Сущность гражданского общества

Понятие, сущность гражданского общества

Гражданское общество — система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп. Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Понятие «гражданское общество» используется как в широком, так и в узком смысле. Гражданское общество в широком смысле охватывает все сферы человеческой деятельности. В более узком, наиболее распространённом смысле, это существование демократических институтов и правого государства, которое обеспечивает верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни, гарантирует свободу личности.

Условия возникновения гражданского общества:

  • 1. Наличие правового государства, которое обеспечивает и реализует права и свободы граждан;
  • 2. Появление возможности у граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности;
  • 3. Ликвидация сословных привилегий.

Гражданское общество — это негосударственная часть общественной жизни, социальное пространство, в котором люди связаны между собой и взаимодействуют друг с другом в качестве свободных независимых субъектов.

Главным субъектом гражданского общества является суверенная личность. Т.е. гражданское общество строится на основе невластных связей и отношений.

Основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом.

Т.е. гражданское общество только тогда проявляет свою жизнедеятельность, когда его члены обладают конкретной собственностью, или правом на использование и распоряжение ею. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности (колхоза, предприятия) — действительно являются таковыми.

Наличие собственности служит основным условием свободы личности в любом обществе.

Гражданское общество основывается и на социокультурных отношениях, включающих семейно-родственные связи, этнические, религиозные.

В гражданское общество входят и отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Это группы по интересам, политические партии (не правящие), группы давления, движения, клубы.

Т.е. обеспечивается культурно-политический плюрализм, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан.

Гражданское общество — это социальное пространство, где люди на добровольной основе объединяются в организации, центры, которые создаются не государством, а самими гражданами.

Т.е. эти объединения существуют отдельно от государства, но в рамках действующих в государстве законов.

Основные типы гражданского общества:

  • — социальные структуры;
  • — совокупность граждан страны в целом;
  • — совокупность граждан мира.

Структура гражданского общества:

  • — негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
  • — совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;
  • — общественные объединения и организации; политические партии и движения;
  • — сфера воспитания и негосударственного образования;
  • — система негосударственных средств массовой информации;
  • — семья;
  • — церковь.

Признаки гражданского общества:

  • — полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • — самоуправляемость;
  • — конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • — свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • — всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;
  • — жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство;
  • — сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений. Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.

Категория «гражданское общество» изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля «Философия права». По Гегелю, гражданское общество — это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация). Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.

Гражданское общество — не только сумма индивидов, но и система связей между ними.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико этатическое понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного. Говоря об ответственности как об объективном явлении общественной жизни имеется в виду прежде всего функцию отражения в общественном и индивидуальном сознании совокупности «общественно- должных”, нормативных требований к личности и формам ее жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального развития.

Существуя в рамках субъектно-объектных отношений, ответственность связана с теми из них, которые порождают определенные требования к личности, социальным общностям. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Иначе говоря, ответственность как деятельностное отношение представляет собой конкретно-исторический тип взаимодействия между личностью и обществом. Именно поэтому социальная ответственность как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса становления гражданского общества и правового государства, ибо предполагает осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной действительности, реализуясь в исторически значимой деятельности. Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Негативный аспект характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества. Позитивный аспект подразумевает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким, как демократия и парламентаризм. Основой этого процесса выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Отстаивая свои права, политические позиции, индивид соотносит их со своими представлениями о законности, праве, морали, социокультурными ориентациями.

Социальная ответственность личности, субъекта есть полифункциональное явление, где сливаются политические, правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие базу для осознания человеком дихотомии своих прав и обязанностей и определяющие характер его деятельности.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. Намного важнее оказалось положение человека в современном обществе, в социалистическом и постсоциалистическом, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор, например, собственность на средства производства, господствовавший тип общественного распределения, монопольное положение компартии. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.

Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений (нравственных, семейных, религиозных, национальных, социально- экономических и др.), обеспечивающих условия для реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности экономической, политической, социальной, культурной и духовной сфер.

Признаки

  1. Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  2. Развитая демократия;
  3. Правовая защищённость граждан;
  4. Определённый уровень гражданской культуры;
  5. Высокий образовательный уровень населения;
  6. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  7. Высокая степень самоуправления;
  8. Свободно формирующиеся общественные мнения, плюрализм;
  9. Неприкосновенность частной собственности
  10. Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Функции

  1. Сдерживает произвольное расширение государственной власти
  2. Создаёт и развивает механизмы общественного самоуправления
  3. Обеспечивает сменяемость власти
  4. Защищает частные сферы жизни людей
  5. Ведёт борьбу за внедрение принципа правового государства

Концепции

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества:
как противопоставление анархии;
как противопоставление церкви;
как противопоставление государству;
как конкретный феномен западной цивилизации.

Цитаты

Лозунг истинного гражданского общества — не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим.” (Дуайт Эйзенхауэр)
Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества… (Гоббс)
Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства. (Томас Пейн)
Гражданское общ-во находится вне государства, но в тесном с ним контакте. (Гегель)
Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. (Маркс и Энгельс)
Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.(Георг Гегель)
Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство. (Маркс и Энгельс)
…Мы заинтересованы в том что бы развивалось гражданское общество в самой России, что бы оно ругало власть, помогало власти определять свои собственные ошибки, корректировать свою политику в интересах людей (В.В. Путин)

Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество — это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и автономию от государства и его произвольного вмешательства.

Изначально понятия «государство» и «гражданское общество» отождествлялись. Жан-Жак Руссо первым предположил, что это делать нельзя, поскольку гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных развитых формах государственного устройства, где государство ответственно перед обществом и им же формируется.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него следующих признаков:

  • это должно быть сообщество свободных индивидов, каждый из которых является собственником, не важно, крупным или не очень. Только собственник может быть социально свободным и не зависеть от государства;
  • это всегда открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, информации и контактов с остальным миром;
  • это всегда плюралистическая система со сложной структурой. В таком обществе присутствует множество общественных форм (объединений, клубов), а также форм собственности;
  • это должна быть саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Только она может быть независима от государства. В ней присутствует ярко выраженная гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность на благо общества;
  • это должно быть правовое демократическое общество, где связующими факторами выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Современное российское общество находится лишь на пути к этому. Оно в стадии развития. Идеального гражданского общества нет нигде, поэтому каждое лучше или хуже соответствует обозначенным критериям. Государство, безусловно, может вмешиваться в эти отношения, но только строго в рамках закона, одобренного самим обществом через его представителей в парламенте.

Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство — это особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечиваются верховенство закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Иными словами, правовое государство невозможно без гражданского общества. Перечислим принципы правового государства:

  • верховенство закона. Все в государстве должно соответствовать закону, но и закон не должен противоречить естественным правам человека, данным ему от рождения;
  • разделение властей (данный вопрос был уже освещен выше);
  • взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами;
  • гарантированность прав и свобод граждан. Здесь велика роль судов и правоохранных органов, таких как прокуратура, МВД, уполномоченные по правам человека и т. д.;
  • соответствие национального законодательства общепринятым международным нормам. Это не означает, что законы государства должны копировать международное законодательство. У национальных и международных правовых актов разное предназначение. Необходимо другое: чтобы законы государства не противоречили нормам международного права. Если же такое случается, приоритет должны иметь последние. Естественно, данный принцип действует лишь тогда, когда государство подписывает международные акты и тем самым берет на себя соответствующие международные обязательства.

Б01 10.22394/1818-4049-2019-87-2-93-99 УДК 316.334.3

Б. П. Макарова

Анализ сущности и признаков гражданского общества:

теоретический аспект

В статье представлен анализ структуры гражданского общества, основанный на рассмотрении различных подходов к определению ее сущности и основных характеристик. Обосновывается актуальность рассмотрения проблемы теоретической трактовки «гражданского общества» из-за изменения парадигмы»социального государства». Рассматриваются как зарубежные, так и отечественные подходы к трактовке сущности гражданского общества. Приводятся дефиниции гражданского общества в рамках ценностного, субъектного, процессного, структурного, пространственного, сетевого, функционального, цивилизационного, норлштивного подходов. Заостряется внимание на социологической, эконолшческой, правовой и философской интерпретации «гражданского общества». Несмотря на многообразие подходов, автор считает, что единое, удовлетворяющее весь круг исследовательских интересов, определение гражданского общества вряд ли возможно, однако междисциплипарный подход к его трактовке позволит отразить многогранность этого явления. Что касается характеристик гражданского общества, то автор приходит к выводу, что основными чертами, присущими гражданекому обществу, являются: основа гражданского общества — активная личность, которая при условии неукоснительного соблюдения всеми участниками общественных отношений норм права реализует собственные и общественные интересы посредством общественных институтов и структур.

Ключевые слова: социальное государство, гражданское общество, личность, социальная активность, общественные организации.

Взаимодействие государства и общества (в научной литературе оно подчас носит название социального государства) в отношении бремени социальных расходов, которые необходимы для поддержания социального благополучия граждан, претерпело несколько этапов развития: от первоначального невмешательства государства в рамках экономики «laissez-faire» через <<welfare state» («государство благосостояния») к государству всеобщего благоденствия, а затем к критике и кризису такой модели до идеи неопатерналистского социального государства .

Как отмечают многие российские исследователи, государство и общество отходят от патерналисткой модели взаимоотношений, т. е. от взятия государством на себя всей полноты ответственности за социальное благополучие граждан, и переходят к партнерской модели, когда

бремя осуществления социальных расходов во многом перекладывается на само общество и его представителей . Так, среди многих отечественных ученых распространено мнение о смене российской парадигмы в отношении бюджетных расходов на социальные нужды и о подходах к оценке их эффективности с «государства-мецената» к «государству-инвестору» .

Наблюдаемый сдвиг парадигмы взаимоотношений общества и государства обуславливает изменение во всех сферах: социальной, экономической и политической. Таким образом, находясь в условиях незавершенного парадигмального сдвига, мы можем отслеживать векторы изменений социальных, экономических и политических процессов, а также в некоторой степени влиять на них.

Вышеизложенное позволяет сделать

Евгения Павловна Макарова — старший преподаватель кафедры экономики и финансового права, Дальневосточный институт управления — филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: mrs.emak(ayandex.ru

вывод о необходимости изучения вопросов об изменении ролевых позиций, сфер влияния, принципов, а также социального, правового и экономического фундамента взаимоотношений общества и государства. Одним из таких основополагающих вопросов для множества отечественных и зарубежных исследований в области социального государства является гражданское общество и его дефиниция.

Признак «социальное» в характеристике государства применительно к Российской Федерации, в первую очередь, берет свою трактовку из п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в котором характеристикой государства такого вида является именно особая направленность деятельности органов государственной власти и государственного управления, которая заключается в создании «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1.

Создание условий в более широком понимании, не ограничивающееся только удовлетворением базовых потребностей, должно заключаться в формировании базы и предоставлении ресурсов для осуществления общественной деятельности человека, его участия в жизни общества и государства (что позволит ему реализовать целый комплекс потребностей: социальных, престижных (личных), духовных (самовыражение)). Такое участие предполагает деятельный аспект: чем более человек «включен» в общественную деятельность, тем больше он имеет возможность оказывать влияние на общественную жизнь. Активная позиция человека, его деятельность формируют его гражданскую позицию и подводят нас к еще одному определению — «гражданское общество».

Феномен «гражданского общества» находится в поле зрения исследователей различных направлений ученой мысли. О гражданском обществе и его основных признаках, характеристиках и иных аспектах высказывались и высказываются ученые различных областей: политологи, юристы (особенно активны

на этом поприще цивилисты), экономисты, философы, историки и социологи. И хотя многие специалисты в различных областях знания обращали пристальное внимание на данный феномен, все же стоит признать, что окончательно точка не поставлена в дискуссии о сущности, основных характеристиках и признаках гражданского общества, о том насколько сильно либо слабо его влияние (и есть ли оно вообще) на общественное устройство и процессы, происходящие в обществе; о его основных инструментах воздействия на них.

Рассмотрим лишь некоторые подходы к раскрытию сущности «гражданского общества».

Зарубежные исследователи в основном рассматривают гражданское общество как «… тип социальной интеграции независимых и свободных граждан, занимающих активную гражданскую позицию и разделяющих базовые ценности» .

Отечественные трактовки гражданского общества разнообразны, в связи с чем выделяется множество подходов к его трактовке, а именно: ценностный, субъектный, процессный, структурный, пространственный, сетевой, функциональный, цивилизационный, нормативный .

Подходы предполагают различный угол зрения на проблему определения гражданского общества и предлагаемый путь ее решения: либо через выявление конкретных субъектов гражданского общества и описание их возможных путей взаимодействия, либо основываясь на выделении элементов гражданского общества и описании их взаимосвязей, либо через призму реализуемых посредством концепции гражданского общества ценностных установок.

Интересно определение, данное гражданскому обществу 3. Т. Голенковой, которая рассматривает его с двух позиций: теоретической и нормативной. По ее мнению, с одной стороны, гражданское общество является агрегированным понятием, обозначающим «специфическую

совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей…» . С другой стороны, гражданское общество рассматривается ею как некая нормативная концепция, мотивирующая и побуждающая граждан и иных социальных субъектов мобилизоваться и осуществлять различные типы и формы гражданской активности. То есть это понятие трактуется 3. Т. Голенковой не как закрепленное в пусть и разрозненных нормативных документах, установленное государством положение дел в обществе, рамочная концепция, задающая правила поведения (здесь важно — изначально навязанная государством обществу), но как идея, побуждающая общество к максимальной самоактуализации посредством требования от государства через определенные общественные институты и инструменты, коими эти институты обладают, воплощения гражданского общества в реальности.

Трактовка гражданского общества как идеализированного общественного и государственного состояния, подчас имеющая много общего с утопическими концепциями общественного устройства, не нова и находит отражение в работах современных авторов: «…идея гражданского общества возникла как некая разновидность утопии — так называемая утопия «самоограничения», включающая в себя целый спектр дополнительных форм демократии и сложную систему гражданских, социальных и политических прав» .

Часто цитируемое экономическое определение гражданского общества описывает его как нечто являющееся «совокупностью формальных и неформальных организаций и правил (институтов), которая соединяет отдельного индивида или семью (домохозяйство) с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики)»2.

Еще одно определение гражданского общества как совокупности структур принадлежит А. П. Трескову, представляющему его в качестве совокупности «социальных, религиозных, развитых,

экономических и иных структур, межличностных взаимоотношений, формирующихся и модернизирующихся в социуме вне границ и без вторжения государства в его деятельность», причем такая система отношений формирует»… условия для самореализации каждого гражданина, каждой группы для удовлетворения их каждодневных потребностей» .

Куянова А. В. и Юрицин А. Е. высказывают идею об основной задаче гражданского общества, которая им видится как «… наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей человека, развитие социальной активности субъектов» .

Субъектного подхода придерживается Я. П. Харченко, устанавливая, что такое общества всегда есть совокупность именно сознательных граждан, рационально реализующих индивидуальные интересы

С позиции философии гражданское общество рассматривается как «… совокупность различных неправительственных институтов, достаточно сильных, чтобы служить противовесом государству и, не мешая ему, выполнять роль миротворца и арбитра между основными группами интересов, сдерживать его стремление к доминированию и «томи зации остального общества»3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цивилизационный подход можно представить характеристикой гражданского общества как особой формы общественного существования, возникающей на определенном этапе общественного (исторического) развития.

Также довольно популярен подход, изложенный К. А. Грандоняном, представляющий гражданское общество как «справедливое демократическое экономически развитое общество, цель которого — оптимальное удовлетворение позитивных интересов и потребностей человека — достигается путём реализации потенциала свободной активной инициативной личности с помощью различных инструментов» .

3 Геллнер Э. Условия свободы. М., 1955. URL: https://texts.news/peTvoistochruki-filosofii-knigi/ rojdenie-lozunga. html

Определение объединяет в себе черты цивилизационного, ценностного и субъектного подходов.

Отметим, что все исследователи гражданского общества, так или иначе, рассуждают о присущих ему признаках и характеристиках. Так, Ю. В. Березут-ский дает характеристику гражданского общества через следующие признаки:

1 — сами люди, их активность, реализуемая посредством гражданских инициатив;

2 — совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, имеющая свою специфику и реализуемая посредством различных институтов и структур гражданского общества;

Н. П. Сидорова особо акцентирует, что одним из основных показателей формирования и развития гражданского общества выступают общественные организации .

Активность граждан в деятельности развитой системы общественных некоммерческих организаций, как и само ее наличие, также выделяется другими авторами (например, .

Т. Б. Якимова избирает характеристику гражданского общество через такие его функции, как: представительские (в отношении интересов граждан), агентские (в отношении реализации социальной политики) и функции конкурента (государству в отношении оказания социальных услуг) и внешнего побудителя (в отношении социальных процессов) .

Сотрудник ФГБУН «Институт социально- экономического развития территорий Российской академии наук» В. С. Каминский выделяет следующие черты гражданского общества:

1 — особый тип социальной интеграции свободных личностей, базирующийся на гражданских отношениях (условия: общая цель, готовность людей к консолидации, добровольность, самоорганизация, равенство прав участников);

2 — общественные организации как общепризнанный канал деятельности людей;

3 — партнерские отношения с государством на основе «… принятых и устоявшихся конституционных и правовых норм, легитимизированных общественным сознанием» .

Е. А. Ко гай к признакам гражданского общества относит разнообразные социальные практики, посредством которых реализуются, как общественными организациями, так и отдельными людьми, с оциально- ориентированные проекты .

К основным чертам гражданского общества также можно отнести :

1) независимость от государственных структур (также такая независимость включает в себя самостоятельность относительно кв аз инеп рав ительств енных организаций, что не противоречит взглядам большинства исследователей на природу, признаки и институты гражданского общества);

2) институт частной собственности;

3) высокий уровень правового и культурного развития человека (патриотизм, инициативность, самоуправляемость);

4) законодательная база в тесном взаимодействии с реально функционирующим механизмом осуществления права граждан на информацию, что также подразумевает под собой свободу деятельности средств массовой информации, их ограниченность только буквой закона, а также отсутствие государственной цензуры;

5) общественный плюрализм;

6) гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, в том числе равенство прав и свобод, возможность свободной реализации права на общественные объединения, создание законодательной базы, стабилизирующей отношения между государством и гражданским обществом.

Также интересным представляется то, что для функционирования гражданского общества во всей его полноте необходимо: отделение политики от экономики и от социальной сферы; невмешательство власть имущих в социальную жизнь; политический централизм и экономический и социальный плюрализм4.

Любопытно, что некоторые правоведы отмечают наряду с таким распространен-

ным признаком гражданского общества, как институциональный характер, зависимость общества от государственной воли, что является чрезвычайно дискуссионным моментом Также к характеристикам гражданского общества отнесем: территориальную характеристику (идентификация людьми друг друга в сообществе по «территориальному» признаку); наличие специфической правовой связи между человеком и государством — гражданство; составную часть государства; разумный баланс и удовлетворение интересов различных социальных групп .

Подводя итог, в отношении сущности и характеристик гражданского общества следует признать, что:

во-первых, гражданское общество является исследовательским феноменом, объединяющим в себе диаметрально противоположные подходы к его рассмотрению: от исключительно умозрительного концепта, недостижимого идеала, до вполне четкой характеристики общества, наблюдаемого в конкретный исторический период развития. Столь большой разброс возможностей для изучения формирует интерес у исследователей различных научных областей: философии, юриспруденции, политологии, экономики, социологии. Таким образом, единое, удовлетворяющее весь круг исследовательских интересов определение гражданского общества вряд ли возможно, однако, по мнению автора, междисциплинарный подход позволит отразить многогранность этого явления;

во-вторых, сколь бы много ни было характеристик гражданского общества, в большинстве своем они сводятся к следующему: основа — активная личность, которая на основе неукоснительного соблюдения всеми участниками общественных отношений норм права реализует собственные и общественные интересы посредством общественных институтов и структур).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исключительная важность понима-

ния сущности и развития в нашей стране гражданского общества отражена на самом высоком управленческом уровне — в Посланиях Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию в 20135 и 20 1 56 гг.

Список литературы:

2. Гайнутдинова Л. А. Базовые характеристики гражданского общества / / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 103. С. 215-225.

3. Гимазова Ю. В. Социально-ориентированные некоммерческие организации как объект научного исследования // Вестник Университета. 2014. № 16. С. 184-189

4. Голенкова 3. Т. Гражданское общество в России / / Социологические исследования. 1997. № 3. С. 25-36.

8. Когай, Е. А. Социальные практики гражданского участия в развитии регионов Центрального Черноземья / / Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 167-173.

9. КуяноваА. В., Юрицин А. Е. Гражданское общество в Российской Федерации: организационно-правовые пробле-

6 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 03 декабря 2015 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864.

мы формирования и развития / / Вестник Омской юридической академии. 2014. № 3 (24). С. 4-7.

10. Носаненко Г. Ю. Взаимодействие НКО и власти в городе Набережные Челны (по материалам эмпирического исследования) / / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2014. Т. 14. № 3. С. 86-91.

11. Родионова О. В. Неопатерналистское государство как оптимальная модель современного социального государства / / Общественные науки и современность. 2012. №4. С. 95-102.

15. Усватов И. С. К вопросу о структуре гражданского общества: определение понятия института гражданского общества / / Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 82-84

16. Харченко Я. П. О признаках гражданского общества / / Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2 (45). С. 40-42

Библиографическое описание статьи

Analysis of the nature and characteristics of the civil society:

theoretical aspect

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: social state, civil society, personality, social activity, public organisations.

12. Rubinstein A. Ya. Twenty-five theses on the activity of the state in the social sphere // ENSR. 2009. N° 1 (44). Pp. 25-38. (In Russian).

Добавить комментарий