Теоретические основы исследования

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

Теоретическая основа исследования – эта система научных положений, научных теорий, методологический принципов и подходов, на основе которых выдвигалась гипотеза исследования и проводился анализ теоретических и эмпирических результатов исследования.

Пример:

Теоретической основой исследованияявились теории учебной деятельности Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова; концепции профессиональной компетенции и профессиональной компетентности, разрабатываемые в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО под руководством Г.В. Мухаметзяновой.

Методы и методики исследования

В переводе с древнегреческого «метод» означает «путь к …» — путь к достижению определенной цели, какого-либо результата.

Говоря о методе исследования, обычно имеют в виду определенные принципы, способы познания, а также разработанные на их основе правила и процедуры исследования.

К основным методам исследования, используемым в психологии относятся:

а) методы теоретического исследования (сравнение, обобщение, классификация, типологизация, метод аналогий);

а) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование);

б) методы математической обработки и анализа эмпирических данных (статистический, корреляционный, кластерный, факторный, дисперсионный, контент-анализ);

Выбор метода определяется выбором объекта и предмета исследования, целями и задачами исследования, а также возможностями и пристрастиями исследователя.

Методика исследования – конкретная форма реализации метода, позволяющая получать исходные эмпирические данные (протоколы наблюдения или эксперимента, конкретный тест, отдельная анкета или опросник).

Пример:

В исследовании были использованы методы экспертных оценок, эксперимента, психологического тестирования, анкетирования.

Для определения уровня профессиональной компетентности учителей использовались специально разработанная Анкета (см. Приложение 1) и бланк экспертных оценок (см. Приложение 2).

Степень понимания учащимися объяснений учителя определялась методом контент-анализа.

Для определения уровня развития процессов мышления использовались интеллектуальные тесты (см. Приложение 3).

При обработке и анализе эмпирических данных использовались методы математической статистики и корреляционного анализа.

Проверка достоверности результатов эмпирического исследования осуществлялась с использованием статистических критериев Стьюдента.

Опытно-экспериментальная база исследования

Экспериментальная база исследования– это место, где проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования (учреждение образования, организация), и выборки испытуемых, которые принимали участие в исследовании.

Пример:

Экспериментальной базой исследования была гимназия № 75, учащиеся 8-х и 10-х классов в количестве 96 человек (54 девочек и 42 мальчика) и учителя-предметники в количестве 8 человек со стажем педагогической деятельности от 3 до 15 лет.

Практическая значимость исследования

Обоснование практической значимости исследования требует указания на прикладные области психологии, в которых возможно применение результатов исследования.

Основная часть работы

В главах основной части работы подробно рассматривается состояние проблемы исследования, дается обоснование гипотезы исследования, описываются методики и процедуры исследования, приводятся основные результаты и дается их интерпретация. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения поставленных задач, выносятся в приложение, на которые в основном тексте работы обязательно должны быть ссылки.

Основная часть работы делится на две части: теоретическую и эмпирическую.

2.5.1. Теоретическая часть

В теоретической части раскрывается теоретическая база исследования. Раздел включает в себя:

· анализ ключевых понятий и основных теоретических подходов, используемых в исследовании темы ВКР, с обязательной ссылкой на публикации ведущих специалистов (психологов), которые занимались исследованием тех или иных аспектов данной темы;

· анализ эмпирических данных по проблеме исследования, полученных разными авторами, и выражение своего отношения к ним (к каким относится критично и почему);

Логика изложения материала в теоретической части должна быть подчинена цели формулирования и обоснования гипотезы исследования и подходов к ее эмпирической проверке.

При изложении теоретической части обязательно делать ссылки на литературные источники (публикации), из которой берется тот или иной материал. Ссылка делается с использованием квадратных скобок, в которых проставляется номер, под которым данная публикация значится в списке используемой литературы, например . При цитировании каких-либо положений и заимствовании отрывков текста из используемой публикации следует указывать и номер страницы, на которой расположен соответствующий текст, например .

Задача теоретической части – глубже разобраться в сущности выбранной темы исследования. Эта часть показывает уровень понимания студентом проблемы и предмета исследования, дает представление о том, насколько студент ориентируется в том, кто из психологов и какой вклад внес в исследуемую им проблему.

Общее содержание теоретической части следует разбить на ряд отдельных разделов (параграфов), в соответствии с определенной логикой изложения.

2.5.2. Эмпирическая часть

В отличие от теоретической части, где студент демонстрирует свои умения работать с литературой и анализировать различные теоретические концепции, в эмпирической части он демонстрирует навыки практического использования различных психодиагностических процедур, умение работать с испытуемыми, организовывать и проводить психологическое тестирование.

В данном разделе необходимо подробно описать порядок организации и проведения исследования, используемые в исследовании методы и методики, перечень диагностируемых показателей, порядок обработки и анализа исходных эмпирических данных.

Следует дать по возможности развернутые ответы на вопросы о том, что исследовалось и измерялось, как проводилось исследование и измерение, какие результаты были получены. Обязательно необходимо указать степень точности и уровень достоверности результатов исследования.

Эмпирическая часть исследования включает в себя:

— описание и обоснование выбора методик и процедур, используемых в исследовании;

— указание на порядок отбора испытуемых для исследования;

— изложение результатов качественной и количественной обработки и анализа полученных эмпирических данных;

— интерпретацию данных (т.е. раскрытие их научного психологического содержания, прежде всего, в контексте проблемы и гипотезы исследования);

— оценку достоверности выводов, которые делаются на основании анализа эмпирических данных, и их соотношение с гипотезой исследования (насколько она подтверждается или не подтверждается).

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично, аргументировано излагать материал. Изложение материала и его оформление должны соответствовать определенным требованиям, основные из которых изложены в разделе 5.

Заключение

Данная часть работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования. Здесь дается краткое изложение результатов и выводов, полученных в ходе выполнения ВКР, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Необходимо подчеркнуть то новое, существенное, что получено в результате исследования.

Обычно конечные результаты исследования оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев.

В данной части можно отметить, какие важные побочные научные результаты получены, какие в связи с этим встают новые научные задачи.

Список литературы

Список используемых литературных источников располагается после выводов и перед приложениями. Он позволяет документально подтвердить достоверность приводимых в тексте заимствований и ссылок.

Количество указываемых литературных источников – от 15 до 30.

Расположение библиографических источников дается либо по фамилии автора, либо по первому слову в названии книги, документа или статьи, если авторы не указаны. Авторы-однофамильцы располагаются в алфавите инициалов. Труды одного автора — в хронологическом порядке.

⇐ Предыдущая123456

Рекомендуемые страницы:

Главная | О нас | Обратная связь

Безусловно, наука – «предприятие коммунарное» (коллективное). Ни один учёный не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человеческого рода. Наука требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна.

Теоретическая основа – это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточных для решения исследовательской задачи (Лебедев О.Е.). В качестве теоретической основы исследования могут выступать научные теории, концепции, идеи, положения и т.п. философов, педагогов, психологов и др. специалистов в той или иной области исследования. Это могут быть представленные в рамках исследовательских подходов (системный, компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, средовой, аксиологический и т.д.), заявленных авторами:

— теории (теория высшего педагогического образования, теория развития мышления, теория развивающего обучения, теория поэтапного усвоения знаний, теория формального образования, теория профессионально-педагогического образования, теория целостного педагогического процесса, теории моделирования как метода познания и преобразования действительности, зарубежные теории «профессионального развития» и т.д.),

— концепции (концепция личностно-ориентированного образования, концепция содержания образования, концепция профессионально-мотивированного обучения, концепция проблемного обучения, концепция активного/интерактивного обучения, концепция политехнического образования, концепции гуманизации образования и т.д.),

— положения (положения методологии педагогической науки, положения о личности как субъекте собственного развития в обучении, положения, раскрывающие сущность, содержание и структуру профессиональной подготовки учителя, положения концепции социального воспитания и воспитательных систем, положения гендерного подхода, положения системного подхода и т.д.),

— педагогические идеи (идеи интеграции содержания образования и теории межпредметных связей, идеи о гуманистическом характере воспитания и образования, развития и самосовершенствования личности, идеи личностно-ориентированного образования, идеи культурологи и образования, социально-педагогические идеи сохранения здоровья подрастающего поколения и т.д.).


Вопрос. Научная новизна,

Теоретическая и практическая значимость исследования

Научная новизна

Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационной развитости. (Перефразировав можно сказать, что каждый исследователь имеет научную разработку, соответствующую его уровню подготовленности).

Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Понятие «научность» предполагает прежде всего открытие законов,постижение сущности изучаемых явлений!!

Как правило, этот раздел строится в следующих формулировках:

· разработаны (например, основы чего-то);

· раскрыты (состав и структура чего-либо);

· обоснованы (положения о…);

· определены (педагогические условия…);

· выявлены (совокупность чего-либо);

· установлены (критерии) и т.д.

Новизнаможет быть следующей (виды предложены Лебедевым О.Е.):

· установлены и описаны новые педагогические факты;

· раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления;

· выявлены новые существенные признаки известных научных понятий;

· установлены новые закономерности, причинно-следственные связи;

· выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой, исследовательской и т.д.);

· обоснована концепция, создающая теоретическую основу для решения важной практической задачи;

· обоснована теория, позволяющая объяснить сущность и прогнозировать развитие сложных процессов в сфере образования (воспитания).


Также в качестве новизны могут выступать:

· разработанные и экспериментально апробированные модели;

· выявленные в ходе эксперимента организационно-педагогические условия.

В историко-педагогических исследованиях в качестве новизны могут выступать:

· выявленные предпосылки становления;

· основные факторы и этапы развития исследуемого явления;

· особенности содержания и организации образовательного процесса в том или ином типе учебного учреждения и.т.

При написании курсовой необходимо придерживаться определенных правил и структуры. Так, во введении, которое мы тщательно разбирали на нашем телеграм-канале, очень важно правильно отразить методы исследования, используемые студентом при написании работы.

Однако практика показывает, что не все студенты одинаково хорошо понимают, что же представляют собой эти методы исследования и как их описывать.

В этой статье мы расскажем, что такое методы исследования, как их описывать в работе и какие применять.

Что такое методы исследования в курсовой

Методы исследования – это способ получения знаний и навыков, расширения теоретической базы. Именно они помогут студенту получить или доказать тезисы, полученные в курсовой.

Однако в науке существует очень много методов. Не все из них стоит применять при написании курсовой. Выбор методологии научного исследования в курсовой работе будет напрямую зависеть от формулировки целей и задач.

Например, для работ по физике есть метод физического моделирования. В работах, связанных с биологией, может встречаться метод биоиндикации.

Виды методов исследования

В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые используют в любой науке, то вторые подходят только для конкретных сфер, где можно применят лишь узкие исследовательские приемы, принципы познания.

Также методы могут быть общими (те, которые используют во всем процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.

Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на:

  1. Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, находит связь между ними.
  2. Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создает мысленные модели, использует гипотезы.

Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать ее изменению.

Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.

Классификация методов исследования

Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделены на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методов.

Теоретические методы:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификация;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Практические методы:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Выбирать метод наугад нельзя, так как он будет подробно раскрыт в основной части курсовой. Тут же будут подробно описаны результаты и анализ применения выбранного метода. Вот почему его нужно подбирать тщательно и обоснованно для каждой конкретной работы.

Чтобы сделать это, давайте подробно изучим каждый метод.

Теоретические методы

Метод абстрагирования

В его основе лежит конкретизация отдельных свойств явления или предмета, которое призвана изучить курсовая.

Этот метод довольно часто встречается в гуманитарных науках. С его помощью удается уловить серьезные закономерности в таких науках, как педагогика, философия, психология.

Хороший пример абстрагирования – изучение литературы, которая разделяется на большое количество стилей, жанров и пр. Например, мы можем изучить жанры литературы, отбросив ненужные характеристики языка, издания печати, стиля и т.д.

Метод аналогии

Принцип заключается в следующем: мы можем сделать выводы об объекте и предмете исследования на основе знаний о свойствах и характеристиках предмета и объекта, схожего с теми, которые изучаем мы в данный момент.

У этого метода нет стопроцентных результатов, но ученые отмечают его высокую эффективность в целом.

Метод аналогии хорошо применять тогда, когда у нас нет возможности изучить непосредственно исследуемый объект.

Например, так часто изучают планеты земной группы, их условия и свойства для возможного будущего освоения человеком.

Метод классификации

Это один из самых простых, но вместе с тем эффективных методов исследования в курсовых. Его суть в структуризации, то есть разделении объектов на схожие по определенным признакам группы.

Например, классифицировать можно по следующим признакам:

Учащийся может разработать собственную классификацию и использовать ее в исследованиях курсовой работы.

Метод обобщения

Речь идет об объединении нескольких объектов и предметов в группу по определенным признакам, чтобы выявить их общие характеристики и особенности.

Обобщение может быть:

  • эмпирическим или индуктивным – от конкретных свойств к общим;
  • аналитическим – переход между суждениями без использования эмпирической действительности.

Например, метод обобщения используют для перехода от понятия «лайм» к «цитрусовым», а потом к «растениям» в общем.

Метод сравнительного анализа

Суть метода – сопоставить характеристики и свойства нескольких предметов, попутно выявляя их сходства и различия.

Например, его часто используют для сравнения стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик разных автомобилей.

Метод синтеза

Речь идет об объединении в одно целое предварительно обнаруженных или уже известных свойств/характеристик предмета.

Этот метод идет бок о бок с методом анализа, так как является его частью и выступает объединяющим фактором.

Метод анализа литературы

Этот метод помогает сделать выводы о степени изученности разных аспектов, по каким имеется огромный список научных трудов, а какие лишь на стадии изучения.

Этот метод часто используют в следующих типах работ:

  • научный труд авторитетного автора,
  • коллективная монография,
  • заметка, очерк, статья,
  • мемуары и пр.

Чем больше работ по определенной тематике, тем более глубоко она изучена и тем более исследованным считают предмет/явление.

По этому же принципу работают методы архивных источников и изучения документации.

Практические (эмпирические) методы

Метод эксперимента

Его редко используют для курсовых, так как в его основе лежит принцип повторяемости и доказательности.

Суть метода в том, чтобы в ходе эксперимента у автора была возможность не только продемонстрировать определенное свойство/явление, но и была возможность его повторить.

Хороший пример – эксперимент Галилея по выявлению скорости падения свинцового шарика и пушечного ядра.

Метод наблюдения

Именно с этого метода начинается любое научное познание, так что он считается ключевым в списке всех методов.

В его основе лежит наблюдение за объектом и фиксирование любых значимых деталей, изменений, реакций, свойств.

Например, в ходе наблюдения за птицами через бинокль орнитолог фиксирует важные данные: места их обитания, поведение, отношения с сородичами и т.д.

Метод измерения

Важность этого метода заключается в фиксации и дальнейшем выражении в численных показателях любых физических параметров: роста, веса, длины, объема и других при использовании определенных единиц измерения.

Например, измерение длины определенного животного, по которому можно делать выводы по размерам всех представителей этого вида.

Метод моделирования

В общем смысле речь идет о копии, уменьшенном и структурированном образе объекта/явления, имитации.

Моделирование может быть следующих типов:

  • предметное – воспроизведение части объекта;
  • знаковое – моделирование путем схем, формул, чертежей и пр.;
  • мысленное – мысленные или виртуальные операции (компьютерные программы, алгоритмы и пр.).

Этот метод часто используют в разработке и создании новейших технологий, конструировании авто, сооружений и т.д.

Метод бесед/интервью

В основе этих двух методов лежит личный разговор с тем, кто способен предоставить важную информацию об изучаемом объекте/явлении или сам является таковым.

В отличие от беседы, у интервью более регламентированный порядок. Во время него опрашиваемому задают более конкретные, заранее сформулированные вопросы, требующие четкого ответа. При этом тот, кто является инициатором разговора, не высказывает свою точку зрения.

У беседы же характер более непринужденный. Здесь оба участника могут свободно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы друг другу.

Это довольно распространенные научные методы исследования при написании курсовых, так как их легко реализовать и они весьма эффективны.

Метод опроса и анкетирования

У этих методов тоже много общего: в обоих вопросы готовят заранее, дают несколько подходящих для ответа вариантов.

Отличаются они тем, что опрос можно проводить и письменно, и устно. Анкетирование можно реализовать только в письменной или компьютерной форме, причем чаще всего – графически.

В методологии исследования курсовой эти способы направлены на работу с большим количеством людей для получения максимально точных результатов.

Метод описания

У этого метода есть много общего с методом наблюдения. Отличается от него тем, что здесь фиксируют не только явления и поведение, но и внешние признаки и вид изучаемого явления/объекта.

Например, при использовании метода наблюдения орнитолог описывал взаимодействие птиц. Если бы он использовал метод описания, он бы документировал и внешний вид пернатых, их гнезд и пр.

Как отбирать методы исследования для курсовой

При таком обилии методов научного исследования можно запутаться. Выбирать подходящие можно по следующим критериям:

  1. Соответствие принципам научных изысканий.
  2. Прогностичность или научная обоснованность.
  3. Соответствие логике рассмотрения, комплексная взаимосвязь с другими методами.

Как оформлять методы исследования в курсовой

Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.

При описании методов автор должен понимать, где и как он их реализовал в работе. При этом важно не переборщить и не написать лишних, так как проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал.

Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, их обязательно укажите.

Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:

Дисциплина «История»
«Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны».

Дисциплина «Право»
«Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».

Дисциплина «Психология»
«Психология. Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР»

А еще вы можете посмотреть образец, как органично вписать методы научного исследования в курсовую.

Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остается лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если с этим не сложилось, не опускайте руки и не теряйте время. Обращаетесь в сервис студенческой помощи, где с этим помогут в минимальные сроки.

Добавить комментарий