Забота граждан о своем здоровье

Новый закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» называет новорожденных «продуктами зачатия» и запрещает родителям четырехлетних детей находиться с ними в больнице. Часть первая

30 июля 2010 года Минздрав РФ опубликовал на своем сайте проект нового федерального закона . Преамбула документа такова: «В основу (закона) заложен принцип приоритета профилактических мероприятий и переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактие заболеваний». Проще говоря, будет вестись работа, направленная на борьбу с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией и всем тем, что сокращает жизнь россиян. И вестись будет не на словах, а на деле. Россия может радоваться и не беспокоиться за свое будущее.

Так думают только мало осведомленные люди. Которых, как правило, гораздо больше, чем осведомленных.

Богатый и здоровый лучше, чем бедный и больной
Прежде всего, следует посмотреть, чем нормы этого законопроекта отличаются от уже действующих норм подобного рода. Стоит начать, как говориться, с азов, то есть с определения понятий «здоровья» и «нездоровья».

Статья 2 настоящего законопроекта определяет понятие «здоровье» как «состояние полного ( далее по тексту курсив автора) физического, душевного и социального благополучия». В предудыщих нормативных актах здоровье определяли просто: по отсутствию заболеваний и серьезных физических дефектов. Температура нормальная, руки-ноги на месте, ничего не болит, значит, здоров.

А вот как авторы законопроекта определяют заболевание. Заболевание, по их мнению, это «возникающее в ответ на действие патогенных факторов нарушение жизнедеятельности, работоспособности, социально-полезной деятельности, продолжительности жизни человека и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов».

Настораживает и даже заставляет беспоиться столь несвойственная юридическому языку неоправданная расширенность таких базовых понятий. Непонятно, какое отношение имеет «полное социальное благополучие», чисто экономическая формулировка, к фундаментальной медицине.Тем более, в нынешней России, «социальное неблагополучие» сплошь и рядом. Так же, как и юридический произвол.

Эксперты Межрегиональной общественной организации «За права ребенка» считают, что подобные трактовки именно и приведут к этому произволу, а он, в свою очередь, породит новые случаи. Если понятие «полного социального благополучия» будет включено в официальное определение здоровья, то это даст полное право обвинять людей, находящихся в ненадлежащей заботе о своем здоровье и здоровье своих семей. Стоит помнить, что параграф 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ очень внятно говорит об неукоснительной обязанности родителей «заботиться о здоровье… своих детей». В противном случае статья 69 того же Кодекса предусматривает одну карательную меру, которая порой оказывается хуже смертной казни: «лишение родительских прав».

Эксперты говорят, что этот риск становится особо значимым при учете уже существующей практики в этой области. А практика возникла уже при действующем законодательстве. В России были примеры того, как у законных родителей отбирали или пытались отобрать детей и помочь родителям не смог никто. Даже обращения к Президенту ни к чему не привели.

Например, уже в этом 2010 году в Санкт-Петербурге под предлогом «ненадлежащего содержания», а фактически за бедность были отняты дети у Веры Камкиной. Под угрозой распада сейчас находится многодетная приемная семья детского врача из Астрахани Веры Дробинской. Аргументы, по сути, те же самые.

Любой грамотный юрист скажет, что подобная практика не только цинична, но и противоречит международным обязательствам Российской Федерации перед мировым сообществом. Так, часть 3 статьи 27 Конвенции ООН по правам ребенка прямо и доходчиво трактует о том, что «государства-участники (Конвенции ООН) принимают меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права». Это же подтверждает и практика Европейского Суда, согласно которой бедность или иные проблемы родителей не являются достаточным основанием для разлучения семьи. Простая адресная целевая поддержка и социальное консультирование сделают гораздо больше полезного, чем принудительное отнятие ребенка у родителей и помещение его «в более благоприятную среду». Тем более еще неизвестно, насколько эта среда окажется для ребенка «благоприятной».

Термин «полное физическое и душевное благополучие» в юридическом контексте смотрится не лучшим образом. По большому счету, это фантазм и недостижимая мечта, так как современная жизнь заставляет человека нервничать,а любой стресс ведет именно к душевному неблагополучию. Если же речь идет о ребенке, то есть, человеке, не достигшем совершеннолетия, то здесь создается благоприятная почва для юридического произвола и, соответственно, для человеческой трагедии, на которую никто не обратит внимания. Например, любой конфликт подростка с родителями (а это вполне нормальное явление для переходного возраста) согласно законопроекту может быть оценен как угроза здоровью ребенка. Дальше ситуация разовьется по отработанному сценарию: приходят люди из органов опеки, не особо вдаваясь в ситуацию, забирают подростка из семьи, и родители его больше не видят. Что будет дальше с этим подростком, чиновников не волнует, они исполнили свою работу, следуя букве закона.
Когда наталкиваешься на определение «социальная полезность» какой-либо деятельности, поневоле забеспокоишься. Определение понятия «болезни» дает отличную возможность объявить какую-либо деятельность «социально вредной» или «неполезной», а того, кто ею занимается – страдающим болезнью. Если задуматься, то в число таких «больных» попадет миллионный список людей самых разных профессий: от журналистов до медицинских работников. Эксперты МОО «За права ребенка» полагают, что против таких «потенциальных больных» и их семей будут применяться меры карательной психиатрии. Вполне вероятно в том случае, если врач со временем будет вынужден превратиться в «регулятора людских ресурсов».

Ты – ничто, здоровье – все
В одной из статей Декларации прав человека есть хрестоматийная фраза «Все люди рождаются равными в свободе и правах. Они наделены разумом и совестью». Свободный человек сам определяет, что ему надо, и что не надо. Так же в европейском законодательстве закреплено право человека на медицинскую помощь, в том числе и мотивированный отказ от нее. Авторы законопроекта или не учли это, или у них в головах крутилось что угодно, но не европейские правовые нормы.
Как уже было сказано, положения законопроекта от 30 июля 2010 года на первый взгляд выглядят позитивно и воодушевляюще. Особенно, статья 25, касающаяся обязанностей граждан в сфере охраны здоровья.

Так, в пункте 3 сказано: «граждане обязаны заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии, проходить обязательные медицинские осмотры». Казалось бы, ничего страшного. Но здесь, как и в предыдущем случае, нас подстерегает опасность среьезно пострадать. Нормы, предусматривающие обязанности граждан в сфере охраны здоровья, являются законодательным нововведением. К тому же, ситуация, когда круг обязанностей расширен до немыслимых пределов, а о правах почти ни слова, недопустима для мировой практики. Обязанность человека следить за своим здоровьем и здоровьем окружающих его людей – это исключительно нравственная норма и в силу этого никак не может стать юридически обязательной. Нельзя выпустить законодательный акт, приказывающий людям чистить зубы два раза в день, потому что это абсурд.

К сожалению, ситуация, возникшая на российском правовом поле, во многом напоминает театр абсурда. Нельзя стопроцентно гарантировать, что в скором будущем не появятся уголовные санкции против тех, кто «нарушает» пресловутый закон «Об охране здоровья». Нюрнбергское расовое законодательство, на первый взгляд, тоже преследовало вполне нормальную цель: сохранение германского народа и германского государства, но при этом карало за уклонение от своих норм смертью или заключением в концлагерь.

Нововведением является также обязанность «проходить обязательные медицинские осмотры». Действующее законодательство предусматривает подобную норму лишь для «работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Придание же этой формулировке, по сути, служебной инструкции внутреннего пользования, тотального характера, может легко привести к еще одной волне правового беспредела, а он – к серьезным нарушениям прав человека. Неизвестно еще, будут ли эти осмотры бесплатными или платными, и какие меры станут применяться к тем, кто в положенное время не смог пройти осмотр или, не дай Бог, уклонился от него.
Павел Парфентьев, председатель уже упоминавшегося МОО «За права семьи», считает «неоправданно широким» пункт 4 исследуемой статьи, обязывающий «всех граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих», «проходить обязательное обследование и лечение». Допустим, человек заболел легкой формой ОРЗ, которая легко лечится и без вмешательства специалиста, но по букве настоящего законопроекта она является «опасной для окружающих», соответственно, если сам больной или его близкие не обращаются к врачу, значит, они нарушают закон, соответственно, они преступники. Любое преступление должно быть наказано, и самой мягкой нормой наказания может стать принудительное лечсние такого больного. Ныне существующие нормы права предусматривают подобное лишь для заболеваний с особо высокой степенью повышенной опасности. Ни один врач не имеет права без согласия больного или его близких лечить грипп или бронхит, иначе ему грозят неприятности по служебной линии. В случае принятия закона ситуация может сложиться так: больной и его родственники будут виноваты в том, что не вызвали врача, а сам врач – в том, что не держал такую семью «на карандаше» и не ставил в известность вышестоящие лица. Если же это семья, где есть дети до 18 лет, то может сложиться совсем плачевная ситуация, выше мы об этой уже говорили.

Логическим следствием 25 статьи и одновременно еще одним законодательным нововведением является положение другой статьи, номер 50, о прохождении несовершеннолетними обязательных профилактических медицинских осмотров (диспансеризации). Это положение дает дополнительный козырь в руки чиновникам из Минздрава и еще одну возможность к злоупотреблениям своей властью. В случае если родители такого ребенка в силу своего законного права отказываются, скажем, от прививки на реакцию Манту, то это может расцениться как прямое «нарушение права несовершеннолетнего на медосмотр». К примеру, в 2010 году по доносу из одной районной поликлиники органы опеки и милиция инкриминировали гражданке Н. «нарушение права ребенка на доступ к медицинскому обслуживанию». На деле обвиняемая воспользовалась своим правом в отношении своего несовершеннолетнего ребенка на отках от медицинского вмешательства, в определенных случаях, воздержание от определенного рода прививок, флюорографии и некоторых процедур гораздо лучше, чем применение таковых. К тому же, сведения о том, согласился ли пациент или его законный представитель от определенных процедур, относятся к фактам, констатированным «при обследовании и лечении» пациента, соответственно, попадают под понятие так называемой «негласной врачебной тайны». Таким образом, тот, кто разглашает ее, нарушает нормы внутренней медицинской этики, а тот, кто пытается принудить к этому весь коллектив Минздрава, расшатывает ее веками сложившиеся основы.

К счастью, уклонение от обязательных медицинских мер чревато пока только нервотрепкой. Но эксперты советуют не расслабляться, потому что если законопроект будет принят, то следует ожидать появление поправок в КоАП и УК РФ. Кроме того, никто не застрахован от того, что ему «пришьют» с легкой руки статью 69 Семейного кодекса.

Кирилл Данишевский, президент Общества специалистов доказательной медицины:
— Многие эксперты уже говорили о том, что их не устроило в законопроекте. Я скажу от себя следующее. У документа нет целей кроме закрепления нынешней неприемлемой ситуации в здравоохранении и решения нескольких сиюминутных задач, в основном, увеличение полномочий чиновников Минздрава.Законопроект окончательно легализует платные услуги населению. В одной из статей расписано, какие редкие заболевания можно лечить дорогими препаратами за счет федерального бюджета, например, рассеянный склероз, болезнь Гоше (наследственное заболевание селезенки, которое в случае осложнения переходит на печень, почки, легкие, головной и спинной мозг) и другие. Но неужели в России мало больных, например, раком желудка? Если препарат, лечащий это заболевание, появится в скором времени, он уже не сможет быть добавлен к программе обеспечения россиян дорогими препаратами за счет федерального бюджета. С каждым годом ситуация может меняться. Другой пример: статья 43 этого законопроекта опять разрешает «целительство», вводя в норму выдачу соответствующих свидетельств мошенникам, колдунам и ведьмам на основе субъективных ощущений чиновника.

Главная проблема законопроекта – отстутствие концепции реформы здравоохранения. Не решается проблема помощи уязвимым группам (бездомные, люди без регистрации, заключенные). Про семейную медицину и профилактику как будто забыли. О них будут раз в год рассказывать заезжим гастролерам и выставлять как «приоритетные явления» для нашей медицины. Алкоголь, убивающий более полумиллиона человек ежегодно, упоминается только один раз, а табакокурение не упомянуто вообще.

К сожалению, для Минздрава сейчас характерно выпускать огромное количество документов ежегодно. Чаще всего, эти документы не несут населению ничего хорошего, а только увеличивают полномочия руководящего звена этого ведомства. Реальная власть в сфере здравоохранения и социального развития сейчас централизуется даже не на федеральном уровне, а в руках конкретного чиновника из руководящего звена, который по новому закону об ОМС еще и руководит деньгами медицинского страхования.
Продолжение следует

Артур ПРИЙМАК

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» уточнил принципы правового регулирования статуса граждан, закрепив в ст. 27 обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Данная норма практически была реанимирована из советского законодательства, поскольку ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятые в 1993 г., не содержали упоминания об обязанностях. Однако региональный законодатель пытался восполнить данный пробел, что находило свое отражение в законах субъектов Российской Федерации. Причем содержательная сторона закрепляемых обязанностей была достаточно широкой. Например, Закон Республика Тыва от 27 августа 1996 г. N 615 «Об охране здоровья населения» в ст. 6 устанавливал следующие обязанности граждан России, проживающих на территории Республики Тыва:

а) заботиться о своем здоровье;

б) выполнять предписания лечащего врача;

в) не предпринимать действий, наносящих вред своему здоровью, а также здоровью других;

г) давать информацию лечащему врачу о своих жалобах, прошлых заболеваниях, госпитализациях, проведенном лечении и других вопросах, касающихся своего здоровья, сообщать о неотложных переменах в состоянии здоровья в период лечения;

д) соблюдать план лечения, рекомендованный врачом, выполнять требования медицинского персонала при выполнении ими различных процедур или указаний лечащего врача, а также требования правил и режима работы медицинских учреждений, утвержденных руководителями учреждений;

е) нести по решению судебных органов юридическую ответственность за сознательное ухудшение своего здоровья в виде компенсации со стороны медицинской организации дополнительных расходов по оказанию медицинской помощи в случае возникновения осложнений по вине пациентов;

ж) соблюдать права других больных и персонала больницы, бережно относиться к имуществу других лиц и медицинского учреждения.

Обращает на себя внимание, что обязанность распространена только на граждан России. Получается, что иностранные граждане и лица без гражданства лишены данного правового бремени на территории Республика Тыва.

Схожие нормы есть в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 15 апреля 2002 г. N 18-РЗ «О правах пациента», только они разделены на «обязанности пациента» (ст. 21) и «ограничения прав пациента» (ст. 22). Из оригинальных обязанностей следует признать обязанность учитывать свои финансовые возможности по оплате за оказание медицинской помощи сверх объемов, гарантированных государством.

Отчасти отличается новизной статья 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 19 мая 1993 г. N 1487-XII «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)». Так, обязаны выполнять медицинские предписания лица, страдающие социально опасными заболеваниями, и беременные женщины. Непонятно: это такая «забота» о беременных женщинах или их право на добровольное информированное согласие просто перечеркнуто росчерком пера? Кроме того, родители обязаны выполнять правила, способствующие рождению полноценных детей, соблюдать интергенетические интервалы, заботиться о здоровье детей (физическом, духовном, нравственном), воспитывать привычку к здоровому образу жизни. По-видимому, региональному законодателю необходимо еще утвердить в виде приложения сами правила, способствующие рождению полноценных детей. Все это больше смахивает на социальную евгенику. Будем считать, что законодатель руководствовался благими пожеланиями, но признаем, что попытка получилась крайне неудачной. Но это гораздо лучше, чем попытка законодателя Республики Тыва установить юридическую ответственность «за сознательное ухудшение своего здоровья». Требование исполнения такой обязанности в условиях российского недофинансирования системы здравоохранения (когда лечение в муниципальной больнице больше сводится к добрым словам врача, а все остальное — «за свой счет») больше напоминает издевательство. Более того, любой самоубийца-неудачник вообще «выпадает» из системы обязательного медицинского страхования и свое лечение должен оплачивать самостоятельно, так как сам сознательно ухудшил свое здоровье.

Федеральное законодательство не содержит столь значительное количество обязанностей, остановившись на трех.

1) Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2) Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3) Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Законодательство стран СНГ также в той или иной мере устанавливает обязанности, хотя пути их закрепления могут быть своеобразными. Например, Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г. N 265-I «Об охране здоровья граждан» не содержит упоминания об обязанностях граждан. В то же время они есть в Законе Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 г. N 753-XII «О принудительном лечении больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией», согласно которому принудительное лечение применяется к больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, нарушающим общественный порядок, права других лиц либо создающим угрозу безопасности, здоровью и нравственности населения. Есть также Положение о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак, утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 25 августа 2003 г. N 365, в соответствии с которым перед регистрацией брака предусматривается обязательный «обход врачей». Лицо, вступающее в брак, обязано до регистрации брака поставить в известность вторую сторону о результатах медицинского обследования.

Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. N 363-З «О здравоохранении» (ст. 42) закрепляет обязанности пациента, которые практически повторяют общие положения правил нахождения в лечебном учреждении. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 г. N 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения помимо обязанностей пациента» (ст. 92) устанавливает обязанности граждан, аналогичные российским. Добавляется: беременные женщины в срок до двенадцати недель беременности обязаны встать на медицинский учет. Также проведение некоторых профилактических прививок является обязательным (ст. 156).

Таким образом, возвращаясь к российским правилам, можно констатировать, что отечественный законодатель пошел по пути реанимации старого советского правила (в духе законодательства стран СНГ), исходящего из единства прав и обязанностей, и решил не ограничиваться закреплением только прав граждан, а установить также и обязанности в сфере охраны здоровья. Напомним, что Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении в ст. 4 предусматривали: «Граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества». Обращает на себя внимание, что данная норма имела далеко идущие последствия — умаление индивидуальных прав и внедрение патерналистской модели здравоохранения, в которой гражданину отводилась пассивная роль. В соответствии с общим правилом устанавливалось принудительное лечение целого ряда заболеваний, в том числе имеющих социальный характер.

Нельзя не сказать, что в отношении обязанности заботиться о своем здоровье Комитетом конституционного надзора СССР было вынесено заключение от 25 октября 1990 г. N 8 «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». В нем констатировалось: «Лечение хронических алкоголиков и наркоманов было введено в качестве вынужденного средства охраны и восстановления их здоровья, а также предупреждения преступлений и других антиобщественных проявлений со стороны этих лиц и является принудительной мерой административно-медицинского характера». Указывалось, что общим правовым основанием для издания актов о принудительном лечении послужило упомянутое положение, согласно которому «граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью». В Заключении предусматривалось: «Между тем такая обязанность не предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека и не может обеспечиваться мерами принудительного характера».

По-видимому, такое решение и повлекло за собой в свое время полный отказ от формулирования каких-либо обязанностей в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан в 1993 г. В некоторых научных исследованиях предлагалось отойти от данной логики и вернуться к вопросу об обязанностях в сфере охраны здоровья граждан. «Представляется актуальным в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов в сфере охраны здоровья законодательное закрепление мер по повышению ответственности личности по вопросам охраны здоровья» .

Автор в обосновании своей позиции ссылался на правоприменительную практику, в частности на Методические рекомендации по информированному добровольному согласию при оказании медицинской помощи (утв. Министром здравоохранения Правительства Московской области 7 августа 2008 г.), в которых закреплялось, что при обращении за медицинской помощью в организацию пациент обязан соблюдать режим работы организации; правила поведения в общественных местах; требования пожарной безопасности; санитарно-противоэпидемиологический режим; установленный в учреждении регламент работы персонала, выполнять предписания лечащего врача; соблюдать рекомендуемую врачом диету; сотрудничать с лечащим врачом на всех этапах оказания медицинской помощи; оформлять в установленном порядке свой отказ от получения против своей воли информации о состоянии здоровья, результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, в том числе в случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания, отказ от медицинского вмешательства или его прекращение; уважительно относиться к медицинскому персоналу, проявлять доброжелательное и вежливое отношение к другим пациентам; бережно относиться к имуществу организации; при обнаружении источников пожара, иных источников, угрожающих общественной безопасности, пациент должен немедленно сообщить об этом дежурному персоналу.

При обосновании фактического наличия обязанностей в законодательстве об охране здоровья граждан происходили ссылки на ст. 58 Основ об охране здоровья граждан 1993 г., в которой допускался отказ лечащего врача (по согласованию с соответствующим должностным лицом) от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения. Обращение к данному правилу лишено какой-либо логики, так как определяет статус врача, а не пациента.

Нередко сторонники обязанностей граждан в сфере охраны здоровья ссылались на уже существующие обязанности только в иных законах, имеющих схожий предмет регулирования. Например, обязанности граждан закреплены в ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Нетрудно увидеть, что санитарное законодательство (для которого характерна большая императивность, чем для законодательства об охране здоровья граждан) не фиксирует обязанность дееспособного гражданина заботиться о своем здоровье. Есть общие требования к соблюдению санитарного законодательства. Понятно, что несоблюдение во время эпидемий элементарных санитарно-гигиенических правил может спровоцировать дальнейшее распространение инфекции. В основе представленной обязанности граждан лежат общечеловеческие нравственные принципы, основанные на уважении к другим людям и заботе о своем здоровье. Данная обязанность подкреплена соответствующим механизмом ее исполнения и играет роль ограничения прав человека, соответствующего общим положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В отношении заботы о детях следует упомянуть также ст. 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», согласно которой закрепляется проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ. Но и в этом случае идет речь об образовательном процессе, основы которого излагаются в нормах Конституции РФ об общеобязательности основного общего образования. Статья 30 указанного закона, закрепляя основы физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан, нацеливает на создание специальных условий для занятий физкультурой и спортом, не предполагая их всеобщую обязательность.

Восстановление обязанности заботиться о своем здоровье имеет далеко идущие последствия. Конечно, можно согласиться с С.П. Гришаевым, что эта «норма носит декларативный характер, поскольку никто не может заставить человека заботиться о своем здоровье, если он сам этого не хочет».

Но закрепление в законе любых обязывающих действий предполагает их исполнение, подкрепляемое возможностью принуждения и применения мер ответственности. В противном случае норма может быть декларацией, нормой-целью, но не правообязывающей.

Традиционно в структуре юридической обязанности различают четыре компонента: 1) необходимость совершить определенные действия или, напротив, воздержаться от них; 2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему как носителю соответствующей обязанности требования управомоченного лица; 3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать управомоченному лицу пользоваться тем благом, на которое оно имеет право.

Исходя из представленной структуры, можно выделить некоторые элементы обязанности гражданина заботиться о сохранении своего здоровья. В центре — необходимость воздерживаться от совершения тех действий, которые могут нанести ущерб здоровью. Международные исследования показывают, что чрезмерное употребление спиртных напитков стало причиной более чем половины смертей в России в возрастной категории с 15 до 54 лет после распада Советского Союза, в России 52% всех смертей так или иначе связано со злоупотреблением алкоголем . Только официально зарегистрировано более 2 млн алкоголиков.

В России сложная ситуация с табакокурением. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» каждая пачка сигарет должна сопровождаться дополнительной надписью, среди которых «Курение вызывает инфаркты и инсульты», «Курение — причина рака легких» и др. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. N 490н «Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками» пачки сигарет будут сопровождаться рисунками с наименованиями заболеваний, вызываемых курением. Получается, с одной стороны государство вменяет обязанность заботиться о сохранении своего здоровья, а с другой — разрешает продажу товаров и осуществление деятельности, которые непосредственно наносят вред здоровью гражданина. Более того, факторы риска для здоровья столь объемны в перечислении, что для простого гражданина забота о здоровье иногда сопоставима с наличием специального образования. Юридическая обязанность предполагает, что при ее неисполнении должно быть уполномоченное лицо, управомоченное требовать соответствующего исполнения. Возникает вопрос: кто должен выписывать соответствующие требования: участковый врач, санитарный врач? И один из главных моментов — установление ответственности за нездоровый образ жизни (если это не подпадает под общие принципы допустимости ограничения прав граждан) — выглядит полным абсурдом.

Фонд общественного мнения проводил опрос населения, который показал, что считающие свое здоровье хорошим чаще прочих говорят о решающей роли собственных усилий человека (69% этой группы) и реже — о качестве медицинской помощи (24%), а среди тех, кто определяет свое здоровье как плохое, о значении собственных усилий говорят лишь 48%, тогда как о качестве медицины — 59% (оценивают свое здоровье как хорошее треть россиян, как среднее — почти половина, как плохое — пятая часть: 32, 47 и 20% соответственно). По мнению 55% респондентов, чтобы на деле заботиться о здоровье, нужно много времени и денег (еще 13% говорят о необходимости только финансовых затрат, а 12% — о затратах времени). И лишь 16% опрошенных считают, что можно заботиться о здоровье, не имея ни больших денег, ни свободного времени.

К содержанию ст. 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» есть также претензии юридико-технического характера. Так, предусматривается обязанность граждан в случаях, предусмотренных российским законодательством, проходить медицинские осмотры. Однако данная норма взята из трудового законодательства и имеет весьма посредственное отношение к здравоохранению. Работник в любом случае имеет право отказаться от прохождения медицинского осмотра, после чего наступают отношения «работник-работодатель». Работник не допускается к осуществлению своей профессиональной функции, но врач участником правоотношений здесь не является. Если законодатель имел в виду какие-либо иные осмотры, не урегулированные трудовым законодательством, то в этом случае действуют общие правила осуществления медицинского вмешательства вне воли пациента. Медицинский работник не может выполнять функции приложения к работодателю. Здесь не может быть трехсторонних отношений и внедрения принудительной медицины. Отношения «врач — пациент» не вытекают из трудоправовой природы и не могут регулироваться Трудовым кодексом РФ.

В указанной статье закрепляется также, что граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715. Н.В. Путило и Н.С. Волкова справедливо отмечают, что степень общественной опасности ряда заболеваний является преувеличенной. Статья 13 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает: «Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обязаны: проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия; выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях; выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах».

Н.А. Соколова отмечает эти положения как характеризующиеся определенной декларативностью, поскольку они не подкреплены санкциями за их невыполнение, а значит, и не обеспечивают должное поведение пациентов. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» не содержит каких-то обязанностей для лиц, у которых диагностирована ВИЧ-инфекция. Обязательность проведения медицинского освидетельствования на ВИЧ для некоторых категорий граждан не предполагает его принудительный характер. Гражданин может отказаться от освидетельствования.

Последствия отказа связаны только с тем, что нельзя быть донором и занимать определенные должности.

В Законе устанавливается, что граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Данное положение противоречит главному принципу оказания медицинской помощи — информированному добровольному согласию. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» согласие на медицинское вмешательство может быть отозвано на любой стадии лечения. Дав согласие, пациент не попадает в юридическую зависимость от врача, он не утрачивает права на отказ от медицинского вмешательства. Российское законодательство устанавливает также право пациента на альтернативную консультацию. В медицинской практике нередки случаи, когда два разных врача предписывают различные способы лечения и набор медикаментов.

Нередки случаи, когда предписание врача приносит вред пациенту. Есть такое явление, как ятрогения, — это любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и терапевтических вмешательств или процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, инвалидности или смерти (дефекты медицинской помощи). Будут ли любые предписания врача обязательными, даже если они приносят вред здоровью пациента? В 2006 г. на Национальном конгрессе терапевтов было озвучено, что каждый третий диагноз, поставленный российскими специалистами, ошибочен. В юридической науке справедливо отмечается: «В рамках законодательства об охране здоровья граждан не существует общей для всех пациентов нормативно установленной обязанности исполнять указания врача, определяющим элементом которой является мера юридической ответственности». Нельзя также устанавливать материальную ответственность за дополнительное лечение, которое произошло в результате неисполнения медицинских предписаний. Есть субъективное конституционное право гражданина на охрану здоровья, которое имеет большее юридическое значение, чем декларативная обязанность заботиться о сохранении своего здоровья (закрепленная в отраслевом акте, а не в Конституции РФ). Это право имеет собственные структуру и содержание.

Пункт 14 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27) закрепляет, что потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны: оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги; выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений. Но и в данном случае обязанность выполнения требований направлена не на подчинение врачу, а на установление юридического механизма защиты медицинского работника, когда вред причинен своему здоровью самим пациентом.

Статья 4.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» закрепляет, что застрахованные лица обязаны соблюдать режим лечения, определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения больного в медицинских организациях. Нарушение режима лечения, к примеру неявка на прием к врачу, явка на прием в состоянии алкогольного опьянения или самовольный уход из стационара, недостойное поведение пациента в медицинском учреждении и т.д. являются основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности либо для отказа в его выплате.

Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н, предусматривает специальную строку в листке нетрудоспособности «Отметки о нарушении режима», в которой в зависимости от вида нарушения указывается соответствующий двузначный код, дата нарушения и подпись врача. Но и в данном случае видно, что основным предметом регулирования выступают отношения, возникающие по поводу назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, а не по поводу оказания медицинской помощи.

Подводя итог, выделим специфическую природу закрепляемых в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязанностей граждан в регулируемой сфере: они являются не юридически обязывающими, а общими положениями, направленными на улучшение состояния здоровья российского населения (по мнению отечественных законодателей). Форму же закрепления указанных «пожеланий» нельзя признать удачной, так как при неправильном толковании они могут стать основой для умаления основных прав граждан.

Ряд обязанностей не имеют непосредственного отношения к сфере здравоохранения либо по природе своей являются ограничениями права на охрану здоровья, что не тождественно понятию обязанности.

Права пациента

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от21.11.2011 № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право:

— право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования;

— выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

— профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно–гигиеническим требованиям;

— получение консультаций врачей–специалистов;

— облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

— получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

— получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

— защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

— отказ от медицинского вмешательства;

— возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

— допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

— допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях–на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации»:

— граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья;

— граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющие опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний;

— граждане находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Застрахованные лица обязаны

— предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

— подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;

— уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течении одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

— осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течении одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

ФЗ 323 Глава 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Статья 18. Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.

3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются.

6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.

7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.

2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Добавить комментарий