Сущность и типология государства

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Типология государства — это его специфическая классифика­ция, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-эко­номические признаки (общественно-экономическая формация).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­нию представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решаю­щим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, бур­жуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма суще­ственно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический харак­тер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за­программированностью, между тем история многовариантна и дале­ко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, нацио­нальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть зам­кнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определен­ных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны: недооцениваются социально-экономические факторы; по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

Понятие и классификация ФОРМ государства

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обще­стве, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как: социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет co6oй систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и анти­демократический политические (государственные) режимы).

Форма правления

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения населением.

По формам правления государства подразделяются на монархии республики.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) срочность;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республикаx (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в смешанных (Фран­ция, Финляндия) — совместно президент и парламент.

Форма гос устройства

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Форма национально-государственного и административно-тер­риториального устройства — это элемент формы государства, ха­рактеризующий внутреннюю структуру государства, способ его по­литического и территориального деления, обусловливающий опре­деленные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Различают следующие формы:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства как, например, в Польше, Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органа­ми и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-территориальному принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государствен­ный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рам­ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой не­прочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) транс­формировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственно объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств), форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Государственный режим

Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие не в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются а его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической

власти со стороны государства, но и со стороны политических пар­ий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для форми­рования представлений об основных системах власти. Именно исхо­дя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласное в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10)тип политического поведения;

11)характер политического лидерства;

12)учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13)доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14)степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15)принципы взаимоотношения общества и власти;

16)политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государст­венной безопасности и т.д.);

17)мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

18)существование реальных механизмов привлечения к полити­ческой и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание ка­тегории «политический режим».

Актуальность исследования проблемы обусловлена происходящими в современном российском обществе системными преобразованиями всех сфер общественного бытия, в том числе и государственно-правовой сферы. В целом современный этап его развития характеризуется как типично переходный период, при котором наблюдается кардинальная смена двух общественных и государственно-правовых систем, прямо противоположных в своих социально-экономических, духовно-нравственных и идеологических составляющих. Начавшийся с 90-х гг. XX в. период перехода от советского общества и социалистического типа государства и права, основу которых составляла плановая, командно-административная система, к рыночным отношениям, гражданскому обществу и правовому государству, основанным на демократических идеалах и ценностях, представляется необратимым процессом. Вместе с тем можно предположить, что данный период является лишь начальным этапом генезиса новой государственно-правовой и социально-экономической организации современного российского общества. При этом ускоренный процесс разрушения «развитого социализма» и сами по себе идеи рынка и демократических преобразований общественной и государственно-правовой сфер современной России не могут дать однозначный ответ на вопрос о том, государство и право какого типа должны сформироваться в российских условиях в ближайшей и отдаленной перспективе.

Необходимо подчеркнуть, что ответ на обозначенный вопрос также нельзя обнаружить ни в действующей Конституции Российской Федерации, ни в текущем законодательстве, ни в судебных решениях, ни в каких-либо иных официальных документах органов публичной власти, политических партий и иных общественных объединений. В силу вышеизложенного комплексный анализ концептуальных основ типа современного Российского государства и права и определение его типологических особенностей является одной из актуальных задач общей теории государства и права.

В некоторой степени неопределенность современного российского общества в избрании основного вектора своего государственно-правового строительства, бессистемность и непоследовательность осуществляемых зачастую реформ в государственно-правовой сфере и, соответственно, в отдельных случаях недостаточная их эффективность предопределили и практический интерес к исследованию типа современного Российского государства и права. С учетом анализа соответствующих типологических признаков можно с различных позиций рассмотреть проблему эффективности функционирования государства в современной российской практике, прийти к пониманию тех действий, которые могут обеспечить ему способность сбалансированного управления процессами реформирования российского общества. Кроме того, исследование данной проблематики позволит спрогнозировать основные тенденции и перспективы дальнейшего государственно-правового развития российского общества.

Особенности эволюционной институционализации типа современного Российского государства и права определяются следующим:

  • 1) прерывностью (дискретностью) и непрерывностью (преемственностью, континуальностью) эволюционного исторического пути государственно-правового развития современного российского общества;
  • 2) эволюционным развитием отношений собственности, при котором в современном российском обществе и государстве данные отношения находятся в процессе своего становления и являются переходными к развитым социально-капиталистическим отношениям собственности;3) генезисом современной российской политической системы в направлении ее демократического и открытого характера. Вместе с тем в силу преемственности советской политической традиции современной российской политической системе свойственны некоторые специфические признаки советской политической системы, в частности, элементы авторитарного политического режима, недостаточная развитость в институте парламентаризма каналов представительства интересов различных групп населения, тенденции однопартийного, что свидетельствует лишь о начальном этапе ее стабилизации.

Типологическая характеристика современного Российского государства и права как переходного типа государства и права, представляющего собой определенное качественное состояние в государственно-правовом развитии российского общества, возникшее в условиях перехода от Советского социалистического государства и права, недостаточна. Альтернативность в государственно-правовом развитии общества на переходных исторических этапах предполагает определение конечной цели в эволюционно-институциональном оформлении современного Российского государства и права. В контексте существующих типологий государственно-правовых явлений и выделяемой в их рамках системы основных типов государства современное Российское государство можно квалифицировать, как государство, находящееся в процессе эволюционного перехода от Советского социалистического государства к развитому социально-капиталистическому правовому государству.

Социально-капиталистическому государству присущи:

1) социальный, демократический, правовой, светский характер;

2) социальное назначение частной собственности, направленной на обеспечение интересов всего общества;

3) социальное партнерство, основанное на разнообразных формах контроля со стороны общества за деятельностью государства;

4) высокие темпы информационно-технологического развития;

5) усиление мер государственного регулирования экономических, социальных, политических, культурных, идеологических отношений.

Так, основными характеристиками современного Российского государства и действующего в нем права являются:

1) прерывность (дискретность) и непрерывность (преемственность, континуальность) своем развитии с Советским социалистическим государством и правом;

2) элементы демократизма;

3) преимущественно правовой;

4) социальный;

5) светский характер.

В целом можно сказать, что современный этап развития общества характеризуется как типично переходный период, при котором наблюдается кардинальная смена двух общественных и государственно-правовых систем, прямо противоположных в своих социально-экономических, духовно-нравственных и идеологических составляющих.

государство власть территориальный институционализация

Государство— это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Признаки государства

Признаки государства:

  1. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

  • конституция,

  • военная доктрина,

  • законодательство.

  1. Управление и планирование:

  • публичная власть:

  • глава государства (правительство),

  • парламент,

  • суд.

  • нормирование жизни общества (система права),

  • государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,

  • хозяйственная деятельность (экономика):

  • денежная система,

  • налоговые сборы,

  • государственная казна.

  • Собственность (ресурсы);

  • Территория;

  • Население;

  1. Наличие подчинённых организаций:

  • правоохранительная деятельность,

  • вооружённые силы,

  • периферийные административные организации.

  1. Наличие государственного языка (языков);

  2. Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект);

  3. Гражданство;

  4. Государственные символы.

  5. Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.

Типология

Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

При формационном подходеглавным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Достоинства формационной типологии:

• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факто ров, которые действительно влияют на общество;

• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.

Недостатки:

• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

При цивилизационном подходеосновным критерием выступают духовные признаки – культур ные, религиозные, национальные, психологические.

Достоинства цивилизационной типологии:

• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;

• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная», близкая к реальности типология государств.

Недостатки:

• недооцениваются социально-экономические факторы;

• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.

Функции государства

Функции государства– это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

Государство – это политическая организация общества, которая обеспечивает его целостность и единство посредством реализации государственного механизма управления делами общества. Она придает праву общеобязательное значение, отправляет суверенную публичную власть, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивает законность и правопорядок.

Сущность как философская категория означает главное и необходимое в определенном явлении. Таким образом, сущностью государства является наиболее характерное и важное в нем, что определяет его содержание и социальное назначение.

При исследовании сущности государства необходимо принимать во внимание два аспекта:

– любое государственное образование представляет собой организацию политической власти (формальная сторона);

– интересы, которым оно служит (содержательная сторона).

Наиболее важным аспектом при изучении сущности государства выступает его содержательная сторона, то есть чьи интересы эта организация политической власти защищает.

Исходя их вышеуказанного, можно выделить следующие подходы к изучению сущности государства: классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый.

Согласно классовому подходу государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса. В данном случае оно используется как средство обеспечения запросов преимущественно господствующего класса. При этом первоочередное удовлетворение запросов определенного класса обычно вызывает отторжение и сопротивление у представителей других классов.

В этой связи возникает проблема, которая выражается в необходимости постоянного снятия либо преодоления данного сопротивления при помощи насилия и принуждения. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные государства по своей сути являются классовыми.

Более прогрессивным принято считать общечеловеческий (общесоциальный) подход. В рамках данного направления государство определяют как организацию политической власти, которая формирует условия для достижения компромисса между интересами разных классов и социальных групп. При этом оно используется в качестве средства для обеспечения интересов преимущественно всего общества, удовлетворения запросов различных слоев и классов, посредством реализации компромиссных решений. Оно не занимает однозначной классовой позиции, а выступает как арбитр, который пытается согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, предотвратить конфликты либо разрешить их.

Также выделяют религиозный, расовый, национальный и иные подходы к изучению сущности государства. В их рамках в политике конкретного государственного образования преобладают соответственно религиозные, расовые, национальные запросы.

При религиозном подходе государство характеризуется как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации взглядов определенной религии.

При национальном (националистическом) подходе оно определяется как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов титульной нации посредством ущемления интересов других наций, проживающих в данной стране.

При расовом подходе государство рассматривается как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов определенной расы посредством ущемления прав других рас, проживающих в данной стране.

Следовательно, сущность государства имеет множество аспектов. Она не ограничивается лишь классовыми либо общесоциальными началами. По этой причине при выявлении сущности государства на первый план может выйти любое из вышеназванных начал в зависимости от исторических обстоятельств.

Социальное назначение государства зависит от его сущности. Оно определяет, цели, задачи, функции и характер его деятельности.

Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

Вопросы

1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

2. Легитимность и легальность государственной власти

3. Понятие и сущность государства

4. Типы государства: различные подходы

Ответы

1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают прису­щее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть

неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общест­венной организации! партии, государства, общества и т.п.); она — важ­нейшее средство функционирования социальных структур и институ­тов.

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государствен­ная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими зве­ньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «поли­тическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на госу­дарственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

  • распространяется на все общество;

  • носит публично-политический характер;

  • опирается на государственное принуждение;

  • осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.);

  • система налогов;

  • деление населения по территориальному признаку и др.

2. Легитимность и легальность государственной власти

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и под­властных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется об­щественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средст­вам принуждения, то власть такой группы принято считать нелеги­тимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управ­ление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти — не совпадаю­щие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридичес­кой характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выпол­нение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

  • рациональный, когда власть узаконена установленными демокра­тическим путем и признанными нормами права, основана на подчине­нии не личности руководителя, а законам, в рамках которых избира­ются и действуют представители власти;

  • идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологичес­ких ценностей, которые ею провозглашены;

  • традиционный, когда власть признается оправданной в силу обы­чаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

  • харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политичес­кого лидера (вождя от бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти яв­ляются идеальными и не существуют в чистом виде. В конкретно-ис­торических условиях каждой страны эти типы смешиваются при до­минировании одного из них.

О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той

или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряжен­ности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восста­ний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции суще­ствующему режиму и пр.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспече­ние их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы до­биться усиления поддержки масс, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

3. Понятие и сущность государства

Государство — это организация политической власти, содействую­щая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два ас­пекта:

  • то, что любое государство есть организация политической влас­ти (формальная сторона);

  • то, чьим интересам служит данная организация (содержатель­ная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется как средство для обеспече­ния главным образом интересов господствующего класса. В этом слу­чае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда пробле­ма в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью наси­лия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);

общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для ком­промисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концент­рирующих интересы различных классов и слоев, большинства населе­ния страны, употребляя преимущественно такой метод, как компро­мисс.)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и на­циональный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на пер­вый план может выходить любое из вышеназванных начал.

4. Типы государства: различные подходы

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-эко­номические признаки (общественно-экономическая формация). ‘ Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­нию представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соот­ветствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В за­висимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, со­циалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиат­ский способ производства и прафеодализм).

Достоинства данной типологии:

  • продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма сущест­венно влияют на общество;

  • показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

  • она во многом однолинейная, характеризуется излишней запро­граммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

  • недооцениваются духовные факторы (религиозные, националь­ные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, националь­ные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из пред­ставителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиоз­ных, национальных, географических и других признаков. В зависи­мости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китай­скую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

  • выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

  • в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

  • недооцениваются социально-экономические факторы;

  • по сути дела это типология не столько государства, сколько об­щества.

Добавить комментарий