Понятие государства.
1. Государство – самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее; сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель).
2. Государство – союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой (Цицерон).
3. Г – общество людей, которое само распоряжается и управляет собой (И. Кант).
4. Г – общая воля, является выражением преобладающей силы (Локк).
5. Г – отношение воль множества людей, союзное единство оседлых людей, обладающее первичной государственной властью; корпорация населяющего определенную территорию народа (Еллинек).
6. Г – юридическая персонификация, юридическое воплощение нации (Эсмен).
7. Г – результат естественной дифференциации в обществе между властвующими и подвластными, т.е. те люди, которые располагают властью благодаря тому, что сильнее других (Дюги).
8. Г – естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать правопорядок (Гумплович).
9. Г – соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. (Шершеневич).
10. Г – общественный союз, представляющий собою самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми (Коркунов).
11. Г – юридический институт, который выступает как фактор интеграции общества в единое целое (Кокошкин).
12. Г – подавление одного класса другим и выражение воли правящего класса. (Ленин и Маркс).
13. Г – организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (Матузов, Малько).
14. Г – политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.
15. Г – исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом (проф. Гойман-Червонюк).
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства, — писал Г. Ф. Шершеневич, — понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, — утверждал Ф. Ф. Кокошкин, — а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что эта «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»‘.
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения походят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы (Корельский и Перевалов) считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Признаки государства:
1. Публичная власть, специальный аппарат управления и принуждения.
2. Система налогов и займов, наличие государственной казны.
3. Территориальное деление населения.
4. Право.
5. Суверенитет.
*6. Общеобязательный характер актов государства. (Морозова Л.А.)
*7. Символы, атрибуты, памятные даты. (Марченко)
Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».
В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.
Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство — это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных. Макиавелли отошел от представления о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж. Боден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д. Локк), «организация совместной народной ЖИЗНИ на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. фон Моль).
Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.
1. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).
2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).
3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.
4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Орну, А. Геленц).
5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе (Е. Ланг, К. Дойч).
6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство — это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.
В отечественной науке государство понимается как форма правовой организации и деятельности политической власти. Иногда в широком смысле государством считается политически организованное общество, а в узком — государственный аппарат, т. е. совокупность государственных органов.
13. Государственная власть, её понятие и свойства
Категория «власть» являлась и является дискуссионной. Еще Конфуций уподоблял власть императора власти отца, а отношения властвующих и подвластных — семейным отношениям. Аристотель считал, что отношения власти присущи всем предметам, в том числе и неодушевленным. Средневековые авторы выдвигали на первый план божественную власть и считали ее человеческий вариант лишь производным.
Современные западные политологи не проводят существенных различий между властью и влиянием. При этом указывается, что власть — это способность воздействовать на поведение индивидов. Власть рассматривается как реализация интересов, выражение политической активности, участие в принятии решений. Содержание отношений власти (властеотношений) составляют навязывание воли властвующего подвластным и подчинение подвластных.
Власть есть явление социальное, она является необходимой принадлежностью любого общества. Власть возможна лишь в отношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальная власть основана на силе (это может быть физическая сила, сила убеждения, сила красоты и др.).
В подходах к сущности власти в литературе выделяется ряд направлений:
1. Бихевиористское (поведенческое). Власть рассматривается как определенный тип поведения.
2. Телеологическое (целевое). Власть понимается как возможность осуществления определенных целей.
3. Инструментальное. Власть, по данному подходу, есть возможность применения средств принуждения.
4. Структурное. Власть — это прежде всего отношение между управляющим и управляемым.
5. Конфликтное. Власть — это возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.
6. В советской науке власть понималась как способность подчинять своей воле, как волевое отношение либо как функция коллектива по руководству совокупной деятельностью. Имелись в науке дискуссии и по отношению к субъектам (носителям) государственной власти. Например, марксисты считали таким субъектом экономически господствующий класс, сторонники элитаристских концепций — элиту, представители теории плюралистической демократии отстаивали точку зрения, что власть распылена между классово неоднородными носителями.» Во многих современных ^конституциях закреплена теория народного суверенитета, согласно которой источником и верховным носителем государственной власти признается народ.
Государственная власть опирается на определенные основы. В частности, можно выделить экономическую, социальную, нравственно-идеологическую основы.
Важнейшим требованием к государственной власти в демократическом обществе является ее легитимность. В узком смысле легитимной признается законная власть, т. е. власть, образованная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовыми нормами. В широком смысле легитимность — это признание власти народом, признание ее права управлять общественной жизнью, готовность населения подчиняться такой власти.
М. Вебер выделил три типа легитимной власти: харизматическую, традиционную и рациональную.
Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация — это насильственный, противозаконный захват власти либо присвоение чужих властных полномочий.
Традиционными методами осуществления государственной власти являются убеждение и принуждение. При этом государственное принуждение должно быть законным, обоснованным и справедливым и может осуществляться лишь специально уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В современных условиях среди методов осуществления государственной власти возрастает роль морального и особенно материального стимулирования.
При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества.
Так, древнегреческий философ Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство — это «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты”. Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Сущность государства — это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функционирование. Долгое время в нашей юридической науке господствовал марксистский подход к определению сущности государства. Абсолютизация насилия как его сущности привела К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ульянова-Ленина к утверждению, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства. Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный классовый характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления. В этих условиях государство, выражая интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ производства. Но после революции 1917 г. в России и «великой депрессии” 1929-1933 гг. в странах Запада и США, поставивших вопрос о судьбе капитализма, изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях господства права. Государство стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества. Изменилось и само общество. Статус человека и его принадлежность к какой-либо социальной группе определяются сегодня не только отношением к средствам производства. Власть приносит также обладание информацией, квалификацией, талантами. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциальная деятельность. И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.
Существование государства в качестве политической организации обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.
Как структурная организация государство находит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных организаций (политических партий, профсоюзов и т. п.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.
Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно-территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.
В современной юридической науке наиболее распространенным определением государства является следующее: государство -это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
Следует отметить, что обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Его ввел Н. Макиавелли. До ϶ᴛᴏго использовались более конкретные понятия: полис (государство-город), сщ^аа (государство-город), геа риЬИса (дело народа), княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т. д. Впоследствии данными терминами стали обозначать преимущественно формы государства. При этом следует отметить, что и сам термин «государство» неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом, или страна как некое геофафическое пространство.
Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.
Остается актуальным теологический подход к пониманию государства. Согласно христианскому учению, государство — божественного происхождения. «Дар власти — от Бога», — сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела»). «Это как бы власть Божия — с отеческой заботой, кᴏᴛᴏᴩая не только руководит целым, но и касается частностей». Целью власти будет не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважат ь права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.
Другой разновидностью теологического подхода будет мусульманское учение, согласно кᴏᴛᴏᴩому глава государства халиф -— наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен {халиф, имам, правительство) — не господин, а слуга мусульманского права, кᴏᴛᴏᴩое он изменить не может.
Юридический подход к государству состоит по сути в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен (см. гл. 13) рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.
При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход в общем никем не отрицается, так как государство действует на определенной территории, оно — орудие политической власти, власть его распространяется на все население.
Кибернетический подход к государству состоит по сути в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход, безусловно, демонстрирует определенные реальности, связанные с государством, так как осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом — издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, я в виде обратной связи — информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.
Социологический подход состоит по сути в том, что государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. При этом здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство о) ождсствляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю, государство — «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что большинство населения (часть ϲʙᴏбодных и рабы тем более) исключается из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у Канта: государство — объединение людей под эгидой права. Коркунов определял государство как союз ϲʙᴏбодных людей с принудительным правопорядком.
Второй вариант социологического подхода состоит по сути в том, что государство — относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство — ϶ᴛᴏ организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи?
Либеральная концепция государства — ϶ᴛᴏ концепция «государства — ночного сторожа». Государство не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
Особое место занимает марксистское понимание государства. Марксизм рассматривает государство как особую организацию, выделившуюся из общества в результате разделения общественного труда.