Античные государства

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Государства античного мира (Древнего Запада) составляют вторую группу рабовладельческих государств. К ним относятся, в первую очередь, греческие Спарта и Афины, а также Древний Рим.
Античное общество отличалось от древневосточного более высокими темпами разложения первобытнообщинного строя и сельской общины, бурным развитием частной собственности.

В античном обществе рабский труд становится основой производства, рабовладение приобретает классические формы.
ДЛЯ общественного строя характерно деление на две группы: свободных и рабов. Свободное население различалось по имущественному признаку. Имелось также деление на граждан, обладающих политическими правами, и свободных, лишенных политических прав. К последней категории относились метэки в Афинах, периэки в Спарте и перегрины в Древнем Риме. Рабы в античном обществе, в отличие от стран Древнего Востока, рассмат-ривались только в качестве вещи, объектов права. Аристотель писал: «Раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевленный раб».
Для античного государства наиболее характерной была республиканская форма: демократическая форма (Афины) и аристократическая республика (Спарта и первый период в истории Древнего Рима) с выборностью должностных лиц и наличием народного собрания.
Такого рода самой общей характеристики, разумеется, еще недостаточно, чтобы уяснить сущность и закономерности развития античного общества. Необходимо провести внутреннюю систематизацию. И тогда окажется, что Спарта, Афины и Рим являются последовательными ступенями в развитии античной истории государства и права.
С точки зрения общественно-экономического развития Спарта — это самый ранний этап античности. Здесь зарождающееся гражданское общество еще не разрушило полностью первобытнообщинный строй. В итоге образовался своеобразный сплав классовых институтов и пережитков, сохранявшихся элементов родового устройства. Этим и объяс-няется, что главным занятием спартиатов — полноправных членов спартанской общины считалось военное дело, что различного рода мерами среди них поддерживалось социальное равенство и т.п. Землю обрабатывали принадлежавшие всей спартанской общине, т.е. государству, рабы — илоты. Они имели семью, собственный двор и семейный участок (надел). Своим господам илоты отдавали половину собранного урожая.
Афины знаменовали собой расцвет античного способа производства. Родовой строй был полностью сокрушен и восторжествовало гражданское общество. Господствующее положение в Афинах занимали полноправные граждане. Рабство приобретает свои классические черты. Раб — это только вещь, которую можно купить, продать, отдать в наем и т.д.
И, наконец, Рим — это завершающий этап античности, ее последний взлет (во времена Республики) и окончательное крушение (в период империи).
В период Республики (VI-I вв. до н.э.) краеугольным камнем римского общественного строя было правило: люди не равны друг другу. Отсюда политическое и гражданское полноправие было присуще только римским гражданам. Основным работником в Риме становится раб — «говорящее орудие», вещь, которой собственник мог распоряжаться по своему усмотрению, вплоть до ее уничтожения. У раба не было семьи, все, что он приобретал (находкой, дарением и т. п.), считалось собственностью его господина.
Во времена империи (I в. до н. э. — V в. н. э.) в Древнем Риме отчетливо проявился кризис рабовладения. Экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда, хозяева стали предоставлять рабам земельные участки — пекулий, а также возможность участвовать в хозяйственном обороте. Одновременно шел другой процесс — превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика, так называемого колона.
Подобные ступени развития можно обнаружить и в государственном строе античного мира.
Первой из этих ступеней была Спарта — аристократическая республика, где отчетливо были заметны многие черты первобытнообщинной эпохи.
3. Полис в понимании античного мира

Полис был особой формой государственного устройства – городом-государством, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу (как, например, Юпитер – Риму, Афина Паллада – Афинам), где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от произвола.

Поэтому нет ничего страшнее, чем изгнание из родного города, чем то, что римляне называли «лишением огня и воды», т.е. отнятие гражданских прав. Цицерон в своем сочинении «О государстве» утверждал, что «уничтожение, распад и смерть гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания».

Полис как общественная форма наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность каждого гражданина.

В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством – «ойкосом» (домом). «Он одновременно выступает и как хозяин дома, организатор – «ойконом» и как гражданин – «политес»… Перед лицом закона граждане полиса выступают полноценными собственниками – ойкономами… Хороший хозяин ойкоса считался и хорошим гражданином, и наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политесом». Способности управлять домом и участвовать в общественных делах рассматривались как равноценные.

В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала народному собранию всех граждан с правом издания законов, выбора высших должностных лиц. К несомненным достижениям античной демократии следует отнести равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, запрет порабощения собственных граждан.

Формирование античной демократии и так называемого гражданского общества проходило в острой политической борьбе народа (демоса) с родовой аристократией. В тех городах-государствах, где победу одерживал демос, устанавливалась демократия (власть народа), но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии.

Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие законодатели и реформаторы античности. Среди них особое место занимают имена двух выдающихся афинских реформаторов – Солона и Клисфена, а также спартанского – Ликурга. Наиболее важной среди реформ Солона (VI в. до н.э.) была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным названием «встряхивание бремени» (сейсахтейя).

Солон объявил все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретил сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла значительную часть греческих граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в Афинах (V в. до н.э.).

Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому государству в Греции. Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.

Вместе с тем афинская политическая система была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие элементарных гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах переселенцы, чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом – землей и домами, они работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а жили в наемных помещениях.

Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики было таковым, что в повседневной жизни, бесспорно, существовали и развивались социальный антагонизм верхов и низов, подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.

Так, знаменитый философ Сократ, обвиненный в антидемократизме, принял яд; Перикл провел последние годы жизни под следствием; величайший скульптор античной эпохи Фидий кончил свою жизнь в тюрьме.

Не только греческий полис, но и Римская республика нередко становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути аристократической, и только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные должности (магистратуры) и места в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать).

Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась между императорами и сенатской оппозицией.

Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного устройства и реальной жизнью приводило к тому, что человек начинал чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень важно.

Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.

Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.

Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в республиканском и императорском Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества.

Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис – город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.

Полис — город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме — как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители — метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные — легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Один из наиболее крупных полисов Лакедемон (Спарта) имел территорию в 8400 км2 и население около 150- 200 тыс. человек. Аттика (Афины) как полис располагался на территории в 2500 км2 с населением около 125 — 150 тыс. человек. Однако мог ли существовать полисы на площади в 30-40 км2 (5х8 км) с населением в несколько сотен жителей. Большинство греческих полисов имели территорию в 100 — 200 км2 с населением 5-12 тыс. человек, из которых полноправных граждан, мужчин-воинов, могло быть от одной до двух тысяч человек.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание — наиболее демократический орган управления — было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

Итак, развитие производительных сил греческого общества, социально-экономическая дифференциация и распадение общества на классы привели в VIII—VI вв. до н. э. к образованию в Греции античного города-государства — полиса, имевшего некоторые отличия от большинства ранних городов-государств Востока.

Полис представлял собой гражданскую общину, опирающуюся на античную форму рабовладельческой собственности. Характерные особенности этой формы собственности, которые были вскрыты Марксом, состояли в том, что господствующей была частная собственность на рабов и основное средство производства того времени — землю, но частным собственником мог быть лишь полноправный член гражданской общины. Утерявшие земельную собственность нередко лишались и гражданских прав. Только в полисах, в которых победила рабовладельческая демократия, политические права распространялись на всех граждан вне зависимости от того, владели или не владели они землёй.

Однако во всех греческих полисах, независимо от особенностей их политического устройства, далеко не всё население, жившее на принадлежавшей полису территории, входило в состав гражданской общины и пользовалось гражданскими правами. Помимо рабов, лишённых каких бы то ни было прав, в каждом полисе существовали различные категории лично свободного, но неполноправного населения, например переселенцы из других полисов, чужестранцы. Рабы и неполноправные в важнейших городах-государствах представляли собой большую часть населения полиса, а граждане — лишь привилегированное меньшинство. Это меньшинство, располагая политической властью, использовало её в первую очередь для поддержания существующего строя, основанного на эксплуатации труда рабов, а часто и других категорий зависимого или неполноправного населения.

В целом полис, как особая форма рабовладельческого государства, по сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями того времени, безусловно, представлял собой явление исторически прогрессивное.

Считается, что древнейшие государства на Земле появились более 6000 лет назад, но самые древние, о которых хоть что-то известно, не смогли сохраниться до наших дней. В данный список 10 самых древних государств вошли только те, что в той или иной степени уцелели, они словно перекинутый мост от современности к седой древности.

Элам (Иран, 5200 лет)

Государство Исламская Республика Иран, расположенное в юго-западной Азии, появилось 1 апреля 1979 года после свершения Исламской революции. На самом деле, Иран является одним из древнейших в мире государств. Тысячелетиями Иран был ключевой монархией Востока. Древнейшее государство Элам, предшествовавшее Ирану, возникло здесь примерно 5200 лет назад. При Дарии I иранская империя простиралась от реки Инд до Ливии и Эллады. Да и в средние века Иран был достаточно влиятельным и мощным государством.

Самые старые города мира: Топ-10
Абсолютно у каждого города своя история возникновения, одни из них довольно молодые, другие имеют историю на несколько веков, но есть среди них и очен…

Египет (5000 лет)

Это древнейшее из государств, носивших одно и то же название, и о котором сохранилось большое количество исторических сведений. В древней стране бесчисленных династий фараонов родились великолепнейшие образцы искусства и культуры, многие из них были переняты народами Азии и Европы. Они также легли в основу античной эстетики, которая стала источником развития всех современных искусств.
Сейчас Египет является крупнейшим государством арабского востока, важным центром его культурной и политической жизни, центром притяжения туристов со всего мира. У Египта уникальное географическое положение, поскольку он находится на стыке 3 континентов – Европы, Африки и Азии, а также иудейской, христианской и исламской цивилизаций. Он возник на землях, где до того уже существовала некая могущественная и загадочная цивилизация, имевшая свою длинную историю. Фараон Минес примерно 5000 лет назад объединил соседние земли, образовав из них государство Египет времён Раннего царства. Эта цивилизация оставила нам много материальных памятников – пирамиды, Сфинкса, величественные храмы.

Греция (5000 лет)

Колыбелью европейской цивилизации является именно Греция. На острове Крит примерно 5000 лет назад зародилась древнейшая минойская культура, которую переняли эллины и другие материковые народы. Именно на Крите прослеживаются зачатки государственности, торговых и дипломатических отношений с Востоком, здесь возникла первая письменность.
Эгейская цивилизация, возникшая в конце третьего тысячелетия до н. э., уже проявляла чёткие признаки государственности. Первые государства на Эгейском море, возникшие на Крите и Пелопоннесе, имели черты восточных деспотий, развитую бюрократическую структуру. Эллада росла достаточно быстро, распространяя своё влияние и культуру на Малую Азию, северное Причерноморье и южную Италию. Кстати, сами греки до сих пор называют свою страну Эллада. Им льстит каждый раз подчёркивать историческую связь нынешней Греции с великой античной эпохой и культурой, ставшей основой для всей европейской цивилизации.

Ванланг (Вьетнам, 2897 г. до н. э.)

Вьетнам является государством Юго-Восточной Азии, находящимся на индокитайском полуострове. Название страны можно перевести как «южная страна вьетов». Цивилизация вьетов появилась в бассейне реки Красной, а предание гласит, что они произошли от птицы-феи и дракона. В 2897 г. до н. э. на этой территории сформировалось первое государство Ванланг. Был период, когда страна была поглощена Китаем, а ближе к концу XIX века им завладела Франция. Независимость Вьетнам получил в 1954 году.

Шан-Инь (Китай, 3600 лет)

Китай расположен в Восточной Азии и с населением более 1,3 млрд человек является крупнейшим по численности в мире государством, уступая по территории только России и Канаде.
Китайская цивилизация является одной из древнейших. Китайские историки утверждают, что ей свыше 5000 лет, хотя известным древнейшим письменным источникам Китая порядка 3500 лет. Во время сменявших одна другую династий императоров всегда действовали системы административного управления, которые с веками совершенствовались. Это давало преимущество государству, основанному на земледелии, которое было окружено кочевыми народами или горцами. Дополнительным цементом государственности послужило введение в I веке до н. э. в качестве государственной идеологии конфуцианства, а за столетие до этого – единой системы письма.
Функционировавшее в 1600-1027 годах до н. э. государство Шан-Инь следует признать первым, существование которого подтверждают не только находки археологов, но и эпиграфические письменные источники. Император Цинь Шихуанди собрал вместе в 221 г. до н. э. китайские земли в империю Цинь, чья территория во многом сопоставима с современным Китаем.

Список самых вымирающих стран мира
С каждым годом человеческая популяция продолжает расти. Но даже при этом в некоторых странах население сокращается. Причины такой депопуляции кроются …

Куш (Судан, 1070 г до н. э.)

Площадь современного Судана, расположенного на африканском северо-востоке, превышает площадь Западной Европы, а население при этом не дотягивает и до 30 миллионов жителей. Он находится в среднем течении Нила, на его прибрежных равнинах, а также берегах Красного моря и возвышенном плато.
В северной части нынешнего Судана в 1070-350 годах до н. э. существовало древнее Мероитское царство или Куш. О его существовании свидетельствуют найденные руины храмов, скульптуры царей и богов. Предполагается, что в Куше были развиты медицина, астрономия, была своя письменность.

Шри-Ланка (377 г. до н. э.)

Расположенное в Южной Азии к юго-востоку от полуострова Индостан на острове Шри-Ланка одноимённое государство звучало бы по-русски как «Благословенная земля». Люди здесь жили ещё в эпоху неолита, по крайней мере, найденные здесь поселения относят именно к этому периоду. Письменность же, а вместе с ней и документированная история, возникли после заселения острова арийцами из Индии. Они научили местное население не только письменности, но и первичным знаниям в области мореплавания и металлургии. В 337 году до н. э. на Шри-Ланке сформировалась монархия, столицей которой стал древний город Анурадхапура. В 247 году на остров попал буддизм, именно он оказался решающим фактором в процессе формирования государственного строя страны.

Чин (Корея, 300 г. до н. э.)

Корея располагается на Корейском полуострове и на расположенных поблизости островах. Эта древняя страна имеет общее культурно-историческое наследие. До относительно недавнего времени это было единое государство. После капитуляции Японии и окончания II мировой войны Корею, бывшую тогда японской колонией, страны-победители разделили на зоны ответственности: СССР досталось всё, что к северу от 38 параллели, а США – всё, что южнее её. Чуть позднее, в 1948 году на обоих осколках Кореи были провозглашены два государства – на севере Корейская Народно-Демократическая республика, а на юге – Республика Корея.
У корейцев есть легенда, согласно которой их государство основал сын бога Тангуна и женщины-медведицы в 2333 году до н. э. Самый древний этап корейской истории специалисты называют государством Ко Чосон. Правда, практически все современные историки считают легендарный возраст страны сильно преувеличенным, по крайней мере, никаких исторических документов, подтверждающих это, кроме нескольких средневековых хроник, никто предъявить не спешит. Предполагают, что на первых порах своего существования Чосон был просто племенным союзом, в который входили самостоятельные города-государства. Лишь около 300 г. до н. э. он стал централизованным государством. В тот же период на юге Корейского полуострова сформировалось протогосударство Чин.

Самые дешёвые страны для жизни: Топ-10
Для тех наших сограждан, кто навострил «эмиграционные лыжи», далеко не все самые дешёвые страны для жизни могут оказаться подходящими. Одн…

Иберия (Грузия, 299 г. до н. э.)

Относительно недавно Грузия вновь обрела независимость. Но история этого древнейшего государства помнит многое. На её территории располагаются древнейшие свидетельства существования цивилизации. Грузинские историки уверены, что самые ранние государства существовали в Грузии во втором и даже третьем тысячелетии до н. э. Речь идёт о выходящем на черноморское побережье Колхидском царстве и расположенной к востоку от него Иберии. Царь Фарнаваз I пришёл в Иберии к власти в 299 году. В период правления его и ближайших его потомков Иберия превратилась в могущественное государство, которое существенно расширило свои территории. В IX столетии произошло объединение грузинских княжеств в единое государство, а управлять им стали цари из ветви Багратиони.

Великая Армения (331 год до н. э.)

На территории Армянского нагорья уже в XII веке до н. э. началось формирование армянского этноса, которое закончилось к XI столетию до н. э. Основными «ингредиентами» армянской нации были урарты, хурриты, лувийцы, а также племена, говорившие на протоармянском языке. К IV-II векам до н. э. завершилось слияние урартов с армянским этносом. Известно, что в 31-220 гг. до н. э. существовало Айраратское царство или Великая Армения со столицей в Армавире, который находится недалеко от Еревана. В 316 году до н. э. во время правления династии Ервандидов оно стало независимым.
Затем было недолго продолжавшееся завоевание селевкидами, но уже в 189 году до н. э. Арташес I провозгласил государство Великая Армения. Как свидетельствует Страбон, уже во времена Арташеса все жители Армении разговаривали на едином армянском языке, хотя двор и знать вплоть до начала II столетия до н. э. предпочитали говорить на имперском арамейском, с изрядной долей иранских словечек.
Около 163 года до н. э. Коммагена также провозгласила свою независимость. Как независимое государство Малая Армения смогла просуществовать до 116 года до н. э., а затем её захватили сначала понтийцы, а позднее их сменили римляне.

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми! Оценить! 7.04 100111

Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

Признаки цивилизации:

  • разделение физического труда и умственного;
  • письменность;
  • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

  • античная;
  • древнеегипетская;
  • китайская;
  • исламская.

Черты цивилизации:

  • наличие центра с концентрацией всех сфер жизни и ослаблением их на периферии (когда городские называют «деревней» жителей небольших городов);
  • этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки);
  • сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание);
  • тенденция к расширению (географически, культурно);
  • города;
  • единое информационное поле с языком и письменностью;
  • формирование внешних торговых связей и зон влияния;
  • стадии развития (рост – пик расцвета – упадок, гибель или трансформация).

Возникновение античных цивилизаций

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация античной Греции строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

Античная цивилизация кратко

VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход Александра Македонского. Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.

В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

Смотрите: античные армии, битвы.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

  • упадок римского духа;
  • кризис античной культуры;
  • военное ослабление;
  • экономический упадок;
  • кризис рабовладельческого строя и пр.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.

Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.

Источник: Коптев А. Античная цивилизация

Добавить комментарий