Закон о статусе судей рк

Содержание

Глава 1. Правовое положение судей

1. Судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями.

Судья является должностным лицом государства, наделенным в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия, выполняющим свои обязанности на постоянной основе и являющимся носителем судебной власти.

Правовое положение судей определяется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и иными законами.

2. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.

Примечание

Статья 23-1. Статус судей международных судов, делегированных от Республики Казахстан

1. Судьям международных судов, делегированным от Республики Казахстан, предоставляется право занятия последней должности, а время работы судьей международного суда включается в стаж судейской работы и учитывается при выходе в отставку.

2. В части, не урегулированной международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, на судей международных судов, делегированных от Республики Казахстан, распространяются все материальные и социальные гарантии, предусмотренные настоящим Конституционным законом.

Примечание

Статья 24. Несменяемость судей

1. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе.

2. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан.

Примечание

Статья 25. Независимость судьи

1. Независимость судьи защищается Конституцией и законом.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону.

2. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Такие действия преследуются по закону.

3. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.

4. Финансирование судов, материальное и социальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.

Примечание

Статья 26. Гарантии независимости судьи

1. Независимость судьи обеспечивается:

1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

2) установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям;

3) неприкосновенностью судьи;

4) установленным Конституцией и настоящим Конституционным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку;

5) предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

2. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.

Органы внутренних дел обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее обращение.

Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета.

Примечание

Статья 27. Неприкосновенность судей

1. Судья не может быть задержан, подвергнут содержанию под стражей, домашнему аресту, приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета, а в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления либо совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

2. После регистрации повода к началу досудебного расследования в Едином реестре досудебных расследований досудебное расследование может быть продолжено только с согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан. В случаях, когда судья задержан на месте преступления либо установлен факт приготовления или покушения на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, досудебное расследование в отношении него может быть продолжено до получения согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан, но с обязательным его уведомлением в течение суток. Специальные оперативно-розыскные мероприятия и негласные следственные действия в отношении судьи могут быть проведены с санкции прокурора в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.

3. Судье выдается удостоверение в порядке, установленном Президентом Республики Казахстан.

Примечание

Статья 28. Требования, предъявляемые к судье

1. Судья обязан:

1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, быть верен присяге судьи;

2) при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности;

3) противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;

4) соблюдать тайну совещания судей.

2. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

Примечание

Статья 29. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:

1) достигший возраста двадцати пяти лет;

2) имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;

3) сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения);

4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;

5) успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение пяти лет со дня окончания обучения).

2. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет и получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда.

Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда для действующих судей не требуется.

Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда.

Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда или Верховного Суда представляется кандидатом в Высший Судебный Совет.

3. Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет и получивший положительное заключение пленарного заседания Верховного суда.

4. Кандидаты в судьи проходят стажировку в суде на постоянной основе. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Примечание

Статья 29-1. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи

1. Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельствование.

2. Перечень заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, устанавливается совместным нормативным правовым актом уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного суда, местных и других судов, и уполномоченного органа в области здравоохранения.

Примечание

Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда

Примечание

1. Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

2. Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей и отвечающих требованиям статьи 29 настоящего Конституционного закона.

Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.

Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.

При этом приоритет при отборе кандидатов на должность председателя районного суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.

Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.

Примечание

Статья 31. Порядок наделения судьи полномочиями

1. Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.

2. Судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета.

3. Председатели судебных коллегий местных и других судов, председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.

4. Председатель Верховного Суда избирается Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, сроком на пять лет.

5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики Казахстан сроком на пять лет.

6. исключен

7. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они не были соответственно назначены или избраны на аналогичную должность в другом суде.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, которые не были назначены на аналогичную должность в другом суде, с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, которые не были назначены на аналогичную должность, с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.

8. При реорганизации или упразднении суда, уменьшении числа судей соответствующего суда судьи этого суда с их согласия могут представляться к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

9. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, освобожденные от должности по основаниям, указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.

Примечание

Статья 32. Присяга судьи

1. Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции и законам Республики Казахстан, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи».

2. Председатель и судьи Верховного Суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан.

3. (исключен — Конституционным законом от 17.11.2008 N 80-IV.

4. Лицо, впервые назначенное на должность председателя, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда, приносит присягу на пленарном заседании областного суда.

При назначении судьи председателем либо председателем судебной коллегии или судьей другого суда присяга повторно не приносится.

Примечание

Статья 33. Приостановление полномочий судьи

1. Полномочия судьи приостанавливаются, если:

1) судья зарегистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан;

2) судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим;

3) дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности;

3-1) имеется решение Судебного жюри о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 11) пункта 1 статьи 34 настоящего Конституционного закона;

3-2) исключен

4) при переходе на другую работу;

5) подано заявление об освобождении от должности судьи по собственному желанию.

2. Приостановление полномочий судьи осуществляется:

в отношении Председателя Верховного Суда — Президентом Республики Казахстан;

в отношении всех остальных судей Республики — Председателем Верховного Суда.

2-1. При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.

2-2. При подаче заявления об освобождении от должности судьи по собственному желанию его полномочия приостанавливаются по истечении одного месяца со дня подачи этого заявления.

3. Полномочия судьи возобновляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.

Примечание

Статья 34. Освобождение от должности и прекращение полномочий председателя, председателя судебной коллегии и судьи

1. Основания прекращения полномочий председателя, председателя судебной коллегии и судьи:

1) уход судьи в отставку;

2) освобождение от должности судьи по собственному желанию;

3) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением;

4) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

5) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи;

6) прекращение гражданства Республики Казахстан;

7) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

8) назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу;

9) упразднение суда или реорганизация суда, уменьшение числа судей соответствующего суда, если судья не дает согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

10) упразднение суда или реорганизация суда, уменьшение числа судей соответствующего суда, истечение срока полномочий, если председатель суда, председатель судебной коллегии не дает согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

11) решение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарных проступков или за невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона;

12) достижение пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи.

2. Полномочия председателя, председателя судебной коллегии суда могут быть досрочно прекращены по его собственному желанию либо при невыполнении им требований, указанных в статьях 9, 14, 15, 20, 21 и 28 настоящего Конституционного закона.

3. Решение об освобождении от должности судьи принимается:

1) постановлением Сената Парламента Республики Казахстан — в отношении Председателя, судей Верховного Суда по представлению Президента Республики Казахстан;

2) Указом Президента Республики Казахстан — в отношении председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов.

4. Освобождение от должности судьи одновременно влечет прекращение полномочий председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.

Освобождение от должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда по его собственному желанию либо по истечении срока полномочий не влечет освобождение его от должности судьи этого суда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 31 настоящего Конституционного закона.

В случае отсутствия вакантной должности судьи в соответствующем суде председатель или председатель судебной коллегии с его согласия представляется к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

5. Основания прекращения полномочий судей, предусмотренные подпунктами 5) и 11) пункта 1 настоящей статьи, признаются отрицательными мотивами.

Примечание

Статья 34-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи

1. При достижении судьей пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан, дальнейшее пребывание в должности судьи до достижения им предельного возраста допускается Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета.

2. Пребывание в должности судьи допускается до достижения им предельного возраста — 65 лет, который в исключительных случаях, может быть продлен не более чем на пять лет в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.

Примечание

Статья 35. Отставка судьи

1. Отставкой является прекращение полномочий судьи в форме почетного ухода с должности судьи, имеющего безупречную репутацию, стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных настоящим Конституционным законом.

Освобождение судьи от должности в форме отставки осуществляется по письменному заявлению судьи об отставке.

2. При выходе в отставку судье выплачивается единовременное выходное пособие в размере двадцати четырех месячных должностных окладов при стаже судейской работы двадцать и более лет, при стаже судейской работы от пятнадцати до двадцати лет — в размере восемнадцати месячных должностных окладов по последней должности.

3. Отставка судьи прекращается в случаях:

совершения им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти;

по собственному желанию;

прекращения гражданства Республики Казахстан;

его смерти или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Отставка судьи приостанавливается в случаях осуществления им предпринимательской деятельности, вхождения в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, поступления на оплачиваемую должность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Приостановление отставки судьи осуществляется председателем Верховного суда.

Отставка судьи возобновляется, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении отставки судьи.

4. В случае прекращения отставки судья лишается гарантии личной неприкосновенности и гарантий, предусмотренных статьями 51, 53 и 55 настоящего Конституционного закона.

В случае приостановления отставки судьи приостанавливается также действие гарантии личной неприкосновенности и гарантий, предусмотренных статьями 51, 53 и 55 настоящего Конституционного закона.

5. Прекращение отставки осуществляется в том же порядке, что и освобождение от должности судьи в связи с уходом в отставку.

Примечание

Статья 35-1. Пенсионное обеспечение судьи

1. Пенсионное обеспечение судьи осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

2. Для судьи устанавливаются дополнительно обязательные пенсионные взносы за счет средств республиканского бюджета в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

При освобождении судьи от должности по отрицательным мотивам указанные взносы изымаются в республиканский бюджет.

Примечание

Статья 36. Высший Судебный Совет

1. Высший Судебный Совет состоит из Председателя, секретаря и других членов, назначаемых Президентом Республики Казахстан.

2. Статус и организация работы Высшего Судебного Совета определяются законом.

Примечание

Статья 37. Судейское сообщество и его органы

1. В целях реализации и защиты общих интересов судейского сообщества судьи имеют право создавать общественные объединения.

2. Судейские объединения в необходимых случаях представляют и защищают интересы своих членов в установленном законодательством порядке и не вправе оказывать влияние на отправление правосудия, а также не должны преследовать политические цели.

Статья 38. Дисциплинарно-квалификационные коллегии судей

Примечание

Статья 38-1. Судебное жюри

1. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей образуется Судебное жюри.

Судебное жюри состоит из одиннадцати членов — трех судей районных судов, трех судей областных судов и пятерых судей Верховного Суда.

2. Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов в отношении судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда или представление председателя областного или Председателя Верховного Суда.

Порядок формирования и организация работы Судебного жюри, а также порядок рассмотрения материалов, дисциплинарных дел на Судебном жюри определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Судьи — носители судебной власти, их правовой статус и законодательное регулирование

Конституция РК 1995 г. провозгласила отделение судебной власти от законодательной и исполнительной властей, выделив ее в самостоятельную ветвь государственной власти. Предназначение судебной власти заключается в осуществлении защиты прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, обеспечении исполнения Конституции РК, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Тем самым судебной власти отведена роль, во-первых, арбитра, разрешающего все конфликты и споры о праве, и, во-вторых, — органа, обеспечивающего исполнение и соблюдение режима законности в государстве. Судьей является лицо, назначенное или избранное в установленном законом порядке на должность судьи, работающее в соответствующем суде и осуществляющее свои полномочия на профессиональной основе.

Правовой статус судей включает в себя независимость и несменяемость судьи, а также его неприкосновенность. Независимость означает, что судья независим и подчиняется только Конституции. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо объяснение по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел (ст. 25 Конституционного закона о судебной системе).

Правовой статус судей регулируется законодательством судебной власти в РК, которое представляет собой систему нормативных правовых актов, определяющих порядок образования судов, принципы их организации и деятельности, судебную систему, состав, структуру, компетенцию каждого судебного звена, а также правовой статус судей.

Основными документами, регулирующими деятельность судов и статус судей, является Конституция РК и Конституционный закон о судебной системе.

1. Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.
2. Судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета.
3. Председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.
Заключения пленарного заседания носят рекомендательный характер.
3-1. Председатели судебных коллегий областных судов назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.
4. Председатель Верховного Суда избирается Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, сроком на пять лет.
5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.
Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз.
6. (Исключен — Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2);
7. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они не были соответственно назначены или избраны на аналогичную должность в другом суде.
В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, которые не были назначены на аналогичную должность в другом суде, с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.
В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, которые не были назначены на аналогичную должность, с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.
8. При реорганизации или упразднении суда, уменьшении числа судей соответствующего суда судьи этого суда, а также судья при переводе в другой суд в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 настоящего Конституционного закона, с их согласия могут представляться к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.
9. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, освобожденные от должности по основаниям, указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.
В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.
В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.
Сноска. Статья 31 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 245-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.12.2015 № 437-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 13.03.2017 № 52-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Концепция, структура и содержание Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей” (далее по тексту — Закон) отвечают, в целом, идее и целям реформирования системы органов правосудия в условиях обретения республикой полного государственного суверенитета и реализации определенных ее Основным Законом задач построения демократического правового государства.

Принципиально важным является соединение в одном нормативно-правовом акте норм, определяющих организационно-структурное построение системы судебных учреждений и статус судей, что делает закон удобным для применения и возможной его новеллизации.

Большое значение для эффективности всей правоприменительной практики Республики Казахстан, в отличие от других государств, например Франции, Германии, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, имеет, хотя и не обозначенное в качестве основного принципа, но вытекающее из наименования и содержания Закона начало единства судебной системы, реализуемое через юрисдикцию одного высшего судебного органа (Верховного суда), что нашло отражение в статьях 17-22 Закона. Идея «концентрации” судебной власти, как это имеет место, например, в США, Канаде, Австралии, Индии, Японии, Финляндии, представляется более предпочтительной идее ее «разделения” на самостоятельные и невзаимосвязанные юрисдикции (конституционную, гражданскую, хозяйственную, административную, финансовую и другие).

Весьма инновационным выглядит законодательное решение об упразднении ранее существовавшей в Верховном суде военной коллегии, что, несомненно, должно способствовать повышению действенности социального («гражданского”) контроля за отправлением правосудия «судьями в погонах”, которые в силу данного фактора не могут не подчиняться воинским уставам, субординации и приказам вышестоящих начальников. В этой связи данный вид судебной юрисдикции как противоречащий принципам равенства всех перед законом и судом, а также праву каждого на равный суд, всегда вызывал и будет вызывать серьезную обеспокоенность общества. Данный феномен, порожденный условиями военного времени, несомненно, вы­глядит рудиментарно в стабильно мирной обстановке, поскольку он давно и практически полностью утратил обусловивший его появление характер чрезвычайности.

Очень важным фактором для развития национальной правовой системы является положение пункта 3 части 2 статьи 17 о нормативном характере принимаемых Верховным судом Республики Казахстан постановлений по вопросам применения судами законодательства.

В ряду других прогрессивных новаций необходимо отметить введение в судопроизводственный процесс института присяжных заседателей и обязательности стажирования кандидатов на судейские должности, объединение «хозяйственных” и ”гражданских” коллегий, упорядочение процедуры возбуждения дисциплинарных дел в отношении судей.

Вместе с тем, как нам представляется, текст и содержание этого Закона недостаточно проработаны в содержательном и юридико-техническом отношениях.

Статут о судах и судьях, каковым является рассматриваемый документ, должен иметь преамбулу, раскрывающую его смысл и значение (цели и задачи), а также специальные статьи о предмете правового регулирования (публичных право­отношениях по организации, осуществлению компетенции и взаимодействию элементов структуры судов).

Необходимо четкое определение основных принципов построения и функционирования судебной системы. Некоторые из этих начал включены в статьи 1-4 Закона, однако конституционный акт должен более весомо акцентировать на них внимание, обстоятельно раскрывать их значение и смысл. Особенно это относится к принципам независимости судов от исполнительной власти и администрации, беспрепятственности доступа к правосудию, гласности в деятельности судов.

Законодательство о демократическом переустройстве судебной системы должно основываться на положениях Всеобщей декларации прав человека ООН, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также Международного пакта о гражданских и политических правах ООН о равенстве всех перед законом и судом, предоставлении каждому справедливого, компетентного, независимого и беспристрастного правосудия, открытости разбирательства дел без неоправданной их задержки, презумпции невиновности, запрещении использования доказательств, полученных незаконным путем, обязательности решений судов.

Многие из этих принципов декларируются статьями 13, 14, 77 Конституции Республики Казахстан, однако их целесообразно «развернуть” и конкретизировать в данном Законе.

Чрезвычайно также важно более четко определить действительное предназначение суда, поскольку в законодательстве, юридической литературе и широкой публицистике (не только стран СНГ) утвердилось представление, что суд «защищает” права, граждан и даже законы. Однако данное утверждение не может быть признано состоятельным, поскольку каждого человека (гражданина — подданного государства, иностранца и лица без гражданства) всегда и во всем защищает только закон.

В статье 7 Всеобщей декларации прав человека говорится о праве всех «на равную защиту закона” (здесь и далее выделено мною. — Б.Л.), а в статье 8 — о праве человека «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами”. Преамбула и статьи 1, 2, 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ссылаясь на положения Всеобщей декларации, имеют в виду главной целью «обеспечение всеобщего и эффективного признания и соблюдения провозглашенных в ней прав” и «при определении гражданских прав и обязанностей” предоставления справедливого публичного разбирательства дела беспристрастным судом. Пункт a) статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах ООН провозглашает обязанность государства обеспечить любому лицу «эффективного средства правовой защиты”, а в пункте b) сказано о том, что «правовая защита” устанавливается компетентными судебными, административными или законодательными властями.

Таким образом, когда речь идет об осуществлении судами функций правосудия, то это означает юрисдикционную реализацию (признание, восстановление, подтверждение, обеспечение соблюдения и применение) нормативно-правовых предписаний. Именно они гарантируют надлежащее осуществление нарушенных, оспариваемых либо подвергающихся сомнению или непризнанию субъективных прав. Лишь в этом смысле можно говорить о защите субъективных прав посредством позитивного (статутного и прецедентного) права в суде, а не судом.Суд заведомо не может ни в процессе разбирательства дела ни, тем более, после его окончания защищать ни одну из тяжущихся сторон (истца — ответчика, подсудимого — обвинителя), ибо по закону все перед ним равны. Дела должны решаться судом абсолютно непредвзято. В противном случае в обществе не будет подлинно независимого правосудия.

Итак, вполне очевидно, что объективное (статутное) право не нуждается ни в чьей защите. Оно должно исполняться, соблюдаться либо надлежащим образом использоваться. Разбирая юридические коллизии, суд принудительным порядком обязывает субъектов правоотношений к исполнению правовых предписаний. С этой целью он раскрывает и «переводит” в состояние реальности праворегулирующий потенциал юридических установлений. Что касается нарушенных или оспариваемых субъективных прав, то и они отнюдь не защищаются судом, а устанавливаются либо восстанавливаются на основе применяемых им норм объективного права. Если субъективное право не может быть восстановлено, суд реализует санкции норм позитивного права, компенсирующие убытки.

Человек должен знать, что в гражданском обществе его личный статус, права и интересы защищены законом, но «физически” (в юридическом смысле) он должен защищать себя сам, а не ждать, что кто-то сделает это за него.

В связи с вышеизложенным содержащееся в части 2 статьи 1 Закона положение о том, что «судебная власть…имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций” требует существенной корректировки. Это тем более очевидно, что вслед за этой фразой законодатель совершенно обоснованно говорит об «обеспечении” судом «исполнения” Конституции, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.

Вполне оправданным было бы введение в Закон принципа осуществления Верховным судом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, что соответствует провозглашенному в Конституции Республики Казахстан курсу на демократическое устройство государственной власти на основе четкого и целесообразного «разделения” ее функций. Здесь следует оговориться, что широко постулируемый тезис о «разделении властей” является в значительной мере условным, ибо государственная власть по своей сути неделима. Речь может идти лишь о разграничении власт­ных полномочий и распределении компетенции между «ветвями” центральной власти, каждая из которых реализует присущие ей функции в рамках единой государственной власти.

В этой связи весьма значимой предпосылкой для становления в Республике Казахстан подлинно независимых и пользующихся общественным доверием судов явилось бы конституирование их в статусе непосредственно осуществляющей государственную власть самоуправляющейся системы с контрольными полномочиями за правомерностью решений и действий законодательных органов, правительственных учреждений, административных органов и должностных лиц. Понятно, что данный принцип можно будет ввести в принятый Закон после соответствующих конституционных поправок.

Необходимо более определенно легитимизировать в Законе принцип применения права судебных прецедентов. Его источниками де-факто являются не только руководящие разъяснения и толкования Верховного суда, но также и вступившие в законную силу постановления вышестоящих судов по рассмотренным ими делам.

Известно, что под сильным влиянием англосаксонского прецедентного права (stare decisis) сформировалась «семья” стран «общего права” (common law). Европейская (континентальная) правовая система ранее отрицала право судебных прецедентов. Однако в последнее время Европейское экономическое сообщество добилось большого прогресса в унификации соответствующих национальных законов государств-членов на базе международных договоров, собственной системы нормативных актов и решений Суда ЕС (Court of Justice), имеющих преюдициальное значение. Одним из важнейших условий вступления Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, России и Украины в Совет Европы явилось признание ими права судебных прецедентов, основывающегося на решениях Европейского суда по правам человека (European Court of Human Rights).

В этой связи упомянутое выше положение пункта 3 части 2 статьи 17 Закона целесообразно определить в качестве основополагающего принципа в разделе 1 общих положений, расширив при этом его юридическое и смысловое значение.

Представляется необходимым введение в Закон принципа ответственности судей за неправосудные действия и решения, повлекшие утрату прав, имущества, материальный и моральный вред. Подобного рода ответственность предусмотрена в законодательстве ряда европейских государств. Соответствующие нормы содержал российский Устав гражданского судопроизводства 1864 года. Так, статьями 1331-1336 устанавливались правила рассмотрения обращений по «отысканию убытков, понесенных вследствие неправильных действий судей, прокуроров и других членов судебного ведомства, по производству дел или постановлению решения” вследствие умышленных незаконных действий, а также грубой неосмотрительности и иного небрежного отношения к своим обязанностям. Просьбы о возбуждении такого производства подавались заинтересованными лицами в соответствующую вышестоящую судебную инстанцию, которая после проверки доводов санкционировала возбуждение гражданского дела по иску потерпевшей стороны к судье, именовавшемуся после этого «ответчиком” и даже «обвиняемым”. Такого рода дела должны рассматриваться вышестоящими судами.

Вполне очевидно, что в Законе каждый из принципов должен быть конкретизирован соответствующими правовыми нормами, определяющими права, обязанности и ответственность субъектов регулируемых Законом отношений.

Демократическое реформирование правовой системы неминуемо влечет перераспределение полномочий между властными структурами государства и существенным повышением роли суда в политико-государственном процессе. Конституция и рассматриваемый законодательный акт сделали в этом направлении важный шаг. Однако, как нам представляется, последующее продвижение здесь должно быть более решительным и впечатляющим.

Прежде всего это касается полномочий суда по контролю исполнительных органов власти и администраций, принятию окончательных решений по жалобам на их действия, а также проверке соответствия Конституции законов и других нормативных правовых актов.

Как нам представляется, в осуществление принципа единства национальной судебной системы в структуре Верховного суда Республики Казахстан целесообразно образовать палату (коллегию) конституционной юрисдикции, которая могла бы, исходя из общепризнанного принципа «разделения властей”, контролировать законность решений исполнительной власти и осуществлять проверку принимаемых законодательных актов на соответствие их положениям Конституции республики. Образованный на основании статей 71 и 72 Основного Закона Конституционный совет этими полномочиями не обладает.

Поскольку данный Закон является источником важнейшей правовой информации не только для судебной и правоохранительной систем, но прежде всего для подданных государства, а также иностранных граждан, мигрантов и лиц без гражданства, он должен содержать тезаурус используемых юридических терминов (таких, как: судебная система, суд, правосудие, уголовное, гражданское и другие «формы” судопроизводства, принципы правосудия, дело, судебное решение, надзорная коллегия, дисциплинарное производство и т.д.).

В статье 1, последний абзац части 3: вместо термина «решения” точнее будет употребление термина «постановления”, поскольку первое — видовое, а последнее — родовое понятие, включающее решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам и определения.

Нельзя признать удачным частое употребление в тексте статьи 3 слов «и другие”.

В статье 4, пункте 1 неудачно употреблен термин «процессуальные” законы, поскольку «процесс” — понятие больше научное и весьма многозначное, поэтому лучше оперировать термином «судопроизводственные” в соответствии с дефиницией абзаца 4 части 2 статьи 1.

Не совсем удачно в статье 7, а также других статьях употреблен термин «односоставный”, поскольку один судья не может образовывать «cостав”.

Пункт 1 части 2 статьи 8 после слова «рассматривает” требует дополнения союзом и словом «и разрешает”.

Пункт 6 части 1 статьи 9 требует следующего существенного уточнения: «не затрагивающим вопросы осуществляемого другими судьями судопроизводства по рассматриваемым ими делам”.

Представляются излишними должности «уполномоченных” (статья 10) и «администраторов” (статья 12), а также «квалификационной коллегии юстиции” (пункт 7 части 1 статьи 14), прерогативы которых находятся в противоречии с принципом независимости судей.

Главу 2 было бы целесообразно начать с регламентации правового положения, принципов организации Верховного суда, обозначив тем самым его высший статус и непререкаемый авторитет в иерархии судебных инстанций.

В статье 12 необходимо было специально определить надзорные полномочия областного суда как одну из важнейших его функций, поскольку упоминания в статье 11 о «надзорной коллегии” не может быть признано достаточным.

Пункт 9 части 1 статьи 14 ипункт 1 части 1 статьи 15 необходимо дополнить аналогично вышеупомянутому замечанию к статье 9.

На наш взгляд, не выглядит логично, сообразно целям и задачам правосудия, редакция пункта 2 части 1 статьи 16 об «обсуждении плана работы суда”.

Представляется целесообразным слово «стажировка” (пункт 9 части 1 статьи 16) заменить на литературное — стажирование.

Полномочия Верховного суда, обозначенные в части 1 статьи 17 словами «надзор за их деятельностью”, также необходимо скорректировать применительно к принципу невмешательства в процесс рассмотрения дел нижестоящими инстанциями, поскольку надзор в целях проверки принятых судами нижестоящих инстанций постановлений на соответствие их требованиям закона допустим лишь по рассмотренным ими конкретным делам.

В статье 18 представляется неудачным наделение «пленарного заседания” статусом органа Верховного суда вместо вполне обоснованного прежде Пленума Верховного суда.

Заседание, проводимое с участием не только судей Верховного суда, но также Генерального прокурора, министра юстиции и многих других высокопоставленных чиновников, не может олицетворять в массовом сознании высший орган судебной власти. По этим же мотивам вызывает также сомнение обоснованность определения в статье 11 статуса «пленарного заседания” областного суда, созвучного с пленарным заседанием Верховного суда.

В статье 29 ценз профессиональной юридической деятельности, необходимый для назначения на должность судьи районного суда, является явно недостаточным по сравнению с существующими стандартами. Во многих государствах мира перед занятием судебной кафедры кандидаты проходят основательную подготовку в адвокатуре (в Великобритании и США — по 15-20 лет) либо на должностях стажеров и помощников судей (Франция). В подавляющем большинстве стран СНГ данный ценз составляет 5 лет, а в Грузии — 10.

Надо полагать, что этот чрезвычайно важный критерий оценки личностных (житейского опыта и гражданской зрелости) и профессиональных качеств кандидатов на судебные должности, где непосредственно осуществляются государственно-властные полномочия Республики Казахстан, будет законодателем в ближайшей перспективе пересмотрен. Это также относится и к возрастному цензу.

По изложенным выше мотивам представляется также неадекватным требование к профессиональному цензу судей вышестоящих судов (5 лет) — в части 2 статьи 29 Закона.

В осуществление принципа функционирования судов как независимой и самоуправляющейся системы в разделе 3 статьи 37 целесообразно предусмотреть более конкретные и целесообразные для новых социальных условий положения об органах судейского сообщества, их полномочиях и формах деятельности.

Представляется необходимым изучение вопроса о целесообразности введения в судопроизводство мировых судей, поскольку в правовой истории Республики Казахстан аналогичный институт успешно функционировал.

Более 40 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки проводят в настоящее время реформы, связанные с переходом от административно-командной к рыночной экономике. Многие из них, включая Республику Казахстан и другие страны СНГ, начали широкую приватизацию государственной собственности, развитие предпринимательства, либерализацию отношений собственности и реформирование правовых систем. При этом обоснованную озабоченность вызывает недостаточная эффективность судебно-юрисдикционного обеспечения действия законов.

Основными причинами этого являются плохая доступность судов, бюрократический характер процедуры и несовершенство процессуального законодательства. В результате значительное число правонарушений оставляются без юридических последствий, что создает условия для их роста и рецидива. При этом колеблется и во многих случаях утрачивается вера определенной части населения в демократическое устройство судебной власти государства и его способность обеспечить реализацию законов посредством скорого и справедливого правосудия.

Качество национальных законов о судах и судьях не может оцениваться по формальному их соответствию общепризнанным принципам и нормам международного права. Важнейшим критерием подобной оценки должна быть способность отдельно взятого государства создать необходимые политические и социально-экономические условия для их осуществления. Иначе законодательные новации окажутся безуспешными как неадекватные реалиям жизни. При этом уголовно-правовая политика и деятельность силовых структур по декриминализации общества не должны быть приоритетными по отношению к проблемам реализации субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан, тем более в случаях их нарушения и оспаривания.

Деятельность судов и подконтрольных им юрисдикций должна оцениваться по степени доверия и доступности к ним населения, а также качеству правовой регламентации юридических процедур и их неукоснительному соблюдению. Эти вопросы должны исследоваться правовой социологией и другими отраслями юриспруденции перед принятием соответствующих законодательных актов, а также в ходе их реализации, что позволит своевременно вносить в них необходимые изменения.

Актуализация этих проблем достигла в настоящее время той степени, когда на национальном уровне представляется необходимым ввести мониторинг в целях:

— установления действительной картины соблюдения юридических гарантий беспрепятственного доступа к правосудию и обеспечения прав частных и юридических лиц национальными судами;

— диагностирования латентности гражданских, административных и уголовных правонарушений, а также причин дефицита правосудия.

Реализация данной программы позволит определить эффективность действия данного Закона, обеспечить совершенствование правовой системы Республики Казахстан и формирование действительно доступной, гуманной и справедливой системы судебных учреждений, соответствующей современным стандартам и средствам юридического обеспечения прав и свобод человека.

Добавить комментарий