Возмездное изъятие и конфискация

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения– это их принудительное изъятие и последующая реализация с передачейбывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятогопредмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегосяв личной собственности нарушителя.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, которое может назначаться к основному наказанию или не назначаться.

Возмездное изъятие может быть назначено только судьей. При этом судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушенияявляется принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственностьили в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей.

Как административное наказание данная мера имеет ряд особенностей:

· назначается только судьей;

· может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам;

· является специальной конфискацией, применяемой только в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения. Часто в санкциях статей КоАП РФ четко устанавливается, какой предмет подлежит конфискации (например, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, фашистская атрибутика или символика и т. п.).

Не всякий предмет может быть конфискован. Так, не подлежат конфискацииличные «носильные» вещи (одежда, белье), вещи, используемые в быту и необходимые для проживания (телевизор, холодильник и т. п.). Конфискация не может быть обращена и на предметы, находящиеся в общей собственности лица, привлеченного к ответственности, с супругой, родителями, другими родственниками и лицами. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискациейизъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

· подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

· изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение (например, ранее украденная вещь), по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (например, наркотических, сильнодействующих, психотропных веществ).

57. Лишение специального права

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права установлено за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Данное наказание относится к длящимся, срок лишения правонарушителя специального права определяется судьей, но при этом не может быть менее одного месяца и более трех лет. В числе санкций КоАП РФ называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется им в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение действующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Лишение прав– временное ограничение правосубъектности гражданина за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, судья на время лишает его этого прав

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, — это принудительное изъятие его с последующей реализацией и передачей выручен-

ной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов, связанных с реализацией.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, — это принудительное безвозмездное обращение его в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. В случае конфискации продуктов питания или других предметов, дальнейшая реализация которых невозможна, орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, имеет право принять решение о возврате конфискованного правонарушителю со взысканием с него стоимости этих продуктов или предметов.

Конфискация и возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не могут применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования

Конфискация вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, производится независимо от того, находятся ли они в личной собственности лица, совершившего административное таможенное правонарушение. В случае, если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, веши, являющиеся непосредственными объектами такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства по решению суда (ст. 27-28 КоАП).

Что такое лишение специального права?

Лишение специального права — это принудительное лишение лица, совершившего административное правонарушение, предоставленного ему права:

1) на управление транспортными средствами;

2) на охоту.

Такое взыскание применяется на срок до пяти чет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования данным правом

Например, управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением порядка пользования правом на управление. Нарушение порядка пользования этим правом считается систематическим, если водитель после применения мер административного взыскания вновь нарушил правила проезда железнодорожных переездов или вновь превысил установленную скорость движения более чем на тридцать километров в час либо не выполнил неоднократные требования работников милиции остановить транспортное средство и т.д.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней.

Лишение права на управление средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права на охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (ст. 29 КоАП).

Что такое взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственно объектами административного правонарушения?

Взыскание — это принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на данные предметы установлена, а в других случаях — свободная цена на день выявления правонарушения. При отсутствии возможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь (ст. 29′ КоАП).

Что значит исправительные работы?

Исправительные работы — это вид административного взыскания, который правонарушитель отбывает по месту своей постоянной работы при удерживании с него до 20% заработка в доход государства.

Исправительные работы назначаются только районным (городским) судом (судьей).

Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней и более 2 месяцев (ст 30 КоАП).

Что является конфискацией имущества?

Конфискация имущества (правовая природа, вопросы применения санкции) определяется нормами уголовного, административного и гражданского права. Единственным объединяющим признаком понятия конфискации во всех отраслях права является ее безвозмездность, то есть какая-либо денежная компенсация в этом случае для гражданина не предусматривается.

Конфискация имущества является одной из самых обсуждаемых санкций за правонарушения. Наиболее значительными последствиями этих обсуждений стало внесение поправок в Уголовный кодекс РФ в 2003 году, которые позволяют конфисковать только имущество, непосредственно связанное с правонарушением, а также введение антикоррупционных норм в 2013 году. Они нашли свое отражение в п. 8 ст. 235 ГК РФ.

Толчком для этого стал пример европейских стран, давно практикующих изъятие в доход государства так называемого «необъяснимого богатства» чиновников. Многие видят проблему в том, что эти нормы недостаточно широко применяются, однако судебная практика по изъятию имущества у государственных и муниципальных служащих имеется.

Конфискация имущества в уголовном праве

Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера выражается в принудительном изъятии денег, ценностей и другого имущества, добытого преступным путем.

Основанием для этого является обвинительный приговор. В дальнейшем имущество становится госсобственностью. Список тяжких и особо тяжких преступлений, на которые человек пошел из корыстных побуждений и при совершении которых может применяться конфискация, приведен в п. «а» ст. 104.1 УК РФ.

Также подлежит конфискации имущество, предназначенное для финансирования террористов, экстремистов и преступных сообществ и имущество каким-либо образом полученное в результате совершения преступления (приобретенное или преобразованное). Если орудие (оборудование) совершения преступления не является изъятой из оборота вещью, оно также может быть предметом конфискации (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 года № 17).

Конфискация имущества в гражданском праве

В соответствии с КоАП РФ могут быть конфискованы орудия совершения или предметы административного правонарушения (статья 3.7 Кодекса). Наиболее часто такая мера применяется при нарушении правил охоты или рыболовства.

Также нормами данной статьи устанавливается отличие конфискации от безвозмездного изъятия из незаконного владения правонарушителя орудия совершения или предмета административного правонарушения. Оно может осуществляться и несудебными органами (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ). Такие предметы возвращаются их законному собственнику либо, если они изъяты из оборота, уничтожаются.

В Гражданском кодексе РФ помимо норм ст.ст. 235, 243 конфискация также предусмотрена нормами ст. 169 ГК РФ о сделках, противоречащих основам правопорядка и нравственности.

В данном случае есть особенности применения такой санкции, как конфискация имущества. Судебная практика говорит: поскольку существует уголовно-правовая норма о конфискации имущества, соответствующие положения ГК РФ не могут применяться в гражданском судопроизводстве самостоятельно, так как по сути совершение указанных сделок является преступлением.

Особенность признания недействительными сделок, противоречащих основам правопорядка и нравственности, заключается в том, что факт их совершения подтверждается только вступившим в законную силу приговором суда. И уже затем следует обращение государства в лице органов прокуратуры в суд с иском о взыскании денежных средств, полученных по недействительной сделке (например, Решение Ессентукского городского суда от 19 декабря 2017 года по делу № 2-2085/2017).

Как происходит конфискация имущества?

Порядок конфискации имущества в доход государства устанавливается несколькими нормативно-правовыми актами. Однако независимо от того, на основании какого из них и каким органам предоставляется право назначения конфискации, она применяется только судом.

Согласно ч. 3 статья 35 часть 1 ст. 46 Конституции РФ органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при наличии оснований для конфискации имущества могут произвести ее только по решению суда. Таких обеспечительных мер, как изъятие, арест и задержание имущества это не касается.

На незаконную конфискацию можно пожаловаться в суд. В случае удовлетворения требования собственника, помимо возврата имущества, могут быть возмещены причиненные конфискацией убытки, если они доказаны.

К нормативно-правовым актам, регулирующим порядок конфискации (изъятия) имущества, относятся:

  • Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 года N 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.05.2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства»;
  • Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2006 года № 782 «Вопросы организации реализации федерального имущества»;
  • Постановление Правительства РФ от 19.11.2003 года № 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче»;
  • иные акты (например, регулирующие конфискацию (изъятие) алкогольной продукции, оружия).

Когда могут изъять в доход государства имущество госслужащих?

Обращение имущества в доход РФ предусмотрено п. 8 ст. 235 ГК РФ как одно из оснований принудительного изъятия имущества. В отличие от конфискации оно имеет иную правовую природу.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 29 ноября 2016 года № 26-П указано, что обращение в доход РФ имущества, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения.

Такая мера применяется в случае нарушения антикоррупционного законодательства лицами, выполняющими публичные функции. Заключается она в безвозмездном изъятии такого имущества у собственника по решению в случае, если стоимость приобретенного в отчетном периоде госслужащим и членами его семьи имущества: недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций — превышает их общий доход за три предшествующих года, а служащий при этом не может доказать законность происхождения средств, достаточных для его приобретения.

Основания конфискации и изъятия различны.

Конфискация, предусмотренная УК РФ, возможна только в отношении имущества, которое связано с совершением преступления, и применяется только по приговору суда.

Изъятие в доход государства по п. 8 ст. 235 ГК РФ происходит на основании иного судебного акта (например, Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 ноября 2017 года по делу № 2-3936/2017, Решение Одинцовского городского суда от 18 октября 2017 года по делу № 2-6918/2017).

1. Конфискация, применяемая в качестве меры административного наказания, состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс, допуская применение конфискации за ряд правонарушений, предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.

2. В соответствии с Кодексом конфискация признается как основным, так и дополнительным административным наказанием (ч. 2 ст. 3.3).

Кодекс обеспечивает гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10). В то же время установлен порядок исполнения постановления о конфискации как меры, примененной к виновному в совершении административного правонарушения (ст. 32.4).

3. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей. Вопрос о недопустимости внесудебного порядка конфискации после принятия Конституции РФ неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Постановление от 11 марта 1998 г. N 8-П; Определения от 6 июля 2001 г. N 144-О и от 10 января 2002 г. N 3-О).

4. Конфискация как мера административного наказания может быть назначена в качестве основной и дополнительной санкций. В большинстве статей данного Кодекса она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.

5. Конфискация может устанавливаться исключительно Кодексом и назначаться лишь в случаях, прямо указанных в норме об ответственности за конкретное административное правонарушение. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются настоящим Кодексом и другим законодательством РФ, например Сводным законом о реквизиции и конфискации имущества (утв. 28 марта 1927 г.), который продолжает действовать до принятия нового федерального закона.

6. Конфискация отличается от таких мер, как изъятие вещей и документов, а также арест товаров, транспортных средств и иных вещей (см. п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5), производимые в порядке, предусмотренном ст. ст. 27.10, 27.11 и 27.14 Кодекса. Изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации — уничтожаются.

7. Реализация орудия совершения или предметов административного правонарушения, конфискованных по постановлениям, вынесенным судьями по делам об административных правонарушениях, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 (с изм. и доп.).

Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 Кодекса. Конфискованное гражданское оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат на основании Федерального закона «Об оружии» реализации в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 3 ст. 32.4 Кодекса конфискованные экземпляры произведения и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведения или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе (подробнее см. комментарий к ст. 32.4).

Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства.

8. Часть 2 данной статьи определяет некоторые категории лиц, к которым не применяется конфискация за совершение административного правонарушения. Так, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования.

9. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном ведении лица.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что объекты гражданских прав могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. Виды таких объектов должны быть прямо указаны в законе (ст. 129 ГК РФ). Конфискация ограниченно оборотоспособных вещей предусмотрена ст. ст. 8.34, 8.35, 14.16 — 14.18 КоАП РФ.

10. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (ст. 29.10).

Добавить комментарий