Взаимодействие государства и общественных объединений

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995г. № 82 –ФЗ «Об общественных объединениях» (с послед. изм. и доп.) общественное объединение представляет собой объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Общественная организация действует по воле граждан, должна соблюдать Конституцию РФ, не посягать на территориальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований.

Выделяются следующие признаки общественного объединения:

1) добровольное объединение;

2) некоммерческое;

3) негосударственная структура;

4) действует на основании устава.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан).

2. Общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения).

3. Общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов — представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели).

4. Общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения).

5. Орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания).

6. Политическая партия (общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления).

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и др., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политический кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в России общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.

В юридической литературе выделяются три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:- информирование государством общественных объединений о принимаемых государственными органами решениях;

— совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например, избирательная компания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

— законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия.

Государство, в свою очередь, контролирует:

— законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора над тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

— законность источников доходов данных объединений, уплату ими установленных налогов.

Государство вправе приостановить деятельность общественных объединений, а в случае серьезных нарушений – ликвидировать их в судебном порядке.

Церковь- это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, имеющей привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и т.п.;

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства(Россия, Франция, Германия, Португалия) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношения своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

Ст. 14 Конституции РФ гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Теократия – форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека – главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т.д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства.

Теократическая модель общественно-политического устройствапредполагает:

1. Признания верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), т.е. обожествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т.п.

3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т.д.

4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае – это и есть «право». Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции: ее роль выполняет Коран.

5. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, т.е. государство, представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы «сдержек и противовесов».

8. Деспотические и абсолютистские методы правления.

9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

11. Внеправовые способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т.д.

12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет).

Общественное объединение есть добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, указанных в его уставе. Статус общественных объединений закреплен в ФЗ «Об общественных объединениях”, «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности”, «О политических партиях”. Закон определяет и их связи с государственными органами и формы взаимодействия.
Начало легальной деятельности общественных организаций кладет их регистрация. Законом установлено, что государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Минюстом РФ.
Государственная регистрация межрегионального общественного объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Государственная регистрация регионального и местного общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов РФ. Органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
За государственную регистрацию общественного объединения, последующих изменений и дополнений в его уставе взимаются регистрационные сборы.
Документом, удостоверяющим государственную регистрацию общественного объединения, внесение данного объединения зарегистрировавшим его органом в единый государственный реестр юридических лиц, а также уплату регистрационных сборов, является свидетельство о государственной регистрации.
Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.
Среди прав общественных организаций особо выделим: право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законами; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в т.ч. на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться органами государственного экологического, пожарного, санитарно-эпидемиологического и иного надзора и контроля.

3. Третий уровень правосубъектности обеспечивает наибольшие правовые возможности профессионального союза как субъекта права. Будучи легитимированным со стороны государства (то есть, действуя в качестве зарегистрированного государством юридического лица), профессиональный союз имеет возможность участвовать во всех видах правоотношений, включая трудовые (в качестве работодателя), имущественные, отношения ответственности, по защите своих прав и законных интересов в государственных судах и пр.

В большинстве экономически развитых стран эти права были конституированы на протяжении конца XIX — первой половины XX в. С другой стороны, дабы обеспечить независимость профессионального союза от государства, необходимо предоставить ему возможность выбора – регистрироваться в качестве легального юридического лица либо воздержаться от этого. С учетом сказанного обязательная государственная регистрация общественных объединений, в том числе профессиональных союзов в качестве юридического лица, справедливо рассматривается международным трудовым правом как практика, не присущая правовому государству.

Обращаясь к России, мы можем констатировать, что российское законодательство конституирует нормы, определяющие основы деятельности профессиональных союзов в условиях правового государства: конституционные права на объединение и на забастовку получили развитие и конкретизацию в обширном специальном законодательстве. Независимость профессиональных союзов от государства обеспечивается свободой государственной регистрации профессионального союза в качестве юридического лица. Вместе с тем приходится с сожалением признать, что действующее российское законодательство содержит много того, что весьма трудно соотнести с идеологией и практикой правового государства.

Действующий в настоящее время ТК РФ устанавливает, что увольнение по инициативе работодателя по указанным в законе причинам руководителей профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы (то есть являющихся работниками у данного работодателя), допускается только с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа (ст. 374 ТК РФ). Аналогичное правило действует и после окончания срока полномочий профсоюзных деятелей в течение 2 лет (ст. 376 ТК РФ). Более чем очевидно, что данное правило противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает конституционное право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).

Итак, ограничение государства и соответствующий рост свободы личности может реально осуществляться только в условиях реально существующего и действующего гражданского общества, которое и призвано принимать на себя функции, от которых освобождает себя правовое государство. До тех пор пока в России не сформируется гражданское общество, элементом которого, в частности, являются в сфере экономических отношений автономные, активные и авторитетные профессиональные союзы, нельзя ожидать, чтобы российское государство стало полностью соответствовать канонам правового государства. Поэтому никого не должна удивлять активность публичной власти, в том числе и в формулировании средствами законодательства таких гарантий прав и свобод, которые на первый взгляд выходят за границы ее компетенции.

Конечно, такая практика государства, весьма напоминающая ту, которая осуществлялась в России на протяжении XIX — начала XX вв. и именовалась «попечительской»9, должна иметь свои границы, определяясь соображениями строгой необходимости. Именно с учетом этого следует осуществлять пересмотр и дальнейшее совершенствование действующего Трудового кодекса РФ и законодательства о труде в целом.

В современных условиях российское государство вынужденно, в силу объективной необходимости, в ряде случаев выходить за пределы, ограничивающие деятельность не только правового, но и социального правового государства. Однако это вовсе не означает, что подобное положение вещей должно сохраняться впредь и на неопределенное время. Государство, в том числе и в сфере законодательства о труде, должно последовательно и осознанно проводить меры, направленные на избавление от рецидивов государственного патронажа и формирование начал гражданского общества. В частности, государственная опека профессиональных союзов должна иметь пределы и, как представляется, менять формы своего выражения — в противном случае мы никогда не сможем приблизиться к тому «духу капитализма», о котором говорили сто лет назад В. Зомбарт и М. Вебер.

2.3. Проблемы деятельности профессиональных союзов.

Трансформации профессиональных союзов мешает огромное количество мифов и заблуждений, которые по отношению к ним существуют у власти, бизнеса и населения. Более того, профессиональные союзы существуют в нынешнем виде только благодаря этим мифам, по привычке и традиции. Считается, например, что профессиональные союзы в России могут трансформироваться сами по себе, изнутри, в соответствии с требованиями современности. Такой сценарий крайне сомнителен. Если профессиональные союзы в России и трансформировались, то исключительно в результате целенаправленного государственного проекта. Так было и в момент их образования во времена Российской империи, и в период построения «государства развитого социализма» — СССР. И сколько бы власть ни пыталась убедить профсоюзных руководителей, что им надо меняться, создавать современные профессиональные союзы – все напрасно. Они просто не понимают, о чем речь, потому что сформировались в условиях СССР, всю жизнь занимались распределением и были государственными чиновниками. Более того, они испытывают тоску по тому «золотому времени». И заинтересованы только в одном – в сохранении своего нынешнего положения и существующего порядка вещей. За годы советской власти профессиональные союзы так прочно слились с административной структурой (один сложный аппарат, делающий общее дело), что государственные чиновники до сих пор по инерции выходят на профессиональные союзы как на свой рабочий орган, раздают поручения, а профсоюзники по инерции их выполняют.

Невозможным развитие профессиональных союзов делает представление о том, что, кроме бизнеса и политики, в стране нет другой реальности и сфер жизни. Присутствует непонимание властью, бизнесом и населением тот факт, что может быть общественная жизнь, отличная от жизни в бизнесе и политике. У людей нет ни практики, ни опыта такой жизни.

Политический взгляд на профессиональные союзы во многом усиливается ввиду того, что государство – самый крупный в стране работодатель, а профессиональные союзы «бюджетников» (работников непроизводственной сферы) – самые массовые. Предъявляемые чисто экономические требования к государству как к работодателю воспринимаются как политические.

Представители профсоюзной стороны регулярно принимают участие в заседаниях региональных и федерального правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. Отношение простых людей к профессиональным союзам показывают последние результаты изучения общественного мнения. По опросу всероссийского центра изучения общественного мнения, в качестве причин недоверия профессиональным союзам как демократическим институтам в России граждане называют следующие:

– деятельность профессиональных союзов незаметна, бесполезна, неэффективна, их просто нет — 39%;

– они не отстаивают интересы работников, выполняют волю властей — 16%;

– не доверяет профессиональным союзам, затрудняются сформулировать причины своего недоверия, но тем не менее не доверяют — 46%10.

Необходимо провести демифологизацию существующих профессиональных союзов, т.е. разрушить те мифы и заблуждения, которые сегодня так сильны в сознании людей. Нужно совершенно отчетливо высказаться по поводу реальной ситуации профессиональных союзов в России и осуществить тотальную пропаганду в СМИ. При этом будут подорваны основы существующей профсоюзной номенклатуры, которая является основным получателем прибыли от этих мифов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональные союзы являются необходимым институтом любого демократического общества, так как с их участием решаются важнейшие вопросы экономической (производственной) демократии — основы любой другой демократии. Они нужны в условиях рыночной экономики, когда на рынок труда выносится специфический товар — рабочая сила, и в сделках купли-продажи ее нужен компетентный и сильный посредник, выражающий интересы наемного труда.

Правовая, экономическая, финансовая независимость, достигнутая профессиональными союзами, повышает их формальный статус, позволяет выставлять более высокие требования социальным партнерам, но одновременно порождает олигархические тенденции, сильную имущественную и финансовую дифференциацию в положении различных статусных групп, расхождение в их взглядах на профессиональные союзы.

Профессиональным союзам необходимо совершенствовать демократические процедуры выборности и сменяемости профсоюзных руководителей всех уровней, устранять причины бюрократизации аппаратов профсоюзных органов, налаживать новые формы общественного контроля за деятельностью профсоюзных работников и, в частности, за расходованием профсоюзных средств.

Профессиональные союзы в действительности являются одним из базовых институтов гражданского общества, выполняющим важнейшие общественные функции по регулированию социально-трудовых отношений, по представительству и защите групп наемного труда, по обеспечению общественного контроля за ходом и результатами, проводимой государством и предпринимателями социальной и экономической политики.

Демократически развивающемуся обществу с рыночной экономикой профессиональные союзы нужны как фактор производственной демократии, как центр силы, сдерживающий эгоистические притязания бизнеса и стремление государства решать свои задачи за счет ущемления интересов людей труда.

В условиях экономики России особенно важным представляется опыт промышленно развитых стран в области активной политики на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий по регулированию рынка труда, таких как помощь в трудоустройстве, программы профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе.

В настоящее время в российской экономике сочетаются весьма противоречивые способы координации. Это не только определенная комбинация свободного рынка и государственного регулирования. В современной России также реально присутствуют пережитки централизованного планирования и управления, локальное корпоративно-монополистическое регулирование, некоторые элементы натурально-хозяйственных, дорыночных связей. Их влияние желательно последовательно минимизировать. Рынок – не только содержание экономических реформ, а одна из форм хозяйствования наряду с планом, которые можно и должно эффективно использовать. Причем использовать необходимо прежде всего наиболее развитые и эффективные формы рынка, очистив их от негативных черт. И осуществлять это в рамках всей системы координации экономики как совокупности экономических отношений, взаимосвязанных с отношениями труда, социальной, политической и духовной организацией общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения — ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях».

Не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица..

Ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях» определяет понятия и статус учредителей, членов и участников общественных объединений.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.

Все общественные объединения имеют характерные для них черты:

  • а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
  • б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;
  • в) действуют от своего имени;
  • г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Право на объединение, гарантированное ст.30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому гражданину. Статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Ограничение пользования этим правом может быть предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан.

Отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Формы взаимодействия между ними выражаются в виде согласование или участие в обсуждении и решении вопросов.

Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Помимо установления общих правовых основ статуса общественных объединений государство влияет на них и иными способами.

Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, отношения с бюджетом, источники их средств. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций — свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их

деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество,

взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д., при этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

В России, например, общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей.

Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными организациями.

При этом общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.

Общественные организации — это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит ими, но это не означает, какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата.

Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей.

Большинство из них опосредуются соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.). Некоторые отношения не имеют ещё правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе.

Основным правовым актом, регулирующим взаимоотношения государства с общественными объединениями, является Федеральный закон от 19 мая 1995г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Правовые взаимоотношения государства с церковью строятся на основе Федерального закона от 26 сентября 1997г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Россия обозначила себя, как светское государство, но вместе с тем признала особую роль православия в её истории, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон утверждает, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Государство и общественные объединения — это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел. Специфика общественного объединения как субъекта права проявляется во взаимоотношениях объединения с государственными органами, прежде всего, с органами исполнительной власти. В процессе организационного оформления статуса объединения и наделения его правами и обязанностями юридического лица возникают регистрационные отношения. Субъектами отношений в этом случае, с одной стороны, выступает федеральное Министерство юстиции или его территориальные органы в субъектах Федерации, а с другой — учредители общественного объединения: физические или юридические лица, ходатайствующие о предоставлении объединению статуса юридического лица. Регистрационные отношения носят факультативный характер — деятельность объединения в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» не обусловлена фактом государственной регистрации. Такие отношения не возникают, если учредители не желают наделить объединение правоспособностью юридического лица. Общественные объединения несут ответственность за противоправные действия независимо от того, зарегистрированы они или нет, в соответствии со ст. 41 Закона «Об общественных объединениях». Основополагающее значение в статусе общественных объединений как субъектов отношений имеют их взаимоотношения с государством, его органами и должностными лицами. Закон «Об общественных объединениях» вносит свои особенности в разрешение этой проблемы. Конституционное понимание взаимоотношений объединений и добровольности членства в них. Недостаточная конкретность содержания регистрационных отношений создает основу для злоупотреблений должностных лиц, — Законом «Об общественных объединениях» предусмотрено восемь юридических оснований для отказа в регистрации, минимум два из которых содержат признаки, подавляющие различное толкование соответствующей нормы. Ограничение деятельности общественных объединений или, тем более, отказ в регистрации на основе соответствующих положений учредители вправе расценивать в качестве злоупотребления должностного лица. Неубедительным с правовой точки зрения является отказ в регистрации объединения, если его название оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. По существу, такая регистрация допускается в случае, если признаки, расцениваемые в качестве противоправных, содержатся в уставе общественного объединения и не отражены в его наименовании. Административно-правовые отношения возникают также в процессе осуществления контрольных полномочий органов юстиции за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также финансовыми органами — в соответствии с их компетенцией. В этом случае предусмотрено лишь право органов, осуществляющих контроль, запрашивать распорядительные документы объединений, однако законом не закреплена обязанность по их предъявлению, а также ответственность объединений в связи с отказом в ходатайстве контрольных органов. Таким образом, содержание контрольных полномочий государственных органов неопределенно. С момента создания объединения, государство предоставляет ему право: 1) свободно распространять информацию о своей деятельности; 2) принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законодательством; 3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; 4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; 5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединений; 6) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; 7)участвовать в избирательных кампаниях. А общественное объединение в свою очередь несет следующие обязанности: 1) соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; 3) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения и сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; 3) представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, в налоговые органы; 4) допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям регистрирующего общественного объединения, в ознакомлении с деятельностью объединения. Таким образом, государство определяет правовое положение общественных объединений, а они участвуют в определении политики государства, в различных политических компаниях, осуществляя тем самым контроль за деятельностью государственных органов.

Добавить комментарий