⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8
+возможность разрешения дела несколькими юрисдикционнымй органами в определенной законом последовательности
Исключительная подведомственность — это
+возможность разрешения дела только юрисдикционным органом, указанным в законе
Исполнительное производство в суде возбуждается прокурором путем
+предъявления исполнительного документа к взысканию
+принесения протеста на действия судебного исполнителя
Исковое производство возбуждается прокурором путем
+подачи искового заявления
Истец — это лицо:
+в защиту прав и охраняемых законом интересов которого возбуждено гражданское дело
Источниками гражданского процессуального права являются:
+Гражданский кодекс Республики Беларусь
+Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
Какая из указанных частей гражданского процесса является его стадией?
+производство по пересмотру не вступивших в законную силу судебных решений
Какие из принципов относят к конституционным
+законность
+сочетание единоличных и коллегиальных начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел
+гласность судопроизводства
Какие из принципов относят к принципам, регулирующим процессуальную деятельность (отраслевые принципы)
+диспозитивность
+выяснение действительных обстоятельств дела
+непрерывность судебного разбирательства
Какой из принципов относят к специфически отраслевым
+диспозитивность
Какой вид гражданского судопроизводства указан в предлагаемом перечне?
+особое производство
Какой из принципов является конституционным
+национальный язык судопроизводства
Какой из принципов является отраслевым
+состязательность
К задачам гражданского судопроизводства относят:
+правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел
+исполнение судебных постановлений и иных юрисдикционных актов
+защита прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц
+предупреждение правонарушений
+воспитание граждан в духе уважения и исполнения законов
К содержанию процессуальных отношений в теории гражданского процесса относятся
+процессуальные права и обязанности участников процесса
К юридически заинтересованным в исходе дела лицам имеющие непосредственный интерес в исходе дела относятся
+стороны
+третьи лица
+заявители
К юридически заинтересованным в исходе дела лицам имеющие государственный, общественный или иной интерес в исходе дела относятся
+прокурор
+государственные органы, юридические и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц
+государственные органы, вступившие в процесс с целью заключения по делу
+представители юридически заинтересованных в исходе дела лиц (кроме прокурора)
К правам лиц, участвующим в деле, относятся
+возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц
+знакомиться с материалами дела
+обжаловать (опротестовывать) судебные постановления
К участникам процесса, содействующим правосудию, относятся
+свидетель
+понятой
+переводчик
+хранители арестованного или спорного имущества
+специалист и эксперт
Какие три формы контроля за законностью и обоснованностью судебных постановлений закреплены в Республике Беларусь
+рассмотрение дел в кассационном порядке
+рассмотрение дел в порядке надзора
+пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам
К общим судам относятся
+Верховный Суд Республики Беларусь
+областные суды
+Минский городской суд
+районные (городские)суды
+военные суды
Какое одно полномочие отсутствует у суда
+рассмотрение гражданского дела и вынесение судебного постановления
+рассмотрение дела в кассационном порядке и в порядке надзора
+пересмотр постановлений суда по вновь открывшимся обстоятельствам
+рассмотрение вопросов, возникающих при исполнении решений и других документов
Кто из перечисленных лиц может быть ненадлежащей стороной?
+ответчик
Кто из перечисленных лиц не может быть ненадлежащей стороной?
+судебный исполнитель
+прокурор
+орган местного самоуправления, заявивший иск в защиту прав другого лица
+органы государственного управления, дающие заключение по делу
Кто из перечисленных участников процесса не имеет права требовать замены ненадлежащей стороны?
+эксперт
+свидетель
Кто из перечисленных органов и лиц является третьим лицом в гражданском процессе:
+лицо, вступившее в уже возникший процесс и заявившее самостоятельные требования на предмет спора
Кто из перечисленных органов и лиц может являться третьим лицом в гражданском процессе:
+лицо, вступившее в уже возникший процесс и не заявившее самостоятельных требований на предмет спора
Какой из перечисленных признаков не отражает сущности судебного представительства
+представитель, участвуя в деле, приобретает определенные блага
Какой вид представительства отсутствует в теории гражданского процесса и гражданском процессуальном законодательстве
+временное представительство
Какое право прокурора отсутствует у других лиц, участвующих в деле
+изложить свое мнение по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства
Каким правом не обладает прокурор в отличие от сторон
+окончить дело мировым соглашением
Какая из обязанностей отсутствует у прокурора
+нести бремя судебных расходов
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье устанавливает обязательное участие прокурора в гражданском судопроизводстве по делам
+о лишении родительских прав
+об отобрании ребенка без лишения родительских прав
+об усыновлении ребенка
+об отмене усыновления ребенка
Какое право государственных органов отсутствует у других лиц, участвующих в деле?
+давать заключение по вопросам, связанным с их компетенцией
Каким правом не обладают государственные органы в отличие от сторон?
+заключить мировое соглашение
Какая из обязанностей отсутствует у органов и лиц, защищающих чужие интересы?
+нести бремя судебных расходов
Как обычно называется лицо, представляющее интересы государственного органа?
+уполномоченный (представитель)
К издержкам, связанным с рассмотрением дела относят:
+расходы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, специалистам, переводчикам
+расходы, связанные с производством осмотра
+компенсация сторонам за потерю рабочего времени
+денежные выплаты по оплате помощи представителей
Какие расходы не относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела?
+расходы, за выдачу копий судебных документов
К участникам гражданского судопроизводства могут быть применены следующие виды ответственности:
+привод
+удаление из зала судебного заседания
+судебный штраф
+предупреждение
Какое действие участников процесса законодатель не относит к гражданскому процессуальному правонарушению?
+отказ эксперта от дачи заключения в связи с недостаточностью представленных ему материалов
-нарушение порядка в зале судебного заседания присутствующими гражданами
+отказ свидетеля от дачи показаний против близких родственников
Какой вид подведомственности отсутствует в теории гражданского процесса и гражданском процессуальном законодательстве
+подведомственность дел исполнительных органов власти
Какой из перечисленных признаков не является признаком подведомственности
+территориальный
Какой критерий не положен в основу общих правил подведомственности дел искового производства
+соглашение сторон
Кто определяет подведомственность гражданских дел
+судья, принимающий дело к производству или суд, в производстве которого оно находится
Какой признак подсудности присутствует в данном перечне:
+предметный (родовой)
+территориальный
Какой из видов подсудности нельзя изменить соглашением сторон?
+подсудность встречного иска
+родовую
+исключительную
Назад к списку вопросов
Подведомственность – это круг юридических дел, рассмотрение и разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа. Подведомственность устанавливается законами и иными нормативными актами.
Под судебной подведомственностью понимаются дела, которые суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
В гражданском процессе принято различать подведомственность дел в зависимости от:
а) органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных споров. Подведомственность – это разграничение компетенции по разрешению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, судами общей юрисдикции, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел, иными органами и организациями;
б) характера дел, подлежащих рассмотрению в суде (ст. 37 ГПК):
- дела искового производства (п. 1 части первой ст. 37 ГПК);
- дела, возникающие из административно-правовых отношений (ст. 335 ГПК);
- дела особого производства (ст. 361 ГПК);
- дела приказного производства (ст. 394 ГПК);
- другие дела, отнесенные законодательством к компетенции судов.
Возможна классификация подведомственности гражданских дел и по другим основаниям.
В науке гражданского процессуального права и в законодательстве подведомственность дел подразделяется на следующие виды:
1) Исключительная подведомственность предусматривает возможность рассмотрения определенных категорий дел каким-либо одним (указанным в законе) органом. Эти дела не могут разрешаться другими органами.
2) Альтернативная подведомственность допускает рассмотрение тех или иных категорий дел не только в суде, но и в другом юрисдикционном органе. При этом обращение в соответствующий орган зависит от усмотрения истца (заявителя).
3) Условная подведомственность означает, что для некоторых категорий споров соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для данного вида подведомственности характерным является то, что до суда спор о праве должен стать предметом рассмотрения другого органа (досудебная стадия рассмотрения спора).
4) Подведомственность связанных между собой требований. Суть этого вида подведомственности дел закреплена в ст. 38 ГПК, согласно которой в случае предъявления нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны Суду общей юрисдикции, а другие – иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в Суде общей юрисдикции, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие «подведомственность арбитражного суда» заменяется понятием «компетенция арбитражного суда» (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на
- исключительную (специальную);
- множественную.
Исключительная подведомственность
Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.
По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):
- о несостоятельности (банкротстве);
- по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ (дела по корпоративным спорам);
- по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
- по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
- по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Все дела, перечисленные в ст. 33 и 225.1 АПК РФ, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Множественная подведомственность
Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам.
Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:
- договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
- императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
- альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:
- дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
- когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, например налоговыми органами.
Так, претензионный порядок установлен федеральным законом по требованиям об изменении или расторжении договора. Иск в этом случае может быть заявлен стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Что касается досудебного порядка разрешения конфликтов, то такая правовая возможность установлена рядом федеральных законов, в основном по спорам, связанным с уплатой налоговых и обязательных неналоговых платежей. Так, согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд (ст. 46 Конституции РФ).
Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение в тех случаях, когда речь идет об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, то такие ситуации возможны в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.