Законодательство об административных правонарушениях РФ

Приказ Росприроднадзора от 26.08.2016 N 588 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110»

в пределах полномочий, предусмотренных статьями ч. 1, ст. 1.1, ч. 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и сооружений, принадлежащим указанным пользователям и органам), 7.11, 8.33 — 8.36, ч. 3 ст. 8.37, 23.25, 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 2017-О «По жалобе автономной некоммерческой организации «СЕРТИНФО» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

В силу этого содержащиеся в бланкетных конструкциях законодательства об административной ответственности отсылочные положения могут быть направлены на обеспечение правовой охраны правил (норм), установленных не только законами и подзаконными актами, но и международными договорами Российской Федерации, что, по сути, подтверждается положениями части 2 статьи 1.1 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которыми данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Приказ Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 (ред. от 11.11.2019) «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (вместе с «Порядком осуществления территориальными органами Росприроднадзора полномочии главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»)

в пределах полномочий, предусмотренных статьями ч. 1 ст. 1.1, ч. 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и сооружений, принадлежащим указанным пользователям и органам), 7.11, 8.33 — 8.36, ч. 3 ст. 8.37, 23.25, 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; статья 16 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире»;

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

Установление административной ответственности в качестве способа обеспечения соблюдения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, согласуется с вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 71 (пункты «в», «з», «о»), 72 (пункт «к» части 1) и 76 (части 1 и 2), правомочием федерального законодателя вводить меры административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях предупреждения совершения таких правонарушений (часть 1 статьи 1.1 и пункт 3 части 1 статьи 1.3 КоАП Российской Федерации). Исходя из этого нет оснований полагать, что предусмотренная статьей 12.21.3 КоАП Российской Федерации административная ответственность не соответствует характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей либо допускает избыточное государственное принуждение.

Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2016 N 213-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

3. Правовую основу действующего законодательства об административной ответственности образуют нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1), в которых находят закрепление общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; перечень видов административных наказаний и правил их применения; административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе меры обеспечения такого производства; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний (часть 1 статьи 1.3).

Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 КоАП Российской Федерации). Регламентация же правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Письмо Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 01/8179-12-32 «О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации однозначно указал на то, что указанный штраф следует рассматривать как предусмотренный Законом особый способ обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ) в гражданско-правовом смысле этого понятия (статья 307 ГК РФ), а не как судебный штраф (статья 105 ГПК РФ), который налагается лишь в случаях и в размере, предусмотренных непосредственно ГПК РФ, либо административный штраф, который согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 3.2 и статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) является одним из видов административного наказания за совершение административных правонарушений и в силу части 1 статьи 1.1 КоАП РФ не может быть предусмотрен нормативным правовым актом, не относящимся к законодательству об административных правонарушениях.

Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2014 N 6-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положений части 2 статьи 22.1, части 6 статьи 22.2 и части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с частью 2 статьи 3, пунктом 11 части 1 статьи 12 и пунктом 8 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»

Необходимость проверки пункта «а» части 1 статьи 7.4 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» на соответствие Конституции Республики Карелия А.А. Беленький обосновывал тем, что данный пункт, устанавливая полномочие должностных лиц полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данным Законом, не закрепляет перечень таких должностных лиц, а потому вступает в противоречие со статьей 1.1 КоАП Российской Федерации, а также с подпунктом «н» пункта 2 статьи 5 и подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», по смыслу которых перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, также должен устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Тем самым, по мнению А.А. Беленького, данный пункт нарушает принципы верховенства права и определенности, ясности правовой нормы, закрепленные в статьях 5, 16 — 19 Конституции Республики Карелия.

Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.2014 N 2323-О «По запросу мирового судьи судебного участка N 56 Нерчинского района Забайкальского края о проверке конституционности положений части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях наряду с нормами, устанавливающими административную ответственность за совершение тех или иных административных правонарушений, также предусматривает порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний (часть 1 статьи 1.1, пункты 3 и 5 части 1 статьи 1.3). При этом помимо общих положений, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 31), данный Кодекс устанавливает конкретные правила исполнения отдельных видов административных наказаний (глава 32), причем исполнение некоторых видов административных наказаний предусматривает обязательное участие судебного пристава-исполнителя. Речь идет о таких видах наказания, как конфискация вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, административное приостановление деятельности, обязательные работы.

<Письмо> ГТК РФ от 20.03.2003 N 01-06/11998 (ред. от 25.02.2004) «О разъяснении положений КоАП России, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях»

В соответствии со статьей 1.1 КоАП России законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП России и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Комментарий к Ст. 1.1 КоАП РФ

1. Реализация нормативного правового акта не может осуществляться без учета правовых предписаний иных действующих актов, составляющих систему законодательства РФ. В этой связи при формировании общих положений любого документа законодатель определяет перечень наиболее значимых в данной сфере нормативных актов, которые подлежат реализации в неразрывной связи с законом. Аналогичное правило реализовано в рамках настоящей статьи применительно к применению норм КоАП РФ. Поскольку КоАП РФ направлен на урегулирование административных правоотношений, то система законодательства в узком смысле охватывает собой совокупность нормативных актов, регулирующих указанный вид правоотношений. В соответствии с предписаниями комментируемой статьи законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Однако подобное ограничение восприятия системы законодательства в области административных правоотношений представляется необоснованным, поскольку большинство предписаний КоАП РФ отсылает к специальным правилам, нарушение которых и составляет административное правонарушение, например Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» и т.п. Подобные нормативные акты также в полной мере подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям и входят в систему законодательства. В этой связи нормы настоящей статьи, определяя круг нормативных актов, подлежащих применению, указывают на те документы, которые призваны непосредственно регламентировать меры ответственности, применяемые за совершение административного правонарушения.

Примером регионального нормотворчества может выступать, например, Закон Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», основной целью которого является разграничение сфер применения КоАП РФ и регионального закона, а также регламентация деятельности органов местного самоуправления в рамках административного производства. Кодекс Республики Башкортостан от 23.06.2011 N 413-з «Об административных правонарушениях» закрепляет общие положения, группы административных правонарушений, определяет органы, которые могут рассматривать дела о них. Отдельные разделы посвящены производству по делам об административных правонарушениях, исполнению и пересмотру решений, перечисляет виды административных наказаний.

2. Предписания ч. 1 комментируемой статьи рассматривают понятие административного законодательства в узком смысле, относительно применения мер ответственности. В совокупности с положениями ч. 2 настоящей статьи административное законодательство рассматривается в широком смысле, включающем как нормативные акты общего характера, так и специальные. Положения ч. 2 закрепляют два принципиальных аспекта.

В первую очередь, речь идет об установлении взаимосвязи КоАП РФ и Конституции РФ. Поскольку Конституция РФ является Основным Законом государства, она призвана регламентировать режим законности, регулировать все виды правоотношений, возникающих на территории государства. При этом следует помнить, что одним из основных свойств данного документа является его прямое действие, т.е. непосредственное применение при урегулировании правоотношений. В случае если нормы КоАП РФ не соответствуют или противоречат предписаниям Конституции РФ, то применяются положения Основного Закона государства. В то же время Конституция РФ является актом общего регулирования, т.е. ее предметом являются не только административные, но и иные виды правоотношений, в полной мере регламентируемые данным нормативным актом. В частности, о непосредственном применении норм Конституции РФ к административным правоотношениям свидетельствует активная позиция Конституционного суда РФ — органа, призванного устанавливать соответствие отдельных правовых предписаний Конституции РФ.

Так, Конституционный Суд РФ признает, что законодатель в пределах своих правотворческих полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности за конкретные виды правонарушений, а также их вид и размер (см. подробнее: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт»).

Вместе с этим предписания ч. 3 ст. 55 Конституции РФ применительно к свободе экономической деятельности допускают возможность ограничения прав физических и юридических лиц федеральным законом, если такое ограничение базируется на общих принципах права, отвечает требованиям справедливости, является адекватным, соразмерным конституционно значимым целям и ценностям и необходимо для их защиты. На этой же позиции базируется и Европейский суд по правам человека. Его позиция выражается в том, что если вытекающее из уплаты штрафа финансовое обязательство возлагает на лицо чрезмерное бремя или оказывает значительное влияние на его финансовое состояние, то это может поставить под сомнение право такого лица на уважение своей собственности, гарантированное абз. 1 ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Единство правовой позиции указанных органов правосудия свидетельствует о единстве правовых предписаний не только государственного, но и международного характера, что логически вытекает из предписания ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и декларировано ч. 2 настоящей статьи, а именно: нормы международного права и международные договоры РФ являются частью системы российского законодательства и подлежат применению только в том случае, если международными нормами предусмотрены иные правила, нежели КоАП РФ.

Примером применяемых международных норм может выступать Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза, в соответствии с которым лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение.

Таким образом, законодательство об административной ответственности следует рассматривать в его совокупности. Причем одной из особенностей административной ответственности является возможность нормативного регулирования составов административных правонарушений, а также мер ответственности за них не только КоАП РФ, но также и иными нормативными актами, в том числе подзаконными и региональными. Данная особенность также свидетельствует о комплексном восприятии законодательства об административных правонарушениях.

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует — на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • Кодекс Томской области об административных правонарушениях
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях.
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

  • физлица;
  • юрлица;
  • должностные лица.

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

При этом, как следует из статьи 2.6, иностранцы и люди без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

  • Раздел 1. Общие положения
    • Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях (Статьи 1.1-1.8)
    • Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (Статьи 2.1-2.10)
    • Глава 3. Административное наказание (Статьи 3.1-3.14)
    • Глава 4. Назначение административного наказания (Статьи 4.1-4.8)
  • Раздел 2. Особенная часть
    • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Статьи 5.1-5.69)
    • Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Статьи 6.1-6.36)
    • Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности (Статьи 7.1-7.35)
    • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (Статьи 8.1-8.49)
    • Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (Статьи 9.1-9.24)
    • Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (Статьи 10.1-10.14)
    • Глава 11. Административные правонарушения на транспорте (Статьи 11.1-11.33)
    • Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (Статьи 12.1-12.37)
    • Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации (Статьи 13.1-13.40)
    • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (Статьи 14.1-14.64)
    • Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (Статьи 15.1-15.47)
    • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (Статьи 16.1-16.24)
    • Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (Статьи 17.1-17.17)
    • Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (Статьи 18.1-18.20)
    • Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления (Статьи 19.1-19.37)
    • Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (Статьи 20.1-20.35)
    • Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета (Статьи 21.1-21.7)
  • Раздел 3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Глава 22. Общие положения (Статьи 22.1-22.3)
    • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (Статьи 23.1-23.89)
  • Раздел 4. Производство по делам об административных правонарушениях
    • Глава 24. Общие положения (Статьи 24.1-24.7)
    • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (Статьи 25.1-25.15)
    • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (Статьи 26.1-26.11)
    • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Статьи 27.1-27.20)
    • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (Статьи 28.1-28.9)
    • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (Статьи 29.1-29.14)
    • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (Статьи 29.1.1-29.1.7)
    • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (Статьи 30.1-30.19)
  • Раздел 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Глава 31. Общие положения (Статьи 31.1-31.11)
    • Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний (Статьи 32.1-32.14)

Добавить комментарий