Церковно семейное право

В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного отсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.

Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.

Разрешалось вступать в брак не более трех раз. Византийское право разрешало расторжение брака путем развода при следующих обстоятельствах: совершение государственного преступления, покушение одного супруга на жизнь другого, истребление утробного плода, прелюбодеяние; легкомысленное поведение жены; неспособность к брачному сожительству; длительное безвестное отсутствие одного из супругов; пребывание в плену; психическое заболевание; уход одного из супругов в монастырь; посвящение в сан епископа. Кроме того, жена имела право на развод в следующих случаях: если муж оскорбил жену, стараясь свести ее с другим мужчиной; если муж без основания обвинил жену в прелюбодеянии. Расторжение брака путем развода производилось только по судебному решению.

Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями. Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого. Жена имела право обратиться в суд с иском против мужа, растратившего ее приданое. В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне. Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.

Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и родителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры). Византийское право сохранило такие институты римского наследственного права как фидеикомиссы и легаты. Почти полностью были восприняты положения римского права об опеке и попечительстве. Опека над малолетними (лица мужского пола до 14 лет и женского до 12 лет) устанавливалась по завещанию или по решению родственников или властей. Над несовершеннолетними (мужчины и женщины до 25 лет) учреждалось попечительство, которое устанавливалось также над расточителями и слабоумными.

Сущность брака

За своим внешним выражением, брак — это простой социальный институт, союз двух лиц разного пола. Но по внутреннему содержанию — это очень сложное понятие и чрезвычайно многостороннее явление. Значение брака в истории жизни человеческого общества не идет ни в какое сравнение с другими гражданско-правовыми и социальными институтами (собственностью, моралью, религией, трудом и т. п). Ни один институт не разрабатывался во все времена так подробно, как брачный союз. Многосторонность значение института брака и сложность его природы является причиной того, что невозможно дать какое-то универсальное научное определение этого института. Кроме того, в разных странах законодательство по-разному трактует это понятие. В «Дигестах» Юстиниана содержится определение брака, которое принадлежит римскому юристу Модестину (III ст. н. е.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве».

Это определение вошло в канонические сборники православной церкви и таким образом было адаптировано и санкционированное церковью, приобрело церковного авторитета. Оно было внесено в «Номоканон» константинопольского патриарха Фотия и в «Прохірон» Василия Македоняніна (его перевод составил 49-ю главу славянской «Кормчей книги»).

Римское право условием действительности брака предусматривало взаимную на него согласие: «Не может быть заключен брак иначе, как по согласию всех, то есть тех, кто вступает в брак и под чьей властью они находились». Это означает, что для действительности брака была также обязательным согласие отца как главы патриархальной семьи (paterfamilias). По форме это согласие могло быть устным, письменным (в виде договора) или самим фактом — переходом девушки в дом своего будущего мужа. Браку предшествовала помолвка, на которых родные или опекуны новобрачных договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размеры приданого, которое невеста приносила в дом жениха. Обрученная девушка в некоторых правовых отношениях приравнивалась к жене: жених мог принять на свой счет нанесенную ей обиду и подать в суд на виновного (девушка или женщина самостоятельно это сделать не могла); неверность невесты приравнивалась к прелюбодеянию со всеми последствиями, вытекавшими из этого.

В Древнем Риме при вступлении в брак впервые начали использовать металлические кольца обручальные. К И ст. н. е. при вступлении в брак было достаточно вербального (устного) или литерального (письменного) договора между женихом и родителями или опекунами невесты. Договор вступал в действие в момент передачи женихом будущим тестю и теще простой железной кольца. С этого времени брак приобретал законную силу, а свадебные торжества и обряды устраивали, чтобы сообщить окружающим о рождении новой семьи.

Носить кольцо надо было на безымянном пальце левой руки: считалось, что именно от него прямо к сердцу идет «вена любви» (vena amoris). Такие кольца носили только женщины: мужчины оставляли «вену любви» свободной.

Со временем аппетиты молодых римлянок росли, во II ст. они уже стали требовать дарить им бронзовые кольца, а начиная с третьего века — золотые.

В России заключение брака делилось на два этапа: обручение и свадьба. На оба события жениху необходимо было дарить девушке дорогие подарки, в том числе и золотые кольца. В 1775 г. Священный Синод принял решение об объединении помолвки и свадьбы, и тем самым жених получил возможность сэкономить на кольцах и подарках. В советское время регистрация браков происходила в государственных учреждениях, но традиция надевать кольца осталась, их надевали на безымянный палец правой руки, в то время как на Западе традиционно золотые обручальные кольца носят на левой руке.

В Средние века рецептоване в Западной Европе римское право не оказало такого глубокого влияния на правопорядок и общественную жизнь стран, как каноническое право. Оно стало сильным оружием в укреплении и распространении церковной власти и перестройке социальной структуры общества в нужном церкви направлении. Едва ли не главной сферой контроля общественной жизни со стороны церкви стала семья. Первым шагом в этой политике было введение правила целибата для духовенства. Это выводило священнослужителей из сферы загальнородових, семейных и в целом мирских интересов, превращало его в послушный, контролируемый церковной власти инструмент. Христианскими канонами были заложены принципы всех семейных отношений, включая и чисто юридические аспекты. Поэтому каноническое право не просто оказало влияние на регулирование этой сферы, но и на целые столетия заменило своими правилами национальное брачно-семейное право.

В христианстве брак рассматривается как Таинство и как договор. Как таинство — это видимый и действующий знак Божьей благодати (именно за это в Кодексе канонического права от 1983 г. законодательство о браке излагается в части, посвящены церковным таинствам). Как договор — это брачное соглашение, поскольку он может возникнуть, с одной стороны, при наличии волеизъявления обеих сторон; а с другой — брак порождает правовые последствия в отношении лиц, которые его заключили.

Из неотделимости брака-до говору от брака-Таинства следует, что этот институт издавна находился в центре внимания как светской, так и духовной власти в государстве и регулировался как светскими, так и церковными нормами.

Являясь своеобразным договором, брак на самом деле отличался от обычной гражданско-правовой сделки. Разве могут супруги сами определять свои права и обязанности? До некоторой степени так, но это в основном может касаться имущественных отношений в браке. Что же касается других прав и обязанностей супругов, то они уже заранее определены законодателем независимо от воли сторон. А значит, здесь нельзя вести речь о классическом гражданско-правовой договор.

Добавить комментарий