Судебная власть и правосудие

Понятие судебной власти

Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Это положение закреплено в ст. 10 Конституции РФ. Тем самым судебная власть определена в качестве официальной ветви общей государственной власти.

Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Хотя определение судебной власти в Конституции РФ не закреплено, из содержания двух вышеуказанных статей вытекает, что оно должно опираться на трактовку термина «власть» применительно к судебной деятельности.

В общепризнанном значении словом «власть» обозначается «право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле». Во втором значении этого слова власть представляет собой собирательный термин государственного руководства в лице его органов. Из этого вытекает, что под властью одновременно понимается и то, что она осуществляется соответствующими органами (в нашем случае — судебными), и то, что власть реализуется путем воздействия на те или иные социальные отношения с целью их урегулирования.

Исходя из этого, судебная власть представляет собой единую систему органов, обладающих полномочиями по осуществлению конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства, а также деятельность по реализации указанных полномочий.

Судебная власть обладает рядом признаков, обусловленных ее местом и ролью в общем государственном механизме.

  • 1. Качественная определенность судебной власти. Данный признак означает, что судебная власть имеет свои собственные рамки и содержание, выделяющие среди иных ветвей государственной власти. Качественная определенность, непохожесть судебной власти обусловлена тем особым местом, которое занимает данная ветвь власти в общем механизме государства, и специфическими формами и способами ее реализации.
  • 2. Самостоятельность судебной власти. Это означает, что в своем проявлении судебная власть не зависит от других ветвей власти, а также от любых должностных лиц, которые представляют государственную власть. Более того, при принятии решений по конкретным делам суды не зависят от вышестоящих судебных органов, а дальнейшее движение дела имеет инстанционный характер.
  • 3. Подзаконность судебной власти. Принимая решения, суд действует в строгом соответствии с законом. Суд не создает новых правовых норм, а лишь надлежащим образом применяет закрепленные в законе предписания. Тем более суд не вправе подменять законность целесообразностью. При формулировании разъяснений по вопросам судебной практики суд не вправе входить в сферу ведения законодательной власти. В то же время высшие судебные органы являются субъектами законодательной инициативы, поэтому при необходимости она вправе обращаться с предложением о внесении изменений в действующее законодательство в законодательный орган — Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Судебную власть обычно рассматривают в качестве носителя функции правосудия как основного направления ее реализации.

Вместе с тем круг обязанностей, осуществляемых в рамках судебной власти, несколько шире и включает в себя реализацию как процессуальных, так и организационных функций.

К процессуальным функция.» судебной власти относятся такие направления деятельности судов, которые регламентированы процессуальным законодательством и осуществляются в строго установленном законом порядке.

При этом судебная власть реализуется по следующим направлениям: судопроизводство в Конституционном Суде РФ; рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях; рассмотрение жалоб, запросов и иных обращений в рамках осуществления судебного контроля; апелляционное, кассационное и надзорное судопроизводство; обеспечение исполнения судебных решений, а в ряде случаев -решений других органов (контроль над исполнительным производством).

К организационным функциям судебной власти относятся такие направления ее деятельности, которые являются вспомогательными по отношению к полномочиям первой группы и обеспечивают их надлежащее выполнение.

Данные функции состоят в следующем: разъяснения по вопросам судебной практики; толкование законов; использование права обращаться с законодательной инициативой; участие в формировании судейского корпуса; организационное обеспечение деятельности судов.

Стр 1 из 11

Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, Конституцией определено, что судебная власть является одним из основных самостоятельных видов государственной власти.

Судебная власть выступает как:

1) совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном соответствующим процессуальным законом. Сюда относятся также и иные полномочия: по обязательному толкованию норм права (Конституционный Суд РФ), контрольные полномочия (например, проверка законности ареста или задержания), некоторые другие второстепенные полномочия;

2) система государственных органов, осуществляющих вышеупомянутые полномочия.

Следует отметить, что четкого правового определения термина «судебная власть» в российском законодательстве пока нет. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» трактуется исходя из различных оснований – либо функциональных (как правомочия), либо институциональных (как система судебных органов или конкретный суд). В связи с этим в судебной власти необходимо выделять обе эти стороны в их тесной взаимосвязи.

Судебная власть обладает рядом признаков:

исключительность судебной власти.

независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти.

судебная власть осуществляет полномочия только посредством судопроизводства в строгом соответствии с процессуальным законом.

обязательность судебных постановлений (властный характер полномочий суда).

подзаконность судебной власти.

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых других категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

Иные организации, в названии которых содержится слово «суд», – суды офицерской чести, товарищеские суды и т.д., не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ.

Правосудие – форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и т.д. Правосудие осуществляется судом в установленном законом процессуальном порядке. Не следует отождествлять юридическое понятие правосудия с аналогичным этическим термином, подчеркивающим справедливость принимаемого решения.

Осуществление правосудия является главным содержанием судебной власти, важнейшей судебной функцией.

Правосудие в Российской Федерации в соответствии со ст. 118 Конституции РФ осуществляется путем:

рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, объединений, других общественных организаций;

рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

В соответствии с Законом «Об арбитражных судах в РФ» правосудие осуществляется также путем разрешения экономических споров арбитражными судами.

Конституционное судопроизводство также значительно отличается от уголовного, гражданского и арбитражного.

Основное функциональное отличие Конституционного Суда РФ от других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что он только контролирует соответствие тех или иных нормативных актов положениям Конституции РФ. Остальные же суды непосредственно применяют законы к конкретным ситуациям. Несмотря на то, что полномочия и задачи Конституционного Суда РФ имеют свои особенности, конституционное судопроизводство в полной мере может быть отнесено к области осуществления правосудия.

Таким образом, законодательно закреплены следующие виды судопроизводства:

конституционное;

гражданское;

уголовное;

арбитражное;

административное.

Будучи основными исходными положениями или требованиями для данной сферы деятельности, принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые положения, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

Принципы правосудия обладают рядом признаков:

носят объективный характер.

носят общий характер.

являются руководящими положениями.

закреплены в законе.

В своей совокупности принципы правосудия образуют систему и действуют в неразрывной связи друг с другом. Каждый отдельный принцип из этой системы является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности способствует соблюдению законности при разрешении дел в суде и т.п.

К системе принципов правосудия относятся:

законность;

осуществление правосудия только судом;

независимость судей;

осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

обеспечение каждому права на судебную защиту;

презумпция невиновности;

обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

состязательность и равноправие сторон;

гласность судопроизводства;

национальный язык судопроизводства;

участие граждан в осуществлении правосудия;

охрана чести и достоинства личности;

непосредственность и устность судебного разбирательства.

Принцип законности

Требование законности относится не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

На этом же основании суды обязаны соблюдать не только законы вообще, но и иерархию законов. В случае коллизии норм действующего права суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ, как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже после этого и иными законами.

Суд должен не только сам правильно применять действующее законодательство Российской Федерации, но и предупреждать любые нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также других государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, статья 226 ГПК РФ обязывает суд в качестве предупреждения выносить частное определение в случае обнаружения какого-либо нарушения законности гражданами или должностными лицами, а также существенных недостатков в деятельности предприятий, организаций.

В качестве гарантий соблюдения законности выступают и другие принципы правосудия. Их соблюдение означает и соблюдение принципа законности.

Принцип осуществления правосудия только судом

Функция осуществления правосудия предоставлена только суду. Ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает полномочиями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Это положение закреплено в статье 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона «О судебной системе Российской Федерации» определяет, что никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Только на стадии судебного разбирательства реализуются все принципы судопроизводства и правосудия, что неосуществимо, к примеру, на стадии предварительного расследования. В стадии судебного разбирательства подсудимый, его защитник имеют возможность реализовать больше прав. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Приговор и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд.

Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечивается нормами процессуального права, а также характером судоустройства в целом.

Закон «О судебной системе Российской Федерации» перечисляет все суды, действующие на территории Российской Федерации, и запрещает создавать какие-либо чрезвычайные суды. Соответствующие процессуальные кодексы (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ) детально регламентируют процедуру осуществления правосудия. Вмешательство в осуществление правосудия является серьезным правонарушением.

Принцип независимости судей

Это положение отражено в Конституции РФ (ст. 120); законах «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 6), Гражданском процессуальном кодексе РФ (ст.8), Арбитражном процессуальном кодексе (ст.5).

Судьи, присяжные заседатели и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. В Законе «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.1) указывается, что судьи «в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны».

Только независимый и беспристрастный суд может объективно рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело и вынести по нему законное, обоснованное решение, приговор. Согласно статье 9 Закона «О статусе судей Российской Федерации» независимость судей обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества.

Гарантией независимости судей является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они подлежат отводу.

Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.

С целью ограждения судей от влияния на них председательствующего или других судей установлен регулируемый процессуальным законом порядок принятия решений (например, ч.1 ст.298, ч.2 ст.301 УПК РФ) –

тайна совещательной комнаты,

порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним.

Принцип осуществления правосудия на началах
равенства всех перед законом и судом

Согласно статье 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола; расы; национальности; языка; происхождения; имущественного и должностного положения; места жительства; отношения к религии; убеждений; принадлежности к общественным объединениям.

Естественно, что данное положение распространяется на деятельность всех правоохранительных органов. Применительно к правосудию статья 7 Закона «О судебной системе Российской Федерации» определяет, что суд не отдает предпочтения участвующим лицам в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности и т.д.

Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.

Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются.

Суд не может давать кому бы то ни было не предусмотренные законом преимущества, а также искусственно создавать ограничения. Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом.

Вместе с тем, российское законодательство предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан – судей, депутатов, прокуроров.

Это является определенным отходом от данного принципа. Однако такие исключения являются общественно одобренной необходимой правовой гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц.

Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту

Конституция РФ (ст. 46) обеспечивает каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. В соответствии со статьей 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Сущность данного принципа состоит в признании, что правосудие лишь тогда является эффективным средством защиты прав личности, когда соблюдается судебная процедура.

На действия, бездействие и решения государственных органов или должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан, в соответствии с Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» могут быть поданы жалобы. Если суд признает обоснованность жалобы, он квалифицирует обжалуемое решение незаконным, что влечет за собой его отмену.

Жалобы могут быть принесены и на решения судебных органов путем обращения в вышестоящий суд.

Принцип презумпции невиновности

Понятие «презумпция» означает предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное. Принцип презумпции невиновности сформулирован в статье 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда».

Прокуроры, органы предварительного расследования обязаны также следовать этому принципу, так как он является не только принципом правосудия, но и всего уголовного процесса. Например, мнение следователя, выраженное в постановлении о привлечении кого-либо в качестве обвиняемого, несоизмеримо с приговором суда, выносимого от имени государства. Только одна инстанция может признать человека виновным – суд. Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на основе исчерпывающих доказательств не будет доказано в судебном порядке, что лицо виновно в совершении преступления.

При этом следует учитывать, что приговор вступает в законную силу спустя семь дней после его провозглашения, если он не был обжалован или опротестован, либо после его рассмотрения кассационной инстанцией, если она его не отменяет. До этого ничьи суждения и мнения о виновности лица (письменные и устные заявления, интервью, публикации) не имеют никакого юридического значения.

Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому
права на защиту Конституция РФ (ст. 48) гарантирует, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, установленных законом. Подробно данное право регламентировано рядом статей Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Обвиняемый может использовать для защиты своих интересов в суде от предъявленного ему органами предварительного расследования обвинения все предусмотренные законом средства.

Во-первых, обвиняемый вправе защищаться сам. Для этого он наделен уголовно-процессуальным законом широкими правами, которые он может реализовать в ходе судебного разбирательства. Подсудимый вправе:

знать, в чем он обвиняется;

давать объяснения по предъявленному обвинению;

представлять ходатайства;

заявлять отводы;

приносить жалобы на действия и решения суда;

участвовать в судебном разбирательстве;

обжаловать приговор;

иметь последнее слово.

Решение, использовать или не использовать предоставленные ему законом права и в каком объеме, целиком и полностью находится на усмотрении обвиняемого.

Во-вторых, обвиняемый вправе защищаться с помощью защитника – лица, которое в установленном законом порядке для оказания им юридической помощи допущено к участию в деле защиты прав и законных интересов подозреваемого; обвиняемого; подсудимого; осужденного; оправданного.

Конституция РФ (ст. 48) определяет, с какого момента в ходе досудебного производства подозреваемый или обвиняемый могут пользоваться услугами защитника. Что же касается судебного разбирательства, то вопрос о защитнике разрешается в подготовительной части судебного заседания. Подсудимый вправе сам выбрать себе защитника, либо это делают по его просьбе родственники или знакомые.

Защитник обязан использовать все законные средства и способы для оправдания подсудимого или смягчения ему наказания.

Фактически у него те же права, что и у подсудимого. Если у подсудимого нет средств для оплаты защитника, то ему может быть предоставлен защитник бесплатно.

Обеспечение подсудимому права на защиту означает, что суд обязан обеспечить ему возможность защищаться указанными средствами и способами, а также обеспечить охрану его личных и имущественных прав.

Принцип состязательности и равноправия сторон

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функций обвинения и защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты – другая. Эти стороны наделены равными процессуальными правами по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда.

Сторону обвинения в уголовном процессе представляют:

прокурор;

потерпевший;

гражданский истец.

Сторону защиты в уголовном процессе представляют:

подсудимый;

защитник;

законный представитель;

гражданский ответчик.

По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец, его представитель, а другую – гражданский ответчик и его представитель. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, проследить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона.

В арбитражном процессе стороны также наделяются равными правами для отстаивания своих законных интересов. Арбитражный суд рассматривает дело и выносит решение исходя из доказательств, представленных сторонами.

Принцип состязательности и равноправия сторон имеет важное значение для объективного рассмотрения дела и вынесения справедливого и обоснованного приговора.

Принцип гласности судопроизводства

Открытость разбирательства дел во всех судах закреплена в Конституции РФ (ч. 1 ст. 123); Законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 2).

Он означает, что при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел (кроме случаев, предусмотренных законом, когда судебное разбирательство проходит в закрытом заседании) доступ в зал свободен для всех граждан (за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями), представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено только в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства.

Статья 10 Всеобщей декларации прав человека указывает, что каждый для определения своих прав и обязанностей и установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено судом гласно и с соблюдением всех требований справедливости. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.14) также закрепляет право каждого на справедливое публичное разбирательство его дела. Вместе с тем, международное право признает возможность закрытого судебного заседания по соображениям необходимости обеспечения общественного порядка и соблюдения интересов правосудия (например, слушание дела в местах заключения или когда свидетели боятся давать суду правдивые показания).

Таким образом, гласность – это форма реализации контроля общества за работой судебных органов. Подлинная независимость правосудия неотделима от таких способов социального контроля за деятельностью суда, которые исключают бесконтрольность судебной власти и обеспечивают недопустимость произвола.

Принцип национального языка судопроизводства

Согласно Конституции РФ (ст. 26) каждый гражданин Российской Федерации имеет право пользоваться родным языком. Русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики вправе устанавливать свой государственный язык (ст. 68 Конституции РФ). Исходя из этих конституционных положений, Закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепил, что судопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, в арбитражных и военных судах ведется на русском языке. Судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. В судах субъектов РФ судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется право на родном или другом избранном ими языке:

делать заявления;

заявлять ходатайства и приносить жалобы;

давать объяснения и показания;

знакомиться с материалами дела;

выступать в суде.

Суд, рассматривающий дело, в этих случаях обязан не только разъяснить им это право, но и обеспечить участие переводчика.

Переводчик не только переводит в суде показания лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, но и переводит ему показания свидетелей, вопросы суда и т.д.

Лицам, участвующим в деле, все судебные документы вручаются переведенными на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. УПК РФ предусмотрено, что в делах о преступлениях лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, обязательно участие защитника.

Ведение процесса на государственном языке республики, на территории которой находится суд, рассматривающий дело, является необходимым условием обеспечения гласности судопроизводства.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Конституция РФ (ч. 5 ст. 32) гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 1) указывает, что правосудие осуществляется наряду с судьями народными, арбитражными, присяжными заседателями.

Народные заседатели участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции общей юрисдикции (Вновь принятыми Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами в состав суда народные заседатели не введены, однако судебная практика показывает, что без них пока обойтись невозможно. В связи с этим в настоящее время формируется новый состав народных заседателей в соответствии с требованиями ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000 N 37-ФЗ.). При осуществлении правосудия они пользуются всеми правами судьи, так же, как и профессиональный судья, независимы и подчиняются только закону.

Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам принимаются совместно судьей и народными заседателями большинством голосов, причем народный заседатель, не согласный с принятым решением, имеет право выразить письменно свое особое мнение, которое прилагается к приговору или решению. Для того, чтобы не оказывать давление на решение народных заседателей, председательствующий судья должен подать свой голос последним.

Присяжные заседатели осуществляют правосудие только по уголовным делам, подсудным судам субъектов федерации. В отличие от народных заседателей, они не имеют одинаковых прав с судьей при осуществлении правосудия.

Роль присяжных заседателей заключается в вынесении вердикта – решения по вопросам, поставленным перед ними судьей. Причем судья в обсуждении решения участия не принимает. Вердикт может быть как обвинительным, так и оправдательным. Обвинительный вердикт принимается простым большинством голосов, а для оправдательного достаточно равенства голосов. На основе вердикта судья выносит обвинительный или оправдательный приговор и, если приговор обвинительный, назначает наказание.

Коллегия присяжных заседателей образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных. В соответствии с законом присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону. На них распространяются в полном объеме гарантии неприкосновенности судьи.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел при необходимости применения конкретных знаний в сфере предпринимательской или экономической деятельности. Поэтому арбитражными заседателями могут быть лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели (как и народные, в количестве двух человек) имеют равные процессуальные права с председательствующим арбитражным судьей.

Перечень категорий дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда.

Принцип охраны чести и достоинства личности

Особую значимость при реализации принципов правосудия приобретает соблюдение судом установленных Конституцией РФ (гл. 2) прав и свобод человека и гражданина, к числу которых относятся охрана государством достоинства личности. Охрана чести и достоинства человека является одним из его важнейших прав и статья 21 Конституции РФ специально указывает, на принципиальное отсутствие правовых оснований для его умаления.

Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своего доброго имени гарантирует статья 23 Конституции РФ. Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству по делам о половых преступлениях, а также по другим делам, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, может быть назначено закрытое судебное заседание.

По гражданскому делу закрытое судебное заседание может быть назначено в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и для сохранения тайны усыновления.

В статье 23 Конституции РФ провозглашается также право на тайну:

переписки;

телефонных переговоров;

почтовых и телеграфных сообщений.

Указывается также, что только суд может принять решение об ограничении этого права.

Принцип непосредственности и устности
судебного разбирательства

Надо отметить, что этот принцип напрямую в Конституции РФ не зафиксирован. Однако некоторые авторы высказывают мнение, что конституционные принципы гласности и состязательности не могут быть реализованы вне условий устности и непосредственности судебного разбирательства.

В силу принципа непосредственности суд все свои выводы, содержащиеся в решении или приговоре, обязан делать только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании. И только при наличии особых обстоятельств суд может вместо допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей огласить их показания, данные на предварительном следствии.

Устность судебного разбирательства при этом означает, что все доказательства должны быть восприняты судом устно и должны устно же обсуждаться участниками процесса. Просьба подсудимого приобщить его письменные показания к делу не освобождает суд от обязанности допросить его. Все содержащиеся в деле документы оглашаются председательствующим вслух. В устной форме осуществляются и прения сторон.

6.8. Судебная власть.

План.

  • Суд. Судебная защита. Правосудие. Понятия.
  • Судебная власть в РФ.
  • Принципы деятельности органов судебной власти.
  • Задачи судебной власти.
  • Судебная система РФ.
  • Федеральные суды.
  • Суды общей юрисдикции.
  • Мировой суд.
  • Присяжные заседатели.

Суд.

Суд – осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Судебная защита — государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации.

Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Задачи судебной власти:

  • разрешение конфликтов и поров на основании законов;
  • осуществление конституционного контроля – проверку соответствия законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти нормам Конституции РФ;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение мер юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Судебная система Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды:
  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ (статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Юрисдикция – подсудность, право производить суд; круг дел, подлежащих ведению данного учреждения.

Суды общей юрисдикции – система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Компетенция мирового судьи:
  • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено минимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
  • дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Вердикт – это решение коллегии присяжных заседателей.

Если вердикт о полной невиновности подсудимого, то его немедленного освобождают из-под стражи в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. Издаётся постановление об оправдательном приговоре.

Добавить комментарий