- Главная
- Избранное
- Популярное
- Новые добавления
- Случайная статья
123456
Экономика для Юристов-15
Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбы своей страны.
Н.Г. Мэнкью
Введение
ЭКОНОМИКА КАК НАУКА
Студенты всех специальностей всех высших учебных заведений во всех странах изучают экономику. Учебные дисциплины могут быть разные — «политическая экономия», «экономикс», «экономическая теория», «экономика», но основное содержание соответствующих курсов одинаково — это теоретические основы экономической жизни общества.
Основным доводом в пользу изучения всеми теоретических основ экономики является то, что экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают доходы, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее — работать по найму или организовать собственное дело, положить деньги в банк или купить акции, и вообще, что такое деньги?
Как писал автор всемирно известного учебника «Экономика», лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, «для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению».
Изучение экономики, экономических теорий и методов экономического анализа создает целостное представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути разнообразных экономических процессов и явлений.
В.1. Предмет и метод экономики
Начиная систематическое изучение курса, необходимо прежде всего выяснить, что такое экономика, каковы ее предмет, функции, как экономика связана с другими общественными науками; какими методами пользуются экономисты при проведении экономического анализа; в чем особенность экономических показателей, характеризующих те или иные экономические процессы и явления.
Слово «экономика» — греческого происхождения (ойкос — хозяйство, номос — закон). Оно означает «законы хозяйствования».
Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия и т.п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании.
Согласно современному пониманию, экономика— это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами.
Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.
Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего познавательнуюфункцию — она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономических процессов (как банки создают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.).
Вторая функция экономики — практическая(рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает варианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством.
Экономическая политика(совокупность мер, направленных на достижение основных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе её должны лежать теоретические выводы и положения, вырабатываемые экономической наукой.
Экономика — сложная, многоуровневая система, поэтому в зависимости от объекта исследования экономическая наука подразделяется на две большие области:
• микроэкономика— раздел экономической науки, который исследует поведение отдельных экономических субъектов — покупателей, фирм; анализирует механизм функционирования отдельных рынков, способы распределение ограниченных ресурсов, процесс формирования доходов и т.п.;
• макроэкономика— раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики страны в целом, такие общие явления и процессы, как темпы роста национального производства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п.
Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика являются частями одной науки. Одни и те же концепции и теории используются при микро- и макроанализе, одни и те же проблемы могут рассматриваться на разных уровнях.
Экономика — общественная наука.Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т.д.
Связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются.
Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне.
В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в экономической жизни общества. Экономика — историческая наука;она постоянно развивается, способствуя углублению знаний об экономической стороне жизни общества.
Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она являетсяосновой для большинства других общественных наук.
Экономическая наука — это единственная отрасль социальных исследований, за достижения в которой присуждается Нобелевская премия.
Изучая, как функционирует хозяйство, и выдвигая требования, как оно должно функционировать, экономика как наука использует определенные методы исследования(метод — это путь, способ исследования каких-либо явлений).
Как же экономика изучает свой предмет? При анализе экономических явлений пользуются такими методами исследования, как научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка гипотез, функциональный анализ, моделирование, экспериментирование и др. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.
Метод научной абстракции.Его суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстракции являются:
• категории и понятия, выражающие сущностные стороны
исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.);
• экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).
Функциональный анализ.Установление зависимостей и взаимосвязей между экономическими явлениями и процессами, при которых одни факторы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых.
При изучении зависимости, например инвестиционного спроса от уровня банковского процента, процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инвестиции — как зависимая (функция).
В экономике широко используется метод графических изображений,позволяющий наглядно изобразить те или иные экономические зависимости.
Экономико-математическое моделирование — сегодня весьма распространенный метод исследования экономических проблем, который позволяет выявить причины, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.
Моделипредставляют собой упрощенное описание реальности, абстрактное обобщение посредством уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи экономических переменных. Модели, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление экономических связей, закономерностей, позволяют лучше понимать и описывать экономическую практику.
Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер функционирования и развития которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер и находится под воздействием множества внешних факторов.
Экономисты в своих исследованиях часто используют допущение «при прочих равных условиях», т.е. допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые в данный момент исследуются, неизменны.
Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. Например, при изучении влияния изменения дохода на рыночный спрос мы принимаем как неизменные цены данного и сопряженных товаров, вкусы, число покупателей на рынке и т.п.
Экспериментирование — это искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью их изучения. Экспериментирование в экономике, в принципе, возможно, но должно использоваться очень осторожно; эксперименты не должны насильственным образом ломать естественные экономические процессы, «втискивать» реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций.
Какими бы методами ни пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности тех или иных выводов, положений экономической теории. Если можно сказать, что «это верно в теории, но не на практике», это значит, что неверно то или иное теоретическое положение, тот или иной вывод.
Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства». Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.
Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.
В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.
В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.
В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы:
а) определение целей экономического развития;
б) закрепление равноправия всех форм собственности;
в) определение круга субъектов рыночных отношений;
г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;
д) продуманная налоговая политика;
е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:
а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.
4.СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
Взаимодействие права и экономики всегда вызывало повышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.
Характер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами.
Прежде чем приступить к анализу соотношения права и экономики в различных социальных системах, необходимо установить основание классификации социальных систем. Длительное время в качестве единственно верного подхода к типологии социальных систем рассматривался марксистский подход, который выделял последовательно сменяющиеся общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Современная отечественная и зарубежная литература «пестрит» различными подходами, классификациями и типологиями социальных систем в истории развития человечества. При анализе проблем соотношения права и экономики в различных социальных системах целесообразным представляется идти по пути их классификации и исследования в зависимости от развития или отсутствия в социуме структур рыночной экономики.
Поэтому в соответствии с данным критерием социальные системы можно подразделить на следующие три группы: 1) социальные системы с рыночной экономикой; 2) системы с плановой, административно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики) и 3) социальные системы со смешанной экономикой.
Особенности взаимоотношений права и экономики, пределы государственно-правового вмешательства в экономику в рамках первой группы социальных систем представлены несколькими экономическими теориями. К основным из них относятся теории: «либерализма и свободного рыночного хозяйства» (Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс); «институционализма» (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гелбрейт) и «регулируемого капитализма» (Р. Харрод, Дж. Кейнс).
Австро-американский экономист и политолог, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек объявлял единственно возможным и рациональным путем развития общества капиталистический путь с его част-ноиндивидуалистическими стимулами при минимальной бездействующей и организующей роли права по отношению к экономике. В самых общих чертах воззрения Ф. Хайека можно свести к следующим положениям:
• основополагающий принцип заключается в том, что организуя ту или иную область жизнедеятельности, следует максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению;
• не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической; свобода неделима и приложима только к индивидууму; свободное общество есть общество свободных людей;
• сторонники системы «плановой экономики» требуют централизованного управления всей экономической деятельностью, осуществляемой по такому единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы, чтобы определенные цели достигались определенным образом, тогда как либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией сверху: конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения;
Одним из направлений экономической теории первой трети XX в. явилась концепция институционализма
Название концепции (от лат. institutum – установление, устройство, учреждение) выражает намерение авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых ими институтами. Общим для представителей институционализма являются практические рекомендации «социального контроля» над рыночной экономикой.
Автор социально-психологического институционализма американец Т. Веблен считал основой экономики хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психологическим мотивациям. В истории человечества он выделяет несколько стадий: на ранних стадиях социальные институты только зарождались, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов; на последующих стадиях инстинкты развиваются и имеют основополагающее значение.
Основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в том, что государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики. По мнению автора, прежде всего законодательная деятельность государства, работа правительственных комиссий способны уладить возникающие экономические противоречия.
Дж. Кейнс сформулировал практическую программу, в которой большое внимание уделил методам государственно-правового вмешательства в экономику: важнейшим объектом регулирования должен стать эффективный спрос, и в первую очередь наиболее важный его компонент – инвестиции. Привлечь инвестиции можно, во-первых, за счет понижения ставки процента за кредиты (Дж. Кейнс полагал, что с помощью государственного вмешательства, посредством законодательства, на денежном рынке можно регулировать ставку процента), во-вторых, за счет активного финансирования, кредитования частных предпринимателей и, в-третьих, благодаря государственной бюджетной политике.
Социальная система с административно-командной экономикой начала утверждаться в Советской России и впоследствии охватила все страны так называемого социалистического лагеря. Справедливо отметил В.В. Лазарев уязвимость взглядов советских юристов на соотношение права и экономики в претензиях на принципиально иной характер этого соотношения. «В таком случае, – пишет В.В. Лазарев, – напрашивался вывод (которого, разумеется никто не делал), что наше государство и право, или наша экономика представляют собой нечто иное, нежели экономика, государство и право в общепринятом их значении».
Общая схема соотношения права и экономики выглядела следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, политика – концентрированное выражение экономики.
Уместно будет обозначить более детально основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы. В последние годы многие отечественные и зарубежные правоведы и экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику:
* господствовала государственная собственность (все экономические ресурсы находились в государственной собственности, государственная монополизация экономики) над всеми другими формами собственности;
Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.
К прямому государственному контролю относят:
– финансовый контроль;
– экологический контроль;
– санитарный контроль;
– пожарный надзор;
– контроль за мерой весов и денежной единицы;
– контроль за качеством продукции.
Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Оценивая перспективы вмешательства государства в предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса) следует принять во внимание целый ряд обстоятельств:
– необходимость предупреждения экологической катастрофы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;
– необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;
– предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.
Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то «партнерство» оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства. Там, где последнее выступает в качестве субъекта экономической деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и бизнес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных задач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения.
В последние годы вновь поднимается вопрос формирования мирового права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.
Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманизации предпринимательской деятельности можно сослаться на законодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.
Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем жесткого государственного контроля за процессами централизации капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерализацию рыночных отношений, когда монополизация рынка оборачивается невыгодными сторонами (поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных ограничений и т.д.).
6. Виды толкования права, значение для юридической практики.
Принято различать два основных вида толкования права и соответственно две группы актов: а) официальное толкование; б) неофициальное толкование.
Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла норм права, исходящее от государственно-властного органа и имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой.
В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный Суд РФ, правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший арбитражный суд, а также, учитывая федеративную природу Российского государства, соответствующие органы республик.
В настоящее время в практике официального толкования высших органов государственной власти, управления и судов сложилась довольно интересная юридическая ситуация. СССР как государство прекратил свое существование, но интерпретационные акты, изданные в разное время его органами и, главное, сложившаяся на их основе юридическая практика в виде прецедентов толкования и правоположений, продолжают определять правоприменительную практику.
Такое значение имеют указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР и аналогичные интерпретационные акты других органов бывшего Союза ССР. Юридически официальный их статус, безусловно, ничтожен. Но фактическая их роль как системы средств обеспечения единообразного понимания и применения действующего законодательства на территории России и ныне суверенных государств Содружества, не подлежит сомнению. Эта роль, очевидно, будет постепенно уменьшаться — по мере возрастания праворазъяснительной активности высших органов власти, управления, судов суверенных государств, входящих в Содружество и формирования нового единого экономического и юридического пространства на территории стран Содружества.
Последнее обстоятельство свидетельствует о необходимости создания органов Содружества для координации и выработки основных принципов единообразия в юридической практике, в частности, в практике правоприменения и толкования.
Особой разновидностью официального толкования является аутентичное — разъяснение права, исходящее от органа, который ранее установил разъясняемую норму. Аутентичный означает действительный, подлинный, основанный на первоисточнике.
Наиболее важными видами официального толкования являются нормативное и казуальное.
Нормативное толкование — это разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений и рассчитанное на неоднократное применение. Оно персонально не определено в отношении субъектов и общественных отношений.
Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к персонально определенным общественным отношениям.
Неофициальное толкование предполагает такое разъяснение смысла права, которое осуществлено не уполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного характера. Оно не порождает обязательных юридических последствий и производится, например, адвокатами, учеными, отдельными гражданами. Его значение определяется авторитетом субъектов, их специальными знаниями и убедительностью формы, в которой толкование осуществляется. Не являясь обязательным, т.е. не обладая юридической силой, неофициальное толкование, тем не менее, оказывает большое воздействие на формирование общественного и индивидуального правосознания и поведение конкретных субъектов. Примером здесь могут служить комментарии к кодексам, которые разрабатываются учеными-юристами и пользуются особым авторитетом у следователей и судей.
Неофициальное толкование права может быть доктринальным и обыденным. Доктринальное толкование осуществляется специалистами в области права и имеет научный характер. Это статьи, монографии, устные выступления перед населением ученых-правоведов. Особенность таких разъяснений — их убедительность, основанная на научном подходе и авторитете лица, дающего толкование права. Не являясь обязательными для юристов-практиков, такие разъяснения, однако, играют важную роль в выработке единства понимания и применения правовых норм.
Обыденное толкование выражается в уяснении и разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции. Оно встречается в беседах, письмах и других проявлениях психологического отношения к праву, правосудию, законности и тд. Это — повседневные вербальные выражения понимания правовой действительности.
Значение обыденного толкования особенно возрастает в настоящее время — в связи с общей демократизацией общественной жизни, привлечением широких народных масс к управлению государством. Сущность актов обыденного толкования состоит в том, что они являются непосредственной действительностью процесса уяснения и разъяснения смысла правовых норм, вне связи с правоприменительной деятельностью субъектов толкования.
Взаимосвязи и соотношение права и экономики
Ключевые слова: взаимосвязи, соотношение, права, экономики
Слово «экономика» греческого происхождения и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. В данном же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно — диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.
В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса — экономической структуры общества («экономического строя»), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки — идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием.
Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть существование права как такового, во-вторых, определяет тот или иной тип права, а также, в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период.
Маркс отмечал, что «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».
В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки («культурного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете.
В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту писал о том, что право может как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его.
Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства».
Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.
Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей.
Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.
В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.
В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.
В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):
а) определение целей экономического развития;
б) закрепление равноправия всех форм собственности;
в) определение круга субъектов рыночных отношений;
г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;
д) продуманная налоговая политика;
е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.
Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:
а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности. … читать далее …