Выборы

УДК 316

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ВЫБОРЫ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ ЖИЗНИ

М.В. Желтов

Кемеровский государственный университет E-mail: politsocio@kemsu.ru

Характеризуются социальные последствия введения всеобщего избирательного права. Расширение избирательных прав привело к изменениям в трудовом законодательстве, демократизации социальных отношений, подтолкнуло политических субъектов к выявлению и учету интересов низших слоев общества. Всеобщее избирательное право способствовало формированию левого фланга политических партий и союзов, вовлечению в политику массового избирателя. Сложились модифицированные избирательные системы. Данные процессы рассматриваются в контексте современности.

Одной из важнейших политических и конституционных основ современного демократического общества является всеобщее избирательное право. Аксиомой считается, что каждый взрослый гражданин может принимать участие в выборах органов власти. Конечно, столь широкое понимание объема избирательного корпуса на сегодняшний день нигде не реализуется на практике. В каждой стране, помимо несовершеннолетних, существуют и другие категории населения, лишенные избирательных прав. Чаще всего из избирательного процесса исключаются недееспособные люди, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы, и лица без определенного места жительства. Кроме того, практически повсеместно из избирательного процесса исключаются иностранные граждане и лица без гражданства.

Однако за последние 150 лет произошло резкое расширение количества лиц, имеющих право голоса. В частности, речь может идти о представителях неимущих классов, женщинах, представителях национальных, расовых и религиозных меньшинств, а также о неграмотных. Политическая практика убеждает, что расширение числа лиц, участвующих в выборах, оказывает воздействие на социально-экономическое и политическое развитие общества.

Всеобщее избирательное право является продуктом буржуазных революций конца XVIII — начала XIX вв. «Голосование индивидов» приходит на смену «корпоративному голосованию» на сословной основе. Во время французской революции в конституции 1793 г., основанной на принципе народного суверенитета, было провозглашено всеобщее избирательное право, правда, распространявшееся только на мужчин. Данная конституция так и не вступила в силу, а принятые после нее конституции существенно ограничивали круг лиц, имеющих право голоса. После поражения Франции в наполеоновских войнах и наступления в Европе эры реакции, казалось, что всеобщее избирательное право навсегда останется утопической идеей, не выдерживающей конкуренции с голосованием на основе высокого имущественного ценза. Цензовое голосование было обречено, наглядным свидетельством чего стали события 1848 г.

Европейские революции 1848 г. вновь поставили в центр политической борьбы вопрос о введении всеобщего избирательного права. Во Франции, Германии, Австрии, Италии не только радика-

лы, но и значительная часть умеренных политических сил встали на путь поддержки требования всеобщего избирательного права. Несмотря на то, что в итоге революций всеобщее избирательное право для мужчин утвердилось только во Франции, стало очевидно, что введение его в других странах является всего лишь вопросом времени.

Вторжение» низших классов в политику, произошедшее в 1848 г., оказало серьезное влияние на политическую стратегию правящих классов. Как полагает И. Валлерстайн, после 1848 г. правящий класс европейских стран начинает осуществлять программу реформ, направленных на смягчение классового антагонизма и улучшение положения низших классов . Эти реформы включали три основных компонента. Первым являлось постепенное расширение избирательного права. Вторым компонентом являлось развитие трудового законодательства и начало перераспределения экономических благ, что впоследствии привело к возникновению «welfare state». Третьим направлением реформирования стало формирование национального самосознания за счет введения обязательного начального образования и всеобщей воинской повинности (для мужчин). Процесс изменения национального самосознания в значительной степени осуществлялся на идеях национализма, а в некоторых случаях и расизма.

Расширение числа лиц, имеющих право голоса, было результатом сознательной политики правящих классов, об этом свидетельствуют неоспоримые исторические факты. После 1848 г. ни в одной развитой стране, кроме России, всеобщее избирательное право не было введено в результате победоносной революции. Везде оно вводилось в результате политических реформ. При этом данные реформы осуществлялись не левыми партиями. Так, в Англии реформы избирательного права проводились либералами и консерваторами, а в Германии инициатором введения всеобщего избирательного права был О. Бисмарк. Конечно, подобные реформы были невозможны без постоянного давления на правящую элиту со стороны рабочего класса и его политических организаций. Тем не менее, введение всеобщего избирательного права нельзя считать результатом деятельности только левых сил.

Расширение числа лиц, имеющих право голоса, привело к существенным социально-экономическим и политическим последствиям.

Реформы, связанные с расширением числа лиц, имеющих право голоса, привели к постепенному пересмотру действовавшего социального и трудового законодательства. Это было обусловлено стремлением традиционных партий привлечь на свою сторону новые категории избирателей, а также активностью возникших во второй половине XIX в. пролетарских партий, которые ставили своей целью улучшение положения низших классов.

Таким образом, демократизация трудового законодательства и расширение вмешательства государства в социальную сферу в значительной степени были связаны с расширением избирательных корпуса и появлением на политической арене тех слоев, которые раньше не могли принимать участие в политическом процессе. Введение всеобщего избирательного права стало одной из важнейших причин поворота развитых стран к политике, направленной на создание социального государства. При этом, как справедливо отмечает Е.Т. Гайдар, «европейские и североамериканские политические институты оказались достаточно гибкими, чтобы обеспечить мирную эволюцию в сторону демократии, основанной на всеобщем избирательном праве, интегрировать низкостатусные социальные группы в демократический процесс» .

В результате наметился переход к политике, основанной на учете интересов не только работодателей, но и наемных работников. Именно в рамках данной политики, проводимой в развитых странах с начала ХХ в. до 70-х гг. ХХ в., были осуществлены такие мероприятия, как ограничение продолжительности рабочего дня, усложнение процедуры увольнения наемных работников, законодательное закрепление прав профсоюзов и права на забастовку, создание системы пособий по безработице и бедности и т.д.

После Второй Мировой войны в западном обществе возник консенсус всех политических сил по вопросам социальной политики. Ни одна серьезная политическая сила вплоть до середины 1970-х гг. не ставила вопрос даже о частичном демонтаже существовавшей системы социальной защиты. Причинами этого были длительный экономический рост, наблюдавшийся в западных странах в 1950-е и 1960-е гг., а также боязнь политических партий оттолкнуть от себя те категории избирателей, которые пользовались социальными льготами.

Всеобщее избирательное право в тот период времени выполняло противоречивую социальную функцию: «позитивную» и «негативную». С одной стороны, оно стимулировало политические партии к проведению более активной социальной политики, а с другой стороны, — блокировало инициативы, направленные на ограничение действия принципов, утверждающих социальное государство.

Ситуация начала существенно меняться с конца 1970-х гг. Политический консенсус, о котором говорилось выше, оказался разрушенным в результате экономического кризиса конца 1970-х — начала 1980-х гг. и изменения позиций правых партий, от-

казавшихся рассматривать концепцию социального государства в качестве «неприкосновенной реликвии». Именно в тот период времени были предприняты первые попытки частичного демонтажа существовавшей в западных странах системы социальной защиты и ограничения политического и экономического влияния профсоюзов. Особенно характерно это было для таких стран, как США, Канада и Великобритания, где консервативные силы смогли получить поддержку на выборах значительной части среднего класса, опираясь на лозунги борьбы с «паразитизмом» низших слоев, получавших основную часть социальных льгот.

Во второй половине 1990-х гг. реформа системы трудовых отношений, порядка регулирования рынка труда, систем пособий по безработице и пенсионной системы стала одной из самых обсуждаемых тем в развитых странах. Массовое распространение социальных программ, вовлеченность в пользование ими значительной части населения, существование организованных интересов, стоящих за каждой из таких программ, делает реформирование даже тех из них, которые оказывают негативное воздействие на рынок труда и трудовую этику, финансово обременительным и политически нелегким делом. Тем не менее, во второй половине 1990-х гг. реформы в социальной сфере начались практически во всех развитых странах. При этом показательным является тот факт, что данные реформы проводятся как правыми, так и левыми партиями (социал-демократами и «зелеными»).

Проведение данных реформ существенно затрудняется наличием всеобщего избирательного права. Правительства вынуждены объяснять широким слоям населения, почему необходимо сократить социальные выплаты, которые существовали неприкосновенными в течение нескольких десятилетий. Оценивая опыт последних 7-8 лет, можно выделить три варианта политического ответа рядового избирателя в развитых странах на вызов, связанный с кризисом «государства всеобщего благоденствия». Во-первых, в последние годы проявилась тенденция роста забастовочного движения и увеличилась политическая активность низших и средних слоев. Это выражается прежде всего в массовых акциях протеста против демонтажа систем социальной защиты. Указанные акции оказывают определенное воздействие на правящую элиту, вынуждая ее корректировать планы проведения реформ.

Во-вторых, подобная политика стала одной из причин повсеместного роста уровня абсентеизма на выборах. Значительная часть населения развитых стран утратила веру в выборы как способ хотя бы сохранить свое прежнее социальное положение и не принимает участие в голосовании. Высокий уровень абсентеизма свидетельствует также о разочаровании граждан в существующих политических партиях, которые все меньше и меньше отличаются друг от друга.

В-третьих, со второй половины 1990-х гг. растет популярность новых, радикальных партий. Эти

партии занимают места либо на крайнем левом, либо на крайнем правом фланге политического спектра. Для них характерно активное использование популистских лозунгов, враждебное отношение к политической элите и предлагаемым ею реформам. Именно эти партии сегодня резко критикуют экономические программы традиционных левых и правых партий, которые в той или иной степени признают необходимость проведения тяжелых социальных реформ. Голосование за политических радикалов и конформистов становится для избирателя одним из способов защиты того социального положения, которое было им достигнуто ранее.

В свою очередь, традиционные партии вынуждены реагировать на новые вызовы и пытаться выдвигать экономические программы, учитывающие интересы массового избирателя. В качестве примера можно привести те изменения, которые претерпело за последние 10-15 лет, например, иммиграционное законодательство развитых стран. В этот период времени иммиграция стала рассматриваться и как угроза национальной идентичности, и как угроза занятости коренного населения. Почти все развитые страны стали ужесточать правила трудовой иммиграции. Одной из важнейших причин подобных изменений стал существенный рост популярности правых партий, резко выступающих против активной иммиграционной политики. Эти партии смогли привлечь большое число сторонников и среди низших классов, и в среднем классе.

Массовое голосование избирателей за подобные партии в Австрии, Италии, Дании, Нидерландах, Франции и других странах вынудило политическую элиту начать решать «иммиграционный вопрос». Следует отметить, что данный случай является далеко не первым примером «вмешательства» массового избирателя в решение вопроса о трудовой иммиграции. Достаточно вспомнить ситуацию начала ХХ в., когда под давлением масс избирателей, негативно относившихся к азиатской иммиграции, в США и Австралии были приняты законы, практически заблокировавшие иммиграцию из Китая и Японии.

Если говорить об общей оценке влияния всеобщего избирательного права на социально-экономическое развитие развитых стран, то оно в целом может быть признано положительным. Всеобщее избирательное право в значительной степени способствовало усилению внимания политических элит к решению социальных вопросов, что постепенно привело к возникновению такого исторического феномена, как социальной государство. Благодаря всеобщему избирательному праву в центр общественных дискуссий попали такие вопросы, как иммиграционная политика, занятость, борьба с безработицей, развитие системы социального обеспечения и т. д. В обществе, где выборы отсутствуют, либо избирательное право носит цензовый характер, подобные вопросы если и обсуждаются правящей элитой, то совершенно в другом ключе. Эти вопросы рассматриваются вне политического контекста и

в основном с макроэкономических позиций. Обычно решение подобных вопросов определялось государственными интересами или экономическими интересами высших классов, имеющих право голоса. С конца XIX в. подобный подход становится невозможным. Отныне решение экономических и социальных вопросов возможно только при учете интересов среднего и даже низшего слоя.

Теперь правящая элита вынуждена объяснять населению мотивы своей экономической политики и учитывать при проведении данной политики интересы самых различных социальных групп. Конечно, подобное положение существенно затрудняет проведение радикальных и, может быть, непопулярных экономических реформ, но это своего рода плата за демократию. В демократическом обществе значительные по размеру социальные группы не могут быть лишены возможности влиять на проводимую экономическую политику. Реальным единственным способом ликвидации такого влияния могло бы быть только цензовое голосование, возврат к которому сегодня может рассматриваться только в качестве утопии.

Попытки западных государств несколько ограничить объем своих социальных обязательств перед населением во многом имеют вынужденный характер, вызваны объективными обстоятельствами. Но подобные ограничительные меры болезненно воспринимаются населением. Всеобщее избирательное право в определенной степени сдерживает наиболее радикальные проекты демонтажа системы социальной защиты. Не ставится под вопрос сама идея социального государства. Современное общество не станет одобрительно воспринимать идеи о ликвидации системы пенсий и социальных пособий. Как бы ни были популярны в некоторых интеллектуальных кругах сверхлиберальные идеи Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайена, благодаря существованию всеобщего избирательного права они так и останутся умозрительными конструкциями, похожими на идеальное платоновское государство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особое «экономическое» значение имел факт предоставления избирательных прав женщинам. Только после того, как женщины получили право голоса, их экономический статус и проблемы стали предметом серьезных общественных дискуссий. До этого проблемы женской занятости, материнства и детства, дискриминации женщин не находились в центре политической борьбы и интересовали политические партии в незначительной степени. Расширение избирательного корпуса за счет женщин привело и к изменению программ политических партий (за счет включения предложений по решению проблем, касающихся женщин), и к общему постепенному изменению социальной политики государства. Получив голос в политике, женщины смогли участвовать в определении направлений социального развития, и это навсегда изменило понятие и сущность демократического государства.

Но, пожалуй, еще большие изменения произошли в политической сфере общества. Именно здесь

введение всеобщего избирательного права изменило «ландшафт» до неузнаваемости. Оно привело к существенному изменению партийной системы практически во всех развитых странах. Пока в этих странах господствовало цензовое голосование, политическая арена была практически монополизирована двумя основными силами: консерваторами и либералами. Отказ от цензового голосования и переход к всеобщему избирательному праву привел к существенному расширению политического спектра. Как справедливо отмечал М. Дюверже, введение всеобщего избирательного права «привело, например, в начале XX в. к росту социалистических партий в большинстве европейских стран» . Безусловно, появление на политической арене «классовых» партий (социалистов, а затем и коммунистов) было бы невозможно без всеобщего избирательного права. В рамках цензового голосования для них просто не было бы места. В этом смысле введение всеобщего избирательного права сформировало левый фланг политического спектра в развитых странах в том виде, в каком он, в принципе, существует и сегодня*. С точки зрения идеологических механизмов политической практики заметим: каким бы противоречивым ни было отношение классиков марксизма к всеобщему избирательному праву и выборам в целом, но благодаря принципу всеобщности голосования, марксизм получил легальную трибуну и стал влиятельной политической силой.

Конфессиональные, особенно католические, партии во многом обязаны своим появлением и развитием всеобщему избирательному праву. Поворот в политике Ватикана в конце XIX в., выразившийся в легализации участия рядовых католиков в политической деятельности, совпал с периодом повсеместного перехода к всеобщему голосованию. С конца XIX — начала XX вв. конфессиональные партии становятся неотъемлемой частью политического спектра во многих европейских странах. В некоторых странах они оттесняют на второй план такие традиционные партии, как консервативная и либеральная (Италия, ФРГ и т.д.). Наконец, получение права голоса женщинами создало возможность для создания партий на гендерной основе. Такие партии впервые возникли в скандинавских странах, в 1990-е гг. подобные организации возникли и в России («Женщины России», «Российская партия защиты женщин» и т.д.). Понятно, что в условиях «мужского» голосования подобные партии просто не смогли бы возникнуть**.

Появление на политической арене новых «игроков» не было единственным результатом введения всеобщего избирательного права. Именно всеоб-

щее голосование стало одной из причин возникновения такого феномена, как массовые партии. Как отмечал М. Дюверже, само понятие члена партии «связано с определенной концепцией политических партий, зародившихся в начале ХХ в. в ходе становления социалистических партий и затем уже позаимствованной другими» . Если в условиях цензового голосования на политической арене господствовали кадровые партии, объединявшие нотаблей и обеспечивавшие их избирательную кампанию, то в условиях массового голосования и сами партии становятся массовыми. В значительной степени создание массовых партий диктовалось финансовыми соображениями. «Классовые» партии стремились получить финансовые средства для проведения избирательных кампаний за счет членских взносов, не прибегая к помощи «класса -антагониста». Правые и центристские партии первоначально отвергли данную форму образования партий, но во второй половине ХХ в. многие из них все же решили идти по этому пути.

Кроме того, введение всеобщего избирательного права привело практически к распространению такой формы партийной организации, как избирательные комитеты. Впервые подобные комитеты стали создавать левые партии в целях подрыва политического влияния традиционных консервативных и либеральных местных элит. По мере увеличения электоральных успехов левых, правые партии постепенно также начинают создавать подобные структуры. Сегодня трудно себе представить, чтобы кандидат вел избирательную кампанию в одиночку, опираясь исключительно на свою известность и авторитет. Время подобного «политического идеализма» закончилось уже в начале ХХ в.

Введение всеобщего избирательного права оказало влияние и на существующие в развитых странах избирательные системы. Можно утверждать, что именно всеобщее голосование стало важным катализатором политической дискуссии о выборе наилучшей избирательной системы, которая продолжается во всем мире уже свыше 100 лет.

В условиях цензового голосования данный вопрос не имел особой актуальности, поскольку в выборах участвовало явное меньшинство взрослого населения, что исключало постановку вопроса о «справедливом представительстве» различных социальных групп. Но после введения всеобщего избирательного права данная проблема стала актуальной. Как отмечал выдающийся российский исследователь М.М. Ковалевский, введение принципа всеобщности голосования одновременно поставило вопрос о том, «в какой мере интересы мень-

*Серьезным единственным изменением, в этом смысле, стало появление в последней четверти XX в. во многих европейских странах партий «зеленых», которые чаще всего занимают место именно на левом фланге политического спектра.

*Что касается мужчин, то нам неизвестно о существовании в какой-либо стране исключительно «мужской» партии. Тем не менее, можно говорить о наличии в некоторых странах политических объединений, которые можно было бы определить в качестве «квазимужских». Речь идет об объединениях, которые формально обращаются ко всем гражданам, но фактиче-

ски ориентированы на мужчин. Примером таких объединений может служить французское движение «Охота, рыбалка, природа, традиции».

шинства … имеют … право рассчитывать на их выражение и защиту в общем собрании страны. «Не мудрено поэтому, если только с XIX в. поставлена на очередь проблема пропорционального представительства интересов каждой группы соответственно месту, занимаемому ею в ряду других», -писал он . Следует признать, что идея пропорционального представительства в парламенте различных социальных групп оказалась популярной, свидетельством служит широкое распространение в мире этой избирательной системы.

Наконец, нельзя не отметить и того влияния, какое оказало всеобщее избирательное право на институт референдума. Очевидно, что в условиях цензового голосования проведение референдумов лишено всякого

смысла. Трудно предположить, что мнение 5.10 % взрослого населения можно было бы всерьез называть «мнением народа». Сама концепция цензового голосования отрицает необходимость решения политических вопросов с участием населения. Только после введения всеобщего избирательного права проведение референдумов становится реальным, и с конца XIX в. начинает активно пропагандироваться идея необходимости решения важных политических вопросов путем проведения референдумов .

Итак, введение всеобщего избирательного права имело конкретные социальные и политические последствия. Институт выборов влиял на формирующиеся социальные системы в мире и во многом определял направления развития общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. — М.: Логос, 2003. — 368 с.

2. Гайдар Е. Богатые и бедные. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире: статья первая // Независимая газета. — 2004. — 14 мая.

3. Дюверже М. Политические партии. — М.: Академический проект, 2000. — 538 с.

4. Ковалевский М. Взгляд на общий ход развития политической мысли во второй половине XIX века. — СПб., 1911. — 526 с.

УДК 101.1;008:1

СУЩНОСТЬ МИФА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1. ФЕНОМЕН МИФИЧЕСКОГО: ПЛЮРАЛИЗМ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

Ю.С. Осаченко

Томский государственный университет E-mail: july11@list.ru

Анализируется проблема понимания сущности мифа. Миф является сложным социальным и культурным феноменом. Он присутствует не только в древности, но и активно функционирует в современности. Однако, до сих пор существует огромное множество самых противоречивых интерпретаций мифа. Это связано с природой мифа как формы опыта сознания, многообразно проявляющегося в различных областях человеческого самоосуществления.

В контексте неклассического поворота философии и социо-гуманитарного знания в целом миф привлекает повышенное внимание исследователей. Это в немалой степени обусловлено стремлением понять истоки культурного и социального бытия, раскрыть базовые структуры сознания и его связь с бессознательным, с не тематизируемыми горизонтами жизненного мира, с непрозрачными зонами «забвения», служащими не только фоном для любого дискурсивного акта, но и обладающими характеристиками конститутивных принципов, «исторических априори», первичных по отношению к любой возможной позитивности дискурсивной формации или структурированного интерсубъективного жизненного мира.

Сегодня происходит реабилитация тех регионов смыслосозидания, которые ранее считались маргинальными и не брались в расчет в плане их классической эпистемологической значимости, притязаний на истинность — в частности мифа. Повышен-

ный интерес исследователей к иным культурным мирам, к опыту повседневности, к многообразию субкультур современности — открывает неизбывную множественность и многомерность исторически определившихся человеческих способов понимания и интерпретации мира, в котором маргиналии играют роль актуализации иных возможностей миропонимания и смысложизненного самоосуществления. Открывается фигура Другого, который необходим для самоидентификации, для конституирования длящейся идентичности в горизонте понимания мира и своего места в нем.

В современной философии происходит осознание историчности, релятивности, альтернативности, множественности опыта сознания и соответствующего культурного, парадигматического опыта, позиционности, субъектности знания и способов понимания мира, зависимости представлений о действительности от «точек зрения», ракурсов восприятия реальности. Открывается семиотиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выборы — это способ и процедура формирования властного органа или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемая путем голосования управомоченных лиц.

Значение выборов:

· легитимация власти;

· показатель развития демократии;

· способ формирования властных органов;

· барометр политической жизни (отражают поддержку населением власти);

· санкция для политических руководителей (они получают мандаты и право на власть непосредственно от народа);

· способствование политической социализации личности (именно в ходе выборов человек знакомится с некоторыми политическими нормами и процедурами);

· контроль над властью (при недоверии власти ее представителей не избирают);

В демократических странах выборы должны охватывать все уровни власти — от местного самоуправления до главы государства.

Виды выборов

Существует несколько классификация видов выборов:

1. Прямые и косвенные. На прямых выборах вопрос об избрании принадлежит непосредственно гражданам (так выбирается, например, Президент России, Государственная Дума). На косвенных выборах между населением и выбираемым органом стоит еще какое-либо звено. Ярким примером косвенных выборов являются выборы Президента США. Американские граждане избирают коллегию выборщиков, которая затем от их имени и по их поручению официально избирает Президента Соединенных Штатов. То есть между американским избирателем и Президентом стоит третье звено – коллегия выборщиков.

2. Всеобщие (участвует все совершеннолетние дееспособные граждане государства) и частичные (участвует часть населения); могут быть дополнительные (при необходимости пополнения состава палаты депутатов, если кто-либо из них досрочно выбыл в случае смерти, отставки и т.д.).

3. Общенациональные, региональные и местные.

4. Первоначальные, повторные (при голосовании в несколько туров), новые (если первоначальные выборы признаны не состоявшимися или недействительными).

5. Очередные или внеочередные (из-за смерти Президента, роспуска парламента). Большое значение имеет периодичность выборов, ибо от нее зависит срок полномочий властных органов и должностных лиц, она является показателем демократии. В некоторых государствах внеочередных выборов быть не может в силу особенностей политического устройства. Например, в США обе палаты Конгресса не могут быть распущены ни при каких обстоятельствах, вследствие чего досрочные выборы не нужны. А в случае досрочной отставки Президента, его смерти или импичмента Президентом до новых выборов становится Вице — Президент США. Поэтому, согласно американского законодательства, избрание коллегии выборщиков Президента США проводится в «первый вторник после первого понедельника ноября месяца високосного года», а избрание депутатов в Конгресс «первый вторник после первого понедельника ноября месяца четного года» и невозможно в другое время.

6. Всеобщие или ограниченные (цензовые).

7. Равные и неравные.

8. Выборы с тайным голосованием и с открытым.

Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.

Выборы- единственно возможный способ формирования власти в демократическом государстве (наиболее эффективный, справедливый способ). Конечно в стране все уровни, все формы власти путем выборов не определишь, но наиболее важные формируются через выборы. Основные виды: мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарнаясистема — избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса поданные за остальных кандидатов пропадают. Эта система возможна при выборах одного должностного лица. Когда же она применяется для выборов номинального органа власти, н-р палаты парламента обычно создаются одномандатные избирательные округа, т.е в каждом из них должен быть избран 1 депутат. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями по величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность-это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов. Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо более половины голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше кандидатов, тем меньше вероятность что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого можно:1)альтернативное голосование, 2) перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. По мажоритарной системе абсолютного большинства проходят выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственного Совета РТ, по мажоритарной системе относительно большинства избирается половина депутатов ГосДумы. «+» степень прозрачности выборов, «-» нет предсказуемости, к власти может придти кто угодно (неуправляемость.). Пропорциональная система- при которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах получает количество мандатов, пропорционально числу голосов избирателей полученных на выборах. Избиратели при применении на выборах пропорциональной системы голосуют за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками. Пропорциональная система может применяться только в много мандатных избирательных округах. Для пропорционального распределения мандатов используются различные методы: Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты- минимального голосов числа избирателей, которые необходимо набрать партии для получения одного мандата. Так же могут применяться и другие методы: Метод делителей, Метод Генри Друна. «+» более или менее прогнозируемый результат, «-» при голосовании избиратель голосует за бренд, устанавливается барьер. Смешанная – часть по спискам, часть по мажоритарным округам (выборы в Госдуму, в Госсовет)


Социально-политическое значение: Выборы хороши тогда, когда обеспечивается справедливый механизм.

Выборы должны обеспечивать сознательное формулирование народом своей воли, контроль за ее реализацией и возможность прерывать деятельность избранных лиц в том случае, если она не реализуется.

Выборы — это институт и процесс принятия политико-правовых решений …посредством которого осуществляется публичное политическое воспроизводство самого государства, а именно социальная ротация или перераспределение (перегруппировка или передача) законодательных и правительственных функций и полномочий».

Социальная функция выборов состоит еще и в том, что они являются одним из эффективных инструментов политической самоорганизации граждан. Массовость, регулярность избирательных кампаний, актуальность обсуждаемых вопросов обусловливают их возможности как каналов косвенного влияния граждан на политический процесс в государстве.

Выборы могут выступать в качестве одного из важнейших способов легитимации государственной власти. Для этого политической партии (кандидату) необходимо получить поддержку большинства избирателей и оправдывать своей деятельностью на выборных постах представление граждан о том, что органы государственной власти и местного самоуправления образованы на справедливой основе.


Через выборы обеспечиваются стабильность и порядок в государственной и общественной жизни, они позволяют избирателям выразить свою волю. Выборы дают оценку влияния тех или иных политических партий, отдельных кандидатов, показывают настроения избирателей.

Наконец, выборы являются опосредованной формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Стадии 1) назначение выборов 2) Образование избирательно-территориальных единиц 3) выдвижение и регистрация кандидатов 4) ведение предвыборной борьбы 5) Само голосование включая подведение итогов 6) проведение новых(повторных) или дополнительных выборов в случае, если не состоялись.

Принципы избирательного права 1) всеобщее публичное право 2) равное (право каждого одинаковое) 3) тайное голосование 4)прямое избирательное право 5) добровольность участия гражданина 6)периодичность избрания.

39.Регион как объект хозяйствования и управления (на примере Республики Татарстан).

Регион – целостная система со своими структурами, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Характеристика:высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояния элементов, неполная определенность состояния элементов. Определяющую роль в функционировании регионов играют – трудовые коллективы. Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической; социальной; духовной; природно-ресурсной; институциональной и пр.

Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью 5 основных подсистем:

1. Система, образующая базу. 2. Система обслуживающий комплекс. 3. Экология. 4. Население. 5. Инфраструктура рынка.

Региональный хозяйственный комплекс (РКХ).

Каждому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое формирует его материально-производственную основу – РКХ, является подсистемой, частью национального комплекса страны. РКХ представляет собой целенаправленно складывающийся, динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.

Успешное функционирование РКХ зависит от максимального учета регионального фактора. Факторы формирования, функционирования региональной экономики – это совокупность конкретных условий и обстоятельств, определенное развитие и размещение производительных сил на территории региона. Группы факторов: природные, экономические, демографические.

РКХ представлен взаимосвязанными отраслями:

Отраслевая структура региона (ОСР) – это совокупность отраслей РКХ, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями.

ОСР экономика и динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.

Территориальное разделение труда – это специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом. В соответствии с этим выделяют функциональные группы отраслей: специализирующие, обслуживающие.

Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона. Специализирование регионального комплекса обусловлена территориальная особенность, возможности производить эффективно массовую продукцию, т.е. такую продукцию, которая будучи дешевой, имела бы значительную долю в государственном балансе.

Отрасли специализации характеризуются следующими признаками:

1. Выделение в национальном и региональном производстве. 2. Формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев. 3. Наличие высокой степени концентрации производства в регионе. 4. Производством больших масштабах, важнейших видов и дешевой дефицитной продукции, влияние на уровень всех других отраслей. 5. Участие межрегионального обмена.

Ведущими отраслями экономики Республики Татарстан являются нефтегазохимический комплекс, машиностроение, электроэнергетика, авиа- и приборостроение, сельское хозяйство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Татарстан являются:

-выгодное географическое положение — в центре восточно-европейской части России в месте слияния крупнейших рек Европы Волги и Камы;

-значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов; -дифференцированная структура экономики; -высокий промышленный потенциал; -развитый топливно-энергетический комплекс; -развитая транспортно-логистическая инфраструктура; -уникальный научно-образовательный комплекс; -наличие рекреационных ресурсов (природные заповедники, заказники).

Основными стратегическими приоритетами развития Республики Татарстан являются: -диверсификация экономики; -повышение международной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ключевых секторов экономики; -стимулирование экспорта несырьевых товаров, произведенных в Республике; -создание наукоемких высокотехнологичных производств; -применение современных информационно-телекоммуникационных технологий во всех секторах экономики; -развитие транспортно-логистической инфраструктуры; -развитие инновационной и образовательной инфраструктуры; -дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.

В г. Нижнекамске предусмотрено строительство нефтеперерабатывающего завода с производством ароматических углеводородов, завода по глубокой переработке нефти в составе установки гидрокрекинга и комплекса по переработке тяжелых остатков, нефтехимического завода по производству продукции на основе ароматических углеводородов и других производств.

В рамках развития нефтегазохимического комплекса в Республике Татарстан разработан проект строительства завода по производству аммиака, метанола, карбамида и аммиачной селитры на базе действующего производства в г. Менделеевске. Данный проект предполагается реализовать с использованием лучших мировых технологий и современного японского оборудования.

Планируется создание на территории особой экономической зоны «Алабуга» предприятия мощностью до 500 тыс. автомобилей в год.

Одним из приоритетных проектов в сфере агропромышленного комплекса будет проект по реконструкции птицефабрики в г. Набережные Челны.

Крупнейшим социально значимым проектом, реализуемым в Республике Татарстан, является развитие метрополитена в г. Казани.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Творческая работа

Роль выборов в политической жизни современной России

Работу выполнила:

ученица 11 б класса

МАОУ СОШ № 27 г. Балаково

Абушаева София

Руководитель:

учитель истории

Варфоломеева Татьяна

Федоровна

Балаково

Введение 2

  1. Выборы и их сущность в современной Российской Федерации. 4
  2. Функции выборов в условиях демократии. 7
  3. Принципы избирательного права в современной России. 8
  4. Выборы и избирательное право в истории России и СССР. 11
  5. Заключение 17
  6. Список литературы 18

Введение

Выборы важнейшая составляющая современной политики, существенный признак демократии. Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

Конституция РФ статья 3 гласит: » Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Статья 32 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Конституция 1993 года законодательно закрепила право граждан избирать и быть избранными, политическое устройство страны с сильной представительной властью, заложила основы демократической избирательной системы. Наша страна заявила о желании поддерживать демократические международные стандарты в этой сфере.

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. В условиях современной демократии выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической воли как источника власти. С помощью выборов граждане оказывают влияние на формирование органов государственной власти. Они являются важным инструментом, с помощью которого в органах власти представляются интересы различных общественных групп. На институт выборов ложится особая ответственность, так как выборы, своего рода альтернатива, укоренившемуся тоталитарному сознанию граждан. Плюрализм мнений, который присущ гражданскому обществу, не дает возможность добиться добровольно от граждан выполнять законы, поэтому важно создание органов государственной власти на выборной основе при участии граждан. Выборы – универсальный политический институт, который выполняет интегративную функцию в политическом процессе России. Участие граждан в выборах — это не только исполнение гражданского долга, но и возможность повлиять на политическую обстановку в стране, защитить свои права на ближайшее будущее. Выборы напрямую связаны с политическими партиями и политической элитой. А от позиции участников выборов, от их активности зависит многое. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Выборы дают возможность гражданам переизбирать правительство и депутатов, которые по тем или иным причинам не устраивают граждан, заменять их людьми, пользующимися доверием.

Выборы позволяют представлять интересы различных социальных групп населения, достигать соответствия между политикой органов власти и потребностями различных социальных групп населения. Они обеспечивают демократическим путем разрешать противоречия в обществе между интересами граждан и деятельностью власти. Выборы в условиях современной демократии – главный инструмент проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти.

Тема «Роль выборов в политической жизни современной России» актуальна, так как необходимо совершенствовать правовую грамотность населения страны и в особенности молодежи – будущего нашей страны, в условиях формирования демократического государства формировать гражданскую ответственность, воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.

Цель данной работы – показать особенности системы выборов в органы власти.

Задачи:

— выявить сущность понятия выборы;

— отразить исторический аспект выборов в России;

— раскрыть принципы выборов в соответствии с Конституцией РФ.

Метод: анализ источников, периодических изданий, исследовательских статей.

1. Выборы и их сущность в современной Российской Федерации.

Сущность выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, вручает им право на осуществление власти. Выборы всегда связаны с голосованием, это закрепленный в Конституции и других законах относительно регулярный, переодичный процесс избрания состава органов власти.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными. Давно доказано, что легитимности выборов может сыграть важную роль в переходе государств к демократическому политическому режиму. В нашей стране эта проблема особенно острая. Это связано с тем, что в сознании людей укоренилось представление о сильной власти. Перед Российской политической элитой поставлены ответы вопросы, связанные перспективами развития страны, отразить удар международного терроризма. Эти события повлияли на функционирование политических институтов, в том числе и на выборы.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой .

Справедливый характер выборов вырастает, прежде всего, из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

· Президента РФ;

· Депутатов Государственной Думы;

· Глав администраций субъектов РФ;

· Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

· Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и, в то же время, самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

Кроме того, организация проведения выборов регулируется не только Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, но и иным рядом других законодательных актов, значительная часть которых входит в систему государственного права и непосредственно посвящена регулированию избирательных отношений.

2. Функции выборов в условиях демократии.

Для многих и большинства выборы являются единственной формой участия граждан в политике. В условиях современной демократии выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, его политической воли как источника власти. Выборы выполняют различные функции в обществе. Представляют разнообразные интересы населения.

В период выборов граждане могут включать свои интересы в избирательные программы партий и отдельных депутатов.

  1. Осуществляют контроль за институтами власти ( институт контроля за правительством – парламент, оформляется оппозиция, которая следит за соблюдением Конституции и закона).
  2. Выборы дают возможность переизбирать неугодное правительство, заменять их людьми пользующимися доверием.
  3. Расширение коммуникаций ( В ходе избирательной компании кандидаты встречаются с гражданами, выслушивают их мнения, вносят коррективы в свои избирательные программы).
  4. Регулируют отношения, т.к. открыто показывают возникающие противоречия, переводят их в русло мирного урегулирования.
  5. Мобилизуют на решение актуальных общественных задач, т.к. в ходе избирательной компании депутаты разъясняют гражданам собственные программы. И мобилизуют массы на решение важных для страны задач.
  6. Развивается политическое сознание и политическое участие населения.
  7. В процессе выборов формируется политическая элита. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется соотношение партий и их представителей

8 Выборы позволяют искать оптимальные пути развития, сопровождаются конкурентной борьбой мнений, программ деятельности, что способствует

утверждению жизнеспособных идей.

Главное в выборах — служение демократии, но названные функции выборы выполняют только при условии их демократической организации.

3. Принципы избирательного права в современной России.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международных правовых актах, Конституции РФ, законах. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г. добавляет ещё добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права (право избирать) не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах, это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50%, а при выборах Государственной Думы – 25%.

В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку эта форма не является конституционно — установленной, в Государственной Думе уже обсуждалось предложение о внесении поправки в Федеральный закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст для участия в выборах с 18 до 16 лет. Следует отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как в большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В то же время ,несмотря на основную массу людей активно участвующих в выборах, за последние годы процент избирателей значительно снизился. Это явление в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм” (от англ. слова, означающего отсутствие). Люди не понимают, что участие в выборах — это гражданский долг, но главное , что своими голосами люди имеют возможность повлиять на политические и экономические процессы в стране, возможность защитить свои права. Это объясняется непониманием , что от их позиции и активности зависит многое. Объясняется неучастие в выборах и отсутствием политической культуры.

Пассивное избирательное право (право избираться) ограничивается рядом дополнительных условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства, знать и понимать специфику условий жизни в стране. При выборах главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный Федеральным законом 21 год, такой же возраст установлен и для кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен минимальный возраст 30 лет.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любого вмешательства. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объёме.

Принцип равного избирательного права предполагает, что все граждане имеют равные права и обязанности, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно, что позволяет гражданам выбирать того кому они доверяют. Тем самым устанавливается непосредственная связь между избирателями и избираемыми. Это является своего рода гарантией от искажения воли избирателей.

Обязательное условием демократической системы выборов является — тайное голосование. Никто не имеет права контролировать волеизъявление гражданина. Избиратель вправе сохранять тайну о своем выборе. В Российской истории тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Принцип добровольности заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. В РФ свободные выборы являются конституционной нормой. Статья 3. Конституции РФ гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не помет присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

4. Выборы и избирательное право в истории России и СССР.

Выборы как механизм власти народа в истории нашей страны имеют глубокие корни. Традицию народного правления как формы демократии можно проследить в славянских землях. Византийский исследователь Прокопий Кесарийский в VI веке писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве. И потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом». Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV в/в. В Новгороде Великом впервые сформировались выборные институты. Высшая власть – общегородское вече, хотя это была боярская аристократическая республика, все решения принимались не одним человеком, посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Выборными были и главные должностные лица Новгорода — посадник, тысяцкий, архиепископ. При этом, деятельность всех выборных лиц находилась под контролем, за нарушении смещались с постов, вплоть до того, что приглашенного князя могли изгнать за нарушение общинных обычаев.

Юридическое оформление выборы и избирательные процедуры в Русском государстве получают в процессе формирования единого Московского государства. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III. Создается система местного самоуправления. Особая роль отводилась Земским соборам, которые являлись сословно – представительными органами, они имели право избирать царей, объявлять войну или заключать мир, утверждать налоги, назначать должностных лиц.

Наиболее значимые реформы в области избирательного права были проведены в 60 – 70 годы XIX века. Они коснулись в основном местного самоуправления (земская реформа 1864 года, городская реформа 1870 года). В основы выборов была положена сословная принадлежность. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. При этом деятельность земств ограничивалась только хозяйственными вопросами, участия в решении политических вопросов земства не принимали.

По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы — городские Думы — получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни, как и земства не участвовали в решении политических вопросов. Важным моментом был имущественный ценз, т.е. кто не имел недвижимости, лишался избирательных прав. Начало XX вв. ознаменовалось значительными переменами в государственном устройстве, вызванные революцией 1905 – 1907 годов. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались политические свободы.

Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г., была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Но, все же, она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. В избирательных компаниях могли участвовать только мужчины с 25 лет. Не получили права военнослужащие ,студенты , малые народы, ведущие кочевой образ жизни, осужденные и находящиеся под следствием. Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права. Отменялись сословные и имущественные ограничения. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет.

2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Впервые в истории России отменялся имущественный ценз, оседлость, ограничения по национальному и религиозному признаку. Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам выдвигавшихся политических партий. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Расширялся состав избирателей — право голоса было предоставлено женщинам, военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи. Однако с приходом к власти большевиков демократические принципы были утрачены. В стране установился тоталитарный режим , однопартийная система, единая идеология, которые не допускали свободных выборов. Хотя говорилось о демократических принципах на выборах, на деле они находились под контролем власти.

Сталинская Конституция 1936 года установила всеобщее избирательное право с 18 летнего возраста. Глава XI Конституции СССР 1936г. была посвящена избирательной системе СССР. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитаться о проделанной работе, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Депутатом Верховного Совета СССР по Конституции Советского Союза мог быть избран каждый советский гражданин, достигший 23 лет. Депутатом Верховных Советов союзных и автономных республик, по конституциям этих республик, мог быть избран каждый советский гражданин, достигший 21 года, а депутатом местных Советов мог быть избран каждый гражданин, достигший 18 лет. Женщины пользовались такими же избирательными правами, как и мужчины. Избирательное право предоставлялось всем гражданам независимо от пола, расовой, национальной принадлежности и вероисповедания. Лишались избирательных прав недееспособные, по приговору суда.

В выборах депутатов в Советы принимали участие почти все сто процентов избирателей. Например, в выборах депутатов Верховного Совета СССР 12 марта 1950 года участвовало 99,98 процента избирателей. Значит, из каждых 10.000 избирателей не участвовало в выборах всего лишь 2 человека. Следует отметить, что первым кандидатом в депутаты во всех советских республиках выставлялась кандидатура советского вождя — товарища Сталина.

Конституция 1936 года устанавливала прямые выборы во все органы государственной власти. Как на местном уровне, так и в Верховные Советы. Сталинская Конституция установила тайное голосование по выборам во все Советы. Правом выдвигать кандидатов в депутаты Советов пользовались все общественные организации и общества трудящихся: коммунистические партийные организации, профессиональные союзы рабочих и служащих, кооперативные организации, молодёжные организации, культурные общества. Право выставлять кандидатов имеют также общие собрания рабочих и служащих по предприятиям; общие собрания крестьян – по колхозам, сёлам и волостям; рабочих и служащих совхозов – по совхозам; военнослужащих – по воинским частям.

Таким образом, кандидаты в депутаты Советов выдвигались самим народом. При этом избиратели давали наказ своему кандидату по работе в Совете. Сам же народ в лице своих представителей участвовал в организации и контроле за проведением выборов.

Советские избиратели могли следить за работой своих депутатов, контролировать их работу. Конституция предоставляла избирателям право отозвать депутата, не оправдавшего доверия народа, до истечения срока его полномочий и избрать на его место другого.

Конституция СССР 1977г гласит о том, что выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов являлись всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, имели право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными и содержащимися по приговору суда в местах лишения свободы. Депутатом Верховного Совета СССР мог быть избран гражданин СССР, достигший 21 года.

Выборы депутатов являлись равными: каждый избиратель имел один голос; все избиратели участвовали в выборах на равных основаниях.

Выборы депутатов являлись прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избирались гражданами непосредственно.

. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Выборы депутатов в Советы народных депутатов производились по избирательным округам. Проведение выборов в Советы обеспечивались избирательными комиссиями, которые образовывались из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям. Депутат обязан отчитаться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Заключение.

Выборы — важнейший компонент современных политических систем, формирующий легитимную власть. Выборы не что иное, как политический институт, с использованием которого осуществляется закрепленный в Конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государственной власти. Свободные выборы – непосредственное выражение власти народа. Каждый гражданин сам вправе решать участвовать ему в выборах или нет. В РФ идет сложный процесс реформирования социально – политической жизни страны, обновление государственности, формирование партнерских отношений между государством и гражданами. Мы хотим быстрых изменений в обществе, но чтобы добиться желаемого результата нельзя оставаться пассивными. Участие в выборах — проявление социальной ответственности за судьбу своей страны. Однако следует отметить, что падает активность электората. Наблюдается негативное отношение молодежи к выборам, некоторые заявляют о том, что никому не верят. Такое поведение может быть связано с низкой политической культурой, с тем, что политика им неинтересна. Недоверие и неверие молодого поколения может быть связано и с тем, что нередко молодежью манипулируют. Бывают случаи, когда во время выборов или в период предвыборной кампании устраивают молодежное шоу, создавая эмоциональную обстановку. Но проходит время и о молодежи забывают. Старшее поколение перестало доверять. Электорат перестал видеть силы, которые бы не только обещали, но и гарантировали выполнить свои программы. В СМИ появляются публикации о том, чтобы ужесточить наказания тех, кто не участвует в выборах, предлагается ввести штрафы. Но это будет противоречить свободе выбора, демократии.

В Конституции РФ 1993 года заложен демократический потенциал, поэтому развитие демократических институтов выборов по силам РФ. Наша молодежь, а это будущее страны не должна оставаться равнодушной. В целях повышения политической активности молодого поколения необходимо вести пропаганду правовых знаний, использовать систему практикумов, тренингов, которые помогут сформировать в сознании молодых граждан потребность личного участия в политических событиях. Должны активно работать СМИ, проводится встречи с членами избирательных комиссий, с политическими лидерами.

Источники и литература:

Конституция РФ. 1993г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями и дополнениями.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями и дополнениями.

Конституция СССР 1936г

Конституция РФ 1993 г

http://www.admsov.ru/terr-org/tik/20-let-izbiratelnoj-sisteme-rf.php?

Конституция СССР 1936г.

Конституция СССР 1977г.

Конституция 1977г. глава 13,ст.96

Конституция 1977 г. глава 13ст.95

Конституция 1977 г., глава 13 ст.98

Чтобы это понять, необходимо разобраться, что такое выборы, и почему каждый из нас должен принимать в них участие.
Выборы — это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования. На выборах в нашей стране избирают президента, депутатов Федерального Собрания, а также других должностных лиц и членов организаций. Почему же каждому человеку следует принимать в выборах участие? На мой взгляд, ответ довольно очевиден. Отдавая свой голос за определенного кандидата, мы решаем, кто будет продвигать наши интересы и какие именно идеи будут осуществляться на практике. Более того, именно выборы являются основой демократической системы нашей страны. Посредством выборов на разных уровнях народ России может показать свою волю и участвовать в судьбе своей страны. Но являются ли выборы действительно эффективным средством волеизъявления?
Например, выборы президента в Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах президента является свободным и полностью добровольным, участвовать в них может любой дееспособный гражданин, достигший восемнадцати лет. Эти принципы закреплены в Конституции, различных уставах и законах субъектов Федерации, они действуют на всей территории РФ. Помимо этого, на каждом избирательном участке осуществляется общественный контроль за подготовкой и проведением выборов, не допускаются даже мелкие нарушения. На мой взгляд, эти условия и принципы являются достаточными для честного и справедливого состязания кандидатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что выборы в Российской Федерации являются достаточно честными и справедливыми. Будущее нашей страны зависит только от нас — простых избирателей. Именно поэтому каждому гражданину стоит принимать участие в выборах и ни в коем случае не игнорировать их.

Добавить комментарий