Законодательная власть в РБ

Законодательная власть— власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с 2004 года.

Основные полномочия Палаты представителей:

▪ рассматривает и принимает проекты законов;

▪ назначает выборы Президента;

▪ даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;

▪ выражает вотум недоверия правительству;

▪ выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент.

Основные полномочия Совета Республики:

▪ одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;

▪ избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

▪ дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;

▪ контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;

▪ рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;

принимает решение об отрешении Президента от должности.

25. Исполнительная власть. Правильство.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Правительство (кабинет; кабинет министров; совет министров) — коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих.

Правительство возглавляет глава правительства, который в разных странах именуется по разному, например, «председатель правительства», «председатель совета министров», «премьер-министр».

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Совет Министров Беларуси отвечает за работу государственных органов, в числе которых:

▪ государственные административные органы

▪ министерства

▪ государственные комитеты

▪ концерны

организации, подчиненные правительству.

Главная / О Совете Республики

  • Правовая основа деятельности
  • История белорусского парламентаризма
  • Созывы
  • Контактная информация
  • Созывы

Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Совет Республики — палата территориального представительства. От каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь.
Срок полномочий Парламента — четыре года. Продление их может осуществляться на основании закона только в случае войны. Полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Не допускается роспуск Совета Республики в течение года со дня его первого заседания, в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента Республики Беларусь, а также в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении его с должности.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении в нее изменений и дополнений, о ее толковании, а также проекты иных законов.
Совет Республики участвует в решении ряда важнейших кадровых вопросов на государственном уровне: дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
Как палате территориального представительства Совету Республики предоставлено право отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.
Совет Республики рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента Республики Беларусь в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании и при наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от своего полного состава принимает решение о смещении его с должности.
К полномочиям Совета Республики относится также рассмотрение указов Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принятие соответствующего решения.
Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Совет Республики наделен правом законодательной инициативы.
Ежегодно проводятся две очередные сессии Совета Республики. Весенняя сессия открывается 2 апреля, и ее продолжительность не может быть более 90 дней. Осенняя сессия открывается 2 октября, и ее продолжительность не может быть более 80 дней. В случае особой необходимости Совет Республики созывается на внеочередную сессию по инициативе Президента Республики Беларусь, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.
Заседания Совета Республики являются открытыми. Однако Совет Республики, если этого требуют интересы государства, может принять решение о проведении закрытого заседания большинством голосов от своего полного состава.

Представительная власть Республики Башкортостан

Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти, состоящим из 110 депутатов.

Депутатом может стать гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения избирательной кампании устанавливается законом о выборах депутатов Государственного Собрания. Статус депутатов определяется федеральными законами, Конституцией и законами Республики Башкортостан. Государственное Собрание — Курултай является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. На профессиональной постоянной основе исполнение полномочий законодательного органа обеспечивают 19 человек.

В соответствии с избирательным законодательством, половина депутатов избрана по одномандатным округам, половина – по партийным спискам. В выборах, состоявшихся в сентябре 2018 года, представители депутатские мандаты получили шести партий. По пропорциональной системе в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан шестого созыва прошли четыре партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». По одномандатным округам депутатские мандаты получили представители еще двух партий: «Патриоты России» и Российская экологическая партия «Зеленые».

«Единая Россия» получила 79 мандатов, «КПРФ» – 15, ЛДПР – 7, «Справедливая Россия» – 5, «Патриоты России» – 2 мандата, Российская экологическая партия «Зеленые» – 1 мандат. Один мандат получил самовыдвиженец по Промышленному округу.

Деятельность Государственного Собрания – Курултая осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Башкортостан, его Регламентом и иными юридическими актами. Компетенция, порядок организации и деятельности парламента, его Президиума, постоянных комитетов, комиссий определяется Законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан» и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Башкортостан, иными юридическими актами. Компетенция, порядок организации и деятельности парламента, его Президиума, постоянных комитетов, комиссий определяется Законом Республики Башкортостан

Основной формой парламентской работы является заседание, которое являются правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Государственное Собрание – Курултай, постоянные комитеты и комиссии вправе приглашать на заседания членов Правительства Республики Башкортостан, руководителей республиканских исполнительных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Депутаты Государственного Собрания — Курултая, его постоянные комитеты являются субъектами права законодательной инициативы. Эти же права принадлежат Главе Республики Башкортостан, Правительству, Конституционному Суду, Центральной избирательной комиссии и Федерации профсоюзов, Прокурору Республики Башкортостан, представительным органам местного самоуправления.

В полномочия законодательного органа государственной власти республики относятся принятие Конституции, внесение в нее изменений, осуществление в пределах компетенции законодательного регулирования, толкование законов и ведение контроля за их исполнением.

Им утверждаются программы социально-экономического развития Башкортостана, бюджет и отчет о его реализации, заключение и расторжение договоров Республики Башкортостан, устанавливаются административно-территориальное устройство и порядок его изменения, налоги и сборы, порядок управления и распоряжения государственной собственностью.

Депутатами вносятся законопроекты и предложения об их разработке, выдвигаются кандидатуры на выборные должности Государственного Собрания — Курултая, ставится вопрос о приглашении должностных лиц органов государственной власти на заседания законодательного органа, его постоянных комитетов, комиссий, а также осуществляются иные действия, предусмотренные законодательством.

Государственным Собранием — Курултаем назначается дата, определяется порядок проведения республиканского референдума и выборов депутатов. Парламент участвует в решении кадровых вопросов, находящихся в сфере его компетенции, в установленном порядке взаимодействует с органами исполнительной и судебной власти, осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе, проводит парламентские расследования и слушания.

Законодательный орган избирает Председателя Государственного Собрания — Курултая, который избирается большинством голосов от установленного числа депутатов тайным голосованием и осуществляет свои полномочия на профессиональной основе. В его полномочия входят ведение заседаний законодательного органа и Президиума, решение вопросов внутреннего распорядка их деятельности, осуществление общего руководства деятельностью Секретариата Государственного Собрания. Он назначает ответственный комитет и при необходимости комитет-соисполнитель за подготовку законопроекта, организует рассмотрение проекта закона, определяет сроки подготовки отзывов, предложений и замечаний. При наличии достаточных правовых оснований в установленном порядке возвращает законопроект субъекту права законодательной инициативы.

Председатель представляет Государственное Собрание в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, направляет для подписания Главе Республики Башкортостан принятые законы.

Заместитель Председателя выполняет по поручению Председателя Государственного Собрания — Курултая отдельные полномочия и замещает его в случае отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

Основными структурными подразделениями законодательного органа являются Президиум, постоянные комитеты и комиссии. Порядок их формирования и деятельности определяется Регламентом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан и положениями о постоянных его комитетах и комиссиях.

Президиум является постоянно действующим органом, подотчетным Государственному Собранию в своей деятельности. Он создается для подготовки и предварительного рассмотрения организационных вопросов, осуществления иных полномочий, предусмотренных законодательством. В его состав входят Председатель Государственного Собрания — Курултая, его заместитель, председатели постоянных комитетов.

Комитет ведет разработку и предварительное рассмотрение законопроектов по предметам ведения, составление по ним заключений. В установленном порядке участвует в парламентских слушаниях и расследованиях, осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов, рассматривает организационные и иные вопросы, отнесенные к его ведению. Его деятельность регулируется председателем, который осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.

В осуществлении функций Государственного Собрания — Курултая важную роль играют фракции и депутатские группы. Фракции формируются депутатами, избранными по партийным спискам. В них могут также входить лица, избранные по одномандатным избирательным округам. Депутаты, не вошедшие во фракции, образуют депутатские группы.

Работа фракций и депутатских групп, комитетов, комиссий и Президиума обеспечивает осуществление представительской и законодательской деятельности Государственного Собрания — Курултая, подготовку и принятие его решений. Они подразделяются на законы, постановления, обращения, заявления и декларации.

Установлен порядок работы и принятия решений Государственным Собранием — Курултаем. Конституция, законы Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Основной закон принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон Республики Башкортостан принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом. Его проект рассматривается не менее чем в двух чтениях. Решение о его принятии либо отклонении оформляется постановлением Государственного Собрания — Курултая.

Постановления принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом. Решения о принятии обращений, заявлений, деклараций оформляются постановлениями Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с2004 года. Основные полномочия Палаты представителей:

  • рассматривает и принимает проекты законов;

  • назначает выборы Президента;

  • даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;

  • выражает вотум недоверия правительству;

  • выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

  1. Исполнительная власть РБ: структура, полномочия, порядок формирования

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

  1. Понятие и признаки правового государства.

Правовое государство(нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчиненанормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов властистабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционныхполитических режимов.

Отличительными же признаками правового государства являются следующие. 1. Прежде всего, правовое государство предполагает существование гражданского общества. Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, имеет своим главным назначением наблюдать за действиями государства, чтобы они не выходили за рамки законности и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак отражается в знаменитом афоризме: «Не человек существует для государства, а государство для человека». 2. Разделение властей. Теория разделения властей исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти — законода- тельная, исполнительная и судебная. Значение этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не могут выполнять. Законодательная власть принимает законы, исполнительная — обеспечивает их выполнение, судебная — выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов правительства как. частных лиц. Каждая из государственных властей обязана уважать независимость другой власти: законодатель не вправе вмешиваться в функции правительства или давать судье распоряжения; правительство не вправе приостанавливать выполнение законов и вмешиваться в деятельность судебных органов; судья не может привлечь к суду ни законодательный орган, ни правительство. Признак разделения властей становится жизнеспособным, если он обеспечивается системой сдержек и противовесов. Например, в США предусмотрены следующие формы воздействия одной ветви власти на другую. Президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, вето может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта за него проголосуют 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат утверждает членов правительства, назначаемых Президентом, и ратифицирует заключенные им международные договоры. В случае совершения Президентом преступлений Сенат выполняет роль суда в решении вопроса об импичменте. Могущество Сената ослабляется тем, что председателем является вице-президент, который может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Подобная система устраняет почву для узурпации полномочий одной власти другой. За более чем 200-летнюю историю США ни разу не возникало серьезной угрозы для подрыва демократической системы управления. 3. Верховенство закона. Данный признак означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение. Верховенство закона означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека. Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем. 4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при которых возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в Конституции. Реальное обеспечение прав и свобод достигается путем создания механизма их всесторонней защищенности, а также установления гражданской, административной и уголовной ответственности за их нарушение. 5. Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами. 6. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции. Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии. Кроме названных, существуют и другие признаки и черты правового государства, их достаточно много и они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). В совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государства.

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 45

Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Первый Парламент возник в Англии в 1215 г. В 1787 г Конституция США закрепила двухпалатный конгресс. Основными функциями Парламента является законодательная деятельность по принятию законов и представительная функция – публичное обсуждение важнейших законов страны.

Порядок формирования Парламента зависит от его структуры:

— Однопалатный Парламент формируется всеобщим избирательным правом граждан, мажоритарная система по округам;

— Двухпалатный Парламент, где нижняя палата избирается гражданами прямыми всеобщими выборами при тайном голосовании, верхняя палата формируется по территориальному принципу.

Классификация Парламента:

— Парламентская республика, где Правительство ответственно за работу перед Парламентом: Германия, Италия, Австрия

— Страны с президентской формой правления, где присутствует принцип разделения властей: Российская Федерация, Республика Беларусь

— Парламент – совещательный орган: Кувейт, Катр, Объединенные Арабские Эмираты

Статья 90 Конституции Республики Беларусь «Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей по одномандатным округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом правительства.

Основные полномочия Палаты представителей:

· Рассмотрение по предложению Президента или по инициативе 150000 граждан изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь;

· Рассмотрение проектов законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов и сборов;

· Назначение выборов Президента РБ;

· Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.

Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Парламент выполняет следующие функции:

— Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов;

— Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан;

— Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.

Добавить комментарий