дает разъяснения по вопросам судебной практики.

· Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации,

порядок формирования, состав и компетенция.

Конституционный суд РФ (КС РФ) является высшим судебным органом конституционного контроля на общефедеральном уровне. Он осуществляет свою деятельность в форме конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо.

Порядок формирования, состав, сроки деятельности и полномочия КС РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ «О Конституционном суде РФ

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ;

1) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;

3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;

4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Это полномочие Конституционного Суда называется абстрактным конституционным контролем. Абстрактный конституционный контроль означает проверку соответствия указанных актов Конституции РФ независимо от их применения в конкретном деле. Конституционный Суд осуществляет последующий контроль за соответствием Конституции РФ законов, иных нормативных актов, конституционно-правовых договоров и предварительный контроль за соответствием Конституции РФ международных договоров. Последующий контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только вступивших в силу законов, иных нормативных актов. Предварительным контроль означает, что Суд разрешает дела о соответствии только не вступивших в силу международных договоров, заключенных Российской Федерацией.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности указанных актов и договоров обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство России, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;

3) между высшими государственными органами субъектов Федерации.

Правом на обращение в Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, а Президент России также в случае не достижения согласованного решения при использовании в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Это полномочие Суда называется конкретным конституционным контролем, который всегда связан с применением или возможностью применения закона в конкретном деле.

Правом на обращение в Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ст. 29) и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 35) устанавливают право обращения с жалобой в Конституционный Суд соответственно Уполномоченного по правам человека и Генерального прокурора РФ.

При принятии к рассмотрению жалобы производство в суде или ином органе по делу, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, может быть приостановлено по решению суда или иного органа.

Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладает любой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любой инстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле. В период с момента принятия к рассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливается.

Конституционный Суд дает толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство России, органы законодательной власти субъектов Федерации.

Толкование Конституции РФ, осуществляемое по запросам управомоченных лиц Конституционным Судом, является нормативным, то есть разъяснение конституционных норм дается безотносительно их реализации, применения в каком-либо конкретном деле.

Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Такой запрос направляется в Конституционный Суд Советом Федерации.

Помимо этих полномочий Конституционный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения (то есть по вопросам осуществления судебного конституционного контроля). Статья 3 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что Конституционному Суду могут быть предоставлены иные полномочия. Такие полномочия предоставляются ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Например, ст. 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» предусматривает осуществление Конституционным Судом проверки соблюдения требований Конституции РФ при реализации инициативы о проведении референдума по запросу Президента Российской Федерации. Статья 100 Конституции РФ предусматривает возможность направления палатам Федерального Собрания посланий Конституционного Суда.

Конституционный Суд также может пользоваться правами, предоставляемыми ему договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Состав в порядок образования. Конституционный Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Предложения о кандидатах на Должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается представленное Президентом лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. После назначения судья приносит присягу. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей, то есть пятнадцати судей.

Срок полномочий судей Конституционного Суда — пятнадцать лет. При этом предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда составляет семьдесят лет. Судья не может быть назначен на второй срок. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

Закон о Конституционном Суде определяет статус судьи Конституционного Суда. Закон устанавливает ограничения в отношении занятий и действий, которые совместимы с должностью судьи. Закон также содержит другие гарантии независимости судьи Конституционного Суда: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьей, право на отставку, обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставление судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Прокуратура и её роль в системе судебной власти.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Суды в субъектах Российской Федерации.

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Судебная власть – подсистема государственной власти, основными функциями которой является осуществление правосудия (разрешения конфликтов на основе законов). Правосудие– вид государственной деятельности, неправленой на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законном «О судебной системе РФ» (31 декабря 1996 г.), что обеспечивает ее единство, которое устанавливается следующими путями:

· соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных правил судопроизводства;

· применением всеми судами Конституции РФ федеральных конституционных законов;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституционные принципы:

1.осуществление правосудия только судом. Суд властно осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2.законность. в неукоснительности соблюдении Конституции РФ и законов, которыми регламентируется организация и порядок их практики.

3.независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральным законам.Суды осуществляют свою власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции.

4.коллегиальность.

5.состязательность и равноправие сторон.

6.гласность судебного разбирательства. за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

7.принцип государственного языка судопроизводства.

8.презумпция невиновности – основополагающее начало уголовного судопроизводства. Принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана

9.недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ);

10.право на пользование квалифицированной юридической помощью.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ(Конституционный Суд , Верховный Суд (суды общей юрисдикции), Высший Арбитражный Суд) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ (Конституционный (уставные суды), Мировые судьи)

Конституционный Суд РФ – судебной орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности определяются Конституцией РФ (ст. 125) и №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. Судья (всего их 19) назначается сроком на 15 лет; второй срок не допускается. В своей деятельности суд руководствуется принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

1.разрешает дела о соответствии Конституции РФ;

2.разрешает споры о компетенции между: — федеральными органами государственной власти; — федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов; — высшими государственными органами субъектов Федерации.

3.проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном дел, по запросам судов;

4.рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

5.дает заключение по запросу Совета Федерации и соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6.дает толкование Конституции РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов

Суды общей юрисдикции:

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подспудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных только к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные дела и иные дела.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающими под общую юрисдикцию. Возглавляет систему судов общей юрисдикции. Рассматривает дела: — в качестве суда первой инстанции (уголовные дела особой сложности, любые гражданские дела); — в кассационном порядке (по жалобам и протестам на приговоры, решения судов, не вступившие в законную силу); — в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам Генерального прокурора и других уполномоченных законами должных лиц на приговоры, решения судов).

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, т.е. суды общей юрисдикции, правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам. Они рассматривают дело по первой (по жалобе стороны) и по второй (по протесту прокурора) инстанции.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды:

Арбитражные суды решают споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами в сфере экономики и управления Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел в пределах его компетенции возглавляет систему арбитражных судов, в которую входят: а) федеральные арбитражные суды округов (проверяют в кассационной инстанции); б) арбитражные суды республики, краев, областей.

Федеральный арбитражный суд РФ рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных документов органов государственной власти субъекта РФ, МСУ конституции (уставу) субъекта РФ. Финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

17 декабря 1998 г. принят федеральный закон «О мировых судьях в РФ». Мировые судьи осуществляют свою власть на участках от 15 до 30 тыс. человек. Рассматривают: — уголовные дела о преступлениях (сроком не более 2-х лет); — дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; — дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; — дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ и другие дела.

!!!Судьи Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном ФЗ. !!!

Третейские суды РФ создаются для рассматривания экономических споров в деловом мире, предлагает альтернативное решение в расчете на добровольное исполнение обязательств по сделкам.

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Функции прокуратуры:

-надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами;

-обеспечение верховенства законов, единства и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

-осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

-проведение расследования по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции;-участие в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров.

Адвокатура– это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, которая осуществляется за вознаграждение. Задача – оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Судебная власть в России осуществляется через специально созданную систему судов. В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституционные положения конкретизированы Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Суд, реализующий судебную власть в Российской Федерации, может быть только государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, третейские суды), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФ и соответствующих законах, не обладают и государственными органами не являются.

Судебная система РФ представляет собой установленную Конституцией РФ и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в целях осуществления судебной власти в соответствии с федеративным и административно-территориальным устройством России.

Учитывая федеративную природу государства, судебную систему РФ рассматривают как двухуровневую (федеральный и региональный уровни).

Федеральные суды создаются на основе Конституции РФ и федерального законодательства. Юрисдикция этих судов распространяется на всю территорию РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение федеральных судов осуществляется только за счет федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

  • – Верховный Суд РФ;
  • – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • – арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ создаются на основе Конституции РФ и федерального законодательства законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Данные суды имеют свою особенность: юрисдикция мировых судей распространяется на всю территорию Российской Федерации, а юрисдикция конституционных (уставных) судов распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта РФ.

Организационное, правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение конституционных (уставных) судов, финансирование их судей и аппарата осуществляется за счет средств соответствующего субъекта РФ, а финансирование мировых судей – из средств федерального бюджета.

Рассматривая судебную систему по горизонтали, следует отметить три высших суда (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) и Дисциплинарное судебное присутствие.

По характеру выполняемых процессуальных функций суды общей юрисдикции и арбитражные суды подразделяются на суды первой инстанции, суды апелляционной или кассационной инстанции. Верховный Суд РФ согласно ст. 126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью данных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебная инстанция – это суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, президиум), выполняющее строго определенные полномочия.

Судебную систему по вертикали условно можно разграничить на суды конституционной юрисдикции, суды общей юрисдикции и суды арбитражной юрисдикции. При этом единство судебной системы РФ обеспечивается наличием самостоятельных по своей специализации судов замыкающихся на едином высшем судебном органе. При этом судебная система выстраивается с учетом сочетания внутренней и внешней специализации.

К судам конституционной юрисдикции относятся Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являются обособленными по отношению друг к другу; решения, принимаемые конституционными (уставными) судами субъектов, не могут быть пересмотрены в Конституционном Суде РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют судебную власть посредством конституционного (уставного) судопроизводства, устанавливаемого законами соответствующих субъектов и регламентами данных судов.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства, и подразделяются на четыре звена, замыкающиеся на Верховном Суде РФ как высшем судебном органе.

Первое звено – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего района и рассматривающие судебные дела только по существу. Мировые судьи вправе рассматривать, в частности, уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; издавать судебные приказы; расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских нрав, об усыновлении (удочерении) ребенка; рассматривать имущественные споры, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, если цена иска не превышает установленную законом сумму. Мировые судьи также вправе рассматривать дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу .

Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ на основании федерального законодательства, предусматривающего общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ .

Второе звено – районные и приравненные к ним городские суды – рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Третье звено – верховные суды республик, краевые, областные суды и суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов – рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Четвертое звено – Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом, в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, а также дает разъяснения но вопросам судебной практики.

Порядок организации и деятельности судов общей юрисдикции регулируется Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают присяжные заседатели. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах .

Военные суды – окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды – как суды общей юрисдикции создаются но территориальному принципу по месту дисклокации войск и флотов. Данные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Порядок образования и деятельности военных судов регулируется Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов».

Военные суды организационно отделены от других судов общей юрисдикции и создаются в гарнизонах (соединениях), округах (видах Вооруженных Сил РФ, группах войск, флотах), представляя собой определенную подсистему, которая замыкается на Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Арбитражные суды являются взаимосвязанными между собой звеньями, осуществляющими правосудие в сфере предпринимательской деятельности путем разрешения споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений. Сторонами таких споров, как правило, выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в отдельных, определенных законом случаях, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные органы и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды подразделяются на три звена.

Первое звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ; пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Второе звено – арбитражные апелляционные суды, создаваемые на определенной экономико-географической территории. В соответствии с законодательством об арбитражных судах учреждено 20 таких судов. Наименования данных судов даны с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.).

Основными полномочиями данных судов являются проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу в первой инстанции, повторное рассмотрение дел и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

Третье звено – федеральные арбитражные суды округов, которые создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ. В Российской Федерации учреждено 10 федеральных арбитражных окружных судов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный. Основным полномочием данных судов является проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, а в ряде случаев – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

В Российской Федерации законодательно предусматривается возможность создания специализированных судов. В 2011 г. был создан Суд по интеллектуальным правам для профессионального и качественного рассмотрения споров, связанных с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав, а также для повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в этой области и для укрепления привлекательности российской экономики. Подобные специализированные суды существуют в ряде стран. В Германии это, например, Федеральный патентный суд, в Японии – Суд по защите интеллектуальной собственности.

Замыкаются суды арбитражной юрисдикции на Верховном Суде РФ, в котором действует Судебная коллегия по экономическим спорам.

В арбитражных судах предусмотрены арбитражные заседатели, которыми согласно Федеральному закону от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» могут быть лица, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

К компетенции арбитражных судов отнесены споры с участием юридических лиц (организаций), а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Эти споры возникают, как правило, в предпринимательской сфере и тесно связаны с экономикой. Специфика таких споров, обусловленная субъектным составом участников арбитражного судопроизводства и характером правоотношений, из которых возникают споры, порождает потребность в существовании наряду с судами общей юрисдикции арбитражных судов, определяет особенности арбитражного судопроизводства.

Арбитражные суды рассматривают разные категории споров: экономические (имущественные) споры из гражданских правоотношений; споры в сфере управления, т.е. вытекающие из административных и иных правоотношений; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан – индивидуальных предпринимателей; о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.

Суд как орган государственной власти имеет определенные законодательством органы управления (председатель суда и его заместители, президиум суда и т.д.).

Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ создание чрезвычайных судов не допускается. Суд является единственной властной структурой, которая приводится в действие по волеизъявлению уполномоченного на то субъекта права. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества.

Среди общих полномочий судов следует отметить закрепленное в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Кроме того, суды общей юрисдикции и арбитражные суды изучают и обобщает судебную практику; подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.

Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ согласно ст. 104 Конституции РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

По вопросам внутренней деятельности судов Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ принимают регламенты.

  • См.: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
  • См.: Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».
  • См.: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Судебная система РФ — это единая совокупность различных видов судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства нашей страны, осуществляющих судебную власть в форме конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Построение судебной системы в целом регулируется Конституцией РФ, Законом о судебной системе, а организация отдельных видов судов — рядом судоустройственных нормативных актов.

В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

  • — Конституционный Суд РФ;
  • — Верховный Суд РФ;
  • — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные, городские и межрайонные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • — арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Суд но интеллектуальным правам.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, единая судебная система РФ состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ, что определяется федеративным государственным устройством нашей страны, а также из конституционной юстиции, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, что связано с их компетенцией, особенностями отдельных форм судопроизводства.

К системе конституционной юстиции относятся Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Особенностью судопроизводства, осуществляемого данными судами, является то, что они не разрешают гражданские, уголовные, административные дела но существу, а рассматривают вопросы соответствия конституции или уставу нормативных актов, дают толкование конституции и решают другие правовые вопросы. Судебные постановления конституционных (уставных) судов не обжалуются в Конституционный Суд РФ, г.е. данные суды не связаны отношениями звеньев и инстанций.

Как и в любом государстве, наиболее многочисленной является подсистема судов общей юрисдикции. Данные суды в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, в соответствии со ст. 26 Закона о судебной системе могут быть образованы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. В широком значении они также относятся к судам общей юрисдикции.

Подсистема арбитражных судов, созданная для разрешения экономических споров и иных дел, сторонами в которых являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, состоит из ранее названных арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов округов и специализированного арбитражного суда.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом в отношении как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов. Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судебная система РФ построена на основе принципов единства; учета федеративного и административно-территориального устройства при организации судов; сочетания организационных и функциональных связей между судами.

Единство судебной системы обеспечивается:

  • — путем установления судебной системы Конституцией РФ и Законом о судебной системе;
  • — соблюдения всеми судами и мировыми судьями установленных федеральным законом правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • — признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • — законодательного закрепления единства статуса судей;
  • — финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принцип учета федеративного и административно- территориального устройства РФ при построении судебной системы вытекает из особенностей государственного устройства нашей страны.

Россия является федеративным государством, обеспечивает сочетание интересов единого государства и субъектов, в том числе в сфере организации судебной власти и построения судебной системы.

Как было указано выше, большинство судов нашей страны являются федеральными судами. Исключение составляют конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ и рассматривать вопросы, отнесенные к его компетенции, в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

В настоящее время конституционные (уставные) суды субъектов РФ не являются обязательным звеном судебной системы, а создаются лишь по инициативе конкретного субъекта.

Мировые судьи, отнесенные законом также к судам субъектов РФ, являются первым звеном системы судов общей юрисдикции, образуются на всей территории РФ. Их полномочия, порядок образования и деятельность устанавливаются как федеральным законом, так и законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие на основе федеральных законов, а вынесенные ими постановления могут быть обжалованы в установленном законом порядке в вышестоящие федеральные суды.

Наименования судов в большинстве случаев соответствуют наименованию субъекта РФ или административно-территориального образования, на территории которых действует суд (районный суд, областной суд, суд города федерального значения).

Военные суды, относящиеся к подсистеме судов общей юрисдикции, образуются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (военные суды гарнизонов, округов (флотов).

Территорией деятельности судов могут являться судебный участок, судебный район, судебный округ.

Нод судебным участком понимается территория деятельности мирового судьи с численностью населения от 15 тыс. до 23 тыс. человек.

Судебный район — территория деятельности федерального районного суда. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Судебный округ — территория деятельности федеральных арбитражных судов округов, объединяющая несколько субъектов РФ.

Территорией деятельности так называемых областных и соответствующих судов является территория субъекта РФ. Следует заметить, что, будучи созданными на уровне субъекта РФ, данные судебные органы не относятся к судам субъектов РФ, а являются отдельным звеном федеральной судебной системы. Субъекты РФ не могут образовывать самостоятельные судебные системы. В соответствии с п. «г» и «о» ст. 71, ч. 3 ст. 118 и ч. 3 ст. 128 Конститу- ции РФ вопросы судоустройства относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.

  • См.: Федеральные конституционные законы «О судебной системеРоссийской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»; Федеральный закон «О мировых судьях в РоссийскойФедерации», а также законодательство субъектов РФ, где образованыконституционные (уставные) суды.
  • Более подробно об инстанционных и организационных связях между судами речь пойдет в следующем параграфе.
  • Всего на территории РФ образовано 10 судебных арбитражныхокругов — Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный.

Добавить комментарий