Теория неолитической революции

Человек жил уже не один год, не век, а целые тысячелетия. Люди постоянно менялись, и уже тогда имели облик, подобный сегодняшнему. Сложнее стали способы охоты, наряднее жилища. Но, как и раньше, были очень редкими костры и люди постоянно двигались на новые места обитания в поисках пропитания. Такова была жизнь 12 тысяч лет назад.

С тех пор еще пару тысяч лет позади, и вот, мы могли бы узреть в то время древнейший прототип самой обычной деревни: колосятся хлеба, пастбища с коровами и овцами, огромные поселки с сотнями домов. Это уже более привычный пейзаж для нас, правда, без огромных городов, но уже с селами, обработанными полями, с оседлой жизнью и домашним хозяйством. Этот этап человек прошел не сразу, а двигался маленькими шагами. Эти шаги и были исследованы учеными, которые прозвали данный этап жизни человека, как «неолитическая революция».

Что же такое «неолитическая революция в истории»

В X-IX тыс. до н.э. начался процесс перехода к абсолютно новому, более совершенному этапу каменного века, который прозвали неолитом – то есть, новый каменный век. Фундаментальными отличиями данного периода являются, прежде всего:

  1. Усовершенствованные технологии обработки камня.
  2. Новые, более продуктивные и качественные инструменты из все того же камня. К этому добавились новые этапы в производстве деревянных и костяных инструментов, которые тоже пользовались популярностью.
  3. Производство тканей и посуды из глины – именно в этом периоде истории впервые начали развиваться перечисленные ремесла.
  4. Первые средства передвижения (лыжи, сани, первобытные лодки).
  5. Существенный рост продуктивности труда.

В то же время, охота и собирательство постепенно исчерпали свои возможности – на смену данной деятельности пришли раннеземледельческие культуры. Все эти, и многие другие связанные с ними изменения, включая такой не менее важный пункт, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальной революции в системе материального производства, что и получило название «неолитической революции».

Термин «неолитическая революция производственного хозяйства» был введен в оборот англичанином Г. Чайлдом. Этот процесс был весьма продолжительным – он начался еще в период мезолита, а закончился в Евразии в палеометаллической эпохе, протекал неоднородно на разных территориях, и везде по-своему. В результате, аж до периода Нового Века на Земле сохранялись популяции с еще тем, самым древним видом промысла – собирательством. В определенных случаях целые отрасли народного хозяйства и на сегодняшний день носят собирательный характер, который был еще в первобытных временах. Это, прежде всего, касается, отношений современного человека к ресурсам Мирового океана и к пищевым богатствам леса.

Какими же были основные причины сего перехода?

При рассмотрении процесса возникновения совершенно новых видов продуктивного хозяйства нужно учитывать несколько важных факторов:

  1. Во-первых – демографические изменения. Увеличение количества населения на нашей планете началось еще в верхнем палеолите.
  2. Во-вторых – прошлые виды занятий не могли принести достаточного количества пропитания, материалов для уже имеющегося населения, не говоря уже и о следующих поколениях. Более всего это касалось территорий, которые не имели в наличии лесных угодий – то есть, основная биомасса планеты. Выживать становилось все труднее, а замену прошлым промыслам нужно было находить.
  3. В-третьих – человек был уже достаточно опытен, имел за собой багаж знаний о природе, питательных свойствах тех или иных растений, обладал знаниями о некоторых видах флоры и фауны, что позволяло основать первобытное домашнее хозяйство.
  4. И, самое важное – это то, что человек, по закономерности истории и природы, какими бы знаниями он не обладал, всегда тянулся к более эффективному и разумному виду деятельности, которое вполне сможет обеспечить не только себя, но и свою семью или же близких по духу людей. В любом периоде истории человек понимал, что в данный момент наиболее продуктивно делать: охотиться, рыбачить, собирать ягоды, или же садить растения и разводить животных. Так было всегда, и с этим трудно поспорить.

Эти факторы и привели к возникновению новых видов хозяйства: селекции растений, что позволило совершенно просто добывать для своего пропитания высококалорийные белки и углеводы (злаковые и бобовые растения), и приручение животных, которые давали человеку мясо, шерсть, кости и шкуру. Надобность в охоте постепенно уходила на второй план, и данный вид ремесла превращался с основного в дополнительный, а иногда – даже в вид развлечения.

Последствия революции в человеческой истории

Процесс перехода обозначал для человека не только новые ремесла, но и само отношение к природе, социальной составляющей своей жизни и эволюции непосредственно человеческого разума. Что происходило во время и после периода неолитической революции можно отобразить следующим образом:

  1. Человек нашел постоянное место для проживания. Надобность в постоянном перемещении без основного места обитания отпала, но не сразу и не у всех людей.
  2. Охота и собирательство перестали быть основными промыслами, в связи с чем у человека появилось много свободного времени, которое ушло на развитие ремесел – производства керамики, тканей, новых инструментов – в связи с этими факторами повысился и уровень счастья среди населения.
  3. Первобытное племя прошло путь модернизации и обрело новый вид социальной организации – родоплеменное общество в комбинации с соседскими отношениями.
  4. Первобытная религия обрела новых идолов – люди поклонялись для большего урожая, увеличения скота и других насущных проблем уже сельскохозяйственного общества. Люди стали поклоняться растениям и животным, проводили похоронные обряды умершим, чего не было в прошлых периодах.
  5. Человек стал более спокойным в плане того, что не нужно было постоянно думать о том, что они будут есть и пить завтра – появлялись запасы продуктов, которых хватало на долгое время.
  6. И, самое главное – первобытный человек перестал быть собирателем, а стал хозяином своего поля и животных, которые приносили свои плоды.

История даже на сегодняшний день не может дать точных фактов о том, как жил первобытный человек, что ел, сколько спал и о многих других повседневных составляющих. Каждый день открываются новые исторические факты, как малозначительные, так и те, которые могут взбудоражить весь мир. А может, неолита и вовсе не существовало – никто не даст точного ответа. Поверим ученым и будем изучать мир таким, как его представляют. Желаем и вам иметь в своем запасе все больше и больше знаний!


Термин «неолитическая революция» впервые ввел английский ученый Гордон Чайлд (археолог, объездивший весь Запад и Восток и погибший в горах Австралии). Он впервые высказал идею о том, что в период неолита произошла революция, но революция, растянувшаяся на тысячелетия (хотя, согласно закону ускорения истории, это вполне соответствовало темпам развития той исторической эпохи).

Суть неолитической революции состоит в том, что человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему: от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию.

Неолитическая революция была подготовлена развитием обществ, основанных на присваивающем хозяйстве. Между возникновением общины и переходом к земледелию лежит огромный промежуток времени. Для того, чтобы научиться сеять, людям понадобилось более 30 тысяч лет.

Почему так долго? Первичное развитие общества во многом зависит от климата, однако природные богатства не всегда являются источником процветания. Например, в тропиках три хлебных дерева могут прокормить человека в течение года» двенадцати бананов хватает работнику на день (по калорийности), к тому же урожайность бананов в 105 раз больше урожайности пшеницы. Зачем тогда трудиться, выращивать? Всего много, а люди бедны!

Не было техники? Была еще в палеолите: каменные серпы, дисковидные каменные терки, впервые появляется мотыга (палочно-мотыжная техника была одним из самых ранних способов обработки земли, тесно связанных с собирательством). В мезолите появились жатвенные ножи (предшественники серпов). Однако сами по себе все эти орудия не совершили неолитической революции. Техника лишь предпосылка, условие переворота, но не активный двигатель. Движущей силой всегда выступают люди, социум.

Для того, чтобы общество охотников и собирателей приступило к сознательным, настойчивым поискам путей освоения экологической действительности, стало не только собирать, но и производить, нужен был мощный толчок: либо в виде изменения природных условий, нарушившего равновесие человека и природы; либо в виде кризиса, вызванного человеческой деятельностью (истребление животных, демографические сдвиги, влияние извне, со стороны развивающихся обществ). К тому же, чтобы воспринять новое, общество должно быть подготовлено к этому, достичь известного уровня развития. А если этого не происходит, то техника так и остается на уровне предпосылки.

Экологический кризис (кризис присваивающего хозяйства) сыграл свою роль. Главным изобретением в период мезолита было изобретение вкладышной техники, а в частности лука и стрелы. С одной стороны, это временно решило проблему питания (путем охоты на мелких животных) и сэкономило силы человека (раньше он сам бежал с копьем, а теперь за него летит стрела), но с другой стороны, это привело к быстрому уничтожению животных на определенной территории, столь быстрому, что животные не успевали воспроизводиться. И проблему питания необходимо было решать уже на другом уровне.

По поводу возникновения земледелия в науке существует две основные точки зрения:

  1. Земледелие впервые возникло в IX-VIII тыс. до н. э. в Передней Азии (Иран, Ирак, Сирия, Турция) и оттуда распространилось по всей планете, попав в Европу в VI-IV тыс. до н.э.
  2. Земледелие возникло в самых разных уголках планеты, и теперь трудно представить, где оно было самостоятельным, а где заимствованным явлением.

Вторая фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в следующем:

Неолитическая революция – это универсальная закономерность. Ее пережили разные народы, в разное время, в разных условиях. Через этот период прошли все цивилизованные народы, имеющие государственность, а кто не прошел, тот находится на уровне родового строя.


Почему же революция? Революция, как известно, это скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому, а мы говорим, что неолитическая революция растянулась на несколько тысячелетий. А так как изменения, которые произошли, были просто поразительны, кардинальны, они повлияли на дальнейший ход истории.

Неолитическая революция нас интересует здесь потому, что она создала предпосылки цивилизованной, т.е. городской жизни (первые городища очень древни: мертвому Чатал-Гуюку в Малой Азии – свыше 14 тысяч лет, а живому и ныне Иерихону в Палестине – 10 тысяч лет). Неолитическая революция стала логической предпосылкой возникновения государства.

Таким образом, третья фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в том, что универсальной закономерности было суждено продолжиться в городской революции, в создании территориально-поселенческих групп ранней цивилизации и протогосударственных образований.

Любое развитие имеет положительные и отрицательные стороны. Это относится и к изменениям, произошедшим в ходе неолитической революции. Что изменилось?

Изменился сам человек (а точнее его организм – физиология и психика):

  • Переход к производящим формам хозяйства изменил физическую активность человека. Сокращение двигательной активности и ослабление кроветворной функции способствовали уменьшению длины тела и массивности скелета.
  • Охота требовала определенной агрессивности, победить мог сильнейший, и путем естественного отбора выживали именно такие люди- Агрессивность проявлялась не только по отношению к животным, но и по отношению к себе подобным. По археологическим данным, на скелетах периода неолита осталось меньше следов травм, по сравнению с предыдущим периодом. А раз теперь выживали не только сильные, объем мозга постепенно увеличивался, менялась форма головы. Таким образом, скелет стал меньше и стройнее, а объем мозга больше. Уменьшился травматизм.
  • Если у охотников развивались в основном, зрение, слух, то с развитием земледелия отбор этих качеств замедлился, а следовательно, зрение и слух стали несколько хуже (в социумах охотников практически нет дальтоников).
  • Охотникам приходилось питаться мясом, их зубы были крепкими и острыми, но довольно быстро стирались. С развитием земледелия стали употреблять больше растительной и вареной, а следовательно, более мягкой пиши, и естественный отбор привел к уменьшению размера и остроты зубов. С другой стороны, земледелие способствовало возникновению кариеса и других дефектов зубов (причины этого явления недостаточно ясны, хотя доказано, что ему способствует употребление монокультур).
  • Что касается внешнего вида, то челюсти стали меньше, увеличились лобные доли. Изменилась даже форма стопы (в обществах охотников преобладают плоскостопные люди), Замедлилась реакция, движения стали более спокойными. В целом, психика стала более устойчивой (оседлость и производимые продукты давали уверенность в завтрашнем дне). Организм перестраивался к оседлому образу жизни.
  • Процессы, сопутствовавшие неолитической революции (переход к оседлости, загрязнение среды, вырубка лесов), способствовали распространению инфекционных болезней, усиливавших естественный отбор по различным биохимическим особенностям.

Например, вырубка лесов (а на наших территориях долгое время использовалось подсечное земледелие) создает благоприятные условия для тех видов малярийных комаров, которые распространяются на открытых водоемах (в древности люди всегда селились у волы). При переложной системе земледелия, когда существует множество заброшенных полей, активными переносчиками инфекций являются клещи и грызуны. Так как люди с разными группами крови неодинаково восприимчивы к чуме, тифу, холере и другим инфекционным заболеваниям, отбор привел к тому, что увеличилось количество людей с первой и второй группой крови.

Увеличилась продолжительность жизни.

В период палеолита и мезолита средняя продолжительность жизни людей составляла 25-30 лет. До 40 лет доживали только 26 процентов населения. В неолите и средневековье (до капитализма) средняя продолжительность жизни была 40-45 лет. Старше этого уровня было около 50 процентов населения. Повысились шансы взрослых людей дожить до более позднего возраста.

Продолжительность жизни напрямую зависит от качества жизни (как от уровня экономики, так и качества жизни самого человека, в какой бы стране он ни жил). Например, в СССР средняя продолжительность жизни составляла 68-72 года, за последние десять лет этот показатель значительно снизился и сегодня в Украине составляет 58-59 лет. Для сравнения: средний возраст древних римлян составлял 23 года, хотя они и жили в процветающем государстве. На сегодняшний лень самая высокая продолжительность жизни в Японии – 80 лет. Народы, которые находятся на архаическом уровне развития, продолжают жить мало, например, современные пигмеи живут 21 год, бушмены – 30, австралийские аборигены – 50-51 год.

Увеличились рождаемость.

  • При кочевом образе жизни, сидя на лошади, женщина может держать на руках только одного ребенка (имеются в виду маленькие дети до трех лет, которые не могут обходиться без помощи матери). Земледелие дало оседлость, и в то время, когда мать занималась хозяйством, дети могли лежать, ползать, ходить.
  • Так как увеличилась продолжительность жизни, люди успевали родить и воспитать на одного-двух детей больше.
  • Если раньше дети были обузой, лишним ртом при разделе добычи, то теперь возникала необходимость в них как рабочей силе для земледелия.

Сократилась детская смертность. Для охотников и собирателей было типичным умерщвление от 15 до 50 процентов детей, которых не могли прокормить. Обычай детоубийства существует и сейчас у австралийских аборигенов. В результате всего этого резко увеличились плотность и концентрация населения.

Плотность населения в обществах земледельцев в 100 раз выше, чем в обществах охотников. Иерархическая структура поселений с крупными центрами складывалась в земледельческо-скотоводческой три польской культуре.

С одной стороны, это привело к росту городов, ремесла, транспорта, концентрации знаний; с другой – возникли новые проблемы. Чем выше плотность населения, тем больше болезней. Именно с земледелием связано распространение тифа, холеры и чумы.

Если в доземледельческую эпоху численность человеческих групп регулировалась, в основном, размерами продовольствия, то с возникновением земледелия, главным рейдирующим фактором стали болезни. Именно болезни стали тормозить и рейдировать естественный прирост населения (в стаде эту функцию выполнял естественный отбор).

Почему?

  • Кочевой быт сам по себе служил надежной защитой от распространения инфекций. В земледельческих обществах дело обстояло иначе. Люди жили на одном месте, поэтому естественно, что оставались многочисленные отходы от хозяйства, нечистоты, что приводило к загрязнению водоемов и распространению инфекций, при возникновении эпидемии кочевники снимались с места и уезжали, оставляя очаг болезни, и таким образом выживали. Земледельцы уже не могли себе этого позволить (их держало хозяйство, дома и т.п.), и смертность населения от эпидемий в земледельческих обществах была очень высокой.
  • Рост населения приводил к истощению природных ресурсов. Уже в древности поля удобряли навозом, что в свою очередь приводило к распространению инфекций (чтобы навоз утратил свое инфекционное воздействие на человека, он должен пролежать в земле 15 лет).
  • Хранение зерна всегда привлекало грызунов. Будучи сами невосприимчивы к чуме, они являются разносчиками болезнетворных микробов.
  • Кроме того, рост населения стимулировал выращивание не наиболее питательных, а наиболее урожайных культур (пусть хуже, зато всем хватит), возникали монокультуры (только рожь или только рис), что в свою очередь приводило к ослаблению организма и ухудшению генотипа.

Таким образом, создавая экологические кризисы и способствуя распространению эпидемий, рост плотности населения проявляет себя как саморегулирующийся процесс.

Установление прочной оседлости усиливает генетическую дифференциацию, а концентрация населения ее тормозит.

Неолитическая революция привела к двум главным изменениям в обществе:

  • К материальному – появлению избыточного продукта в материальном производстве и собственности как основы саморазвития экономики;
  • К гуманитарному – появлению в обществе принципиально нового начала – обособлению человека от «целого» и обретению им статуса автономной личности, индивида. А следовательно, возникла социальная необходимость обеспечить его «свободы».

Именно неолитическая революция предшествовала формированию государства. Государство не может возникнуть до неолитической революции, так как ничего не производится. Но государство может и не возникнуть, даже при наличии земледелия и скотоводства. То есть земледелие и скотоводство могут существовать без государства, а государство без них нет.

Источник – глава из учебного пособия:


Неолитическая революция – начало цивилизации.
Неолитическая революция, или неолитизация (от греч. неолит – «новый каменный век») – переворот в хозяйстве древних человеческих общин, переход от примитивного присваивающего типа хозяйства, основанного на охоте и собирательстве, к производящему хозяйству, основывающемуся на земледелии и скотоводстве.

Возникновение термина.

Термин «неолитическая революция» был введен австралийско-английским археологом Чайлдом Гордоном в 1923г. В то время уже хорошо прижился марксисткий термин «промышленная революция», обозначающий переход промышленности от мануфактуры к массовому машинизированному производству на фабриках. По аналогии с ним близкий по воззрениям к марксизму Гордон предложил этот термин, который обрел широкую поддержку у ученых, в отличие от других выражающих этот же процесс менее удачно.
Термин «неолитическая революция» до сих пор остается предметом обсуждения и критики, так как многими исследователями термин «неолит» считается нечетким, а переход к производящему хозяйству – возможно, произошедшим несколько независимо от развития орудий труда к концу каменного века, поскольку эпоха неолита и революция в хозяйстве происходили в разных областях мира в разное время по-разному, неодновременно. Да и сам придуманный Гордоном термин, в отличие, например, от «промышленной революции» или научно-технической не указывает на эти изменения, а говорит только об эпохе, когда они произошли. Таким образом, смена эпохи (от мезолита к новому каменному веку) и революция в хозяйстве разделяется.

Предыстория.

Около 12-14 тыс. лет назад, до возникновения земледелия люди жили мелкими общинами и получали пропитание охотой на зверей, рыболовством, собирательством, то есть присваивали ресурсы природы, почему такой тип хозяйства часто и называется присваивающим. Это ставило человека в очень зависимое от природы положение – выживет человек или нет, зависело от полученной добычи, природных условий, перемещения стад диких животных, за которыми человеку приходилось двигаться, так как те были источником пищи, от удачи. Также для такого хозяйства характерно то, что долгосрочных запасов почти не делалось – в глубокой древности добытая пища – мясо животных, плоды растений – съедалась сразу, заготавливалась она редко. Это стало изменяться по мере того, как человек открыл способы хранения пищи в течение долгого времени – обработка копчением, солением и т.п.
Около 10-12 тыс. лет назад люди открыли земледелие и скотоводство. Это имело очень большие последствия для тогдашних обществ – люди стали сами производить то, чего природа в натуральном виде не давала – появилось окультуривание растений (и выведение новых сортов с большими отличиями – можно сравнить дикую капусту с мелкими листьями с выведенной человеком кочанной капустой) и одомашнивание животных. Таким образом, человек стал меньше зависеть от природы, так как он стал производить пищу сам. Так возник тип хозяйствования, Гордоном и другими историками-марксистами называемый производящим.
Главная черта неолитизации в том, что она имела внезапный, резкий, революционный характер, почему термин так и выглядит, и значительно ускорила развитие технологий и человеческого общества.

Причины неолитизации.

Общего мнения на счет того, что послужило причиной резкому перевороту в хозяйственной деятельности человека, сейчас нет, и существует множество теорий и гипотез. Рассмотрим некоторые из них:
1) Сам создатель термина «неолитическая революция» придерживался следующих взглядов на этот вопрос: как тогда считалось, более 12 тыс. лет назад растаял ледник, покрывавший большую часть поверхности Земли, и это повлекло за собой существенное изменение климата – началась засуха. Вымерли многие животные, служившие источником пропитания человека – например, мамонты. В связи с этим люди стали мигрировать в оазисы, где поняли, как выращивать растения и животных, чем и занялись, так как пищи в случае дальнейшей общей охоты и присваивания на всех не хватило бы.
Сейчас эта теория (теория «оазисов») стала несостоятельной, поскольку уже известно, что ледниковый период закончился намного раньше, чем человек перешел к земледелию, и засуха происходила совсем в другое время.
2) Причиной перехода к производящему хозяйству был демографический фактор – людей стало очень много, в связи с чем они активно занялись земледелием и скотоводством, которым можно прокормить куда большее количество людей. Это объясняет тот факт, что, занимаясь земледелием и во многом отказавшись от прошлых источников пропитания, человек стал больше работать и имел менее разнообразный рацион.
3) Человек стал активно заниматься земледелием в связи с наступлением длительного периода благоприятного для этого дела и при том предсказуемого климата.
4) Следующая теория объясняет возникновение сельского хозяйства разнообразием диких животных и растений, позже одомашненных человеком, в сочетании с благоприятным климатом, а также с видением людьми причин, толкающих к изменению хозяйства и его преимуществ.
5) Также есть теория, согласно которой человек стал заниматься культивированием растений менее резко, в результате долгого приспособления человека и растений (в течение эволюции).
В некоторых географических областях сложились условия, способствующие развитию сельского хозяйства: благоприятный климат, плодородная земля, разнообразие диких животных и растений и т.п. Эти условия подтолкнули человека к изменению образа жизни и способов хозяйствования

Как происходила неолитическая революция.

Около 12 тыс. лет назад люди впервые стали культивировать растения. Первые культурные растения: ячмень, пшеница и другие злаковые. Позже окультурены плодовые деревья. В прошлом веке советский ученый Н.И. Вавилов выявил центры происхождения культурных растений мира:
— Ближний Восток,
— северное Средиземноморье и северная Африка
— Абиссинский (эфиопский) центр,
— Средняя Азия,
— полуостров Индостан,
— Дальний Восток и Юго-Восточная Азия,
— Южная Америка (главным образом, запад ее) и Центральная Америка.
Сегодня, уточняя эту информацию, можно указать и время развития земледелия. По имеющимся сегодня данным, раньше всего люди стали культивировать растения в районе «Плодородного полумесяца» на юго-западе Азии – это Левант (он же Ханаан) на западе, Закавказье (главным образом юго-восток современной Турции – горы Тавра), северная Месопотамия и Иранское нагорье на востоке. На холмистых склонах гор этого региона были наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства – хороший климат, высокое разнообразие флоры и фауны, плодородная земля. Именно отсюда, распространившись, где это возможно, на весь Ближний Восток (Междуречье, Кавказ, Малая Азия и другие), земледелие стало переходить и в другие области – Египет, Эфиопия (и Африка за Сахарой вообще), Средиземноморье и Западная Европа. Предположительно отсюда же земледелие распространилось в Среднюю Азию и Индию.
Параллельно сельское хозяйство развивалось и распространялось на запад и юг (в Индостан и Индокитай) с Дальнего Востока, конкретно – из междуречья Янцзы и Хуанхэ. В Океании оно развивалось в то же время на новогвинейском высокогорье (культивирование таро).
Если в Старом Свете земледелие стало развиваться в период с 9-5 тыс. лет до н.э., то в Новом Свете это произошло позже, около 5 тысяч лет назад. Распространение земледельческой культуры здесь происходило из Центральной Америки и северо-западного побережья Южной. Чуть позже растения стали культивировать и на севере – в среднем течении Миссисипи.
Начав осознанно выращивать растения, люди стали обрабатывать почву различными инструментами – изначально вручную, позже, когда ими были доместифицированы (одомашнены) дикие животные, стали использовать тягловых животных. Хозяйства в разных местах стали розниться – в некоторых обществах люди почти полностью отошли от охоты и собирательства, в других все еще сохранялась охота как один из источников пропитания, где-то он был главным при наличии земледелия и скотоводства – охота и собирательство все-таки куда более выгодные источники пропитания в плане разнообразия и питательности. Неолитическая революция породила целый ряд последствий для человеческих общин того времени.

Последствия неолитизации.

Появление земледелия, стало причиной развития оседлого образ жизни – чтобы обрабатывать землю, надо возле нее поселиться. Так возникли крупные поселения у пастбищ и полей. Людям больше не надо было кочевать вместе с перемещающимися стадами диких животных, пища стала доступна в большем объеме, и ситуация с ней стала куда стабильней. Это привело к демографическому взрыву – население стало увеличиваться.
Следующее: у людей в связи с новым источником пропитания освободилось существенное количество времени в периоды, когда, скажем, злаки уже посажены, а собирать их еще не скоро. Поскольку человек неспособен по своей природе к бездействию, они стали заниматься чем-то в остальное время – например, рукоделием. Таким образом, неолитизация послужила причиной развитию ремесел – гончарное искусство, обработка дерева, ювелирное и дерево и многое другое, что раньше во многом находилось в неразвитом, зачаточном состоянии или вовсе отсутствовало, теперь стало быстро развиваться.
С увеличением спектра деятельности появилось разделение труда. Если раньше все члены общины занимались примерно одним и тем же, то теперь на каждого человека возлагались конкретные отдельные обязанности. Как несложно догадаться, в дальнейшем это привело к начальному социальному расслоению, стратификации и появлению так называемых «раннеклассовых обществ». Хотя связь между развитием земледелия и стратификацией общества неоспорима, на самом деле она не так жестка, как часто говорят те же марксистские историки: у многих народов, живущих главным образом за счет присваивания даров природы (индейцы Аляски, северные народы Сибири и др.), общество далеко ушло от первобытного равенства и бесклассовости, и некогда в них были как вожди и касты, так и войны и рабовладение.
Таким образом, развитие сельского хозяйства повлекло за собой и развитие общества. Поселения осевших на одном месте людей увеличивались, и в скором времени превращались в города. Появилось искусство, архитектура, в дальнейшем – письменность, а появление письменности считается концом доисторической эпохи человечества и началом цивилизации. Таким образом, неолитизация непосредственным образом породила возникновение цивилизации. Первые города-государства на Ближнем Востоке появились у шумеров в Месопотамии и Восточном Средиземноморье, а также на Иранском нагорье. Вышеупомянутое социальное расслоение проявлялось, конечно же, в централизации власти – так, у древних шумеров хозяйство выстраивалось вокруг храмов, бывших одновременно и складами, а жрецы, таким образом, лидерами общин и правителями, потом им на смены пришли цари. Подобным же образом все происходило и в других центрах происхождения культурных растений, и одновременно, как это становится ясно, источниках цивилизации в мире – у китайских племен на Дальнем Востоке и у ацтеков в Мезоамерике.
Другой стороной возникновения цивилизации, стратификации, расширения человеческой деятельности стало то, что со сменой типа хозяйства люди стали в оппозицию природе и отныне использовали все более и более агрессивные способы взаимодействия с ней, подстраивая окружающий мир под свои нужды, что проявляется и сегодня, в двадцать первом веке.
Следует отметить специфику дальнейшего развития обществ и истории, порожденную неолитизацией. Как правило, племена, которые вели более простое присваивающее хозяйство, были намного более воинственны, чем более цивилизованные земледельцы и скотоводы. Однако при этом они ориентировались на защиту своих небольших территорий и устранение конкурентов на них (достаточно вспомнить свирепые северные народы Европы, греками и римлянами называвшиеся варварами). С более цивилизованными земледельческими обществами было иначе – когда их население росло, а земли не хватало, или она истощалась и-за несовершенных методов обработки и долгого использования, им приходилось переходить на новые места, что могло часто происходить очень агрессивно, с захватом уже кем-то занятых земель или вытеснением живущих там племен — и соответственным распространением своего народа. Так, древние города-государства (или царства) стали расширять свою территорию и влияние, все время увеличивая экспансию и создавая, как это происходило в Китае и на Ближнем Востоке (Ассирия, государство в долине Нила, распространившееся далеко на восток, Персия, подчинившая себе в I- м тысячелетии до н.э. территории в Передней Азии даже и до Центральной Европы) целые империи.

Таким образом, неолитическая революция непосредственно предшествовала концу доисторической эпохи жизни человечества и стала началом появления цивилизации на Земле, и, наряду с промышленной и научно-технической революциями последних двухсот лет, была точкой, в которой развитие человеческого общества и цивилизации существенно ускорилось.

Развитие первобытного общества. Первобытное общество мно­гие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, на­чались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно со­здавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явиласьнеоли­тическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные ка­менные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, созда­ния запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплу­атации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.

Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом».

Для этой формы характерны: общественная форма бедствен­ности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становя­щихся административными, религиозными и культурными цент­рами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, од­нако постепенно появляется социальное неравенство, приводя­щее ко все большему расхождению интересов управляющих и уп­равляемых.

Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный»**. Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (глав­ное из них — необходимость в большинстве мест крупных ирри­гационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохра­нились общины и соответственно общественная собственности на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины рас­пались, и земля оказалась в частной собственности.

Экономика позднепервобытного общества: первобытное земледелие, первобытное скотоводство.

Более 2 миллионов лет люди жили, занимаясь охотой и со­бирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Поэтому охоту и собира­тельство называют присваивающим хозяйством.

Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни — научиться самим производить продукты пита­ния, то есть перейти к производящему хозяйству. Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледелие и скотоводство.

Земледелие и скотоводство возникли одновременно около 10 тысяч лет назад.

Приручение животных и возникновение скотоводства

После потепления на земле, когда были изобретены лук со стрелами, ловушки и капканы, некоторые племена сумели приручить диких живот­ных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь хорошо вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Родовые общины помогали друг другу в трудные вре­мена. Порой у людей оставался запас пищи. Охотники переста­ли сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокой­ных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров.

А самым первым приручённым животным была собака. Ди­кие собаки старались жить возле людей, сами следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Собаки помогали людям в охоте. Они охраняли стада приручённых жи­вотных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам.

На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захороне­ния. В одном из них нашли дорогое ожерелье.

Добавить комментарий