Задачи производства по делам об административных

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность процессуальных действий, которые осуществляются специально уполномоченными на то лицами в целях рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по результатам рассмотрения решения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Признаки.

Характерными чертами производства по делам об административных правонарушениях являются все признаки административных производств. Кроме того, выделяют следующие особенности:

1) краткость производства, осуществление его в сжатые временные сроки;

2) отсутствие стороны, которая поддерживает обвинение по делу об административном правонарушении;

3) широкий круг органов и лиц, которые его вправе осуществлять.

Законодательство.

На федеральном уровне производство по делам об административных правонарушениях, согласно замыслу создателей Кодекса, должно было регулироваться только его нормами (ст.1.3 КоАП). Однако отдельные процессуальные правила привлечения к административной ответственности содержатся в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Эти правила очень сильно отличаются от установленных КоАП, что позволяет говорить о существовании подвида производства по делам об административных правонарушениях – производства по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах Российской Федерации. Такое положение дел представляется крайне неудачным.

Производство по делам об административных правонарушениях, согласно Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. При этом согласно ст. 1.3 КоАП, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

2) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;

3) определение подсудности дел об административных правонарушениях судам; подведомственности дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти.

Таким образом, на долю субъектов Российской Федерации относится только установление подведомственности по рассмотрению дел о нарушениях, установленных их законами, мировым судьям и органам исполнительной власти этих субъектов.

Принципы.

Производство по делам об административных правонарушениях основывается на следующих принципах.

1. Основополагающим принципом является принцип законности. Применительно к производству по делу об административном правонарушении он получил закрепление в статьях 1.6 и 24.1 КоАП.

2. Принцип состязательности. Суть принципа в его классическом виде заключается в том, что каждое лицо должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается и в доказывании которых оно заинтересовано. Однако в производстве по делам об административных правонарушениях этот принцип имеет несколько иное значение. Согласно ч. 3 ст. 1.5, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

3. Принцип гласности закреплен в статье 24.3 КоАП в качестве правила открытого рассмотрения дел. Кроме того, существует не закрепленное в законе правило доступности информации о привлечении к административной ответственности. Без этого правила цель общей превенции становится труднодостижимой.

4. Принцип объективной истины. Статья 24.1 КоАП гласит, что одной из целей производства является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела – при соблюдении всех этих условий объективная истина считается достигнутой.

5. Принцип равенства сторон перед законом и органом, рассматривающим дело, закреплен в части 1 статьи 4.1 КоАП.

6. Не получившими своего законодательного закрепления, но от этого не менее важными являются принципы эффективности и экономичности (оперативности) производства по делам об административных правонарушениях. Иногда они конкурируют между собой, но вместе с тем определяют суть производства по делам об административных правонарушениях – оно должно позволять в максимально сжатые сроки и путем наименьших финансовых и иных затрат полноценно установить объективную истину по делу, и принять по результатам производства законное и обоснованное постановление.

Обстоятельства, исключающие производство.

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (при наличии которых производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению), являются (ст. 24.5 КоАП):

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Цель административного производства — своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обеспечение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • 1) отсутствие события и состава административного правонарушения;
  • 2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
  • 3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;
  • 4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимости обороны;
  • 5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
  • 6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
  • 7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных законом (два месяца);
  • 8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного наказания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы на законном основании, а также наличие по этому факту уголовного дела;
  • 9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу. Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто.

В целях обеспечения законности административного производства по делам об административных правонарушениях прокурор вправе:

возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

приносить протест на постановления по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные ФЗ действия.

Прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется нормами разд.4 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 24.1 КоАП РФ

Комментируемая статья закрепляет следующие задачи производства по делам об административных правонарушениях:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении.

Всесторонность предполагает рассмотрение дела во всей совокупности обстоятельств в их взаимосвязи.

Полнота означает, что совокупность всех обстоятельств, доказательств, фактов по делу должна быть достаточной для принятия органом или лицом, рассматривающим дело, решения.

Объективность связана с положением органа или лица, рассматривающего дело, по отношению к другим участникам производства по делам об административных правонарушениях, напрямую вытекающим из принципа равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ).

Своевременность означает, с одной стороны, рассмотрение дела в процессуальные сроки, установленные КоАП РФ, с другой стороны, рассмотрение дела в такие сроки, что бы это не повлекло за собой негативные последствия как, например, утрата доказательств, нивелирование обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, истечение срока привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

— разрешение дела в соответствии с законом — данный принцип является общеправовым и вытекает из ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Рассмотрение дела в соответствии с законом означает, во-первых, соблюдение процессуальной формы, закрепленной в КоАП РФ, во-вторых, правильное применение действующего законодательства при разрешении дела, в-третьих, соблюдение в процессе дела прав лиц, участвующих в деле;

— обеспечение исполнения вынесенного решения — вытекает из общеправового принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение и направлено на реализацию целей административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ);

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений — данная задача носит превентивный характер и направлена на предупреждение совершения аналогичных административных правонарушений в будущем.

Любая процессуальная деятельность базируется на системе принципов. Они способствуют совершенствованию правового регулирования в соответствующей области, облегчению правоприменительной деятельности, особенно при наличии пробелов в законе, а также при отмене устаревших и принятии новых юридических норм. При этом «применительно к административно-юрисдикционному процессу трудно говорить о какой-либо устоявшейся системе взглядов на его принципы, поскольку разброс мнений ученых-административистов достаточно большой».

Под общими принципами производства по делам об административных правонарушениях следует понимать те его основополагающие начала, которые определяют весь смысл и назначение данного вида административно-юрисдикционного производства.

В числе таких принципов традиционно выделяют: принцип законности, принцип объективной (материальной) истины, принцип (презумпция) невиновности, принцип оперативности, принцип устности и непосредственности, принцип равенства сторон, принцип состязательности, принцип публичности, принцип гласности, принцип государственного и национального языка, принцип двуступенчатости и принцип диспозитивности.

Законность как принцип производства находит свое отражение в том, что применение любых мер административного принуждения допустимо только на основаниях и в порядке, прямо предусмотренном законом, действующим во время и по месту производства по делу об административном правонарушении, что применение мер административного воздействия производится только уполномоченными на это органами и должностными лицами в пределах их компетенции и в строгом соответствии с законом и др.

Принцип объективной (материальной) истины как принцип производства по делам об административных правонарушениях проявляется в необходимости всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств каждого дела, в том числе и посредством сбора необходимых по делу доказательств и их оценки. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ). Судья, члены коллегиального органа или должностное лицо, осуществляющие производство по делу и его рассмотрение должны оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы (ст. 34 Декларации прав и свобод человека и гражданина).

Принцип (презумпция) невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях тесно связан с принципом объективной истины и означает, что привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, хотя, и имеет на это право. Обязанность доказывания лежит на субъекте административной юрисдикции, который должен выяснить, виновно ли лицо, привлекаемое к ответственности, в совершении правонарушения или нет, и доказать это. Кроме того, важное социально-правовое и нравственное значение в этом смысле имеет закрепленное в ст. 51 Конституции РФ положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях связан с относительной краткостью материально-правовых и процессуальных сроков в сфере административной юрисдикции. Среди таковых можно назвать срок давности привлечения к ответственности и назначения административных наказаний (по общему правилу — не позднее двух месяцев со дня совершения или обнаружения правонарушения, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), сроки рассмотрения дела по существу (по общему правилу — в течение пятнадцати дней со дня получения судьей, органом или должностным лицом протокола и других материалов дела, ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ), сроки исполнения по становлений по делам об административных правонарушениях (см. нормы главы 32КоАП_РФ1 и др.).

Принцип устности и непосредственности состоит в том, что в производстве по делам об административных правонарушениях все разбирательство хотя и ведется устно, но в обязательном порядке должно быть непосредственно отражено в материалах дела: составляется протокол об административном правонарушении, в нем фиксируются объяснения привлекаемого к ответственности лица и иных лиц, устно разъясняются их права и обязанности, что также должно быть отражено непосредственно в материалах дела и т. д. Кроме того, дела об административных правонарушениях рассматриваются с учетом устных объяснений участников процесса, хотя и с записью их в соответствующем протоколе или фиксацией их сущности непосредственно в постановлении по делу.

Равенство сторон и состязательность как принципы производства по делам об административных правонарушениях, так же, как и ряд иных принципов имеют под собой конституционную основу (в ст. 123 Конституции РФ сказано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон). Принцип равенства — равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех лиц независимо от пола, расы, национальности, языка и других условий — сформулирован, кроме того, в ст. 19 Конституции РФ и отражен в ст. 1.4 КоАП РФ.

А состязательность как принцип производства проявляется в том, что лица, привлекаемые к ответственности, потерпевшие, их законные представители, защитники, прокурор и иные участники производства наделены между собой равными правами и свободны в выборе предусмотренных законом доказательств и средств доказывания (это отражено в нормах главы 25 КоАП РФ). Причем указанные положения закона о правомочиях участников производства обязывают органы, рассматривающие каждое дело об административных правонарушениях по существу, учитывать позицию всех участников процесса и мотивировать в постановлении по делу принимаемое решение с учетом их мнения, хотя, конечно же, отсутствие в настоящее время квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, как это имеет место быть по гражданским и уголовным делам, практически на «нет» сводит состязательность административно-юрисдикционного процесса как объективную реальность (но не как принцип производства).

Публичность как принцип производства по делам об административных правонарушениях находит свое проявление в том, что применение законодательства об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства, от имени государства и органами (должностными лицами), уполномоченными на это государством.

Гласность как принцип производства проявляется в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно когда закрытого рас­смотрения требуют интересы безопасности либо защиты чести и достоинства лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей и близких, что прямо отражено в ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ.

Добавить комментарий