Типы политической системы

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Политическая система — совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Традиционный тип политической системы, как правило, связан с сословно-иерархической социальной структурой общества, абсолютизмом политической власти, авторитарными формами правления, моноидеологией, отсутствием правового государства. Характерные чертытрадиционного общества: Господство традиции над инновацией; Зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; Циклический характер; Ориентация на метафизические, а не на инструментальные ценности. Ценностная рациональность; Авторитарный характер власти; Отсутствие отложенного спроса – производство ради настоящего. Отсутствие консьюмеризма; Особый психический склад – недеятельная личность (тип Б); Ориентация на мировоззренческое знание, а не на точные науки и техинологию. Современный тип политической системы предполагает сложную социально-классовую структуру общества, появление реальной социальной мобильности, становление элементов гражданского общества, переход к представительной системе государственной власти (парламентаризму) и демократическим формам правления, включая институт выборов, многопартийность, плюрализм ценностей. Характерные чертысовременного общества: Господство инновации над традицией; Советская организация социальной жизни; Поступательный характер развития (прогресс); Ориентация на инструментальные, а не на метафизические ценности. Целерациональность; Демократия; Отложенный спрос – производство ради будущего. Консьюмеризм; Деятельная личность (тип А); Ориентация на точные науки и технологию, но не на мировоззренческое знание. Постсовременный тип политической системы означает приоритетную роль гражданского общества в политике, высокую социальную мобильность различных групп и слоев общества, политическое участие граждан в управлении государством, появление новых форм демократии, учитывающих в политике интересы меньшинства и отдельных граждан общества. Характерные чертымодели постсовременного общества: Ориентация на точные науки и технологию, использование мировоззренческого знания; Светская организация социальной жизни, большая роль религиозных представлений в культуре; Плюрализм возможностей и направлений развития. Возможность не развиваться; Ориентации на инструментальные и метафизические ценности. Ценностно-целевая рациональность; Демократия, но и уважение к авторитетам; Эффективное производство, но и ограничение пределов роста. Отказ от недопотребления и перепотребления; Сочетание личности А+Б; Инновация с учетом традиции.

20) Институты политической системы: государство, политические партии, группы интересов и неправительственные организации.

Современная политическая система — это предусмотренная правовой конституцией система институтов и форм реального активного участия граждан в политической деятельности.В политической системе различают:- собственно-политические институты, активно воздействующие на формирование и осуществление политики;- несобственно-политические объединения, непосредственной целью которых политика не является, но они своей деятельностью косвенно, а иногда и прямо могут влиять на политику. Собственно-политические институты — это государство, политические партии, устойчивые политические движения; несобственно-политические — профсоюзы, кооперативные и иные общественные формирования. Ключевым звеном в политической системе является государство. Именно оно определяет соответствующий политический режим и все основные направления политической деятельности в обществе, поскольку являет собой универсальную, самую массовую организацию, представляющую весь народ. Только оно является самой мощной силой, способной решать все наиболее важные задачи, стоящие перед обществом. Оно имеет аппарат для управления людьми, обеспечения их безопасности, материальные ресурсы, денежные средства, кадры и прочее для решения всех наиболее важных задач, стоящих перед населением страны.

Группы по интересам непосредственно не вовлечены в избирательный процесс. Их цель – влиять на общественную политику и результаты выборов. Эти группы могут быть заинтересованы в конкретных вопросах выборов или в том, чтобы те или иные политические партии или кандидаты разделяли их мнение. Такие группы различаются по количеству членов, ресурсам, силе и целям, но все они пользуются одинаковыми методами для влияния на общественное мнение и продвижение своих позиций: лобби, реклама через СМИ, предоставление информации кандидатам, законодателям и политическим деятелям. Поскольку группы по интересам наблюдают за процессом, чтобы удостовериться, что группы с противоположными интересами не пользуются особым отношением, они могут играть позитивную роль в поддержке честности выборов. Тем не менее, огромные суммы денег, которые группы по интересам тратят в целях оказания влияния на общественное мнение, создают множество проблем в отношении честности избирательного процесса. Эти проблемы более подробно описаны в разделе Финансирование избирательных кампаний.

Некоторые группы по интересам являются неправительственными организациями (далее НПО), которые работают от имени общественности, чтобы сделать выборы качественнее и способствовать демократическим процессам. НПО действуют как независимые наблюдатели.Во время выборов, наблюдение и отчеты этих групп помогают сделать процесс более прозрачным. НПО могут способствовать прозрачности финансирования избирательных кампаний посредством тщательного наблюдения и открытых отчетов о поступлениях и тратах. Они могут взять на себя обучение избирателей и помочь в распространении информации о выборах. НПО могут лоббировать политиков и лиц, задействованных в управлении выборами, в целях улучшения избирательной политики и законодательства, защищающего права и свободы граждан, или для создания более строгих законов финансирования избирательных кампаний.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Политическая система аккумулирует интересы и потребности различных субъектов политики, ранжирует их по значимости, приоритетности и вырабатывает соответствующие решения для их удовлетворения. Таким образом, система реагирует на требования социальной среды и адаптируется к се изменениям.

Типы политических систем

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера политического режима (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.

В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером;

она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти. Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, сакральным или харизматическим обоснованием власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций. Возникающие политические кризисы — результат неэффективности государственной власти, ее неспособности выразить интересы каких-то сообществ, согласовать их между собой, претворить такую согласованность в жизнь. Этому способствует также рассогласование между правильно выбранными интересами и их политической реализацией. Такое положение характерно для развивающихся обществ — с меняющейся стратификацией — как и в современной России.

Авторитарная политическая система

В первобытном обществе государства не было. Политическая (государственная) власть появилась на Востоке из родовой власти вместе с распадом родового общества, появлением частной собственности, прибавочного продукта, обострения борьбы родов, народов, классов за выживание. Она была нужна для некоторой нормализации такой борьбы.

На Востоке возникает деспотическая политическая система — государство, превращающее людей в подданных и «винтики» (служилых людей) государственной машины. Географическим условием ее является тяжелый климат, не позволяющий выжить отдельным семьям и общинам и требующие для выживания вмешательства власти. Причиной появления такой политической системы было стремление человека к административной организации ради выживания в неблагоприятной природной и общественной среде. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной.

Исходной частью деспотической системы служит деспотическое сообщество, включающее в себя подданных (рабов, крепостных, пролетариев), политическую элиту и ее лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера, дуче и т. п.) с соответствующей субъектностью. К исходной части здесь относятся авторитарная религия (в аграрных обществах) и тоталитарная идеология (коммунистическая, нацистская, фашистская; в индустриальных обществах); данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой — властность, жестокость и решительность.

Базисом авторитарной системы общества является авторитарная (деспотическая) государственная власть: правитель, политическая элита, чиновники, право, материальные ресурсы, санкции и т. д., — а также многочисленные общественно-политические организации, которые в советском обществе назывались «приводными ремнями» КПСС: пионерская, комсомольская, профсоюзная и другие. В деспотическом государстве исполнительная власть (МВД, ГБ, армия и г. д.) по численности и мощи господствует над законодательной и судебной. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворечество и т. д.

Результативной сферой авторитарной системы общества являются политическая, экономическая и демосоциальная стабильность, возможность спокойного роста и уверенность в завтрашнем дне, защищенность от внешних угроз.

Авторитарная власть управляет всеми системами общества, выступая также монопольно хозяйствующим субъектом. Она направляет развитие экономики в своих целях, за счет демосоциальной системы. Амбиции деспотического лидера и его элиты, да еще подкрепленные псевдонаучностью и «классовым подходом» (как это случилось с «марксизмом-ленинизмом» в СССР), могут сделать экономику недееспособной, лишить средств дсмо- социальную систему и привести общество к краху.

Авторитарная политическая система превращает общества в чрезвычайно стабильные и прочные, но неспособные к саморазвитию. Они напоминают собой сооружения из монолитного железобетона: исходная, базисная и вспомогательная части в них связаны железным каркасом, залитым бетоном власти.

Изменения в политических обществах происходят медленно. Поколения живут в одних и тех же условиях, сохраняя стереотипы сознания и поведения: традиции прошлых поколений выступают высшими ценностями. Проблем «отцов и детей» не существует.

Развитие авторитарных политических систем идет экстенсивно и циклически. Когда деградирует политическая элита, слабеет госаппарат, прекращается поддержка населения и т. д., такие политические системы разваливаются. Иногда это происходит в результате военного столкновения с более сильной (умной, вооруженной, сплоченной) политической системой.

В начале XX века в некоторых феодально-капиталистических странах догоняющей модернизации возникла тоталитарно-политическая система: советская в СССР (при Сталине), фашистская в Италия (при Муссолини), нацистская в Германии (при Гитлере), так называемая «милитаристская» в Японии, франкистская в Испании (при Франко). Она была разновидностью авторитарной политической системы и оказала громадное влияние на общественные процессы в буржуазных странах.

Авторитарные политические системы превращают общества в своеобразные личности, а личности — в «винтик» государственной машины. Неслучайно русские называют Россию «матушкой», Святой Русью, Родиной, «рабой» (М. Волошин). Западные страны никогда не характеризовались такими метафорами: там личностью был и остается индивид. До постиндустриальной норы такая коллективная личность-страна могла выживать в условиях международной конкуренции. Удастся ли России остаться коллективистской личностью в постиндустриальном мире?

Либеральная политическая система

Либерально-политическая (демократическая) система общества возникла в античном (аграрном) обществе (Древняя Греция и Древний Рим) значительно позже авторитарно-политической, а затем получила развитие в индустриально-буржуазном обществе на Западе (в Европе) в результате революций XVII-XVIII веков. Нарождающийся либеральный политический строй выражал интересы буржуазии, был ведущим в капиталистических странах до «Октябрьской революции» в России и капиталистического кризиса 30-х годов XX века. Именно такой строй критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» (1848).

Исходную часть либерально-политического строя образуют свободные общинники и граждане, объединенные в гражданское сообщество (совокупность негосударственных, добровольных организаций граждан для защиты своих интересов от своего государства): свободные политические партии, общественно-политические организации (церковь, профсоюзы и т. п.), СМИ. Их субъектность носит либерально-религиозный (в античном обществе) и либеральный (в индустриальном обществе) характер.

Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. В ней политический лидер и правящая элита избираются гражданами через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Существует разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (последняя — на основе частного права). Важнейшими исполнительными органами являются правоохранительные (полиция и прокуратура). Наиболее важные вопросы решаются плебисцитами (референдумами) граждан. (Для исполнительной власти тоже характерно стремление к произволу за пределами частного права.) В западном обществе государственные функции приобретают координирующий характер, когда частные собственники вступают в рыночные отношения между собой.

Результативную часть либеральной политической системы образуют: 1) политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии.

Называют разные причины происхождения такого государства. Марксисты доказывают, что ею послужило появление частных собственников, классовой борьбы бедных против богатых, стремление богатых защитить свою собственность с помощью власти. Фукуяма полагает, что демократию никогда не выбирают по экономическим причинам. Первые демократические революции (американская и французская) произошли тогда, когда промышленная революция шла только в Англии. Выбор в пользу прав человека не был обусловлен индустриализацией, появлением буржуа и т. д. «Для Гегеля первичным двигателем истории человечества является не современная наука или постоянно расширяющийся горизонт желаний <…> но полностью не экономический мотив — борьба за признание».

Структура либерального государства меняется в зависимости от типа общества. Для американских либералов (и консерваторов) государство включает в себя совокупность социальных институтов, обеспечивающих общественный порядок и оборону: полиция, суды, тюрьмы, армия и т. д. Оно выступает «ночным сторожем» и не может ограничивать частный индивидуализм граждан.

Для европейских социал-демократов государство включает, помимо вышеперечисленного, также школы, университеты, больницы, коммунальные системы, науку и т. д., которые в США находятся в частном ведении. Государственная инфраструктура пытается обеспечить равенство граждан в потреблении, возможность их участия в государственной жизни. Принцип участия вытекает из принципа социальной солидарности, ставшего знаменем французской буржуазной революции. Этот принцип отсутствует в современной Америке, где господствует принцип частной инициативы и индивидуализма.

Все механизмы и процедуры принятия решений по важнейшим вопросам функционирования и совершенствования политической системы регламентируются нормативными актами. Отдельные ветви и уровни власти взаимно оказываются под контролем закона. По оперативности принятия решений демократический механизм медленнее деспотического, но по конечной результативности выше его. Он позволяет проводить реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая по мере возможности вполне естественных ошибок.

Либеральная политическая система долгое время выражала преимущественно интересы экономически господствующих классов. В их интересах принималась конституция, формировался парламент, вводилось избирательное право. Остальная часть населения из-за характера труда, образованности, традиций из политической жизни исключалась. В результате увеличения мелкой и средней буржуазии, численности рабочих и интеллекттуалов, роста сознательности населения политическая жизнь подверглась социал-демократизации.

Социал-демократическая политическая система

В конце XIX века в капиталистических странах вводится всеобщее избирательное право, возникают многочисленные политические партии разных социальных классов: буржуазии, рабочих, фермеров, служащих. Приспосабливаясь к интересам небуржуазных классов, обострению межимпериалистических противоречий, катастрофическим последствиям Первой мировой войны, либеральная политическая система трансформировалась в социал-демократическую, которая представляет собой в некотором смысле смешанный, авторитарно-либеральный политический строй.

Социал-демократическая система возникла в результате заимствования некоторых тоталитарных институтов советской, нацистской и фашистской систем и социальной «прививки» их к либерально-политическим системам капиталистических стран в середине XX века: США (при Рузвельте), Швеции, Норвегии и других. «Прививаются» плановость, государственная экономика, государственное регулирование рынка, расширение социальных и политических прав низших классов. Эти процессы начались после Первой мировой войны, но приобрели значительный размах после Второй мировой войны, уничтожения тоталитарных политических режимов в Германии, Японии и Италии.

Исходную часть социал-демократического политического строя образует социал-демократическая общность, включающая средний класс (мелкая и средняя буржуазия, буржуазные интеллектуалы, служащие и рабочие), экономически обеспеченный, обладающий гражданскими правами, достаточно образованный, занятый предпринимательским трудом, состоящий из законопослушных граждан, следящий за соблюдением принятых в обществе законов, отстаивающий свои права против своего государства через гражданское общество. Ему присущи социал-демократические мировоззрение, ментальность и мотивация.

Базисную сферу социал-демократической власти образует демократическое, правовое, социальное государство в форме парламентской или президентской республики. Политический лидер и правящая элита избираются через прямые или ступенчатые выборы на определенный срок. Важные вопросы решаются с помощью референдумов. Разграничены функции законодательной, исполнительной, судебной, а также центральной, региональной и местной власти. Такое государство становится социальным, начинает заботиться о безработных, стариках, многодетных и прочих малоимущих через перераспределение доходов богатых и обеспеченных людей. Уилл Хаттон пишет по поводу такого государства: «Европейцы же расширяют пределы государства, включая сюда больницы, школы, университеты, коммунальные системы и даже научное знание. Создаваемая государством инфраструктура обеспечивает равенство всех членов общества и возможность для каждого из них участвовать в его жизни».

Результативную часть социал-демократической системы общества образуют: 1) политическая, экономическая, демосоциальная стабильность; 2) соблюдение прав человека и гражданина; 3) возможность саморазвития в условиях конкуренции; 4) защищенность от внешних угроз; 5) обеспечение внешней политической и экономической экспансии; 6) умеренное социальное равенство и социальная защищенность.

По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной, и тем более — авторитарной. Это связано с согласованием интересов разных социальных классов — оперативных и стратегических. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов. Социал-демократическая политическая система позволяет проводить политическое, экономическое и иное реформирование последовательно, поступательно и динамично, избегая вполне естественных ошибок.

В своей известной статье «Конец истории» (1989) и книге «Конец истории и последний человек» (1990) Ф. Фукуяма выдвигает положение, что социал-демократическая («либерально-демократическая» по его терминологии) политическая система означает конец истории, т. е. представляет собой наиболее полное и эффективное выражение политических потребностей людей. «Это утверждение, — пишет он, — не означает, что стабильные демократии, такие, как США, Франция или Швейцария, лишены несправедливости или серьезных социальных проблем. Но эти проблемы связаны с неполной реализацией принципов-близнецов: свободы и равенства, — а не с дефектами самих принципов. Хотя какие-то современные страны могут потерпеть неудачу в попытке достичь стабильной либеральной демократии, а другие могут вернуться к иным, более примитивным формам правления, вроде теократии или военной диктатуры, но идеал либеральной демократии улучшить нельзя».

Американская организация «Дом свободы», специализирующаяся на оценке характера политических режимов, в 1972 году насчитывала в мире 42 демократических государства. Ныне к этой категории относят уже 120 государств. Организация «Программа развития ООН» относит к действительно демократическим 80 государств мира. При этом отмечается, что из 81 страны мира, провозгласивших строительство демократических государств, только в 47 эта цель была достигнута. В частности, странами с «консолидированной демократией» ныне считают Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Польшу, Литву и Латвию, а к странам, переходным к консолидированной демократии, относят Россию, Словакию, Молдавию, Болгарию, Румынию, Украину, Македонию, Хорватию, Албанию, Армению, Киргизию, Грузию, Казахстан и Азербайджан. Странами «консолидированной автократии» называют Белоруссию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. С такой оценкой можно не соглашаться, но следует обратить внимание на то, что демократизация в разных странах проходит по-разному.

Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации,возникшей на развалинах пер­вобытно-общинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов. Наиболее древними рабовладельческими государствами были государства, образовавшиеся в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры вДревнем Египте — Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские государства, а также Ассирийское государство (III тыс. до н.э.), государства Индии и 1Ситая (II тыс. до н.э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н.э.). Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря.

В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним госу­дарство и право проходят две основные стадии.

Первая стадия ас­социируется с древневосточным рабовладением. Особенности:

-Наличие значительных остатков первобытно-общинного строя.

-Существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу раз­решается иметь свое имущество и даже семью.

-Сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов, кол­лективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству).

-Существование сельскохозяйственных общин, обуслов­ленное суровыми климатическими условиями Востока и как следствие этого необходимостью применения коллективного труда на строитель­стве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, развитии животноводства, возделывании сельскохозяйствен­ных культур, обработки земли. Сельская община осуществляла куп­лю-продажу земельных участков. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла землю между своими членами, решала основные вопросы более рационального использо­вания земли.

— Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока кол­лективными собственниками земли были государство и отдельные хра­мы. Частная собственность на землю, так же как и на другие средства производства, в этих странах не получила такого широкого развития, как в других рабовладельческих государствах. По мере развития рабов­ладельческого строя в странах Древнего Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правом кол­лективного пользования землей.

Вторая стадия развития рабовладельческого строя — период греческо-римского рабовладения.Эта стадия отличается:

-более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства,

-полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытно-общинного строя,

-наиболее высокой степенью развития рабовладельческой госу­дарственной машины и права,

-более развитыми формами эксплуа­тации рабов и неимущих граждан.

Экономическую основу рабовладельческого государства составля­ла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме прояв­ляется экономическое, политическое и социальное неравенство клас­сов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие друго­го класса — рабов.

Основными способами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме — долговое рабство), обра­щение в рабов за совершение государственных или иных тяжких пре­ступлений и др.

Социальная структура. Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные, так называемые, неосновные классы и социальные группы (слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например, крестьян-общинников и ремес­ленников в странах Древнего Востока (Вавилон, Индия, Китай), торго­вых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев в Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и других.

Свободные и полусвободные слои рабовладельческого общества, в частности ремесленники и мелкие землевладельцы, постоянно разо­рялись и закабалялись крупными землевладельцами и ростовщиками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялся гораздо бо­лее дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторван­ными от земли и своих традиционных средств производства, они, как правило, пополняли фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом Риме и Афинах, ряды люмпен-проле­тариата.

Несмотря на то, что положение свободных и полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалось от положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплу­атации со стороны рабовладельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболее ярко это проявлялось, например, по отно­шению к такой категории свободных людей Римской империи, как перегрины, в состав которых входили жители провинций Рима, не по­лучившие римского гражданства, и римские граждане, подвергавшиеся высылке за совершение преступлений, а также по отношению к коло­нам, состоявшим в большинстве своем из формально полусвободных, но фактически накрепко привязанных к арендуемым ими земельным уча­сткам (парцеллам), закабаленных крестьян.

Функции рабовладельческого государства:

Внутренних функций:

— создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов.

Государство при этом, будучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древнем Египте, где рабовладельче­ское государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной стороны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом в лице царя или фараона сбора нало­гов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой — как прямой собственник значительного количества земли, недр, воды, оросительных каналов, рабов.

— охрана рабовладельческой частной собст­венности,

— подавления сопротивления рабов.

Необходимость осуществления данных функций вызыва­лась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но разоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями и борьбой, которая непрерывно ве­лась на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми, угне­тенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVII в. до н.э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (II в. до н.э.), крупнейшее восстание рабов под руководст­вом Спартака в Риме (74-71 гт. до н.э.) и др.

Внешние функции

-завоевание, порабощение и ограбление других народов;

-оборона страны от внешних противников;

-управление захваченных во время войны территорий;

-установление и поддержание с другими государст­вами дипломатических, торговых и иного рода мирных связей.

Внутренние и внешние функции, свойственные рабовладельческо­му государству, осуществлялись с помощью специально созданных для этого органов, составляющих государственный аппарат или механизм рабовладельческого государства.Составными частями этого ме­ханизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государ­ственной власти, административный и управленческий аппарат.

Вся рабовладельческая государственная машина призвана была обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной частью общества — классом рабовладельцев другой — свободных неимущих и рабов, за­крепить и обеспечить охрану существующего общественно-политичес­кого и экономического строя, частной собственности, наиважнейших средств производства и рабов, служить средством вытеснения и отстра­нения свободных и полусвободных слоев населения от участия в политической жизни рабовладельческого общества, в решении государ­ственных и общественных дел.

Главную роль в процессе решения наиболее важных задач, стоящих перед рабовладельческим государством, играли такие орудия государ­ственной власти, как армия, полиция, флот и другие вооруженные формирования господствующего класса. Они составляли основу рабов­ладельческого государственного механизма и выступали в качестве важнейших средств захвата и покорения других народов, защиты своей территории от нападения извне, в качестве орудий подавления и угне­тения свободных неимущих и рабов.

По мере развития рабовладельческого общества значительно раз­растались и усиливались вооруженные формирования господствующе­го класса, расширялась и укреплялась судебная система, четче выделя­ется круг должностных лиц, складывалась система органов власти и управления, а также система иных институтов и учреждений, вхо­дящих в механизм рабовладельческого государства. В Древних Афинах, например, в период их развития в V-IV вв. до н.э. государст­венный механизм формировался из таких органов власти, суда и уп­равления, как Совет пятисот (булэ), народное образование, выборные должностные лица, занимавшиеся военными делами (стратеги, гиппархи, филиарх и др.), государственным управлением (архопты — до реформы Клисфена в 509 г. до н.э.), судебными делами (члены суда присяжных — Гелиэи), делами религиозных культов и др.

Рабовладельческий государственный аппарат формировался по строго классовому принципу. Высшие посты в военно-бюрократичес­ком механизме рабовладельческого государства занимали пред­ставители господствующего класса, знать. На низшие ступени государ­ственного механизма допускались также представители других клас­сов и социальных слоев общества, например, полицейские наряды в Древних Афинах формировались исключительно из рабов.

Огромную роль в деятельности государственного механизма многих рабовладельческих государств (Вавилон, Египет, Рим и др.) играли жрецы. Обладая несравнимой по тому времени силой воз­действия на умы и поведение людей, они нередко обожествляли царей, императоров и фараонов, создавали религиозный культ главы государ­ства и тем самым значительно укрепляли рабовладельческий государ­ственный строй. Наряду с военачальниками, государственными чиновниками и другими представителями господствующего класса жрецы занимали привилегированное положение в обществе и считались весьма почитаемыми людьми. Неприкосновенность их личности и имущества, святость сохраняемых ими религиозных обыча­ев и ритуалов зачастую закреплялись в законах и строго охранялись государством.

Рабовладельческое право.

Оно представляло собой совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господ­ствующего класса.

Основными задачамирабовладельческого права являлись:

— закрепление частной собственности рабовладельцев на сред­ства производства и рабов,

-закрепление рабовладельческого обществен­ного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев,

-узаконение существовавшего социального неравенст­ва между различными группами и слоями свободных людей.

Классовый характер рабовладельческого права наиболее ярко проявлялся в таких важнейших для того времени нормативно-правовых актах, как законы Солона в Афинах и Сервия Тулия в Риме, выде­лявшие имущественное неравенство и делившие все население страны ч зависимости от их положения в социальной структуре общества на -.исты (варны) и др.

Наибольшее развитие рабовладельческое право вообще и отдель­ные его институты, такие, например, как институт частной собствен­ности, наследования, займа, залога, купли-продажи, хранения, обме­на и др., в особенности, получили в Древнем Риме.

Основными фор­мами или источниками римского права были обычаи, зародившиеся еще в недрах первобытно-общинного строя и получившие общеобяза­тельный характер в условиях рабовладельческого общества. На перво­начальных стадиях развития римского государства и права обычаи выступали как единственные источники права и практически мало чем отличались от многих религиозных и нравственных предписаний.

На более поздних стадиях развития государства и права в Древнем Риме широкое распространение получили законы, которые представ­ляли собой, согласно толкованию римских юристов, «то, что народ римский одобрил и постановил». Законы коренным образом отличались от «плебейских решений», принимаемых и одобряемых плебсом.

Среди других правовых актов Древнего Рима выделялись эдикты магистратов,т.е. публичные объявления правил, которые подго­тавливались и обнародовались магистратами при вступлении в долж­ность. Согласно институциям римского юриста II века Гая эдикты представляли собой «постановления и предписания тех лиц, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа. Самое важное значение, однако, в этом отношении имеют эдикты двух преторов — городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их на­местникам…»

Важное значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов», т.е. «мнения и суждения юристов, которым поз­волено было устанавливать и творить право»; императорские конституциив виде декретов — решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение; мандатов — инструкций императора должностным лицам; эдиктов, издаваемых и широко обнародуемых наподобие эдиктов магистратов; решений императора, рескриптов — ответов императора на юридические вопросы частных и должностных лиц — магистратов. Эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их. Декре­ты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от сме­ны того или иного императора.

Римское право, достигшее своего наибольшего развития в период процветания рабовладельческой частной собственности, торговли и ростовщичества, оказало в последующем значительное влияние на процесс формирования и развития буржуазного гражданского права.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 2064 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Современные государства мира имеют разнообразную специфику социально-политических отношений, неповторимую историю развития и функционирования политических систем. Однако те или иные группы стран имеют сходные черты политических систем, по которым можно систематизировать и анализировать политическую жизнь этих государств.

Основными критериямитипологизации политических систем в политологии являются характер политической власти, уровень экономического развития общества, тенденции социального развития, степень реализации прав и свобод личности, наличие гражданского общества и другие факторы.

Одна из самых распространенных классификаций политических систем исходит из принципа определения политического режима (совокупности приемов, методов и способов осуществления политической власти). Политический режим отражает уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Исходя из характера политического режима, выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Главное в определении демократичности или антидемократичности политической системы — соотношение политической власти и личности.

Если государство подавляет личность, ущемляет ее права, то такой режим называют антидемократическим. Если личность и ее права являются приоритетными по отношению к власти, то политический режим демократический.

Демократические политические системыобладают широким диапазоном гарантированных прав и свобод граждан, свободной деятельностью правящей и оппозиционной партий. СМИ — свободные от цензуры. Демократические политические системы свободны от признания лишь одной идеологии: для них характерен идеологический плюрализм. Возникающие общественные конфликты разрешаются законными средствами. Демократические системы отличает высокая степень развития гражданского общества, которое контролирует всю политическую систему. В деятельности государственной власти исключены неполитические методы, в ней преобладают методы компромисса.

Следующие отличительные черты демократических систем: многопартийность и наличие легальной оппозиции — неотъемлемые элементы политического процесса.

Силовые процессы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность системы, их деятельность регламентируется законом. Они вне политики.

Основными чертами тоталитарных политических системявляются тотальный, т.е. всеобщий контроль над жизнью каждого человека и общества в целом; максимальное ущемление прав и свобод личности; отсутствие легальной оппозиции; фактическая монополизация власти какой-либо организацией; упразднение разделения властей; вождизм; всеобщая идеологизация общественной жизни; государственно-организованный террор, основанный на насилии; милитаризованная, подконтрольная государству экономика; наличие цензуры над СМИ.

Наиболее жесткими формами тоталитаризма считают нацизм, фашизм, сталинизм.

Для авторитарных политических систем, которые занимают промежуточное положение между тоталитарными и демократическими системами, характерно то, что политическая власть представляет собой режим личной власти, или власти правящей группировки (чаще всего исполнительной власти); существенно ограниченные права и свободы граждан; сужение возможностей действий легальной оппозиции; парламент превращен во второстепенный орган власти; участие масс в политике носит крайне ограниченный характер; доминирование официальной идеологии при допущении других идеологий, лояльных режиму. В экономике авторитарных политических систем признается участие плюральных собственников: государства и частных предпринимателей.

В современных условиях авторитарные политические системы носят переходный либо к тоталитаризму, либо к демократизму характер.

Другая классификация политических систем основана на типах политической культуры (Г. Алмонда) и содержит следующие типы:

1-й тип — англо-американский со специализированной структурой политических отношений, с четким разделением и бюрократизацией властей;

2-й тип — континентально-европейские системы, сочетающие старые и новые политические культуры (Франция, Германия, Италия};

3-й тип — доиндустриальные и частично индустриальные со смешанной политической культурой, в которой уживаются полярные политические ориентации, не разграничены функции системы;

4-й тип — тоталитарные, где политика контролируется монопольной партией.

По типологии, исходящей из критерия развитости гражданского общества, выделяются традиционные и модернизированныеполитические системы.

Политические системы могут классифицироваться по принципу характера взаимосвязи со средой: открытые— системы с динамичной структурой и связями и закрытые—с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой.

Современная политическая система России

Современную политическую систему России можно охарактеризовать как промежуточную форму между двумя противоположными по своей сути типами политических систем — тоталитаризмом и демократией. Можно утверждать, что с 1990-х гг. российская политическая система переживает период модернизации — от политической системы тоталитарно-советского типа к демократической политической системе.

В ходе радикальных общественных реформ разрушен принцип номенклатурного формирования органов власти, ликвидировано монопольное право КПСС на власть, упразднены Советы как высшие представительные органы власти на всех уровнях и начали складываться новые демократические властные органы (президент, Федеральное Собрание, главы администраций и законодательные органы на местах), которые базируются на принципе альтернативных выборов.

Современная российская политическая система реформируется в режиме авторитарного ее управления, т.к. постсоциалистическое общество в силу ряда причин не может реформироваться «снизу», и главным инструментом социально-экономических и политических преобразований и создания условий демократии является государство.

Сущность авторитаризма открывается характеристиками, которыми мы можем в любом из учебников по политологии, определяющих авторитаризм как политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

Российскому авторитаризму как базе демократических преобразований присущи следующие характеристики:

1. Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции РФ и других законов.

2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены.

3. Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или исполнительного органа государства.

4. Отсутствует четкое разделение властей.

5. Допускается политический плюрализм.

6. При формировании органов власти допускается волевое введение некоторых представителей политической элиты в руководящие структуры.

7. В обществе доминирует государственная идеология, но допускаются и другие идейные течения.

8. Признается относительная автономия от государства экономической, социальной, семейно-бытовой и культурной жизнедеятельности общества.

9. Существуют попытки введения цензуры над СМИ и издательской деятельностью.

10. Отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, хотя власть пытается использовать и другой арсенал средств.

11. Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функций охраны правопорядка.

Безусловно, авторитарное правление может переродиться в тоталитарное, но, на наш взгляд, в сегодняшней России фактически отсутствуют условия для возврата к тоталитаризму, а есть предпосылки для создания правового государства и гражданского общества, так необходимое будущему демократическому развитию России.

Добавить комментарий