Взаимодействие экономики и права

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123456

Экономика для Юристов-15

Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбы своей страны.

Н.Г. Мэнкью

Введение

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Студенты всех специальностей всех высших учебных заведе­ний во всех странах изучают экономику. Учебные дисциплины мо­гут быть разные — «политическая экономия», «экономикс», «эко­номическая теория», «экономика», но основное содержание соот­ветствующих курсов одинаково — это теоретические основы экономической жизни общества.

Основным доводом в пользу изучения всеми теоретических ос­нов экономики является то, что экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовле­чены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают дохо­ды, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее — работать по найму или орга­низовать собственное дело, положить деньги в банк или купить ак­ции, и вообще, что такое деньги?

Как писал автор всемирно известного учебника «Экономика», лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, «для человека, кото­рый систематически не изучал экономическую теорию, представ­ляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению».

Изучение экономики, экономических теорий и методов эко­номического анализа создает целостное представление об эконо­мической жизни общества, формирует экономический образ мыш­ления, необходимый для понимания сути разнообразных эконо­мических процессов и явлений.

В.1. Предмет и метод экономики

Начиная систематическое изучение курса, необходимо прежде всего выяснить, что такое экономика, каковы ее предмет, функ­ции, как экономика связана с другими общественными науками; какими методами пользуются экономисты при проведении эконо­мического анализа; в чем особенность экономических показате­лей, характеризующих те или иные экономические процессы и яв­ления.

Слово «экономика» — греческого происхождения (ойкос — хо­зяйство, номос — закон). Оно означает «законы хозяйствования».

Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значе­ниях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика стра­ны, региона, предприятия и т.п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании.

Согласно современному пониманию, экономика— это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными ресурсами.

Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего позна­вательнуюфункцию — она теоретически объясняет, как функцио­нирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономичес­ких процессов (как банки создают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.).

Вторая функция экономики — практическая(рекомендатель­ная). На основе позитивных знаний экономика дает рекоменда­ции, предлагает варианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством.

Экономичес­кая политика(совокупность мер, направленных на достижение ос­новных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе её должны лежать теоретические выводы и по­ложения, вырабатываемые экономической наукой.

Экономика — сложная, многоуровневая система, поэтому в за­висимости от объекта исследования экономическая наука подраз­деляется на две большие области:

• микроэкономика— раздел экономической науки, который исследует поведение отдельных экономических субъектов — покупателей, фирм; анализирует механизм функционирова­ния отдельных рынков, способы распределение ограничен­ных ресурсов, процесс формирования доходов и т.п.;

• макроэкономика— раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики страны в целом, та­кие общие явления и процессы, как темпы роста нацио­нального производства, инфляция, безработица, бюджет­ный дефицит, государственный долг, методы государствен­ного регулирования и т.п.

Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика являются частями одной науки. Одни и те же концепции и теории используются при микро- и макроанализе, одни и те же проблемы могут рассматриваться на разных уровнях.

Экономика — общественная наука.Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими об­щественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т.д.

Связь экономики и юриспруденции обус­ловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются.

Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой осно­вы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствую­щих субъектов как на микро-, так и на макроуровне.

В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождает­ся изменениями, происходящими в экономической жизни общества. Экономика — историческая наука;она постоянно развивается, способствуя углублению знаний об экономической стороне жизни общества.

Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она являетсяосновой для большин­ства других общественных наук.

Экономическая наука — это един­ственная отрасль социальных исследований, за достижения в кото­рой присуждается Нобелевская премия.

Изучая, как функционирует хозяйство, и выдвигая требова­ния, как оно должно функционировать, экономика как наука ис­пользует определенные методы исследования(метод — это путь, способ исследования каких-либо явлений).

Как же экономика изу­чает свой предмет? При анализе экономических явлений пользу­ются такими методами исследования, как научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка ги­потез, функциональный анализ, моделирование, экспериментиро­вание и др. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Метод научной абстракции.Его суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущ­ностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстрак­ции являются:

• категории и понятия, выражающие сущностные стороны
исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.);

• экономические законы (принципы), отражающие постоян­ные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).

Функциональный анализ.Установление зависимостей и взаимо­связей между экономическими явлениями и процессами, при ко­торых одни факторы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых.

При изучении зависимости, например инвестиционно­го спроса от уровня банковского процента, процент рассматрива­ется как независимая переменная (аргумент), а инвестиции — как зависимая (функция).

В экономике широко используется метод графических изобра­жений,позволяющий наглядно изобразить те или иные экономи­ческие зависимости.

Экономико-математическое моделирование — сегодня весьма распространенный метод исследования экономических проблем, который позволяет выявить причины, закономерности, послед­ствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Моделипредставляют собой упрощенное описание реальности, абстракт­ное обобщение посредством уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи экономических переменных. Модели, игнорируя мно­гочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление экономических связей, закономерностей, позволяют лучше пони­мать и описывать экономическую практику.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер фун­кционирования и развития которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер и находится под воздей­ствием множества внешних факторов.

Экономисты в своих исследованиях часто используют допуще­ние «при прочих равных условиях», т.е. допускают, что все другие пере­менные, за исключением тех, которые в данный момент исследуют­ся, неизменны.

Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. Например, при изучении влияния изменения дохода на ры­ночный спрос мы принимаем как неизменные цены данного и со­пряженных товаров, вкусы, число покупателей на рынке и т.п.

Экспериментирование — это искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью их изучения. Экспе­риментирование в экономике, в принципе, возможно, но должно использоваться очень осторожно; эксперименты не должны на­сильственным образом ломать естественные экономические про­цессы, «втискивать» реальную экономическую жизнь в рамки ис­кусственных конструкций.

Какими бы методами ни пользовались экономисты в своих ис­следованиях, практика, экономическая действительность являют­ся критерием верности тех или иных выводов, положений эконо­мической теории. Если можно сказать, что «это верно в теории, но не на практике», это значит, что неверно то или иное теоретичес­кое положение, тот или иной вывод.

Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства». Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.

Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.

В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы:

а) определение целей экономического развития;

б) закрепление равноправия всех форм собственности;

в) определение круга субъектов рыночных отношений;

г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

д) продуманная налоговая политика;

е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;

б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.

4.СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

Взаимодействие права и экономики всегда вызывало повышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан.

Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.

Характер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами.

Прежде чем приступить к анализу соотношения права и экономики в различных социальных системах, необходимо установить основание классификации социальных систем. Длительное время в качестве единственно верного подхода к типологии социальных систем рассматривался марксистский подход, который выделял последовательно сменяющиеся общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Современная отечественная и зарубежная литература «пестрит» различными подходами, классификациями и типологиями социальных систем в истории развития человечества. При анализе проблем соотношения права и экономики в различных социальных системах целесообразным представляется идти по пути их классификации и исследования в зависимости от развития или отсутствия в социуме структур рыночной экономики.

Поэтому в соответствии с данным критерием социальные системы можно подразделить на следующие три группы: 1) социальные системы с рыночной экономикой; 2) системы с плановой, административно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики) и 3) социальные системы со смешанной экономикой.

Особенности взаимоотношений права и экономики, пределы государственно-правового вмешательства в экономику в рамках первой группы социальных систем представлены несколькими экономическими теориями. К основным из них относятся теории: «либерализма и свободного рыночного хозяйства» (Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс); «институционализма» (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гелбрейт) и «регулируемого капитализма» (Р. Харрод, Дж. Кейнс).

Австро-американский экономист и политолог, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек объявлял единственно возможным и рациональным путем развития общества капиталистический путь с его част-ноиндивидуалистическими стимулами при минимальной бездействующей и организующей роли права по отношению к экономике. В самых общих чертах воззрения Ф. Хайека можно свести к следующим положениям:

• основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности, следует максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению;

• не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической; свобода неделима и приложима только к индивидууму; свободное общество есть общество свободных людей;

• сторонники системы «плановой экономики» требуют централизованного управления всей экономической деятельностью, осуществляемой по такому единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы, чтобы определенные цели достигались определенным образом, тогда как либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией сверху: конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения;

Одним из направлений экономической теории первой трети XX в. явилась концепция институционализма

Название концепции (от лат. institutum – установление, устройство, учреждение) выражает намерение авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых ими институтами. Общим для представителей институционализма являются практические рекомендации «социального контроля» над рыночной экономикой.

Автор социально-психологического институционализма американец Т. Веблен считал основой экономики хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психологическим мотивациям. В истории человечества он выделяет несколько стадий: на ранних стадиях социальные институты только зарождались, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов; на последующих стадиях инстинкты развиваются и имеют основополагающее значение.

Основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики. По мнению автора, прежде всего законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий способны уладить возникающие экономические противоречия.

Дж. Кейнс сформулировал практическую программу, в которой большое внимание уделил методам государственно-правового вмешательства в экономику: важнейшим объектом регулирования должен стать эффективный спрос, и в первую очередь наиболее важный его компонент – инвестиции. Привлечь инвестиции можно, во-первых, за счет понижения ставки процента за кредиты (Дж. Кейнс полагал, что с помощью государственного вмешательства, посредством законодательства, на денежном рынке можно регулировать ставку процента), во-вторых, за счет активного финансирования, кредитования частных предпринимателей и, в-третьих, благодаря государственной бюджетной политике.

Социальная система с административно-командной экономикой начала утверждаться в Советской России и впоследствии охватила все страны так называемого социалистического лагеря. Справедливо отметил В.В. Лазарев уязвимость взглядов советских юристов на соотношение права и экономики в претензиях на принципиально иной характер этого соотношения. «В таком случае, – пишет В.В. Лазарев, – напрашивался вывод (которого, разумеется никто не делал), что наше государство и право, или наша экономика представляют собой нечто иное, нежели экономика, государство и право в общепринятом их значении».

Общая схема соотношения права и экономики выглядела следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, политика – концентрированное выражение экономики.

Уместно будет обозначить более детально основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы. В последние годы многие отечественные и зарубежные правоведы и экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику:

* господствовала государственная собственность (все экономические ресурсы находились в государственной собственности, государственная монополизация экономики) над всеми другими формами собственности;

Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.

К прямому государственному контролю относят:

– финансовый контроль;

– экологический контроль;

– санитарный контроль;

– пожарный надзор;

– контроль за мерой весов и денежной единицы;

– контроль за качеством продукции.

Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Оценивая перспективы вмешательства государства в предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса) следует принять во внимание целый ряд обстоятельств:

– необходимость предупреждения экологической катастрофы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;

– необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;

– предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то «партнерство» оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства. Там, где последнее выступает в качестве субъекта экономической деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и бизнес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных задач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения.

В последние годы вновь поднимается вопрос формирования мирового права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.


Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманизации предпринимательской деятельности можно сослаться на законодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.

Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем жесткого государственного контроля за процессами централизации капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерализацию рыночных отношений, когда монополизация рынка оборачивается невыгодными сторонами (поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных ограничений и т.д.).

6. Виды толкования права, значение для юридической практики.

Принято различать два основных вида толкования права и соответственно две группы актов: а) официальное толкование; б) неофициальное толкование.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла норм права, исходящее от государственно-властного органа и имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный Суд РФ, правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший арбитражный суд, а также, учитывая федеративную природу Российского государства, соответствующие органы республик.

В настоящее время в практике официального толкования высших органов государственной власти, управления и судов сложилась довольно интересная юридическая ситуация. СССР как государство прекратил свое существование, но интерпретационные акты, изданные в разное время его органами и, главное, сложившаяся на их основе юридическая практика в виде прецедентов толкования и правоположений, продолжают определять правоприменительную практику.


Такое значение имеют указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР и аналогичные интерпретационные акты других органов бывшего Союза ССР. Юридически официальный их статус, безусловно, ничтожен. Но фактическая их роль как системы средств обеспечения единообразного понимания и применения действующего законодательства на территории России и ныне суверенных государств Содружества, не подлежит сомнению. Эта роль, очевидно, будет постепенно уменьшаться — по мере возрастания праворазъяснительной активности высших органов власти, управления, судов суверенных государств, входящих в Содружество и формирования нового единого экономического и юридического пространства на территории стран Содружества.

Последнее обстоятельство свидетельствует о необходимости создания органов Содружества для координации и выработки основных принципов единообразия в юридической практике, в частности, в практике правоприменения и толкования.

Особой разновидностью официального толкования является аутентичное — разъяснение права, исходящее от органа, который ранее установил разъясняемую норму. Аутентичный означает действительный, подлинный, основанный на первоисточнике.

Наиболее важными видами официального толкования являются нормативное и казуальное.

Нормативное толкование — это разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Оно персонально не определено в отношении субъектов и общественных отношений.

Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к персонально определенным общественным отношениям.

Неофициальное толкование предполагает такое разъяснение смысла права, которое осуществлено не уполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного характера. Оно не порождает обязательных юридических последствий и производится, например, адвокатами, учеными, отдельными гражданами. Его значение определяется авторитетом субъектов, их специальными знаниями и убедительностью формы, в которой толкование осуществляется. Не являясь обязательным, т.е. не обладая юридической силой, неофициальное толкование, тем не менее, оказывает большое воздействие на формирование общественного и индивидуального правосознания и поведение конкретных субъектов. Примером здесь могут служить комментарии к кодексам, которые разрабатываются учеными-юристами и пользуются особым авторитетом у следователей и судей.

Неофициальное толкование права может быть доктринальным и обыденным. Доктринальное толкование осуществляется специалистами в области права и имеет научный характер. Это статьи, монографии, устные выступления перед населением ученых-правоведов. Особенность таких разъяснений — их убедительность, основанная на научном подходе и авторитете лица, дающего толкование права. Не являясь обязательными для юристов-практиков, такие разъяснения, однако, играют важную роль в выработке единства понимания и применения правовых норм.

Обыденное толкование выражается в уяснении и разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции. Оно встречается в беседах, письмах и других проявлениях психологического отношения к праву, правосудию, законности и тд. Это — повседневные вербальные выражения понимания правовой действительности.

Значение обыденного толкования особенно возрастает в настоящее время — в связи с общей демократизацией общественной жизни, привлечением широких народных масс к управлению государством. Сущность актов обыденного толкования состоит в том, что они являются непосредственной действительностью процесса уяснения и разъяснения смысла правовых норм, вне связи с правоприменительной деятельностью субъектов толкования.

Взаимосвязи и соотношение права и экономики

Ключевые слова: взаимосвязи, соотношение, права, экономики

Слово «экономика» греческого происхождения и буквально означает ис­кусство ведения домашнего хозяйства. В данном же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно — диалектиче­ское сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связан­ных с производством, обменом и распределением материальных благ. Опре­деляющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.

В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исхо­дя из общих закономерностей связи базиса — экономической структуры об­щества («экономического строя»), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки — идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием.

Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть су­ществование права как такового, во-вторых, определяет тот или иной тип права, а также, в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период.

Маркс отмечал, что «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культур­ное развитие общества».

В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитыва­лось влияние на право других факторов, других частей надстройки («культур­ного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете.

В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возмож­ности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту писал о том, что право может как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его.

Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о законо­мерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в даль­нейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства».

Это было обусловле­но тем, что главным собственником в социалистическом обществе было госу­дарство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юри­дическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.

Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необ­ходимости государственно-правового регулирования экономических процес­сов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в эко­номической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей.

Экономичес­кую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конеч­ном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивиду­альной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.

В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

В современном мире через идею социального государства находится ба­ланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отноше­ний). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следую­щие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):

а) определение целей экономического развития;

б) закрепление равноправия всех форм собственности;

в) определение круга субъектов рыночных отношений;

г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

д) продуманная налоговая политика;

е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфлик­тов в сфере экономики;

ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определя­ются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития ры­ночной экономики;

б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) дохо­дов между различными слоями общества через систему налогов, государст­венный бюджет, специальные социальные программы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантиру­ются единство экономического пространства, свободное перемещение това­ров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономи­ческой деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности. … читать далее …

Добавить комментарий