Высшие должностные лица

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации – должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах РФ именуются по-разному – председатель правительства Республики, глава Республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), глава администрации края (области, автономного округа), мэр Москвы.

К кандидатам на должность губернатора предъявляется ряд требований. Это должны быть граждане РФ (не имеющие гражданства иностранных государств или вида на жительства) старше 30 лет. Выдвинуть кандидата на должность губернатора может политическая партия или в порядке самовыдвижения.

Законом 184-ФЗ установлены 2 способы избрания губернатора:

1. избирается на выборах гражданами, проживающими в регионе. Кандидата на должность губернатора должны поддержать от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Точное число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается региональным законом.

Если кандидат на должность губернатора выдвигался путем самовыдвижении, то ему необходимо также собрать в свою поддержку подписи избирателей.

Не может претендовать на должность губернатора гражданин РФ, замещавший должность губернатора и отрешенный от этой должности Президентом РФ в течение 2 лет, после отречения от должности. Причем он не может быть выдвинут кандидатом на должность губернатора ни в одном субъекте РФ. Кроме того не может быть выдвинут кандидатом на выборах ранее действующий губернатор, если он досрочно прекратил свои полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

2. избирается депутатами законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Кандидаты для избрания на должность губернатора представляются в законодательный орган субъекта РФ ПрезидентомРФ по предложениям политических партий, представители которых получили депутатские мандаты в Государственной Думе и законодательном органе субъекта РФ. При этом каждая партия может представить Президенту не более 3-х кандидатур. Особенностью является то, что политическая партия вправе предложить Президенту в качестве кандидатуры на должность губернатора лицо, являющееся членом данной или иной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии.

Президент не позднее чем за 20 дней до дня голосования по избранию губернатора из предложенных ему кандидатур представляет 3 кандидатов для избрания в законодательный орган власти субъекта РФ.

Избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов депутатов, то проводится повторное голосование по 2 кандидатам, набравшим наибольшее число голосов.

К кандидату на должность губернатора, к вновь избранному губернатору предъявляются требования и ограничения сходные по составу с требованиями к Президенту, депутатам Госдумы (отсутствие непогашенной судимости…., запрет занятием другой оплачиваемой деятельностью, должен представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей …).

Высшее должностное лицо субъекта РФ выполняет следующие полномочия:

а) представляет регион в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

г) представляет в законодательный орган власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности регионального правительства;

д) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа, а также созывать вновь избранный законодательный орган на первое заседание ранее установленного уставом срока;

е) вправе участвовать в работе законодательного органа власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

ж) осуществляет иные полномочия.

В случаях, когда губернатор временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ.

По закону губернатор избирается на срок не более 5 лет (точный срок устанавливается уставом субъекта РФ) и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Закон 184-ФЗ предусматривает досрочное прекращение работы губернатора в случае:

а) его смерти;

б) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом основанием для утраты доверия Президента РФ является выявление в отношении губернатора фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов, фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства РФ, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное на территории иностранного государства;

к) его отзыва избирателями.

Решение Президента РФ об отрешении губернатора от должности влечет за собой отставку Правительства субъекта РФ, которое он возглавляет.

Законодательный орган субъекта РФ выражает недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ в случае: 1) издания им актов, противоречащих Конституции, федеральному законодательству, уставу и законам субъекта РФ, если эти противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; 2) установленного судом грубого нарушения федерального законодательства и законодательства субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; 3) ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей.

Решение законодательного органа субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов.

Кильметова Р.Р.

соискатель кафедры конституционного права Института международного права, экономики, гуманитарных наук

и управления им. К.В. Россинского _(тел.: 88612583596)

Высшее должностное лицо в системе государственной власти субъекта Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового положения высшего должностного лица субъекта РФ в системе государственной власти субъекта Федерации, обосновывается самостоятельность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, высказываются научно-практические предложения по совершенствованию статуса главы субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская Федерация, система органов, высшее должностное лицо субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, полномочия.

едеральный закон № 184-ФЗ «

ФОб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта РФ в скобках именует руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта (ст. 18), что дает повод относить его к органам исполнительной власти. Руководство, однако, не означает организационного соединения этих органов, отнесение их к единой государственно-правовой системе. Руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ может и не входить в его состав, осуществляя общую координацию государственной деятельности на прин ципах госуд а рственного арбитража в пределах территории субъекта Федерации.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определенно разводит категории высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, которые в

государственной организации отдельных субъектов Федерации неправомерно соединяются. В этом законе статус высшего должностного лица субъекта РФ формируется по аналогии со статусом федерального Президента, он наделяется полномочиями представительского и координационно-арбитражного порядка, не свойственными исполнительной власти. Характерно, что законодатель выделил координационную функцию в названо Федеральном законе, записав поправкой от 11.12.2004 N 159-ФЗ, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями (пп. «д» 1 п. 7 ст. 18).

Что касается высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, то его статусные основы Федеральным законом №

184-ФЗ устанавливаются отдельно. Согласно этому закону высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает традиционными правительственными полномочиями, что позволяет констатировать наличие правительственной власти в субъекте РФ.

О разделенности статусов высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ свидетельствует наличие у них права принятия самостоятельных актов (ст. 22 Федерального закона № 184-ФЗ).

Разность конституционно-правового статуса вызывает несовместимость этих органов, исключающую вхождение высшего должностного лица субъекта РФ в состав высшего исполнительного органа государственной власти субъекта в каком-либо качестве. В этом случае высшее должностное лицо субъекта РФ организационно отделяется от регионального органа исполнительной власти (правительство, администрация), осуществляя общее руководство им, обеспечивая высшее представительство субъекта Федерации, взаимодействие и согласованность региональных органов государственной власти.

При подобной модели высшее должностное лицо субъекта Федерации юридически дистанцируется от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, выполняя координационно-арбитражные функции, обеспечивающие согласованное

функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Высшее должностное лицо субъекта РФ в силу этого обладает качествами руководителя региона, главы субъекта Российской Федерации, обеспечивающими его высшее представительство на региональном и федеральном уровнях. В виду этого представляется целесообразным именовать высшее должностное лицо главой субъекта РФ, придав законодательно этому наименованию родовой характер.

Иные модели организации государственной власти субъектов РФ расходятся с концепцией Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» г. и в виду этого не могут считаться вполне легитимными.

Так, в ряде субъектов РФ высшее должностное лицо субъекта одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта (Удмуртская Республика, Республика

Алтай, Мордовия, Тыва, Хакасия, Карелия, Марий Эл и др.), выступая, таким образом, в двух организационно-правовых качествах.

При подобной модели, имеющей сходство с президентской республикой классического типа, утрачивается самостоятельность высшего исполнительного органа государственной власти (правительства, администрации), который по существу становится придатком должности высшего должностного лица, лишенным государственной инициативы и самостоятельности, совещательной инстанцией при главе субъекта Федерации. Происходит слияние высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти, которые в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ должны существовать самостоятельно.

При таком совмещении возникают непреодолимые коллизии, вызывающие конкуренцию правовых норм, характеризующих статус высшего должностного лица и главы высшего исполнительного органа государственной власти. Так, высшее должностное лицо согласно Федеральному закону № 184-ФЗ принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 18). Очевидно, однако, что высшее должностное лицо не может реализовать это полномочие, лично возглавляя высший исполнительный орган государственной власти. Такая отставка будет равносильна прекращению полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

В соответствии с федеральным законодательством высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития; обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта (ст. 21 Федерального закона № 184-ФЗ). Вполне очевидно, что реализация этих полномочий предполагает разделенность институтов высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 2 (29)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно федеральному и региональному законодательству высшее должностное лицо и высший исполнительный орган субъекта Федерации наделяются разными полномочиями, это различие, однако, фактически нивелируется, когда местное правительство (администрация) возглавляется высшим должностным лицом субъекта РФ, поскольку правительственные решения традиционно принимаются не путем голосования, а путем обсуждения, в формате общего согласия, то есть в редакции, предлагаемой председательствующим, которым при этой модели является высшее должностное лицо субъекта РФ.

Должность высшего должностного лица субъекта РФ, хотя и учреждается в факультативом порядке, тем не менее, представляется совершенно необходимой. В отсутствии этой должности невозможно осуществление ряда конституционных полномочий, выражающих государственную самостоятельность субъектов Федерации, как необходимое условие реализации федерализма. Так, высшее должностное лицо субъекта РФ согласно федеральному законодательству представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 18 Федерального закона № 184-ФЗ).

Вполне очевидно, что названные полномочия не могут осуществляться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, который является органом коллегиальным, их реализация требует индивидуального решения, которое высшее должностное лицо принимает отдельно от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Вполне закономерно, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации введена должность высшего должностного лица.

Те субъекты Федерации, которые отказываются от института высшего должностного лица, оказываются в положении, юридически крайне противоречивым. Так, в Краснодарском крае

высшим исполнительным органом государственной власти края называется администрация Краснодарского края, состоящая из главы администрации (губернатора) края, его первых заместителей, заместителей и структурных подразделений администрации края. Губернатор края официально не называется высшим должностным лицо. Однако уставом края он наделяется полномочиями, которые Федеральному закону персонально закрепляет за высшим должностным лицом — обнародование законов края, подписание договоров и соглашений от имени края и др. (ст. 42 устава).

Губернатор края наделяется полномочиями в порядке, предусмотренном для высшего должностного лица субъекта РФ, то есть по представлению Президента Российской Федерации Законодательным Собранием Краснодарского края. Подобно высшему должностному лицу губернатор отрешается от должности Президентом Российской Федерации, между тем, эта мера федерального принуждения применяется лишь в отношении высшего должностного лица субъекта Федерации.

Глава администрации (губернатор) субъекта РФ не вправе пользоваться статусом высшего должностного лица субъекта РФ, если он не обозначен в качестве такового в законодательстве субъекта.

Таким образом, высшее должностное лицо представляется обязательным элементом государственной власти субъекта Российской Федерации, должность которого подлежит учреждению в каждом субъекта Российской Федерации. В виду этого предлагается статью 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изложить в следующей редакции:

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Необходимо установить единую нормативно-правовую модель организации государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующую общероссийской модели,

основанную на государственной самостоятельности главы субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Государственная система субъектов всякой федерации должна быть ориентирована на федеральную схему организации государственной власти, что является залогом федеративного единства. Согласно Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77).

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в свою очередь принципом деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации называет единство системы государственной власти (пп. «г» п. 1 ст. 1).

Подобная модель не исключает наличия администрации субъекта Федерации в качестве государственного органа, но лишь с совещательной властью, аналогичного по статусу с Администрацией Президента России, без права принятия собственных нормативно-правовых решений.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 2 (29)

1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президентазаконодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается на совместном заседании палат.

2. Президент Российской Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) из числа кандидатур, предложенных политической партией в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях»

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение десяти дней со дня внесения представления.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Представление о кандидатуре может быть повторно внесено Президентом Российской Федерации не позднее семи дней со дня истечения срока принятия соответствующего решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или не позднее семи дней со дня отклонения кандидатуры, первоначально внесенной Президентом Российской Федерации.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

3.1. Не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) граждане Российской Федерации:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

в) которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;

г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 КоАП РФ (в течение срока, когда гражданин РФ считается подвергнутым административному наказанию);

д) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

е) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности данного субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности ггс субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящим пунктом в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

5. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.

6. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.

7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в.1) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;

д.1) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

е) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим фз, другими фз, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта Российской Федерации, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Губернатор Красноярского края

Лев Владимирович Кузнецов

В соответствии с Уставом Красноярского края, принятым Законодательным Собранием Красноярского края 5 июня 2008 года, Губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края.

Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие в крае, исполнение законов края.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Наименование должно­сти высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъек­та РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. Наиболее распространенные наименования:

• президент субъекта РФ (обычно так именуются главы респуб­лик в составе РФ);

• глава администрации, губернатор (в остальных субъектах РФ);

• иные наименования.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высше­го исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет следующие полномочия:

— представляет субъект РФ в отношениях:

• с федеральными органами государственной власти;

• органами государственной власти субъектов РФ;

• органами местного самоуправления;

• гражданами и организациями;

— подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ,

— обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем под­писания законов или издания специальных актов, либо откло­няет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

— формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Рос­сийской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

— вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ с правом совещатель­ного голоса, а также инициировать созыв внеочередной сессии;

— вправе досрочно распустить законодательный (представитель­ный) орган государственной власти субъекта РФ в случае: принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противо­речащих Конституции РФ и федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного ре­шения;

— обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ:

• с иными органами государственной власти субъекта РФ;

• с федеральными органами исполнительной власти и их тер­риториальными органами;

• органами местного самоуправления и общественными объе­динениями;


— осуществляет иные полномочия.

Высшее должностное лицо субъекта РФ при осуществлении своих полномочий обязано:

— соблюдать: Конституцию РФ; федеральные законы; конституцию (устав) и законы субъекта РФ;

— исполнять: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ.

Порядок замещения

· Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

· Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

· Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.


· Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом Российской Федерации.

· Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может:

• Быть одновременно депутатом ГД, членом СФ, судьей

• Замещать: — иные государственные должности РФ или субъекта РФ; — выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы

• Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

Срок полномочий Высшего должностного лица субъекта РФ определяется Президентом РФ, при этом не может превышать 5 лет.

Полномочия Высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случаях:

• Его смерти

• Отрешения от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия Законодательного (Представительного) органа государственной власти субъекта РФ

• Его отставки по собственному желанию

• Отрешения от должности Президентом РФ: в связи с утратой доверия Президента РФ; за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и в иных случаях, предусмотренных ФЗ

• Признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным

• Признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим

• Вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда

• Его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства

• Утраты им гражданства РФ

Акты субъектов РФ по своим признакам, предъявляемым к ним требованиям, юридическому значению, роли в процессе регулирования общественных отношений можно сравнить с уже рассмотренными актами управления, принимаемыми на уровне федеральной исполнительной власти, поскольку цель и назначение института правовых актов управления на уровне как РФ, так и ее субъектов практически одинаковы.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ.

В субъектах РФ приняты специальные законы этих субъектов, посвященные нормативным правовым актам, процедуре их подготовки, издания, вступления в законную силу и порядку опубликования. В таких региональных законах устанавливаются понятие нормативных правовых актов субъекта РФ, их виды, порядок (процедура) подготовки и принятия, правовой режим их действия, опубликования и вступления в юридическую силу. Анализ нескольких региональных законов о нормативных правовых актах субъектов РФ показывает, что во многом они похожи, часто дословно повторяют друг друга.

Однако правовые акты управления издают и другие органы исполнительной власти субъекта РФ и их должностные лица. К таковым относятся:

1) акты главы исполнительной власти (Президента, губернатора, главы администрации): указы, постановления и распоряжения;

2) акты высшего исполнительного органа государственной власти общей компетенции в субъекте Федерации: постановления и распоряжения образованного правительства субъекта Федерации;

3) акты органов исполнительной власти, обладающие специальной компетенцией: постановления, распоряжения, приказы, регламенты, правила, положения, указания региональных министерств, государственных комитетов, департаментов, главных управлений, управлений, отделов;

4) акты территориальных органов исполнительной власти: постановления, распоряжения, приказы администраций городов, районов, административных округов;

5) внутриорганизационные акты руководителей иных государственных органов, созданных на основе федеральных и региональных законов: приказы и распоряжения председателя окружной избирательной комиссии, председателя уставного (конституционного) суда, контрольно-счетной палаты.

Органы исполнительной власти субъектов РФ издают как нормативные, так и индивидуальные акты управления. Нормативными актами, принимаемыми, например, главами администраций областей, являются акты, регламентирующие общественные отношения, рассчитанные на длительное или постоянное применение и адресованные неопределенному кругу лиц (принимаются в форме постановлений

При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно. Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесения законодательным органом недоверия высшему должностному лицу решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности.

Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента в течение10 дней со дня его официального опубликования.

Добавить комментарий