Задачи финансовой деятельности государства

  1. Понятие финансов, их классификация.

Финансы – это денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Классификация:

— бюджетная система, состоящая из государственных бюджетов и местных бюджетов м/о.

— внебюджетные целевые государстенные и муниципальные фонды

— финансы предприятий, организаций, учреждений

— финансы страхования

-кредит (государственный, муниципальный, банковский)

По форме:

— государственные финансы

-муниципальные финансы

-частные финансы

А также:

-частная и публичная

Финансовая деятельность государства – это деятельность по планомерному образованию, распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности:

— имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.

— протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (государственного управления).

— относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

методы привлечения: обязательных и добровольных платежей. Основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины, уплачиваемые юридическими и физическими лицами. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). Вместе с тем используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т. д.

Применяются два основных метода при распределении государственных и муниципальных денежных средств: финансирование, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности.

Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью.

Представительные органы в лице Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Президент РФ: согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета Российской Федерации, занимается другими финансовыми вопросами государства.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, созданы специальные органы государственного управления:

• Министерство финансов РФ;

• Федеральное казначейство (федеральная служба);

• Федеральная налоговая служба РФ;

• Центральный банк РФ (Банк России).

  1. Правовое положение Министерства финансов Российской Федерации.

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:

– финансовой;

– аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности;

– добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;

  • таможенных платежей (в части исчисления и уплаты).

К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы. В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом РФ. Структурныме подразделения — департаменты по основным направлениям деятельности, среди которых можно, в частности, назвать следующие: департамент бюджетной политики; налоговой и таможенно-тарифной политики; международных финансовых отношений; государственного долга и государственных финансовых активов; финансовой политики; межбюджетных отношений; регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; бюджетной политики в отраслях экономики; бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки и др.

  1. Понятие финансовой системы и ее элементы.

Финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения.В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

  1. Финансово-правовые отношения и их субъекты.

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, которые регулируют вопросы образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект — физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования; обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон

2) объект — денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц; обязательным объектом финансовых правоотношений являются денежные фонды;

Финансовая деятельность государства представляет собой осуществление процессов аккумуляции, распределения и использования денежных средств, необходимых для удовлетворения функций государства. Публичная власть в любой демократической стране, в том числе и в России, должна обеспечивать внешнюю безопасность и внешний государственный суверенитет, гарантировать внутренний гражданский мир и возможность свободной реализации гражданских прав, осуществлять полицейские меры охраны общественного порядка и способствовать развитию национальной экономики в целях решения социальных задач.

В целом, финансовая политика государства представляет собой процесс ориентации (направления) экономической политики страны, в целях воздействия на структуру и размер валового продукта с помощью регулирования государственных доходов и расходов. Первоочередной задачей при этом является реализация фискальных интересов (фиск — (от лат. fiscus) — корзина, денежный ящик, казна), а именно — обеспечение государственных доходов, на основе которых функционирует государственный бюджет.

Очевидно, что собственно содержание публичной власти требует средств, которые государство собирает с физических и юридических лиц в виде обязательных платежей. Уполномоченные государственные органы осуществляют специальную финансовую деятельность, которая заключается в планируемом сборе и распределении денежных средств, а также в контроле за соблюдением законности в этой сфере.

Способы аккумуляции денежных средств:

  • 1. Налогообложение, т.е. взимание государством обязательных и установленных законом платежей с физических и юридических лиц в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты.
  • 2. Взимание платежей, имеющих характер пошлин, за использование природных ресурсов и за осуществление государством юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц.
  • 3. Привлечение средств юридических и физических лиц на добровольной основе: размещение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей.
  • 4. Арендная плата за использование недвижимости, находящейся в государственной собственности.
  • 5. Страхование имущества, личности и ответственности, что позволяет использовать привлеченные средства.

Способы распределения и использования денежных средств:

  • 1. Финансирование — безвозвратная и безвозмездная выдача государственных денежных средств из бюджета в соответствии с установленным планом и на определенные цели.
  • 2. Кредитование — возвратная и возмездная плановая выдача денежных средств на определенные цели. Кредитование осуществляется в виде банковских ссуд.
  • 3. Расчеты с держателями государственных ценных бумаг.
  • 4. Выплата страховых возмещений, пенсий и пособий.

Две основные задачи государства в сфере финансов

  • 1. Распределительная задача. В ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты — федеральный, субъектов федерации и местные. Согласно бюджетам осуществляется сбор денежных средств и их распределение соответственно целевому назначению. Таким образом, реализация распределительной задачи в той ее части, которая предполагает разработку и утверждение бюджетов разных уровней, предполагает возможность аккумуляции денежных средств, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.
  • 2. Контрольная задача. Осуществление ее тесно связано с реализацией финансовой деятельности. По существу, финансовый контроль — это контроль за законностью деятельности уполномоченных органов по аккумуляции, распределению и использованию денежных фондов.

Тема 1: Финансовая деятельность государства

Финансы представляют собой государственные фонды денежных средств. Термин «финансы” имеет два значения. Как материальная категория финансы представляют собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в собственности государства. Как экономическая категория – это совокупность экономических отношений по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов. Государственные финансы обычно фондируются, т.е. распределяются по определенным группировкам, имеющим свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который ими распоряжается. Будучи собранными в эти фонды, деньги всегда имеют государственную форму собственности.

Финансовая деятельность государства – это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то государственных органов, по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов, а также по созданию денежной инфраструктуры государства и по обеспечению ее надлежащего функционирования.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает три главные задачи: 1) добывание денежных средств для самого себя и финансирования своей деятельности; 2) создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение ее нормального функциони­рования; 3) воздействие с помощью денежных рычагов на социально-экономические процессы, происходящие в обществе в тех направлениях, которые государство полагает благоприятными для этого общества. Финансовая деятельность государства должна иметь подчиненный и обслуживающий характер по отношению к интересам общества.

Главной целью финансовой деятельности является создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических инфраструктур общества.

Правовыми формами финансовой деятельности являются: издание нормативных актов (финансовое законодательство); издание индивидуальных финансово-правовых актов, посредством которых государство регулирует поведение субъектов конкретного финансового отношения; заключение финансовых договоров; реализация государством прав и обязанностей в конкретном финансовом правоотношении, субъектом которого оно является.

По своему материальному содержанию финансовая деятельность государства представляет собой процессы добывания денежных средств и их расходования. Эта деятельность осуществляется определенными методами.

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов, входящих в состав финансовой системы. Применительно к отдельным направлениям финансовой деятельности можно выделить следующие наиболее типичные методы: формирования, распределения и организации использования денежных фондов.

Методы формирования денежных фондов.

1. Метод принудительного и безвозвратного изъятия денежных средств у их владельцев.

2. Метод принудительно-возвратного изъятия денежных средств.

3. Метод добровольно-безвозвратного привлечения денежных средств.

4. Метод добровольно-возвратного привлечения денежных средств.

5.Привлечение денежных средств на основе реализации государственных услуг или передачи исключительных прав.

6. Использование доходов от собственной хозяйственной деятельности.

7. Эмиссия (выпуск в обращение дополнительных денежных знаков).

Методы распределения денежных фондов. Традиционный для финансового права термин «распределение” в данном случае означает не дележку денежных средств какими-то лицами, а те условия, на которых деньги покидают свой фонд и поступают в распоряжение того субъекта, которому их выделило государство либо его уполномоченный финансовый орган. Обычно применяются следующие методы распределения денежных фондов:

1. Финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств.

2. Кредитование, т.е. срочное и возвратное предоставление денежных средств из бюджета.

3. Выполнение владельцем фонда своих финансовых обязательств перед контрагентами.

Методы организации использования денежных фондов.

1. Установление назначения денежных фондов.

2. Установление порядка использования средств, полученных из фонда. Как правило, денежные средства, полученные из государственного фонда, имеют точное предназначение и должны расходоваться именно на те цели, на которые они были выделены.

3. Установление нормативов распределения прибыли хозяйствующих субъектов государства.

4. Установление финансовых нормативов и лимитов выделения денежных средств.

5. Организация планирования использования денежных фондов.

6. Производство контроля за использованием денежных фондов.

Финансы как целостная экономическая категория с присущими ей общими свойствами вместе с тем имеют и свою структуру, в которую входят взаимосвязанные институты, отличающиеся друг от друга своими особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.

Термин «финансовая система” имеет три значения: 1) в материальном смысле это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов; 2) в экономическом смысле это совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует определенный фонд денежных средств (финансово-экономические институты – это экономические образования, посредством которых государство создает различные денежные фонды и осуществляет финансовую деятельность); 3) в организационном смысле это совокупность финансовых учреждений государства.

В состав финансовой системы входят централизованные и децентрализованные финансы. К централизованным финансам относятся: 1) централизованный денежный фонд – республиканский бюджет; 2) местные централизованные денежные фонды – местные бюджеты; 3) финансы государственных банков; 4) финансы государственного страхования; 5) внебюджетные денежные фонды. К децентрализованным финансам относятся: 1) финансы органов государственного управления; 2) финансы государственных хозяйствующих субъектов; 3) финансы бюджетных учреждений и организаций.

Финансовая система может быть построена на принципе единства либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

Для финансовых систем, построенных на принципе единства, характерны централизация управления финансами, строгая иерархия денежных фондов, общность главных источников финансовых ресурсов, организация финансового планирования по модели «сверху вниз”, где каждый нижестоящий финансовый план базируется на показателях вышестоящих. Такие системы присущи государствам тоталитарного типа, чья экономика основана на государственной собственности.

Для финансовых систем, построенных на принципе автономности институтов финансовой системы, характерны их относительная независимость друг от друга, наличие у каждого фонда собственной доходной базы, отдельного аппарата управления, самостоятельного финансового плана, не связанного с другими финансовыми планами.

Термин «финансы» произошел от латинского finis — конец дела, срок уплаты чего-либо, прекращение тяжбы. Финансы имеют две грани своего проявления: в мате­риальном смысле и как экономическая категория. Рассматривая категорию «финансы» в их материальном значении и в соотношении с понятием «деньги» можно выделить три значений этой категории. Финансы подразделяются на финансы граждан, финансы юридических лиц, финансы государственно-территориальных образований и финансы государства в целом, т. е. охватывается вся денежная масса, оборачи­вающаяся в стране.

Таким образом, далеко не все денежные отношения могут быть признаны финансовыми (даже при признании существования таких финансов, как частные финансы). Ими не будут отношения, опосредующие акты Д — Т и Т — Д, т. е. отношения купли-продажи, которые возникают между предприятиями и организациями, причем независимо от формы их собственности.

Отличие между государственными и частными финансами заключается в следующем: а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. Вместе с тем отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Что же касается частных лиц, то положение здесь обратное: они не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства; б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная систем не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами; в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, — это средства осуществления так называемого общего интереса; г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

Денежные средства, входящие в состав государственных финансов, обычно фондируются, то есть распределяются по определенным группировкам, имеющим свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который ими распоряжается. Будучи собранными в эти фонды деньги всегда имеют государственную форму собственности.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

1. установление и взимание налогов и сборов

2. эмиссия денежных средств

3. привлечение денежных средств физических и юридических лиц на возвратной и безвозвратной основах

4. 4всеперечисленные

10.Как называют финансово-правовые нормы, определяющие полномочия участников финансового правоотношения в совершении определенных действий?

1. обязывающие

2. дозволяющие

3 запрещающие

4 процессуальные

11.Финансовые правоотношения НЕ возникают между:

1. органами, осуществляющими финансовую деятельность государства

2. физическими лицами

3. органом, осуществляющим финансовую деятельность государства, и гражданином

4. субъектами Российской Федерации

12.Под финансовым правом как отраслью права понимают:

1. Совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу формирования, распределения и расходования фондов денежных средств хозяйствующими субъектами

2. совокупность норм права, регулирующих различными методами денежные отношения

3. совокупность правовых норм, принципов, методов по регулированию финансовой деятельности хозяйствующих субъектов

4. совокупность норм права, регулирующих экономические отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, осуществляемой в целях обеспечения де­нежными ресурсами их задач и функций

13.Источники финансового права — это:

1. законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы

2. законы, которые содержат нормы права, принятые в целях регулирования имущественных и других денежных отношений;

3. Финансовый кодекс Российской Федерации и принятые на его основе нормативно-правовые акты

4. Налоговый, Бюджетный и Гражданский кодексы, а также иные законы и подзаконные акты, регулирующие финансовые отношения

14. Особенность финансово-правовых норм состоит в том, что:

1. они принимаются только законодательными (представительными) органами РФ и базируются на различных юридическ1гх методах

2. они носят государственно-властный характер

З. они всегда базируются на императивном методе и принимаются только законодательными органами на федеральном, региональном и местном уровнях

4. они базируются на диспозитивном методе правового регулирования

15. Финансовое право — это

1. самостоятельная отрасль права

2. 2подотрасль гражданского права

3. подотрасль административного права

4. 4подотрасль конституционного права

16. Система финансового права включает в себя следующие части:

1. Общую и Особенную

2. 0бшую и Специальную

3. Обшую, Особенную и Специальную

4. иной вариант ответа.

17. Государственный финансовый контроль это:

1 одно из основных направлений в деятельности Прокуратуры Российской Федерации вид правоохранительной деятельности

2. регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности ил использования;

3 все указанные выше ответы неправильные

18.По времени проведения различают финансовый контроль:

1. предварительный, текущий и последующий

2. фактический и документальный

3. плановый и внеплановый

4. комплексный и тематический

19.Методами государственного финансового контроля являются:

1. Обследование и наблюдение

2. приостановление операций по счетам в банке

3. наложение ареста на имущество

4. все ответы неправильные

20.Основным методом финансового контроля является:

1. анализ

2. проверка

3. обследование

4. ревизия

21.По объему ревизуемой деятельности ревизии бывают:

1. комплексные и тематические

2. плановые и внеплановые

3 полные и выборочные

4 документарные и бездокументарные

22.В зависимости от объекта ревизии бывают:

1 конкретные и абстрактные

2плановые и внеплановые

3 полные и выборочные

4 4документальные и фактические

23.По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают:

1 комплексные и тематические 2ллановые и внеплановые

3фронтальные (полные) и выборочные (частичные)

4документальные и фактические

24.Каким документом оформляются результаты ревизии:

1 актом ревизии 2протоколом ревизии Заудиторским заключением 4рапортом или справкой

25.Высшим органом финансового контроля в РФ является:

1 Министерство финансов;

2Федеральная служба бюджетно-финансового надзора;

ЗСчетная палата РФ;

4Федеральное казначейство.

26.Органом государственного финансового контроля НЕ является:

1 Центральный Банк РФ 2Сбербанк РФ ЗРосфиннадзор 4Росфинмониторинг

27.Счетная палата РФ подотчетна:

1 Президенту РФ;

2Правительству РФ;

ЗФедеральному собранию РФ;

-(Министерству финансов РФ.

28. Федеральное казначейство РФ — это:

Самостоятельный орган Правительства РФ;

2подразделение Министерства финансов РФ;

3подразделение Банка России;

Самостоятельный орган при Федеральном собрании РФ.

29. Аудиторская организация может осуществлять следующие виды аудита:

(банковского;

2страхового;

Збирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

4всех вышеперечисленных хозяйствующих субъектов.

30. Аудитор лишается квалификационного аттестата, если он не занимался аудиторской деятельностью:

1 более двух календарных лет подряд

2 более одного календарного года подряд Зболее трех календарных лет подряд

4более шести месяцев с даты получения аттестата или составления последнего аудиторского заключения

Блок 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

31. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджет — это:

1 форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

2централизованный фонд денежных средств государства, предназначенный для финансирования госу­дарственных расходов, аккумулирования средств государства для формирования стратегических резервов госу­дарства и хозяйствующих субъектов

Зсистема экономических отношений по поводу обеспечения государства, муниципальных образований и предприятий соответствующими финансовыми резервами

4система экономических отношений, складывающихся по поводу взимания налоговых и неналоговых платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, а также расходования бюджетных средств

32. Согласно ст. 1 БК РФ, к бюджетным относятся правоотношения:

1 по поводу функционирования органов власти в связи с бюджетным процессом 2по взиманию налогов в бюджеты и внебюджетные фонды

3складывающиеся между уполномоченными органами государства и кредитными организациями по поводу перечисления налоговых платежей в бюджеты, осуществления бюджетных расходов, а также контроля за правомерным использованием государственного имущества

4по поводу формирования доходов и осуществления расходов бюджетной системы, осуществления го­сударственных и муниципальных заимствований, бюджетного процесса

33. Консолидированный бюджет — это:

I объединение бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях бюджетной системы 2свод бюджетов и государственных внебюджетных фондов на определенной территории Зсвод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей терри­тории

4объединенный бюджет федерального и регионального уровней бюджетной системы, а также государ­ственных внебюджетных фондов

34. Бюджетная система РФ включает в себя:

1 бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты

2бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и местные внебюджетные фонды Збюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов, местные бюджеты

4бюджет РФ и федеральные государственные внебюджетные фонды, бюджеты субъектов РФ и госу­дарственные внебюджетные фонды субъектов РФ, местные бюджеты и местные внебюджетные фонды

35. Что такое бюджетная классификация?

1 разбивка всех доходов и расходов по всем уровням бюджетной системы

2группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов всех уровней бюд-

жетной системы

3классификация всех бюджетов на территории Российской Федерации свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на определенной территории

36. Бюджетная классификация в РФ утверждается:

1 Бюджетным кодексом РФ

2Налоговым кодексом РФ

3Федеральным законом «О бюджетной классификации»

4в настоящее время законодательное утверждение бюджетной классификации не предусмотрено

37. Субвенции — это:

1 бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

2бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

Збюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов 4бюджетные средства, предназначенные для выплаты государственного долга

38. Субсидии — это:

[бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

2бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

Збюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов 4бюджетные средства, предназначенные для выплаты государственного долга

39. Дотации — это:

1 бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации на безвозмездной и безвозвратной основах без указания целевого направления их расходования

2бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

Збюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов 4бюджетные средства, предназначенные для выплаты государственного долга

40. Отличительным признаком субвенции является:

1 безвозмездность 2безвозвратность 3платность 4целевой характер

41. Проект федерального закона о федеральном бюджете должен быть внесен в Государственную Думу РФ не позднее:

1. 1 января нового года

2. 24 часов 1 августа текущего года

3. до 1 марта года, предшествующего очередному финансовому году

5 иной вариант ответа

42. Проект федерального закона о федеральном бюджете проходит в Государственной Думе РФ:

1. 2 чтения

2. 3 чтения

3. 4 чтения

4количество чтений определяется Регламентом Государственной Думы

43. Президент РФ, не позднее марта месяца года, предшествующего очередному финансовому го­ду, выступает перед Государственной Думой с:

1 перспективным финансовым планом 2прогнозом социально-экономического развития Збюджетным посланием 4отчетом об исполнении бюджета

44. Бюджетный год в РФ равен:

1 календарному году

2бюджетному периоду

3.сельскохозяйственному году

4. учебному году

45. Составление проекта федерального бюджета есть исключительная прерогатива:

1 Правительства РФ

2През1шента РФ

ЗГосударственной Думы

4Счетной палаты

46. Непосредственное составление проекта федерального бюджета осуществляет:

I Министерство финансов России

2Министерство экономического развития России ЗСчетная палата

4Комитет по бюджету Государственной Думы Федерального Собрания РФ

47. При повторном отклонении проекта федерального бюджета в первом чтении Государствен­ная Дума должна:

1 вернуть законопроект на доработку

2 направить законопроект на работу согласительной комиссии

3 поставить вопрос о доверии Правительству РФ

■ 4по своему выбору либо вернуть законопроект на доработку, либо направить законопроект на работу согласительной комиссии, либо поставить вопрос о доверии Правительству РФ

48. Каким органом осуществляется внешняя проверка отчета об исполнении федерального бюд­жета?

1 Счетной палатой 2Государственной Думой

3 Советом Федерации 4Правительством РФ

49. К государственным внебюджетным фондам НЕ относится

1 Резервный фонд

2Пенсионный фонд России

3Фонд социального страхования

4Фонд обязательного медицинского страхования

50. К принципам государственного и банковского кредитов относятся:

1 срочность 2возвратность 3возмездность

4все указанные выше принципы

51. Государственный долг бывает:

I внутренним и внешним 2юридическим и физическим 3прямым и косвенным

4 прямым и обратным

52. Предельные объемы государственного внешнего долга утверждаются:

1 Федеральным законом о государственном внешнем долге на очередной финансовый год

2 Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

3 Постановлением Правительства о предельных объемах государственного внешнего долга

4 Указом Президента РФ об утверждении пределов государственного внешнего долга

53. Управление государственным долгом осуществляется:

1. Правительством РФ 2Государственной Думой РФ

3 Президентом РФ

4. Счетной палатой Федерального Собрания РФ

54. Какие действия предпринимает Правительство РФ, осуществляя унификацию государственного долга?

1. продляет срок действия ранее выпущенных займов

2.шествляет обмен нескольких займов на один

3 осуществляет изменение доходности займа

4. выпускает новые займы с целью покрытия ранее выпущенных долговых обязательств

55. Какие действия предпринимает Правительство РФ, осуществляя рефинансирование государственного долга?

1 продляет срок действия ранее выпущенных займов

2. осуществляет обмен нескольких займов на один

3. осуществляет изменение доходности займа

4выпускает новые займы с целью покрытия ранее выпущенных долговых обязательств

56. Какие действия предпринимает Правительство РФ, осуществляя конверсию государствен­ного долга?

1 продляет срок действия ранее выпущенных займов

2осуществляет обмен нескольких займов на один

3. осуществляет изменение доходности займа

4.выпускает новые займы с целью покрытия ранее выпущенных долговых обязательств

57. Какие действия предпринимает Правительство РФ, осуществляя консолидацию государственного долга?

1 продляет срок действия ранее выпущенных займов

2 осуществляет обмен нескольких займов на один

3 осуществляет изменение доходности займа

4.выпускает новые займы с целью покрытия ранее выпущенных долговых обязательств

58. Имеет ли право Центральный банк РФ предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита?

1 имеет

2. имеет при наличии положительного заключения Государственной Думы и Счетной палаты

3. имеет в тех случаях, когда это предусмотрено Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год

4. не имеет ни при каких обстоятельствах

59. Каковы максимальные сроки погашения долговых обязательств РФ?

1. 30 лет

2. 25 лет

3. 20 лет

4. сроки законом не ограничены

60. Какие права предоставляет облигация государственного займа ее держателю?

1. не предоставляет никаких прав

2. право на получение суммы займа

3. право на получение суммы займа и процента от ее номинальной стоимости

4. право на получение суммы займа и процента от ее номинальной стоимости либо иных имущественных прав

61. Банковская система Российской Федерации является:

1 одноуровневой

2двухуровневой

Зтрехуровневой

4 Четырехуровневой

62. Банк России является:

1 главным банком Москвы

2вторым по значимости банком России после Сбербанка

3.филиалом Мирового банка

4главным банком Российской Федерации

63. Как называется специальное разрешение, на основании которого кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции?

1 лицензия

2 договор

3 полис

4доверенность

64. Банковскими операциями НЕ являются:

1 привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)

2. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лип, в том числе банков- корреспондентов. по их банковским счетам

3. лизинговые операции

4.купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах

65. Каким видом деятельности, кроме осуществления банковских операций, вправе заниматься кредитная организация?

1 торговой

2производственной

3страховой

4деятельностью на рынке ценных бумаг

66. Какой орган вправе предъявлять в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего банковские операции без лицензии?

1 налоговая инспекция

2любой коммерческий банк по согласованию с Банком России

3 Банк России

4.законодательный орган власти

67. Формами страхования являются:

1 обязательное и добровольное страхование

2личное и имущественное страхование

3.лигчное, социальное и имущественное страхование

4.государственное и негосударственное страхование

68. За чей счет может осуществляться обязательное страхование?

1 за счет бюджета

2за счет страхователей

3.за счет страховщиков

4как за счет бюджета, так и за счет страхователей

69. Какими правовыми нормами регулируются страховые отношения?

1 финансово-правовыми

2гражданско-правовыми

3финансово-правовыми и гражданско-правовыми

4 административно-правовыми

70. От последствий каких действий возможно страхование убытков на законном основании?

1 от участия в лотерее

2от непредумышленного повреждения чужого транспортного средства в результате дорожно- транспортного происшествия

3 от участия в тотализаторе на скачках или беговых рысистых испытаниях

4 от задержания за совершение преступления

71. Какие страховые случаи предусмотрены при обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников ОВД?

1 гибель (смерти) застрахованного лица

2 установление застрахованному лицу инвалидности

3 получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья

4 все перечисленные случаи

72. В каком случае (случаях) близкие сотрудника ОВД получат страховое возмещение по обяза­тельному государственному страхованию жизни сотрудников ОВД?

1 в случае гибели сотрудника при исполнении служебных обязанностей в период работы

2в случае смерти сотрудника вследствие повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей, до истечения года после увольнения

3 в случае гибели (смерти) сотрудника от причины, не связанной с выполнением служебных обязанно­стей

4 во всех перечисленных случаях

73. Вкаком случае страховщик НЕ освобождается oтвыплаты страхового возмещения по обязательномугосударственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД?

1. если страховой случай наступилвследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного и установленном судом порядке общественно опасным

2. если страховой случай находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим илитоксическим опьянением застрахованною лица

3. Если страховой случай является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему

4 Если страховой случай настал не при исполнении застрахованным липом своих служебных обязанностей

74. В каком случае (случаях) страховщикНЕосвобождается от выплаты страховой суммы при самоубийстве лица, застрахованного по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД?

1 если на момент самоубийства застрахованное лицо находилось на службе не менее шести месяцев

2 если смерть застрахованного лица является результатом доказанного судом доведения до самоубийства

3. ни в одном из указанных случаев

4.независимо от сроков нахождения на службе и обстоятельств самоубийства

75.Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников ОВД регулируется:

1. Федеральным законом

2. Постановлением ПравительстваРФ

3. Приказом МВДРФ

4 всеми перечисленными нормативно-правовыми актами

70. Какое страховое возмещение получат близкие сотрудника полиции по обязательному государственному страхованию жизни н здоровья сотрудников ОНД в случае его гибели (смерти)?

1. 50 окладов денежного содержания всем выгодоприобретателям

2. 2 миллиона рублей всем выгодоприобретателям

3. нет правильного ответа

4. размер страхового возмещения по указанному страховому случаю определяется в каждом случае ин­дивидуально страхователем и МВДРоссии

77.Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД в случае гибели (смерти) застрахованного лица будут:

1. супруг(супруга)

2несовершеннолетние дети

3родители

4все указанные лица

78.Каков размер страхового возмещения по обязательному государственному страхованию жизни н здоровья сотрудников ОВД в случае установления застрахованному лицу инвалидности I группы?

1. 100 окладов денежного содержания

2. I миллион рублей

3. нет правильного ответа

4. 1.5 миллиона рублей

79.Каков размер страхового возмещения но обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД в случае установления застрахованному лицу инвалидности II группы?

1.100ладов денежного содержания

2. 75 окладов денежного содержания

3. 1 миллион рублей

4. нет правильного ответа

80. Каков размер страхового возмещения но обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД в случае установления застрахованному лицу инвалидности III группы?

1.100 окладов денежного содержания

2.нет правильного ответа

3.1 миллион рублей

4.500 тысяч рублей

81.Каким будет размер страхового возмещения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД и случае получения сотрудником тяжелого ранения?

1 .нет правильного ответа

2 500 тысяч рублей

3. 200 тысяч рублей

4. 50 тысяч рублей

Каким будет размер страхового возмещения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД и случае получения сотрудником легкого ранения?

1- 10 окладов

2. нет правильного ответа

3. 200 тысяч рублей

4. 50 тысяч рублей

83. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть:

1 только обязательным

2.только обязательным государственным

3.только добровольным

4.как обязательным, так и добровольным

84. Что является объектом страхования при ОСАГО?

1 имущество страхователя

2нмущество пострадавших в результате ДТП лиц

3.жизнь, здоровье и имущество лиц, пострадавших в ДТП с участием страхователя

4.гражданско-правовая ответственность страхователя

85. Что такое денежная реформа?

1 полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения

2замена старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству денежных единиц в старых знаках

3 выпуск в обращение дополнительных денежных знаков, ведущий к увеличению денежной массы

4 искусственное завышение или занижение потребительских цен

86. Что такое деноминация?

1 полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения

2замена старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству денежных единиц в старых знаках

3 выпуск в обращение дополнительных денежных знаков, ведущий к увеличению денежной массы

4 4искусственное завышение или занижение потребительских цен

87. Что такое эмиссия денежных средств?

1 полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения

2замена старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству денежных единиц в старых знаках

3 выпуск в обращение дополнительных денежных знаков, ведущий к увеличению денежной массы

4 искусственное завышение или занижение потребительских цен

88. Каковым будет срок изъятия банкнот и монеты Банка России образца 1997 года в случае их обмена на денежные знаки нового образца?

1 от одного месяца до одного года

2один год

3 не менее одного года и не более пяти лет

4 срок будет зависеть от решения Правительства РФ

89. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно:

1 Правительством Российской Федерации

2государственным унитарным предприятием «Гознак»

3 Центральным Банком Российской Федерации

4Федеральным казначейством Министерства финансов Российской Федерации

90. Чем обеспечиваются банкноты Банка России?

1 всем достоянием государства

2 честным словом Министра финансов

3 золотом и другими драгоценными металлами

4 всеми активами Банка России

91.Кто устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций?

1 Министерство внутренних дел РФ

2Центральный банк РФ

3 Министерство финансов РФ

4Счетная палата РФ

92.Какой орган принимает решение об утверждении номиналов и образцов новых денежных

знаков?

1 Государственная Дума

2Министерство финансов России

3Правительство России по представлению Министерства финансов

4Совет директоров Банка России, уведомив об этом Правительство РФ

93.Валютные операции между резидентами:

1 запрещены без исключений

2разрешены без исключений

3 запрещены. за исключением операций, предусмотренных законом

4разрешены, за исключением операций, предусмотренных законом

94.Валютные операции между нерезидентами:

1 запрещены

2 запрещены, за исключением операций, предусмотренных законом

3 разрешены без ограничений, но с учетом требований российского законодательства

4 разрешены, но с ограничениями

95.Органом валютного регулирования в Российской Федерации является:

1 Правительство Российской Федерации

2 Министерство финансов Российской Федерации

3 Федеральная налоговая служба

4 ни одна из указанных структур

96.Органом валютного контроля в Российской Федерации является:

1 Банк России

2Сбербанк

3 Внешэкономбанк

4ни один из указанных банков

97.Агентами валютного контроля являются:

1Банк России и подотчетные ему уполномоченные банки

2все федеральные органы исполнительной власти

3 федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные Правительством РФ

4 уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ

98.К внутренним ценным бумагам относятся:

1 денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении на территории РФ

2изымаемые или изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России

3 ценные бумаги удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные в РФ

4.все ответы верные

99.Что является валютной ценностью по российскому законодательству?

1 иностранная валюта и внешние ценные бумаги

2иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, за исключением ювелирных и бытовых изделий

3 ценные бумаги в иностранной валюте, иностранная валюта, драгоценные металлы и природные дра­гоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий

4 валюта Российской Федерации, иностранная валюта, внутренние и внешние ценные бумаги

Финансовая деятельность государства – это организационная деятельность уполномоченных органов и субъектов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и выполнения ими стоящих перед ними задач.

Цель финансовой деятельности государства: распределение совокупного общественного продукта и национального дохода уполномоченными органами и субъектами по организации планового сбора распределения, перераспределение денежных средств.

Задачи финансовой деятельности государства:

1) распределительная — своевременно, согласно утвержденным бюджетам организовать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением;

2) контрольная – контроль за соблюдением законности и целесообразности использования денежных средств в процессе их собирания и распределения;

3) стимулирующая – развитие тех или иных общественных отношений с помощью финансов.

Особенность финансовой деятельности государства в том, что ее осуществляют органы всех трех ветвей власти. А также, финансы отражают все процессы в государстве не только в области экономики и социальной сферы, но и в области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых средств, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

Эту деятельность осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления, различные уполномоченные субъекты. Государство и местное самоуправление определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов в сфере финансов.

Методы ее осуществления: методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения.

1) Налоговый метод;

2) добровольные взносы (вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг);

3) пошлина ( судебная, государственная таможенная), как правило, взимается за какую-нибудь услугу;

4) страхование личности, имущества, ответственности;

5) иные методы (например, штрафы)

Методы распределения:

1) финансирование (плановая, целевая, безвозвратная, безвозмездная выдача средств из бюджета);

2) кредитование (тоже плановая и целевая, но возвратная и возмездная выдача средств).

Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.

Вообще выделяют две крупные группы формы финансовой деятельности государства:

1) в зависимости от сфер общественных отношений, это бюджетная, налоговая, кредитная деятельность, деятельность в области страхования и валютного регулирования;

2) в зависимости от территориального уровня (публичная финансовая деятельность): деятельность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятель­ность, государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции принимают финансово-право­вые акты, посредством которых в пределах своих полномочий ре­гулируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых пла­нов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Правовая форма финансовой деятельности предполагает финансовый план образования и расходования денежных средств фондов различного уровня. Здесь мы, как правило, упираемся в ФЗ о бюджете, который прежде всего опирается на Конституцию и разработан в соответствии с законодательством РФ Правительством, рассмотрен и утвержден Гос. Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

Ст. 11 БК РФ гласит о том, что федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Неправо­вые формы — это инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового зако­нодательства населению и другая организаторская работа;

финан­сово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования);

финансово-экономический анализ;

подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридичес­кого значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности, в которых про­является государственно-властный характер действий органов го­сударственной власти в области финансов.

Добавить комментарий