Воинский учет в организациях

Категории граждан, подлежащие и не подлежащие постановке на воинский учет
Обязанности граждан по воинскому учету
Ответственность граждан за неявку по вызову в военный комиссариат
Порядок работы комиссии по постановке граждан на воинский учет
Обязанности предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц по организации воинского учета
Особенности воинского учета в специфических условиях
Компенсации и льготы, связанные с организацией воинского учета

Что понимается под воинским учетом?

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов.

Воинский учет граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе», «Положением о воинском учете».

Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ и органами местного самоуправления.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных ресурсов.

Цели и задачи воинского учета

Целями и задачами воинского учета являются:

— обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной Законами Российской Федерации «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе»;

— определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения нужд обороны;

— проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил РФ и других войск с мирного на военное время и последующего их доуком-плектования личным составом.

Виды воинского учета

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (далее именуются — предприятия) на период мобилизации и военного времени.

На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятиями на период мобилизации и военного времени.

Какими органами осуществляется воинский учет?

Воинский учет граждан осуществляется военными Комиссариатами по месту их жительства.

В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляет местная Администрация.

Воинский учет граждан, имеющих воинские звания Офицеров, пребывающих в запасе федеральных органов Государственной безопасности и пограничных войск, Осуществляется федеральными органами государственной безопасности.

Предприятия ведут воинский учет граждан, пребы-|ающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на Военную службу.

Справка. Военный комиссариат (военкомат) — это местный Орган военного управления в Российской Федерации, ведающий Юснно-мобилизационной и учетно-призывной работой. Военкоматы создаются в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Воинский учет в организации – это внутренний документ, содержащий информацию о военнообязанных гражданах, работающих в штате. Система приемов, методов обеспечивает регистрацию в единой базе всех лиц призывного возраста. Содержит актуальные данные, важную информацию относительно каждого работника. Благодаря такой системе компетентные органы следят за военнообязанными, выявляют факты нарушения.

Организация военного учета

Основными документами, регламентирующими осуществление воинского учета являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, Положение о воинском учете от 27.11.2006 № 719.

Цель учета:

  • В мирное время – обеспечение выполнения своего долга каждым военнообязанным, полноценное наполнение армии, препятствие незаконному уклонению от службы.
  • В военный период – своевременная мобилизация военнообязанных лиц, обеспечение трудовых ресурсов.

Формируется трудовой ресурс из военнообязанных граждан, попавших под категорию «В». В военное время их призывают в армию, но не отправляют в места боевых действий, оставляют в структурах для выполнения определенных функций.

Чтобы механизм работал, государство должно обладать актуальной информацией, владеть ситуацией. С этой целью военные комиссариаты ведут с помощью организаций учет всех потенциальных призывников в возрасте 17-27 лет, военнообязанных в запасе в таком же возрасте, офицеров в отставке, др.

Законом предусмотрено, что каждый юноша нашей страны обязан явиться в военкомат для прохождения медицинской комиссии, с целью постановки на первичный учет, присвоения категории годности, когда ему исполнится 17 лет. Первоначальный учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта. Явиться в военкомат следует всем лицам, получившим повестку, даже если 17 лет еще не исполнилось, но будет в текущем году.

За функционирование механизма воинского учета отвечают крупные ведомства, органы местной власти, организации. Если потенциальный призывник официально работает, учится в организации, учет должны осуществлять сотрудники, согласно общепринятым правилам.

Ведение воинского учета – с чего начать?

Каждая организация должна обладать информацией обо всех мужчинах призывного возраста, военнослужащих с категорией «В», офицеров, уволенных в запас, лиц, которые прошли альтернативную службу либо имеют отсрочку по уважительным причинам. А также женщин с военными специальностями. Правила ведения, порядок воинского учета установлен в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Организация собирает актуальные данные по каждому военнообязанному сотруднику. Занимается этим отдельный сотрудник либо группа лиц, в зависимости от количества работников в структуре. При общей численности в 1500 чел. Обязанности возлагают на одного специалиста, по совместительству, отдельно должность не выделяется. При количестве работников более 1500 чел. Создается специальное структурное подразделение, занимается учетом несколько сотрудников. Кандидатуры согласовываются в военкомате. Туда же отправляются копии приказов о назначении, увольнении должностного лица.

Инструкция по ведению воинского учета

Перечень обязанностей, полномочий работников, которые должны вести воинский учет указывается в их должностной инструкции. Там же содержится информация, какими знаниями должен обладать сотрудник, чем руководствоваться в своей работе, как осуществлять сбор, анализ, систематизацию данных, какие предъявляются наказания за нарушения, допущенные в работе.

По каждому призывнику в специальной карточке указывается следующая информация:

  • ФИО;
  • Паспортные данные;
  • Место прописки, жительства;
  • Образование;
  • Должность;
  • Семейное положение;
  • Категория годности;
  • Антропометрические данные;
  • Причины отсрочки от военной службы;
  • Данные о прохождении альтернативной службы, посещении военных сборов;
  • Наличие военных, гражданских специальностей;
  • Владение иностранными языками;
  • Спортивный разряд, уровень физической подготовки;
  • Судимость;
  • Бронирование гражданина на случай военных действий.

Информация фиксируется в установленном порядке.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2020 году

Для корректного ведения учета организация составляет план действий сотрудников на год, согласовывает его с военкоматом.

Основными документами для сбора информации относительно каждого сотрудника являются:

  1. Приписное свидетельство для потенциальных призывников;
  2. Военный билет для лиц в запасе.

Эти документы должны обязательно предоставляться вместе во время приема сотрудника на работу. Уполномоченный сотрудник проверяет, чтобы в них не было неточностей, повреждений, вырванных листов, прочих изъянов. Далее, по каждому работнику заводится карточка установленного образца, куда фиксируется вся актуальная информация – семейное положение, образование, занимаемая должность, прописка, др. Вся информация хранится в общей базе, е видят сотрудники военкомата.

Повестка в данном случае приходит уполномоченному сотруднику, он выдает ее под расписку адресанту. В дальнейшем обязан проследить за тем, чтобы призывник явился в военкомат в назначенное время. Если принимают на работу женщину с военной специальностью, ее изначально отправляют в военкомат для постановки на первичный учет. Это же касается юношей, достигших 17 лет.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является закрепление за каждым военнообязанным должности на время военных действий. То есть, кто и что будет выполнять в случае войны. Узнать о такой возможности бронировать места можно в военкомате. Обычно, это стратегически важные предприятия, влияющие на жизнедеятельность всего населения страны.

Уполномоченный специалист ведет специальный журнал проверок, по которому он сверяет данные с теми, которые имеются в военкомате. Обо всех изменениях сотрудник должен уведомить военкомат, отправив им копии приказов.

Документы, которые должны быть в организации

Уполномоченный сотрудник должен иметь следующую документацию:

  1. Приказ об организации воинского учета граждан.
  2. План работы.
  3. Картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников, лиц, пребывающих в запасе.
  4. Журнал проверок.
  5. Расписки в приеме от граждан документов воинского учета.
  6. Служебное делопроизводство.
  7. Другие документы в соответствии с требованиями.
  8. Справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке, мобилизации.

Некоторая информация в военкомат передается в электронной форме в четко установленные сроки.

Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2020 году

Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.

Нарушениями считаются:

  • Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
  • Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
  • Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.

Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.

Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.

  • 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
  • 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
  • 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.

За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.

Пошаговая инструкция

Принципы ведения воинского учета в организации, на предприятии, регламентируются несколькими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
  • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.

Ответственность за ведение военного учета возлагается на руководителя. Он имеет право назначать специалистов, который будут выполнять работу. Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников. До 1500 чел. – 1 сотрудник либо специалист выполняет обязанности по совместительству, от 3000 чел. И более формируется структурное подразделение с двумя, тремя специалистами.

Приказ о назначении уполномоченных лиц направляется в военкомат, согласовывается с ними. В дальнейшем предоставляется план действий относительно адекватного учета потенциальных призывников, военнослужащих в запасе.

Документы

Осуществляется проверка документов на подлинность, фиксируются все необходимые данные. Карточки заводятся на всех мужчин в возрасте от 17 до 27 лет, являющимися потенциальными призывниками либо военнослужащими в запасе. Не ведут учет лиц, которые имеют категорию годности «Д», женщины, не имеющих военных специальностей.

Информацию заносят соответствующим образом. В дальнейшем необходимо поддерживать актуальность данных, проводить разъяснительную работу среди сотрудников относительно службы в армии, изменениях, ответственности за уклонение.

Передача информации в военкомат

Когда все карточки составлены, информацию необходимо передать в военный комиссариат. В дальнейшем необходимо плотно сотрудничать с военными, предоставлять своевременно информацию о назначении, увольнении сотрудников, смене места жительства, переводе на иную должность, семейное положение, др. Также следует сообщать о сотрудниках, которые намеренно уклоняются от несения службы. За скрытие информации предусмотрен штраф.

Сдача отчетности

Для получения образцов документов, инструкции по их заполнению необходимо обратиться в военкомат. Там же получают сведения о сроках сдачи отчетов. Каждый месяц уполномоченный специалист должен отправлять информацию в военкомат об уволенных, новых зачисленных сотрудниках. 1 раз в год подают информацию о лицах, которым в следующем году исполнится 17 лет. Существует электронный вариант отчетности, специальные программы ведения воинского учета. Об использовании программного обеспечения принимает решение руководство.

Обязательный или нет учет?

Закон обязывает вести отчетность относительно призывников, военнослужащих в запасе каждое предприятие, организацию, учреждение. Контролировать выполнение обязанностей должны уполномоченные органы, военкоматы, местная власть, государственные ведомства. Не все структуры воспринимают обязанность, как должное, не считают нужным контролировать призывников, но это не значит, что так можно делать. Такие учреждения облагаются штрафом, при регулярном нарушении закона о военной деятельности, должностные лица могут лишиться возможности занимать высокие посты в течение 3 лет и более.

Нужен ли учет?

Государство должно знать свой резерв, количество военнослужащих в запасе, потенциальных призывников. Боеготовность страны – один из самых важных аспектов. Если все пустить на самотек, никакой системы не будет, а в случае нападения врага невозможно будет оперативно отреагировать. Воинский учет нужен всем гражданам нашей страны, чтобы быть уверенным в том, что народ под защитой военных.

Отзывы

Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о воинском учете в организации – ниже в комментариях, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!

Игорь

В нашей стране много чего должны, но не все выполняют. Я работаю уже 4 года на разных предприятиях, ни о каком учете не слышал, в военкомат меня не сдают и их штрафами не облагают. Нет заинтересованности руководителей, а санкции незначительные. К тому же, это дополнительные расходы на содержание специалистов, а то и целого штаба.

Андрей

Кто и ведет воинский учет, так это государственные организации, учебные заведения. Будучи студентом, гоняли каждый год в военкомат. Как только окончил ВУЗ, сразу туда информация пошла. Забрали служить.

Гипермаркет знаний>>Основы безопасности жизнедеятельности>>ОБЖД 11 класс>>Организация воинского учета и его предназначение

3.2. Организация воинского учета и его предназначение
Организация воинского учета
Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граждан. Российскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:

— освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
— отбывающие наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.

История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению.

Система комплектования войск складывалась постепенно. Так, например, в 1705 г. указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. по 5—7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учета и воинской повинности позволила Петру 1 к 1725 г. иметь 220-тысячную регулярную армию.

Дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск произошло в 1874 г. в результате проведения военных реформ, автором которых был военный министр вооруженных сил России Д. А. Милютин.

В 1874 г. в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Всеобщая воинская повинность распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Призывники тянули жребий и этим определяли, кто должен идти служить в этом году.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

Такая система комплектования русской армии позволила в период русско-турецкой войны (1877—1878) чрезвычайно быстро — за четыре недели — провести мобилизацию русской армии. На 42-й день войска были сосредоточены на Дунайском театре военных действий.

Комплектование русской армии в период 1897—1917 гг. осуществлялось в соответствии с Уставом о военной повинности. В нем определено, что мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст населения, а именно молодые люди, которым исполнилось 20 лет от роду к 1 января того года, когда проводится призыв.

Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск — в 17 лет, из них 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе.

Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, — в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:

— фамилия, имя, отчество;
— дата рождения;
— место жительства;
— семейное положение;
— образование;
— место работы;
— годность к военной службе по состоянию здоровья;
— профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
— основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
— прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
— прохождение военных сборов;
— владение иностранными языками;
— наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
— наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
— возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
— наличие судимости;
— бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар района, города (без районного деления) или иного административно-территориального образования либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.
Вопросы и задания
1. Воинская обязанность, ее предназначение и содержание.
2. Воинский учет и его организация.
3. Данные, которые содержатся в документах по воинскому учету.
4. Первоначальная постановка граждан на воинский учет, сроки его проведения.
5. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
6. Обязанности граждан по воинскому учету.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн, ОБЖД для 11 класса , школьная программа по ОБЖД, планы конспектов уроков

В любом предприятии на территории РФ должен проводиться воинский учет сотрудников. Этот процесс обязателен для всех, он предусмотрен законодательством и предписана Министерством Обороны. Сотрудники по работе с персоналом, как правило, ведут подобные записи.

В тот момент, когда граждане мужского пола устраиваются на работу, помимо обычного пакета документов они предъявляют сведения об их воинском учете. Когда сотрудник, работающий с персоналом, формирует договор, он должен проверить пометку в паспорте, которые будут указывать данные о воинской службе этого человека.

После этого будущий сотрудник предприятия предоставляет документ о воинском учете, на который он встал в военкомате по месту жительства, а также наличие мобилизационного предписания. Воинский учет на предприятии ведется по отношению к следующим лицам:

  • Мужчины, достигшие совершеннолетия и до 27 лет. Эта категория лиц должна числиться в военкомате и не состоять в списке призывников.
  • Мужчины, прошедшие воинскую службу и находящиеся в данный момент в запасе.
  • Мужчины, которые проходят альтернативную воинскую службу.

Сотрудник работы с кадрами находит в интернете или запрашивает в военном комиссариате типовую форму, основываясь на которую составляет план ведения учета, по которому ему будет комфортно работать.

Составленный план нужно будет согласовать с руководством предприятия, а после этого заверить у муниципального комиссара. Подобный план на каждый будущий год согласовывают до наступления ноября текущего года. Ведут этот план в течение текущего года, в ходе которого делают соответствующие отметки.

Пример заполнения формы Т-2

Личная карточка и сведения в военном билете

Личная карточка сотрудников предприятия — это 2-я страница формы (Т-2). Сюда кадровик переносит информацию из военного билета.

Пункт Призывник Солдат или матрос Офицер запаса
1 Категория запаса Вписать 1 или 2: 1 – отслужил не менее 1 года, окончил вуз или прошел военные сборы от 3-х месяцев. 2 – прослужил менее 1 года, военный строитель, не прошел военную службу или женщины.
2 Воинское звание Подлежит призыву Указать согласно п. 20 (стр. 8) Указать согласно п. 5 и п. 13 (стр. 3)
3 Состав (профиль) Указать согласно с п. 25 (стр. 11) Указать полное название состава согласно п.7
4 Полное кодовое обозначение ВУС Указать 6 цифр или цифр и букву, согласно п. 26 (стр. 11) Указать 6 цифр согласно п.6 (стр. 3)
5 Категория годности к военной службе Вписать букву согласно данным военного билета «Сведения о медосвидетельствованиях»
6 Наименование комиссариата по месту жительства Указывают место последней отметки (стр. 3-4)
7 Состоит на воинском учете Указывают простым карандашом: а) – если есть мобилизационное предписание или штамп о его выдаче; б) – если работник забронирован за организацией во время мобилизации.
8 Снятие с воинского учета Заполнить в случае снятия

Если непонятно, где посмотреть воинское звание в военном билете, можно следовать той же методичке или внимательно изучать документ. Воинское звание указано на 11 стр. военного билета.

Информация о том, какая степень годности у гражданина, определяется буквой, вписанной в его военный билет:

  • А – годен.
  • Б – годен с небольшими ограничениями.
  • В – годен ограниченно.
  • Г – временно не годен.
  • Д – не годен.

Если же в военном билете отметки нет, то в форме по умолчанию ставится «А».

Когда все формы на сотрудников заполнены, кадровик информирует об этом комиссариат. Это делается путем заполнения формы «Оповещения о гражданине, вставшем на воинский учет», которое также можно скачать. Для того чтобы предприятия могли собрать и отправить всю информацию в комиссариат, им дается 2 недели от момента заполнения формы.

Разворот военного билета, где указана информация о годности

Как только комиссариат принимает и регистрирует данные у себя, сотрудник предприятия считается занесенным в воинский учет по месту работы. Когда того или иного сотрудника увольняют, предприятие также должно в срок в 2 недели оповестить об этом военкомат, чтобы снять гражданина с учета.

Любые документационные отправления из предприятия в военкомат кадровик дублирует и хранит в архиве организации. Хранение таких документов должно быть структурировано: ведется нумерация, документы прошиты, опечатаны.

Для чего необходимы данные?

Организации, где число работников превышает 500 человек, раз в год проверяются военными комиссариатами или органами местного управления. Если в организации числится меньшее количество сотрудников, их проверяют не реже, чем раз в 3 года.

В ходе проверки сравнивают данные комиссариата с теми, что занесены в формы предприятия. Итог каждой проверки заносится в Журнал проверок.

Ежегодно предприятия составляют данные по учету в военкомате и направляют ее комиссару. Карточка должна быть создана до 1 ноября текущего года, согласована администрацией. Найти форму для заполнения этой карточки можно найти в интернете.

В случае если предприятие не выполняет норму ведения воинского учета, существуют меры наказания в виде административных штрафов от 300 до 1000 руб. Эти суммы являются посильными для каждой организации, но считается, что организации должны заботиться о своей профессиональной репутации.

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

• ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

• ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

• ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

• Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008; далее — Методические рекомендации).

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

• штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

• штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

• штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален.

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

• мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

• граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

• освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

• проходящие военную службу;

• отбывающие наказание в виде лишения свободы;

• женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

• постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27–30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

• удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

• военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

• утерян или испорчен военный билет;

• нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

• имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

• у призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

• для офицеров запаса;

• солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

• граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

• раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

• раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

• раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

• раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.

Добавить комментарий